Ab uno disce omnes.
По одному узнай все или всех.
тренды
ФОРВАРДЫ ФАРМРЫНКА
►
ЗАРУБЕЖНЫЕ ФАРМРЫНКИ
►
• Между бизнесом и властью: аптечные ассоциации
• Процессы R&D в странах Европы
Ирина ШИРОКОВА, «Ремедиум»
Между бизнесом и властью:
АПТЕЧНЫЕ АССОЦИАЦИИ
Первые ассоциации на российском фармацевтическом рынке появились в начале 90-х годов прошлого столетия. Объединяясь, субъекты рынка надеются эффективнее защитить свои интересы. С развитием российского фармацевтического рынка задачи отраслевых ассоциаций, лоббирующих интересы своих участников, становятся все значительнее: сегодня они стремятся играть активную роль в диалоге бизнеса и власти.
Ключевые слова: ассоциации, объединения, аптеки, лоббирование, саморегулирование, законотворчество
ОНИ БЫЛИ ПЕРВЫМИ
В контексте мирового фармацевтического рынка, российские фармацевтические ассоциации сравнительно молоды. Так, например, в США первая профессиональная фармацевтическая ассоциация — Национальная ассоциация фармацевтов ^СРА) была основана еще в 1898 г.
В современной России старейшей фармацевтической ассоциацией является Российская фармацевтическая ассоциация («Росфарма»), образованная в 1993 г. по инициативе и при непосредственном участии фармацевтических работников. С первых дней своей деятельности Ассоциация весьма активно повела себя на рынке и через несколько лет приобрела статус организации федерального уровня, открыв отделения в 59 регионах России с общей численностью членов около 10 тыс. человек. Главным приоритетом в ее работе явились разработка и совершенствование нормативноправовой базы по оказанию лекарственной помощи населению и деятельности фармацевтической службы. «Росфарма» принимала участие в подготовке и обсуждении проектов федеральных законов: «О лекарственных средствах»; «О наркотических средствах и психотропных веществах»; дополнений к Законам «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»; «О введении в действие ч. 2 Налогового кодекса РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ о
налогах», а также других нормативных документов.
В том же году корпорацией «Биотэк» была создана ассоциация защиты прав фармацевтических организаций и потребителей ЛС «ФармАсК», объединившая ведущие фармацевтические организации («Роста», «СИА Интер-нейшнл», «ЦВ ПРОТЕК», «Шрея Корпо-рэйшнл», «Интерлизинг-Фарм» и т.д.). Среди поставленных перед ассоциацией задач — защита прав потребителей ЛС и прав торгующих организаций — росовестных участников рынка,
противодействие появлению на российском фармацевтическом рынке некачественной фармацевтической продукции, борьба с недобросовестной конкуренцией.
В феврале 1997 г. на фармацевтическом рынке появилась ассоциация «Фарм-рос», учрежденная крупными московскими и региональными дистрибьюторами, нацеленными на развитие цивилизованного, эффективного и стабильного бизнеса. Ас-
Key words: unions, associations, pharmacies, support, self regulation, lawmaking
Pharmacy unions take a special place in the variety of specialized associations in the Russian pharmaceutical market. Despite challenges they are facing in support of their members’ interests, their voice sounds louder and louder in response to the government; and the outcome of their activities is visible.
Irina SHIROKOVA, Remedium. BETWEEN BUSINESS AND GOVERNMENT: PHARMACY UNIONS.
✓
социация сконцентрировала свое внимание на лицензировании и контролировании работы дистрибьюторов, координировании снабжения лекарствами регионов и т.д.
Сложная ситуация в начале 2000 г. в фармацевтической отрасли (в т.ч. в связи с введением ч. 2 Налогового кодекса РФ и отменой ряда мер государственной поддержки) дала новый импульс к созданию корпоративных объединений в отрасли. Объединяясь, предприятия, особенно мелкие, надеялись на поддержку при участии в тендерах, посреднические услуги при выходе на партнеров и госструктуры, оперативное информирование о недобросовестных участниках рынка, рекламноинформационную поддержку и т.д. Участие в ассоциациях позволяло им напрямую или через ее исполнительные органы разрешать споры и конфликты с партнерами и между собой, зарекомендовать себя цивилизованным участником рынка.
В мае 2000 г. была создана — Ассоциация фармацевтических предприятий (АФП), одним из учредителей которой выступила компания «СИА Ин-тернейшнл». Наряду с «СИА Интер-нейшнл» в Ассоциацию также вошли аптечные предприятия Москвы, Московской области, С.-Петербурга, Уфы, Волгограда, Орла, компа-
МЕЖДУ БИЗНЕСОМ И ВЛАСТЬЮ: АПТЕЧНЫЕ АССОЦИАЦИИ
ния «Интерлизинг«, Скопинский фармацевтический завод. Ассоциация поставила своей задачей совершенствование структуры товаропроводящей системы фармацевтического рынка, защиту интересов своих членов, увеличение конкурентоспособности аптечных предприятий российского фармацевтического рынка.
16 марта 2001 г. по инициативе аптек Москвы и Московской области была образована Ассоциация аптечных учреждений (ААУ) «СоюзФарма». В то время в ее рядах состояла 31 аптека (40 розничных точек) из двух регионов: Москвы и Московской области. Необходимость создания Ассоциации была вызвана прежде всего усилением конкуренции в розничном звене фармацевтического рынка, главным образом за счет развития аптечных сетей. «Союз-Фарма» объединила единичные аптеки, которые, входя в Ассоциацию, сохраняли свою юридическую и экономическую самостоятельность. Ассоциация проводила юридические консультации и осуществляла правовую поддержку деятельности аптек, была создана единая справочная служба аптек Ассоциации — Фармсправка «СоюзФарма», которая предоставляла населению информацию о наличии и стоимости лекарств. В 2003 г. стартовала Программа регионального развития.
2002 г. ознаменовался появлением на российском фармацевтическом рынке сразу нескольких ассоциаций. Так, в январе 2002 г. для объединения усилий разрозненных фармацевтических организаций, всех секторов фармацевтического рынка на федеральном уровне была создана Общерегиональная фармацевтическая лига (ОФЛ), учредителями которой выступили Консультационно-аналитический центр по вопросам контроля качества ЛС и изделий медицинского назначения, Информационно-методический центр по экспертизе, анализу и маркетингу, Центр сертификации Минздрава России. К ноябрю 2002 г. в Лигу вступило свыше тысячи юридических лиц из 85 областей и краев РФ. В ОФЛ вошли крупные предприятия по производству ЛС, аптеки различных форм собственности, многие общественные региональные организации.
В августе 2003 г. была создана первая некоммерческая профессиональная организация, объединившая аптечные сети, — Российская ассоциация аптечных сетей (РААС). В то время в нее вошли около 20 аптечных сетей. Участники Ассоциации объединились в рамках единой некоммерческой организации для координации предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих профессиональных интересов в фармацевтической отрасли.
• АССОЦИАЦИИ КАК РЕАЛЬНАЯ СИЛА ФАРМОТРАСЛИ
Опыт первых бизнес-объединений на отечественном фармацевтическом рынке показал, что при профессиональной и грамотной работе ассоциаций преимущества, получаемые их членами, могут быть весьма существенными. Сегодня интересы аптечной розницы активно защищают три аптечные ассоциации — «СоюзФарма», РААС и «Аптечная гильдия».
ААУ «СоюзФарма» насчитывает в своих рядах 346 юридических лиц (2,075 тыс. розничных аптечных организаций) из 26 субъектов РФ. По словам Дмитрия Целоусова, исполнительного директора ААУ «СоюзФарма», главными задачами ААУ «СоюзФарма» были и остаются представление и защита интересов аптек — членов Ассоциации. Одним из первых шагов Ассоциации стали разработка и принятие Корпоративного кодекса профессиональной этики членов ААУ «СоюзФарма». Он основывается на признании аптечными организациями своей ответственности перед потребителями, коллегами по деятельности в области здравоохранения, обществом в целом.
Важной функцией ААУ «СоюзФарма» является ее участие в законотворчестве. На этапе подготовки Федерального закона «Об обращении лекарственных средств», нормативных документов, касающихся ассортимента аптек, Ассоциация делала конкретные предложения, многие из которых впоследствии были учтены законодателями.
В прошлом году большая работа проводилась на этапе формирования в регионах розничных торговых надбавок на
ЛС. Являясь членом Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России», «СоюзФарма» приняла участие во Всероссийской акции по снижению размера страховых взносов (участвовали аптеки в Москве и регионах). Ассоциация внесла также предложения в проект Закона «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации», дополнив ст. 71 («медицинские и фармацевтические некоммерческие организации») полномочиями по регулированию профессиональной деятельности (саморегулирование), а также принципиально важным положением о праве НКО на обращение в суды с заявлениями и исками в защиту прав и законных интересов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, занимающихся медицинской и/или фармацевтической деятельностью. Признанием фармацевтического сообщества пользуются организуемые Ассоциацией региональные конференции. Благодаря участию в них представителей органов власти, в диалоге с аудиторией удается получить необходимые разъяснения к принятым документам, а также практические рекомендации. «Несмотря на непростые для аптек времена, связанные со значительным увеличением налогового бремени, активная общественная деятельность остается нашим приоритетом, тем более что государством сделаны серьезные заявки на реформирование системы здравоохранения, развитие фармацевтической промышленности, — подчеркивает Нина Ривес. — Поэтому одной из важнейших своих задач мы считаем выстраивание конструктивных взаимоотношений с государственными структурами, формирующими программы, конкретные нормативные документы и осуществляющими контрольно-надзорные функции. Это удается сделать на региональном уровне, но не всегда получается на федеральном. Не на все письма мы получаем ответы, да и те зачастую носят формальный характер. Есть у нас и свои внутренние проблемы, в первую очередь, это недостаточная оперативность получения обратной связи от наших аптек при обсуждении профессиональных вопросов. И, конечно же, хотелось бы большей
ТРЕНДЫ. ФОРВАРДЫ ФАРМРЫНКА
активности и предложений от всех наших участников. Добиться этого в условиях территориальной удаленности аптек довольно сложно, но на помощь приходят новые технологии. В октябре мы впервые провели ряд региональных конференций в режиме on-line. Эта форма понравилась участникам. Теперь, снабдив руководителей наших региональных представительств соответствующей техникой, мы надеемся всегда оперативно быть в курсе происходящих событий и транслировать положительный опыт всем участникам».
Весьма активно защищает интересы аптек и созданная спустя около 2,5 лет после образования ААУ «СоюзФарма» Российская ассоциация аптечных сетей (РААС). По состоянию на октябрь 2011 г. она включает 150 юридических лиц. Это около 3 тыс. аптечных организаций государственной, муниципальной и частной форм собственности, работающих в более чем 250 городах 43 субъектов РФ. Консолидированный оборот членов РААС составляет более 50 млрд. руб.
Ассоциацией регулярно проводится экспертиза проектов нормативных актов, готовятся предложения как в действующие законодательные акты, приказы и другие документы, регламентирующие деятельность аптек, так и на их проектных стадиях. Среди достигнутых результатов — расширенный аптечный ассортимент, закрепленный на федеральном уровне (Закон №б1-ФЗ «Об обращении лекарственных средств»); новый минимальный ассортимент и регулирование цен исключительно на ЛС, входящие в Перечень ЖНВЛП (до сентября 2010 г. регулировался практически весь ассортимент). Значительные усилия РААС были направлены на сохранение косметики в ассортименте аптек. Их результатом стало внесение поправки в Закон №б1-ФЗ (до вступления его в силу), сохранившие в ассортименте аптек косметические и парфюмерные средства. Совместно с другими участниками рынка РААС удалось доказать необходимость сохранения процедуры лицензирования розничной деятельности, которую планировалось заменить на уведомительный порядок начала осуществления фармацевтической деятельности. По словам Нелли Игна-
тьевой, исполнительного директора РААС, во многом благодаря Ассоциации аптеки получили возможность применения специального налогового режима ЕНВД (единого налога на вмененный доход) в 2009—2010 гг. На протяжении последних 2-х лет РААС отстаивает и доказывает необходимость применения льготных ставок страховых взносов в государственные внебюджетные фонды для аптечных организаций страны. «В ближайшее время ставка тарифных взносов для аптечных организаций, применяющих ЕНВД, будет снижена», — делится хорошей для аптек новостью Нелли Игнатьева. В РААС считают это своей пусть маленькой, но победой: аптеки, хотя и не все, но выделены в отдельную категорию плательщиков страховых взносов. Работа РААС по данному вопросу и множеству других продолжается.
За прошедшие годы РААС превратилась в авторитетного участника российского фармацевтического рынка. Ассоциация является членом Торгово-промышленной палаты РФ, Российского союза промышленников и предпринимателей, Российско-французского бизнес-клуба. В 2004 и 2009 гг. РААС становилась призером Открытого конкурса профессионалов фармацевтической отрасли «Платиновая Унция». По итогам 2004 и 2005 гг. заняла второе место в рейтинге наиболее влиятельных общественных организаций на фармацевтическом рынке РФ. РААС представлена в экспертных советах и комитетах федеральных и региональных органов законодательной и исполнительной власти.
Самой молодой ассоциацией, громко заявившей о себе на российском фармацевтическом рынке, является НП «Аптечная гильдия» — Некоммерческое партнерство содействия развитию аптечной отрасли, созданное в ноябре 2009 г. по инициативе 6 аптечных сетей («Ригла», «Вита» (Самара), «Фармленд» (Уфа), «Аптека «Авиценна» (Иркутск), «Мир здоровья» (Якутск), «Фора-Фарм Инвест» (Москва)).
Миссия «Аптечной гильдии» имеет глубокую социальную направленность: «Решение отраслевых проблем и разработка ключевых требований профессиональной деятельности, образующих са-
морегулирующуюся систему, которая обеспечивает высококачественной лекарственной помощью потребителей». В сегодняшнем составе «Аптечной гильдии» 27 участников — аптеки и аптечные сети различных форм собственности: частные, государственные и муниципальные, работающие в разных регионах России. Среди новичков — Сахалинское отделение Российской фармацевтической ассоциации, принятое в состав Гильдии 20 октября. По мнению Елены Неволиной, исполнительного директора НП «Аптечная гильдия», проблемы у членов «Аптечной Гильдии» одинаковые, и, соответственно, позиции по основополагающим вопросам тоже. Основной задачей «Аптечной гильдии» является консолидация фармацевтического предпринимательского сообщества. «Это жизненно необходимо для того, чтобы успешно вести диалог с государством по общим вопросам, из которых слагаются отдельные нужды экономических единиц в каждом регионе», — подчеркивает Елена Неволина.
В последнее время при активном участии «Аптечной гильдии» был решен целый ряд серьезных задач. В частности, был пересмотрен перечень минимального ассортимента лекарственных препаратов. Для этого «Аптечная гильдия» обратилась в профильные ведомства и ФАС. Минздравсоцразвития частично учло замечания экспертов. И теперь, согласно проекту нового приказа, аптека не должна иметь в наличии все лекарственные формы. «Сегодня «Аптечная гильдия» намерена продолжать диалог по корректировке перечня, чтобы вывести из него как непосильно дорогие для ряда аптечных учреждений позиции, так и препараты, в терапевтической эффективности которых провизоры не уверены», — комментирует ситуацию Елена Неволина.
Большая работа была проведена Гильдией и по получению от регуляторных органов разъяснений по положениям нормативно-правовых документов. После того как законодательные межотраслевые акты выходили в свет, разъяснительные мероприятия проводились для представителей аптечной розницы. Так, например, Гильдия получила и ознакомила своих членов с мнением
МЕЖДУ БИЗНЕСОМ И ВЛАСТЬЮ: АПТЕЧНЫЕ АССОЦИАЦИИ
Минздравсоцразвития относительно возможности продавать в аптеках предметы медицинской техники (в Законе «Об обращении лекарственных средств» эта товарная категория не упомянута). В своем письме Минздравсоц-развития указало, что в соответствии с ПП РФ №55 аптеки все-таки могут продавать медицинскую технику, поскольку она в указанном постановлении является составной частью понятия «изделия медицинского назначения». Кроме того, «Аптечная гильдия» неоднократно вносила предложения о расширении перечня возможных для реализации в аптеках товаров без ущерба для основной деятельности. Однако до настоящего времени соответствующие предложения не были предметом рассмотрения.
Одна из первостепенных задач, которые сегодня решает «Аптечная гильдия», — снижение налоговой нагрузки на аптеки (в этом году, после усиления госрегулирования, многие из них показали отрицательную рентабельность, а некоторые разорились). Она также пытается привлечь внимание государственных органов к целому ряду волнующих аптеки вопросов. Среди них — обязанность аптек круглогодично поддерживать ассортимент препаратов, многие из которых имеют сезонный спрос. Другой вопрос связан с реализацией в аптеках некоторых групп лекарственных препаратов (сильнодействующих и подлежащих предметно-количественному учету), затраты на хранение которых в 15 раз превышают прибыль, получаемую аптекой при их отпуске. Проблемой для аптек являются и установленное законодательством регулярное повышение квалификации сотрудников, поскольку эти затраты ложатся на плечи работодателя наряду с оплатой аренды, коммунальных услуг, страховых взносов и дополнительных затрат в зависимости от специфики аптеки.
«Мы будем и дальше работать над тем, чтобы государственные деятели поняли, что если аптека сегодня оказалась «выброшена» в рыночные условия, то обвинять ее в том, что она занимается торговой деятельностью, а не решает социальные вопросы, просто глупо, — говорит Елена Неволина. — Решение
социальных вопросов требует материальных ресурсов, которые аптека должна заработать за счет торговой деятельности. Должен соблюдаться баланс интересов». Она также называет главную проблему, с которой «Аптечная Гильдия» сталкивается в своей работе, — отсутствие полноценной обратной связи с отраслевым министерством. Вторая, с ее точки зрения, проблема заключается в инертности самих участников отрасли.
«Аптеки стремятся говорить с властью, сообщать о своих проблемах и возможностях их решения, — констатирует Елена Неволина. — Но для этого профессиональное сообщество должно быть организовано. На сегодняшний день власть видит, что у нас нет такого организованного сообщест-
ва, способного к саморегулированию, с которым можно вступать в диалог, которое готово нести ответственность, в т.ч. перед обществом. В то же время очевидно стремление власти передать полномочия и ответственность на места. Сегодня федеральная власть с удовольствием поделится этой ответственностью не только с местной администрацией, но и с профессионалами аптечного рынка. Но для этого мы должны показать, что можем самоорганизоваться, вырабатывать и соблюдать профессиональные стандарты деятельности. На мой взгляд, это единственный выход и перспектива нашего развития. Если же говорить о текущей ситуации в фармацевтической рознице, то пока, к сожалению, я вижу здесь очень слабое лобби».
• ОСОБЕННОСТИ
ДИСТРИБЬЮТОРСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
В отличие от розничного сегмента, в дистрибьюторском секторе так и не сло-
жилось ассоциации, которая упорно и последовательно лоббировала бы интересы фармацевтических оптовиков, хотя такие попытки и делались. «Дистрибьюторам сложно создать свою моноассоциацию, поскольку в нашей стране эти игроки больше чем просто дистрибьюторы, и их услуги не ограничиваются логистикой, — считает Давид Мелик-Гусейнов, директор аналитической компании Segedim Strategic Data. — Они одновременно являются и логистическими операторами, и маркетинговыми структурами. Российским фармацевтическим дистрибьюторам сложно сконцентрироваться на каких-то узких задачах, поэтому они зачастую находятся в одной ассоциации с производителями ЛС и/или аптеками. В то же время некоторые фармацевтические дистрибьюторы являются членами ассоциации логистических операторов, созданной и функционирующей на межотраслевом уровне».
По мнению ряда экспертов, наиболее полно дистрибьюторы представлены в Союзе профессиональных фармацевтических организаций (СПФО), союз объединяет 41 участника, на долю которых приходится свыше 50% общего объема ЛС, обращающихся на рынке РФ.
За 30 лет развития фармацевтического рынка России процессы консолидации его субъектов, их объединения в профильные ассоциации и союзы по интересам происходили непрерывно. Некоторые из созданных объединений сошли со сцены, решив сиюминутные задачи. Другие развивались вместе с рынком и выросли в серьезную силу, способную достойно представлять своих участников. В последние годы аптечные ассоциации стали играть все более заметную роль на российском фармацевтическом рынке. И даже если им не всегда удается добиться успеха в деле защиты предпринимательских интересов аптечных организаций, все же их активность приносит реальные плоды.
Ф