СОЦИОКИНЕТИКА
УДК 329.78
Кудинов Владимир Андреевич
доктор исторических наук, профессор Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
vkudinov@mail.ru
ИСТОРИЧЕСКАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ ПОДРОСТКОВЫХ И ЮНОШЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
В статье рассматривается взаимосвязь некоторых социальных и социально-экономических процессов с возникновением и развитием детских, подростковых, юношеских и молодежных организаций. Указывается на возможности использования исторического опыта деятельности молодежных и детских объединений для деятельности созданного в России Российского движения школьников.
Ключевые слова: детская организация, молодежное движение, социализация, скауты, пионеры, история, опыт.
Во всем мире в различные периоды его развития старшее поколение заботил вопрос передачи социального опыта младшему поколению. Для этого конструировались, создавались педагогические и социальные системы воспитания, развивалась наука о воспитании детей, молодежи, предлагались различные варианты государственного обеспечения социализации детей, молодежи. Иные из этих систем представляют интерес лишь для историков, другие доказали свою живучесть. Как правило, это были объединения подростков с разной долей участия взрослых, лишь в редких случаях передача социального опыта носила индивидуальный характер, и в силу ее эксклюзивности мы ее рассматривать не будем.
Причины появления массовых общественных и общественно-государственных объединений подростков, детей и молодежи изучены достаточно полно различными учеными, историками, философами, педагогами [1]. Они сходятся во мнении, что появление подростковых организаций обусловлено социально-экономическим развитием общества, государства. Для их развития требовалось наличие различных свобод: свободы личности, предпринимательства, передвижения по стране и странам, свободы продажи рабочих рук, демократические свободы слова, демонстраций, собраний, митингов, объединений. Эти свободы появились в результате буржуазно-демократических революций, при становлении и развитии капитализма. Стала появляться в широком смысле новая культура, наступило интенсивное взаимопроникновение культур. Первые массовые объединения детей и молодежи были созданы на основе новых реалий, новых культурных ценностей, новых духовных ориентаций, изменяющегося мира.
В конце XIX века в мире произошло изменение в структуре производства, международного и внутри производственного разделения труда. Спрос на дешевую рабочую силу, дешевый труд молодых людей стал объективной основой для их объединения с целью защиты своих интересов и потребностей в условиях интенсивной эксплуатации.
Еще один важный фактор, влияющий на появление общественных и общественно-государственных объединений молодежи - милитаризация общества и государства, глобальная борьба за передел мира. Государство стало подготавливать молодежь к качественно новому ведению войны, осознанному участию и сохранению своей жизни, обучать навыкам разведчества, самосовершенствованию.
Эти три глобальных фактора и привели к созданию массовых, выходящих за рамки одного государства организаций скаутов-разведчиков. Социализирующий потенциал этого государственно-общественного движения, формализованного в организации был по историческим меркам мгновенно признан другими государствами и внедрен у себя с разной степенью подражания, с учетом национальных особенностей культуры [1; 2; 4; 6; 7]. Появление скаутинга привело к возникновению внимания ученых, практиков, педагогов к анализу этого социально-педагогического феномена. Тем более, что национальные организации скаутов объединились в международный союз - Всемирную организацию скаутского движения [8].
В России скаутинг также получил свое развитие, особенно массовый его рост пришелся на первое пятилетие советской власти 1917-1923 годы.
Появились помещения - скаутские клубы, внедрена была разрядная система - система личностного роста ребенка от менее сложных к приобретению более сложных навыков: в оказании первой медицинской помощи, в туризме, ориентировании на местности, выживании в сложных природных условиях, навыки физического развития, личной гигиены, приготовления пищи, участию в жизни общества, формированию коллективизма по принципу «Один за всех - все за одного!», проведению сборов, собраний, поисковой работы, разведчества. Формированию умений подчинять и подчиняться, помощи ближним и нуждающимся. Были разработаны важные для детей атрибуты такой организации - личная форма, знамена, вымпелы, барабаны, горны, речевки, салюты, девизы, правила, законы, обычаи. Обучались жизни в лагерях, азбуке Морзе, сигнализации и другое. Это содержание деятельно-
© Кудинов В.А., 2016
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика М- № 3
235
сти проводилось в игре, соревновании, оценке результатов родителями и сверстниками. Кроме всего прочего было требование, что деньги на форму скаут должен заработать сам. Это приучало быть ответственным за себя, свои поступки, прилагать усилия для достижения цели. Все это важно для социализации подростка. Этот опыт возможен к применению современными объединениями детей.
Первые руководители советской России, в силу изменившихся социально-экономических и политических условий в стране, новой идеологии стали в этом соответствии осознанно строить и новую систему передачи социального опыта. Было инициировано создание комсомола и пионерской организации, как единых и единственных в стране объединений, формирующих новую идеологию, сознание, мироощущение у подростка. При этом осознанно использовали опыт социализации, имеющийся в скаутинге (И.Н. Жуков, Н.К. Крупская, О. Тарханов и др.).
На II всероссийской конференции комсомола 19 мая 1922 года было принято решение о распространении опыта скаутинга на создаваемую пионерскую организацию. Это решение подтверждает факт использования опыта имевшихся объединений для деятельности вновь создаваемых. Большинство скаутмастеров стали работать в двух отрядах: скаутском и пионерском, затем постепенно эти скаутские отряды переименовывались в пионерские. Но были и те скауты, кто, работая с детьми, с комсомолом не сотрудничал. В силу принятого закона о государственной регистрации партий и общественных объединений они не подавали заявки на регистрации и тем самым оказались вне рамок действия легитимной политической системы. Постепенно эти скаутские отряды распались, а повзрослевшая молодежь нашла себя в жизни советского общества, проявив лучшие качества, воспитанные в скаутинге. Стали врачами, инженерами, офицерами, учителями, учеными, дипломатами.
Н.К. Крупская, заместитель наркома, выдающийся педагог, ученый, в своих выступлениях и многочисленных статьях, публикациях сформулировала целевую установку пионерской организации: «Быть пионером - значит принимать участие в улучшении окружающей жизни, думать над тем, как это сделать». Это мощная социализирующая идея.
Действовали в советской России и другие детские объединения, весьма пестрые по формам и методам работы, но содержание их всегда соответствовало советской идеологии. В первое десятилетие в России было боле 35 молодежных объединений, более 60 клерикальных организаций. И все они сошли с исторической арены, были вытеснены из советского общества.
Таким образом, пионерская организация вобрала в себя опыт скаутинга и опыт других объединений подростков, система работы которых
не опиралась на скаутинг. За 70-летнюю историю самой массовой организации детей - Всесоюзной пионерской организации - в ней состояло одновременно от 1 до 25 миллионов детей школьного возраста. Таким образом, через систему коллективного воспитания прошло более половины населения страны.
К 1989 году, вместе со страной и обществом началась перестройка и в пионерской организации. К этому времени она насчитывала 19 млн. членов. В ее оргструктуре пошел процесс становления независимости от комсомола. Если раньше подчеркивался политический характер организации, то в соответствии с новой структурой, она была объявлена как неполитическая. Главный девиз организации изменился. Изменилась роль взрослых и школьных учителей.
Многомиллионная скаутская организация, многомиллионная пионерская организация - вот два мощнейших подростковых объединения ХХ века в мире, опыт которых взаимопроникал, обогащался и был востребован в XXI веке. Вокруг пионерской организации образовался огромный пласт ученых, сформировались направления исследований, ученые заговорили и об элементах нового научного знания - социокинетики, как науки о детстве и детских объединениях. Скаутинг такой мощной научной поддержки не имеет.
Учеными был проанализирован опыт пионерских детских сборов, как фактор демократии, коллективного управления жизнью отряда. Пионерское поручение, его роль в формировании ответственности и развития организаторских навыков. Вместе с тем эти формы общения учили демократии. Ребенок нуждается в социальной защищенности, и пионерская организация давала такое ощущение. Объективно, ребенок нуждается в своей общественной организации, в которой реализует естественную потребность в общении. И хотя социальную защищенность дает государство через свои институты, важнейшими из которых является семья, школа, но каждый ребенок нуждается в конкретной защите и развитию своих интересов, а они происходят в первичных коллективах детей своего, или близкого к ним разного возраста. Каждое новое поколение решает проблемы социализации, формирования новых общественных отношений, учится не только ориентироваться в них, но и участвовать.
С развалом Советского Союза, провозглашения многопартийности, социально-экономическая и политическая система в России изменилась, что сказалось и на общественных объединениях детей, молодежи. Сохранилась пионерская организация, но она перестала быть единой и единственной. В каждом субъекте РФ появились различные по названию, но в основе сходные детские объединения, возродился скаутинг, но он так и не стал массовым
236
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «¿1- 2016, Том 22
Историческая обусловленность подростковых и юношеских организаций
явлением. Появились организации, которые стали считать себя скаутскими, но не признанные ВОСД.
В 2015 году государство пришло к необходимости создания единого движения школьников. Был подписан Указ Президента Российской Федерации от 29 октября 2015 года № 536 «О создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников». Объявлено, что его целью является совершенствование государственной политики в области воспитания подрастающего поколения и содействие формированию личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей.
Учредителями движения выступили Федеральное агентство по делам молодежи, Международный союз детских общественных объединений «СПО-ФДО», Национальная родительская ассоциация социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей, Общероссийская общественная организация «Всероссийское педагогическое собрание», Общероссийская общественная организация «Российский Союз Молодёжи», Молодежная общероссийская общественная организация «Российские студенческие отряды» и несколько физических лиц.
На учредительном собрании 28 марта 2016 года в МГУ им. М.В. Ломоносова, был принят за основу устав, избраны руководящие и исполнительные органы новой структуры, а также обсуждены возможные варианты взаимодействия с региональными отделениями.
Председателем был избран С. Рязанский, космонавт-испытатель, Герой Российской Федерации. А в состав координационного совета вошли видные государственные и общественные деятели, лидеры детских и молодежных общественных объединений, представители педагогического и научного сообщества.
Так же было рекомендовано провести учредительные конференции в регионах и в кратчайшие сроки создать региональные отделения «Российского движения школьников», выбрать региональных руководителей, Совет и ревизионную комиссию отделений, и принять решение активно включиться в работу по совершенствованию детского движения в стране.
Таким образом, государство инициировало создание оргструктуры, но содержательную часть нового объединения еще предстоит обозначить, вероятно, новые руководители обратятся к историческому опыту деятельности общественных детских объединений в России и мире.
Какие уроки можно извлечь из исторического прошлого? Есть еще несколько характерных черт в публикациях об использовании исторического опыта пионерской организации, современного скаутинга. Одни авторы, ностальгируя по прошлому скаутингу начала века, или пионерии СССР, пред-
лагают содержание, формы и методы того времени. Не беря во внимание, что изменился и мир, и социально-экономические условия в России, и появились новые коммуникативные технологии, поменялись ценности в обществе и ценностные ориентации детей и молодежи. Изменилась и педагогика воспитания и действия. Вернуть прежнее состояние нельзя, опыт невозможно воссоздать один к одному. Измененный мир, в том числе и измененной России, дает новые вызовы российскому обществу, на которые надо реагировать целесообразно этим вызовам. Изменился менталитет человека, изменилась семья.
Почему первые скаутские объединения возникли на основе тяги к природе, а пионерии на основе участия в общей индустриализации страны? В конце XIX начале ХХ века происходила модернизация стран, индустриализация государств и обществ, отток людей из деревни в город, была в семьях еще тяга к земле, желание навестить свою малую родину и прочее. Ностальгия по земле и природе реали-зовывалась в скаутинге. Чем он и был привлекателен подросткам. Дети в большинстве своем были из второго поколения горожан. В конце ХХ века ребенок уже прочно стал городским. Он принадлежит уже к четвертому, а то и пятому поколению, выросшему в городе. И ему нужно предлагать услуги сообразно этим измененным условиям.
Детское и молодежное движения являются не только педагогическим, но и социальным явлением. Без научного изучения этого социального явления в историческом пространстве средствами исторической и комплекса других наук невозможно дать рекомендации по его применению в новых исторических условиях.
Библиографический список
1. Басов Н.Ф., Кирпичник А.Г., Кудинов В.А., Попова О.В. Детское движение в России: рефлексия научных исследований. Библиография. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2009. - 83 с.
2. Кирпичник А.Г. Сущностные основы детского общественного движения // Основы социокине-тики детства / сост., ред.: Т.В. Трухачева, А.Г. Кирпичник. - М., 2009. - С. 13-68.
3. Кирпичник А.Г., Басов Н.Ф., Трухачева Т.В. Традиции и новации в детском движении на постпионерском пространстве // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2007. -Т. 13. - № 2. - С. 218-221.
4. Кудинов В.А. Историография и периодизация скаутского движения. // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - Кострома, 2011. - Т. 17. - № 3. - С. 212-218.
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика М- № 3
237
5. Кудинов В.А., Попова О.В. Объединение российских скаутов за рубежом и их влияние на возрождение скаутинга в России // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокине-тика. - 2008. - Т. 14. - № 2. - С. 248-254.
6. Кудинов В.А., Попова О.В. Теоретико-методологические основы изучения скаутинга как воспитательной системы личности подростка // Вест-
ник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокине-тика. - 2008. - Т. 4. - № 6. - С. 230-234.
7. Кудряшов Ю.В. Российское скаутское движение. - Архангельск: Поморский государственный университет. - 2005. - 598 с.
8. Fundamental principles. World Scout Bureau. -Geneva, Switzerland, 1992.
238
Вестник КГУ им. H.A. Некрасова «¿j- 2016, Том 22