Научная статья на тему 'Славист профессор СГУ Т. М. Акимова (к 110-летию со дня рождения)'

Славист профессор СГУ Т. М. Акимова (к 110-летию со дня рождения) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
435
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Т. М. АКИМОВА / САРАТОВСКАЯ ФИЛОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА / SARATOV PHILOLOGICAL SCHOOL / СЛАВИСТИКА / SLAVIC STUDIES / ФОЛЬКЛОР / FOLKLORE / T. M. AKIMOVA

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Киреева Елена Владимировна

В статье освещается вклад ученого-педагога Т. М. Акимовой в изучение русского фольклора и литературы и основные вехи ее жизненного пути. Выявляется преемственность связей научного наследия исследователя с традициями саратовской филологической школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specialist in Slavic Studies in the Saratov State University T. M. Akimova (by the 110 th anniversary)

The article describes the contribution of the scientist-teacher T. M. Akimova to the studies of Russian folklore and literature. It marks the main milestones of her life. Special attention is set to the continuity of the professor’s research heritage in the field of Slavic studies and in the context of traditions of the Saratov philological school.

Текст научной работы на тему «Славист профессор СГУ Т. М. Акимова (к 110-летию со дня рождения)»

Е. В. Киреева (Саратов)

Славист профессор СГУ Т. М. Акимова (К 110-летию со дня рождения)

В статье освещается вклад ученого-педагога Т. М. Акимовой в изучение русского фольклора и литературы и основные вехи ее жизненного пути. Выявляется преемственность связей научного наследия исследователя с традициями саратовской филологической школы.

Ключевые слова: Т. М. Акимова, саратовская филологическая школа, славистика, фольклор.

История отечественной науки насчитывает множество замечательных имен. Саратовский университет достойно представлен в ней профессором кафедры русской литературы Татьяной Михайловной Акимовой (7.01.1899 [25.12.1898 по ст. ст.], Саратов — 18.04.1987, Пенза) — этнографом, фольклористом, литературоведом, известным в научных кругах России, стран ближнего и дальнего зарубежья. Статьи о ней помещены в «Краткой литературной энциклопедии», справочных и научных изданиях, периодике 1.

Акимова «в 1918 г. закончила Саратовскую женскую гимназию, а в 1924 г. Саратовский университет, совмещая учебу в нем с работой в Этнографическом музее Саратовского края, который формировался при ее непосредственном участии. С 20-х годов начала публиковаться как этнограф-фольклорист, сочетая исследовательскую работу с систематическим собирательством. В 1941 г. Акимова перешла на работу в университет на кафедру русской литературы. В 1943 г. она защитила кандидатскую диссертацию „Народная драма о войне 1812 года, ее источники и значение в истории изучения народной драмы". В 1964 г. в Институте Русской литературы АН СССР (Пушкинский дом) защитила докторскую диссертацию „Русские удалые песни в устном бытовании и художественной литературе конца XVIII — первой половины XIX века". Она автор 80 сборников, монографий и статей, прочно вошедших в научный оборот. Т. М. Акимовой подготовлены сотни высококвалифицированных педагогов школ, до 20 ассистентов, кандидатов наук, работающих в вузах страны» 2.

Осуществленные Акимовой издания фольклора Саратовского Поволжья, публикации ученой исследовательского, учебного и ме-

тодического характера нашли отклик в печати, зачастую высокую оценку научной общественности.

Т. М. Акимова является яркой представительницей саратовской филологической школы. Ее имя в сознании многих исследователей всплывает при упоминании саратовского университета вслед за именем А. П. Скафтымова, который был ее учителем, а затем коллегой, редактором подготовленного Акимовой издания «Фольклор Саратовской области». Необычайно значимо для становления Акимовой как ученого и имя Б. М. Соколова — профессора Саратовского университета в 1919-1924 гг. Именно под его руководством происходило обретение ею навыков работы как фольклориста и этнографа нового (советского) этапа 3.

Готовящиеся к печати записки Акимовой содержат, в частности, сведения и о других преподавателях, в том числе из двух столичных университетов, волею послереволюционных перемен оказавшихся в Саратове и тем или иным образом повлиявших на формирование своеобразного лица его филологической школы: «Состав кафедры литературы в начале 20-х гг. в Саратовском университете был очень неоднородным по методологическим позициям профессоров. Это было время ломки старых установок и поисков нового. Если у профессора Н. К. Пиксанова я прочитала в его семинаре доклады: „Культ Пушкина у Гончарова", „Эдиционная техника", то у Б. М. Соколова: „Вариант в былине". На практических занятиях у В. М. Жирмунского: „Эпические повторения в былинах и их значение". Позже в семинаре А. П. Скафтымова я выступила с докладом о лирических повторениях в поэме Лермонтова „Мцыри", а на семинаре у Н. Н. Дурново — „Слово о полку Игореве и былины". Этот профессор-языковед вел с начинающими студентами занятия по древней русской литературе» 4.

Полученное студенткой Акимовой у педагогов такого высочайшего уровня со временем дало «благодатные всходы» в трудах ученой. Так, не отрицая достижений исторической школы в фольклористике, в рамках которой во многом поначалу выступали и братья Соколовы, и вместе с тем органически усвоив критику этой школы, предпринятую А. П. Скафтымовым в его монографии 1924 г. «Поэтика и генезис былин», Акимова с присущей ей простотой и ясностью в написанном ею разделе «Былины» учебника по народному творчеству (1969) раскрывает своеобразие отражения истории в этом жанре фольклора.

Студенческий доклад о культе Пушкина у Гончарова стал своеобразной «точкой роста» для своего рода «культа Пушкина» у

Акимовой-исследователя и педагога 5. Этому отчасти способствовало, видимо, и общение с крупным пушкинистом, текстологом Ю. Г. Оксманом, коллегой Акимовой по кафедре русской литературы в 1940-х — начале 1950-х гг.

Стойкий интерес ученой к фольклорному и литературному краеведению, весомость вклада в эти области — результат не только присущей ей любви к родному краю, но и «приращение» полученного на «уроках», в «школе» Б. М. Соколова, Н. К. Пиксанова, Е. И. Покусаева. В. П. Аникин в «Теории фольклора», воздавая должное Акимовой, которая «установила многие проявления локальности», приводит в качестве образцового рассмотрение ученой общерусского и локального начал в песне служилых людей «Бережечек зыблится», а также в песне «Когда было молодцу пора-время великое» 6. Материалы подготовленного Акимовой сборника «Сказки Саратовской области» использованы Аникиным для иллюстрации наблюдений о своеобразии сочетания в фольклоре общерусского и локального начал в проявлениях межэтнических связей 7. Очевидно, что усилиями Акимовой заложен прекрасный как теоретический, так и «текстовый» фундамент для реализации пожелания, высказанного Аникиным в его курсе лекций: «Не сомневаемся в том, что когда-нибудь будет изучен фольклор Саратовского края как пример пограничья, в котором сошлись фольклорные культуры славянских, тюркских и других народов» 8.

Более двадцати лет Т. М. Акимова проработала под руководством Е. И. Покусаева на кафедре, сотрудники которой уделяли особое внимание изучению наследия революционных демократов, вопросам критики, журналистики, сатиры. Акимова — автор ряда замечательных работ и в этих областях.

Будучи выпускницей славяно-русского отделения историко-филологического (педагогического) факультета СГУ и пройдя школу ученых, издавших учебники, пособия для вузов (братья Соколовы, Пиксанов), Акимова, следуя примеру учителей, славно потрудилась и на педагогическом поприще. Она — автор разделов учебника и хрестоматии по фольклору, программы курса по данной дисциплине, семинариев, методических пособий и статей по вузовской педагогике. «Семинарий по народному поэтическому творчеству» Акимовой не случайно охарактеризован в печати как заметный вклад и в фольклористику, и библиографию, и методику.

При всем многообразии сфер деятельности ученого-педагога Акимовой магистральным направлением ее научных интересов

была «изящная словесность» (народная и книжная) как искусство слова, вопросы поэтики. «Генезис» этого «пристрастия», по признанию самой исследовательницы, в студенческих штудиях: «Поэтика. Впервые я услышала это слово лет 70 тому назад, когда поступила в университет. И оно меня околдовало. Оно было произнесено молодым профессором В. М. Жирмунским. Он говорил о том, что в науке о художественной литературе самое главное — анализ текста во всей его идейно-художественной целостности, то есть в поэтической структуре. Не историческая среда, не биография поэта, когда „счет от прачки" мог представлять некую ценность, а текст художественного произведения должен быть изучен прежде всего. После такого анализа можно приступать к какой-либо другой задаче изучения. Я восприняла определение поэтики как метод в литературоведении, способный поставить эту дисциплину в ряды точных наук. Ее доказательства и выводы неоспоримы. Она оперирует фактами, заключенными в мыслях и словах самого художественного произведения, а значит, и его автора. Текст, а не впечатления от него» 9. Развитию интереса к изучению поэтики в студенческие годы способствовали не только «уроки» Жирмунского, но и проводимые Соколовым, судя по рассказам Акимовой, факультативные занятия. Студенты выявляли секреты построения народных лирических песен, рассматривая текст за текстом из классических песенных собраний конца XVIII — начала XX в. Семинар Скафтымова и его монография о поэтике и генезисе былин также в немалой степени способствовали поддержанию этого интереса, не угасавшего у исследовательницы до конца ее дней. Судя по свидетельству В. К. Архангельской, «12 марта 1987 г., чувствуя себя плохо», Акимова писала ей из Пензы: «Статью о ритмико-синтаксическом параллелизме написала наполовину. Надо показать в конце, как отмирает ритмико-синтаксический параллелизм в песнях необрядовых и почти исчезает в песнях мужских. Посмотрите...» 10. Именно вопросы поэтики были на первом плане у Т. М. Акимовой при исследовании драмы, эпоса (прозаического и поэтического).

После защиты кандидатской диссертации Акимова преимущественно занимается исследованием вопросов поэтики обширнейшей области лирики, а в ней прежде всего русской народной песни — своего рода средоточия национальной ментальности. Начав характеристику песенной поэтики в монографии «О поэтической природе народной лирической песни» (Саратов, 1966) с описания ее основополагающих черт, исследовательница в двух других своих книгах 11 и ряде

статей раскрывает их при характеристике жанрово-тематических групп обрядовой и необрядовой лирики как проявление особенностей движущейся поэтики. На сугубо песенном материале Акимова по-своему продолжила начатое в свое время А. Н. Веселовским описание «исторической поэтики».

Цикл статей исследовательницы по песенной лирике русских и советских поэтов, материалы читанных ею спецкурсов свидетельствуют о том, что изучение песенной поэтики распространялось у Акимовой и на область взаимодействия литературы и фольклора.

Прекрасное знание предмета исследования позволило ученой внести свой вклад и в область теории. Т. М. Акимовой принадлежит характеристика качественного отличия лиризма народных песен от лиризма книжной поэзии 12. Имея «опытное подтверждение» справедливости предложенной в свое время Чернышевским характеристики метода отражения действительности в народных песнях, Акимова одна из немногих, по мнению М. Петровского, дает точное сущностное определение различий между песней и романсом 13. Отмеченный Аникиным вклад Акимовой в характеристику локальности в фольклоре, думается, — не единственная причина, побудившая крупного фольклориста выразить сожаление в связи с недостаточной вовлеченностью в научный оборот выпущенных ею нескольких книг, напечатанных ничтожно малым тиражом 14.

Много внимания уделяла исследовательница характеристике жанров песенного фольклора. В своей докторской диссертации Акимова мотивировала правомерность выделения жанра удалых песен.

С. Г. Лазутин называл Т. М. Акимову специалистом по мужским песням 15. При всей справедливости такой характеристики, она несколько ограничивает область проявлений высокого профессионализма исследовательницы, чьи работы дают полное основание считать ее специалистом по песне в целом в многообразии ее разновидностей. В 1980-е гг. объектом исследования Акимовой стали календарно-обрядовые произведения, хотя значительный пласт песен такого рода, бытующих в Саратовском Поволжье, был записан ею уже в 1920-1930-е гг. В посвященной поэзии аграрного календаря статье и разделе своей последней монографии 16 исследовательница отчетливо представила типологию жанра календарно-обрядовых произведений (таусеней, масленичных песен, «жаворонков» и веснянок) и своеобразие входящих в жанр групп текстов. Предложенное ею видение — проявление того, что Акимова сочетала в своем лице этнографа и фольклориста-филолога.

В поле зрения ученой были и вопросы классификации народных песен как всего их огромного по количеству текстов пласта, так и такой его составляющей, как необрядовая лирика. Принимая за основу классификацию, предложенную В. Я. Проппом, она полагала целесообразным учитывать и половозрастной признак 17.

В предпринятом Акимовой исследовании русской песни во всем многообразии ее бытия едва ли не ярче, чем в других ее работах, проявилось присущее подходу ученой к изучаемым явлениям сочетание теоретического и историко-литературного, историко-фольклористического подходов при постижении их смысла и особенностей поэтики. Так, статья «Песни о гражданской войне» (1955), как справедливо отмечала Архангельская, «представляет собой монографическое исследование учтенного автором большого материала, на котором решались принципиально важные вопросы систематизации, традиции и новаторства, исторических судеб этого раздела песенного творчества» 18 Отмеченные выше черты, присущие научному почерку Акимовой, едва ли не наиболее отчетливо проявлены в статье 1980 г. «„Русская песня" и романс первой трети XIX века».

Интерес к русской песне Акимова пронесла через всю свою жизнь. И это служение изучению едва ли не центрального для русского этноса жанра словесно-музыкального искусства вознаграждено вкладом, который внесла славистка в его изучение. Большим достоинством работ Акимовой, особенно предложенных ею монографических рассмотрений сюжетов отдельных народных песен в многообразии вариантов, является и то, что в них ощутимо высокоразвитое у исследовательницы чувство прекрасного, эстетическая одаренность ученой.

Наличие любимого предмета исследования органично сочеталось в творческом наследии Акимовой с широтой научных интересов. В поле зрения ученой были помимо лирики проза и драма как роды искусства слова устного и книжного в многообразии видов и жанров. Ученой при этом была присуща стабильность внимания к интересующим ее областям. Одно из подтверждений этому — серия статей 1950-1980-х гг. о народной драме — предмете ее кандидатской диссертации начала 1940-х гг. Проявленная в них полемичность — следствие хорошей осведомленности о состоянии процесса изучения интересующей ее области. Входя в рассмотрение позиций коллег, исследовательница вела полемику, не опасаясь выступить против уже устоявшихся концепций, выдвинутых либо разделяемых известными учеными.

Славистика была основным направлением в исследованиях ученой, ее педагогической деятельности. Список печатных работ Акимовой на 94% состоит из публикаций, посвященных исследованию славян, преимущественно восточных, а из них — русских. Среди хранящихся в архиве ученой материалов лекционных курсов, читанных ею на филфаке, есть и спецкурс по славяноведению. Он читался в начале 1970-х гг. в объеме 10 часов как часть курса «Введение в славяноведение», раздел «Культура славян. Южнославянский эпос». Материалы к лекциям состоят из тезисов, цитат из исследовательских работ, текстов эпических песен южных славян, их переводов и переложений (Востокова, Пушкина, Ахматовой). Историографическая часть более подробно представлена именами В. М. Жирмунского, Б. Н. Путилова, Ю. И. Смирнова. Она хорошо демонстрирует суть сравнительно-исторического и типологического подходов в изучении эпоса славян.

Очевидно, что лектор видела славянский фольклор в его единстве и многообразии. Она показывала переклички мотивов русского героического эпоса с южно-славянскими эпическими песнями и вместе с тем отмечала присущую каждому эпосу специфику в национальной разработке сюжетов. Учитывая мнения других славистов, Акимова предлагает и свое видение вопросов взаимодействия эпической поэзии славян. Ознакомление с материалами спецкурса подтверждает точность формулировок сделанной на первых листах записи лектора: «Связующая мысль курса: своеобразие сербского эпоса. Научное значение его изучения — возможность решения важнейших теоретических вопросов фольклористики при исследовании юнацких песен. 1. Важнейший вопрос об исторической действительности и вымысле в содержании эпических песен. 2. О роли фантастики в эпосе. 3. О месте международных сюжетов в формировании национального эпоса. 4. Юнацкие сербские песни и былины» 19.

Материалы спецкурса замечательны еще и тем, как представлен в них страноведческий аспект. Это не только информация о составе населяющих Югославию этносов, их территориальном распределении, административном и политическом устройстве в прошлом и настоящем, характере вероисповедания, но и живые впечатления от туристской поездки по Югославии в 1956 г.

Она была участницей Всесоюзного совещания по вопросам изучения исторического эпоса восточных славян в Киеве в 1955 г. В подготовленном саратовскими учеными к V съезду славистов

сборнике Акимова опубликовала статью по презентативной для Саратовского края теме «Сюжетный состав народных песен о Степане Разине».

Значительная часть работ ученой вышла в центральных издательствах. Начав с публикации 1930-х гг. в «Советском фольклоре», она с 1950-х гг. активно сотрудничала с такими изданиями, как «Советская этнография», «Русская литература». Публиковалась в «Известиях АН СССР», в выпусках сборника «Русский фольклор». С 1974 по 1986 г. Акимова была не только активно публикующимся автором, но и редактором (наряду с Л. Г. Барагом) выходившего в Уфе межвузовского сборника «Фольклор народов РСФСР». Немало ее работ опубликовано в областных сборниках небольшим тиражом, и в силу этого они не всем доступны. Косвенным признанием заслуг слависта Акимовой явилось и проведение в Саратове конференции по песенному творчеству Поволжья в 1960 г. В ней приняли участие крупнейшие слависты страны.

Т. М. Акимова посвятила без малого семьдесят лет своей жизни славистике и более сорока из них при этом делу передачи своих знаний студентам. Окончив с золотой медалью гимназию, она и в дальнейшем стремилась все делать «на отлично» — в многообразии «служений» ученого, педагога, куратора студентов, парторга, супруги, матери. При этом служение науке, вузу всегда было у Акимовой на первом месте. В лихолетье выпавших на ее жизнь времен (две мировые войны, революция, голод, репрессии) она смогла стать ученым высшей квалификации, осуществив живую преемственность советской науки о литературе и фольклоре с дореволюционной. Акимова достойно продолжила традиции своих учителей, выработав при этом и свой почерк. Во времена жесткого надзора за соблюдением должного уровня партийности в работах филологов коммунист Акимова смогла по мере сил следовать идущему от основателя саратовской филологической школы Скафтымова требованию «читать честно» и его же «наказу» студентам «становясь умными, оставаться добрыми» 20. «Слово» Скафтымова по-своему отозвалось у Акимовой: «Честность, честность и еще раз честность — вот нравственный критерий каждого вступающего в науку и работающего в ней, тем более каждого прикоснувшегося к делу воспитания молодого человека — к этой мысли Т. М. Акимова возвращалась не раз в беседах и консультациях с молодыми собеседниками» 21. Ей самой было присуще гармоничное сочетание достоинств ума, интеллекта с достоинствами души (добротой и волевой собранностью). «Методическая посылка»

педагога Акимовой («Знания, полученные в результате собственных разысканий, наиболее прочны» 22) — итог опытного познания этой истины. Вся жизнь ученой была «добыванием» такого рода знаний. Оно было одновременно и счастьем, и «трудничеством» всех сил плоти, души и духа. Оно одарило Акимову и творческим долголетием. Свою последнюю монографию она завершила в возрасте 86 лет.

Акимовой была присуща при всей ее «нерасточительности» и щедрость души, проявляемая не только на бытовом, но и на общественном уровне. Завершая свой жизненный путь, она сторицей вернула взрастившему ее вузу полученное: передала свою великолепную библиотеку в Зональная научная библиотека СГУ с правом выдачи книг студентам, а приведенный в порядок архив — в созданный в 1981 г. по ее инициативе при поддержке заведующей кафедрой Е. П. Никитиной кабинет фольклора, оплатив выполнение разработанной для него настенной экспозиции. Но едва ли не главный из ее даров — передача приоритетного для саратовских филологов интереса к изучению опыта своих учителей и к вопросам поэтики литературы и фольклора своим ученикам.

Ф

ПРИМЕЧАНИЯ

1

2

Наиболее полная из опубликованных характеристика научной биографии Акимовой данаВ. К. Архангельской (см.:Архангельская В. К. Об авторе этой книги // Акимова Т. М. О фольклоризме русских писателей. Саратов, 2001. С. 5-16.) В названном издании помещен и «Список печатных работ Т. М. Акимовой» (с. 195-202), составленный А. В. Зюзиным (учтено 79 публикаций). К настоящему времени список печатных работ Акимовой насчитывает более 100 наименований.

См.: Архив кафедры истории русской литературы и фольклора Института филологии и журналистики СГУ [Справка без названия. 1980-е гг.] Л. 1 (машинопись).

Своим учителям Акимова посвятила разделы в коллективной монографии: Методология и методика изучения русской литературы и фольклора. Ученые-педагоги Саратовской филологической школы. Саратов, 1984. Общение с Б. М. Соколовым продолжалось у Акимовой и после его отъезда из Саратова. См.: Горбунова Л. Г. «...Все решительно, особенно в Музее, живо Вами» (письма Т. М. Акимовой и В. П. Воробьева к Б. М. Соколову) // Кабинет

фольклора. Статьи, исследования и материалы. Саратов, 2005. Вып. 2. С. 6-42.

Архив Акимовой в учебно-научной лаборатории «Кабинет фольклора им. проф. Т. М. Акимовой». П. 23. Л. 48. Серия статей Акимовой о Пушкине перепечатана в подготовленном к 100-летию со дня ее рождения сборнике трудов ученой «О фоль-клоризме русских писателей». Богатейший материал представлен в увидевшем свет уже после кончины Т. М. Акимовой ее «семинарии» «Пушкин и фольклор» (см.: Филология: Межвуз. сб. науч. трудов. Саратов, 2000. Вып. 5. Пушкинский. С. 43-57. Публикая В. К. Архангельской).

Аникин В. П. Теория фольклора: Курс лекций. М., 1996. С. 353-354.

7 Там же. С. 354-356.

8 Там же. С. 355.

9 Архив Акимовой. П. 23. Л. 47-48.

10 Архангельская В. К. Об авторе этой книги. С. 15.

11 Акимова Т. М. Очерки истории русской народной лирической песни. Саратов, 1977; Она же. Русская народная песня: Очерки истории жанров. Саратов, 1987.

Акимова Т. М. О поэтической природе народной лирической песни. Саратов, 1966. С. 133-137; Она же. Русская народная песня. С. 9798, 103, 111; и др.

Петровский М. «Езда в остров любви», или Что есть русский романс // Вопросы литературы. 1984. № 5. С. 64-65.

14 Аникин В. П. Теория фольклора. С. 353.

15 Архив Акимовой. П. 19. Л. 169.

16 Акимова Т. М. Поэзия аграрного календаря // Фольклор народов РСФСР. Уфа, 1985. Вып. 12. С. 32-43; Она же. Русская народная песня. С. 13-25.

17 Акимова Т. М. Русская народная песня. С. 60. Архангельская В. К. Об авторе этой книги. С. 7. Архив Акимовой. П. С/к «Славяноведение». Л. 1. Информация о «наказах» Скафтымова студентам взята из выступления директора Института филологии и журналистики СГУ В. В. Прозорова на пленарном заседании конференции молодых ученых, посвященной 100-летию СГУ (апрель 2009 г.).

21 Архангельская В. К. Памяти Т. М. Акимовой (1899-1987) // Русский фольклор. Л., 1991. Т. 26. С. 273.

22 Акимова Т. М. Введение // Акимова Т. М., Архангельская В. К., Бахтина В. А. Русское народное поэтическое творчество. М., 1983. С. 5.

6

12

13

18

19

20

Kireeva E. V.

Specialist in Slavic Studies in the Saratov State University T. M. Akimova (by the 110th anniversary)

The article describes the contribution of the scientist-teacher T. M. Akimova to the studies of Russian folklore and literature. It marks the main milestones of her life. Special attention is set to the continuity of the professor's research heritage in the field of Slavic studies and in the context of traditions of the Saratov philological school.

Keywords: T. M. Akimova, Saratov philological school, Slavic studies, folklore.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.