ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 13. ВОСТОКОВЕДЕНИЕ. 2020. № 1
К.А. Панченко
СКАЗАНИЕ ОБ ИСТРЕБЛЕНИИ ИНОКОВ ЛАВРЫ СВ. САВВЫ
(К РЕКОНСТРУКЦИИ ИСТОРИЧЕСКОЙ МИФОЛОГИИ ПАЛЕСТИНСКОГО МОНАШЕСТВА)
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова» 119991, Москва, Ленинские горы, 1
Статья посвящена анализу одного из ярких произведений палестинского монашеского фольклора Позднего Средневековья и раннего Нового времени: преданию о массовом мученичестве иноков лавры Св. Саввы от рук мусульманского правителя. В разных версиях им выступают египетский султан или османский ага Иерусалима. При том, что сюжет сказания сам по себе представляется фантастичным, оно отражает характерные черты массового сознания и исторических представлений палестинского клира. Прогрессирующий упадок ближневосточных монастырей в поствизантийскую эпоху породил в паломнической литературе гипертрофированные представления о былых масштабах монашеского движения в регионе и предания о массовом истреблении насельников главного монастыря Иудейской пустыни, лавры Св. Саввы, мусульманами. В основе этих легенд лежали реальные случаи нападений бедуинов на палестинские монастыри в УП-Х1 вв., разрушение ряда построек, принадлежавших Лавре, по приказу султана Бейбарса в 1269 г., а также обычай хранить останки умерших монахов в склепах-костницах при монастырях - эти кости со временем стали считать мощами убиенных мучеников. В XVI в. легенда об истреблении монахов египетским султаном пережила резкую мутацию, и убийство мучеников стали приписывать османскому правителю Иерусалима. Возможно, в основе этих преданий лежал реальный случай казни нескольких монахов по приказу иерусалимского аги, однако в позднейшей традиции число погибших было многократно преувеличено, а вся эта история слилась с древней легендой о массовом мученичестве насельников лавры Св. Саввы. Подобные сказания стимулировали чувство богоизбранности и конфессиональную сплоченность ближневосточных православных в условиях доминирующего инородного окружения.
Панченко Константин Александрович - доктор исторических наук, профессор кафедры истории стран Ближнего и Среднего Востока Института стран Азии и Африки МГУ имени М.В. Ломоносова (e-mail: const969@gmail.com).
Ключевые слова: Христианский Восток; лавра Св. Саввы; палестинское монашество; христианско-мусульманские отношения; исторические представления.
История ближневосточного монашества в поствизантийское время - это в значительной степени печальная история упадка и вымирания прославленных в прошлом обителей. Она отражает упадок самой цивилизации Христианского Востока, в которой монастыри выступали центрами воспроизводства и развития духовной традиции, несущими опорами христианской идентичности.
Процесс этот, конечно, не был однолинейным. В ходе византий-ско-иранской войны начала VII в. монастыри Иудейской пустыни были покинуты и разграблены, но потом быстро восстановились. Житийная литература рубежа VIII-IX вв. донесла до нас образы великих подвижников и чудотворцев, примеры массового монашеского движения, средоточием которого выступала лавра Св. Саввы (Мар Саба) в ущелье Вади ан-Нар. Серьезным ударом для палестинских обителей стал общий кризис Христианского Востока в первое столетие Аббасидов, усугубленный давлением кочевой стихии, особенно усилившимся в годы междоусобной войны сыновей Харуна ар-Рашида 811-813 гг., сопровождавшейся полной дезинтеграцией халифата. Следующие триста лет истории палестинского монашества Ж. Насралла назвал «великой лакуной»1 - наши источники по этой эпохе резко сокращаются, что указывает на явственный упадок монашеской жизни. Правда, недавно введенные в научный оборот литературные памятники, связанные с лаврой Св. Харитона, еще одним палестинским духовным центром, демонстрируют продолжение ранневизантийских монашеских традиций во всей их полноте еще и во второй половине IX в.2 Тем не менее, как считается, к моменту прихода крестоносцев монашество Иудейской пустыни уже агонизировало. В составе Иерусалимского королевства монастыри пережили новый подъем. Крестоносные владетели, как правило, подавляли православные церковные структуры на своей территории, но терпимо относились к монашеским колониям Пустыни и даже
1 Nasrallah J. Histoire du mouvement littéraire dans l'eglise melchite du Ve au XXe siecle. T. 3 (1). Louvain-P., 1983. P. 69.
2 Treiger A. Unpublished Texts from the Arab Orthodox Tradition (2): Miracles of St. Eustratius of Mar Chariton (Written ca 860) // Chronos. Revue d'Histoire de l'Universite de Balamand. № 33. 2016. P. 7-20.
одаряли их земельными угодьями3. Приток милостыни от христианских государей Балкан и Кавказа стимулировал возрождение и разрастание обителей. Заметно, впрочем, что большинство палестинских монахов XII и последующих веков было не ближневосточного, а греческого, славянского или грузинского происхождения.
Изгнание крестоносцев мусульманами в 1187 г. запустило в действие долгосрочные факторы упадка палестинских монастырей. Монастыри Пустыни, лишившиеся своих земельных владений, теперь полностью зависели от внешней поддержки. Языковой барьер отделял монахов от окрестного арабо-христианского населения. Милостыня северных единоверцев скудела по мере упадка православных государств Балкан и Причерноморья, исчезавших под натиском османской экспансии XV в. Мамлюкское государство не в состоянии было сдерживать агрессию номадов, первой жертвой которой становились удаленные монастыри. В результате из примерно десятка обителей Иудейской пустыни, существовавших в XII в., к концу XV в. уцелела лишь лавра Св. Саввы. Впрочем, и она находилась в тяжелом кризисе и даже была на несколько десятилетий покинута на рубеже мамлюкской и османской эпох4.
Рассуждая об упадке этого крупнейшего из палестинских монастырей, нельзя пройти мимо предания об истреблении монахов Лавры мусульманскими властителями, которое относили к Позднему Средневековью. Данная легенда получила довольно широкое хождение в XV-XVIII вв. и достойна анализа как один из ярких образцов монашеского фольклора.
Насельники Лавры, жившие в мамлюкское или османское время, каждый день видели следы былого процветания и многолюдства обители - руины строений, сотни келий древних подвижников, высеченные в стенах каньона Вади-ан-Нар. Всё это было ярким контрастом последующему жалкому состоянию монастыря. Естественно, что монахи и паломники задавались вопросом «почему?»
Ответ можно было найти в далеком прошлом палестинского монашества. В истории Лавры было несколько трагических эпизодов массовых убийств иноков, которые вполне можно было связать с
3 Jotischky A. Greek Orthodox and Latin Monasticism around Mar Saba under Crusader Rule // The Sabaite Heritage in the Orthodox Church from the Fifth Century to the Present. Leuven, 2001. P. 85-96.
4 О динамике развития ближневосточных монастырей в Позднее Средневековье см.: Панченко К.А. «Темный век» палестинского монашества: упадок и возрождение ближневосточных монастырей на рубеже мамлюкской и османской эпох // Вестник ПСТГУ. Сер. III. Филология. 2018. № 4 (57). С. 58-87.
последующим упадком обители. В ходе завоевания Св. Земли персами в 614 г., сопровождавшегося разгулом бандитизма в Иудейской пустыне, бедуины перебили в Лавре 44 монаха, отчаявшись выпытать у них местонахождение сокровищ обители5. Долгая история Мар Сабы добавила ряд новых сюжетов в этот мартиролог - убиение 20 старцев сарацинами в 797 г., описанное в одном из самых пронзительных агиографических текстов Христианского Востока6, разорение монастырей Пустыни на рубеже второго десятилетия IX в.7, гибель группы монахов Лавры в дни вторжения крестоносцев в Палестину в 1099 г.8
Две пещеры, примыкающие к церкви Св. Николая в Лавре, были доверху заполнены костями иноков. Конечно, эти останки не имели отношения к нашествию 614 г., а накапливались там постепенно -для монастырей, расположенных в скальных пустынях, характерно отсутствие кладбищ, вместо которых существуют костницы, склепы, куда складывают тела почивших монахов. Но насельники Лавры Позднего Средневековья не сомневались, что имеют дело именно с костями убиенных мучеников. Обрывки исторических воспоминаний и житийная литература, подкрепленные «вещественными доказательствами», заполнявшими пещеры при монастырской церкви, породили предание о массовом мученичестве саввинских отцов, относимому уже к недавнему прошлому.
Коллективной памяти многих человеческих сообществ свойственно то, что ученые называют «виктимизацией» своего исторического прошлого, т.е. смакование страданий и гонений, которые претерпел когда-то тот или иной народ от врагов-соседей. Братия Лавры не устояла перед подобным искушением. Легенда о массовом мученичестве иноков должна была еще более украсить образ монастыря в христианском мире. Обилие мучеников - небесных заступников обители - было важнейшим элементом «позитивной самоидентификации» ближневосточных православных, представления о своей богоизбранности, критически важного для выживания
5 См.: ЧиттиД. Град Пустыня. Введение в изучение египетского и палестинского монашества в христианской империи. СПб., 2007. С. 251.
6 Сказание о мученичестве святых отцов, избиенных варварами сарацинами в великой лавре преподобного отца нашего Саввы // Сборник палестинской и сирийской агиологии. Вып. 1. СПб., 1907. С. 1-48.
7 Летопись византийца Феофана от Диоклетиана до царей Михаила и сына его Феофилакта. М., 1884. С. 355 (год 6301); с. 367 (год 6305).
8 См.: Планк П. Православные христиане Св. Земли во времена крестовых походов (1099-1187) // Альфа и Омега. № 4 (26). М., 2000. С. 180.
христианского меньшинства в инородном окружении. В результате повесть об избиении саввинской братии мусульманами начала долгую жизнь в западной и восточной христианских традициях.
Возможно, это сказание (судя по обилию вариаций, оно передавалось изустно) сложилось в самые мрачные десятилетия истории Лавры, во второй половине XV в. Более ранние источники не содержат никаких отголосков данной легенды, но настойчиво воспроизводят гиперболические образы великого прошлого, поражающие воображение цифры древних насельников обители. «Было калагирев 10 тысоущ», - пишет русский архимандрит Агрефений, посещавший Св. землю в начале 1370-х годов9. «Было 14 тысяч чернцов, кельи и ныне знать есть», - повышает планку паломник Игнатий Смолнянин (1395 г.)10. Ту же цифру - 14 тысяч монахов - приводят греческие проскинитарии XV-XVI вв.11 При этом предание о массовом избиении иноков у ранних паломников не фигурирует. Встречаются сообщения только о вполне реальных случаях мученичества, подтвержденных аутентичными источниками. Так, Агрефению показывали пещеру, где «изжегоша святых моуж 40 погании варвари»12, т.е. связанную со сказанием о гибели саввинских отцов в 797 г.
Первым, кто зафиксировал легенду о разорении монастыря, произошедшем в сравнительно недавнем прошлом, был немецкий монах-паломник Феликс Фабри, посетивший Лавру в начале 1480-х годов. Предание было похоже на героический эпос: когда Св. Земля была потеряна христианами в последний раз (неясно, имеются ли в виду победы Салах ад-Дина 1187 г. или окончательная утрата Иерусалима франками в 1244 г.), монахи много месяцев сражались против сарацин в своих неприступных ущельях и не раз обращали их в бегство. Наконец, сам султан пришел с армией из Иерусалима и предложил инокам принять мусульманскую веру. Те ответили, что если султан перейдет в христианство, то они будут верно служить ему, в противном же случае будут биться до смерти. Царь неверных бросил свое войско на штурм горной обители и в конце
9 Хожение архимандрита Агрефения // Малето Е.И. Антология хожений русских путешественников ХП-ХУ века. М., 2005. С. 275.
10 Хождение Игнатия Смолнянина / С.В. Арсеньев, ред. СПб., 1887. С. 21.
11 Описание мест, вне Крита находящихся // Восемь греческих описаний Св. мест XIV, XV и XVI вв. СПб., 1903. С. 161; Душеспасительный рассказ о Св. Гробе // Там же. С. 172; Рассказ о Иерусалиме и св. горе Синае // Там же. С. 152; Проскинитарий, содержащий все чудесные знамения, явленные Спасителем нашим в Святом городе Иерусалиме, и описание местностей // Там же. С. 215.
12 Хожение архимандрита Агрефения. С. 276.
концов овладел ей. Большая часть иноков, попавших в плен, была умерщвлена различными муками и отправилась на небеса. Храмы монастыря почему-то остались нетронутыми, но множество келий округи и ступени, ведущие к пещерам в стенах вади, были разрушены. Осталось в живых лишь несколько монахов, поклявшихся в верности сарацинскому царю. Монастырь, по словам Ф. Фабри, в итоге пришел в полное запустение, в котором пребывает и доныне13.
В исторической памяти насельников обители была одна психологическая травма, возможно, послужившая толчком для сложения этой легенды.
На дороге из Иерусалима в Иерихон в непосредственной близости от Лавры стояла суфийская завия Наби Муса. Айюбиды и мамлюки всячески поддерживали ее, рассматривая, видимо, как духовный противовес христианским обителям Иудейской пустыни. По свидетельству ханбалитского алима и летописца конца XV в. Муджир ад-Дина аль-Улайми, в сентябре 1269 г. мамлюкский султан Бейбарс, присутствовавший при перестройке завии, распорядился разрушить кельи соседнего монастыря ас-Сик. Султану показалось, что прочные строения монастыря, где обитало 300 монахов, могут быть использованы крестоносцами как опорный пункт в случае их нападения на Иерусалим.14 Исследователи отождествляют монастырь ас-Сик именно с лаврой Св. Саввы15, хотя цифра «300 монахов», приводимая у аль-Улайми, выглядит фольклорным преувеличением. Мусульманским властям, действительно, были свойственны маниакальные опасения крестоносной угрозы и стремление разрушить всё, что могло послужить франкам как укрепление. Сами церкви и стены Лавры в 1269 г. не пострадали. Возможно, были разрушены кельи и башни в прилегающих к Лавре ущельях.
Уже Д. Прингл отмечал, что история о разрушении келий Дейр ас-Сик султаном Бейбарсом имеет некоторые параллели с легендой об истреблении братии Лавры, приведенной у Ф. Фабри16. Нет
13 The Book of the Wanderings of Brother Felix Fabri. Vol. II (1). L., 1893. P. 162.
14 Histoire de Jerusalem et d'Hebron depuis Abraham jusqu'à la fin de XVe siècle de J.-C. Fragments de la Chronique Moudjir-ed-din traduits sur la texte arabe par Henry Sauvaire. Paris, 1876. P. 238.
15 Pringle D. The Churches of the Crusader Kingdom of Jerusalem. Vol. II. Cambr., 1998. P. 261; Frenkel J. Mar Saba during the Mamluk and Ottoman Periods // The Sabaite Heritage in the Orthodox Church from the Fifth Century to the Present. Leuven, 2001. P. 112.
16 Pringle D. The Churches of the Crusader Kingdom of Jerusalem. P. 261.
необходимости указывать, что аутентичные источники того времени, христианские и мусульманские, ничего не знают о «войне» египетского султана с отшельниками Иудейской пустыни. Кроме того, несомненно, что в эпоху крестоносцев большая часть келий в стенах каньона оставалась необитаемой. Численность иноков Лавры в XII-XIII вв. не имела ничего общего с астрономическими цифрами монашествующих ранневизантийской эпохи, которые называют авторы «Хождений». Надо сказать, что сами эти цифры тоже являются плодом бурной средневековой фантазии. Община св. Саввы при жизни своего основателя, на пике расцвета, насчитывала 150 монашествующих. Братия крупнейшего палестинского монастыря византийской эпохи, киновии св. Феодосия, достигала в 529 г. 400 человек17. Общая численность монахов Иудейской пустыни и долины Иордана в византийские времена составляла едва ли несколько тысяч человек.
Тем не менее легенда о мученической гибели савваитов прочно утвердилась в массовом сознании палестинского клира. В середине XVI в. руководство Лавры, пытаясь отсудить свои утраченные имения на венецианском Кипре, в послании к правительству республики св. Марка ссылалось на временное запустение монастыря в результате истребления арабами десяти тысяч иноков после падения Иерусалима. Именно этим разорением Лавры и рассеянием уцелевших насельников объяснялась утрата кипрского метоха савваитов18. Некоторые греческие проскинитарии XVI в. тоже упоминают, что в Лавре «претерпели мученичество преподобные и подвижники от султана египетского, числом 14 тысяч»19.
В XVI в. легенда пережила резкую мутацию - истребление монахов теперь стали приписывать не Айюбидам, а османам. Самым первым подобную версию зафиксировал польский паломник кн. Николай Радзивил в 1583 г. Слышал он это предание не только от монахов Лавры, но и до того в Иерусалиме, «поелику происшествие оное всем довольно известно». По словам польского князя, в период правления султана Селима II (1566-1574) насельники обители, число которых простиралось до тысячи, были «все бедственным образом
17 Читти Д. Град Пустыня. С. 180, 183.
18 Arbel B. Venetian Cyprus and the Muslim Levant, 1473-1570 // Cyprus and the Crusades. Nicosia, 1995. P. 169, 182.
19 Характерно, что источник называет ту же цифру - 14 тыс. - рассказывая об избиенных Иродом младенцах (Три греческие безымянные проскинитария XVI в. / А.И. Пападопуло-Керамевс, ред. СПб., 1896. С. 58).
лишены жизни». При назначении в Иерусалим нового санджак-бея монахи явились приветствовать его, но османский наместник был неприятно поражен огромной массой людей в одинаковом одеянии. «Я опасаюсь, говорил он, чтоб во время моего правления, християне, столь будучи многочисленны, не учинили какого заговора; надобно благовременно предупреждать возмущения и уменьшать горделивцев (т.е. христиан. - К.П..): и так, оставивши из них по своему хотению двадцать только человек, остальных всех пред своими глазами велел на куски изрубить янычарам»20.
Численность убиенных насельников обители у Н. Радзивила на порядок меньше, чем в ранних версиях предания, но на порядок больше, чем реальное количество монахов, живших в Вади-ан-Нар в XVI в. По свидетельству саввинского священноинока Софрония, Мар Саба в 1540 г. была возрождена после долгого запустения усилиями бывшего синайского игумена Иоакима Влаха, с которым в Иудейскую пустыню пришло 50 иноков (цифра, огромная по меркам палестинского монашества XVI в.)21. Османские переписи населения 1553/4 г. фиксируют в Лавре 20 монахов, и еще 15 - в ее иерусалимском подворье монастыре Архангела Михаила22. Эти цифры, возможно, несколько занижены подкупленными переписчиками, но, в любом случае, убедительно демонстрируют фантастичность приводимого Н. Радзивилом числа убиенных иноков.
Как ни странно, ни одно из посольств из лавры Св. Саввы, приходивших за милостыней в Москву23, равно как и никто из русских паломников, посещавших Лавру в XVI-XVII вв., не упоминает об этой истории. Однако мотив османского геноцида неожиданно всплывает в повествовании 1701 г., принадлежащем паломнику Иоанну Лукьянову. Старцы Лавры, показывая пещеру, забитую костями, объясняли, что «это мощи новых мучеников; когда де взял Турок Иерусалим, тогда салтану турецкому сказали, что есть тут
20 Радзивил Н.Х. Путешествие ко святым местам и в Египет князя Николая Христофора Радзивила. СПб., 1787. С. 137-138.
21 Сказание о иерусалимской лавре св. Саввы Освященного 1547 года / Арх-т Леонид, ред. // Сообщения Императорского Православного Палестинского Общества. Май 1886. С. 105.
22 Cohen A., Lewis B. Population and Revenue in the Towns of Palestine in the Sixteenth Century. Princeton, 1978. P. 87.
23 Правда, на 60-е-70-е годы XVI в. приходится некая пауза в контактах между савваитами и Россией, однако предание об истреблении монахов лавры, как видим, было живо и в 1580-е годы и позже. Подобная история, как нельзя лучше, подходит для испрошения милостыни, однако, она ни разу не была для этого использована.
монастырь, а в нем калугеров много, 15 тысяч, и они де лихи: со-бравшеся пришед да опять возьмут Иерусалим; так турецкий царь послал пашу в монастырь Св. Саввы; велел избить. И турки пришед стали убивать отцов; из пещер таскать вон да головы отсекать; отцы же, видя суровство зверское от турок, не сташа противитися и начаша свои головы под меч клонити; и побиша их турки до осми тысяч. И виде паша турецкий, что калугеры не противятся им - посла ведомость к турецкому салтану, что старцы ни в чем не противятся, царь же умилисе послал писание, велел перестать убивати, а их освободити; куда хощут идут, а тут бы не жили. И тако... отцы, собравши мощи избиенных, да в той пещере и положили; а сами и пошли до Афонския горы и тамо водворишася»24.
Паломникам не разрешалось брать что-либо из костей - по преданию, сверхъестественная сила не позволяла кораблю с такими мощами на борту выйти в море; турки обыскивали путников и
25
топили того, у кого находили мощи25.
Любопытно, что в те же годы, когда Лукьянов записывал монашеские легенды, патриарх Св. Града Досифей составлял свою историю Иерусалимской Церкви. У Досифея и продолжателей его историографической традиции нет ни слова об избиении мусульманами братии св. Саввы. При всей своей пристрастности, патриарх избегал включать в историческое повествование явно фольклорные мотивы.
В. Григорович-Барский, описавший Лавру в 1726 г., тоже не прошел мимо двух огромных пещер у храма Св. Николая, огражденных стенами и наполненных доверху «костей ветхих Святих Отец пу-стинних, иже тамо иногда окрест. обители. жителствоваху, и от некоего нечестива царя вси изсеченни бяху»26. Когда иноки вновь заселили монастырь, они собрали разбросанные повсюду кости в пещеру, где потом был устроен храм Св. Николая. «Лежащим же им первее открито и созирающим всем проходящим тамо, хадзее неции. тайно взимаху по малой части от костей; обаче Богу не-благоволящу о том: егда возвращахуся в Иопею (Яффу. - К.П), не можаху плисти на море, многими волнами и страшливими бурами носими... повращахуся паки и отдаяху. Сего ради повелением некоего патриярхи, загражденны бяху стенами и ниже вход нине к ним есть, токмо едино оконце високо стоит и на нем костей неколико
24 Путешествие в Святую землю священника Лукьянова // Русский архив. 1863. Вып. 4. Кол. 341-342.
25 Там же.
26 Странствия Василья Григоровича-Барского по святым местам Востока с 1723 по 1747 г. Ч. I. СПб., 1885. С. 344.
положено, знамения ради; кости же, яко видятся издалече не суть, яко прочиих Святих, бели и чисти, но черновидни»27.
Как видим, описание Григоровича-Барского очень неконкретно (личность «нечестивого царя» не уточняется) и потому наименее фантастично.
В самом конце XVIII в. костницы храма Св. Николая описал русский иеромонах Мелетий. В его рассказе отразились разные пласты монастырского фольклора - одни из «избиенных отцов», по словам Мелетия, пострадали древле от «арапов-разбойников», другие «в Турецкое уже Палестиною владение, от одного Иерусалимского паши из Киновии и окрестных отшельнических келий во многом числе собраны и убиты»28.
История, рассказанная Николаем Радзивилом и Иваном Лукьяновым, выглядит абсолютно фантастично. Однако, возможно, у нее все-таки была реальная первооснова. К такому выводу подталкивает еще одна версия этого сказания, содержащаяся в записках итальянского ученого и церковного деятеля Франческо Кварезми, бывшего в 1620-х годах гвардианом (настоятелем) францисканского монастыря в Иерусалиме и лично посещавшего Лавру. Общая сюжетная канва у Ф. Кварезми та же: в 1566 г. прибывший в Иерусалим наместник из-за некоего недоразумения приказал казнить 20 монахов обители29. Главное отличие этой информации от сообщения Н. Радзивила заключается в том, что число убиенных иноков в версии францисканца меньше на два порядка и таким образом переходит из разряда фантастических легенд в категорию вполне реалистичных сообщений. Любопытно, что савваиты не смешивали эту историю с преданием о давнем мученичестве иноков Лавры. Итальянскому гостю показывали замурованный склеп, примыкавший к церкви Св. Николая, где лежали «тела шестисот монахов, убиенных неверными за веру Христа»30.
Таким образом, мы видим, что в Позднее Средневековье, не позже XIV в., в ближневосточной христианской среде стали складываться гиперболизированные представления о «золотом веке» палестинского монашества, когда реальное число иноков лавры Св. Саввы
27 Там же. С. 345.
28 Путешествие во Иерусалим Саровския общежительныя пустыни иеромонаха Мелетия в 1793 и 1794 годы. М., 1798. С. 154.
29 Не имея, к сожалению, доступа к тексту Ф. Кварезми, воспроизвожу эту информацию по: Pringle D. The Churches of the Crusader Kingdom of Jerusalem. P. 262.
30 Цит. по: Pringle D. The Churches of the Crusader Kingdom of Jerusalem. P. 262.
византийских времен было завышено десятикратно. В контексте подобных представлений оказалась востребовано объяснение - столь же легендарное - того упадка, который переживала эта последняя из обителей Пустыни в мамлюкскую эпоху. Содержимое монастырской костницы, предания о реальных эпизодах мученичества саввинских иноков в VII-XI вв. и разрушение монастырских построек по приказу Бейбарса в 1269 г. породили трагический эпос об истреблении братии св. Саввы и насильственном пресечении традиций пустынножительства в каньоне Вади ан-Нар. Легенда прочно укоренилась в сознании палестинского клира к концу XV в. Она, похоже, бытовала изустно, а на письме ее фиксировали со слов монахов только паломники-иноземцы, о чем свидетельствует разнообразие версий этого предания, распространившегося как в православном, так и в католическом мире. Похоже, в 1560-е годы произошел некий эксцесс, когда иерусалимский ага в приступе гнева или подозрительности велел своим янычарам зарубить нескольких монахов Лавры. Происшедшее моментально наложилось на распространенную в монашеских кругах легенду о давнем массовом мученичестве лавриотов. Из этого предания были позаимствованы огромные цифры убиенных, которые поместили в новую сюжетную канву, уже османские реалии.
Таким образом, можно видеть, как в сознании палестинских монахов преломлялись общечеловеческие модели восприятия истории и соответствующего мифотворчества, стандартные представления об утраченном «золотом веке» и обыгрывание темы геноцида, которому когда-то подверглось данное сообщество. Даже в период максимального культурного упадка Христианского Востока творческая энергия насельников Иудейской пустыни сохранялась и смогла породить столь драматичное сказание, проникшее во множество иноязычных христианских литератур.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Душеспасительный рассказ о Св. Гробе / А.И. Пападопуло-Керамевс, ред. // Восемь греческих описаний Св. мест XIV, XV и XVI вв. СПб., 1903. С. 162-176.
2. Летопись византийца Феофана от Диоклетиана до царей Михаила и сына его Феофилакта. М., 1884.
3. Описание мест, вне Крита находящихся / А.И. Пападопуло-Керамевс, ред. // Восемь греческих описаний Св. мест XIV, XV и XVI вв. СПб., 1903. С. 157-161.
4. Панченко К.А. «Темный век» палестинского монашества: упадок и возрождение ближневосточных монастырей на рубеже мамлюкской и османской эпох // Вестник ПСТГУ. Сер. III. Филология. 2018. № 4 (57). С. 58-87.
5. Планк П. Православные христиане Св. Земли во времена крестовых походов (1099-1187) / Альфа и Омега. № 4 (26). М., 2000. С. 180-191.
6. Проскинитарий, содержащий все чудесные знамения, явленные Спасителем нашим в Святом городе Иерусалиме, и описание местностей / А.И. Пападопу-ло-Керамевс, ред. // Восемь греческих описаний Св. мест XIV, XV и XVI вв. СПб., 1903. С. 194-241.
7. Путешествие в Святую землю священника Лукьянова // Русский архив. 1863. Вып. 1. Кол. 21-64. Вып. 2. Кол. 114-159. Вып. 3. Кол. 223-264. Вып. 4. Кол. 305-344. Вып. 5-6. Кол. 385-415.
8. Путешествие во Иерусалим Саровския общежительныя пустыни иеромонаха Мелетия в 1793 и 1794 годы. М., 1798.
9. Радзивил Н.Х. Путешествие ко святым местам и в Египет князя Николая Христофора Радзивила. СПб., 1787.
10. Рассказ об Иерусалиме и св. горе Синае / А.И. Пападопуло-Керамевс, ред. // Восемь греческих описаний Св. мест XIV, XV и XVI вв. СПб., 1903. С. 141-156.
11. Сказание о иерусалимской лавре Св. Саввы Освященного 1547 года / Арх-т Леонид, ред. // Сообщения Императорского Православного Палестинского Общества. Май 1886. С. 105-106.
12. Сказание о мученичестве святых отцов, избиенных варварами сарацинами в великой лавре преподобного отца нашего Саввы // Сборник палестинской и сирийской агиологии. Вып. 1. СПб., 1907. С. 1-48.
13. Странствия Василья Григоровича-Барского по святым местам Востока с 1723 по 1747 г. Ч. I. СПб., 1885.
14. Три греческие безымянные проскинитария XVI в. / А.И. Пападопуло-Керамевс, ред. СПб., 1896.
15. Хожение архимандрита Агрефения // Малето Е.И. Антология хожений русских путешественников XII-XV века. М., 2005. С. 266-277.
16. Хождение Игнатия Смолнянина / С.В. Арсеньев, ред. СПб., 1887.
17. Читти Д. Град Пустыня. Введение в изучение египетского и палестинского монашества в христианской империи. СПб., 2007.
18. Arbel B. Venetian Cyprus and the Muslim Levant, 1473-1570 // Cyprus and the Crusades. Nicosia, 1995. P. 159-185.
19. The Book of the Wanderings of Brother Felix Fabri. Vol. II (1). L., 1893.
20. Cohen A., Lewis B. Population and Revenue in the Towns of Palestine in the Sixteenth Century. Princeton, 1978.
21. Frenkel J. Mar Saba during the Mamluk and Ottoman Periods // The Sabaite Heritage in the Orthodox Church from the Fifth Century to the Present. Leuven, 2001. P. 111-116.
22. Histoire de Jerusalem et d'Hebron depuis Abraham jusqu'a la fin de XVe siècle de J.-C. Fragments de la Chronique Moudjir-ed-din traduits sur la texte arabe par Henry Sauvaire. Paris, 1876.
23. JotischkyA. Greek Orthodox and Latin Monasticism around Mar Saba under Crusader Rule // The Sabaite Heritage in the Orthodox Church from the Fifth Century to the Present. Leuven, 2001. P. 85-96.
24. Nasrallah J. Histoire du mouvement litteraire dans l'eglise melchite du Ve au XXe siecle. T. 3 (1). Louvain; P., 1983.
25. Pringle D. The Churches of the Crusader Kingdom of Jerusalem. Vol. II. Cambr., 1998.
26. Treiger A. Unpublished Texts from the Arab Orthodox Tradition (2): Miracles of St. Eustratius of Mar Chariton (Written ca 860) // Chronos. Revue d'Histoire de l'Universite de Balamand. № 33. 2016. P. 7-20.
Constantin A. Panchenko
A LEGEND ON A MASSACRE OF MONKS OF THE MAR SABA MONASTERY: A HISTORICAL MYTHOLOGY OF THE PALESTINIAN MONASTICISM
Lomonosov Moscow State University
1, Leninskie Gory, Moscow, 119991
The article is dealing with one of bright examples of Palestinian monastic folklore of the late Medieval and early Modern time: a narrative about a martyrdom of monks of the Mar Saba monastery persecuted by a Muslim ruler. Various versions of the legend identify this ruler either as a Sultan of Egypt or as an Ottoman governor of Jerusalem. The data of the legend seems to be absolutely unrealistic however it demonstrates a nature of common historical consciousness of the Palestinian Greek Orthodox clergy. The decline of the Middle Eastern monasteries in the Post-Byzantine period caused appearance in the monastic folklore and pilgrims' accounts exaggerated image of wide-ranging monastic movement once existed in the Judean desert in the Early Byzantine time and as well legends about mass massacre of the monks of Mar Saba by the Muslims. These legends were based on several real episodes of Arabs' attacks on the Palestinian monasteries in the 7th and 11th centuries, demolishing of cells belonging to Mar Saba by an order of Mamluk sultan Beybars in 1269 and as well a custom of keeping remains of died monks in ossuaries attached to monasteries - these bones later were treated as holy relics of martyrs. In the 16th century the legend about the massacre of monks by an Egyptian Sultan was transformed into another story. This time the exterminations of the monks was ascribed to an Ottoman governor of Jerusalem. Possibly this narrative was based on a real episode of execution of several monks by an order of an Ottoman official. However, the number of victims was many times exaggerated and the whole story was mixed with the ancient legend on mass martyrdom of the Sabaite monks. Such traditions stimulated positive self-identification and communal solidarity of the Middle Eastern Orthodox people who had to survive in predominant alien milieu.
Key words: Christian Orient; Mar Saba monastery; Palestinian monasticism; Christian-Muslim relations; historical memory.
About the author: Constantin A. Panchenko - Doctor of Science (History), Professor, Department of Middle and Near East History, Institute of Asian and African Studies, Moscow State University (e-mail: const969@gmail.com).
REFERENCES
1. Dushespasitel'nyy rasskaz o Sv. Grobe [An Edifying Story of the Holy Sepulcherj. A.I. Papadopulo-Keramevs, ed. Vosem' grecheskih opisaniy Sv. MestXIV, XV iXVI vv. [Eight Greek Descriptions of the Holy Sites of the 14th and 16th centuries]. St.-Petersburg: Tipografiia V. Kirshbaum, 1903, pp. 162-176. (In Russ.)
2. Letopis' vizantiytsa Feofana ot Diokletiana do tsarey Mihaila i syna ego Feofilakta [The Theophanous Chronographiaj. Moscow: V Univ. tip. (M. Katkov), 1884. (In Russ.)
3. Opisaniye mest vne Krita nahod'aschihs'a (A Description of Sites outside Crete). A.I. Papadopulo-Keramevs, ed. Vosem' grecheskih opisaniy Sv. MestXIV, XV iXVI vv. [Eight Greek Descriptions of the Holy Sites of the 14th and 16th centuries]. St.-Petersburg: Tipografiia V. Kirshbaum, 1903, pp. 157-161. (In Russ.)
4. Panchenko K.A. "Tyemnyy vek "palestinskogo monashestva: upadok i vozrozhdeniye blizhnevostochnyh monastyrey na rubezhe maml'ukskoy i osmanskoy epoh ["A Dark Age" of the Palestinian Monasticism: Decline and Revival of the Middle Eastern Monasteries on turn of the Mamluk and the Ottoman Periods]. VestnikPSTGU. Ser. III. Filologia [St. Tikhon's University Review. Ser. III. Philology]. 2018. No. 4 (57), pp. 58-87. (In Russ.)
5. Plank P. Pravoslavnyye hristiane Sv. Zemli vo vremena krestovyh pohodov (10991187) [The Orthodox Christians of the Holy Land in the Age of the Crusades (10991187)]. Al'fa i Omega [Alpha and Omega]. No. 4 (26). Moscow, 2000, pp. 180-191. (In Russ.)
6. Proskinitariy, soderzhaschiy vse chudesnyye znameniya, yavlennyye spasitelem nashim v Sv'atom gorode Ierusalime, i opisaniye mestnostey [Proskinitarion, Including All the Miraculous Signs Demonstrated by the Our Savior in the Holy City Jerusalem and a Description of Lands)] A.I. Papadopulo-Keramevs, ed. Vosem' grecheskih opisaniy Sv. Mest XIV, XV i XVI vv. [Eight Greek Descriptions of the Holy Sites of the 14th and 16th centuries]. St.-Petersburg: Tipografiia V. Kirshbaum, 1903, pp. 194-241. (In Russ.)
7. Puteshestviye v Sv'atuyu zeml'u sv'aschennika Luk'yanova [A Travel to the Holy Land of Priest Luk'yanov]. Russkiy Arhiv [The Russian Archive]. 1863. Vol. 1. Col. 21-64. Vol. 2. Col. 114-159. Vol. 3. Col. 223-264. Vol. 4. Col. 305-344. Vol. 5-6. Col. 385-415. (In Russ.)
8. Puteshestviye vo Ierusalim Sarovskiya obschezhitel'nyye pustyni ieromonaha Meletiya v 1793 i 1794 gody [A Travel to Jerusalem of Priest-monk Meletiy from Sarov Monastery in years 1793 and 1794]. Moscow: Tipografiia A. Reshentikova, 1798. (In Russ.)
9. Radzivil N.H. Puteshestviyeko sv'atym mestam i vEgipetkn'az'aNikolayaHristofora Radzivila [A Travel to the Holy Sites and Egypt by Prince Nicolay Christopher Radzivil]. St.-Petersburg, 1787 (In Russ.).
10. Rasskaz o Ierusalime i sv. Gore Sinaye. [A Story about Jerusalem and the Holy Mount Sinai] A.I. Papadopulo-Keramevs, ed. Vosem'grecheskih opisaniy Sv. MestXIV, XV iXVIvv. [Eight Greek Descriptions of the Holy Sites of the 14th and 16th centuries]. St.-Petersburg: Tipografiia V. Kirshbaum, 1903, pp. 141-156. (In Russ.)
11. Skazaniye o ierusalimskoy lavre sv. Savvy Osv'aschennogo 1547goda. [A Narrative about the Mar Saba Monastery of Jerusalem of year 1547] Archimandrite Leonid, ed. Soobscheniya Imperatorskogo Pravoslavnogo Palestinskogo Obschestva [The Imperial Orthodox Palestinian Society Journal]. May 1886, pp. 105-106. (In Russ.)
12. Skazaniye o muchenichestve sv'atyh ottsov, izbiyennyh varvarami saratsinami v velikoy lavre prepodobnogo ottsa nashego Savvy [A Narrative about a Martyrdom
of Holy Farthers Massacred by the Saracens in the Great Lavra of the Saint Saba, the Our Farther]. Sbornikpalestinskoy i siriyskoy agiologii [A Collection of the Palestinian and Syrian Hagiography]. Vol. 1. St.-Petersburg, 1907, pp. 1-48. (In Russ.)
13. Stranstviya Vasil'ya Grigorovicha-Barskogopo sv'atym mestam Vostoka s 1723po 1747 g. [Travels of Vasiliy Grigorovich-Barskiy through the Holy sites of the East since 1723 till 1747 g.] Vol. I. St.-Petersburg: Tipografiia V. Kirshbaum, 1885. (In Russ.)
14. Tri grecheskiye bezym'annyye proskinitariya XVI v. [Three Greek Anonymous Proskinitarions of the 16th century] A.I. Papadopulo-Keramevs, ed. St.-Petersburg, 1896. (In Russ.)
15. Hozheniye arhimandrita Agrefeniya. [A Pilgrimage of Archimandrite Agrefeniy] Maleto E.I. Antologiya hozhdeniy russkih puteshestvennikov XII-XV veka [An Anthology of Pilgrimages of Russian Travelers of the 12th-15th centuries]. Moscow: Nauka, 2005, pp. 266-277. (In Russ.)
16. Hozheniye Ignatiya Smoly'anina. [A Pilgrimage of Ignatiy Smoln'anin] S.V. Arsen'yev, ed. St.-Petersburg: Tipografiia V. Kirshbaum, 1887. (In Russ.)
17. Chitti D. Grad Pustyn'a. Vvedeniye v izucheniye egipetskogo i palestinskogo monashestva v hristianskoy imperii. [City the Desert. Introduction into the Study of the Egyptian and Palestinian Monasticism in the Christian Empire] St.-Petersburg: Bibliopolis, 2007. (In Russ.)
18. Arbel B. Venetian Cyprus and the Muslim Levant, 1473-1570. Cyprus and the Crusades. Nicosia: Cyprus Research Center and SSCLE, 1995, pp. 159-185.
19. The Book of the Wanderings of Brother Felix Fabri. Vol. II (1). London: Palestine Pilgrims' Texts Society, 1893.
20. Cohen A., Lewis B. Population and Revenue in the Towns of Palestine in the Sixteenth Century. Princeton: Princeton University Press, 1978.
21. Frenkel J. Mar Saba during the Mamluk and Ottoman Periods. The Sabaite Heritage in the Orthodox Church from the Fifth Century to the Present. Leuven: Peeters, 2001, pp. 111-116.
22. Histoire de Jerusalem et d'Hebron depuis Abraham jusqu'a la fin de XVe siècle de J.-C. Fragments de la Chronique Moudjir-ed-din traduits sur la texte arabe par Henry Sauvaire. Paris: Leroux, 1876.
23. Jotischky A. Greek Orthodox and Latin Monasticism around Mar Saba under Crusader Rule. The Sabaite Heritage in the Orthodox Church from the Fifth Century to the Present. Leuven: Peeters, 2001, pp. 85-96.
24. Nasrallah J. Histoire du mouvement litteraire dans l'eglise melchite du Ve auXXe siecle. T. 3 (1). Louvain: Peeters, 1983.
25. Pringle D. The Churches of the Crusader Kingdom of Jerusalem. Vol. II. Cambridge: Cambridge University Press, 1998.
26. Treiger A. Unpublished Texts from the Arab Orthodox Tradition (2): Miracles of St. Eustratius of Mar Chariton (Written ca 860). Chronos. Revue d'Histoire de l'Universite de Balamand. No 33. 2016, pp. 7-20.