Научная статья на тему 'Сквозные цифровые технологии как фактор трансформации экономических знаний специалистов'

Сквозные цифровые технологии как фактор трансформации экономических знаний специалистов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровая экономика / сквозные цифровые технологии / трансформация специалистов. / digital economy / end-to-end digital technologies / transformation of specialists.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абазов Андемиркан Борисович, Шафиева Эльмира Тлостанбиевна, Кумахов Тамерлан Тимурович

В статье рассматриваются сквозные цифровые технологии как фактор трансформации экономических знаний специалистов. Отмечается, что высокие технологии ускорили процесс экономического развития. Одними из наиболее распространенных цифровых технологий являются сквозные. Они наиболее развиты, продуктивны и оказывают влияние на различные сферы (хранение данных в больших объемах, производственные технологии, нейросети, квантовые технологии, технологии беспроводной связи (5G), искусственный интеллект, системы распределенного реестра (блокчейн) и др.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Абазов Андемиркан Борисович, Шафиева Эльмира Тлостанбиевна, Кумахов Тамерлан Тимурович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

End-to-end digital technologies as a factor of transformation of economic knowledge of specialists

The article considers end-to-end digital technologies as a factor of transformation of economic knowledge of specialists. It is noted that high technologies have accelerated the process of economic development. One of the most common digital technologies is end-to-end. They are the most developed, productive, and have development in various areas (data storage in large volumes, production (technologies, neural networks, quantum technologies, wireless communication technologies (5G), artificial intelligence, distributed registry systems (blockchain), etc.).

Текст научной работы на тему «Сквозные цифровые технологии как фактор трансформации экономических знаний специалистов»

DOI 10.47576/2949-1878_2023_11_110 УДК 330:004

СКВОЗНЫЕ ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ФАКТОР ТРАНСФОРМАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ

СПЕЦИАЛИСТОВ

Абазов Андемиркан Борисович,

кандидат юридических наук, доцент кафедры деятельности органов внутренних дел в особых условиях, Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, Нальчик, Россия, [email protected]

Шафиева Эльмира Тлостанбиевна,

кандидат экономических наук, доцент кафедры высшей математики и информатики, Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет имени В. М. Кокова, Нальчик, Россия

Кумахов Тамерлан Тимурович,

магистрант второго года обучения направления подготовки «Экономика», Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет имени В. М. Кокова, Нальчик, Россия

В статье рассматриваются сквозные цифровые технологии как фактор трансформации экономических знаний специалистов. Отмечается, что высокие технологии ускорили процесс экономического развития. Одними из наиболее распространенных цифровых технологий являются сквозные. Они наиболее развиты, продуктивны и оказывают влияние на различные сферы (хранение данных в больших объемах, производственные технологии, нейросети, квантовые технологии, технологии беспроводной связи (5G), искусственный интеллект, системы распределенного реестра (блокчейн) и др.).

Ключевые слова: цифровая экономика; сквозные цифровые технологии; трансформация специалистов.

UDC 330:004

END-TO-END DIGITAL TECHNOLOGIES AS A FACTOR OF TRANSFORMATION OF ECONOMIC KNOWLEDGE

OF SPECIALISTS

Abazov Andemirkan B.,

Candidate of Law, Associate Professor of the Department of Internal Affairs in Special Conditions, North Caucasus Institute of Advanced Training (Branch) of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Nalchik, Russia, [email protected]

Shafieva Elmira T.,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Higher Mathematics and Computer Science, Kabardino-Balkarian State Agrarian University named after V. M. Kokov, Nalchik, Russia

Kumakhov Tamerlan T.,

second-year Master's student in Economics, V. M. Kokov Kabardino-Balkarian State Agrarian University, Nalchik, Russia

The article considers end-to-end digital technologies as a factor of transformation of economic knowledge of specialists. It is noted that high technologies have accelerated the process of economic development. One of the most common digital technologies is end-to-end. They are the most developed, productive, and have development in various areas (data storage in large volumes, production (technologies, neural networks, quantum technologies, wireless communication technologies (5G), artificial intelligence, distributed registry systems (blockchain), etc.).

Keywords: digital economy; end-to-end digital technologies; transformation of specialists.

В современных странах уровень цифро-визации процессов в экономической отрасли очень высокий. Это является показателем уровня развития не только страны, но и технологий. Цифровизация в данном смысле подразумевает не только перенос данных в иной формат, но и возможность пользоваться различными операциями дистанционно, например совершать покупки, управлять счетами. Цифровые производства позволяют значительно сократить время между совершением операций, извлечь определенные блага.

Современная экономика - это набор знаний, она имеет большой потенциал для развития, является частью хозяйственных отношений разных предприятий, граждан, организаций, соприкасается с аналогичными структурами всего мира. Цифровые технологии способны объединить различные мировые процессы глобально. Для того чтобы перевести экономику в цифровой формат, необходимо не только иметь соответствующие знания и технические возможности, но и достаточное количество специалистов, способных выполнить эти задачи. Трансформация необходима и экономической дисциплине, науке в целом. Без нее полный переход в цифровой формат будет просто неосуществим [1-6].

Электронная экономика стремительно развивается с начала XX века. С приходом высоких технологий процесс не только пошел намного быстрее, но и стал более актуальным. Этот процесс важен и с точки зрения правительства страны. Например, в России для развития цифровизации экономики было принято несколько важных нормативно-правовых актов и специальных программ. Например, существует программа «Цифровая экономика Российской Федерации», в которой содержится такое определение: «цифровая экономика представляет собой хозяйственную деятельность, ключевым фактором производства в которой являются данные в циф -

ровой форме, способствует формированию информационного пространства с учетом потребностей граждан и общества в получении качественных и достоверных сведений, развитию информационной инфраструктуры Российской Федерации, созданию и применению российских информационно-телекоммуникационных технологий, а также формированию новой технологической основы для социальной и экономической сферы». Этот документ выполняет стратегическое значение для развития отрасли в целом и роста экономического благополучия страны.

Существует и еще одна цель, стоящая перед развитием цифровизации, - так называемая «цифровая зрелость». Она касается тех научных и государственных сфер, которые выступают в качестве стратегически важных; к ним можно отнести экономику, различные социальные сферы, работу государственных органов. «Стратегия цифровой трансформации отрасли науки и высшего образования» - это сборник определенных инициатив и проектов, которые будут применяться для реализации программы перехода на цифровую экономику. Они коснутся и научной, образовательной сферы и иных смежных отраслей. Для этого в России создана база нормативно-правовых актов, на основе которой можно строить дальнейшую платформу и развивать цифровые отношения в различных социальных сферах.

За счет этого будут появляться новые блага и услуги в цифровом формате, новые сферы общественных отношений, опираться на это будет и стратегическое планирование экономики в целом. Благодаря этому будет создана новая экономическая среда, в которой появятся новые экономические субъекты, способные в ней взаимодействовать. За счет этого появляются предпосылки для создания новых научных исследований, например, предмета исследования современной экономической теории информационно-циф-ровизационного компонента.

Цифровые технологии распространяются на все типы рынков, они касаются не только товарооборота, но и рынков услуг. Это говорит о том, что сами технологии также можно покупать и продавать, они имеют свою цену, способны принести доход не только от использования, но и от их реализации. Изменения коснутся и рынка труда. Появятся новые вакансии, связанные с цифровой сферой, возрастет спрос на сотрудников, владеющих определенными знаниями и навыками: например, это касается 1Т-специалистов. Сама работа может осуществляться онлайн, заказчики также могут работать удаленно, то есть работнику и нанимателю необязательно видеться лично или находиться в одном населенном пункте. Они могут жить в разных странах.

Цифровая экономика состоит из нескольких блоков, в качестве основных можно выделить следующие:

- Отраслевая структура экономики и отдельные рынки.

- Технологии, за счет которых осуществляется переход на цифровой вариант.

- Условия, при которых этот процесс можно реализовать.

Наибольшее влияние государство способно оказывать на второй и третий блоки за счет возможности создать правовое поле, за рамки которого участники правовых отношений выходить не смогут. Государство также осуществляет контроль над выполнением законных требований, контролирует информацию, безопасность, создает необходимые инструменты для функционирования экономических инструментов, осваивает новые цифровые компетенции, готовит специалистов, дает им возможность получить образование, распространяет и внедряет технологии, для использования их на практике.

Одними из наиболее распространенных цифровых технологий являются сквозные (СЦТ). Они наиболее развиты, продуктивны, могут оказывать влияние не только на уже существующие торговые площадки, но и на процесс создания новых. Например, развиваются такие сферы, как дополнение реальности, хранение данных в больших объемах, промышленный интернет вещей, производственные (аддитивные) технологии, нейросети, квантовые технологии, технологии беспроводной связи (5G), искусственный

интеллект, системы распределенного реестра (блокчейн), робототехника и сенсорика и многое другое.

Одним из важных условий для развития цифровизации является внедрение СЦТ, это относится к третьему блоку. Кроме этого, важную роль играют именно специалисты, которые будут воплощать все это в жизнь, создавать цифровые объекты, технологические процессы. С появлением цифровых технологий появились услуги по их установке, продаже, отладке, даже ремонту. Все это значительно расширяет рынок услуг, рождает совершенно новые экономические отношения, цифровые рынки. Такие специалисты должны иметь широкую компетенцию, высокий уровень знаний. Потребуется создать условия для качественной подготовки таких сотрудников.

Условно самих работников IT-сферы можно разделить на следующие группы:

- Работа которых связана с цифровой экономикой непосредственно.

- Непосредственно разрабатывающие СЦТ.

- Специалисты, осуществляющие внедрение и управление СЦТ.

- Представители прочих отраслей, так или иначе связанных с цифровыми технологиями.

Это прежде всего специалисты, разбирающиеся в математике, механике, компьютерных технологиях, науках, касающихся информационных технологий вычислительной техники, электроники, информационной безопасности, систем связи и радиотехники. Сюда же относятся разработчики нанотехно-логий, искусственного интеллекта. Вторую группу представляют экономисты, специалисты по управлению массами, создатели различных проектов, экранных искусств.

Стоит отметить, что обе группы специалистов небольшие, их подготавливают мало. Например, в 2020 г. выпускников экономического профиля было всего 4000 человек, и это данные по стране. Если рассматривать более узких специалистов, то выясняется, что специалистов по экранным искусствам -900, е-СМИ - всего 500, культуроведов - 800 человек.

Экономическая специализация даже для цифровой экономики является основной. Дело в том, что она определяет само раз-

витие и функционирование экономики, а ИТ-специалисты переводят уже существующую структуру в цифровой вид, они как бы дублируют существующую в привычном виде экономическую дугу. Если экономическая теория исследует рынки, товарооборот, взаимоотношения разных структур и клиентов, то цифровые технологии этим занимаются опосредованно. Их задача - создать среду, в которой будет все это происходить без физических носителей.

Цифровая экономика уже стала одним из направлений развития экономики. Она не может существовать в разрыве от основной теории. Это значит, что рано или поздно циф -ровизация коснется практически всех областей социальной среды и рынков. Поэтому важно, чтобы каждый специалист обладал определенным уровнем компьютерной грамотности, мог пользоваться цифровыми решениями.

Многие операции уже доступны в автоматическом или удаленном виде, это значит, что со временем их станет только больше, многие отрасли будут переходить на автоматизацию. Человек не будет заменен роботами, однако многие операции, которые сейчас выполняются вручную и отнимают много времени, могут быть автоматизированы, что значительно ускорит процесс работы разнообразных структур. Это будет способствовать и более качественному развитию взаимоотношений между ними, увеличит получение прибыли и скорость финансового оборота.

Информационными технологиями сможет управлять искусственный интеллект, он уже задействован во многих отраслях и показывает себя с положительной стороны. Нужно работать над развитием не только технологий, но и их компетенции, не забывать о регулировании законом вновь образующихся

социальных сфер и отношений. Кроме этого, внимание стоит уделить подготовке квалифицированных кадров. Стоит отметить, что на данный момент количество специалистов рассматриваемого профиля невелико, а с ростом технологий будет требоваться больше специалистов, которые уже сейчас в дефиците.

Образовательные учреждения должны не только предлагать возможность абитуриентам выбрать соответствующие курсы и получить должное профессиональное образование, но и привлечь будущих специалистов. Дело в том, что в настоящее время достаточно мало людей, которые осознают важность и ценность информационных технологий, многие не обладают достаточной компьютерной грамотностью даже на бытовом уровне. Это несколько тормозит технический прогресс.

Для того чтобы цифровая экономика активно развивалась, важны не только высокие технологии, но и соответствующие специалисты, способные претворить их в жизнь. Для этого специалист должен обладать не только рядом умений, но и набором определенных качеств. К ним можно отнести желание и компетенцию работать с большим объемом данных, владение программным обеспечением, применяемым для создания цифровой среды, владение основами визуализации, умение принимать нестандартные рабочие решения.

В России цифровизация идет достаточно медленно. Эта проблема касается робототехники, сквозных технологий, ИИ, промышленного интернета и многих других сфер. Для ускорения темпов развития этих сфер нужны не только грамотные специалисты, но и повышение компьютерной грамотности населения.

Список источников _

1. Жамборов А. А., Шафиева Э. Т., Кокурхаева Р. М. Б. Роль цифровых технологий в формировании информационного общества // Журнал прикладных исследований. 2022. Т. 1. № 9. С. 17-21.

2. Киндеева А. А., Зуева А. С. Цифровизация образования в России: проблемы и перспективы // Теория и практика проектного образования. 2021. № 2 (18). С. 60-64.

3. Козловская Г Е., Казенина А. А. Цифровизация образования: модернизация или трансформация // Вестник МГПУ. Серия: Философские науки. 2020. № 1 (33). С. 38-43.

4. Кокурхаева Р. М. Б., Жамборов А. А. Роль информационных технологий в организации образовательного процесса // Журнал прикладных исследований. 2022. Т. 1. № 9. С. 29-32.

5. Хаджиев М. Р., Межиева Х. Б., Тесаева З. И. Влияние цифровых технологий на трансформацию экономики // Финансовая экономика. 2020. № 9. С. 192-194.

6. Шафиева Э. Т., Хамурзов А. Т., Кокурхаева Р. М. Б. Цифровые платформы как инструмент трансформации экономики // Журнал прикладных исследований. 2022. Т. 2. № 9. С. 107-111.

References _

1. Zhamborov A. A., Shafieva E. T., Kokurkhaeva R. M. B. The role of digital technologies in the formation of the information society. Journal of Applied Research. 2022. Vol. 1. No. 9. Pp. 17-21.

2. Kindeeva A. A., Zueva A. S. Digitalization of education in Russia: problems and prospects. Theory and practice of project education. 2021. No. 2 (18). Pp. 60-64.

3. Kozlovskaya G. E., Kazenina A. A. Digitalization of education: modernization or transformation. Bulletin of the Moscow State Pedagogical University. Series: Philosophical Sciences. 2020. No. 1 (33). Pp. 38-43.

4. Kokurkhaeva R. M. B., Zhamborov A. A. The role of information technologies in the organization of the educational process. Journal of Applied Research. 2022. Vol. 1. No. 9. Pp. 29-32.

5. Hadjiev M. R., Mezhieva H. B., Tesaeva Z. I. The influence of digital technologies on the transformation of the economy. Financial Economics. 2020. No. 9. Pp. 192-194.

6. Shafieva E. T., Khamurzov A. T., Kokurkhaeva R. M. B. Digital platforms as an instrument of economic transformation. Journal of Applied Research. 2022. Vol. 2. No. 9. Pp. 107-111.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.