ЕЯТЕЛЬНОСТИ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ
■ 2004 май РШШШМ
С.Р.АРУТЮНЯН, Г.ФЛОЗОВАЯ, А.Г.СУББОТИН,
Башкирский государственный медицинский университет
Ситуационный анализ
ОРГАНИЗАЦИИ В ПРАВОВОМ ПОЛЕ
Фармацевтический рынок представляет собой одну из наиболее успешно и самостоятельно развивающихся отраслей российской экономики. Важнейшим условием стабилизации и устойчивого роста российской экономики является правовая система, способная обеспечить поддержку и защиту благоприятным тенденциям в отечественной экономике [2].
Предметом регулирования хозяйственного права является хозяйственная деятельность, включающая в себя предпринимательскую, индивидуально-трудовую деятельность, предпринимательскую деятельность некоммерческих организаций и хозяйственную деятельность самого государства и его органов, в том числе государственное регулирование экономики. Хозяйственное право формируется из норм различных отраслей права, преимущественно из таких, как гражданское, административное, экологическое, финансовое, земельное и таможенное, а также из обособленных элементов хозяйственного права, регулирующих хозяйственные правоотношения [1]. Любая фармацевтическая организация является субъектом права, который выстраивает правовые отношения с другими субъектами — фармацевтическими организациями, государством, поставщиками, потребителями и т.д. При взаимодействии фармацевтической организации с юридическими и физическими лицами по поводу каких-либо объектов права (труд, денежные средства, кредиты, материально-техническая база, товарно-материальные ценности) возникают правовые отношения, которые регулируются соответствующими разделами хозяйственного права (см. рисунок). Выполнение требований отдельных законодательных и нормативных документов бывает затруднительным, так как:
« понятия (термины), которые используются в документах, противоре-
чат друг другу, а порой и здравому смыслу;
♦ большинство законов — это законы непрямого действия, а требования многих подзаконных актов искажают их смысл;
♦ требования различных документов не соответствуют друг другу, поскольку в законах содержится множество ссылок на другие акты (правительственные, ведомственные и др.);
Ф противоречивость, бессистемность и непоследовательность многих положений правовых актов, а также наличие в них пробелов затрудняют их понимание и, самое главное, реализацию. С целью выявления проблем при реализации законодательной и нормативно-правовой баз нами был проведен ситуационный анализ деятельности фармацевтических организаций в правовом поле. Исследование проводилось с использованием интервьюирования и анкетирования 18 руководителей фармацевтических организаций Республики Башкортостан из городов Уфа, Стерлитамак, Бирск, Нефтекамск. Из них 61% — руководители организаций с государственной формой собственности (аптек-филиалов ГУП СГПП «Башфармация») и 39% — руководители организаций с негосударственной формой собственности («ЛЕММ», «Фармленд», «Мед Арт», «Ме-димпекс», «Аптека» и т.д.). Интервьюирование руководителей осуществлялось по следующим направлениям:
1. Определение наличия правовой и юридической компетентности руко-
водителей фармацевтических организаций.
2. Изучение системы управления информационными потоками, приоритетности в выборе информационных источников и коммуникационных возможностей фармацевтических организаций.
3. Анализ проблемного поля деятельности фармацевтических организаций.
На первом этапе определение юридической и правовой компетентности руководителей фармацевтических организаций проводилось по вопросам, касающимся наличия в штате юриста, дополнительного юридического образования руководителя, использования услуг нештатного юриста (табл. 1).
В результате исследования было выявлено, что дополнительного юридического образования руководители государственных фармацевтических организаций не имеют, в отличие от 43% руководителей негосударственных фармацевтических организаций.
В штате государственных аптек нет юриста, имеется юрист в ГУП СГПП «Башфармация», услугами которого предпочитают пользоваться 72,8% респондентов. В 57% негосударственных фармацевтических организаций в штате есть юрист, а также 71% всех фармацевтических организаций пользуются услугами юридических консультаций.
Далее нами была установлена частота обращения за юридической консультацией (табл. 2). Большинство государственных фармацевтических организаций обращаются к юристам по необходимости (37,5%), 1 раз в месяц (25%), 40% негосударственных фармацевти-
55
РЕМ£0ииМ 2004 май
МАРКЕТИНГ И МЕНЕДЖМЕНТ
Схема возникновения правовых отношений на фармацевтическом рынке
СУБЪЕКТЫ
( Физические лица )
( Юридические лица)
ОБЪЕКТЫ
( Денежные средства ) ( Кредиты )
( ТМЦ^ ) ( ТРУД ) ( МТБ* )
ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
(Таможенное право ) (Экологическое право ) ( Трудовое право )
([Гражданское право ) ( Земельное право ) ( Административное право )
(Финансовое право и т.д. )
ХОЗЯЙСТВЕННОЕ ПРАВО
* ТМЦ - товарно-материальные ценности, МТБ - материально-техническое обеспечение.
таблица 1| Правовая компетентность руководителей
фармацевтических организаций (ФО)
Вопросы интервью Государственные ФО Негосударственные ФО
да (%) нет (%) да (%) нет (%)
Наличие в штате юриста 0 100 57 43
Наличие дополнительного юридического образования у руководителя 0 100 43 57
Использование услуг внештатного юриста 72,8 27,2 71 29
таблица г| Частота обращения
за юридической помощью
Государст- Негосу-
Частота венные дарствен-
ФО (%) ные ФО (%)
1 раз в 1 месяц 25 0
1 раз в квартал 12,5 20
1 раз в 6 месяцев 25 0
По необходимости 37,5 40
Ежедневно 0 40
Итого: 100 100
таблица з| Анализ очередности
обращения по правовым
вопросам (ранжирование)
Государст- Негосу-
Право венные дарствен-
ФО (%) ные ФО (%)
Трудовое 1 1
Договорное 2 2
Уголовное 5 3
Админист-
ративное 3 2
Гражданское 4 3
ческих организаций прибегают к помощи юриста ежедневно и 40% — по необходимости.
В результате изучения спектра вопросов, интересующих руководителей фармацевтических организаций, нами была установлена очередность обращения по различным областям права. Результаты представлены в таблице 3. Переход к рыночным отношениям привел к увеличению числа партнеров, клиентов, широты товарного ассортимента. В связи с увеличением и изменением объема работы, руководители фармацевтических организаций сталкиваются с необходимостью изучения и использования большого числа новых федеральных и региональных нормативных актов, постановлений, приказов, инструкций, касающихся вопросов фармацевтической деятельности и лекарственного обеспечения.
В связи с этим целью исследования на втором этапе явилось изучение системы управления информационными потоками и коммуникационных возможностей фармацевтических организаций в правовом поле. Выявление источников информации о нормативно-правовой базе показало, что руководители государственных фармацевтических организаций не используют юридическую литературу, а в большинстве случаев получа-
таблица 4| Источники правовой
информации фармацевтических
организаций
Частота Государственные ФО (%) Негосударственные ФО (%)
Фармацевтическая литература 33 27,3
Юридическая литература 0 27,3
Интернет 11 22,7
Вышестоящие организации 56 22,7
Итого: 100 100
56 АНАЛИЗ ПРАВОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФАРМОРГАНИЗАЦИЙ
2004 май ршшиим
таблица б| Предпочтения в использовании источников информации
Наименование источника Государственные ФО Негосударственные ФО
% ранг % ранг
Неспецифическая литература: Ведомости Правительства и Госсобрания РБ, газеты РБ и РФ 15,3 2 16,4 2
Специфическая литература: Новая аптека, Ремедиум, Экономический вестник, Фармацевтический вестник, Информационные технологии в здравоохранении 37 1 27,9 1
Программное обеспечение: «Консультант +», «Гарант» 4,6 5 16,4 2
Интернет 4,6 5 9,8 4
Выставки 10,8 4 8,2 5
Семинары 10,8 4 11,5 3
Курсы повышения квалификации 16,9 3 9,8 4
Итого: 100 100
ют правовую информацию от вышестоящих организаций. Руководители фармацевтических организаций негосударственной формы собственности используют различные виды источников правовой информации (табл. 4). Анализ предпочтений источников правовой информации показал, что в первую очередь используется информация специфической фармацевтической литературы, неспецифической литературы — журналов и газет, публикующих законодательные и нормативные акты РФ и РБ, а также услуги консультационных программ (табл. 5). Для изучения коммуникационных возможностей фармацевтических организаций методом анкетирования экспертам были представлены вопросы, касающиеся оснащенности компьютерами, области их применения и наличия компьютерных программ и сетей. Результаты исследования представлены в таблице 6.
При оценке коммуникационных возможностей фармацевтических организаций мы выяснили, что в фармацевтических организациях государственной формы собственности в основном имеется от 1 до 5 компьютеров (82%), а в фармацевтических организациях негосударственной формы собственности оснащенность компьютерами больше — и составляет от 5 до 10 компьютеров (71%). Программное обеспечение используется в первую очередь для ведения бухгалтерского учета и планирования финансово-хозяйственной деятельности, во вторую — для учета движения товаров, и в последнюю очередь — для учета кадров и рецептуры. Возможно-
таблица б| Коммуникационные возможности фармацевтических организаций
Государственные ФО (%) Негосударственные ФО (%)
Наличие компьютеров (количество)
1-5 82 29
5-10 9 71
Отсутствуют 9 0
Всего: 100 100
Область применения (программное обеспечение)
Бухгалтерский учет и планирование 44 37
Учет кадров 17 21
Учет рецептуры 17 11
Учет движения товара 22 31
Всего: 100 100
Наличие сети
Наличие Интернет-связи 44 50
Наличие локальной сети 19 36
Нет сети 37 14
Всего: 100 100
ТАБЛИЦА 7
Результаты ситуационного пилотажного анализа проблемного поля фармацевтических организаций
Наименование проблемы Государственные ФО (%) Негосударственные ФО (%)
Проблемы, связанные с оформлением 8,1 8,9
договоров и контрактов
Большая кредиторская задолженность ЛПУ за бесплатные и льготные рецепты 15,2 8,9
Отсутствие контроля за выписыванием бесплатных 5,1 6,7
и льготных рецептов
Невыполнение закона о ветеранах и инвалидах 3,1 4,4
Большой список препаратов по бесплатным и льготным рецептам 13,1 6,7
Проблемы субарендаторов 4 1,1
Невыполнение партнерских обязательств 10 8,9
Штрафные санкции 9,1 2,2
Проблемы, связанные с налоговым законодательством 5,1 23,3
Проблемы бухгалтерского учета 14,1 13,3
Проблемы филиалов 3,1 6,7
Проблемы стандартизации и сертификации ЛС 10 8,9
Итого: 100 100
МАРКЕТИНГ И МЕНЕДЖМЕНТ
51
P£M£ÜLIUM 2004 май Ш
таблица г| Структура причин возникновения проблем
фармацевтических организаций в правовом поле
Причина возникновения проблемы Государственные ФО % Негосударственные ФО % Сумма Рейтинг
Отсутствие законодательной и нормативной базы (ЗНБ) 1г,1 14,4 г6,5 5
Противоречивость ЗНБ г0,г 16,7 36,9 3
Незнание ЗНБ 19,г 16,7 35,9 4
Нарушение ЗНБ 19,г г6,7 45,9 г
Частое изменение ЗНБ г9,3 г5,5 54,8 1
Итого: 100 100
сти использования интернет-ресурса есть у 44% фармацевтических организаций государственной формы собственности и у 50% фармацевтических организаций негосударственной формы собственности, локальную информационную сеть имеют 19% и 36% организаций соответственно. Наличие локальной сети, особенно в аптечных сетях коммерческих организаций, ускоряет процесс передачи информации, и как следствие — реализацию и коррекцию деятельности в соответствии с нормативно-правовой базой. По результатам интервьюирования руководителей фармацевтических организаций можно сделать вывод о том, что основными проблемами являются: большая кредиторская задолженность лечебно-профилактических учреждений за бесплатные и льготные рецепты, проблемы ведения бухгалтерского учета, отчетности по налоговому законодательству и договорному праву и, как следствие, невыполнение партнерских обязательств (табл. 7). Выявление причинно-следственных связей «проблема-причина возникновения» проводилось методом анализа сопряженных таблиц. В результате проведенных исследований была установлена зависимость проблем в деятельности руководителей фармацевтических организаций в правовом поле от наиболее часто встречающихся причин возникновения: нарушения и незнания законодательной и нормативной базы субъектами правового поля, отсутствия, противоречивости и частого изменения имеющейся законодательной и нормативной базы (табл. 8). Анализ основных факторов, влияющих на деятельность фармацевтической организации, показал, что основными причинами возникновения проблем в правовом поле является частое изменение законов (54,8%), их нарушение (45,9%) и противоречивость (36,9%).
[ВЫВОДЫ
1. В результате проведенных исследований нами определена степень правовой и юридической компетентности руководителей фармацевтических ор-
ганизаций, частота обращений к юристам и те области права, по которым требуется юридическая консультация. 2. Изучены системы управления информационными потоками и установлена приоритетность в выборе информационных источников о законодательной и нормативно-правовой базе, а также проведен анализ коммуникационных возможностей фармацевтических организаций.
3. Проведен ситуационный пилотажный анализ деятельности фармацевтических организаций в правовом поле и выявлены причинно-следственные связи между проблемами и факторами, влияющими на их возникновение.
Ф
Список использованной литературы Вы можете запросить в редакции.
ВЕЧЕРИНКА С SICO®
Компания «Болеар Медика» провела акцию, посвященную своей продукции — презервативам Sico®. Вечеринка прошла в клубе «Зона», где при непосредственном участии и поддержке брэнда Sico® состоялось единственное выступление специально приглашенного ди-джея из Франции — David Vendetta. Треки Vendetta уже успели стать хитами во многих столицах мира (Centro-FLy в Нью-Йорке, Pacha в «Испании, Stars'n Bars в Монако...). Соб инф
«НИЖФАРМ» В ПРИБАЛТИКЕ
Компания «Нижфарм» объявила об открытии в Риге (Латвия) представительства «Нижфарм-Балтия». В начале мая представительство прошло процедуру официальной регистрации и приступило к деятельности на фармацевтическом рынке стран Балтии. Первоочередная задача «Нижфарм-Балтия» — облегчить и ускорить процедуру регистрации препаратов компании в странах Прибалтики. «Доля экспорта в страны Балтии не так высока, тем не менее, наше присутствие в этом регионе стратегически важно для развития компании, поскольку укрепление наших позиций на территории новых членов ЕС — первый шаг для выхода и экспансии на рынки других европейских государств», — прокомментировал открытие представительства генеральный директор «Нижфарм» А.Младенцев. На должность директора представительства назначена Л.Гаранина, ранее занимавшая должность представителя компании «Нижфарм» в Латвии. Среди зарубежных представительств «Нижфарм-Балтия» — третье представительство после открытия «Нижфарм-Казахстан» (апрель 2004 г.) и «Нижфарм-Украина» (июль 2002 г.).
Соб. инф.
PFIZER ПРОДАЕТ ЗАВОД
Фармацевтическая компания Pf'zer объявила о том, что она собирается продать британской компании GaLen Holdings PLC свой фармацевтический завод в Пуэрто-Рико. Стоимость сделки не разглашается. В соответствии с соглашением, новый владелец будет продолжать производство лекарств Pf'zer на этом заводе до тех пор, пока оно не будет переведено в другое место.