Научная статья на тему 'Скаутинг среда социальной компетентности'

Скаутинг среда социальной компетентности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
382
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПОДРОСТКИ / СКАУТИНГ / SOCIAL COMPETENCE / TEENAGERS / SCOUTING

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шолыганов Андрей Евгеньевич

В статье рассматриваются условия формирования социально-психологической компетентности подростков в давно известной в мире системе скаутинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conditions of formation of social-psychological competence of teenagers in the system of famiar all over the world scouting system are examined in the article.

Текст научной работы на тему «Скаутинг среда социальной компетентности»

СОЦИОКИНЕТИКА ДЕТСТВА

УДК 379.78

Шолыганов Андрей Евгеньевич

Центр патриотического воспитания молодежи, г. Кострома

[email protected]

СКАУТИНГ - СРЕДА СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

В статье рассматриваются условия формирования социально-психологической компетентности подростков в давно известной в мире системе скаутинга.

Ключевые слова: социальная компетентность, подростки, скаутинг.

В настоящее время многие специалисты в качестве одной из важнейших причин негативных явлений в подростковой среде все чаще называют недостаточную подготовленность подростков к взаимодействию с усложнившейся нестабильной средой, их низкую компетентность в решении возникающих перед ним социальных проблем.

Поиск средств целенаправленной социализации подростков следует искать исходя из теоретических представлений о природе социальной компетентности. Структура социальной компетентности включает коммуникативную и вербальную компетентность, социально-психологическую компетентность и межличностную ориентацию, эго-компетентность и собственно социальную компетентность.

Социальная компетентность может определяться как способность и готовность человека целесообразно регулировать собственные отношения с окружающей действительностью и другими людьми [1].

Таким образом, на основе обобщения существующих подходов социальную компетентность можно определить как интегративное личностное образование, включающее знания, умения, навыки и способности, формирующиеся в процессе социализации и позволяющие человеку быстро и адекватно адаптироваться в обществе и эффективно взаимодействовать с социальным окружением. Социальная компетентность позволяет в достаточно эффективной степени решать проблемы в социальной среде.

Социальная компетентность сегодня играет главную роль везде, где люди встречаются, взаимодействуют, сотрудничают друг с другом. Нельзя не согласиться с мнением, что без должного уровня социальной компетентности сохраняется тип личности с комплексом установок авторитарнос-

ти и конфронтации, мифологизированное™, иррациональности и клишированности мышления, готовности принимать упрощенные объяснения.

Подросток, в силу своих возрастных особенностей, не может достичь уровня социальной компетентности взрослого человека, но у него должны быть свои формы социально-психологической компетентности, помогающие ему адаптироваться к требованиям ситуаций, характерных именно для подросткового возраста.

Но усилия традиционных институтов социализации подростков - институтов семьи и образования - оказываются недостаточно эффективными в подготовке подрастающего поколения к усложнившимся требованиям современного общества. Поэтому встает необходимость поиска средств целенаправленной подготовки подростков к вхождению в сложную социальную среду, которые помогут им адаптироваться и успешно функционировать в современном социуме.

Во-первых, процессы глобализации требуют от современного человека, особенно молодого, навыков и умений строить взаимоотношения, ориентироваться в этнических и национальных особенностях представителей различных культур, умения участвовать в социальном общении.

Во-вторых, социально-экономические преобразования в нашей стране меняют и содержание социального заказа в адрес институтов социализации. От них требуется обеспечивать жизненное, профессиональное и личностное самоопределение в условиях разных форм собственности, жизненных условий, ценностных ориентаций. Воспитание индивида, готового к жизнедеятельности в таких условиях, напрямую зависит от наличия у него знаний и навыков в области социальной компетентности.

В современных условиях вследствие снижения социализирующих возможностей российс-

190

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2010, Том 16

© Шолыганов А.Е., 2010

кой семьи и школы, возникает необходимость дополнительного целенаправленного формирования социально-психологической компетентности подростков с помощью средств, отвечающих их возрастным особенностям и интересам. В качестве такого средства формирования социальнопсихологической компетентности подростков способна выступить давно известная в мире система скаутинга, зарекомендовавшая себя в качестве школы социальной компетентности подростков.

Социальная компетентность человека включает в себя:

- знания об устройстве и функционировании социальных институтов в обществе; о социальных структурах; о различных социальных процессах, протекающих в обществе;

- знания ролевых требований и ролевых ожиданий, предъявляемых в обществе к обладателям того или иного социального статуса;

- навыки ролевого поведения, ориентированного на тот или иной социальный статус;

- знания общечеловеческих норм и ценностей, а также норм в различных сферах и областях социальной жизни;

- умения и навыки эффективного социального взаимодействия;

- знания и представления человека о себе, восприятие себя как социального субъекта и т.д.

В основе системы скаутинга лежит ориентация на развитие социальной компетентности своих участников. Необходимо отметить, что и сам скаутинг осуществляет социально-компетентнос-тный подход к участникам организации. Скаутинг стремится быть необходимым для молодых людей в различных социокультурных сферах, в которых они живут и развиваются, а также постоянно учитывать их потребности в быстро изменяющемся мире. Скаутинг постоянно адаптируется к условиям изменяющегося мира, чтобы соответствовать стремлениям и потребностям молодых людей.

Как будет развиваться личность, это зависит от многих факторов, в том числе от наличия определенной воспитательной системы. Скаутинг как воспитательная система сам по себе является конструктивным явлением, в противоположность деструктивному влиянию многих современных социальных факторов. Скаутинг стремится предложить подросткам и молодым людям именно такую конструктивную воспитательную среду.

Социальная компетентность, заложенная в системе скаутинга, обусловлена во многом личност-

но ориентированным подходом и означает, что скаутинг принимает каждого ребенка, подростка и молодого человека таким, каков он есть - уникальной личностью - с его (ее) собственным уровнем развития, с определенным жизненным опытом, темпераментом, с разными природными способностями, потребностями и интересами.

Скаутинг признает уникальность каждой личности [2]. Это достигается:

- уважением воли каждого при принятии решения о вступлении в скаутское движение;

- предложением каждому скауту собственной системы самовоспитания, (как описал ее Баден Пауэл - «внутреннее воспитание» в противоположность «воспитанию из вне»);

- побуждением каждой молодой личности наилучшим образом развить свои качества. В скаутинге недопустимо сравнение достижений разных молодых людей;

- гибкостью воспитательной системы скаутинга, которая дает возможность каждому ребенку, подростку и молодому человеку развиваться наиболее приемлемым для него способом.

Каким же образом воспитательная система скаутинга влияет на развитие социальной компетентности своих участников? Данная категория сформулирована уже в самой цели развития:

«Цель развития заключается в полном создании личности, во всем богатстве ее индивидуальности, во всей сложности форм ее выражения, его или ее различных обязательств - как индивидуума, члена семьи и общества, гражданина, производителя, изобретателя техники и мечтателя с богатым воображением» [3]. Данной цели вполне созвучна «скаутская цель», которая определена как содействие молодым людям в полном развитии их физических, интеллектуальных, эмоциональных, социальных и духовных способностей как индивидуумов и как членов общества.

В понятие социальной компетентности в первую очередь входят знания человека о себе, восприятие себя как социального субъекта. В воспитательной системе скаутинга данная категория выражена через развитие автономности личности, которая обязана принимать на себя ответственность за свои действия. Это означает:

- принятие ответственности за свое собственное развитие (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное и духовное);

- стремление жить таким образом, чтобы уважать себя как личность.

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 3

191

Способность делать это предполагает постоянное стремление познать себя во всем многообразии и сложности, которые характеризуют каждую личность с ее сильными и слабыми сторонами, надеждами, потребностями и т.д.

Социальная компетентность личности подразумевает наличие умений и навыков социального взаимодействия, владения средствами коммуникации, механизмами взаимопонимания в процессе общения. Воспитательная система скаутинга направлена на постижение и обучение коммуникативным навыкам. Сюда входят развитие способности к:

- внимательному слушанию других людей;

- формулированию своих мыслей ясным образом;

- восприятию других как людей, имеющих во всем равные права.

Одним из главных составляющих социальной компетентности личности является знание общечеловеческих норм и ценностей. Это та категория, в которой воспитательная система скаутского движения имеет множество установок. Скаутинг стремится помочь каждому молодому человеку почувствовать себя частью целого, то есть мира, в котором он живет. Это осуществляется с помощью акцентирования внимания на развитии конструктивных взаимоотношений с другими людьми, как ровесниками, так и взрослыми. Основа этих отношений - взаимоуважение.

Система скаутинг:

- способствует эмоциональному развитию, зарождая чувство принадлежности к единой команде, чувство того, что тебя ценят;

- дает основу для близких дружеских отношений, которые человеку может быть трудно найти где-то еще;

- сплоченная группа создает благоприятную атмосферу, где молодые люди изо всех сил стараются приобрести навыки и опыт, необходимый

для жизни и совместной деятельности. Чем разнообразнее навыки, умения, талант и опыт, которые молодые люди могут объединить в команде, тем большие возможности открываются для решения сложных проблем и осуществления деятельности, наполненной смыслом, как для группы, так и для каждой личности.

Кроме того, социальная компетентность предполагает собой знание норм в различных областях социальной жизни. В этом отношении в скаутинге выработана система воспитания, способствующая развитию восприимчивости к другим аспектам реальности (например, понимания различных взглядов на мир, понимания культурных, религиозных, возрастных вопросов, и вопросов, связанных с национальными, половыми различиями; понимания верований, жизни и обычаев других мировых религий).

Таким образом, воспитательная система скаутизма представляется одной из действенных систем развития социальной компетентности в среде подростков.

Библиографический список

1. Басова В.М. Теория и практика формирования социальной компетентности личности: учеб. пособие. - Кострома, 2004.

2. Скаутинг: Воспитательная система / Всемирная Организация Скаутского Движения. - М., 1999. - 72 с.

3. Образование: Сокрытое сокровище: Доклад Международной комиссии по образованию XXI века. - ЮНЕСКО, 1996.

4. Маросанов Г.И., Рототаева Н.А. Социальная компетентность: психологические условия развития в юношеском возрасте. - М.: Когито-Центр, 2003. - 172 с.

5. Зимняя И.А. Педагогическая психология. -М., 2000.

192

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2010, Том 16

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.