ББК 74.0 УДК 37
Ситуативные технологии позитивной педагогики
С.В. Колесова
Алтайский государственный педагогического университета (Барнаул, Россия)
Situational Technologies in Positive Pedagogy
S. V. Kolesova
Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia)
В статье предпринята попытка обозначить новое направление в теории и практике педагогической деятельности — позитивную педагогику. Раскрывается сущность и цель позитивной педагогики — воспитание позитивной личности, которая обладает особыми характеристиками: позитивным восприятием, развитым позитивным мышлением и определенным опытом позитивного построения своей жизни. Формирование указанных качеств личности определяет круг задач позитивной педагогики. В статье дается обоснование необходимости построения системы технологий позитивной педагогики, определяется понятие ситуативных педагогических технологий, раскрываются возможности и специфика применения ситуативных технологий в процессе обучения и воспитания школьников для решения задач позитивной педагогики. Автор представляет системное описание ситуативных технологий, которые изначально имеют позитивный потенциал при их использовании в педагогическом взаимодействии. Характеристика каждой из ситуативных технологий позитивной педагогики включает определение основного понятия, сущность технологии и перечень приемов и операций ее практического применения, особенности использования технологии в контексте позитивной педагогики.
Ключевые слова: позитивная педагогика, ситуативные педагогические технологии, воспитание позитивной личности.
DOI 10.14258/izvasu(2015)3.1-09
The article attempts to outline a new direction in theory and practice of education — positive pedagogy. The author reveals the nature and purpose of positive pedagogy — to cultivate positive personality with such specific features as a positive outlook, elaborated positive mentality and some experience in making life positive. Developing such personality traits determines the range of tasks in positive pedagogy. The article presents the rationale for constructing a system of technologies in positive pedagogy. The writer defines the concept of situational technologies in education and upbringing, discloses the capabilities and specificity of pedagogical techniques in treating the tasks of positive pedagogy. The author presents a systematic description of situational technologies that initially carry a positive potential when used in the pedagogical interaction. Characterizing each situational technology in positive pedagogy means defining the basic concept, the gist of technology and a list of methods and operations for its practical use, and specific use of technology in the context of positive pedagogy.
Keywords: positive pedagogy, situational educational technology, building a positive individual.
Поиск, разработка и построение системы технологий позитивной педагогики диктуются временем и современной социальной, нравственной атмосферой российского общества. Человек всегда стремится жить хорошо, жить так, чтобы получать удовлетворение от жизни, видеть смысл своей жизни, быть довольным ее содержанием, достигать желаемых целей, видеть позитивные результаты своих усилий. Для воплощения этих устремлений человеку необходимы позитивное восприятие мира, развитое позитивное
мышление и навыки позитивного построения своей жизни. Решение этих задач определяет область проблем позитивной педагогики.
Однако, мечтая о хорошей жизни, человек зачастую сосредоточен на негативном, на переживании трудностей, добывании средств существования, порой ради самих этих средств, на борьбе с недостатками других людей вместо акцентирования их достоинств и замещения отрицательных проявлений позитивными и т.п. Вероятно, проблема заключается
в неверном выборе объектов внимания, на которые тратятся силы, время и в конечном итоге — жизнь человека. Как следствие, вне размышлений и усилий человека остаются важные вопросы — как научиться позитивно воспринимать мир, как мыслить позитивно и принимать решения, обеспечивающие позитивный результат в той или иной жизненной ситуации, при обязательном понимании и учете возможных рисков и отрицательных влияний.
Технологии позитивной педагогики направлены на развитие у воспитанника позитивного восприятия, позитивного мышления и включение его в проживание ситуаций, которые будут способствовать накоплению ребенком опыта позитивных решений различных жизненных проблем.
По нашему мнению, система технологий позитивной педагогики включает: повседневные технологии, направленные на решение «сиюминутных», текущих задач воспитания позитивной личности, ситуативные технологии, направленные на решение задач в особых педагогических ситуациях, которые могут возникать периодически, и перспективные технологии позитивной педагогики, в задачи которых входит построение долгосрочного позитивного воспитательного взаимодействия.
Ситуативные технологии разрабатываются и используются в связи с определенными обстоятельствами, например дети склонны совершать недостойные поступки, однако не видят в них нарушения этических норм, или в детском коллективе часто возникают конфликты и требуется помощь в разрешении конфликтных ситуаций. Ситуативные технологии позитивной педагогики используются для решения таких проблем, которые порождаются особым стечением обстоятельств.
Можно выделить два противоречия в практике использования ситуативных технологий в педагогической деятельности. Многие из ситуативных технологий позитивного воспитания не являются принципиально новыми, неизвестными в теории и практике педагогики. Однако важно уловить акценты, правильно расставить «ударения и запятые», чтобы использование этих технологий действительно обеспечивало развитие позитивной личности ребенка. Известно, как акцент меняет смысл фразы и поступка: «казнить, нельзя помиловать» или «казнить нельзя, помиловать». В педагогике акценты во взаимодействии не так заметны, но они имеют не меньшее судьбоносное значение для результатов воспитания. Поэтому воспитателю важно научиться самому и научить детей расставлять акценты и выбирать приоритеты в жизни, чтобы жизнь действительно строилась позитивно. Второе противоречие — недостаточная информированность учителей о современных технологиях воспитания и неумение практических педагогов применять разработанные ситуативные технологии в своей вос-
питательной деятельности. По нашим данным, 87% опрошенных учителей слышали о ситуативных технологиях — ситуации успеха и ситуациях творчества. Однако только 11% из них могут раскрыть последовательность действий учителя по созданию ситуации успеха. Остальные педагоги полагают, что для этого достаточно похвалить ребенка, дать положительную оценку его работе или личным качествам, при этом используют преимущественно открытые варианты оценок, которые наименее эффективны для развития личности воспитанников. Создание ситуаций творчества в представлении 100% учителей сводится к постановке творческих заданий, выполнение которых, по мнению педагогов, требует значительных временных затрат, поэтому только 23% опрошенных используют их в обучении, 15% — в воспитании детей. Многие учителя (около 70%) не представляют, как и какие ситуации творчества возможно использовать для решения задач воспитания.
Представим характеристику и раскроем особенности тех ситуативных технологий позитивной педагогики, в которых сделан акцент на позитивном в ситуации, в личностных проявлениях человека, позитивном влиянии на развитие ребенка в целом и развитие его позитивного мышления в частности.
Одна из таких технологий — технология использования ситуаций нравственного выбора. Ситуация нравственного выбора — это жизненная ситуация, в которой человек выбирает какую-либо линию поведения из нескольких возможных. Нравственный выбор ребенка в любой ситуации регламентируется как внешними факторами — мнением значимых взрослых, мнением сверстников, окружающих людей, так и внутренними факторами — своей совестью, порядочностью, достоинством.
Внимательное рассмотрение повседневной жизни обнаруживает множество ситуаций, в которых дети совершают или могли бы совершить нравственный выбор. Задача педагога — научиться использовать их для воспитания ребенка.
Типичная ошибка взрослых — лишение детей ситуаций нравственного выбора. Педагоги и родители заставляют поступать правильно, обязывают совершать достойные поступки, принуждают вести себя достойно. Но, как только ребенок понимает, что никто не будет оценивать его поступки, он пробует поступать иначе и может выбрать неверную линию поведения.
Для результата воспитания важно, чтобы ребенок по собственной воле выбрал позитивную линию поведения, что формирует убеждение и привычку достойного поведения. Поэтому истинное воспитание может быть реализовано только по принципу добровольного участия ребенка. Такой подход к организации воспитательной работы с детьми позволяет понять: во-первых, насколько привлекательны орга-
низованные общие дела для детей, насколько точно избранные дела соответствуют интересам и потребностям воспитанников; во-вторых, каков уровень воспитанности детей и уровень развития их коллектива; в-третьих, эффективность воспитательной деятельности самого педагога. Если постепенно дети совершают выбор в пользу дел для других, дел на пользу кому-то, на радость другим, можно считать, что воспитание идет успешно. Для организации воспитательной работы с позиции позитивной педагогики необходимо заменить распоряжение «все и обязательно...» на приглашение прийти тех, кто хочет, кто понимает, как важно навести порядок на пришкольной территории (школьный субботник), организовать праздник для мам и бабушек (праздник 8 Марта), развивать свой интеллект и становиться умнее (математический КВН) и др. Ситуации нравственного выбора обеспечивают ребенку позицию субъекта в процессе воспитания, порождают чувство ответственности за собственное развитие, понимание того, что содержание его жизни и результат воспитания зависят прежде всего от самого ребенка.
Следующая ситуативная технология позитивной педагогики — технология создания ситуаций успеха. Ситуация успеха — это субъективное проживание удовлетворения от процесса и результата самостоятельно выполненной деятельности (всей деятельности целиком или какой-то ее части). Создание ситуации успеха — это обеспечение субъективного проживания человеком такого состояния удовлетворения [1, с. 115]. Известно, что ребенок в своей жизни очень многое делает впервые, осваивает новые для себя виды деятельности. Если педагог и родители позаботятся об успехе, о проживании чувства удовлетворения, то эта деятельность будет осваиваться ребенком более успешно. В жизненном опыте ребенка формируется психологическая и эмоциональная связь: вид деятельности (рисование, спорт, заучивание стихов и др.) — успех, позитивные эмоции, удовлетворение.
Технология создания ситуации успеха включает последовательность из семи операций [1, с. 115-122]. Проследим последовательное выполнение этих семи шагов по созданию ситуации успеха для детей, раскрывая приемы педагогической деятельности в реализации каждой операции. Перед началом любой деятельности педагогу необходимо снять страх и неуверенность, которые могут возникать у детей: «это нетрудно.», «все сначала пробуют, а потом научаются.», «если не сразу получится — не страшно, люди учатся на ошибках.» и т.п. Авансирование будущего успешного результата усиливает внушение уверенности ребенка при выполнении нового для него дела: «при твоих способностях.», «ты справишься, потому что ты.» — и добавляется указание на личностные достоинства ребенка. Далее учителю нужно позаботиться о том, чтобы этот аванс не остался пу-
стым обещанием, для этого применяется скрытая инструкция: «для этого нужно.», «лучше будет начать с.», «важно не забыть.» и т.п. Инструкция должна быть именно скрытой, педагог не может давать прямых указаний, что и в какой последовательности делать, иначе ребенок теряет самостоятельность и превращается в объект воздействия педагога. Активность ребенка в деятельности стимулируется посредством позитивной мотивации, важно вместе с целью деятельности указать ребенку, для чего или для кого он будет это делать. Это смещает внимание ребенка с цели на мотив деятельности, и, выполняя задание, он будет думать о людях, ради которых нужно постараться, о том, для чего требуются его усилия: «это так нужно нам.», «все будут рады, если.». Персональная исключительность подчеркивает важность усилий каждого ребенка в выполнении предстоящей или совершаемой деятельности: «только ты сможешь.», «именно на вас я возлагаю самые большие надежды.». Позитивное внушение — это собственно побуждение к реальным действиям: «итак, начнем.», «не будем терять времени.», «приступим.» и т.п. Ситуация успеха завершается уже после выполнения деятельности посредством позитивной содержательной оценки всей деятельности, результата в целом или какой-то части. Педагогу обязательно нужно найти что-то, что можно оценить позитивно в процессе или результате деятельности воспитанника. Это избавляет учителя от необходимости выдавать желаемое за действительное или лицемерить: «особенно тебе удалось.», «больше всего в твоей работе мне нравится.», «самой высокой оценки заслуживает то, что ты.». Элементом оценки может быть позитивное сравнение — сопоставление результатов деятельности или характеристик воспитанника «вчера и сегодня», подчеркивание позитивных изменений в развитии его личности.
Другие варианты создания ситуаций успеха предполагают использование специальных технологических приемов, избираемых с учетом обстоятельств, в которых создается эта ситуация [2]. А.С. Белкин рекомендует использовать специальные приемы для обеспечения ребенку «неожиданной радости» — неожиданного успеха в учении, как результат продуманной, подготовленной деятельности учителя. Неожиданным успех будет только для воспитанника. Для создания неожиданного успеха применяются следующие приемы, как каждый самостоятельно, так и в различных сочетаниях.
Прием «помощь друга» — используется при создании ситуации успеха для ребенка с низкими учебными возможностями, по характеристике А.С. Белкина, для детей «с леностью ума, с интеллектуальной запущенностью» [2, с. 80]. У таких детей небольшой запас знаний, низкий уровень самостоятельности в учении и уровень притязаний, нет стремления стать «хоро-
шим учеником», но они доброжелательны, у них хорошие взаимоотношения с учителями и одноклассниками. Педагоги о таких детях говорят «звезд с неба не хватает, но человек хороший». Прием «помощь друга» включает три операции. Во-первых, оценивается интеллектуальный фон класса — в классе должна быть атмосфера признания значимости интеллектуальных усилий. Прежде чем создавать ситуацию успеха для «слабого» ученика, нужно оценить возможную реакцию класса. Если в классе царит атмосфера «хорошо учиться — это плохо», то неожиданный успех троечника будет расцениваться одноклассниками отрицательно, возможно, как предательство. А.С. Белкин указывает, что «... в педагогике формула «добро + добро = добру» далеко не всегда верна» [2, с. 81]. Во-вторых, выбирается помощник — «интеллектуальный спонсор» — тот, кто обеспечит за свой счет, безвозмездно, без принуждения успех другого. Это непросто, здесь не может подействовать ни приказ, ни коллективное решение, ни даже просьба. Спонсором ученик может стать только добровольно: «кто готов помочь . (называют имя ребенка, которому нужна помощь)?», «кто может научить. (имя ребенка)? Выбери себе помощника. Согласен (вопрос к предполагаемому помощнику)?». Так дети сами определяют пару, которой будет психологически комфортно, которая готова к позитивному взаимодействию. В-третьих, оглашается позитивный результат или его часть в присутствии всех, важно позитивно оценить как работу спонсора, так и «слабого» ученика, которому была оказана помощь.
Прием «позитивной поддержки» — используют для создания ситуации успеха детям, которые имеют хорошие способности, достаточный багаж знаний, хорошее поведение, но которые «сбились с ритма», почему-то свернули с верного пути. Причин такого сбоя может быть много: не стало системы в занятиях из-за проблем в семье, из-за снижения познавательного интереса, из-за смены приоритетов на внешкольные интересы — спорт, музыку, общение в неформальных группах и т.п. Сильное увлечение ребенка превращается в психологическую доминанту, приобретает характер ведущей ценности, такие ребята проявляют повышенную эмоциональную реакцию, как на публичную похвалу, так и на осуждение. Поэтому в работе с ними особенно эффективен прием «позитивной поддержки» — эмоционального выражения учителем поддержки усилий ученика, выражение веры в его силы и возможности, акцент на персональных достоинствах именно этого ребенка: «ты сможешь...», «именно тебе я доверяю.», «у тебя получится.» и т.п. Позитивный эмоциональный заряд в словах учителя пробуждает скрытый интеллектуальный потенциал ученика, высвобождает его внутреннюю энергию, рождает позитивное усилие ученика на пути к цели. У ребенка формируется вера в себя
и вера в успех, что сопровождается проживанием позитивных эмоций.
Прием «позитивная перспектива» заключается в поддержке интересов ученика, обеспечении возможности для очередного проявления себя, в постановке новых, более сложных задач перед ребенком — «открыть позитивную перспективу». Однажды пережив удовлетворение от поиска, от преодоления трудно -стей, школьник может постоянно стремиться к новому, не считаясь с затратами времени и сил. У ребенка формируется позитивное отношение к возможностям человека, он испытывает удовольствие от процесса саморазвития, чувствует, как становится лучше, умнее. Педагогу важно накапливать личный опыт в создании ситуаций успеха, по выражению А.С. Белкина, «создавать свой банк ситуаций успеха» [2, с. 164]. Такой опыт накапливается благодаря собственным усилиям педагога и взаимодействию с коллегами.
Высокой эффективностью в воспитании позитивной личности обладает технология акцентирования триумфа личности ребенка в различных ситуациях обучения и воспитания. Триумф личности — это «форма публичного признания личностного успеха ребенка в контексте его персональной жизни, это особая педагогическая инструментовка достижений личности, позволяющая поднять статус ребенка в группе, утвердить его достойное социальное положение» [3, с. 62]. Личность проживает ситуацию триумфа благодаря собственным усилиям, личному вкладу в успешное выполнение дела. Задача педагога — заметить эти усилия и акцентировать внимание других на успехе и личном вкладе ребенка в его достижение. Сущность ситуации триумфа личности заключается в двух характеристиках. В самой личности, проживающей триумф, происходят позитивные изменения: повышается самооценка ребенка, укрепляется уверенность в своих силах, развивается позитивное отношение к окружающим людям, позитивное отношение к деятельности, в которой ребенок прожил ситуацию триумфа. Одновременно происходят позитивные изменения в межличностных отношениях в группе: дети научаются признавать успехи другого человека и радоваться им, признавать самоценность человека, формируется позитивный психологический климат в группе, осознается роль каждого в жизни класса [3].
Весь арсенал средств создания ситуации триумфа можно разделить на четыре группы. Вербальные средства — словесная похвала, благодарность, восхищение, выражение признания способностей, оглашение достоинств ребенка, возложение полномочий и т.п. Мимические средства — улыбка, восхищенные взгляды, полная тишина, восторженные жесты, выражение гордости или участия на лице и др. Действия, например аплодисменты, объятия, поцелуй, рукопожатие, всеобщее внимание, вставание, хоровод вокруг ребенка и т.п. Предметные средства — призы, суве-
ниры, грамоты, плакаты, поздравительные открытки, записи в дневник или личное дело.
Технология создания ситуации триумфа личности требует от учителя соблюдения ряда условий. Триумф должен хотя бы иногда проживать каждый ребенок. Для этого педагогу необходимо внимательно отслеживать любые позитивные продвижения в развитии ребенка, малейшие успехи в любой деятельности. Пластико-мимический образ учителя должен подтверждать его искреннее и позитивное отношение к триумфу ученика. Обязательно нужно, чтобы об успехе ребенка узнали родители, чтобы они могли сопереживать ему. Важно анализировать и оценивать реакцию сверстников на триумф личности ребенка. Возможно, дети будут испытывать отрицательные переживания (зависть, болезненное самолюбие и др.) или, напротив, сопричастность к успеху одноклассника. Эти наблюдения подскажут педагогу, над чем надо работать, каковы проблемы в межличностных отношениях в детском коллективе.
Ситуация триумфа личности обеспечивает формирование у ребенка человеческого достоинства, позитивного отношения к себе. Но триумф может быть опасным для развития конкретного ребенка, если триумф не является элементом системы воспитания всех детей, а организуется только для одного человека. Важно заботиться о проживании триумфа всеми детьми, хотя бы в каком-то виде деятельности.
Технология создания ситуаций творчества — один из путей воспитания творческой личности. Ситуация творчества — это «ситуация, в которой дается установка действовать по-новому, не так, как раньше, не так, как у всех, в которой снижается или снимается психологический барьер на пути креативного поведения личности» [4, с. 186]. Развитие творческой личности возможно посредством создания особых ситуаций, в которых необходимо действовать не по заученным правилам, а творчески. Зачастую дети и сами не знают, чего они хотят, что у них получается лучше, чем у других, в чем именно они хотят проявить свое творчество. Поэтому у ребенка должна быть возможность пробовать себя в разных видах деятельности: чем шире поле для приложения своих возможностей, чем больше свобода выбора, тем легче ему проявить себя и самореализоваться. Ясно, что менее всего здесь годятся методы авторитарной педагогики — нельзя приказать творить или дать распоряжение действовать творчески. Нужно создать для ребенка ситуацию, побуждающую к творчеству, а не ориентированную на простое добросовестное исполнение. В ситуации творчества уменьшается значимость внешней оценки, снижается гиперответственность, нивелируется страх проявить себя не таким, каким привыкли считать окружающие, как правило, творчество сопровождается позитивными переживаниями.
В.А. Караковский выделяет четыре типа творческих ситуаций [4]. Всем педагогам известно стимулирующее влияние ситуаций соревновательности, в ко -торых активность детей резко возрастает. В условиях личной и особенно групповой конкуренции увеличивается возможность творческих проявлений детей. Групповая поддержка и групповой характер импровизации и творчества обеспечивает смещение ответственности и оценки на группу, а не на личность конкретного ребенка, что «высвобождает» способность к импровизации и творчеству.
В ситуации заботы ребенок действует не для себя, не для признания его способностей, а для блага других, на радость другим. В такой ситуации внешняя оценка становится менее значимой, чем ответная реакция «объекта заботы». Например, в день рождения школьника поздравления одноклассников вызывают у именинника радость, благодарность, которые «прочитываются» поздравляющими как позитивные переживания «объекта заботы». Создание ситуаций заботы сложнее, чем реализация ситуации соревновательности. Трудность заключается в необходимости внести в сознание детей, в их переживания идею и смысл заботы как действия ради других, для других.
Третий тип творческих ситуаций — игровые ситуации. Творческий потенциал игры заключается в ее двуплановости: одновременно существуют и действуют реальные дети и воображаемые персонажи. Это обеспечивает свободу играющим, смещая ответственность с реального ребенка на воображаемый персонаж, роль которого он исполняет. Свобода игры обеспечивает относительно легкое включение и развертывание творческого поведения ребенка, в игре всегда проживается «маленькое счастье».
Наконец, исследовательская ситуация как ситуация творчества требует от ребенка решения познавательной задачи не по алгоритму или образцу, а иначе — творчески. Следует учесть, что не всякая исследовательская ситуация оказывается творческой. Исследовательское задание или ситуация становятся творческими для детей, если педагог акцентирует их внимание на значимости процесса поиска, избегает оценочных суждений в отношении процесса и результатов деятельности ребенка и не придает большого значения получаемым результатам. Если исследование проводится коллективно, это существенно облегчает развертывание исследовательского процесса как творческого. При этом затрудняется оценка личного вклада каждого из учеников, что помогает смещению позиции учителя в сторону стимулирования творчества. Чем больше типов творческих ситуаций создается и используется в процессе обучения и воспитания, тем в большей мере обеспечиваются условия для развития творческой индивидуальности детей, проживания ими позитивных эмоций и приобрете-
ния позитивного опыта разрешения различных жизненных ситуаций.
Итак, содействие проживанию ребенком жизни, наполненной позитивными событиями, позитивными переживаниями, создание условий для развития позитивного восприятия жизни ребенком, развития его позитивного мышления, умения видеть позитивную перспективу, накопления опыта позитивного построения жизни — важные задачи современной теории и практики воспитания и обучения детей. Решение этих задач возможно средствами позитивной педа-
гогики и выражает ее сущность. Для педагога мотив воспитания у ребенка способности к позитивному построению своей жизни должен стать ведущим в профессиональной деятельности. Чтобы человек мог строить свою жизнь позитивно, ему нужно успеть еще в детстве овладеть позитивным восприятием ситуаций, других людей, себя, деятельности; позитивным мышлением, чтобы видеть позитивную перспективу, позитивный результат поступков, принятых решений; накопить первичный опыт позитивного построения своей жизни.
Библиографический список
1. Питюков В.Ю. Основы педагогической техноло- 3. Щуркова Н.Е. Воспитание на уроке. — М., 2007. гии. — М., 1997. 4. Управление воспитательной системой школы: про-
2. Белкин А.С. Ситуация успеха: как ее создать. — М., блемы и решения / под ред. В.А. Караковского и др. — М., 1991. 1999.