ИССЛЕДОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СРЕДЫ САНАТОРНО-КУРОРТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
В РЕГИОНЕ
А. Л. КИЛЬЧУКОВА,
кандидат экономических наук, старший научный сотрудник отдела «Устойчивое региональное развитие» E-mail:miha-soisaf@mail. ш т. х. тавкешева, младший научный сотрудник отдела «Обучающиеся и самообучающиеся системы»
E-maN:gsha@ramЫer. ш Институт информатики и проблем регионального управления Кабардино-Балкарского научного центра РАН
В связи с перспективами дальнейшего развития туристско-рекреационной деятельности в Кабардино-Балкарской Республике повышается роль экономико-ста-тистическихметодов исследования. В статье на примере конкретного объекта туристско-рекреационного комплекса проведен анализ его деятельности и предложен краткосрочный прогноз объема продаж санаторно-курортных услуг.
Ключевые слова: регион, сфера услуг, санаторно-курортный, учреждение, инфраструктура, прогнозирование, временной ряд.
Интенсивное расширение сферы услуг является одной из основных тенденций развития современной экономики. Доля услуг в ВНП развитых индустриальных стран в настоящее время составляет от 2/3 до 3/4. При переходе экономики России на рыночные основы и ее интеграции в мировое хозяйство сфера услуг играет активную роль.
Одним из важнейших сегментов сферы услуг является индустрия туризма. По данным Всемирной туристской организации (ЮНВТО), число туристов в мире в 2008 г. увеличилось до 924 млн чел., рост составил 3 % по сравнению с 2007 г. По прогнозам ЮНВТО, к 2020 г. количество международных туристических прибытий составит 1,6 млрд чел., т. е. в три раза превысит показатели 2000 г., а мировые доходы от туризма возрастут до 2 трлн руб.
Доля туристических услуг в мировом ВВП составляет 3,6 %, а в ВВП России — около 1,5 %.
Многоотраслевой характер и тесная факторная связь практически со всеми сферами жизнедеятельности позволяет использовать туризм в качестве действенного инструмента стимулирования социально-экономического роста как на национальном, так и на региональном уровнях. Во многих странах Запада (Франция, Австрия, Испания, Швейцария и др.) значительная доля общественного благосостояния построена на доходах от туризма [2].
Кабардино-Балкарская Республика (КБР) богата мощными, в ряде случаев уникальными природно-рекреационными ресурсами, поэтому особое значение в регионе занимает рынок сана-торно-оздоровительных и туристических услуг.
Одним из базовых социально-экономических показателей экономики является валовой региональный продукт (ВРП). На рис. 1 представлен удельный вес всех платных услуг в ВРП Кабардино-Балкарской Республики.
Объем произведенного валового регионального продукта показывает, что экономический потенциал Кабардино-Балкарской Республики поступательно развивается.
Динамика изменения структуры объема платных услуг населению КБР за 2000—2008 гг. представлена в табл. 1.
25,0
20,0
15,0
10,0
5,0
0,0
19,3 17 8
^ 18,4 18,5 18,4
11,0
1995
2000
2004
2005
2006
2007
2008
Источник: данные территориального органа Федеральной службы государственной статистики (ФСГС) по КБР.
Рис. 1. Удельный вес платных услуг в ВРП КБР, %
Доля санаторно-оздоровительных и туристических услуг в структуре объема платных услуг населению в 2008 г. составляет 8,4 %. Наибольший показатель у сферы услуг связи (23,5 %), затем идет жилищно-коммунальное хозяйство (20,3 %), транспорт (19 %), бытовые (12,3 %) и другие услуги (7,4 %), образование (4,2 %), медицина (3,3 %) и услуги правового характера (1,6 %).
Санаторно-оздоровительный и туристический комплекс КБР имеет рекреационную направленность, однако доля его услуг в ВРП республики в последние годы составляет около 1 %. В результате проведенного ФСГС по КБР выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств можно отметить, что и расходы на санаторно-оздоровительные услуги также составляют 1 % от общих расходов на оплату услуг.
По данным министерства спорта и туризма КБР, в 2008 г количество действующих мест кругло-
годичного и сезонного развертывания в учреждениях курортно-рекреаци-онного комплекса составило 12 908, в том числе в санаторно-курортных учреждениях — 6 367, в гостиничном комплексе, туристических базах и пансионатах отдыха — 3 746, в детских оздоровительных лагерях — 2 795. По сравнению с предыдущим годом сокращение коечного фонда на 1,5 % произошло в основном за счет уменьшения числа мест в оздоровительных лагерях.
За 2008 г. учреждениями рекреационного комплекса принято на отдых и лечение 113,4 тыс. чел., что на 3,6 % выше уровня 2007 г. Коэффициент фактической загрузки составил 56,6 %.
Наибольший удельный вес в общем количестве отдохнувших приходится на санаторно-курортные учреждения различных ведомств — 24 % и здравницы курорта Нальчик, подведомственные министерству, — 21 %. Предприятиями ОАО «Эль-брустурист» обслужено 12 % туристов.
Увеличение количества туристов, а также средней продолжительности их пребывания в учреждениях курортно-рекреационного комплекса в 2008 г. привело к росту загрузки предприятий отрасли на 4,3 %.
Сложная ситуация с финансированием на рынке санаторно-курортных и туристических услуг заставляет привлекать все возможные ресурсы, чтобы именно эта сфера услуг стала эффективной для экономики региона. Так, в рамках федеральной программы «Юг России», рассчитанной на
Таблица 1
Динамика структуры объема платных услуг в КБР за 2000—2008 гг., млн руб.
Вид услуг 2000 2003 2004 2005 2006 2007 2008
Все услуги 1 794,5 4 826,1 5 606,8 6 790,5 7 955,3 8 984,5 10 795,2
В том числе:
— бытовые; 180,5 542,2 655,0 733,8 920,2 1 077,5 1 331,9
— транспортные; 317,8 837,5 1 096,6 1 425,4 1 764,7 1 765,2 2 065,0
— связи; 157,4 447,9 814,4 1 320,7 1 555,4 1 979,1 2 535,7
— жилищно-коммунальные; 444,8 1 468,7 1 276,3 1 454,0 1 508,9 1 811,8 2 191,1
— образовательные; 119,9 198,7 262,4 281,4 336,8 370,5 450,3
— культуры; 9,7 25,9 31,1 38,0 52,9 58,1 68,2
— туристские; 97,9 208,2 313,3 294,1 343,8 364,3 405,1
— гостиниц и аналогичных средств — 60,9 37,7 43,4 58,8 64,1 73,9
размещения;
— физической культуры и спорта; 14,7 19,7 22,7 25,4 28,0 31,0 37,8
— медицинские; 36,5 142,6 176,1 219,8 282,4 313,5 355,8
— санаторно-оздоровительные; 112,9 266,9 289,2 254,0 281,3 291,1 310,9
— правового характера; 10,4 45,1 49,3 51,2 60,4 81,0 176,4
— другие 292,0 561.8 582,7 649,3 761,7 777,3 802,1
Источник: данные территориального органа ФСГС по КБР, 2009.
ФИНАНСОВАЯ АНАЛИТИКА
проблемы и решения ' 41
Пансионаты - 13
Гостиницы -19
Санаторно-курортные организации - 45
Организации отдыха - 23
Источник: данные территориального органа ФСГС по КБР. Рис. 2. Структура средств размещения в 2008 г., %
2008—2012 гг., будет выделено более 13 млрд руб. на развитие горнолыжного комплекса Приэльбрусья. Финансирование предполагает несколько источников: 6,9 млрд руб. составят средства федерального бюджета, 5,6 млрд руб. — внебюджетные средства и 1,2 млрд руб. — средства бюджета Кабардино-Балкарии.
На базе существующей статистики наиболее полно описывается материально-техническая база характерных видов туристической деятельности, в первую очередь предприятий сферы размещения. В Кабардино-Балкарской Республике в статистических отчетах различают коллективные средства размещения специального назначения и коллективные средства размещения общего назначения. На рис. 2 отражены доли отдыхающих в учреждениях различного типа.
Как видно из рисунка, наибольший процент приходится на санаторно-курортные организации.
В качестве примера рассмотрим санаторий «Маяк», являющийся объектом курорта федерального значения Нальчик. Динамику развития предприятия наглядно демонстрирует табл. 2.
За анализируемый период очевидна закономерность последовательного увеличения количества размещенных лиц, зависящая от функционально взаимосвязанных факторов, а именно от количества койко-мест и удельной численности
обслуженных в расчете на одно койко-место. Так же можно проследить увеличение и по остальным показателям деятельности предприятия.
Необходимо отметить, что большую часть отдыхающих составляют люди, страдающие сердечно-сосудистыми заболеваниями. Это объясняется тем, что в республике функционирует единственное реабилитационное отделение для больных, перенесших острый инфаркт миокарда, операцию на сердце и магистральных сосудах или страдающих нестабильной стенокардией.
Для более глубокого исследования взаимосвязи социально-экономических явлений проведенный анализ показателей деятельности предприятий является недостаточным, ибо он не позволяет выявить имеющуюся зависимость на определенном математическом уровне, характеризующем механизм взаимодействия факторных и результативных признаков. Применение метода корреляционно-регрессионного анализа, являющегося логическим продолжением и углублением более простых методов, позволяет решить данную проблему.
Экономические явления чаще всего адекватно описываются именно многофакторными моделями. По данным выборочного обследования населения КБР авторы провели корреляционно-регрессионный анализ зависимости расхода на санаторно-курортные услуги по домохозяйствам от величины среднедушевого дохода и размера семьи.
На основе статистических данных рассчитаем двухфакторную линейную модель y = a0 + a1 ■ x1 + a2 ■ x2 , где у — расходы на санаторно-курортные услуги; x1 — величина среднедушевого дохода; x2 — размер семьи.
Для расчета параметров уравнения линейной регрессии и проверки его статистической значимости применяется MS Excel. Полученное уравнение регрессии имеет вид y = -156,5 + 0,289xj + 722,8x2.
Результаты проведенного анализа позволяют сделать следующие выводы. Полученное значение
Таблица 2
Изменение показателей санаторно-курортного предприятия «Маяк» за 2006—2008 гг.
Показатель 2006 2007 2008
Объем услуг, тыс. руб. 8 162 21 624 23 069
Количество койко-мест 92 102 102
Число обслуженных, чел. 995 1 961 1 811
Число койко-дней 14 530 35 387 36 518
Средняя продолжительность пребывания одного человека, дней 14,6 18,0 20,2
Фактически сложившаяся цена 1 чел./дня, руб. 562 611 632
Среднесписочная численность работающих, чел. 62 72 67
Фактический коэффициент загрузки, % 46,3 101,7 104,7
Источник: данные территориального органа ФСГС по КБР.
множественного коэффициента корреляции Ryx1x2 = 0,99 показывает, что связь расходов на санаторно-курортные услуги со среднедушевыми доходами и размером семьи является очень высокой.
Величина R2yx1x2 = 0,98 называется совокупным коэффициентом детерминации и показывает долю формирования результативного показателя под действием изучаемых факторных признаков. В нашем исследовании этот коэффициент подтверждает, что совместное влияние среднедушевого дохода и размера семьи объясняет 98 % формирования расходов на туризм.
К анализу тесноты связи между объемом спроса и одним из факторных признаков при неизменном значении других факторов в многофакторных моделях спроса привлекаются частные коэффициенты корреляции. Так, частный коэффициент корреляции между расходами на туризм у и душевым доходом х1 при неизменном размере семьи х2 составит Гуххх2 = 0,923 и Гух2х1= 0,938 между расходами на санаторно-курортные услуги и размером семьи при неизменном душевом доходе. Таким образом, теснота связи между расходами на санаторно-курортные услуги и каждым из исследуемых факторов при неизменном значении другого фактора весьма значительна.
Общий ^-критерий проверяет гипотезу Н0 о статистической значимости уравнения регрессии и показателя тесноты связи =0). Его значение
составляет ^акт = 60.
Сравнивая Етабл и Гфакт , приходим к выводу о необходимости отклонить нулевую гипотезу Н0, так как Ртабл < Гфакт . С вероятностью 1 — а = 0,95 делаем заключение о статистической значимости уравнения в целом и показателя тесноты связи Ryx1x2 , которые сформировались под неслучайным воздействием факторов х1 и х2.
Полученные значения коэффициентов эластичности ЭХ1 =0,37 и Эх2 =0,66 свидетельствуют о том, что по абсолютному приросту наибольшее влияние на объемы санаторно-курортного спроса оказывает второй фактор: при повышении среднедушевого дохода х1 на 1 % и постоянном размере семьи х2 объем спроса на санаторно-курортные услуги возрастет на 0,37 %, а увеличение на 1 % размера семьи при постоянном среднедушевом доходе приведет к возрастанию объема спроса на санаторно-курортные услуги на 0,66 %.
Для обоснования значимости выработки предложений по проведению мероприятий, способствующих развитию санаторно-курортного комплекса КБР, авторами был предложен прогноз по объему
продаж санаторно-курортных услуг санаторием «Маяк» на 2010 г. с учетом сезонности на основе данных за предыдущие годы методом анализа временных рядов. Для этого использованы данные об объеме выручки за 2007—2009 гг. на данном предприятии (табл. 3).
Индекс сезонности (гр. 6) определяется путем деления фактического объема продаж за каждый месяц (гр. 3) на среднемесячный объем (гр. 5) [1]. Для определения годовой сезонной волны на основе полученных данных рассчитываются среднеарифметические месячные индексы сезонности,
Таблица 3
Расчет сезонных колебаний объема продаж санаторно-курортных услуг в санатории «Маяк»
Год Месяц Объем продаж, 12-месячная сколь- Среднемесячная Индекс сезон-
тыс. руб. зящая скользящая ности
2007 1 242 — — —
2 470 — — —
3 1 465 — — —
4 1 648 — — —
5 1 326 — — —
6 2 304 — — —
7 2 828 1 756 1 806 1,566
8 2 138 1 856 1 871 1,143
9 1 614 1 887 1 892 0,853
10 1 253 1 897 1 918 0,653
11 2 535 1 940 1 954 1,298
12 3 243 1 968 1 976 1,641
2008 1 1 444 1 985 1 962 0,736
2 843 1 939 1 935 0,436
3 1 583 1 931 1 909 0,829
4 2 163 1 886 1 953 1,108
5 1 662 2 020 1 997 0,832
6 2 515 1 975 1 949 1,290
7 2 279 1 923 1 962 1,161
8 2 041 2 002 2 022 1,009
9 1 069 2 042 2 049 0,522
10 2 857 2 056 2 063 1,385
11 1 999 2 071 2 084 0,959
12 2 620 2 096 2 105 1,245
2009 1 2 393 2 113 2 156 1,110
2 1 327 2 198 2 223 0,597
3 1 743 2 249 2 303 0,757
4 2 350 2 357 2 308 1,018
5 1 959 2 258 2 301 0,851
6 2 720 2 345 2 358 1,153
7 3 299 2 371 — —
8 2 649 — — —
9 2 373 — — —
10 1 661 — — —
11 3 047 — — —
12 2 933 — — —
Источник: данные санатория «Маяк».
ФИНАНсовАя АНАлИТИкА
проблемы и решения
7х"
43
Таблица 4 Таблица 5
Скорректированные индексы сезонности Десезонализация данных временного ряда
Месяц года Индекс
Январь 0,917
Февраль 0,513
Март 0,788
Апрель 1,056
Май 0,836
Июнь 1,214
Июль 1,355
Август 1,069
Сентябрь 0,683
Октябрь 1,012
Ноябрь 1,121
Декабрь 1,434
которые с учетом корректировки погрешности представлены в табл. 4.
Сезонная волна представлена на рис. 3. Она характеризует зависимость индексов сезонности от месяца в году. Нетрудно убедиться, что сезонная волна на предприятии «Маяк» имеет достаточно выраженный характер. Наибольшие индексы сезонности отмечаются в июне, июле и августе, а также в период ноябрь — декабрь. Спады спроса отмечаются в феврале и сентябре (индексы сезонности составляют 0,513 и 0,683 соответственно).
Далее необходимо проведение процедуры де-сезонализации данных временного ряда. Так называется устранение влияния сезонной компоненты на уровни ряда для изучения тренда. Полученные результаты сведены в табл. 5.
Уравнение тренда, вычисленного на основе десезонализированных данных, имеет следующий вид: у = 1 413,7+32,02-^.
С помощью тренда и индексов сезонности спрогнозируем объем продаж санаторно-курортных услуг санатория «Маяк» для каждого месяца прогнозного 2010 г. (табл. 6).
Проведение подобных исследований сезонности необходимо как в качественном аспекте (когда
Год Месяц Объем продаж, Скорректированный индекс Десезонали-зированные
тыс. руб. сезонности данные
2007 1 242 0,917 263,86
2 470 0,513 916,30
3 1 465 0,788 1 858,93
4 1 648 1,056 1 560,16
5 1 326 0,836 1 585,45
6 2 304 1,214 1 897,52
7 2 828 1,355 2 086,90
8 2 138 1,069 1 999,78
9 1 614 0,683 2 362,75
10 1 253 1,012 1 237,59
11 2 535 1,121 2 260,64
12 3 243 1,434 2 261,85
2008 1 1 444 0,917 1 574,42
2 843 0,513 1 643,48
3 1 583 0,788 2 008,66
4 2 163 1,056 2 047,71
5 1 662 0,836 1 987,20
6 2 515 1,214 2 071,29
7 2 279 1,355 1 681,77
8 2 041 1,069 1 909,05
9 1 069 0,683 1 564,92
10 2 857 1,012 2 821,86
11 1 999 1,121 1 782,65
12 2 620 1,434 1 827,34
2009 1 2 393 0,917 2 609,13
2 1 327 0,513 2 587,07
3 1 743 0,788 2 211,69
4 2 350 1,056 2 224,74
5 1 959 0,836 2 342,31
6 2 720 1,214 2 240,13
7 3 299 1,355 2 434,47
8 2 649 1,069 2 477,75
9 2 373 0,683 3 473,85
10 1 661 1,012 1 640,57
11 347 1,121 2 717,22
12 2 933 1,434 2 045,64
Источник: авторская разработка.
Рис. 3. Сезонная волна спроса на санаторно-курортные услуги в санатории «Маяк» (авторская разработка)
Таблица 6 Прогнозные значения объема продаж в санатории «Маяк» на 2010 г., тыс. руб.
Месяц Объем продаж
Январь 2 383,2
Февраль 1 349,3
Март 2 098,3
Апрель 2 846,2
Май 2 280,3
Июнь 3 349,5
Июль 3 781,5
Август 3 017,7
Сентябрь 1 950,0
Октябрь 2 922,6
Ноябрь 3 272,9
Декабрь 4 230,6
Источник: авторская разработка.
будут пики и спады?), так и в количественном (каких объемов спроса ожидать?). Это позволяет свести к минимуму дестабилизирующее воздействие фактора сезонности и более эффективно строить планы на будущее.
Таким образом, развитие санаторно-курортного и туристского комплекса должно проходить, по мнению авторов, на устойчивой основе при
применении принципов научно обоснованного планирования. Создание условий для эффективного использования уникальных природно-климатических ресурсов региона, расширение материально-технического потенциала санаторно-курортных и туристических предприятий, освоение новых технологий в этой сфере и развитие современной инфраструктуры создадут предпосылки дальнейшего развития санаторно-курортного и туристического комплекса. Это в свою очередь позволит принести региону значительные экономические выгоды, не порождая при этом каких-либо серьезных экологических или социальных проблем, а туристические ресурсы будут сохраняться для постоянного использования в будущем.
Список литературы
1. Вуколов Э. А. Основы статистического анализа. Практикум по статистическим методам и исследованию операций с использованием пакетов STATISTIKA и EXCEL. М.: Форум-ИНФРА-М, 2006. 454 с.
2. Горбылева З. М. Экономика туризма: учеб. пособие. Минск: БГЭУ, 2004. 478 с.
ФИНАНСОВАЯ АНАЛИТИКА
проблемы и решения ' 45