Научная статья на тему 'Ситуационный анализ развития курортно-туристского комплекса региона'

Ситуационный анализ развития курортно-туристского комплекса региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
692
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУРОРТНО-ТУРИСТСКИЙ КОМПЛЕКС / РЕГИОН / АНАЛИЗ / МАТРИЦА / SWOT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Туменова С. А.

В статье с помощью SWOT-анализа оценен конкурентный потенциал регионального курортно-туристского комплекса и определен круг стратегических проблем, предстоящих решить в дальнейшем. Сделан вывод о том, что для усиления конкурентоспособности комплекса необходима последовательная децентрализации инвестиционного процесса путем развития многообразных форм собственности, восстановления управляемости инвестиционным процессом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ситуационный анализ развития курортно-туристского комплекса региона»

СИТУАЦИОННЫМ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ КУРОРТНО-ТУРИСТСКОГО КОМПЛЕКСА

РЕГИОНА*

С. А. ТУМЕНОВЛ,

кандидат экономических наук, старший научный сотрудник E-mail: swetasoz@mail. ru Институт информатики и проблем регионального управления Кабардино-Балкарского научного центра РАН

В статье с помощью SWOT-анализа оценен конкурентный потенциал регионального курортно-туристского комплекса и определен круг стратегических проблем, предстоящих решить в дальнейшем. Сделан вывод о том, что для усиления конкурентоспособности комплекса необходима последовательная децентрализации инвестиционного процесса путем развития многообразных форм собственности, восстановления управляемости инвестиционным процессом.

Ключевые слова: курортно-туристский комплекс, регион, анализ, матрица, SWOT.

Возникновение целого комплекса новых экономических, социальных и политико-правовых проблем актуализировало необходимость разработки научно обоснованной региональной политики и стратегии, призванных обеспечить конкурентоспособность России и ее отдельных территорий на мировом рынке, содействовать самообеспечению и комплексному развитию регионов, росту эффективности региональной и федеральной экономик, повышению жизненного уровня населения.

Для регионов, располагающих определенными условиями, в которых может протекать полноценная рекреация, целенаправленное развитие ку-рортно-туристского комплекса (КТК) можно рассматривать в качестве действенного инструмента стимулирования социально-экономического роста и важного фактора сбалансированности экономических преобразований и социальных последствий.

* Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект № 09-02-33202а/Ю).

Несмотря на такое достаточно оптимистическое понимание значения курортно-туристской сферы, нельзя не констатировать наличия целого ряда проблем, стоящих перед ее основными структурными группами. В целом существующие методы и сложившаяся структура управления во многом не соответствуют современным условиям функционирования и становятся серьезным препятствием для дальнейшего более успешного развития. В связи с этим возникает необходимость научно-прикладного исследования особенностей формирования и развития курортно-туристских комплексов на федеральном и региональном уровнях с учетом современных реалий. Требуется разработка системной методологии, поддерживающей функции и процессы управления их развитием, начиная с целеполагания, сбора и анализа информации, прогнозирования и планирования конъюнктуры макросреды и заканчивая выработкой управляющих воздействий и регулирующих процедур. Иными словами, актуализируется необходимость, исходя из функций рассматриваемого комплекса, определить его структуру, выявить происходящие в нем процессы, определить их взаимосвязи и затем, вычленив процессы управления со всеми связями, дезагрегировать их до необходимой степени детализации. Кроме того, безусловное усложнение процессов управления в современных условиях актуализирует проблему комплексного исследования развития современных экономических отношений в курортно-туристской сфере, что позволяетв итоге всесторонне оценить и увязать в единое целое: - системность курортно-туристской деятельности (элементы географической, социокультур-

ной, экономической сфер составляют здесь целостную совокупность взаимодействующих элементов);

- основные факторы (социальные, технологические, экономические и политические), воздействующие на данную сферу;

- направления возможного воздействия со стороны курортно-туристской деятельности с целью усиления преимуществ и ослабления негативных тенденций, авпоследствии — полного элиминирования недостатков такого воздействия.

В рамках данного исследования курортно-туристский комплекс рассмотрен с точки зрения экономико-управленческого анализа и охарактеризован как устойчивая совокупность элементов, участвующих в процессе оказания курортно-ту-ристских услуг населению и форм их организационно-правового регулирования. Конкретизируя эту трактовку, следует подчеркнуть, что КТК как составная часть территориально-производственного комплекса, подвергаясь процессам, характерным для всего национального хозяйства (углубление специализации, нарастание процессов концентрации, усиление конкуренции), представляет собой сложный элемент территориальной структуры экономики, напрямую участвующий в воспроизводственном процессе и обладающий специфическим хозяйственным механизмом [1].

Принимая во внимание размеры территории Российской Федерации, а также климатогеогра-фическую и социально-экономическую дифференциацию регионов в ее составе, при выявлении и анализе проблем развития региональных КТК, формировании стратегии управления невозможно абстрагироваться от территориального признака. Основу региональной дифференциации в развитии туристско-рекреационной сферы составляют объективные (географические, климатические, культурно-исторические, этнические и пр.) факторы. Существенное влияние оказывают также и регулируемые факторы, обусловленные уровнем развития рекреационной индустрии в регионах. Различия в экономических, природно-географических, социально-демографических, политических и других условиях в регионах России исключают унифицированный подход к проведению реформ в курорт-но-туристской сфере, требуют проведения гибкой региональной политики с учетом особенностей каждого из них, что также подтверждает актуальность проведенного исследования.

Для Кабардино-Балкарской Республики (КБР) развитие санаторно-курортной отрасли и туризма

является одним из ведущих стратегических направлений развития экономики. Поэтому формирование современного КТК должно базироваться на полномасштабной реализации значительного при-родно-ресурсного потенциала региона в контексте принципов устойчивого развития и в соответствии с конкурентоспособностью на рынке курортно-туристских услуг.

В настоящее время позиции хозяйствующих субъектов КТК в экономике КБР невелики. В валовом региональном продукте на их долю приходится менее 2%. Среднесписочная численность постоянных работников комплекса в 2008 г. составила 3,34 тыс. чел. Производительность труда невысока— 300,2тыс. руб. /чел. в 2008г. (в 2007г. - 258,8тыс. руб. /чел., 2006г. — 320тыс. руб. /чел.). Средняя заработная плата колеблется в пределах 4 216— 6 413 руб. /мес. и в целом соответствует среднемесячной номинальной начисленной заработной плате занятых в экономике. Объем оказанных услуг за рассматриваемый период превысил 1 005 млн руб. Высокий темп их роста (около 37 %) обусловлен в целом инфляционными процессами (повышением на 30 % фактически сложившейся цены 1 чел. -дня). В 2008г. предприятиями КТК КБР было обслужено 113,4тыс. чел. при емкости 13 257 койко-мест единовременного пребывания (нагрузка — 8,5 чел. на место). При этом сумма начислений в бюджет и внебюджетные фонды составила более 131,8 млн руб. (в консолидированный бюджет предприятиями комплекса перечислено 45 млн руб.) (табл. 1).

Республиканский реестр, утвержденный постановлением ПравительстваКБР [2], содержит 187 объектов КТК. Наибольшая доля приходится на организации туризма и отдыха — 38 %, на санаторно-курортные учреждения — 29 %, услуги туристических агентств — 14 %, на гостиничный комплекс и оздоровительные лагеря приходится 8 и 7 % соответственно. Доля учреждений, предоставляющих спортивно-альпинистские услуги, не превышает4%.

Распределение рекреационных предприятий КБР по числу мест представлено в табл. 2.

Наибольший удельный вес здравниц курорта Нальчик приходится на санатории с числом мест 100—299 (67 %). Самыми крупными из них являются санатории «Горный родник» (655 койко-мест) и «Грушевая роща» (565 койко-мест). Оздоровительный комплекс «Кавказ» располагает 1 255 койко-местами. Среди пансионатов отдыха максимальную емкость (358 мест) имеет «Нарт».

Основными поставщиками курортно-турист-ского продукта в республике являются акционер-

Таблица 1

Показатели деятельности КТК КБР за 2006—2008 гг.

Показатель 2006 2007 2008 Темп роста, % Отклонение (2008-2006)

Количествово койко-мест, всего 13 189 13 342 13 257 100,5 68

Действующий фонд койко-мест 12 731 13 127 12 908 101,4 177

В том числе сезонных мест 4 565 4 802 4 557 99,8 -8

Обслужено человек 107 734 113 098 113 389 105,2 5 655

Проведено койко-дней 1 387 195 1 600 363 1 652 626 119,1 265 431

Средняя продолжительность пребывания 1 чел. 12,9 14,2 14,6 113,2 1,7

Объем услуг, тыс. руб. 734 711 877 738 1 005 062 136,8 270 351

Фактически сложившаяся цена 1 чел. -дня 452 524 583 130 131

Фактическая загрузка, % 46 51,9 56,6 - 10,6

Среднесписочная численность работающих 3 295 3 391 3 348 101,6 53

Фонд оплаты труда, тыс. руб. 179 577 216 146 257 632 143,5 78 055

Среднемесячная заработная плата, руб. 4 542 5 312 6413 141,2 1 871

Сумма начислений платежей в бюджет и внебюджетные фонды, тыс. руб. 96 201 113 597 131 887 137,1 35 686

Примечание. Рассчитано по данным Министерства спорта и туризма КБР.

Таблица 2

Распределение рекреационных предприятий КБР по числу мест в 2008 г., %

Объект КТК Санатории и пансионаты с лечением Базы отдыха, пансионаты, оздоровительные лагеря и комплексы Гостиницы, в том числе частные

Предприятия с числом мест менее 50 - 22 69

Предприятия на 50—99 мест 14 12 19

Предприятия на 100—299 мест 67 54 12

Предприятия на 300 и более мест 19 12 -

Примечание. Рассчитано по данным Министерства спорта и туризма КБР.

ные общества «Каббалктурист», «Эльбрустурист», «Курорт Нальчик», «Каббалкальпинист». Сравнительные данные по итогам деятельности учреждений комплекса в 2008 г. представлены в табл. 3.

Коэффициент фактической загрузки всех хозяйствующих субъектов КТК КБР составил 0,56. Их неполной загрузке способствуют традиционно невысокий уровень сервиса и менеджмента, слабая конкурентоспособность санаторно-ку-

рортных организаций, туристско-оздоровитель-ных учреждений, альплагерей, переориентация потребителей с внутреннего на внешний рынок. Аналогичная ситуация характерна в целом для всех северокавказских республик. К примеру, в Республике Северная Осетия — Алания в 2008 г. при коэффициенте загруженности в среднем 0,27 было оказано услуг на сумму 102,5 млн руб., налоговые поступления превысили 15,5 млн руб.

Таблица 3

Показатели деятельности учреждений курортно-туристского комплекса КБР в 2008 г.

Объект КТК Количество мест Обслужено, чел. Предоставлено Фактическая загруз- Сложившаяся цена Объем реализованных Средняя заработная Число работа-

койко-дней ка, % 1 чел.-дня услуг, тыс. руб. плата, руб. ющих

ОАО «Каббалктурист» 2 993 14 251 285 929 78 446 127 721 5 970 201

ОАО «Эльбрустурист» 897 13 472 99 672 41,1 816 127 376 7 989 391

ОАО «Курорт Нальчик» 2 282 23 827 449 586 57,8 541 277 973 6 111 755

ОАО «Каббалкальпинист» 730 3 119 41 946 29 335 16 563 5 304 63

Ведомственные санатор- 2 959 27 482 554 982 67 671 307 679 6 430 1297

ные учреждения

Ведомственные базы и 1 369 14 960 138 673 41,6 668 98 588 7 048 368

лагеря отдыха

Гостиничный комплекс 577 13 287 20 606 15,7 1 262 32 841 6 862 116

Оздоровительные лагеря 1450 2 991 61232 63,3 267 16 321 2 986 157

Всего... 13 257 113 389 1 652 626 56,6 583 1 005 062 6 413 3 348

Примечание. Рассчитано по данным Министерства спорта и туризма КБР.

Численность занятых составила 1 600 чел., обслуженных — 82,6тыс. чел.

Фактически сложившаяся цена 1 чел.-дня в учреждениях КТК республики в 2008 г. составила 583 руб. Наиболее дорогие услуги (1 262 руб.) были оказаны в гостиничном комплексе, наименее — в оздоровительных лагерях (267 руб.). По санаторным учреждениям курорта федерального значения «Нальчик» этот показатель составил 755 руб., а средняя цена путевки сформировалась на уровне 10,5 тыс. руб. Для сравнения: в городах-курортах Кавказских Минеральных Вод стоимость путевок в среднем составляет ббтыс. руб. (колеблется от 10,5 до 306,6тыс. руб.). При этом загруженность 33,8 тыс. мест в130 санаториях составляет 98—100 %.

Проанализировав характер и направления рекреационного потока в КБР, можно сделать следующие выводы:

- территориальное распределение потока неравномерно и связано во многом с известными туристскими объектами, что говорит о существующей возможности диверсификации курортно-туристской деятельности с целью снижения сезонной неравномерности функционирования хозяйствующих субъектов КТК;

- основу туристского потока (более 70 %) при низких коэффициентах загруженности составляет детский контингент (вакационный отдых), что находит свое отражение в невысоких показателях рентабельности учреждений комплекса;

- на протяжении длительного периода достаточно высокой остается доля неорганизованного туризма, что связано прежде всего с неразвитостью рекреационной инфраструктуры и с недостаточным ассортиментом и качеством предлагаемых турпродуктов, отсутствием четкой системы позиционирования туров и сегментации рынков с выделением наиболее привлекательных рыночных ниш.

В целом на фоне некоторой стабилизации деятельности предприятия КТК республики по-прежнему сталкиваются с неразрешенными организационными, управленческими, экономическими, финансовыми и иными проблемами, требующими скорейшего конструктивного решения.

Для формирования стратегии развития хозяйствующих субъектов санаторно-курортной отрасли и туризма региона, а также повышения их конкурентоспособности автором с помощью SWOT-анализа выявлены наиболее существенные

факторы внешней и внутренней среды, определены возможности и ограничения, преимущества и недостатки современного развития КТК КБР. При этом выявленные сильные стороны и внешние возможности должны быть заложены в основу конкурентной стратегии развития КТК республики и реализованы через перечень мероприятий, направленных на их использование и усиление. Слабые стороны и внешние угрозы рассматриваются в качестве ограничений для развития санаторно-курортной отрасли и туризма, поэтому для этих факторов предложены механизмы их устранения или сведения негативного влияния к минимуму.

К сильным сторонам (внутренняя среда) относятся:

1) наличие ценных бальнеологических ресурсов, благоприятных природно-климатических условий для осуществления лечебно-оздоровительной деятельности (климатотерапия, бальнеотерапия, пелоидотерапия, айротерапия, фитотерапияидр.);

2) наличие нетронутых природных ландшафтов, особо охраняемых природных территорий (национального парка, заповедника, большого количества заказников), природных раритетов, высокая эндемичность фауны и флоры республики;

3) наличие горных склонов для развития горнолыжного спорта, альпинизма и горного туризма, в том числе г. Эльбрус;

4) значительный историко-культурный потенциал;

5) проведения массовых мероприятий делового и развлекательного плана, т. е. организация событийного туризма;

6) относительно развитая транспортная инфраструктура;

7) наличие недорогих трудовых ресурсов для обеспечения санаторно-курортной отрасли и туризма.

К слабым сторонам (внутренняя среда) относятся:

1) низкий уровень использования существующего потенциала КТК республики;

2) недостаток и низкое качество туристской инфраструктуры и сервиса;

3) значительный моральный и материальный износ основных производственных фондов субъектов КТК;

4) низкая инвестиционная активность и повышенные инвестиционные риски для инвесторов;

5) нехватка высокопрофессионально подготовленных кадров в санаторно-курортном деле и туризме;

6) отсутствие в республике комплексной республиканской государственной политики поддержки развития санаторно-курортного дела и туризма;

7) слабая система продвижения турпродуктов республики на внутреннем и международном рынках при сложившемся негативном образе республики и в РФ, и в мире как «горячей точки»;

8) наличие конфликта интересов республиканского и муниципального уровней;

9) удаленность Кабардино-Балкарской Республики от основных мировых и российских мегаполисов;

10) неравномерное распределение туристской нагрузки;

11) несоответствие цены и качества рекреационных услуг;

12) недостаток рекреационных продуктов, соответствующих международным стандартам;

13) ярко выраженная сезонность большинства туров;

14) доминирование точечных туристских объектов и рекреационных продуктов, отсутствие туров комплексного характера, связывающих территорию и туристские центры региона;

15) незамкнутость цепочки создания стоимости в туризме (утечка доходов от туризма за пределы республики);

16) недостаток отраслевой статистики, обеспечивающей информационную и управленческую поддержку развитию санаторно-курортного дела и туризма;

17) отсутствие выстроенной системы безопасности и сопровождения рекреантов на территории республики.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Возможности (внешняя среда) включают:

1) повышение конкурентоспособности санаторно-курортной и туристской деятельности путем проведения целенаправленной региональной политики и интеграции субъектов рекреационного рынка;

2) увеличение санаторно-курортных и туристских услуг при эффективном использовании существующей базы, имеющихся ресурсов и инфраструктуры;

3) осуществление государственной поддержки развитию санаторно-курортного дела и туризма;

4) развитие лечебно-оздоровительной деятельности, спортивного, экологического и иных видов природного, а также культурного и событийного туризма;

5) создание особой экономической зоны ту-ристско-рекреационного типа в республике;

6) увеличение туристского потока в связи с проведением зимних Олимпийских игр в г. Сочи;

7) организация программ обучения специалистов в области санаторно-курортного дела и туризма;

8) возросший спрос населения на санаторно-курортное лечение и 8РА-туризм;

9) возросший интерес граждан к историко-культурному наследию;

10) интерес крупных российских компаний к поддержанию здоровья своих сотрудников;

11) привлечение иностранных и российских инвесторов для финансирования развития КТК и туристской инфраструктуры республики.

Угрозы (внешняя среда) включают:

1) несовершенство нормативно-правовой базы туризма;

2) растущую конкуренцию на рынке санаторно-курортных и туристских услуг, наличие сильных конкурентов на Юге России (ведущее конкурирующее положение Кавминвод и др.);

3) усиление выездного туризма в соседние регионы и за границу в связи с низким уровнем предоставляемых услуг и высокими ценами на них;

4) риски, связанные с осложнением выделения земельных участков под застройку и реализацию инвестиционных проектов ит. п.;

5) снижение платежеспособного спроса вследствие сокращения доходности в современных (кризисных) условиях;

6) низкий платежеспособный спрос местного населения на санаторно-курортные услуги и услуги туризма;

7) риск снижения туристского потока при ухудшении криминальной обстановки в местах дислокации туристских объектов.

Для установления связей между слабыми и сильными сторонами, а также угроз и возможностей составлена SWOT-мaтpицa. Результаты синтеза факторов внешней и внутренней среды и выявленные наиболее значимые факторы приведены в табл. 4.

На пересечении разделов образуется четыре поля: поле «Си + В» (сила и возможности); поле «Си ^ У» (сила и угрозы); поле «В ^ Сл» (слабость и возможности); поле «Сл + У» (слабость и угрозы). На каждом из данных полей рассмотрены все возможные парные комбинации и выделены те, которые должны быть учтены при разработке стратегии. Как правило, в отношении тех пар, которые были выбраны с поля «Си ^ У», следует разрабатывать стратегию по использованию сильных сторон, для того чтобы получить отдачу от возможностей, поя-

Таблица 4

Синтез факторов внешней и внутренней среды (SWOT-мaтpицa)

Внешняя Внутренняя среда

среда Сильные стороны Слабые стороны

Возмож- «Си + В» «В ^ Сл»

ности 1- -1, 2,4,5,8, 10, 11 1-5, 6, 8, 16

2- -1, 2, 3,4,5, 10, 11 2-1,2,3,5,6,7,10,

3- -1, 2, 3,4,5,6, 10, 11 13, 14, 15, 17

4- -1, 2, 4, 9 3-4, 6, 7

5- -1, 4, 9 4-1,2, 3,5,7,9,11,

6- -2, 3, 4, 8, 11 14,15,17

7- -2, 3, 6, 7,10, 11 5-4,5,7,10, 12, 13,

14,15,16

6-2, 3,4,5,7,17

7-4, 5, 6

8-1,2,3,4,7,9,11,

12, 17

9-2, 3, 7,14, 15

10-2, 3, 7, 9, 10, 11,

13, 14

11-2,4,6,8,9

Угрозы «Си ^У» «Сл + У»

1- -2, з, 4, 7 1-2, 3, 7

2- -1, 2, 3, 4, 6, 7 2-1,2,3,4

3- -2, 3, 4,5,7 3-1,2,3,5

4- -2, з, 5, 7 4-1,2,3,4,5

5- -з, 6, 7 5-1,2,3,5

6- -5, 6, 7 6-1, 2, 4

7- -2 7-2, 3, 5

8-1, 2, 4

9-2, 3, 7

10-1,2,4

11-2, 3, 6

12-2, 3, 4

13-2, 3, 6

14-2, 3, 4

15-1,2, 3

16-2, 3

17-2, 3, 7

Примечание. Жирным шрифтом выделены парные комбинации, которые должны быть учтены при выработке стратегии.

вившихся во внешней среде. Для тех пар, которые оказались на поле «В ^ Сл», стратегия должна быть построена таким образом, чтобы за счет появившихся возможностей попытаться преодолеть имеющиеся слабости. Если пара находится на поле «Си ^ У», то стратегия должна предполагать использование сильных сторон для устранения угроз. Наконец, для пар, находящихся на поле «Сл + У», необходимо вырабатывать такую стратегию, которая позволила бы избавиться как от слабости, так и попытаться предотвратить нависшую угрозу. Вырабатывая стратегии, необходимо иметь в виду, что возможности и угрозы могут переходить в свою противоположность. Так, неиспользованная возможность может стать угрозой, если ее использует

конкурент, или наоборот, удачно предотвращенная угроза может создать дополнительную сильную сторону в том случае, если конкуренты не устранили эту же угрозу.

Наиболее важными благоприятными факторами внешней и внутренней среды, которые необходимо закладывать в основу стратегии повышения конкурентоспособности КТК КБР, являются:

- наличие ценных бальнеологических ресурсов и благоприятные природно-климатические условия, нетронутых природных ландшафтов, природных раритетов;

- наличие горных склонов для развития горнолыжного спорта, альпинизма и горного туризма;

- наличие свободных и недорогих трудовых ресурсов для вовлечения в санаторно-курортную отрасль и туризм

- возможность повышения конкурентоспособности санаторно-курортной и туристской деятельности путем проведения целенаправленной региональной политики и интеграции субъектов рекреационного рынка. Наиболее значимыми негативными факторами, ограничивающими возможности и снижающими конкурентоспособность предлагаемых рекреационных продуктов, являются:

- недостаток и низкое качество туристской инфраструктуры и сервиса;

- значительный моральный и материальный износ основных производственных фондов субъектов КТК;

- низкая инвестиционная активность и повышенные инвестиционные риски для инвесторов;

- нехватка высокопрофессионально подготовленных кадров в санаторно-курортном деле и туризме;

- растущая конкуренция на рынке санаторно-курортных и туристских услуг, наличие сильных конкурентов на Юге России;

- риск снижения туристского потока при ухудшении криминальной обстановки в местах дислокации туристских объектов. Сопоставляя слабые стороны КТК с возможностями, имеющимися на региональном рынке услуг рекреации можно констатировать, что существующая система управления, законодательная база, кадровый, инвестиционный потенциал и инфраструктура санаторно-курортной отрасли и туризма не позволяют в полной мере реализовать возможности, имеющиеся в КБР. При сложившейся на данный момент ситуации сложно рассчитывать на их активное развитие.

Кроме того, высокая децентрализация управления хозяйствующими субъектами КТК региона мешает его системному развитию, определению реального вклада в региональную экономику и перспектив развития; неразвитость инфраструктуры, досугово-развлекательной сферы, обусловливая низкий уровень загруженности предприятий КТК, негативно сказывается на функционировании всех его структурных элементов. Следует признать, что низкая комфортность, значительный моральный и физический износ материальной базы учреждений КТК при недостаточности собственных финансовых средств для осуществления модернизации по международным стандартам детерминируют слабую реализацию конкурентных преимуществ комплекса. Недостаточная реальная финансовая помощь в поддержании рекреационных учреждений, находящихся в ведомственной принадлежности, при сохранении за ведомством права собственности на имущество этих предприятий, лишает их возможности поиска инвестора. Несовершенна и существующая государственная налоговая политика, поскольку не учитывает фактора сезонности работы и не стимулируетразви-тие санаторно-курортных комплексов.

Сравнивая сильные стороны и угрозы, можно оценить потенциал стратегических преимуществ КТК КБР и его способность противостоять внешним угрозам. Несмотря на обострение конкуренции и усиление выездного туризма, значительный природный, историко-культурный потенциал, наличие ценных бальнеологических ресурсов, благоприятные природно-климатические условия в регионе поддерживают интерес и востребованность таких направлений рекреационной деятельности, как санаторно-курортное, лечебно-оздоровительное, спортивно-экстремальное, туристско-рекреа-ционное, историко-культурное и экотуризм.

Для усиления конкурентоспособности КТК КБР необходимо, реально оценив потенциальный рынок курортно-туристских услуг, разработать и

Список литературы

начать реализацию программы их активного продвижения, целевой переподготовки персонала, отработать принципы и механизмы государственной поддержки и повышения инвестиционной привлекательности отрасли.

Для более полной реализации природно-ре-сурсного потенциала КБР представляется необходимым создать условия для развития курортно-туристской отрасли, в частности, заложить основу для эффективных коммуникаций хозяйствующих субъектов, общества и органов власти в сфере внутрирегионального туризма и санаторно-курортного дела; формировать образ КБР как территории, привлекательной для внутрирегионального и въездного туризма; создать условия для взаимоотношений с другими регионами страны и мира в санаторно-курортной и туристической сфере; обеспечить целевое финансирование и поддержку наиболее приоритетных направлений развития внутрирегионального и въездного туризма.

Необходимы также поддержка охраны памятников природы, культуры и истории в рамках республиканских программ; принятие технологических стандартов обслуживания рекреантов для ключевых туристских объектов на территории республики; поддержка развития межрайонных инфраструктурных схем; стимулирование развития малого бизнеса для оказания сопутствующих туризму сервисных услуг, стимулирование развития конкурентоспособных местных производителей и поставщиков услуг смежных отраслей и т. д.

Таким образом, использование текущих резервов развития санаторно-курортной отрасли и туризма в регионе и рыночных возможностей, выявленных в результате проведенного анализа, несмотря на безусловный положительный эффект, не сможет коренным образом изменить ситуацию. Для эффективного развития курортно-туристского комплекса КБР необходима комплексная программа поэтапного решения системных проблем.

1. МироненкоН. С., ТвердохлебовИ. Т. Рекреационная география. М.: Финансы и статистика, 1981.

2. О реестре объектов курортно-рекреационного и туристского комплекса Кабардино-Балкарской Республики: постановление Правительства КБР № 130-ПП от 04.06.2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.