«СЛАВЯНСКИЙ КРИСТЕН КОЛЬД»
ИЛИ ПЯТЬ ПРИНЦИПОВ КОНЦЕПЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ ИГНАЦИ СОЛАЖА
Т. Малишевский
Достижения польского деятеля образования Игнаци Солажа (18911940), к сожалению, не очень хорошо известны в мире, несмотря на то что в нашей стране он считается значимой фигурой в истории образования взрослых, одним из основателей народных университетов и выдающимся организатором образования взрослых в сельской местности. После Второй мировой войны его педагогической деятельностью интересовались многие авторы (например: Nowicki, 1947; Wroczynski, 1962; Turos, 1970; Bednarzak-Libera, 2006; Jamrozek, 2010). Ряд публикаций также появился по случаю столетнего юбилея Солажа (например: Gawor (ed.) 1992; Koprukowniak, Krawczyk (ed.) 1993; Got^biowski, 1994). Многие педагоги-практики годами черпали в его работах вдохновение для своих просветительских проектов (см. например: Poptawski 1948, Poptawski, Dyksinski (ed.) 1965; Stanowski 1981; Mierzwinska-Szybka (ed.) 1983). Деятельность И. Солажа в Польше можно сравнить с тем, чем занимался Кристен Миккельсен Кольд (1816-1870) за несколько десятилетий до него, воплощая идеи Грундтвига в педагогической практике [2, с. 2135; 8, с. 33-35; 9, с. 439-453]. Поскольку польский педагог являлся активистом панславянского движения сельской молодежи, его просветительские идеи также повлияли на развитие образования взрослых в сельских районах в других славянских странах. Поэтому имя «славянский Кристен Кольд» представляется весьма обоснованным.
Вспомним некоторые педагогические истины, которые он отстаивал.
Истина первая: целью образования взрослых является полноценное участие всех членов общества в гражданском обществе. Наиболее полно данный постулат, который актуален и сегодня, сформулирован Игнаци Сола-жем в своего рода педагогическом манифесте под названием «Сельский народный университет имени Владислава Оркана». Уже на первой странице публикации изложена мысль, которую можно считать кредо всей его педагогической деятельности: «Наша основная идея [...] заключалась и заключается в том, чтобы наделить народную массу активной созидательной ролью в истории, преобразовать ее из "социального субстрата" в личный, фермерский элемент во всех областях культуры. Речь идет о воспитании [...] для достижения зрелой, высокоэтичной, изобретательной демократии, о переводе количества в жизнеспособность и качество, о новых источниках возможностей развития польского и мирового общества» [15, с. 1]. Разве данный постулат не является одним из наиболее важных в настоящее время? Ведь именно с идеей о том, чтобы сделать всех членов общества гражданами, приходится работать в наше время, когда многие выдающиеся педагоги, социологи, философы и политологи высказывают подобные мысли. Поэтому стоит отметить, что именно Игнаци Солаж стал одним из предвестников подобного социально жизнеспособного и современного представления о построении гражданского общества в славянском регионе.
140
Истина вторая: быть педагогом/работником образования - это не (только) профессия, а (еще и) страстное увлечение и призвание. Истина о том, что педагог обязан с энтузиазмом и невзирая на жизненные трудности исполнять стоящие перед ним учебно-воспитательные задачи, должна постоянно подтверждаться выбором, который он делает в жизни. Сегодня, когда слишком многие забывают об этом сложно соблюдаемом принципе, появляется постулат о том, чтобы вновь включить его в канон образования. Глядя на примеры из прошлого, полезно вспомнить об идеях Игнаци Солажа. Обратимся к одной из характеристик, данных ему несколько десятилетий назад: «Во главе всего [...] стоит просветитель - мыслитель, поэт, который с помощью императивов, вытекающих из глубоких размышлений о человеческой судьбе, создает работника, стремящегося преобразовать себя в человека народа, нации, человечества. Слова и поступки тесно переплетались в повседневном напряженном труде. Истина - в слове, а слово - пульс сердца общества. Чтобы стать реальностью, высокие идеи должны быть увязаны с жизнью» [10, с. 370]. Естественно, можно найти еще ряд аналогичных цитат об этом польском педагоге. Согласившись с тем, что преподаватель, обучающий взрослых, должен несомненно действовать в соответствии с идеями и мнениями, которые он озвучивает, нужно отметить, что среди деятелей в этой области пример Игнаци Солажа заслуживает возрождения и мировой популяризации, поскольку своей жизнью он постоянно подтверждал, что быть педагогом это не только профессия, но и, прежде всего, неукротимая увлеченность своим делом или, говоря высокопарно, призвание.
Истина третья: необходимо всегда стараться делать так, чтобы студент / слушатель курса был субъектом. Полноценные партнерские отношения между учеником и учителем являлись важным атрибутом педагогики Игнаци Солажа. По его словам, именно диалог, самоуправление студентов, принятие совместных решений о составляющих программы, элементы сотрудничества, совместная организация жизненного пространства (жилье, питание, уборка и т. п.) в совокупности определяли такую субъектность. Данные вещи можно расценить как очередную - успешную и важную - попытку отказаться от постгербартовского регламента образования, который в то время все еще преобладал в образе мыслей, определяющем отношение к проблемам образования и воспитания. В этом отношении Игнаци Солаж, подобно Джону Дьюи, Эллен Ки, Хелен Паркхерст или Джорджу Кешенштайнеру, может в определенной мере считаться одним из представителей «Нового образования» - чрезвычайно идеологически оправданного, реформаторского течения в образовании того времени. Ибо его представления о педагогическом труде, направленном на обеспечение субъектности всех участников учебно-воспитательного процесса, формируют методическое предложение, выходящее далеко за рамки народных университетов и приобретающее универсальный характер в настоящее время.
Истина четвертая: учебным заведениям / организациям необходимо регулярно сотрудничать с местным сообществом. Постулат о встраивании каждого учебного заведения в местное сообщество, в котором оно работает,
141
путем развития связей с населением очень ярко проявляется в идеях Игнаци Солажа. Учебное заведение должно сотрудничать с ближайшим (или более удаленным) социальным окружением, чтобы, с одной стороны, подтверждать свою социальную полезность, а с другой - развивать у учащихся идею о социальной вовлеченности в собственные местные сообщества, поскольку, подчеркивал он, учебное заведение «это не монастырь и не суд, оно не может быть закрытым, косным или чуждым для окружающей среды. Оно должно быть неотъемлемой частью текущей жизни - не только государства в целом, но и ближайшего окружения» [14]. Сегодня, когда необходимость сотрудничества между учреждением образования и окружающей его средой стала одним из главных постулатов европейской образовательной практики, наличие ценных и актуальных славянских примеров в виде концепции работы с окружением (например, у Солажа), несомненно, заслуживает более широкого освещения в педагогических кругах, и не только в связи с образованием взрослых в сельской местности.
Истина пятая: имеет смысл черпать творческое вдохновение в мировых достижениях в области образования взрослых. Еще одним важным вопросом, заслуживающим внимания при рассмотрении наследия Игнаци Солажа с точки зрения его применимости в современных условиях, является его способность творчески использовать достижения педагогов из других стран. Выше мы уже упоминали об аналогиях с концепциями «Нового образования». Также хотим напомнить читателю о предложенной Солажем концепции народного университета, которая возникла благодаря творческому преобразованию грундтвигианской идеи школы жизни, и потому связана со скандинавской традицией народной школы (folkh0jskole). Также необходимо подчеркнуть, что создание Солажем нового типа учебного заведения не было слепым копированием скандинавского опыта и попыткой бездумно внедрить его в сельском социальном пространстве Польши (и других славянских стран). Об этом свидетельствуют слова самого Солажа об одном из своих учреждений: «Хотя идея Крестьянской школы в Шице пришла из-за пределов Польши, возникнув на основе великой идеи скандинавского педагога Грундт-вига, она так прочно укоренилась на польской земле, что стала индивидуальным выражением этой страны, духа польских сельских регионов» [16, с. 249]. Как видим, заимствование примеров с севера стало для данного педагога лишь первым шагом на пути построения формулы образования, необходимой польскому народу (и другим нациям). Ее необходимо оптимально скорректировать с учетом образовательных потребностей населения, для которых она предназначена. И Солаж очень хорошо это понимает. Поэтому его отношение к заимствованию иностранных новаторских решений в области педагогики можно считать достойным подражания и применения в настоящее время.
Как видим, пять педагогических принципов, сформулированных на основе работ Игнаци Солажа («Славянский Кольд»), универсальны и актуальны до сих пор, несмотря на время, прошедшее с момента их появления, и на конкретные условия отдельно взятого социального пространства. Они далеко не исчерпывают возможных примеров достижений этого выдающегося деяте-
142
ля образования, которые можно использовать в наше время, однако хорошо иллюстрируют универсальность его представлений в области андрагогики. В заключение необходимо выразить надежду, что достижения Солажа будут интересны как теоретикам, так и практикам в области образования взрослых из других стран.
Список литературы
1. Bednarzak-Libera M. Ignacy Solarz (1891 -1940) - wychowawca mtodziezy wiejskiej i spotdzielca [Rural Youth Educator and Cooperative Movement Activist], [in:] E. Krynska (ed.), ideaty wychowania i wzory osobowe narodu polskiego w XIX i XX wieku [Ideals of Education and Personal Examples of Polish Nation in 19th and 20th Century], 2006, Vol. 2, Biatystok.
2. Bjerg J. Christen Mikkelsen Kold (1816-1870), “Prospects. The Quarterly Review of Comparative Education”, 1994, Vol. 24, N 1-2.
3. Dyksinski S., Poptawski F. (ed.) Ignacy Solarz i jego uniwersytet ludowy 1924-1939 [Ignacy Solarz and his Folk High School 1924-1939], Warszawa, 1965.
4. Gawor S. (ed.) Ignacy Solarz i jego dzieto. Wnioski dla wspotczesnosci [Ignacy Solarz and his Work. Conclusions for the Contemporary], Krakow, 1992.
5. Got^biowski B. Cywilizacja stonca. O aktualnosci i perspektywach idei Polskich uniwersytetow ludowych Zofii i Ignacy Solarzow [Sun Civilization. About the Current Meaning and the Perspectives of Polish Folk High Schools of Zofia and Ignacy Solarz], Warszawa, 1994.
6. Jamrozek W. Uniwersytet ludowy Ignacego Solarza a ruch mtodochtopski II Rzeczypospolitej [Ignacy Solarz's Folk High School and Young Peasants' Movement in 2nd Republic of Poland], [in:] E. Sapia-Drewniak, J. Janik-Komar (ed.), Uniwersytety ludowe i inne formy oswaity doros-tych [Folk High Schools and other Forms of Adult Education], Opole. 2010.
7. Koprukowniak A., Krawczyk A. (ed.) W tradycji idei Ignacego Solarza (w stulecie urodzin) [In the Tradition of the Idea of Ignacy Solarz (on his One Hundredth Birthday)], Lublin, 1993.
8. Koztowski W. R. Krystyn Kold (Karta z dziejow szkolnictwa dunskiego) [Krystyn Kold (A Page from the History of Danish Education], “Przegl^d Pedagogiczny” [“Pedagodical Review”], 1902. R. XXII, N 3.
9. Kulich J. Christen Kold, founder of the Danish folk high school: myth and reality, “International Journal of Lifelong Education”, 1997, Vol. 16, N 5.
10. Mierzwinska-Szybka Z. (ed.) Wspomnienia o Ignacym Solarzu Chrzestnym [Memories of Ignacy Solarz, the Godfather], Warszawa, 1983.
11. Nowicki E Solarz Ignacy (1891-1940), “Chtopski Swiat” [“The Peasants' World”] 1947, N 1.
12. Olesinska B. Ignacy Solarz (1891-1940). Bibliografia w wyborze [Ignacy Solarz (18911940). Selected Bibliography], Koszalin, 1988.
13. Poptawski F. Ignacy Solarz w ruchu wiciowym [Ignacy Solarz in Wici Movement] “Chtopi i Panstwo” [“The Peasants and the State”], 1948, N 13-14.
14. Solarz I. Wiejski Uniwersytet Orkanowy w Gaci. Pierwsza chtopska niezalezna uczelnia [“Rural Folk High School Named after Wtadystaw Orkan in Gac. First Independent Peasant School”]. Warszawa, 1933.
15. Solarz I. Wiejski Uniwersytet Orkanowy. Cel i program [“Rural Folk High School Named after Wtadystaw Orkan. Objective and Programme”], Warszawa, 1937.
16. Solarzowa Z. Moj pami^tnik [My Diary], Warszawa, 1985.
17. Stanowski A. Uniwersytet ludowy i mtode pokolenie chtopow [Folk High School and the Young Generation of Peasants], Wydawnictwo Wiejskie NsZz RI “Solidarnosc”, Lublin May 1981 (duplicated manuscript).
18. Turos L. Uniwersytet Ludowy Ignacego Solarza i jego wychowankowie [Folk High School of Ignacy Solarz and its Graduates], Warszawa (and other numerous works of this author), 1970.
19. Wroczynski R. Ignacego Solarza koncepcja uniwersytetu ludowego i jej zrodta [Ignacy Solarz's Concept of Folk High School and its Sources], “Przegl^d Historyczno-Oswiatowy” [“Historical-Educational Review”], 1962, N 4.
143