ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ «ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 1 (75), 2009
влияли и на социокультурную жизнь населения.
Таким образом, в среде сибирских татар знахари подразделялись на несколько типов по роду своей деятельности и значимости. Благодаря своим знаниям и грамотности они пользовались уважением населения, принимали активное участие в жизни сообщества, и наряду с религиозными деятелями и учителями составляли ее элиту.
Библиографический список
1. Селезнев, А. Г. К характеристике шаманских атрибутов барабинских татар // Шаманизм как религия: генезис, реконструкция, традиции. — Якутск, 1992. — С. 58; Кадырова, Л. М. Иррациональные народные медицинские знания сибирских татар Омской области // Народная культура. — Омск, 1996. — С. 38-40; Кадырова, Л. М. К проблеме отражения религиозного синкретизма в народных знаниях сибирско-татарского населения // Сибирская деревня: история, современное состояние, перспективы развития. — Омск, 1998. - С. 189-191.
2. Никонова, Л. И. Традиционная медицина тюркских народов Поволжья и Приуралья как часть системы их жизнеобеспечения. — Рузаевка, 2000. — С. 33.
3. Валеев, Ф. Т. О религиозных представлениях западносибирских татар // Природа и человек в религиозных представлениях народов Сибири и Севера. — М. : Наука, 1978. — С. 320-331; Кадырова, Л. М. Народные медицинские знания сибирских татар Омского Прииртышья : дис. ... канд. ист. наук. — М., 2003. — С. 59; Алексеев, Н. А. Традиционные религиозные верования тюркоязычных народов Сибири. — Новосибирск : Наука, 1992.; Басилов, Н. В. Культ святых в исламе. — М. : Мысль, 1970. — С.3, 5, 8.
4. Кадырова, Л. М. Народные медицинские знания сибирских татар Омского Прииртышья : дис. ... канд.ист.наук. — М., 2003. — С. 61-62.
5. Никонова, Л. И. Традиционная медицина тюркских народов Поволжья и Приуралья как часть системы их жизнеобеспечения. — Рузаевка, 2000. — С. 31.
ЗИННАТУЛЛИНА Гулюса Ильфатовна, научный сотрудник сектора изучения этноконфессиональных отношений Института гуманитарных исследований Тюменского государственного университета.
Дата поступления статьи в редакцию: 13.05.2008 г.
© Зиннатуллина Г.И.
УДК 39 Д. А. МЯГКОВ
Омский филиал Института археологии и этнографии СО РАН
СКОТОВОДСТВО БАРАБИНСКИХ ТАТАР В 1880-1900-е гг.___________________________________________
В результате исследования определены структура и размеры скотоводства барабинских татар в 1880—1900-е гг. На основе статистических материалов выявлены различия в скотоводстве у разных локальных групп барабинских татар.
Ключевые слова: барабинские татары, скотоводство.
Барабинские татары (барабинцы), территория расселения которых охватывает центральные и северные районы Барабинской лесостепи, представляют собой одну из этнических групп сибирских татар. Применительно к концу XVI — началу XX вв. Н.А. Томиловым были выделены три эндогамные группы барабинских татар: 1) барабинско-чановская, 2) кыштовско-усть-таркская, 3) каргатско-убинская [1]. В общем виде любейско-тунужская группа составляла северозападный, барабинско-туражская — центральный, теренинско-чойская — восточный ареалы расселения барабинских татар.
Особенностью этнографического изучения культуры барабинских татар являлся пристальный интерес ученых к наиболее архаичным, присваивающим формам хозяйства, в то время как занятия скотоводством и земледелием оставались на периферии проблемного поля исследований, что затрудняло выявление их реальной роли в системе хозяйства аборигенного населения Барабы. При этом скотоводство
как форма хозяйственной деятельности барабинских татар предоставляет весьма перспективное поле для проведения археолого-этнографических реконструкций. Скотоводческое хозяйство аборигенного тюркоязычного населения Барабинской лесостепи является устойчивым комплексом культуры, функционирующим с первой трети II тыс. н. э. до начала XXI в. По археологическим данным, в первой трети II тыс. н. э. доли производящего и присваивающего хозяйств населения Барабы были приблизительно равны, а с XIII — XIV вв. ведущую роль в экономике барабинских татар начинает играть полукочевое скотоводство,
о чем свидетельствует большое количество костных остатков лошади, овцы, коровы, обнаруженных на памятниках барабинских татар [2, 3]. Согласно наиболее ранним письменным этнографическим источникам, в XVIII в. барабинские татары разводили лошадей, крупный рогатый скот и овец, причем преобладающей отраслью было коневодство, а разведением овец занимались немногие [4, 5, 6].
Таблица 1
Количество скота в локальных группах барабинских татар в 1889 г.
Группа барабинских татар Количество голов скота (на душу населения / на двор)
Лошади Крупный рогатый скот Овцы
Любейско-тунужская 0,46 / 1,87 0,29 / 1,17 0,29 / 1,17
Теренинско-чойская 1,15 / 3,72 1,64 / 5,29 1,13 / 3,63
Барабинско-туражская 0,65 / 2,95 0,38 / 1,72 0,46 / 2,09
Итого 0,64 / 2,77 0,44 / 1,89 0,46 / 2,01
Примечание. Данные всех таблиц рассчитаны по: ГАТО. Ф. 234. Оп. 1. Д. 135. Л. 147 об. — 149 об., 154 об. - 183 об., 188 об. - 192 об., 195 об. - 199, 204 об. - 230 об., 235 об. - 240 об., 245 об. - 263 об.
Обширное поле для соотнесения археологических и этнографических источников составляют количественные показатели животноводства, тем более что в археологической литературе хорошо известна методика расчета численности стада, его структуры, видового и половозрастного состава [7]. По мнению С.С. Тихонова, сопоставление этнографических и археологических материалов позволит произвести вполне достоверную реконструкцию скотоводства сибирских татар [8].
Цель настоящей работы — установить структуру и размеры скотоводства барабинских татар в 1880 — 1900-е гг. Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи: 1) определить количество скота в хозяйствах барабинских татар в рассматриваемый период; 2) выявить соотношение разных видов скота в общей системе стада; 3) выявить различия в скотоводстве у разных локальных групп барабинских татар. Выбор хронологических границ исследования был определен стабильным функционированием традиционных черт в хозяйстве барабинских татар в 1880 — 1900-е гг.
Главным источником по изучению количественных показателей животноводства барабинских татар послужили посемейные статистические описания инородцев Томской губернии, которые хранятся в Государственном архиве Томской области (ГАТО). Обследование экономического положения барабин-ских татар, организованное в 1889 г. Томским губернским статистическим комитетом, производилось во всех населенных пунктах семи инородных управ Каинского округа Томской губернии: Теренинской, Барабинской, Чойской, Каргалинской, Тунужской, Любейской и Туражской. В составленных описаниях Каинских инородцев представлена информация об экономическом положении каждого домохозяйства с указанием главы семьи, числа ее членов, количества разного скота в ее владении. Высокая ценность представленного источника определяется тем, что заключенная в нем информация создает возможность для анализа животноводства барабинских татар в один момент времени на различных этносоциальных и этнотерриториальных уровнях: отдельного домохозяйства, поселения, этнотерриториальной группы, барабинских татар в целом.
В конце XIX в. практически во всех населенных пунктах барабинских татар скотоводство имело общую структуру, и в нем можно выделить три направления: разведение лошадей, крупного рогатого скота и овец. В целом, по данным посемейного обследования каинских инородцев 1889 г., на 4171 душу барабинских татар приходилось 2669 голов лошадей, 1822 головы крупно-
го рогатого скота и 1939 голов овец. В общей структуре стада барабинских татар доля лошадей составляла 41,5 %, крупного рогатого скота - 28,3 %, овец -30,2 %. В среднем на один двор приходились 2,77 голов лошадей, 1,89 голов крупного рогатого скота и 2,01 голов овец. Таким образом, ведущую роль в животноводческом хозяйстве барабинских татар в конце XIX в. играло коневодство. Отметим, что незначительная часть жителей Барабинской, Туражской и Тунужской волостей занимались также разведением коз, которых в общей сложности насчитывалось 230 голов1.
Для сравнения приведем сведения о количестве скота в целом по Каинскому округу: в 1891 г. на один двор жителей приходилось 5,54 голов лошадей, 5,32 голов крупного рогатого скота и 8,24 голов овец. При этом в общей структуре стада Каинского округа лошади составляли 29 % (132635 голов), крупный рогатый скот - 28 % (127756 голов), овцы - 43 % (198059 голов) [9]. Таким образом, в относительном исчислении, т. е. в расчете на одно хозяйство, скотоводство барабинс-ких татар имело значительно меньшие размеры, чем у окружающего русского населения. В то же время обращает на себя внимание другое отличие в хозяйствах этих двух категорий населения: при одинаковой относительной величине поголовья крупного рогатого скота (28 % общего стада), в структуре стада у барабинских татар преобладали лошади (41,5 %), а у русских - овцы (43 %), что дополнительно подчеркивает особое значение коневодства в системе татарского животноводства.
Имеющихся в нашем распоряжении статистических сведений достаточно, для того чтобы высчитать размеры скотоводства в локальных группах барабинс-ких татар. Так, в 213 хозяйствах любейско-тунужской группировки барабинцев содержалось 398 лошадей, 250 голов крупного и 249 голов мелкого рогатого скота. В 79 хозяйствах барабинских татар теренин-ско-чойской группы насчитывалось 294 лошади, 418 голов крупного рогатого скота и 287 овец. Наконец, на 671 двор барабинских татар барабинско-тураж-ской группы приходилось 1977 лошадей, 1154 головы крупного рогатого скота и 1403 головы овец. На основе приведенных сведений возможно выявить количество скота, которое приходилось на одну душу и один двор барабинских татар трех локальных групп (табл. 1).
Распределение поголовья домашнего скота между отдельными дворами барабинских татар было неравномерным. Исследователями отмечалось, что в конце XIX - начале XX вв. единичные богатые хозяйства барабинцев имели сотни голов скота, а бедняцкие хозяйства скота имели мало или вовсе его не имели [10, 11]. Конкретные похозяйственные обследования
«ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 1 (75), 2009 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ «ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 1 (75), 2009
Таблица 2
Количество лошадей в хозяйствах барабинских татар в 1889 г.
Группа барабинских татар Количество хозяйств, единиц / %
Число дворов С 1 головой (Г°л.) С 2 гол. С 3 гол. С 4-5 гол. С 6 -9 гол. С 10-15 гол. С 20-50 гол. Без лошади
Любейско- 213 56/ 67/ 25/ 18/ 5/ 2/ 0/ 40/
тунужская 26,3 31,5 11,7 8,5 2,3 0,9 0 18,8
Теренинско- 79 9/ 15/ 15/ 17/ 9/ 4/ 1/ 9/
чойская 11,4 19 19 21,5 11,4 5 1,3 11,4
Барабинско- 671 224/ 157/ 86/ 66/ 30/ 21/ 16/ 71/
туражская 33,4 23,4 12,8 9,8 4,5 3,1 2,4 10,6
Итого 963 289/ 30 239/ 24,8 126/ 13 101/ 10,5 4/,6 27/ 2,8 17/ 1,8 120/ 12,5
Таблица 3
Количество крупного рогатого скота (КРС) в хозяйствах барабинских татар в 1889 г.
Группа Количество хозяйств, единиц / %
барабинских татар Число дворов С 1 гол. С 2 гол. С 3 гол. С 4-5 гол. С 6 -9 гол. С 10-15 гол. С 16-25 гол. С 45-60 гол. з С БК
Любейско- 213 82/ 41/ 14/ 8/ 1/ 0/ 0/ 0/ 67/
тунужская 38,5 19,2 6,6 3,8 0,5 0 0 0 31,5
Теренинско- 79 12/ 12/ 7/ 13/ 13/ 8/ 2/ 1/ 11/
чойская 15,2 15,2 8,9 16,5 16,5 10,1 2,5 1,3 13,9
Барабинско- 671 210/ 105/ 46/ 43/ 19/ 10/ 5/ 1/ 232/
туражская 31,3 15,7 6,9 6,4 2,8 1,5 0,7 0,1 34,6
Итого 963 304/ 158/ 67/ 64/ 33/ 18/ 7/ 2/ 310/
31,6 16,4 7 6,6 3,4 1,9 0,7 0,2 32,2
Таблица 4
Количество овец в хозяйствах барабинских татар в 1889 г.
Группа Число дворов Количество хозяйств, %
барабинских татар С 1 гол. С 2 гол. С 3 гол. С 4-5 гол. С 6 -9 гол. С 10-16 гол. С 20-40 гол. Без овец
Любейско- 213 21/ 33/ 20/ 11/ 1/ 4/ 0/ 123/
тунужская 9,6 15,5 9,4 5,2 0,5 1,9 0 57,7
Теренинско- 79 6/ 11/ 8/ 10/ 12/ 8/ 1/ 23/
чойская 7,6 13,9 10,1 12,7 15,2 10,1 1,3 29,1
Барабинско- 671 60/ 76/ 55/ 52/ 30/ 23/ 13/ 362/
туражская 8,9 11,3 8,2 7,7 4,5 3,4 1,9 53,9
Итого 963 87/ 120/ 83/ 73/ 43/ 35/ 14/ 508/
9 12,5 8,6 7,6 4,5 3,6 1,5 52,8
позволяют установить количественное распределение скота среди барабинских татар. Статистические материалы подтверждают, что в конце XIX в. крупная доля поголовья лошадей и рогатого скота концентрировалась в рамках сравнительно небольшого количества хозяйств барабинских татар. Так, на 44 домохозяйства барабинцев (4,6 % от их общего числа) приходилось 785 голов лошадей (29 % общей численности), на
27 хозяйств (2,8 %) — 456 голов крупного рогатого скота (25 %), на 49 хозяйств (5 %) — 773 головы овец (40 %). Ниже рассмотрим конкретное распределение разных видов скота между отдельными хозяйствами барабинских татар.
Сведения о количестве лошадей в хозяйствах барабинских татар содержатся в таблице 2. Обращает на себя внимание тот факт, что в большинстве хозяйств ба-
рабинских татар теренинско-чойской группы (59,5 %) содержалось от 2 до 5 лошадей, в то время как основная масса хозяйств барабинских татар любейско-тунуж-ской и барабинско-туражской групп (57,5 % и 56,8 % соответственно) насчитывала 1 — 2 лошади.
Информация о распределении крупного рогатого скота в хозяйствах барабинцев представлена в таблице 3. Как следует из таблицы, наибольшее экономическое значение разведение крупного рогатого скота имело в хозяйствах барабинских татар тере-нинско-чойской группы. Большинство барабинских татар любейско-тунужской и барабинско-туражской групп (57,7 % и 47 % дворов) имели в своих хозяйствах
1 — 2 головы крупного рогатого скота, а в теренинско-чойской группе примерно равные доли составляли хозяйства, насчитывавшие 1 — 2 головы (30,4 %) и 4 — 9 голов (33 %) такого же скота. При этом примерно треть барабинских татар любейско-тунужской и барабинско-туражской групп вообще не занимались разведением крупного рогатого скота, тогда как в теренинско-чойской группе эта категория хозяйств составляла лишь около 14 %.
В таблице 4 представлены сведения о количестве овец в хозяйствах барабинских татар в конце XIX в. Данные таблицы свидетельствуют о том, что разведением овец занимались более двух третей хозяев те-ренинско-чойской группы барабинских татар и лишь менее половины представителей любейско-тунужской и барабинско-туражской групп. В то же время большинство хозяйств, содержавших крупное поголовье (в несколько десятков голов) овец, как и лошадей, относились к барабинско-туражской группе татар.
В целом, в результате сопоставления количества разных видов скота в хозяйствах барабинских татар мы обнаруживаем соответствие между уровнями развития коневодства и скотоводства в целом. С одной стороны, отдельные хозяйства барабинских татар теренинско-чойской группы насчитывали большее количество лошадей (в среднем 3,72 головы на двор), чем хозяйства в любейско-тунужской и барабинско-туражской группах (1,87 и 2,95 соответственно). С другой стороны, обращают на себя внимание два других важных отличия в хозяйствах барабинских татар трех групп. Во-первых, в теренинско-чойской группе было больше хозяев, которые занимались разведением крупного рогатого скота (86,1 % хозяйств) и овец (70,9 %), чем в любейско-тунужской группе (68,5 % и 42,3 % соответственно) и барабинско-туражской группе (65,4 % и 46,1 %). Во-вторых, среди хозяйств, содержавших рогатый скот, на первом месте по размерам поголовья находились хозяйства теренинско-чойской группы барабинцев, в которых в среднем на один двор приходилось 5,29 головы крупного рогатого скота и 3,63 головы овец (для сравнения в барабинско-туражской группе — 1,72 и 2,09, в любейско-тунужской группе — 1,17 и 1,17 голов на двор соответственно).
Таким образом, коневодство барабинских татар теренинско-чойской группы значительно превосходило по масштабам разведение лошадей в двух других группах. Сравнительно высокое количество рабочих лошадей в хозяйствах барабинских татар теренинско-чойской группы повышало возможности заготовки корма на период стойлового содержания рогатого скота и тем самым способствовало более продуктивному разведению крупного рогатого скота и овец. Этим, на наш взгляд, объясняется та особенность, что по сравнению с другими группами барабинских татар, в те-ренинско-чойской группе больше хозяев занимались разведением рогатого скота и их хозяйства отличались более крупными размерами поголовья скота.
Существенное влияние коневодства на другие отрасли скотоводческого хозяйства барабинских татар позволяет говорить о нем как о ключевом компоненте в системе животноводства. Роль коневодства в системе культуры барабинских татар оказывается еще более весомой с учетом вхождения в их состав на этапе этногенеза лесного компонента, на которое указывает А.Г. Селезнев [12]. Согласно концепции А.Г. Селезнева, экономическую основу лесного южносибирского культурного комплекса составляли присваивающие отрасли, которые оригинально сочетались с коневодством, удовлетворявшим прежде всего транспортные потребности охотничьего хозяйства [13]. Таким образом, на протяжении этнической истории барабинских татар коневодство во многом определяло развитие как присваивающих, так и производящих отраслей их хозяйства, что позволяет ставить вопрос о коневодстве как о системообразующем компоненте традиционного хозяйственного комплекса барабинских татар.
В заключение попытаемся проследить динамику развития скотоводства барабинских татар в конце XIX — начале XX вв. По данным обследования в 1909 г., общее стадо барабинцев насчитывало 18476 голов, включая 4525 голов лошадей, 7340 голов крупного рогатого скота, 6340 голов овец и 271 голову коз. На одну душу населения барабинских татар, общая численность которых составляла 7358 человек, приходилось 0,6 голов лошадей, 1 — крупного рогатого скота, 0,86 — овец, 0,04 — коз. В общей структуре стада поголовье лошадей составляло 24,5 %, крупного рогатого скота — 39,7 %, овец — 34,3 %, коз — 1,5 %2. Таким образом, с 1889 по 1909 гг. в структуре скотоводства барабинских татар происходят два важных изменения: во-первых, в общем стаде возрастает удельный вес поголовья крупного рогатого скота и овец, в то время как размеры коневодства остаются на прежнем уровне (см. табл. 2); во-вторых, происходит постепенное распространение новой отрасли животноводства — разведения коз: если в 1889 г., по имеющимся сведениям, коз разводили только в трех волостях барабинских татар, то в 1909 г. — во всех волостях, кроме Каргалинской3. Видимо, указанные изменения в системе скотоводства татарского населения Барабы были, в первую очередь ,связаны с расширением массива татар-переселен-цев из европейской России, которые на новой для себя территории воспроизводили традиции ведения хозяйства в прежних местах расселения. В научной литературе отмечалось, что традиционно в составе стада поволжско-приуральских татар значительное место занимал крупный рогатый скот, а одной из отличительных черт их хозяйственной практики было «особое предпочтение козам»: например, если в татарских деревнях Хвалынского уезда Саратовской губернии в 1885 г. численность коз почти равнялась поголовью крупного рогатого скота, то в окружающих русских волостях коз почти не было [14].
Примечания
1 ГАТО. Ф. 234. Оп. 1. Д. 138. Л. 67 об.
2 Все данные рассчитаны по: ГАТО. Ф. 234. Оп. 1. Д. 450. Л. 2 об. — 3 об., 7 об. — 8 об.
3 ГАТО. Ф. 234. Оп. 1. Д. 138. Л. 67 об.,; Там же. Д. 450. Л. 2 об., 3 об.
Библиографический список
1. Томилов НА Этническая история тюркоязычного населения Западно-Сибирской равнины в конце XVI — начале XX в. /
«ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 1 (75), 2009 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ «ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 1 (75), 2009
Н.А. Томилов. — Новосибирск : Изд-во Новосибирского ун-та, 1992. - 271 с.
2. Соболев В.И. Барабинские татары XIV — начала XVII вв. н. э.: (по археологическим материалам) : автореф. дис. ... канд. ист. наук / В.И. Соболев. — Новосибирск, 1983. — 22 с.
3. Троицкая Т.Н., Археологическая карта Новосибирской области / Т.Н. Троицкая, В.И. Молодин, В.И. Соболев. — Новосибирск : Наука, 1980. — 184 с.
4. Георги И.Г. Описание всех обитающих в Российском государстве народов. И.Г. Георги. — СПб., 1799. — Ч. 2. — 178 с.
5. Катанов Н.Ф. Известия Лоренца Ланге 1716 г. о Сибири и сибирских инородцах / Н.Ф. Катанов. — Тобольск, 1905. — 4 с.
6. Линденау Я.И. Описание народов Сибири (первая половина XVIII в.): Историко-этнографические материалы о народах Сибири и Северо-Востока / Я.И. Линденау. — Магадан : Магадан. кн. изд-во, 1983. — 176 с.
7. Тихонов С.С. Проблемы археолого-этнографического изучения древних обществ / С.С. Тихонов // Этнографо-ар-хеологические комплексы: проблемы культуры и социума. — Новосибирск, 2003. — Т. 6. — С. 49 — 77.
8. Тихонов С.С. Компоненты этнографо-археологическо-го комплекса (по материалам исследования аялынских татар) / С.С. Тихонов // Интеграция археологических и этнографи-
ческих исследований. — Алматы; Омск, 2004. — С. 56 — 61.
9. Волости и населенные места 1893 года. — СПб., 1894. — Вып. 10: Томская губерния.
10. Томилов Н.А. Проблемы этнической истории: (По материалам Западной Сибири) / Н.А. Томилов. — Томск : Изд-во Том. ун-та, 1993. — 220 с.
11. Храмова В.В. Западносибирские татары / В.В. Храмова // Народы Сибири. - М., 1956. - С. 473-491.
12. Селезнев А.Г. Барабинские татары: Истоки этноса и культуры / А.Г. Селезнев. — Новосибирск: Наука, 1994.- 176 с.
13. Селезнев А.Г., Мир таежных культур юга Сибири: (традиционное хозяйство и сопутствующие компоненты жизнедеятельности) / А.Г. Селезнев, И.А. Селезнева, Е.А. Бельгибаев. - Омск : Изд. дом «Наука», 2006.- 260 с.
14. Халиков, Н. А. Хозяйство татар Поволжья и Урала (середина XIX - начало XX в.) / Н.А. Халиков. - Казань : Б.и., 1995. - 236 с.
МЯГКОВ Денис Александрович, аспирант сектора этнографии Омского филиала Института археологии и этнографии СО РАН.
Дата поступления статьи в редакцию: 29.09.2008 г.
© Мягков Д.А.
УДК 329.78(571.54):947.084.8 С. Г. ЖЕЛАЕВА
Восточно-Сибирский государственный технологический университет
РОЛЬ КОМСОМОЛА В МОБИЛИЗАЦИИ ВНУТРЕННИХ РЕСУРСОВ ПРОИЗВОДСТВА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (НА МАТЕРИАЛАХ БУРЯТИИ)
На материалах Республики Бурятия рассматривается организаторская роль ВЛКСМ в мобилизации внутренних возможностей и ресурсов предприятий за счет развития движения рационализаторов и изобретателей, экономии ресурсов, организации сбора металлолома и запасных частей, освоения производства необходимых инструментов и деталей. Приводятся ключевые формы и методы работы по реализации указанных направлений, а также основные недостатки и упущения в работе комсомольских органов.
Ключевые слова: комсомол, Великая Отечественная война, Бурятия.
На современном этапе развития российского общества все чаще звучат мнения о необходимости развития творчества и инициативы трудящихся масс. Между тем за годы суровых испытаний военного периода ВЛКСМ и трудовыми молодежными коллективами был накоплен многоплановый опыт, который позволил им адаптироваться в экстремальных условиях и решать сложнейшие проблемы своего времени. К сожалению, отношение к этому опыту резко отрицательное, зачастую нигилистическое. Но как бы критически мы ни относились к своему советскому прошлому, следует признать, что комсомол был
стихийной, полуофициальной школой менеджмента. Поэтому лучшие традиции его организаторской деятельности, несомненно, заслуживают вдумчивого анализа, преемственности и, по возможности, практического применения.
С первых дней Великой Отечественной войны в Бурятии, как и во всей стране, деятельность партийно-государственных и общественных организаций была подчинена одной цели - мобилизации всех материальных и духовных сил на разгром врага. В результате оккупации западных районов страны из строя выбыли сотни шахт, заводов и предприятий.