СИТУАЦИОННЫМ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ КУРОРТНО-ТУРИСТСКОГО КОМПЛЕКСА
РЕГИОНА*
С. А. ТУМЕНОВЛ,
кандидат экономических наук, старший научный сотрудник E-mail: swetasoz@mail. ru Институт информатики и проблем регионального управления Кабардино-Балкарского научного центра РАН
В статье с помощью SWOT-анализа оценен конкурентный потенциал регионального курортно-туристского комплекса и определен круг стратегических проблем, предстоящих решить в дальнейшем. Сделан вывод о том, что для усиления конкурентоспособности комплекса необходима последовательная децентрализации инвестиционного процесса путем развития многообразных форм собственности, восстановления управляемости инвестиционным процессом.
Ключевые слова: курортно-туристский комплекс, регион, анализ, матрица, SWOT.
Возникновение целого комплекса новых экономических, социальных и политико-правовых проблем актуализировало необходимость разработки научно обоснованной региональной политики и стратегии, призванных обеспечить конкурентоспособность России и ее отдельных территорий на мировом рынке, содействовать самообеспечению и комплексному развитию регионов, росту эффективности региональной и федеральной экономик, повышению жизненного уровня населения.
Для регионов, располагающих определенными условиями, в которых может протекать полноценная рекреация, целенаправленное развитие ку-рортно-туристского комплекса (КТК) можно рассматривать в качестве действенного инструмента стимулирования социально-экономического роста и важного фактора сбалансированности экономических преобразований и социальных последствий.
* Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект № 09-02-33202а/Ю).
Несмотря на такое достаточно оптимистическое понимание значения курортно-туристской сферы, нельзя не констатировать наличия целого ряда проблем, стоящих перед ее основными структурными группами. В целом существующие методы и сложившаяся структура управления во многом не соответствуют современным условиям функционирования и становятся серьезным препятствием для дальнейшего более успешного развития. В связи с этим возникает необходимость научно-прикладного исследования особенностей формирования и развития курортно-туристских комплексов на федеральном и региональном уровнях с учетом современных реалий. Требуется разработка системной методологии, поддерживающей функции и процессы управления их развитием, начиная с целеполагания, сбора и анализа информации, прогнозирования и планирования конъюнктуры макросреды и заканчивая выработкой управляющих воздействий и регулирующих процедур. Иными словами, актуализируется необходимость, исходя из функций рассматриваемого комплекса, определить его структуру, выявить происходящие в нем процессы, определить их взаимосвязи и затем, вычленив процессы управления со всеми связями, дезагрегировать их до необходимой степени детализации. Кроме того, безусловное усложнение процессов управления в современных условиях актуализирует проблему комплексного исследования развития современных экономических отношений в курортно-туристской сфере, что позволяетв итоге всесторонне оценить и увязать в единое целое: - системность курортно-туристской деятельности (элементы географической, социокультур-
ной, экономической сфер составляют здесь целостную совокупность взаимодействующих элементов);
- основные факторы (социальные, технологические, экономические и политические), воздействующие на данную сферу;
- направления возможного воздействия со стороны курортно-туристской деятельности с целью усиления преимуществ и ослабления негативных тенденций, авпоследствии — полного элиминирования недостатков такого воздействия.
В рамках данного исследования курортно-туристский комплекс рассмотрен с точки зрения экономико-управленческого анализа и охарактеризован как устойчивая совокупность элементов, участвующих в процессе оказания курортно-ту-ристских услуг населению и форм их организационно-правового регулирования. Конкретизируя эту трактовку, следует подчеркнуть, что КТК как составная часть территориально-производственного комплекса, подвергаясь процессам, характерным для всего национального хозяйства (углубление специализации, нарастание процессов концентрации, усиление конкуренции), представляет собой сложный элемент территориальной структуры экономики, напрямую участвующий в воспроизводственном процессе и обладающий специфическим хозяйственным механизмом [1].
Принимая во внимание размеры территории Российской Федерации, а также климатогеогра-фическую и социально-экономическую дифференциацию регионов в ее составе, при выявлении и анализе проблем развития региональных КТК, формировании стратегии управления невозможно абстрагироваться от территориального признака. Основу региональной дифференциации в развитии туристско-рекреационной сферы составляют объективные (географические, климатические, культурно-исторические, этнические и пр.) факторы. Существенное влияние оказывают также и регулируемые факторы, обусловленные уровнем развития рекреационной индустрии в регионах. Различия в экономических, природно-географических, социально-демографических, политических и других условиях в регионах России исключают унифицированный подход к проведению реформ в курорт-но-туристской сфере, требуют проведения гибкой региональной политики с учетом особенностей каждого из них, что также подтверждает актуальность проведенного исследования.
Для Кабардино-Балкарской Республики (КБР) развитие санаторно-курортной отрасли и туризма
является одним из ведущих стратегических направлений развития экономики. Поэтому формирование современного КТК должно базироваться на полномасштабной реализации значительного при-родно-ресурсного потенциала региона в контексте принципов устойчивого развития и в соответствии с конкурентоспособностью на рынке курортно-туристских услуг.
В настоящее время позиции хозяйствующих субъектов КТК в экономике КБР невелики. В валовом региональном продукте на их долю приходится менее 2%. Среднесписочная численность постоянных работников комплекса в 2008 г. составила 3,34 тыс. чел. Производительность труда невысока— 300,2тыс. руб. /чел. в 2008г. (в 2007г. - 258,8тыс. руб. /чел., 2006г. — 320тыс. руб. /чел.). Средняя заработная плата колеблется в пределах 4 216— 6 413 руб. /мес. и в целом соответствует среднемесячной номинальной начисленной заработной плате занятых в экономике. Объем оказанных услуг за рассматриваемый период превысил 1 005 млн руб. Высокий темп их роста (около 37 %) обусловлен в целом инфляционными процессами (повышением на 30 % фактически сложившейся цены 1 чел. -дня). В 2008г. предприятиями КТК КБР было обслужено 113,4тыс. чел. при емкости 13 257 койко-мест единовременного пребывания (нагрузка — 8,5 чел. на место). При этом сумма начислений в бюджет и внебюджетные фонды составила более 131,8 млн руб. (в консолидированный бюджет предприятиями комплекса перечислено 45 млн руб.) (табл. 1).
Республиканский реестр, утвержденный постановлением ПравительстваКБР [2], содержит 187 объектов КТК. Наибольшая доля приходится на организации туризма и отдыха — 38 %, на санаторно-курортные учреждения — 29 %, услуги туристических агентств — 14 %, на гостиничный комплекс и оздоровительные лагеря приходится 8 и 7 % соответственно. Доля учреждений, предоставляющих спортивно-альпинистские услуги, не превышает4%.
Распределение рекреационных предприятий КБР по числу мест представлено в табл. 2.
Наибольший удельный вес здравниц курорта Нальчик приходится на санатории с числом мест 100—299 (67 %). Самыми крупными из них являются санатории «Горный родник» (655 койко-мест) и «Грушевая роща» (565 койко-мест). Оздоровительный комплекс «Кавказ» располагает 1 255 койко-местами. Среди пансионатов отдыха максимальную емкость (358 мест) имеет «Нарт».
Основными поставщиками курортно-турист-ского продукта в республике являются акционер-
Таблица 1
Показатели деятельности КТК КБР за 2006—2008 гг.
Показатель 2006 2007 2008 Темп роста, % Отклонение (2008-2006)
Количествово койко-мест, всего 13 189 13 342 13 257 100,5 68
Действующий фонд койко-мест 12 731 13 127 12 908 101,4 177
В том числе сезонных мест 4 565 4 802 4 557 99,8 -8
Обслужено человек 107 734 113 098 113 389 105,2 5 655
Проведено койко-дней 1 387 195 1 600 363 1 652 626 119,1 265 431
Средняя продолжительность пребывания 1 чел. 12,9 14,2 14,6 113,2 1,7
Объем услуг, тыс. руб. 734 711 877 738 1 005 062 136,8 270 351
Фактически сложившаяся цена 1 чел. -дня 452 524 583 130 131
Фактическая загрузка, % 46 51,9 56,6 - 10,6
Среднесписочная численность работающих 3 295 3 391 3 348 101,6 53
Фонд оплаты труда, тыс. руб. 179 577 216 146 257 632 143,5 78 055
Среднемесячная заработная плата, руб. 4 542 5 312 6413 141,2 1 871
Сумма начислений платежей в бюджет и внебюджетные фонды, тыс. руб. 96 201 113 597 131 887 137,1 35 686
Примечание. Рассчитано по данным Министерства спорта и туризма КБР.
Таблица 2
Распределение рекреационных предприятий КБР по числу мест в 2008 г., %
Объект КТК Санатории и пансионаты с лечением Базы отдыха, пансионаты, оздоровительные лагеря и комплексы Гостиницы, в том числе частные
Предприятия с числом мест менее 50 - 22 69
Предприятия на 50—99 мест 14 12 19
Предприятия на 100—299 мест 67 54 12
Предприятия на 300 и более мест 19 12 -
Примечание. Рассчитано по данным Министерства спорта и туризма КБР.
ные общества «Каббалктурист», «Эльбрустурист», «Курорт Нальчик», «Каббалкальпинист». Сравнительные данные по итогам деятельности учреждений комплекса в 2008 г. представлены в табл. 3.
Коэффициент фактической загрузки всех хозяйствующих субъектов КТК КБР составил 0,56. Их неполной загрузке способствуют традиционно невысокий уровень сервиса и менеджмента, слабая конкурентоспособность санаторно-ку-
рортных организаций, туристско-оздоровитель-ных учреждений, альплагерей, переориентация потребителей с внутреннего на внешний рынок. Аналогичная ситуация характерна в целом для всех северокавказских республик. К примеру, в Республике Северная Осетия — Алания в 2008 г. при коэффициенте загруженности в среднем 0,27 было оказано услуг на сумму 102,5 млн руб., налоговые поступления превысили 15,5 млн руб.
Таблица 3
Показатели деятельности учреждений курортно-туристского комплекса КБР в 2008 г.
Объект КТК Количество мест Обслужено, чел. Предоставлено Фактическая загруз- Сложившаяся цена Объем реализованных Средняя заработная Число работа-
койко-дней ка, % 1 чел.-дня услуг, тыс. руб. плата, руб. ющих
ОАО «Каббалктурист» 2 993 14 251 285 929 78 446 127 721 5 970 201
ОАО «Эльбрустурист» 897 13 472 99 672 41,1 816 127 376 7 989 391
ОАО «Курорт Нальчик» 2 282 23 827 449 586 57,8 541 277 973 6 111 755
ОАО «Каббалкальпинист» 730 3 119 41 946 29 335 16 563 5 304 63
Ведомственные санатор- 2 959 27 482 554 982 67 671 307 679 6 430 1297
ные учреждения
Ведомственные базы и 1 369 14 960 138 673 41,6 668 98 588 7 048 368
лагеря отдыха
Гостиничный комплекс 577 13 287 20 606 15,7 1 262 32 841 6 862 116
Оздоровительные лагеря 1450 2 991 61232 63,3 267 16 321 2 986 157
Всего... 13 257 113 389 1 652 626 56,6 583 1 005 062 6 413 3 348
Примечание. Рассчитано по данным Министерства спорта и туризма КБР.
Численность занятых составила 1 600 чел., обслуженных — 82,6тыс. чел.
Фактически сложившаяся цена 1 чел.-дня в учреждениях КТК республики в 2008 г. составила 583 руб. Наиболее дорогие услуги (1 262 руб.) были оказаны в гостиничном комплексе, наименее — в оздоровительных лагерях (267 руб.). По санаторным учреждениям курорта федерального значения «Нальчик» этот показатель составил 755 руб., а средняя цена путевки сформировалась на уровне 10,5 тыс. руб. Для сравнения: в городах-курортах Кавказских Минеральных Вод стоимость путевок в среднем составляет ббтыс. руб. (колеблется от 10,5 до 306,6тыс. руб.). При этом загруженность 33,8 тыс. мест в130 санаториях составляет 98—100 %.
Проанализировав характер и направления рекреационного потока в КБР, можно сделать следующие выводы:
- территориальное распределение потока неравномерно и связано во многом с известными туристскими объектами, что говорит о существующей возможности диверсификации курортно-туристской деятельности с целью снижения сезонной неравномерности функционирования хозяйствующих субъектов КТК;
- основу туристского потока (более 70 %) при низких коэффициентах загруженности составляет детский контингент (вакационный отдых), что находит свое отражение в невысоких показателях рентабельности учреждений комплекса;
- на протяжении длительного периода достаточно высокой остается доля неорганизованного туризма, что связано прежде всего с неразвитостью рекреационной инфраструктуры и с недостаточным ассортиментом и качеством предлагаемых турпродуктов, отсутствием четкой системы позиционирования туров и сегментации рынков с выделением наиболее привлекательных рыночных ниш.
В целом на фоне некоторой стабилизации деятельности предприятия КТК республики по-прежнему сталкиваются с неразрешенными организационными, управленческими, экономическими, финансовыми и иными проблемами, требующими скорейшего конструктивного решения.
Для формирования стратегии развития хозяйствующих субъектов санаторно-курортной отрасли и туризма региона, а также повышения их конкурентоспособности автором с помощью SWOT-анализа выявлены наиболее существенные
факторы внешней и внутренней среды, определены возможности и ограничения, преимущества и недостатки современного развития КТК КБР. При этом выявленные сильные стороны и внешние возможности должны быть заложены в основу конкурентной стратегии развития КТК республики и реализованы через перечень мероприятий, направленных на их использование и усиление. Слабые стороны и внешние угрозы рассматриваются в качестве ограничений для развития санаторно-курортной отрасли и туризма, поэтому для этих факторов предложены механизмы их устранения или сведения негативного влияния к минимуму.
К сильным сторонам (внутренняя среда) относятся:
1) наличие ценных бальнеологических ресурсов, благоприятных природно-климатических условий для осуществления лечебно-оздоровительной деятельности (климатотерапия, бальнеотерапия, пелоидотерапия, айротерапия, фитотерапияидр.);
2) наличие нетронутых природных ландшафтов, особо охраняемых природных территорий (национального парка, заповедника, большого количества заказников), природных раритетов, высокая эндемичность фауны и флоры республики;
3) наличие горных склонов для развития горнолыжного спорта, альпинизма и горного туризма, в том числе г. Эльбрус;
4) значительный историко-культурный потенциал;
5) проведения массовых мероприятий делового и развлекательного плана, т. е. организация событийного туризма;
6) относительно развитая транспортная инфраструктура;
7) наличие недорогих трудовых ресурсов для обеспечения санаторно-курортной отрасли и туризма.
К слабым сторонам (внутренняя среда) относятся:
1) низкий уровень использования существующего потенциала КТК республики;
2) недостаток и низкое качество туристской инфраструктуры и сервиса;
3) значительный моральный и материальный износ основных производственных фондов субъектов КТК;
4) низкая инвестиционная активность и повышенные инвестиционные риски для инвесторов;
5) нехватка высокопрофессионально подготовленных кадров в санаторно-курортном деле и туризме;
6) отсутствие в республике комплексной республиканской государственной политики поддержки развития санаторно-курортного дела и туризма;
7) слабая система продвижения турпродуктов республики на внутреннем и международном рынках при сложившемся негативном образе республики и в РФ, и в мире как «горячей точки»;
8) наличие конфликта интересов республиканского и муниципального уровней;
9) удаленность Кабардино-Балкарской Республики от основных мировых и российских мегаполисов;
10) неравномерное распределение туристской нагрузки;
11) несоответствие цены и качества рекреационных услуг;
12) недостаток рекреационных продуктов, соответствующих международным стандартам;
13) ярко выраженная сезонность большинства туров;
14) доминирование точечных туристских объектов и рекреационных продуктов, отсутствие туров комплексного характера, связывающих территорию и туристские центры региона;
15) незамкнутость цепочки создания стоимости в туризме (утечка доходов от туризма за пределы республики);
16) недостаток отраслевой статистики, обеспечивающей информационную и управленческую поддержку развитию санаторно-курортного дела и туризма;
17) отсутствие выстроенной системы безопасности и сопровождения рекреантов на территории республики.
Возможности (внешняя среда) включают:
1) повышение конкурентоспособности санаторно-курортной и туристской деятельности путем проведения целенаправленной региональной политики и интеграции субъектов рекреационного рынка;
2) увеличение санаторно-курортных и туристских услуг при эффективном использовании существующей базы, имеющихся ресурсов и инфраструктуры;
3) осуществление государственной поддержки развитию санаторно-курортного дела и туризма;
4) развитие лечебно-оздоровительной деятельности, спортивного, экологического и иных видов природного, а также культурного и событийного туризма;
5) создание особой экономической зоны ту-ристско-рекреационного типа в республике;
6) увеличение туристского потока в связи с проведением зимних Олимпийских игр в г. Сочи;
7) организация программ обучения специалистов в области санаторно-курортного дела и туризма;
8) возросший спрос населения на санаторно-курортное лечение и 8РА-туризм;
9) возросший интерес граждан к историко-культурному наследию;
10) интерес крупных российских компаний к поддержанию здоровья своих сотрудников;
11) привлечение иностранных и российских инвесторов для финансирования развития КТК и туристской инфраструктуры республики.
Угрозы (внешняя среда) включают:
1) несовершенство нормативно-правовой базы туризма;
2) растущую конкуренцию на рынке санаторно-курортных и туристских услуг, наличие сильных конкурентов на Юге России (ведущее конкурирующее положение Кавминвод и др.);
3) усиление выездного туризма в соседние регионы и за границу в связи с низким уровнем предоставляемых услуг и высокими ценами на них;
4) риски, связанные с осложнением выделения земельных участков под застройку и реализацию инвестиционных проектов ит. п.;
5) снижение платежеспособного спроса вследствие сокращения доходности в современных (кризисных) условиях;
6) низкий платежеспособный спрос местного населения на санаторно-курортные услуги и услуги туризма;
7) риск снижения туристского потока при ухудшении криминальной обстановки в местах дислокации туристских объектов.
Для установления связей между слабыми и сильными сторонами, а также угроз и возможностей составлена SWOT-мaтpицa. Результаты синтеза факторов внешней и внутренней среды и выявленные наиболее значимые факторы приведены в табл. 4.
На пересечении разделов образуется четыре поля: поле «Си + В» (сила и возможности); поле «Си ^ У» (сила и угрозы); поле «В ^ Сл» (слабость и возможности); поле «Сл + У» (слабость и угрозы). На каждом из данных полей рассмотрены все возможные парные комбинации и выделены те, которые должны быть учтены при разработке стратегии. Как правило, в отношении тех пар, которые были выбраны с поля «Си ^ У», следует разрабатывать стратегию по использованию сильных сторон, для того чтобы получить отдачу от возможностей, поя-
Таблица 4
Синтез факторов внешней и внутренней среды (SWOT-мaтpицa)
Внешняя Внутренняя среда
среда Сильные стороны Слабые стороны
Возмож- «Си + В» «В ^ Сл»
ности 1- -1, 2,4,5,8, 10, 11 1-5, 6, 8, 16
2- -1, 2, 3,4,5, 10, 11 2-1,2,3,5,6,7,10,
3- -1, 2, 3,4,5,6, 10, 11 13, 14, 15, 17
4- -1, 2, 4, 9 3-4, 6, 7
5- -1, 4, 9 4-1,2, 3,5,7,9,11,
6- -2, 3, 4, 8, 11 14,15,17
7- -2, 3, 6, 7,10, 11 5-4,5,7,10, 12, 13,
14,15,16
6-2, 3,4,5,7,17
7-4, 5, 6
8-1,2,3,4,7,9,11,
12, 17
9-2, 3, 7,14, 15
10-2, 3, 7, 9, 10, 11,
13, 14
11-2,4,6,8,9
Угрозы «Си ^У» «Сл + У»
1- -2, з, 4, 7 1-2, 3, 7
2- -1, 2, 3, 4, 6, 7 2-1,2,3,4
3- -2, 3, 4,5,7 3-1,2,3,5
4- -2, з, 5, 7 4-1,2,3,4,5
5- -з, 6, 7 5-1,2,3,5
6- -5, 6, 7 6-1, 2, 4
7- -2 7-2, 3, 5
8-1, 2, 4
9-2, 3, 7
10-1,2,4
11-2, 3, 6
12-2, 3, 4
13-2, 3, 6
14-2, 3, 4
15-1,2, 3
16-2, 3
17-2, 3, 7
Примечание. Жирным шрифтом выделены парные комбинации, которые должны быть учтены при выработке стратегии.
вившихся во внешней среде. Для тех пар, которые оказались на поле «В ^ Сл», стратегия должна быть построена таким образом, чтобы за счет появившихся возможностей попытаться преодолеть имеющиеся слабости. Если пара находится на поле «Си ^ У», то стратегия должна предполагать использование сильных сторон для устранения угроз. Наконец, для пар, находящихся на поле «Сл + У», необходимо вырабатывать такую стратегию, которая позволила бы избавиться как от слабости, так и попытаться предотвратить нависшую угрозу. Вырабатывая стратегии, необходимо иметь в виду, что возможности и угрозы могут переходить в свою противоположность. Так, неиспользованная возможность может стать угрозой, если ее использует
конкурент, или наоборот, удачно предотвращенная угроза может создать дополнительную сильную сторону в том случае, если конкуренты не устранили эту же угрозу.
Наиболее важными благоприятными факторами внешней и внутренней среды, которые необходимо закладывать в основу стратегии повышения конкурентоспособности КТК КБР, являются:
- наличие ценных бальнеологических ресурсов и благоприятные природно-климатические условия, нетронутых природных ландшафтов, природных раритетов;
- наличие горных склонов для развития горнолыжного спорта, альпинизма и горного туризма;
- наличие свободных и недорогих трудовых ресурсов для вовлечения в санаторно-курортную отрасль и туризм
- возможность повышения конкурентоспособности санаторно-курортной и туристской деятельности путем проведения целенаправленной региональной политики и интеграции субъектов рекреационного рынка. Наиболее значимыми негативными факторами, ограничивающими возможности и снижающими конкурентоспособность предлагаемых рекреационных продуктов, являются:
- недостаток и низкое качество туристской инфраструктуры и сервиса;
- значительный моральный и материальный износ основных производственных фондов субъектов КТК;
- низкая инвестиционная активность и повышенные инвестиционные риски для инвесторов;
- нехватка высокопрофессионально подготовленных кадров в санаторно-курортном деле и туризме;
- растущая конкуренция на рынке санаторно-курортных и туристских услуг, наличие сильных конкурентов на Юге России;
- риск снижения туристского потока при ухудшении криминальной обстановки в местах дислокации туристских объектов. Сопоставляя слабые стороны КТК с возможностями, имеющимися на региональном рынке услуг рекреации можно констатировать, что существующая система управления, законодательная база, кадровый, инвестиционный потенциал и инфраструктура санаторно-курортной отрасли и туризма не позволяют в полной мере реализовать возможности, имеющиеся в КБР. При сложившейся на данный момент ситуации сложно рассчитывать на их активное развитие.
Кроме того, высокая децентрализация управления хозяйствующими субъектами КТК региона мешает его системному развитию, определению реального вклада в региональную экономику и перспектив развития; неразвитость инфраструктуры, досугово-развлекательной сферы, обусловливая низкий уровень загруженности предприятий КТК, негативно сказывается на функционировании всех его структурных элементов. Следует признать, что низкая комфортность, значительный моральный и физический износ материальной базы учреждений КТК при недостаточности собственных финансовых средств для осуществления модернизации по международным стандартам детерминируют слабую реализацию конкурентных преимуществ комплекса. Недостаточная реальная финансовая помощь в поддержании рекреационных учреждений, находящихся в ведомственной принадлежности, при сохранении за ведомством права собственности на имущество этих предприятий, лишает их возможности поиска инвестора. Несовершенна и существующая государственная налоговая политика, поскольку не учитывает фактора сезонности работы и не стимулируетразви-тие санаторно-курортных комплексов.
Сравнивая сильные стороны и угрозы, можно оценить потенциал стратегических преимуществ КТК КБР и его способность противостоять внешним угрозам. Несмотря на обострение конкуренции и усиление выездного туризма, значительный природный, историко-культурный потенциал, наличие ценных бальнеологических ресурсов, благоприятные природно-климатические условия в регионе поддерживают интерес и востребованность таких направлений рекреационной деятельности, как санаторно-курортное, лечебно-оздоровительное, спортивно-экстремальное, туристско-рекреа-ционное, историко-культурное и экотуризм.
Для усиления конкурентоспособности КТК КБР необходимо, реально оценив потенциальный рынок курортно-туристских услуг, разработать и
Список литературы
начать реализацию программы их активного продвижения, целевой переподготовки персонала, отработать принципы и механизмы государственной поддержки и повышения инвестиционной привлекательности отрасли.
Для более полной реализации природно-ре-сурсного потенциала КБР представляется необходимым создать условия для развития курортно-туристской отрасли, в частности, заложить основу для эффективных коммуникаций хозяйствующих субъектов, общества и органов власти в сфере внутрирегионального туризма и санаторно-курортного дела; формировать образ КБР как территории, привлекательной для внутрирегионального и въездного туризма; создать условия для взаимоотношений с другими регионами страны и мира в санаторно-курортной и туристической сфере; обеспечить целевое финансирование и поддержку наиболее приоритетных направлений развития внутрирегионального и въездного туризма.
Необходимы также поддержка охраны памятников природы, культуры и истории в рамках республиканских программ; принятие технологических стандартов обслуживания рекреантов для ключевых туристских объектов на территории республики; поддержка развития межрайонных инфраструктурных схем; стимулирование развития малого бизнеса для оказания сопутствующих туризму сервисных услуг, стимулирование развития конкурентоспособных местных производителей и поставщиков услуг смежных отраслей и т. д.
Таким образом, использование текущих резервов развития санаторно-курортной отрасли и туризма в регионе и рыночных возможностей, выявленных в результате проведенного анализа, несмотря на безусловный положительный эффект, не сможет коренным образом изменить ситуацию. Для эффективного развития курортно-туристского комплекса КБР необходима комплексная программа поэтапного решения системных проблем.
1. МироненкоН. С., ТвердохлебовИ. Т. Рекреационная география. М.: Финансы и статистика, 1981.
2. О реестре объектов курортно-рекреационного и туристского комплекса Кабардино-Балкарской Республики: постановление Правительства КБР № 130-ПП от 04.06.2008.