Научная статья на тему 'Скрипичное джазовое исполнительство как явление современной музыкальной культуры'

Скрипичное джазовое исполнительство как явление современной музыкальной культуры Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
937
216
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Скрипичное джазовое исполнительство как явление современной музыкальной культуры»

М. В. Белова

СКРИПИЧНОЕ ДЖАЗОВОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО КАК ЯВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

Когда говорят об искусстве джаза, редко возникает ассоциация со скрипичным исполнительством. При этом традиции скрипичного джаза имеют глубокие корни и почти вековую историю. В начале 20-х гг. XX столетия скрипки, наряду с другими смычковыми инструментами, объединенными в группы, стали появляться в первых составах эстрадных и джазовых оркестров. Как солирующий инструмент в джазе, скрипка развивалась достаточно медленно и долгое время в этом плане отставала от традиционно-джазовых инструментов: трубы, фортепиано, саксофона. Очевидно, подобное состояние было обусловлено минимумом информации и длительным отсутствием какой-либо обучающей и информирующей литературы. Нельзя сказать, что положение сегодня значительно изменилось. И если для привычно джазовых инструментов имеется и постоянно пополняется обширная отечественная и зарубежная популярная педагогическая литература, то скрипка в этом отношении обделена. Методическое пособие Э. Кунина «Скрипач в джазе» [1], посвященное формированию навыков скрипичной импровизации, является единственным отечественным фундаментальным трудом, доступным сегодня в образовательных целях.

Тем не менее джазовое скрипичное исполнительство активно развивалось, неоднократно удивляя разнообразием стилей и направлений, безграничными техническими исполнительскими возможностями и реформами. В наши дни интерес к этому виду искусства растет изо дня в день, о чем свидетельству-

ют новые джазовые фестивали, в которых участвуют солисты-скрипачи, постоянно действующие мастер-классы. Созданы джазовые колледжи мастеров этого жанра, появляется, хотя и небогатый, учебный и исполнительский репертуар. Проблемы, связанные с развитием скрипичного джазового исполнительства в нашей стране, находятся на начальной стадии изучения и разработки. Цель данной статьи - восполнить пробел в области названного вида современной музыкальной культуры с учетом последних достижений в исполнительской практике.

Первыми среди джазовых оркестрантов стали известны скрипачи-импровизаторы Стаф Смит, Джо Венут-ти, Стефан Граппелли, их принято считать старейшинами традиционного скрипичного джаза. Период XX - начало XXI вв. представлен рядом выдающихся музыкантов-скрипачей, творчеству некоторых из них и будет уделено внимание в данной работе.

Известно, что первой скрипичной импровизацией мы обязаны Никколо Паганини. Воспоминания современников составили впечатления о нем как о скрипаче с необыкновенной энергией, который ослеплял своим мастерством исполнителя и импровизатора, на его концертах люди падали в обморок от созданной им «электрической» атмосферы. Результат исполнительской деятельности Н. Паганини вдохновил будущих композиторов и музыкантов, а ныне и наших современников на решительное совершенствование и расширение границ скрипичных исполнительских возможностей.

101

В течение своей жизни Паганини играл на уникальных инструментах А. Страдивари и А. Гварнери, многие считали, что именно в этом кроется его успех. После смерти Паганини эти музыкальные инструменты были демонтированы, исследованы и собраны заново. Как оказалось, никакого демонизма в них нет. Только необыкновенный труд самого скрипача, его действенная натура, безграничная фантазия сделали Н. Паганини одним из величайших музыкантов всех времен.

Развитие скрипичного джазового исполнительства и большой интерес к нему привели к поиску новых выразительных возможностей самого инструмента с помощью микрофонов и звукоснимателей, к поиску специфических, новаторских идей в конструкции. Стремление увеличить звуковую мощь и выразительность акустической скрипки привело к созданию нового инструмента -электрической скрипки. Вначале она использовалась в определенных случаях в составах эстрадных оркестров, затем все чаще в сольных выступлениях джазовых музыкантов. Ныне жизнеспособность электрических инструментов очевидна: многие скрипачи уже владеют игрой на них, многие желают обучаться игре.

Первым королем скрипичного джаза является Стефан Граппелли. В середине 20-х гг. XX столетия его имя было на устах многих любителей джаза. Вначале он музицировал в эстрадных танцевальных оркестрах Парижа, затем постепенно стал выступать в малых составах и соло. Большое влияние на творчество Граппелли оказал музыкант Джанго Рейнхардт, с участием которого была сформирована группа «Quintette du Hot Club de France». До этого времени С. Граппелли одинаково хорошо играл на фортепьяно и скрипке, но любовь к

последней, ее импровизационные возможности полностью захватили его. Развитие звукозаписывающей индустрии дало возможность всем любителям джаза в мире познакомиться с творчеством С. Граппелли, сделав его по-настоящему популярным музыкантом, демонстрирующим новый, интригующий звук солирующей скрипки. Незадолго до Второй мировой войны Граппелли обосновался в Лондоне, где сотрудничал с Джорджем Шерингом.

Послевоенные годы оказались для С. Граппелли временем творческого затишья - возрождение Европы привело к временной потере слушателей и, как следствие, его популярности. Позже, делая совместные программы со скрипачами С. Смитом и Д. Венутти, С. Граппелли был окружен вниманием к своему творчеству и интересом профессионалов к джазовому исполнительству. Для него настало время безграничных инструментальных возможностей в джазе, полного признания его творчества коллегами, поклонения публики. В начале 70-х гг. прошлого столетия британское телевидение показало запись концерта Граппелли с классическим скрипачом Иегуди Менухиным. Этот великолепный дуэт двух великих музыкантов и концерты, которые они позже устраивали вместе, имели огромный успех. Однако пиком его карьеры было выступление в 1973 г. на фольклорном фестивале в Кембридже в сопровождении Диза Дислея и Дэнни Райта. Стефан Граппелли стал сенсацией. Все последующее время, в течение 1980-1990 гг., музыкант находился в непрерывном турне по миру, выступая в самых престижных залах Великобритании, Европы, США.

Жана-Люка Понти считают преемником С. Граппелли. Понти - из ведущих французских джазовых музыкан-

тов, получил классическое скрипичное образование в Национальной Парижской консерватории; приобщился к джазу, играя на кларнете (этому его учил отец) в джазовом оркестре колледжа. Познакомившись с творчеством Майлса Дэвиса и Джона Колтрейна, музыкант начал осваивать теноровый саксофон, но скоро почувствовал необходимость собственного творческого выражения в джазе на своем главном инструменте - скрипке. Вначале это было не легко, поскольку к тому времени скрипка еще не обрела законного места в джазе. Успех Понти был стремительным, уже в 1966 г. в возрасте 22 лет он выпустил свой первый сольный альбом «Jazz Long Playing». Ничего подобного до этого никто не слышал, и критика сразу единогласно объявила его первым скрипачом джаза в стиле фьюжн. В 1968 г. в Базеле имя Понти прозвучало наряду с именами всемирно известных джазовых скрипачей Свена Асмуссена, Стефана Грапелли, Стафа Смита. Альбом, который они записали вместе, получил название «Встреча на высшем скрипичном уровне». Популярность Ж.-Л. Понти росла. Он сотрудничал с Элтоном Джоном, получил приглашение в Америку от Фрэнка Заппы. После переезда в Америку Понти много и плодотворно работал: регулярно записывал новые альбомы, основал новое направление джаз-рока в Америке, стал первым джазовым музыкантом, сделавшим видеозапись. Первые гастроли в России Жана-Люка Понти прошли в рамках мирового турне «Тур-2000», а его гастроли в Санкт-Петербурге -крупнейшее событие в культурной и светской жизни, которое надолго запомнилось всем, кому посчастливилось услышать выступление прекрасного музыканта.

Музыкальным явлением нашего времени считают обладателя титула «лучший джазовый скрипач мира» французского музыканта Дидье Локвуда. Страсть к инструменту перешла к нему от отца. Началом блестящей творческой карьеры можно считать первую премию, которую Д. Локвуду вручили в 16 лет в Национальной консерватории Франции, где он получил классическое скрипичное образование. Спустя некоторое время у музыканта обнаружились явные склонности к импровизации, к большой музыкально-исполнительской свободе.

Встреча с мастерами джазовой игры С. Граппелли, Д. Брубеком окончательно сориентировала Д. Локвуда в выборе своего исполнительского жанра.

Сегодня Дидье Локвуд - обладатель нескольких «золотых» дисков. Им создана блестящая скрипичная импровизационная школа, достигнуто уникальное звучание инструмента, что стало основой джазовой французской школы. В отличие от других джазовых скрипачей, Локвуд играет на старом акустическом инструменте, оснащенном звукоснимателем. Его собственный музыкальный опыт заставил изменить взгляд на музыкальное образование. В консерватории ему виделось одностороннее воспитание виртуозной техники скрипача в ущерб любой личной творческой способности. При этом Д. Локвуд никоим образом не отрицал необходимости приобретения фундаментальной техники, которую дает классическое образование; считает, что современному музыканту следует (при желании) параллельно изучать все музыкальные стили и направления, а ритмические, гармонические понятия импровизации должны стать частью воспитательного курса. Эти размышления отразились в опубликованном в 2002 г. педагогическом труде «Cordes et ames».

В 2004 г. Дидье Локвуд отметил 30-летие своей артистической карьеры. В течение этих лет он записал около 30-ти альбомов в Европе и США, дал более 3 тыс. концертов по всему миру (первый концерт в России состоялся 4 ноября 2002 г. в Саратовской филармонии), организовал множество джазовых фестивалей и проектов, отмечен многочисленными музыкальными наградами. Им написан ряд симфонических произведений: концерт для скрипки с оркестром «Чайки», Концерт для фортепиано с оркестром, цикл из 13 мелодий для голоса и симфонического оркестра; созданы две оперы, а также музыка для кино и современного танца. По случаю своего юбилея музыкант написал автобиографию «Profession jazzman - La vie impro-visee».

В списке лучших музыкантов, составленном знаменитым джазовым издательством «Даун Бит», есть имя Д. Локвуда, основателя знаменитого Центра музыки под Парижем, в котором учатся музыканты со всей Европы, названного в его честь.

Интересно творчество одного из наиболее молодых и одаренных современных скрипачей и композиторов Америки Марка О’Коннера, широко признанного талантливого музыканта своего поколения. Музыкальная деятельность его весьма многогранна. О’Коннеру удается совмещать любовь к классической музыке, неподдельный интерес к творчеству современных, авангардных авторов с необыкновенной страстью к джазу. Своим искусством игры он демонстрирует глубокие познания в области множества музыкальных стилей и жанров. Наибольшее влияние на формирование его джазо-эстрадного направления оказали встречи со С. Граппелли и техасским скрипачом Бенни Томсоном, чье

исполнительство проникнуто богатыми народными традициями Америки. В процессе совместного музицирования с этими музыкантами М. О’'Коннер окончательно определился в своем джазовом исполнительском стиле.

О’Коннер - обладатель премии Грэмми (февраль 2001 г.), автор двух скрипичных концертов и нескольких сонат; является основателем всемирно признанной скрипичной джазовой школы (штат Техас), где обучает разным музыкальным исполнительским стилям способных учеников со всего мира. Музыкант регулярно дает мастер-классы и проводит семинары в школах и высших музыкальных учебных заведениях, поддерживает многие организации, которые проявляют заботу о музыкальном образовании.

Давид Голощёкин - один из наиболее известных отечественных джазовых исполнителей-скрипачей. Первым сильным впечатлением, оказавшим серьезное влияние на выбор его профессиональной деятельности, была музыка в исполнении оркестра под управлением Олега Лундстрема. Произведения Глена Миллера, которые исполняли в тот день, были наполнены джазовыми элементами и стали откровением для юноши. Достаточно рано у него обнаружилась уникальная способность играть на разных инструментах: фортепиано, скрипке,

трубе, саксофоне. Однако первое приглашение на работу он получил в знаменитый в то время оркестр Иосифа Вайнштейна в качестве пианиста. Эта работа стала для музыканта джазовой консерваторией [2]. В 1968 г. Давид Голощёкин основал собственный оркестр, для принятия такого решения - посвятить себя музыке «загнивающего капитализма» в то время требовалось большое мужество. Но времена менялись, и джазовое искус-

ство из подполья и запрета вышло на самые известные сцены страны. Давид Г о-лощёкин возглавляет первую и пока единственную Филармонию джазовой музыки в Санкт-Петербурге. Он получил почетное звание народного артиста России, записал десяток CD с различными исполнительскими составами, получил премию «Золотой Аполлон» от Фонда им. П. И. Чайковского, является желанным гостем наиболее представительных международных фестивалей в Америке и Европе.

Д. Голощёкин - абсолютный приверженец джазовой классики в своем исполнительстве [3]. Пять лет назад музыкант организовал ставший сразу одним из самых престижных в Европе международный летний джазовый фестиваль

«Свинг “Белые ночи”», куда ежегодно съезжаются звезды мирового джаза, а также конкурс для молодых исполнителей «Осенний марафон».

Во всем мире в последнее время наблюдается небывалый интерес к скрипичному джазовому исполнительству и поиску новых, еще не раскрытых возможностей этого инструмента в джазовой музыке. Выразительный музыкальный язык, тембровое богатство инструмента, реальные перспективы творчества в джазе уже привлекли многих профессиональных музыкантов. Как никогда стремительно растет число желающих профессионально обучаться джазовому мастерству. А это предполагает знакомство с историей, теорией и практикой джаза.

1. Кунин, Э. И. Скрипач в джазе / Э. И. Кунин. - М.: Совет. композитор, 1988.

2. Немзер, А. Запоздалое свидание / А. Немзер // Рус. журн. - 2004. - № 1.

3. Шамис, Р. Давид Голощёкин. Скрипка. Джаз / Р. Шамис // Народ мой. - 1999. -№ 12.

105

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.