что 28 апреля 1998 в 70 км к востоку от Баканаса, в черносаксаульни-ках, нашёл гнездо с двумя зеленоватыми пятнистыми яйцами; самка сидела в гнезде, а вспугнутая убежала.
В июне того же года А.Г.Мельчаков проводил нас с группой английских орнитологических туристов Дэвида Холмана в эти места. Примерно в 55 км к северо-востоку от Баканаса, миновав рисовые чеки и глинистую Акдалинскую равнину, мы вышли к колодцу Кокуйрюм (на карте — Кокирюм), на стыке Акдалинской равнины и Баканасской саксауловой рощи. Здесь, в редком саксаульнике на невысоких барханах, 12 июня 1998 мы осмотрели пустое гнездо саксаульной сойки, в котором в апреле было 2 яйца. Гнездо помещалось в верхней части саксаула, на высоте около 2.5 м от почвы. В выстилке гнезда не оказалось так называемой «перхоти» (остатков роговых чехликов от маховых перьев), которая обычно бывает после вылета птенцов. Скорее всего, гнездование не было успешным. В 100 м в межбарханном понижении на саксауле мы обнаружили второе гнездо саксаульной сойки - целое, но тоже пустое. Постройка была новая, явно этого года. Самих птиц в течение двухчасовой экскурсии, пришедшейся на самое жаркое время дня, мы так и не видели, но факт гнездования их здесь не вызывает сомнений.
Ю ^
ISSN 0869-4362
Русский орнитологический журнал 2012, Том 21, Экспресс-выпуск 740: 649-650
О гнездовании белого аиста Ciconia ciconia в Дагестане
А. Н. Хохлов, В. Ф. Маматаева, Г. С. Джамирзоев, М. П. Ильюх
Второе издание. Первая публикация в 2001*
Известно, что белый аист Ciconia ciconia в XIX веке гнездился по реке Терек (Богданов 1879). В первой половине ХХ столетия этот вид на гнездовании стал здесь очень редок. Так, Е.П.Спангенберг (1951) в 1929 году обнаружил всего лишь одну пару в ауле Зрых (Дагестан).
По нашим данным (1999-2000 годы), белый аист не представляет редкости в Дагестане по всему междуречью Терека и Сулака. Здесь
* Хохлов А. Н., Маматаева В. Ф., Джамирзоев Г. С., Ильюх М. П. 2001. О гнездовании белого аиста в Дагестане II Актуальные проблемы изучения и охраны птиц Восточной Европы и Северной Азии. Казань: 620.
пары аистов гнездятся в населённых пунктах, на опорах ЛЭП по железной дороге, на отдельно стоящих деревьях вне населённых пунктов, в лесах и лесополосах, на скирдах и искусственных гнездовьях, устроенных сельскими жителями. Жилые гнёзда зарегистрированы в следующих точках: Бабаюрт (2 гнезда), Айтхан, Качалай, Хамаматюрт, Герменчик, Львовские Номера, Новая Коса, Герменкутан. По опросным данным, две пары белых аистов гнездятся по левобережью Терека в районе села Новый Берюзяк и три пары - в около села Умар-Отар Хасавюртовского района.
Прилёт первых птиц приходится на первые числа марта. Основная масса белых аистов появляется во второй декаде марта. Птенцы слетают с гнёзд в третьей декаде июня — начале июля. Эффективность гнездования довольно высока (около 4 птенцов на гнездо). В после-гнездовое время аисты держатся на рисовых чеках, орошаемых полях и прочих мелководьях. В определённое время семьи возвращаются на гнездо. Молодые отлетают в середине октября, взрослые — в конце октября. По опросным данным, отдельные пары гнездятся по 14-15 лет подряд (село Умар-Отар). В 10 гнёздах, находившихся под наблюдением в 1999 и 2000 годах, погибли две взрослые птицы, разбившись о провода ЛЭП. В обоих случаях птицы сломали ноги. Сельские жители пытались спасти их, но аисты через некоторое время погибали. В целом местное население очень бережно относится к белым аистам.
Таким образом, в Дагестане в 1980-1990-е годы сформировалась устойчивая гнездовая популяция белого аиста, насчитывающая около 20-25 пар. Можно ожидать, что этот вид в ближайшие горы появится на гнездовании в других районах Северного Кавказа.
Ю ^
ISSN 0869-4362
Русский орнитологический журнал 2012, Том 21, Экспресс-выпуск 740: 650-651
Следование чаек за поездами
А. С. Корякин
Второе издание. Первая публикация в 2001*
Следование морских птиц за судами в море — общеизвестное явление, но сходный феномен — следование птиц за поездами — не привлёк внимания, возможно, потому, что с очевидностью его можно наблюдать только из торцового окна тамбура последнего вагона.
* Корякин А.С. 2001. Следование чаек за поездами II Актуальные проблемы изучения и охраны птиц Восточной Европы и Северной Азии. Казань: 322-323.