пары аистов гнездятся в населённых пунктах, на опорах ЛЭП по железной дороге, на отдельно стоящих деревьях вне населённых пунктов, в лесах и лесополосах, на скирдах и искусственных гнездовьях, устроенных сельскими жителями. Жилые гнёзда зарегистрированы в следующих точках: Бабаюрт (2 гнезда), Айтхан, Качалай, Хамаматюрт, Герменчик, Львовские Номера, Новая Коса, Герменкутан. По опросным данным, две пары белых аистов гнездятся по левобережью Терека в районе села Новый Берюзяк и три пары - в около села Умар-Отар Хасавюртовского района.
Прилёт первых птиц приходится на первые числа марта. Основная масса белых аистов появляется во второй декаде марта. Птенцы слетают с гнёзд в третьей декаде июня — начале июля. Эффективность гнездования довольно высока (около 4 птенцов на гнездо). В после-гнездовое время аисты держатся на рисовых чеках, орошаемых полях и прочих мелководьях. В определённое время семьи возвращаются на гнездо. Молодые отлетают в середине октября, взрослые — в конце октября. По опросным данным, отдельные пары гнездятся по 14-15 лет подряд (село Умар-Отар). В 10 гнёздах, находившихся под наблюдением в 1999 и 2000 годах, погибли две взрослые птицы, разбившись о провода ЛЭП. В обоих случаях птицы сломали ноги. Сельские жители пытались спасти их, но аисты через некоторое время погибали. В целом местное население очень бережно относится к белым аистам.
Таким образом, в Дагестане в 1980-1990-е годы сформировалась устойчивая гнездовая популяция белого аиста, насчитывающая около 20-25 пар. Можно ожидать, что этот вид в ближайшие горы появится на гнездовании в других районах Северного Кавказа.
Ю ^
ISSN 0869-4362
Русский орнитологический журнал 2012, Том 21, Экспресс-выпуск 740: 650-651
Следование чаек за поездами
А. С. Корякин
Второе издание. Первая публикация в 2001*
Следование морских птиц за судами в море — общеизвестное явление, но сходный феномен — следование птиц за поездами — не привлёк внимания, возможно, потому, что с очевидностью его можно наблюдать только из торцового окна тамбура последнего вагона.
* Корякин А.С. 2001. Следование чаек за поездами II Актуальные проблемы изучения и охраны птиц Восточной Европы и Северной Азии. Казань: 322-323.
В нашем случае наблюдения проведены в солнечную погоду 9 июля 2000 со скорого поезда «Мурманск-Москва».
Следование чаек за поездом отмечено в Карелии, на участке Октябрьской железной дороги между станциями Сегежа, Медвежья Гора и Кондопога. Этот участок магистрали не электрифицирован (птицам не угрожает опасность разбиться о провода), а полотно дороги большей частью проходит через плотный лесной коридор.
За поездом летели сизые Larus canus, серебристые L. argentatus чайки и клуши L. fuscus. Все наблюдавшиеся птицы были взрослыми. Обычно за поездом следовала группа из 5-10 особей; максимальная по величине группа включала 10 сизых, 3 серебристых чаек и 3 клуш. Некоторые особи непрерывно следовали за поездом на протяжении 1020 км. Иногда к чайкам, летящим за поездом, присоединялись и вороны Corvus corax, но они прекращали преследование через 1-2 км.
Чайки явно учитывали аэродинамические эффекты, возникающие при прохождении поезда. Они предпочитали держаться в зоне от нескольких метров до нескольких десятков метров от последнего вагона и в пределах этой зоны использовали в основном парящий, а не машущий полёт. У отдельных чаек изредка отмечались попытки схватить какие-то объекты, оказавшиеся в воздухе после прохождения поезда, но в целом поведение птиц более напоминало игровое. Во многом сходное поведение отмечалось в устье реки Нивы в Кандалакше, когда при внезапном усилении ветра ранее отдыхавшие сизые, серебристые и морские Larus marinus чайки поднимались в воздух и до 10 мин и более играли в воздушном потоке, используя преимущественно парение.