УДК 378
СИТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ
КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ В СФЕРЕ ГОСТИНИЧНОГО СЕРВИСА
Е.Н. Заикина
Аннотация. В настоящее время в системе профессионального образования являются актуальными использование возможностей современной дидактики и практическая реализация современных педагогических технологий в образовательном процессе. В статье раскрываются основные положения ситуационного анализа как одного из методов реализации технологии практико-ориентированного обучения студентов направления подготовки «Гостиничное дело»; представлены результаты диагностического исследования выявления эффективности использования технологии ситуационного анализа в формировании профессиональных компетенций студентов в курсе «Технологии гостиничной деятельности».
Ключевые слова: ситуационный анализ, ситуационная задача, практико-ориентированное обучение, профессиональные компетенции, компетентностный подход.
SITUATIONAL ANALYSIS IN FORMING PROFESSIONAL COMPETENCIES
OF STUDENTS IN THE FIELD OF HOTEL SERVICE
E. Zaikina
Abstract. Currently, in the system of professional education, it is relevant to use the possibilities of modern didactics, the practical implementation of modern pedagogical technologies in the educational process. The article reveals the main provisions of situational analysis as one of the methods for implementing the practice of practice-oriented training of students in the field of preparation "Hospitality"; the results of a diagnostic study to identify the effectiveness of the use of situational analysis technology in the formation of professional competencies of students in the course "Technology of hotel activities".
Keywords: situational analysis, situational task, practice-oriented training, professional competencies.
В современных условиях социально-экономической политики нашего государства сфера туриндустрии является одной из самых активно развивающихся отраслей.
Привлекательность гостиничного сервиса в сфере туриндустрии зависит во многом от привлечения в него профессиональных и компетентных кадров. «Сегодня правомерно констатировать существующую взаимосвязь между качеством профессиональной подготовки будущих специалистов и требованиями работодателей, предъявляемых к
профессионализму специалистов гостиничного сервиса. К сожалению, в настоящее время одной из основных проблем выпускников ВУЗов является их низкая конкурентоспособность. Они не всегда могут адекватно принимать решения в сложных и неординарных ситуациях, связанных с профессиональной деятельностью, не способны брать на себя ответственность, принимать самостоятельные решения, творчески разрабатывать и реализовывать экономически выгодные проекты, недостаточно владеют коммуникативными навыками» [10].
В настоящее время в теории и практике профессионального образования широко используется компетентностный подход, который рассматривается как методологическая основа формирования профессиональных
компетенций студентов: общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных. Общекультурные компетенции включают способность к самоорганизации и самообразованию, к коммуникации,
межличностному и межкультурному
взаимодействию, умение работать в команде, толерантно воспринимать социальные, этнические и культурные различия. К общепрофессиональным компетенциям
относятся способность к анализу и решению задач профессиональной деятельности, грамотное использование источников информации по объекту гостиничного продукта, владение нормативно-правовой и
технологической документацией.
Профессиональные компетенции включают в себя способность к осуществлению основных видов деятельности, связанных со сферой гостеприимства.
Проблемы, связанные с формированием профессиональных компетенций специалистов в сфере гостиничного сервиса, рассматриваются в трудах В.В. Кобзевой, О.М. Мусатовой, О.А. Нивинской, Е.Ю. Никольской, Т.В. Перовой, Е.Г. Радыгиной. Исследователи отмечают особую значимость этой проблемы в связи с существующим противоречием «между потребностью сферы гостеприимства в
подготовке специалистов, обладающих сервисными компетенциями, и недостаточной разработанностью в теории и методике профессионального образования содержания процесса их формирования» [9]. Е.Г. Радыгина с позиций компетентностного подхода рассматривает сервисные компетенции в сфере гостеприимства как результат профессиональной подготовки будущих специалистов,
позволяющий достигать эффективных показателей в сервисной деятельности, которая «направлена на удовлетворение потребностей другого человека (потребителя) посредством предоставления услуги» [9].
В классификации профессиональных компетенций специалистов сферы
гостеприимства А.Н. Полухина условно объединяет их в три группы: 1 группа: Компетенции субъекта жизнедеятельности (компетенции охраны здоровья и безопасности в гостиничных предприятиях, ценностно-смысловые компетенции, гражданско-общественные компетенции, компетенции личностного саморазвития, саморегуляции и самоконтроля); 2 группа: Компетенции социального взаимодействия (компетенции профессионального взаимодействия и профессионального общения в сфере гостеприимства); 3 группа: Компетенции профессиональной деятельности в сфере гостеприимства (познавательно-аналитические компетенции, компетенции организации профессиональной деятельности,
информационные компетенции) [8].
Для успешного формирования необходимых компетенций будущих специалистов в сфере гостиничного сервиса необходимо создание педагогических условий в образовательном процессе вуза. Т.В. Перова выделяет следующие условия, которые будут способствовать результативности этого процесса: 1) использование компетентностного подхода в обучении студентов; 2) применение в образовательной среде современных технологий и методов активного обучения; 3) рациональное сочетание теории и практики в процессе обучения; 4) систематическая оценка уровня сформированности профессиональных
компетенций; 5) повышение личностной заинтересованности студентов вуза в повышении уровня своей профессиональной компетентности [7].
Процесс формирования профессиональных компетенций студентов в сфере гостиничного сервиса, на наш взгляд, будет наиболее эффективным при включении их в различные
виды практико-ориентированного обучения. Главным преимуществом этого вида обучения является то, что оно направлено не только на усвоение знаний, умений и навыков, но и на приобретение необходимых компетенций, связанных непосредственно с будущей практической деятельностью в сфере избранной профессии. Ситуационный анализ как метод практико-ориентированного обучения является одним из механизмов обогащения опыта студентов при моделировании «фрагментов» их будущей профессиональной деятельности. Основные положения ситуационного анализа раскрываются в исследованиях Н.В. Бордовской, В.В. Грачева, А.П. Панфиловой, В.А. Сластенина, Т.Н. Трапезниковой, А.П. Тряпицыной.
О.А. Нивинская отмечает, что «применяя методы ситуационного обучения,
преподаватели сервисных дисциплин преследуют следующие цели:
- усвоение знаний и приобретение профессиональных навыков и умений на основе деятельности студентов в условиях, приближенных к реальной практике;
- активизация учебной деятельности студентов, обеспечение вовлеченности всей группы в работу;
- установление постоянного контроля над качеством обучения и процессом усвоения знаний» [5].
Целевая установка ситуационного анализа состоит в комплексном исследовании проблемы и оценке эффективности принятых решений по выходу из нее. Он включает в себя описание ситуации, выявление факторов, которые определяют выбор необходимых решений, оценку и аргументацию эффективности принимаемых решений, выявление их реальности и перспективности. Овладение студентами технологией ситуационного анализа позволяет им применять на практике теоретические знания, приобретенные в процессе обучения, обосновывать и принимать верные стратегические и оперативные решения, исходя из содержания представленной ситуации.
Анализ и решение ситуационной задачи, как отмечает А.П. Панфилова, «связаны с некоторой ситуацией по ее состоянию на определенный момент времени в конкретной социально-экономической системе. Задача обучающихся -принять рациональное решение, действуя сначала индивидуально, а затем в рамках коллективного обсуждения возможных решений, т.е. в процессе интерактивного взаимодействия» [6]. Автор предлагает
несколько существующих вариантов для анализа ситуационной задачи:
- у преподавателя уже имеется оптимальное решение, участникам анализа необходимо обосновать это решение и представить способы его реализации на практике;
- обучающиеся должны проанализировать готовый вариант решения (ответа), предложенный автором-разработчиком ситуационной задачи;
- студентам предлагается несколько вариантов правомерных решений, им необходимо выбрать, по их мнению, более эффективный из них;
- обучающимся предлагается найти как можно больше альтернативных решений ситуационной задачи. Использование ситуационного анализа «позволяет выявить специфические признаки проблемы, ее истоки, причинно-следственные связи и свойства, развивает способность рассматривать проблему с различных сторон и точек зрения, и в разных аспектах: управленческом, психологическом, юридическом, нравственном» [6].
Таким образом, при анализе ситуации, приближенной к производственному процессу в сфере гостиничного сервиса, студентам предоставляется возможность «вникнуть в суть проблемы, предложить возможные варианты решения и выбрать лучший из них. Метод ситуационного анализа, представляя собой специфическую разновидность
исследовательской аналитической деятельности, включает в себя операции исследовательского характера, а также аналитические процедуры по выходу из сложившейся практико-ориентированной ситуации» [3]. Этот метод является одним из способов коллективного обучения, важнейшими составляющими которого являются работа в группе и подгруппах, взаимный обмен информацией на основе сотрудничества и сотворчества обучающихся.
Ситуационный анализ как один из методов интерактивного обучения оказывает воздействие «на интеллектуальную активность, дух соревнования, соперничества, состязательности, который проявляется, когда люди коллективно ищут истину. Кроме того, действует такой психологический феномен, как заражение, и любая высказанная соседом мысль способна непроизвольно вызвать собственную, аналогичную или близкую к высказанной, или, наоборот, вовсе противоположную» [1, с.74].
При организации учебной деятельности студентов с использованием метода анализа и
решения ситуационных задач необходимо ориентироваться на принцип партнерского (субъект-субъектного) общения, который «предполагает признание ценности личности другого человека, его мнений, а также принятие решения с максимально возможным учетом интересов участников общения. Реализация этого принципа создает атмосферу безопасности, доверия, открытости» [2]. Мы считаем, что соблюдение этого принципа повышает мотивацию и вовлеченность участников в решение обсуждаемых проблем, что дает эмоциональный стимул к последующей поисковой их активности, готовит к конкретным практико-ориентированным действиям в профессии уже на этапе обучения в вузе.
Решение ситуационных задач и их анализ применяются в образовательном процессе всех дисциплин по направлению подготовки «Гостиничный сервис», таких как «Управление качеством услуг», «Технологии гостиничной деятельности», «Организация гостиничного дела», «Организация службы приема и размещения», «Управление номерным фондом» и др. На практических занятиях этих курсов и на итоговой аттестации по каждой дисциплине применяются ситуационные задачи. Их использование позволяет «в условиях учебных занятий формировать у студентов не только профессиональные компетенции, но и такие психологические качества, как уверенность в себе, стрессоустойчивость, умение
устанавливать положительный эмоциональный контакт с гостями и сослуживцами» [4].
Основными действиями студентов при анализе ситуационной задачи являются следующие:
— осмысление содержания ситуационной задачи и выстраивание алгоритма ее решения;
- разработка вариантов для принятия решений, их выбор, оценка и прогноз;
- логическое обоснование выбранного решения ситуации;
— презентация решения ситуационной задачи.
Моделирование содержания применяемых ситуационных задач зависит от специфики дисциплины, контингента, практического опыта обучающихся, учебного времени, отведенного для их использования в рамках каждой конкретной дисциплины и темы. Анализ ситуационных задач может помочь студентам в комфортных условиях учебных занятий подготовить себя к тому, как и каким образом выйти из тех ситуаций, которые объективно
связаны с их будущей профессиональной деятельностью.
При этом у них «развиваются такие личностные качества как стрессоустойчивость,
Таблица 1. -Алгоритм решения ситуационной задачи
уверенность в себе, способность к установлению положительного эмоционального контакта с гостями и сослуживцами» [5, с.130]. В таблице 1 представлены примеры ситуационных задач.
Содержание задачи Решение задачи Развитие компетенций
Уходя из номера, гость оставил открытым чемодан, а часть вещей выложил на кровать и письменный стол. Можно ли горничной при уборке номера собрать вещи и убрать их в чемодан? Убирать вещи гостей в шкафы, чемоданы горничным не рекомендуется, лучше всего просто аккуратно сложить вещи на кровати или столе. Туалетные и косметические принадлежности также нельзя перемещать со своих мест. Во время уборки номера горничным настоятельно не рекомендуется прикасаться к особенно ценным вещам: электронике, драгоценностям и лекарствам Профессиональные, познавательные, коммуникативные
Потребитель, проживающий в гостинице, обнаружил пропажу крупной суммы денег. Действия и ответственность администрации в данной ситуации? В силу ч. 1 статьи 925 ГК РФ гостиница отвечает за утрату, недостачу или повреждение внесенных в гостиницу вещей без особого на то соглашение и без оформления их принятия на хранение. Обязанность гостиницы по обеспечению сохранности вещей гостей непосредственно возникает из договора, который заключен по поводу оказания гостиничных услуг Профессиональные, познавательные, коммуникативные
Нами было организовано и проведено опытно-экспериментальное исследование на выявление возможностей ситуационного анализа как метода практико-ориентированного обучения в формировании профессиональных компетенций будущих специалистов сферы гостиничного сервиса. В исследовании принимали участие студенты 2 курса по направлению подготовки «Гостиничное дело», в рамках дисциплины «Технологии гостиничной деятельности». Условиями успешности формирования профессиональных компетенций студентов в образовательном процессе с использованием
метода ситуационного анализа являются интерес и мотивация обучающихся к решению ситуационных задач, связанных с их будущей профессиональной деятельностью.
С этой целью на констатирующем и заключительном этапах эксперимента нами было проведено анкетирование и опрос на выявление интереса и мотивации студентов к анализу и решению ситуационных задач, о необходимости, по мнению обучающихся, их включения в учебный процесс. Результаты представлены в таблице 2.
Таблица 2. - Результаты опроса на выявление интереса и мотивации студентов к решению и анализу ситуационных задач
№ Высказывания студентов о необходимости включения ситуационных задач в учебный процесс Количество студентов в абс. числах и %
Констатирую щий этап Заключи тельный этап
1. Отрабатываются прогнозируемые практические действия, с которыми придется столкнуться в будущей профессиональной деятельности 10/62,5% 15/94%
2. Помогают адаптации в профессии уже на начальном этапе своей карьеры, что способствует более комфортной профессиональной самореализации 7/44% 13/81%
3. Стимулируют интерес к дисциплине, способствуют активизации порождения смыслов, логического выстраивания и обоснования того или иного решения 10/62,5% 15/94%
4. Создают условия для более качественного и осмысленного усвоения теоретического материала 9/56% 13/81%
Полученные в ходе исследования результаты проявления интереса и мотивации будущих
позволяют судить о положительной динамике специалистов сферы гостиничного сервиса к
решению и анализу ситуационных задач на заключительном этапе эксперимента по сравнению с констатирующим этапом.
Для успешного формирования
профессиональных компетенций студентов необходимо, чтобы моделируемые практико-ориентированные ситуационные задачи соответствовали специфике дисциплины, уровню знаний, умений, навыков, практическому жизненному опыту студентов, их представлениям о будущей профессиональной деятельности. С этой целью было проведено тестирование на выявление знаний, умений и навыков обучающихся по дисциплине «Технологии гостиничной деятельности». Полученные результаты позволили сделать вывод, что использование решения и анализа ситуационных задач практико-ориентированной направленности в образовательном процессе дисциплины «Технологии гостиничной деятельности» оказало положительное влияние на формирование знаний, умений и навыков студентов в области гостиничного сервиса.
Одним из факторов успешности формирования профессиональных компетенций студентов в образовательном процессе с использованием метода ситуационного анализа является их интерактивное взаимодействие в условиях психологически комфортного обмена
мнениями на основе эмпатии и толерантности. В ходе наблюдения на заключительном этапе эксперимента мы отмечали повышение уровня интерактивного взаимодействия студентов при решении и анализе ситуационных задач, что является положительным показателем сформированности их коммуникативных компетенций.
Таким образом, можно сделать вывод, что ситуационный анализ как способ практико-ориентированного и интерактивного обучения положительно влияет не только на формирование знаний, умений и навыков студентов, но и компетенций их познавательно-аналитической деятельности, социального взаимодействия и профессионального общения. При этом формируются личностные качества будущих специалистов, обеспечивающих в будущем высокий уровень их конкурентоспособности в профессии. Формирование профессиональных компетенций будущих специалистов в сфере гостиничного сервиса будет успешным, если в образовательном процессе создаются педагогические условия, способствующие повышению их мотивации к усвоению знаний и приобретению профессиональных навыков и умений на основе порождения смысловых конструктов деятельности, приближенной к реальной практике гостиничных предприятий.
Литература:
1. Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии: учебное пособие / Б.Ц. Бадмаев. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 302 с.
2. Быков А.К. Методы активного социально-психологического обучения: учебное пособие / А.К. Быков. -М.: ТЦ Сфера, 2005. - 160 с.
3. Волошина Т.А., Шевченко Н.Н., Шевченко В.И. Формирование предпринимательских качеств студентов педагогического вуза в процессе интерактивного обучения: монография / Т.А. Волошина, Н.Н. Шевченко, В.И. Шевченко // ФГБОУ ВПО «Карельская государственная педагогическая академия». - Петрозаводск: Verso, 2013. - 222 с.
4. Нивинская О.А. Формирование профессиональных компетенций специалистов индустрии гостеприимства: ситуационное обучение / О.А. Нивинская // Профессиональное образование в России и за рубежом. -2013. - № 4(12). - С. 36-40.
5. Нивинская О.А. Ситуационное обучение в формировании профессиональных компетенций специалистов индустрии гостеприимства / О.А. Нивинская // Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). - 2013.- № 11(139). - С. 128130.
6. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение / А.П. Панфилова. - М.: Академия, 2009. - 192 с.
7. Перова Т.В., Гусева Ж.В. Профессиональные компетенции специалистов сферы гостеприимства [Электронный ресурс] / Т.В. Перова, Ж.В. Гусева // Интернет-журнал «Науковедение». - 2015. - Том 7. - № 3. - Режим доступа: http://naukovedenie.ru/PDF/134EVN315.pdf
8. Полухина А.Н. Практические аспекты подготовки специалистов сервиса и туризма: проблемы и перспективы [Электронный ресурс] / А.Н. Полухина. - Режим доступа: http://rudocs.exdat.com/docs/index-386735.html?page=15
9. Радыгина Е.Г. Формирование сервисных компетенций работника сферы гостеприимства / Е.Г. Радыгина // Педагогическое образование в России. - 2014. - № 3. - С. 4549.
10. Шевченко Н.Н., Шевченко В.И., Заикина Е.Н. Ситуационный анализ как средство практико-ориентированного обучения в сфере гостиничного сервиса / Н.Н. Шевченко, В.И. Шевченко, Е.Н. Заикина // Казанский педагогический журнал. - 2017. - № 2. - С. 87-91.
Сведения об авторе:
Заикина Елена Николаевна (г. Петрозаводск, Россия), старший преподаватель кафедры туризма Петрозаводского государственного университета, аспирант, e-mail: [email protected]
Data about the author:
E. Zaikina (Petrozavodsk, Russia), Senior Lecturer, Department of Tourism, Petrozavodsk State University, post-graduate student, e-mail: [email protected]