СОЦИОКИНЕТИКА ДЕТСТВА
УДК 379.78
Шолыганов Андрей Евгеньевич
Центр патриотического воспитания молодежи, г. Кострома
СКАУТИНГ - СРЕДА СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
В статье рассматриваются условия формирования социально-психологической компетентности подростков в давно известной в мире системе скаутинга.
Ключевые слова: социальная компетентность, подростки, скаутинг.
В настоящее время многие специалисты в качестве одной из важнейших причин негативных явлений в подростковой среде все чаще называют недостаточную подготовленность подростков к взаимодействию с усложнившейся нестабильной средой, их низкую компетентность в решении возникающих перед ним социальных проблем.
Поиск средств целенаправленной социализации подростков следует искать исходя из теоретических представлений о природе социальной компетентности. Структура социальной компетентности включает коммуникативную и вербальную компетентность, социально-психологическую компетентность и межличностную ориентацию, эго-компетентность и собственно социальную компетентность.
Социальная компетентность может определяться как способность и готовность человека целесообразно регулировать собственные отношения с окружающей действительностью и другими людьми [1].
Таким образом, на основе обобщения существующих подходов социальную компетентность можно определить как интегративное личностное образование, включающее знания, умения, навыки и способности, формирующиеся в процессе социализации и позволяющие человеку быстро и адекватно адаптироваться в обществе и эффективно взаимодействовать с социальным окружением. Социальная компетентность позволяет в достаточно эффективной степени решать проблемы в социальной среде.
Социальная компетентность сегодня играет главную роль везде, где люди встречаются, взаимодействуют, сотрудничают друг с другом. Нельзя не согласиться с мнением, что без должного уровня социальной компетентности сохраняется тип личности с комплексом установок авторитарнос-
ти и конфронтации, мифологизированное™, иррациональности и клишированности мышления, готовности принимать упрощенные объяснения.
Подросток, в силу своих возрастных особенностей, не может достичь уровня социальной компетентности взрослого человека, но у него должны быть свои формы социально-психологической компетентности, помогающие ему адаптироваться к требованиям ситуаций, характерных именно для подросткового возраста.
Но усилия традиционных институтов социализации подростков - институтов семьи и образования - оказываются недостаточно эффективными в подготовке подрастающего поколения к усложнившимся требованиям современного общества. Поэтому встает необходимость поиска средств целенаправленной подготовки подростков к вхождению в сложную социальную среду, которые помогут им адаптироваться и успешно функционировать в современном социуме.
Во-первых, процессы глобализации требуют от современного человека, особенно молодого, навыков и умений строить взаимоотношения, ориентироваться в этнических и национальных особенностях представителей различных культур, умения участвовать в социальном общении.
Во-вторых, социально-экономические преобразования в нашей стране меняют и содержание социального заказа в адрес институтов социализации. От них требуется обеспечивать жизненное, профессиональное и личностное самоопределение в условиях разных форм собственности, жизненных условий, ценностных ориентаций. Воспитание индивида, готового к жизнедеятельности в таких условиях, напрямую зависит от наличия у него знаний и навыков в области социальной компетентности.
В современных условиях вследствие снижения социализирующих возможностей российс-
190
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2010, Том 16
© Шолыганов А.Е., 2010
кой семьи и школы, возникает необходимость дополнительного целенаправленного формирования социально-психологической компетентности подростков с помощью средств, отвечающих их возрастным особенностям и интересам. В качестве такого средства формирования социальнопсихологической компетентности подростков способна выступить давно известная в мире система скаутинга, зарекомендовавшая себя в качестве школы социальной компетентности подростков.
Социальная компетентность человека включает в себя:
- знания об устройстве и функционировании социальных институтов в обществе; о социальных структурах; о различных социальных процессах, протекающих в обществе;
- знания ролевых требований и ролевых ожиданий, предъявляемых в обществе к обладателям того или иного социального статуса;
- навыки ролевого поведения, ориентированного на тот или иной социальный статус;
- знания общечеловеческих норм и ценностей, а также норм в различных сферах и областях социальной жизни;
- умения и навыки эффективного социального взаимодействия;
- знания и представления человека о себе, восприятие себя как социального субъекта и т.д.
В основе системы скаутинга лежит ориентация на развитие социальной компетентности своих участников. Необходимо отметить, что и сам скаутинг осуществляет социально-компетентнос-тный подход к участникам организации. Скаутинг стремится быть необходимым для молодых людей в различных социокультурных сферах, в которых они живут и развиваются, а также постоянно учитывать их потребности в быстро изменяющемся мире. Скаутинг постоянно адаптируется к условиям изменяющегося мира, чтобы соответствовать стремлениям и потребностям молодых людей.
Как будет развиваться личность, это зависит от многих факторов, в том числе от наличия определенной воспитательной системы. Скаутинг как воспитательная система сам по себе является конструктивным явлением, в противоположность деструктивному влиянию многих современных социальных факторов. Скаутинг стремится предложить подросткам и молодым людям именно такую конструктивную воспитательную среду.
Социальная компетентность, заложенная в системе скаутинга, обусловлена во многом личност-
но ориентированным подходом и означает, что скаутинг принимает каждого ребенка, подростка и молодого человека таким, каков он есть - уникальной личностью - с его (ее) собственным уровнем развития, с определенным жизненным опытом, темпераментом, с разными природными способностями, потребностями и интересами.
Скаутинг признает уникальность каждой личности [2]. Это достигается:
- уважением воли каждого при принятии решения о вступлении в скаутское движение;
- предложением каждому скауту собственной системы самовоспитания, (как описал ее Баден Пауэл - «внутреннее воспитание» в противоположность «воспитанию из вне»);
- побуждением каждой молодой личности наилучшим образом развить свои качества. В скаутинге недопустимо сравнение достижений разных молодых людей;
- гибкостью воспитательной системы скаутинга, которая дает возможность каждому ребенку, подростку и молодому человеку развиваться наиболее приемлемым для него способом.
Каким же образом воспитательная система скаутинга влияет на развитие социальной компетентности своих участников? Данная категория сформулирована уже в самой цели развития:
«Цель развития заключается в полном создании личности, во всем богатстве ее индивидуальности, во всей сложности форм ее выражения, его или ее различных обязательств - как индивидуума, члена семьи и общества, гражданина, производителя, изобретателя техники и мечтателя с богатым воображением» [3]. Данной цели вполне созвучна «скаутская цель», которая определена как содействие молодым людям в полном развитии их физических, интеллектуальных, эмоциональных, социальных и духовных способностей как индивидуумов и как членов общества.
В понятие социальной компетентности в первую очередь входят знания человека о себе, восприятие себя как социального субъекта. В воспитательной системе скаутинга данная категория выражена через развитие автономности личности, которая обязана принимать на себя ответственность за свои действия. Это означает:
- принятие ответственности за свое собственное развитие (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное и духовное);
- стремление жить таким образом, чтобы уважать себя как личность.
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 3
191
Способность делать это предполагает постоянное стремление познать себя во всем многообразии и сложности, которые характеризуют каждую личность с ее сильными и слабыми сторонами, надеждами, потребностями и т.д.
Социальная компетентность личности подразумевает наличие умений и навыков социального взаимодействия, владения средствами коммуникации, механизмами взаимопонимания в процессе общения. Воспитательная система скаутинга направлена на постижение и обучение коммуникативным навыкам. Сюда входят развитие способности к:
- внимательному слушанию других людей;
- формулированию своих мыслей ясным образом;
- восприятию других как людей, имеющих во всем равные права.
Одним из главных составляющих социальной компетентности личности является знание общечеловеческих норм и ценностей. Это та категория, в которой воспитательная система скаутского движения имеет множество установок. Скаутинг стремится помочь каждому молодому человеку почувствовать себя частью целого, то есть мира, в котором он живет. Это осуществляется с помощью акцентирования внимания на развитии конструктивных взаимоотношений с другими людьми, как ровесниками, так и взрослыми. Основа этих отношений - взаимоуважение.
Система скаутинг:
- способствует эмоциональному развитию, зарождая чувство принадлежности к единой команде, чувство того, что тебя ценят;
- дает основу для близких дружеских отношений, которые человеку может быть трудно найти где-то еще;
- сплоченная группа создает благоприятную атмосферу, где молодые люди изо всех сил стараются приобрести навыки и опыт, необходимый
для жизни и совместной деятельности. Чем разнообразнее навыки, умения, талант и опыт, которые молодые люди могут объединить в команде, тем большие возможности открываются для решения сложных проблем и осуществления деятельности, наполненной смыслом, как для группы, так и для каждой личности.
Кроме того, социальная компетентность предполагает собой знание норм в различных областях социальной жизни. В этом отношении в скаутинге выработана система воспитания, способствующая развитию восприимчивости к другим аспектам реальности (например, понимания различных взглядов на мир, понимания культурных, религиозных, возрастных вопросов, и вопросов, связанных с национальными, половыми различиями; понимания верований, жизни и обычаев других мировых религий).
Таким образом, воспитательная система скаутизма представляется одной из действенных систем развития социальной компетентности в среде подростков.
Библиографический список
1. Басова В.М. Теория и практика формирования социальной компетентности личности: учеб. пособие. - Кострома, 2004.
2. Скаутинг: Воспитательная система / Всемирная Организация Скаутского Движения. - М., 1999. - 72 с.
3. Образование: Сокрытое сокровище: Доклад Международной комиссии по образованию XXI века. - ЮНЕСКО, 1996.
4. Маросанов Г.И., Рототаева Н.А. Социальная компетентность: психологические условия развития в юношеском возрасте. - М.: Когито-Центр, 2003. - 172 с.
5. Зимняя И.А. Педагогическая психология. -М., 2000.
192
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2010, Том 16