Научная статья на тему 'История становления и развития понятия оперативного внедрения в деятельности Российской полиции (милиции)'

История становления и развития понятия оперативного внедрения в деятельности Российской полиции (милиции) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2044
301
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / CRIME DETECTION / ОПЕРАТИВНОЕ ВНЕДРЕНИЕ / НЕГЛАСНЫЕ МЕРЫ / СЫСКНОЙ ПРИКАЗ / CRIMINAL INVESTIGATION ORDER / ПРЕСТУПНОСТЬ / CRIME / AGENT PENETRATION OF A CLOSED ORGANIZATION / COVERED OPERATIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Богатырев Адам Гамидович

В статье автор показывает исторические этапы возникновения и развития оперативного внедрения, различные аспекты, связанные с становлением и использованием этого оперативно-розыскного мероприятия в борьбе с преступностью. Автор утверждает, что использование оперативного внедрения в уголовном сыске, стало возможным в результате его применения в политическом сыске царской полицией Российской империй.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Agent penetration of a closed organization in the law enforcement of the Russian Interior Ministry: the definition and its historical development

The author argues that application of agent penetration of a closed organization in modern criminal investigation originates from political criminal investigation at the tsar’s police of the Russian Empire.

Текст научной работы на тему «История становления и развития понятия оперативного внедрения в деятельности Российской полиции (милиции)»

боте, о чем наглядно свидетельствуют многие научные источники31. Поэтому детальный анализ методик уголовной регистрации, использовавшихся в различные периоды для формирования учетов, необходим в целях определения подходов к созданию современных автоматизированных информационных систем розыскного назначения (далее — АИС).

В правовом отношении для реализации этой идеи необходимо разработать соответствующий ведомственный нормативный акт — Наставление по работе подразделения уголовного розыска, осуществляющего формирование, ведение и использование оперативно-розыскного учета органа внутренних дел, в рамках которого предполагается создание на базе подразделений УР единой системы формирования

автоматизированных банков оперативно-розыскной и иной информации.

Наряду с этим, необходима разработка Инструкции о взаимодействии МВД России, ФСКН России, ФСБ России, ФСИН России, ФТС России, ФССП России при совместном осуществлении розыска и обмене информацией в сфере розыскной работы, которая призвана восполнить существующий пробел в области межведомственного взаимодействия по рассматриваемому направлению деятельности.

31 Атмажитов В.М., Большов И.В., Букейханов П.Е., Кувал-дин В.П., Овчинский А.С., Яковец Е.Н. Указ. соч. С. 2—6; Байкова Н.Ф. Формирование и развитие полицейских функций государства в России в IX — начале ХХ вв.: историко-правовой аспект: Дисс. ... канд. юрид. наук. Уфа, 2009.

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПОНЯТИЯ ОПЕРАТИВНОГО ВНЕДРЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКОЙ ПОЛИЦИИ (МИЛИЦИИ)

АДАМ ГАМИДОВИЧ БОГАТЫРЕВ,

адъюнкт, кафедры ООРД Академии управления МВД России Научная специальность: 12.00.12 — криминалистика; судебно-экспертная деятельность;

оперативно-розыскная деятельность E-mail: b.adam@mail.ru

Научный руководитель: кандидат юридических наук, доцент кафедры ООРД Академии управления МВД России,

кандидат юридических наук, полковник полиции Харченко С.В.

Аннотация. В статье автор показывает исторические этапы возникновения и развития оперативного внедрения, различные аспекты, связанные с становлением и использованием этого оперативно-розыскного мероприятия в борьбе с преступностью. Автор утверждает, что использование оперативного внедрения в уголовном сыске, стало возможным в результате его применения в политическом сыске царской полицией Российской империй.

Ключевые слова: оперативно-розыскная деятельность, оперативное внедрение, негласные меры, сыскной приказ, преступность.

AGENT PENETRATION OF A CLOSED ORGANIZATION IN THE LAW ENFORCEMENT OF THE RUSSIAN INTERIOR MINISTRY: THE DEFINITION AND ITS HISTORICAL DEVELOPMENT

ADAM GAMIDOVICH BOGATYREV,

graduate of OORD the management Academy of the Ministry of internal Affairs of Russia

Annotation. The author argues that application of agent penetration of a closed organization in modern criminal investigation originates from political criminal investigation at the tsar's police of the Russian Empire.

Keywords: crime detection, agent penetration of a closed organization, covered operations, criminal investigation order, crime.

Оперативно-розыскная деятельность органов внутренних дел как целостная система разведывательно-поисковых мер с использованием преимущественно негласных сил, средств и методов для борьбы с преступностью возникла не «на пустом месте», не одномоментно, а прошла значительный эволюционный путь.

Возникновение Древнерусского государства сопровождалось формированием законодательства соответствующего типа, уделявшего большое внимание уголовным правоотношениям. Им посвящено достаточно большое число статей в наиболее заметном памятнике древнерусского права — Русской Правде, которая трактует общее понятие преступления следующим образом: преступно только то, что причиняет непосредственный ущерб конкретному человеку, его личности или имуществу. Преступление здесь обозначается словом «обида».

Закон предусматривал определенную систему доказательств, среди которых важное место занимали показания свидетелей: видоков и послухов. Видоки — это свидетели, в современном смысле, очевидцы факта преступления. Послухи — это лица, которые слышали о случившемся от кого-либо, имеющие сведения из «вторых рук».

Гласное и устное уголовное судопроизводство сменилось негласным, предусматривающим письменную форму фиксации его результатов. Вынесение судебных решений предусматривалось только в письменном виде [1, с. 160].

Сыскное производство вначале применялось для преследования государственных преступников, раскрытия и расследования наиболее тяжких преступлений, а затем постепенно распространилось и на другие дела.

В России эволюция ОРД непосредственно связана с правоохранительными органами, осуществлявшими борьбу с преступностью. Отдельные элементы ОРД проявились в деятельности сыскных и судебных органов уже в период царствования Ивана Грозного, который в 1565 г. создал прообраз сыскных подразделений полиции — опричнину, заложил основы розыска. По данным исследователей В.И. Власова, Н.Ф. Гончарова, В.И. Елинского, В.М. Исакова и М.И. Сизикова, в середине XVI в. в центральных органах управления на базе существовавшей до этого Разбойной избы Боярской думы был сформирован Разбойный приказ, на который возлагалась организация борьбы с преступностью. В 1619 г. был создан Сыскной приказ, ведавший розыском преступников, в котором весьма активно использовалась информация граждан о месте их нахождения [2,

с. 69, 70]. В XVII в. Разбойный приказ стал называться Разбойным сыскным, а с 1730 г. — просто Сыскным.

В 1649 г. было принято новое Соборное Уложение, ставшее первым полным собранием законодательных актов, включавшим вопросы государственного, административного, финансового, гражданского, уголовного права и судопроизводства; оно действовало около 200 лет. В нем нашли отражение и правовое закрепление ранее сложившиеся формы, и методы розыскного процесса. Вместе с тем, новый свод законов обеспечил расширение сыскной сферы за счет совершенствования системы доказательств.

Особое внимание Уложение уделило розыскному процессу по так называемым «государевым делам», т.е. политическим преступлениям. Не устанавливая полного перечня органов, которые должны были вести производство по таким делам, не излагая процедуру сыска, закон требовал от всех подданных активного участия в изобличении государевых преступников.

Институт сыщиков как субъектов общеуголовного сыска в России, учрежденный еще в период межцарствования и ликвидированный в 1627 г. Указом Михаила Федоровича («Впредь сыщиков для сыску татиных, разбойных и убийственных дел в города не посылать»), вновь был учрежден, но уже на постоянной основе [3, с. 173].

С приходом на престол Петра I (1672—1725 гг.) были предприняты новые попытки активизации сыскного дела. Для ведения «розысков» по «государевым делам в 1702 г. создается Преображенский приказ, руководимый князем Ф. Ромодановским. Этот «злой тиран, пьяный по вся дни... скудный в своих рассудках человек, но великомочный в своем правлении», методами сыска наводил ужас как на простых людей, так и на знатных. Позже функции приказа перешли к Тайных розыскных дел канцелярии.

Первые сведения о таком самостоятельного органе связаны с Указом от 20 мая 1715 г., который учреждает полицейскую канцелярию, где для исполнения полицейских функций состояли солдаты и унтер-офицеры. 25 мая 1718 г. была введена должность генерал-полицмейстера, который возглавил полицейскую канцелярию и всю полицейскую службу в столице [4, с. 78]. По специальному указу Петра I на эту должность был назначен его денщик А.М. Девиер. В 1722 г. была создана обер-полицмейстерская канцелярия в Москве.

В 1724 г. для производства розыскных дел особенной важности была учреждена в виде особой палаты

Контора розыскных дел. Однако, она не имела собственного штата и в случае необходимости привлекала к розыску чиновников Сената.

Указом 12 октября 1711 г. «О беспрепятственном розыске, преследовании сыщиками воров, разбойников и их сообщников» был восстановлен ранее упраздненный институт сыщиков. Указ предписывал им «за теми ворами и разбойниками в погоню самим гонять... и таких разбойников и воров ловить». Фактически это означало осуществление внедрения в преступную среду. Одновременно губернаторам предписывалось оказывать сыщикам всемерное содействие, «дабы во всех местах такими... сысками и розысками всемерно воровство искоренялось». Однако, институт сыщиков просуществовал недолго и после его очередного упразднения функции розыска перешли воеводам и их товарищам (з аместителям).

Негласные методы все чаще стали прописываться и в нормативных актах, принимаемых полицмейстерской канцелярией. Так, в Инструкции 1723 г., полиции поручалось осматривать на форпостах купеческих людей, в том числе иностранцев, и арестовывать найденный у них запрещенный товар. В этой же Инструкции впервые были регламентированы негласные действия полиции, которые с современных позиций можно квалифицировать как личный сыск. Для его осуществления предусматривался особый штат сотрудников-полицейских чинов, которым предписывалось производить поиск, искусно маскируясь под различные категории правонарушителей. Реализация этого метода работы требовала от сотрудников умения осуществлять негласное наблюдение, использовать соответствующую экипировку, вырабатывать определенную линию поведения, а в случае контакта с правонарушителями — и соответствующую легенду [5, с. 95]. Как подчеркивал В.И. Елинский, в это время происходило активное накопление эмпирических знаний, умений и навыков в области оперативно-розыскной деятельности на уровне практической работы полиции по борьбе с неочевидными замаскированными преступлениями [6, с. 29].

Именно в годы правления Петра I предпринимается попытка ввести регулярную полицию, создается орган политической полиции — Тайная канцелярия розыскных дел (1718 г.), восстанавливается институт сыщиков и, кроме того, издается Инструкция (1719 г.), которая разрешала создавать розыскные команды из военнослужащих. Разведывательная работа именно в эти годы впервые приобрела правовую основу. Заметно

начала прослеживаться тенденция на усиление тайной сыскной работы, впоследствии названной оперативно-розыскной [7; 8; 9; 10, с. 90].

Становление Российской империи в рассматриваемый период проходило в постоянном поиске по личной инициативе Петра I путей развития, становления и совершенствования органов, призванных противодействовать преступности. В этот период произошла заметная переориентация сыскной деятельности по борьбе с общеуголовной преступностью на борьбу с государственными и должностными преступлениями в обнаружении и преследовании, прежде всего, государственных преступников. Негласные методы раскрытия и расследования преступления получили наибольшее применение.

Инициативы, ранее принятые Петром I не смогли эффективно воздействовать на борьбу с ворами, разбойниками, беглыми крестьянами и холопами. Действия преступников порой приобретали такой размах, что для их пресечения возникала необходимость применения военной силы.

В средневековый период основными методами уголовного сыска являлись пытки до личного признания, считавшегося «царицей доказательств», или оговор других лиц; «повальный обыск»; «поличное» обнаружение и изъятие похищенного; негласное выведывание, а также использование тайных подсыльщиков (т.е. агентов либо штатных негласных сотрудников).

В результате полицейской реформы, проведенной Петром I, произошло становление регулярной полиции, были определены ее основные задачи и функции. Общая полиция была организационно отделена от органов политического сыска. Однако, несмотря на преобразования, она еще не в полной мере обеспечивала организацию борьбы с общеуголовной преступностью. Действовавшие в этот период административные органы — Розыскной и Сыскной приказы, в функции которых наряду с осуществлением уголовного судопроизводства входила поимке беглых, — явно не справлялись с ростом преступлений.

Так, в 1735 г. Главная полицейская канцелярия докладывала Сенату, о том что «воровство умножилось близ самого Петербурга, и многих людей грабят и бьют». В 1740 г. констатировалось: «ныне не токмо в других где местах являться стали воровства, но и в самой Санкт-Петербургской крепости воры часового убили и несколько сот рублей казны нашей покрали».

Указом Анны Иоановны от 22 июля 1730 г. в Москве, где в то время находилась столица, был учреж-

ден Сыскной приказ с тем, чтобы «ведать татийные, разбойные и убийственные дела». Все пойманные воры и разбойники должны были немедленно препровождаться полицмейстерской канцелярией в приказ. Однако, он не стал общегосударственным учреждением по розыску преступников, так как его компетенция ограничивалась территорией Московской губернии. Его создание объяснялось тем, что в Московской губернской канцелярии накопилось очень много неразрешенных уголовных дел. К моменту создания приказа таких дел насчитывалось 21 388.

Такое положение не могло далее устраивать власть, и в 1763 г. при полиции для розысков по делам воров и разбойников, вместо упраздненных Розыскного и Сыскного приказов, при Московской губернской канцелярии была учреждена Особая экспедиция для розысков по делам воров и разбойников, которая затем была переименована в Розыскную экспедицию.

Предметы ведомства Сыскного приказа — «тати-ные, разбойные и убийственные дела» — перешли полностью в Розыскную экспедицию [11].

Разбойный (Сыскной) приказ просуществовал под различными названиями с 1572 по 1701 гг. Его филиалы — губные избы — имелись и в других городах страны. В недрах этих учреждений получила широкое развитие система регулярного уголовного сыска — действий уполномоченных на то лиц по поиску и задержанию преступников. Впервые на своих примерах сыщики начали проникать, изыскивать преступников и информацию о преступлениях, находясь в их обществе. Поскольку Разбойный приказ был специально учрежден для руководства создаваемыми губными органами, его можно считать основой централизованного судебно-по-лицейского органа Российского государства.

Характеризуя своеобразие данного вида деятельности, носившего преимущественно негласный (тайный) характер, В.И. Елинский отмечает, что основанием для осуществления уголовного сыска являлись сведения, которые могли быть получены методом так называемой язычной молки (т.е. путем опроса очевидцев происшествий, а также лиц, конфиденциально сотрудничавших с властями). Основная миссия в розыске преступников была возложена на особых чиновников — сыщиков Разбойного приказа. С появлением этих должностных лиц уголовно-сыскная деятельность была приближена к месту происшествия и стала охватывать территорию одного или нескольких уездов, порученных сыщику. Негласный характер деятельности указанных лиц породил

тайну сыска, которая в тот период включала в себя и служебные секреты оперативно-розыскной деятельности, и тайну расследования [5, с. 30].

Свою деятельность Сыскной приказ осуществлял через сыщиков, которые в своей работе применяли негласные методы. Это позволяет говорить в том, что Сыскной приказ является одним из первых учреждений где впервые официально стало практиковаться оперативное внедрение для противодействия преступности. К числу наиболее известных сыщиков того периода следует, прежде всего, отнести русского Видока — Ваньку Каина (кличка Ивана Осипова) [12]. На этой личности необходимо остановиться более подробно, так как приемы и методы, впервые примененные и описанные Ванькой Каином, следует рассматривать в качестве зарождавшихся ОРМ — «оперативное внедрение», «наблюдение», «опрос», «создание легендированного объекта».

Представляет интерес эпизод, связанный с созданием объекта, в котором концентрировались беглые преступники и иные лица, представляющие оперативный интерес. Они находились под постоянным наблюдением Ваньки Каина и его сподвижников.

После получения указа о своем назначении в качестве руководителя сыскной команды, он нанял себе в Зарядье близ мытного двора отдельный дом, в котором открыл фактически развлекательное заведение. Там играли в карты и зерни. Ради развлечений повседневно здесь собиралось много праздно шатающихся людей; приходя к нему, сами предлагали свои услуги, желая через него сыскать себе пристанище и какие-либо блага. Каин умел расположить к себе такую категорию людей, так как он был одним из них и понимал как лучше и в каком направлении использовать эту категорию людей в своих интересах. В разное время у Каина содержалось от 30 и более человек. Выходя в Москву, они проникали под видом шпионов в разные преступные группы, на притоны воров и разбойников.

Учитывая беспримерные результаты борьбы с преступностью в Москве Каина и его команду начали привлекать к розыску преступников, совершивших преступления за пределами Москвы, в соседних городах и волостях [13].

Рост преступности во многих развитых странах вызвал отрицательные изменения в экономической и социальной жизни общества, что заставило правоохранительные органы прибегнуть к использованию в борьбе с преступностью специальных мер поискового характера.

В становлении и развитии деятельности сыскных органов Российской империи оперативное внедрение сыграло существенную роль. Ими был использован опыт и знания отдельных лиц, которые, участвовали в оказаний негласной помощи полиции, а затем сами явились организаторами полицейской практики в Европе и Америке. Таков был Эжен Франсуа Видок, начальник охранительной полиции, один из создателей французской криминальной полиции (СЮРТЭ). Из истории использования ОРМ, оперативное внедрение в США связанно с известным сыщиком Аланом Пинкертоном, который начал проводить мероприятия, являющиеся аналогичными по форме и организации современным ОРМ «оперативное внедрение» [16].

В 1890 г. из созданного в 1802 г. в числе прочих Министерства внутренних дел выделилось и сложилось как самостоятельное ведомство Министерство полиции. В его ведении имелась структура, предназначенная для осуществления политического сыска — Особенная канцелярия. Таким образом, оперативно-розыскная функция МВД практически была переориентирована, прежде всего, на решение задач борьбы с политическими преступлениями.

История развития уголовного сыска до 1866 г., наряду с оперативным внедрением, интересна тем, что с ростом преступности и отсутствием сколько-либо эффективных средств противостояния ей вынудили царских чиновников предпринять более радикальные шаги. В 1866 г. при канцелярии полицейского управления Санкт-Петербурга была создана первая небольшая сыскная часть под руководством И.Д. Путилина [14, с. 60], несмотря на отсутствие опыта по организации, тактике и нормативному регулированию сыскной части.

Впервые были приняты на вооружение негласные методы работы по раскрытию преступлений, которые не относились к категории политических. Основу и личный пример организации и проведения негласных методов работы в криминальной среде подавал сам И.Д. Путилин, который лично, используя различные оперативные комбинации, неоднократно осуществлял оперативное внедрение [15, с. 13—19].

Практика использования оперативного внедрения была довольно широко распространена не только в аппаратах уголовного розыска Москвы, Санкт-Петербурга и ряда других крупных городов, где имелись благоприятные условия для зашифровки сотрудников уголовного сыска, внедренных в преступную среду.

Дальнейшее упорядочение оперативное внедрение получило в связи с подготовкой и принятием 20 февраля 1907 г. Инструкции по организации внутреннего (филерского) наблюдения и Инструкции по организации и ведению внутренней агентуры, разосланной на места 10 февраля 1907 г., утвержденной П.А. Столыпиным. Таким образом, к Октябрьской революции основным методом деятельности сыскной полиции Санкт-Петербурга являлось негласное наблюдение. В ведомственных актах указывалось, что сыскная полиция должна производить надзор за лицами, которые навлекли на себя подозрение своим образом жизни, за всеми происшествиями, относящимися к мошенничеству, воровству, приему краденых вещей на хранение или их покупку, укрывательству разыскиваемых лиц, не имеющих паспортов и т.д. Надзор предписывалось вести «секретно, в партикулярном платье».

Актуальность метода проникновения в криминальную среду и его эффективность нашла отражение в бесплатном приложении к «Вестнику Полиции» 1912 г., который распространялся в департаменте полиции Санкт-Петербурга и где наглядно демонстрировались фотографии и некоторые приемы работы отряда переодетых и загримированных городовых трех рот столичной полиции в целях пресечения уличного бродяжничества (хулиганства), нищенства, воровства в Санкт-Петербурге.

В период становления Советской власти вновь разработанные под руководством Ф.Э. Дзержинского положения и инструкции, предусматривающие использования как гласных, так и негласных методов и средств, были сведены к политическому сыску.

В послевоенный период фиксировался ростом бандитизм и других насильственных неочевидных преступлений. В этот период Инструкцией МВД СССР в подразделениях уголовного розыска было создано специальное подразделение негласных сотрудников (агентов — разведчиков). Указанные лица состояли в негласном штате уголовного розыска и «пользовались всеми преимуществами оперативного состава органов милиции». Для оперативных целей им, кроме служебного удостоверения, выдавались документы прикрытия каких-либо учреждений или организаций.

В качестве штатных сотрудников, работающих на негласной основе, подбирались надежные, инициативные лица, в функции которых входило решение отдельных задач разведывательного негласного характера. Они обеспечивались постоянным денежным содержанием.

Штатные негласные сотрудники обладали правами работников уголовного розыска, им выдавались документы прикрытия на вымышленные имена от различных организации и учреждений.

Негласные сотрудники использовались для собирания сведений, необходимых для производства расследований по уголовным делам, для перепроверки данных, представленных другими негласными сотрудниками, выявления лиц, занимающихся преступной деятельностью и их пособников.

Разведывательная работа по способу установления ее осуществления делилась на два вида — наружную и внутреннюю разведку.

Наружная разведка служила средством установления и выявления деятельности и связей отдельных лиц и групп, принадлежащих к преступному миру, путем наблюдения за подозреваемыми с использованием возможностей филерской службы.

Внутренняя разведка была предназначена для освещения деятельности преступных организаций и осуществлялась путем внедрения в учреждения и организации различными способами и под разными предлогами штатных негласных сотрудников секретных частей уголовного розыска.

Основные задачи штатных сотрудников, работавших на негласной основе, — выявление, сбор и фиксация информации, представлявшей оперативный интерес.

Внедрение в преступные сообщества с целью разработки лиц, обоснованно подозреваемых в подготовке или совершении преступлений, подлежало ведомственному санкционированию руководства МВД, УВД.

Приказом МВД СССР в 1974 г. перечень задач штатных негласных сотрудников был несколько расширен. Им разрешалось тайное проникновение в служебные помещения, где хранились документы по приему и расходованию товарно-материальных ценностей, с целью осмотра, фотографирования, обработки химическими веществами или временного изъятия документов, которые могли быть уничтожены преступниками.

Таким образом, исторический экскурс, предпринятый автором статьи, позволяет сделать выводы:

1) использование оперативного внедрения в уголовном сыске стало возможным в результате его применения в политическом сыске царской полицией российской империи;

2) процесс формирования и развития любого государства и его институтов обусловлен объективными потребностями общественной жизни.

Наличие такого социального явления, как преступность приводит к необходимости образования специальных структур для борьбы с нею, которые призваны работать с учетом применения новых средств и методов противодействия преступности;

3) исторически сложившейся формой практической деятельности по борьбе с преступностью стали разведывательно-поисковые методы, носящие преимущественно негласный характер, в числе которых наиболее перспективным для борьбы с преступностью оказалось оперативное внедрение. Правоохранительными органами они взяты на вооружение вследствие особенностей постоянно мимикрирующей преступности (тайный характер подготовки и совершения преступлений, а также постпреступного поведения);

4) активное использование негласных методов в борьбе с преступностью требует углубленного изучения их природы, сущности и закономерностей функционирования, получения и использования оперативной информации в расследовании преступлений, а также научной разработки оптимальных направлений оперативно-поисковой работы в современных условиях.

Литература

1. Амплеева Т.Ю. По Закону Русскому. М., 2006.

2. Воронцов С.А. Правоохранительные органы. Спецслужбы. История и современность. Ростов н/Д., 1998.

3. Юсупов А. Материалы для истории городской полиции в России с древнейших времен до царствования императрицы Екатерины II. СПб., 1852.

4. История органов внутренних дел: Учебник / Под ред. Р.С. Мулукаева. М., 2004.

5. Яковец Е.Н. Органы профессионального сыска и иные субъекты информационной безопасности Российской империи: Моногр. М., 2012.

6. Елинский В.И. Основы методологии теории оперативно-розыскной деятельности: Моногр. М., 2001.

7. Веретенников В.И. Из истории Тайной канцелярии. 1731—1762. Харьков, 1911.

8. ГурляндИ.Я. Приказ великого государя Тайных дел. Ярославль, 1902.

9. Российское законодательство Х—ХХ вв. В 9 т. Т. 4. М., 1986.

10. Крылов И.Ф. Бастрыкин А.И. Розыск, дознание, следствие. Л., 1984.

11. Андреевский И.Е. Лекции по истории полицейского права и земских учреждений России. СПб., 1883.

12. Франсуа Эжен Видок — французский сыщик, биография которого во многом сходна с биографией Ваньки Каина.

13. Фонд РГБ. История Ваньки Каина «Со всеми его сысками, розысками и сумазбродною свадьбой». СПб., 1835.

14. Юзефович Л. Ситуация на Балканах // Урал. 1986.

№ 6.

15. ПутилинИ.Д., Кошко А. Ф. На страже Отечества. Уголовный розыск Российской империи. М., 2013.

16. URL://http://www.policestation/you-policeman.info

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.