А. А. Андреев, В. С. Россадюк, С. М. Струганов ИННОВАЦИОННЫЕ ВЗГЛЯДЫ НА ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНЫХ КАЧЕСТВ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И СОТРУДНИКОВ СИЛОВЫХ ВЕДОМСТВ
В статье поднимается вопрос внедрения приёмов из арсенала рукопашного боя в образовательную деятельность курсантов и слушателей силовых ведомств. О необходимости проведения регулярных занятий в рамках физической подготовки среди сотрудников силовых ведомств, для повышения профессионально-прикладных качеств и совершенствования умений и навыков ведения противоборства с противником в процессе выполнения оперативно-служебных и служебно-боевых задач в профессиональной деятельности.
Ключевые слова: рукопашный бой, методика обучения, профессионально-прикладные качества, служебная деятельность, оперативно-служебные и служебно-боевые задачи, сотрудники силовых ведомств, курсанты и слушатели, боевые приёмы борьбы, образовательные организации силовых ведомств.
A. A. Andreev, V. S. Rossadiyk, S. M. Struganov INNOVATIVE VIEWS OF INCREASE OF PROFESSIONAL AND APPLIED QUALITIES OF CADETS AND LISTENERS OF THE EDUCATIONAL ORGANIZATIONS AND STAFF OF POWER DEPARTMENTS
In article the question of introduction of receptions from an arsenal of hand-to-hand fight in educational activity of cadets and listeners of power departments is brought up. About need of carrying out regular trainings within physical preparation among the staff of power departments, for increase of professional and applied qualities and improvement of skills of maintaining an antagonism with the opponent in the course of performance of quick and office and office and fighting tasks in professional activity.
Keywords: hand-to-hand fight, training technique, professional and applied qualities, office activity, quick and office and office and fighting tasks, staff of power departments, cadets and listeners, fighting methods of fight, educational organizations of power departments.
Актуальные вопросы совершенствования содержания, организации и методического обеспечения образовательного процесса в системе подготовки кадров для правоохранительных органов
Профессиональная деятельность сотрудников силовых ведомств при выполнении ими оперативно-служебных или служебно-боевых задач зачастую связана с применением физической силы, где в обязательном порядке присутствуют двигательные действия боевых приёмов борьбы [3]. Поэтому роль физической подготовки, занятия боевыми приёмами борьбы и изучение различных видов единоборств в профессиональной жизни сотрудников силовых ведомств имеет большое значение. В ходе проведения занятий по физической подготовке сотрудники постоянно совершенствуют свои профессиональные умения и навыки, необходимые им при выполнении служебных обязанностей, которые постоянно связаны с экстремальными ситуациями. Для того чтобы преодолеть это, он должен обязательно обладать такими качествами, как смелость, решительность, инициатива, находчивость, и многие другие, необходимые для мгновенного принятия правильных действий при решении оперативно-служебных и служебно-боевых задач [5. С. 156]. Одним из средств воспитания этих качеств является рукопашный бой. Данный вид единоборства практикуется не только в силовых ведомствах России, но и во многих других зарубежных странах: США, Франции, Германии, Израиле, Китае, Южной Корее и др.
Рукопашный бой является одним из многих видов единоборств, который активно и с успехом ис-
пользуется в программе дисциплины «Физическая подготовка» при формировании у курсантов и слушателей образовательных организаций силовых ведомств умений и навыков двигательных действий выполнения боевых приёмов борьбы. В ходе обучения данный вид единоборства помогает не только приобрести умения и навыки ведения рукопашного боя с противником, а также совершенствовать физические и морально-волевые качества, техническую, тактическую и психологическую устойчивость к воздействиям неблагоприятных факторов [2. С. 4].
Основу рукопашного боя составляют приёмы, заимствованные из многих единоборств самбо, дзюдо, бокс, кикбоксинг, фехтование, армейский рукопашный бой (АРМ) и др. Поэтому рукопашный бой располагает большим арсеналом разнообразных приёмов, двигательных действий, техникой и тактикой их применения. Эта универсальность даёт возможность в процессе проведения занятий формировать и совершенствовать все основные системы и функции организма занимающегося, помогающие впоследствии успешно выполнять оперативно-служебные и служебно-боевые задачи в процессе профессиональной деятельности.
Арсенал, техническая и тактическая подготовка рукопашного боя, составляющие комплексы приёмов, соответствуют цели, специфике, служебной и боевой деятельности сотрудников силовых ве-
Актуальные вопросы совершенствования содержания, организации и методического обеспечения образовательного процесса в системе подготовки кадров для правоохранительных органов
домств, которые объединяются и ёмы с оружием и подручными сред-классифицируются в три большие ствами, приёмы без оружия (рис. 1). группы: приёмы обеспечения, при-
Приёмы обеспечения
Изготовки к бою
Передвижения
Захваты и выведения из равновесия
Приёмы самостраховки
Приёмы задержания и сопровождения
ПРИЕМЫ РУКОПАШНОГО БОЯ
Приёмы с оружием и подручными
средствами
Приёмы боя автоматом
Приёмы боя ножом
Приёмы боя пехотной лопатой
Приёмы боя с подручными средствами
Специальные приёмы
Приёмы без оружия
Приёмы боя руками и ногами
Болевые и удушающие _приёмы_
Броски
Приёмы обезоруживания противника
Приёмы освобождения от захватов и обхватов
Специальные приёмы
Рис. 1. Классификация приёмов рукопашного боя
Очень большую популярность приёмы рукопашного боя приобрели в Вооружённых силах Российской Федерации, т. к. в отличие от сотрудников правоохранительных органов главной целью военнослужащих в борьбе с противником является уничтожение сил противника любыми средствами, что очень присуще данному виду единоборства, а не их задержание. Практические за-
дачи здесь решаются при помощи различных средств и многообразных действий, являющиеся структурными компонентами деятельности бойцов. А содержанием этих двигательных действий является восприятие ситуации, умственное решение задачи и психомоторная её реализация, представляющие комплексную деятельность бойцов, которые требуют перцептивных, ин-
Актуальные вопросы совершенствования содержания, организации и методического обеспечения образовательного процесса в системе подготовки кадров для правоохранительных органов
теллектуальных и психомоторных способностей, проявляющиеся в знаниях, умениях и навыках с максимальным использованием физических качеств занимающихся [4. С. 10]. Поэтому методика действий
рукопашного боя представляет собой следующий алгоритм проведения поединка, который состоит из подготовительных, атакующих и оборонительных действий (рис. 2).
АЛГОРИТМ ВЕДЕНИЯ РУКОПАШНОГО БОЯ
1 г
Подготовительные действия Атакующие действия Оборонительные действия
1 г
Разведка Атаки Защитные действия
Маскировка Контратаки Ответные действия (атаки)
Маневрирование Групповое нападение Действия при отражении группового нападения
Рис. 2. Алгоритм двигательных действий при ведении рукопашного боя
Учебно-тренировочный процесс в рукопашном бое у сотрудников силовых ведомств следует всегда планировать и исходить из того, какие оперативно-служебные или служебно-боевые задачи в своей профессиональной деятельности они должны выполнять, а также учитывать их уровень подготовленности. Поэтому, формирование двигательных умений и навыков учитывая различные принципы обучения и физического воспитания, делится на четыре этапа подготовки (табл. 1), в процессе которых решаются следующие цели и задачи:
- во время первого (базового) этапа подготовки или на первом курсе обучения формируются базовые умения основных двигательных действий;
- на втором (первый обучающий) этапе подготовки или на втором курсе обучения происходит ознакомление, приобретение первичных умений и обучение приёмам и двигательным действиями в стандартных условиях на несопротив-ляющемся противнике (партнёре);
- третий (второй обучающий) этап подготовки или на третьем курсе обучения продолжается фор-
Актуальные вопросы совершенствования 3(78) 2016
содержания, организации и методического обеспечения образовательного процесса в системе подготовки кадров для правоохранительных органов
мирование и закрепление умений и приобретение определённого навыка (автоматизации действий), который позволяет выполнять двигательные действия, не акцентируя внимания на отдельных элементах приёма, а также выполнять и использовать его при сбивающих факторах или с небольшим сопротивлением противника (партнёра);
- целью четвёртого (совершенствование) этапа подготовки или на четвёртом курсе обучения заключается в тактической подго-
товке, т. е. в выборе тактики боя с противником и тактических тонкостей ведения поединка, а также формировании морально-волевых качеств и психологической устойчивости, которая реализуется при выполнении двигательных действий при полном контакте и сопротивлении противника (партнёра). На данном этапе обучения используются такие средства обучения как спарринг, выполнение упражнения при полном контакте, соревновательный метод и т. д.
Таблица 1
Соотношение принципов обучения и воспитания с основными компонентами подготовки к рукопашному бою
Основные компоненты и условия обучения и воспитания Принципы обучения и воспитания
Обучение Учить сознательности, активности и самостоятельности; наглядности, систематичности и последовательности; единству обучения и развития; анализу-синтезу движений
Воспитание Связи воспитания с жизнью, с требованиями профессиональной подготовки; воспитание в процессе служебной деятельности, в коллективе и через коллектив, индивидуального и дифференцированного подхода к воспитуемым, опоры на положительное в деятельности; сочетание требовательности к воспитуемым с уважением их личного достоинства и заботой о них
Развитие Постепенное повышение нагрузки на организм и её варьирование
Построение занятий Структура занятий, учёт, регулирование и варьирование сопутствующих условий; учёт особенностей и состояния занимающихся
Результат обучения Самоконтроль контроль в процессе выполнения физических упражнений
Анализируя методику учебно-тренировочных занятий и разучивание приёмов рукопашного боя с
российскими курсантами и слушателями, нами были замечены также некоторые особенности и при обу-
Актуальные вопросы совершенствования содержания, организации и методического обеспечения образовательного процесса в системе подготовки кадров для правоохранительных органов
чении слушателей и сотрудников армий дружественных государств (специального факультета). В первую очередь это связано с недостаточным знанием ими русского языка и национальных особенностей, которые выражаются в культурных, эмоциональных и других качествах курсантов. Поэтому нами была использована методика выполнения упражнений под счёт, которая также может эффективно применяться и при разучивании приёмов с российскими курсантами и слушателями.
Особенность этой методики обучения заключается в выполнении комплекса приёмов рукопашного боя на восемь счетов. Данная методика с успехом используется программах и при организации подготовки личного состава армии США на занятиях по рукопашному бою, где в основу техники различных приёмов заложено два критерия:
1) простота, где приёмы содержат не более трёх двигательных действий;
2) естественность, заключающаяся в естественности движений и поз, которые непроизвольно принимает человек в момент опасности [1 . С. 262].
Проанализировав методику обучения «Комплекса рукопашного на восемь счетов», которая применяется в частях морской пехоты США во время проведения занятий
по рукопашному бою, мы пришли к выводу — внедрение изучения приёмов на четыре счёта является эффективнее для формирования умений и навыков курсантов и слушателей к штыковой схватки в обстановке, приближенной к реальным условиям [1. С. 262]. Исходя из вышесказанного, предлагаем несколько рекомендаций для обучения:
1) боевую стойку принимать не с шагом вперёд, а с небольшим прыжком на месте (расположение ног вперёд и назад на произвольное расстояние, и в стороны, на ширину плеч), которая позволяет выбрать оптимальное расстояние от впереди стоящего «воображаемого» противника;
2) обучение комплексов приёмов проводить не на восемь счетов, а на четыре счёта, что способствует меньшей расчленённости изучаемого приёма;
3) разучивание комплекса приёмов необходимо выполнять «слитно», а не использовать метод разучивания «по частям», т. к. при данном способе закрепляются «отрицательные» умения и навыки выполнения боевых приёмов борьбы с остановками;
4) при выполнении комплекса необходимо чёткое выполнение отдельных приёмов (отбив, удары, уколы штыком), а не пустые отмахивания руками, ногами или оружием;
Актуальные вопросы совершенствования содержания, организации и методического обеспечения образовательного процесса в системе подготовки кадров для правоохранительных органов
5) команды для начала выполнения приёмов подавать звуковым сигналом (свистком), это приближает обучение к боевой обстановке и сокращает время обучения;
6) место для проведения необходимо выбирать в лесозоне или на берегу какого-нибудь водоёма, это позволяет лучше сосредоточивать внимание обучаемых;
7) во время учебно-тренировочного процесса использовать соревновательный метод, проводить «спарринг» и т. д., что позволяет приблизить обстановку к реальным условиям боя.
Данный метод обучения морских пехотинцев США приёмам рукопашного боя регламентирован полевым уставом FM 21-150, в котором он получил название «инстинктивного метода» [6]. Данный метод основан на том, что в период обучения военнослужащий должен находиться в экстремальных условиях существования, т. к. по данным профессора Иллинойского университета А. Сейдлера, именно в этом состоянии, перед лицом смертельной опасности сознание человека блокируется, и действия его определяются врождёнными инстинктами агрессивности и самосохранения. Поэтому, по его соображениям, техника и тактика двигательных действий рукопашного боя должны формироваться именно в этом состоянии. Для формирования долго-
временных умений и навыков по этой методике так же, как и в России, необходимо многократное повторение двигательных действий с постепенным повышением темпа выполнения [2. С. 39]. Арсенал технических приёмов чем-то напоминает классификацию российского (рис. 1), который включает в себя: приёмы штыкового боя, приёмы боя ножом, приёмы боя без оружия.
В настоящее время, как в российских, так и в зарубежных странах продолжается постоянный поиск новых, эффективных и инновационных методов и методик повышения физической подготовленности и боевой готовности сотрудников силовых ведомств. Поэтому мы считаем, что развитие и популяризация рукопашного боя может стать «хорошим кирпичиком» в этом направлении.
В заключение следует сказать, что внедрение данной методики обучения в образовательный процесс российских силовых ведомств, которая учитывает современные пути развития и подготовки зарубежных армий, может стать важным фактором и положительно сказаться на развитии и совершенствовании профессионально-прикладных умений и навыков, физических и морально-волевых качеств, тактической и психологической подготовки не только курсантов и слушателей
Актуальные вопросы совершенствования 3(78) 2016
содержания, организации и методического обеспечения образовательного процесса в системе подготовки кадров для правоохранительных органов
образовательных организаций, но и сотрудников силовых ведомств [1].
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Ашкинази С. М. Эволюция содержания и методики подготовки к рукопашному бою в армии США в уставах рукопашного боя / С. М. Ашкинази, В. Л. Ма-рищук, А. Х. Ариткулов, Ш. А. Керимов / Материалы Международной научной конференции, посвящённой 105-й годовщине со дня образования Военного института физической культуры. - СПб.: ВИФК, 2014. -С. 262.
2. Блажко Ю. И. Рукопашный бой: учебник для курсантов и слушателей Военного института физической культуры [Текст] / Ю. И. Блажко. - Ленинград: ВДКИФК, 1990. - 332 с.
3. Приказ министра обороны РФ от 21.04.2009 № 200 (ред. от 31.07.2013) «Об утверждении Наставления по физической подготовке в Вооружённых Силах Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте России 30.06.2009 № 14175).
Электронный ресурс :http: //www. consul t-ant.ru/document/cons_doc_LAW_89871/ (дата обращения: 6.08.2016).
4. Рукопашный бой и спортивные единоборства: учебник / под общ. ред. А. В. Зюкина. - СПб.: МО РФ, 2005. -410 с.
5. Старицин Д. С. Необходимость внедрения приёмов из арсенала армейского рукопашного боя в профессиональную деятельность сотрудников полиции / Д. С. Старицин, С. М. Струганов / Совершенствование профессиональной и физической подготовки курсантов и слушателей образовательных организаций и сотрудников силовых ведомств: Материалы XVII Международной научно-практической конференции, посвященной 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. и празднованию 20-летия образования кафедры физической подготовки. - Иркутск: ФГКОУ ВПО ВСИ МВД России, 2015. - С. 156-158.
6. Combativis. Field Manuel. 2009. № 3. 25.150 (FM 3-25.150).