УДК 332.146.2
Ситуационный анализ обеспечения инновационного развития экономики РФ
Канд.техн.наук. Филатов В.В., [email protected] Московский государственный университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского, Москва, Россия канд. психол. наук Куликова Н.В. [email protected] Международная академия интеграции науки и бизнеса д-р экон. наук, проф., акад. Рукина И.М. [email protected] «Международный университет в Москве» Конотопов П. Ю. [email protected] "Коллегия аналитиков по решению задач в сфере информационно-аналитического обеспечения"
В данной статье проведен ситуационный анализ обеспечения инновационного развития экономики РФ. Проведен PEST-анализ, на основании которого выделены глобальные вызовы, которые требуют безотлагательных мер со стороны руководства страны. Построена матрица SWOT-анализа ситуации в области инновационного развития РФ (макро-уровень). Предложен комплекс мер по решению проблемы технологического отставания и обеспечения инновационного прорыва.
Ключевые слова: инновация, инновационный процесс, инновационная деятельность, инновационная экономика, инновационный прорыв, инновационная стратегия, PEST-анализ, SWOT-анализ.
Situational analysis software innovation development of economy
of the Russian Federation
Filatov V. V. [email protected] Moscow state University of technologies and management of K.G.Razumovsky, Moscow, Russia
PhD Kulikova N.V. [email protected] Full Member International Academy of integration of science and business Rukina I.M. [email protected] International university in Moscow, Moscow, Russia
Konotopov P. Y. [email protected] "The College of analysts to solve problems in the field of information and analytical support "
Project Manager of Open Government
In this paper, a situation analysis to ensure innovative development of the Russian economy. PEST-analysis conducted on the basis of which highlighted the global challenges that require immediate action on the part of the government. Matrix built the SWOT-analysis of the situation in the field of innovative development of the Russian Federation (macro level). A set of measures to address the technological gap and to provide a breakthrough innovation.
Keywords: innovation, process innovation, innovation, innovation economy, breakthrough innovation, innovation strategy, PEST-analysis, SWOT-analysis.
В условиях рыночной экономики, когда обостряется конкурентная борьба, необходимо иметь четко намеченный план действий, позволяющий адекватно использовать сильные стороны и открывающиеся возможности ситуации в области инновационного развития РФ. Одновременно, следует предвидеть, вероятные угрозы и работать над устранением слабых сторон. Несмотря на то, что ситуация на российском рынке носит весьма нестабильный характер, рациональное планирование позволяет значительно снизить риск негативных последствий при принятии управленческих решений[6-9].
По мнению большинства специалистов, современный стратегический менеджмент -"это программный способ мышления и управления, обеспечивающий согласование целей и возможностей социально-экономического развития страны с интересами "всех заинтересованных в его деятельности сторон". Он предполагает не только определение генерального курса развития экономики РФ в области инновационного развития и организацию дела на этой основе, но и повышение мотивации, заинтересованности всех участников его реализации.... Это предполагает постановку нового комплекса процессов, отражающих приоритетность целей и динамики развития, обеспечения своевременности решений и действий, предвидения будущего, анализа последствий управляющих воздействий и инноваций"[1-5].
Очевидно, что, как и любая современная методология управления, стратегический менеджмент должен опираться на соответствующую информационную систему, только с помощью которой можно проанализировать и оценить тенденции - настоящие, прошлые и будущие, т.к. только имея четкое представление о том, на какой стадии развития находится социально-экономическое развитие страны и ее окружение, можно решить, куда двигаться дальше. Иными словами, необходима технология проведения постоянной диагностики как внутренних ресурсов и возможностей, так и внешней среды[10].
В бизнес- инжиниринге, новейшей технологии управления отраслевым и региональным развитием, под стратегическим управлением понимается выработка стратегий развития отраслей и регионов с помощью формализованных процедур, которые расписаны по этапам и применяемым техникам анализа и моделирования. Эти процедуры направлены на построение моделей будущего состояния отраслей и регионов, а также программ перехода к этому состоянию ("стратегических планов"), где все мероприятия также расписаны по определенным трафаретам (СРМ-графики, диаграммы Ганта) и с соответствующей степенью детализации[11].
Надежным средством, позволяющим выявить и структурировать сильные и слабые стороны ситуации в области инновационного развития РФ, а также оценить возникающие при этом возможности и угрозы, является SWOT-анализ. От того, насколько серьезно менеджеры всех уровней подходят к проведению SWOT-анализа, зависит выбор стратегических направлений социально-экономического развития страны [12].
Анализ внешней среды предполагает изучение двух ее составляющих: макроокружения или макросреды (среда косвенного воздействия) и непосредственного окружения — микроокружения или микросреды (среда прямого воздействия). Факторы макросреды являются внешними факторами, или т. н. неконтролируемыми переменными [13]. Основными факторами макросреды являются социокультурные (социальные), технологические и природные (технологические), экономические и конкурентные (экономические), а также политико-правовые (политические) факторы. Для результативного изучения этих компонент макроокружения создается специальная система отслеживания внешней среды. Данная система проводит сбор и анализ материалов, специальные наблюдения и исследования. Собранные данные подвергаются анализу для выявления тенденций их изменения и влияния на социально-экономическое развитие страны. Часто для анализа макросреды применяется методика STEP-анализа. Термин «STEP» означает анализ маркетинговой макросреды, основывающийся на изучении социальных (Social), технологических (Technological), экономических (Economical) и политических (Political) факторов. В зависимости от приоритетности учета тех или иных групп факторов различают варианты этой методики[14]:
• STEP-анализ: приоритетными считаются социальные и технологические факторы. Применима для стран с развитой экономикой и стабильной политической системой.
• PEST-анализ: приоритетны экономические и политические факторы. Применима для стран со слаборазвитой экономикой или экономикой в переходные периоды.
В настоящее время ситуация с исполнением поручений Президента РФ и обеспечения эффективности реализации Концепций и стратегий социально -экономического развития страны оставляет желать лучшего. Между тем, комплекс внешних угроз, порождающих риски технологического отставания России и втягивания нашей страны в мировые кризисы и конфликты, ослабляющие ее экономику и ресурсный потенциал, продолжает нарастать. По результатам PEST-анализа выделены следующие глобальные вызовы, которые требуют безотлагательных мер со стороны руководства страны:
1) Экологические: Организация новых товарно- технологических рынков
2) Социальные: Смена глобальной цивилизационной парадигмы
3) Tехнологические: Формирование мирового рынка продуктов нового (6-го) технологического уклада
4) Политические: Формирование новой мировой политической системы Данные вызовы уже реализуются в виде событий, влияющих на успешность
процессов развития в любой стране мира, и особенно чувствительных для технологически менее развитых стран. Вот некоторые, наиболее проявленные факты:
> Ресурсная война (во всевозможных формах) при помощи информационного и финансового оружия, рост конкуренции как средства борьбы за выживание;
> Эскалация геокультурных и конфессиональных конфликтов, имеющих скрытую экономическую подоплеку;
> Дестабилизация обстановки при стремлении субъектов к многоукладному миру;
> Возникновение новых устойчивых зон и очагов деструктивного и деформирующего влияния на привычный уклад жизни;
> Технологизация и технократизация жизни общества; создание новых форм мобильной интеграции (сетевых моделей) субъектов в системы "выгодоприобретателей);
> Рост влияния информации на общественное сознание и процессы развития (переход к концептуальному управлению и расслоение общества на три страты: правители, элита и исполнители)
> Передел сфер влияния с сохранением лидерства мировых держав и ТНК (эскалация конфликтов в странах группы "С")
От принятия адекватных мер на данные вызовы зависит сегодня будущее страны и фактически - ее суверенитет и экономическая самостоятельность в глобализирующейся мировой экономике. Глобальная задача для развивающихся стран (или, по крайней мере - декларирующих политику развития) - догнать по уровню технологического развития и уровню жизни мировых лидеров и более того, по возможности - завоевать лидерство по ряду конкурентных преимуществ. Одним из наиболее весомых преимуществ нашей страны является ее обеспеченность природными ресурсами, однако отсутствие результатов в направлении технологического развития и социальной модернизации грозит превратить страну в сырьевой придаток мировых экономических лидеров.
В мировой практике SWOT-анализ применяется в процессе стратегического планирования, начиная с 60-х годов прошлого века. С появлением SWOT- модели в настоящее время аналитики получили набор экономических механизмов для анализа состояния социально-экономического развития страны и выбора стратегии ее развития. В российских условиях SWOT-анализ позволит сформулировать известные, но разрозненные и бессистемные представления о состоянии социально-экономического развития страны и ее конкурентном окружении в виде логически согласованной схемы взаимодействия факторов внутренней и внешней среды. Проведенный SWOT-анализ позволил выявить и проблемы и перспективы развития экономики РФ (Таблица 1). Пути и механизмы преобразований складываются из комплекса стратегических решений, выработанных с применением матрицы решений SWOT-анализа (Таблица 2):
Генеральные решения по выбору стратегической линии (по аспектам устойчивого развития):
1. Экологический (критерий - безопасность)
- Интеграция, мобилизация и активизация ресурсов в направлении обеспечения безопасности развития РФ
Формирование единого (консолидированного) субъекта ответственности по вопросам обеспечения глобальной безопасности и антикризисного развития
2. Социальный - (критерий - доступность)
- Переход от политики закрытого "распила" бюджетов к открытой и скоординированной политике управлению инициативами
Матрица SWOT-анализа ситуации в области инновационного развития РФ (макро-уровень) Таблица 1
л I 0 & Е 0 (и 3 1 <0 з Е з 8 с Внутренние факторы Внешние факторы
Сильные стороны (Б] Возможности (0)
5-1 наличие базовых институтов обеспечения безопасности и внутренних ресурсов для решения данных проблем 0-1 Возможность (временная) реализации инициатив (проектов], обеспечивающих профилактику рисков и угроз будущего
5-2 Наличие множен активность техно; аа инициатив "снизу" (старт-ап) в сфере малого предпринимательства и огических парков и бизнес-инкубаторов при вузах 0-2 Возможность государственной поддержки старт-апов
5-3 Наличие множест деятельностью и ва хозяйствующих субъектов, занимающихся инновационной конкурирующих на внутреннем и внешнем рынке 0-3 Возможность реализации комплекса инновационных стратегий для регионов (принимающие, производящие, продающие)
5-4 Наличие множен технологического аа [пока разрозненных) элементов инновационной инфраструктуры и "задела" в регионах 0-4 Возможность развития новых индустрии и формирования конкурентных ниш
3 I 0 & Е 0 3 1 <0 з Е с &1 (и з: Слабые стороны (№] Угрозы (Т)
1VI Отсутствие системной концепции безопасности и единого убъекта ответственности, интгерирующего усилия государства и общества 7-1 Нарастание угроз экологической, продовольственнойи геополитической безопасности на фоне процессов глобализации и глобального изменения климата
Отсутствие политки социальной модернизациина фоне низкого мотивационного потенциала общества и отсутствия политической воли в ОГВ регионов Т-2 Угроза снижения доступности внутренних ресурсов для акторов инновационного развития и потребителей его результатов
Зависимость бюджета страны от "нефтяной иглы" и недостаточность финансов на технологическую модернизацию Т-3 Угроза финансовых и экономических кризисов, инспирированных странами - мировыми лидерами технологического развития
IV-4 Неразвитая инновационная инфраструктура и отсутствие института координации процессов инновационного развития Т-4 Угроза потери конкурентных преимуществ и лидерских позиций по всем технологическим платформам
Матрица решений
Таблица 2
- Придание процессам инновационного (технологического) развития четкой социальной направленности
3. Экономический - (критерий - эффективность)
- Осуществление согласованной политики действий субъектов в рамках кластерного взаимодействия региональных сетей центров технологического развития (ЦТР);
- Ориентирование субъектов региональных экономик на приоритетное развитие новых индустрий (на базе синтеза технологических платформ)
4. Институциональный - (критерий - инфраструктурное развитие) Формирование конкурентных преимуществ РФ на основе кластерной
специализации региональных экономик
Осуществление инновационного прорыва (скачкообразного перехода на новый технологический уклад) на базе единой системы институтов развития
Комплекс мер по решению проблемы технологического отставания и обеспечения инновационного прорыва:
1. Направления и приоритеты внутренних преобразований:
Создание надгосударственного органа (субъекта) ответственности и разработка единой антикризисной Стратегии жизнеобеспечения на долгосрочный период;
Интеграция усилий субъектов (акторов) инновационного развития и приоритезация его на достижение социальных эффектов (выгод);
Разработка единой политики кластерного взаимодействия регионов на прорывных (не нефтяных) направлениях в рамках объединенных технологических платформ и новых индустрий;
Интеграция участников технологического сектора экономики и формирование единого центра технологического девелопмента (ЦТД), определяющего политику модернизации и инновационного прорыва;
2. Меры по преодолению ограничений стратегического развития: Формирование единого межрегионального центра решения проблем глобальной
безопасности, разработка адаптивной стратегии обеспечения безопасности;
Разработка Стратегии социальной модернизации, включающей систему мотивации и контроля исполнения в ОГВ;
- Активизация внутренних источников инвестиций (вкл. складочный капитал) и мобилизация их на развитие новых индустрий, обеспечивающих самодостаточность страны;
Формирование региональных инновационных инфраструктур на базе сетей ЦТР с единым оператором и логистикой процессов технологического развития;
3. Пути и механизмы по реализации потенциальных преимуществ:
- Консолидация усилий государственно-общественных институтов в направлении обеспечения глобальной безопасности государства;
- Проведение политики открытости информации и создания преференций по отношению к внутренним акторам инновационного развития ;
- Интеграция усилий субъектов на прорывных, "нишевых" направлениях технологического развития в региональные сети ЦТР;
Специализация регионов по критерию создания конкурентных преимуществ в нишах технологического развития;
4. Ориентиры и вектора стратегического развития:
Мобилизация и активизация ресурсного потенциала в направлении профилактики рисков и угроз безопасности;
Реализация единой программы действий по ресурсной поддержке стартапов, интегрирующихся на базе технологических платформ;
- Установление межрегиональных связей и общая координация действий субъектов в рамках кластерного взаимодействия;
Создание зон технологического развития на основе новой модели экономики РФ (кластеризация регионов).
Общая стратегическая линия поведения, обеспечивающая успех социально-экономических реформ: реализация мотивационно-мобилизационной стратегии формирования новых индустрий и переход к управлению потенциалами инновационного развития путем единой координации процессов технологического развития.
Очевидно, что комплекс данных решений позволяет выстроить адекватную реакцию на ситуацию и обеспечить повышение эффективности социально-экономических реформ на одном из генеральных направлений - переход экономики страны на новый технологический уклад.
Однако без активизации имеющихся и создания новых институтов развития, являющихся центрами ответственности за результаты этого процесса, данные решения представляются невыполнимы.
Обобщение части решений позволило выделить ключевые направления институциональной реформы:
1) Специализация регионов по критерию создания конкурентных преимуществ в нишах технологического развития;
2) Создание зон технологического развития на основе новой модели экономики РФ (кластеризация регионов);
3) Формирование региональных инновационных инфраструктур на базе сетей ЦТР с единым оператором и логистикой технологического развития;
4) Интеграция участников технологического сектора экономики и формирование единого центра технологического девелопмента, определяющего политику модернизации и инновационного прорыва.
Очевидно, что ключевым вопросом является создание системы операторов инновационного развития.
Проекты создания региональной инновационной инфраструктуры, создания региональных сетей ЦТР и кластерного развития индустрий предусматривает наличие такого рода институтов и включают достаточно проработанные организационно -экономические механизмы.
К основным условиям осуществления инновационного прорыва, прежде всего, можно отнести комплекс экономических, финансовых, правовых и организационных (институциональных) факторов, влияющих на инновационный потенциал каждого региона, состояние его инновационной системы и стиль инновационной политики (рисунок 1).
Рисунок 1 - Условия осуществления инновационного прорыва
Данная политика может быть успешной только при наличии четкой модели будущего, грамотного и эффективного управления инновационного процесса и адекватной текущей ситуации системе стимулирования инновационных процессов (рисунок 2).
СТРАТЕГИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПРОРЫВА У*Четкая модель будущего4-.
В свою очередь, выбор модели будущего для каждого региона и всей страны в целом обусловлен правильным выбором типов реагирования на изменения, и определения экономических и жизненных укладов с учетом региональной специфики (рисунок 3).
ЛР МОБИЛИЗАЦИЯ (сохранение внутренней структуры с изменением характера внешних связей)
а**
Активный
Консервативный
КОНСЕРВАЦИЯ ^ (сохранение внутренней структуры и характера внешних связей)
Вектор развития
МОДИФИКАЦИЯ (изменение внутренней структуры и характера рнешних связей)
Прогрессивный
АДАПТАЦИЯ (изменение внутренней структуры с сохранением характера внешних связей)
Пассивный
Л9С
Ж
Рисунок 3 - Матрица модели типов реагирования на изменения, и определения экономических и жизненных укладов с учетом региональной специфики
Предпосылки трансформации России в развитую страну возможно только путем создания полной технологической цепи научно-технического прогресса внутри страны и обеспечения включенности национальных компаний в состав мировых отраслевых олигополистических группировок в несырьевых отраслях (см. таблицуЗ).
Перечень признаков предпосылки трансформации России в развитую страну
Таблица 3
Признак Описание Примечание
Создание полной технологической цепи научно-технического прогресса Большая часть научных кадров и ИТР получают образование внутри страны. В стране проводятся получающие международное признание фундаментальные НИР. Результаты прикладных НИР систематически внедряются компаниями внутри страны, снижая издержки и/или повышая потребительские свойства продукции. Формирует предпосылки для следования стратегии научно-технического лидерства или динамического наверстывания (с ускоренной адаптацией технологий из-за существования собственной научной базы)
Включение национальных компаний в состав мировых отраслевых олигополистических группировок в несырьевых отраслях Национальные компании участвуют вместе с фирмами из развитых стран в совместном принятии решений по таким видам ограничительной деловой практики, как согласование цен, раздел рынков, борьба с аутсайдерами, создание и поддержание антиконкурентных стандартов. Участие в несырьевых олигополистических группировках невозможно без значительных производственных мощностей, позволяющих поддерживать ценовую стабильность под угрозой демпинга
Для этого необходимо завоевание национальными компаниями монополии на мировых рынках продукции или услуг, поскольку монопольное положение устойчиво
гарантирует высокие прибыли при условии проведения политики защиты доминирующих позиций и в отсутствие фундаментальных научно-технических прорывов.
Очевидно, что без создания в каждом регионе инновационной инфраструктуры, опирающейся на региональную сеть центров технологического развития, без реализации кластерных форм взаимодействия участников данных сетей в расширенной сети выгодоприобретателей, и без повышения связности и координации действий субъектов развития по всей стране, невозможно обеспечить эффект «туннельного перехода» (скачкообразного роста) в экономике, который требуется процессу инновационного развития.
Список литературы
1. Аветисян М.В., Филатов В.В. Современное содержание и концептуальные особенности стратегического менеджмента. Мат.-лы VII Международной научной конференции: «Образование - экономика- право: процессы трансформации и критерии эффективности», секция: «Концептуальные особенности современного менеджмента», М.: МИЭМП, 2011, - с.211-214
2. Карасев М.В., Филатов В.В., Совершенствование стратегического управления инновационными проектами предприятия на основе современных экономико-математических методов в условиях информационной среды и нарастающей глобализации //Научно- практический журнал «Качество. Инновации. Образование» №1, 2013, С.35-50
3. Кобулова А.Б., Дадугин М.В., Филатов В.В. Методика управления стратегическим инвестиционным проектом на основе нечетко- множественной модели принятия решения.// Мат.-лы Международной научно-практической конференции «Инновационная политика хозяйствующего субъекта: цели, проблемы, пути совершенствования»., секция: «Концептуальные особенности современного менеджмента», М.:МВЦ «Крокус- Экспо», РУДН, 2011, с. 315-328
4. Конотопов П.Ю., Куликова Н.В. Методические рекомендации по разработке документов стратегического планирования в области социально-экономического развития. КРАГСУ, Коми. 2012. с. 14-24
5. Конотопов П.Ю. Информационно-аналитическое и модельное обеспечение процессов модернизации. Тезисы доклада, Форум «Матрица модернизации», Москва, 7 июля 2010г.
6. Куликова Н.В. Формирование конкурентных преимуществ в условиях многоукладности мировой экономики и многообразия стратегий инновационного развития. Сборник «Анализ Глобальных Трансформаций Мировой Экономики». Универсальный Экономический Проект». Москва 2008 г. с. 35-38
7. Паластина И.П., Филатов В.В. Стратегическое управление предприятием на основе инновационных проектов. // Материалы I Международная научно-практическая
конференция «Приоритетные научные направления: От теории к практике», Новосибирск, с.180-184, 2012
8. Положенцева И.В., Филатов В.В. Государственные инвестиционные стратегии, ориентированные на создание технопарков в современных условиях экономической нестабильности. // Теоретический и научно- методический журнал «Вестник Университета» № 16, 2012, с.117-122
9. Рукина И.М., Филатов В.В., Роль интеллектуальной собственности и нематериальных активов в управлении инновационной экономикой на современном этапе. //Научно- практический журнал «Качество. Инновации. Образование» №10, 2012, С.29-40, 1.20/ 0.60 п.л.
10. Рукина И.М., Филатов В.В., Роль инновационного управления в развитии экономики знания.// Научно- практический журнал «Качество. Инновации. Образование» №12, 2012, С.2-12
11. Рукина И.М., Филатов В.В. Интеллектуальный капитал как инновационный ресурс экономики знаний // Теоретический и научно- методический журнал «Вестник Университета» № 18, 2012, с.182-193
12. Рукина И.М., Филатов В.В. Государственная инновационная политика как ключевой фактор стратегии технологического прорыва. // Ежегодный сборник научных трудов молодых ученых Института региональных экономических исследований «Проблемы теории и практики реформирования региональной экономики», 2013, С.73-80
13. Филатов В.В., Карасев М.В. Методологические аспекты разработки инновационной стратегии в условиях экономики знаний.// Материалы международной научно-практической конференции «Наука. Теория и практика \ Nauki. Teoria i praktyka». Познань\Poznan, Польша\ Poland: Издательская группа \ Publishing group «Diamond trading tour», 2012, с.61-77
14. Филатов В.В., Карасев М.В. Специфика российских инновационных стратегий в условиях экономики знаний // Материалы международной научно-практической конференции «Перспективы развития науки\ Perspektywy rozwoju nauki» Гданьск \ Gdansk, Польша\ Poland: Издательская группа\ Publishing group «Diamond trading tour», 2012, с.63-81
15. Филатов В.В., Елисеева Т.В. Анализ национальной инновационной системы РФ на основе стратегической концепции социально-экономического развития регионов в условиях современной информационной среды. //Мат.-лы VIII Международной научной конференции «Образование, экономика, право в современном информационном обществе», Часть III. М.: Московский Университет им. С.Ю. Витте, 2012- с.231-238
16. Филатов В.В. Актуальные вопросы управления инновационной деятельностью предпринимательских ассоциаций и стратегических альянсов в условиях нарастающей глобализации. //Научно- практический журнал «Качество. Инновации. Образование» №5, 2012, С.32-41
17. Филатов В.В., Миргородская М.Г., Паластина И.П., Тарасов А.А. Социально-экономические аспекты прогнозирования и стратегического планирования инновационной деятельности современных организаций. // Теоретический и научно-методический журнал «Вестник Университета», № 15, 2012, с.179-186