Научная статья на тему 'Системы пенсионного обеспечения в странах Европейского союза'

Системы пенсионного обеспечения в странах Европейского союза Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5522
536
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Системы пенсионного обеспечения в странах Европейского союза»

Зарубежный опыт

СИСТЕМЫ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В СТРАНАХ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

В.В.АНТРОПОВ,

кандидат экономических наук, кандидат философских наук, доцент кафедры экономической теории МГТУим. Н.Э. Баумана

В международном сравнении в большинстве систем пенсионного обеспечения обычно выделяются три уровня1:

• государственное (национальное) обязательное пенсионное обеспечение;

• дополнительные пенсионные схемы, чаще представленные пенсионным страхованием от предприятий;

• индивидуальные (частные) программы страхования.

В разных странах — членах ЕС существуют различные комбинации этих уровней, что связано с историческими и социально-экономическими особенностями формирования пенсионных систем. Однако более точная классификация пенсионных схем, существующих в странах ЕС, может быть осуществлена не вычленением составляющих элементов данной системы (трехуровневая структура пенсионных систем характерна практически для всех европейских стран), а с помощью выделения ряда конституирующих принципов, лежащих в основе той или иной системы. В качестве таких принципов можно обозначить следующие положения: 1) круг охваченного пенсионным обеспечением населения; 2) условия, необходимые для получения права на пенсию; 3) принципы и источники финансирования.

1 Пенсионное обеспечение граждан является страхованием в смысле предоставления защиты против риска потери дохода вследствие полной или частичной потери трудоспособности в связи с наступлением старости. Однако экономический механизм осуществления такой защиты все же отличается от классического механизма страхования. Поэтому, как правило, чаще употребляется понятие «пенсионное обеспечение» и реже - «пенсионное страхование».

На основании данных критериев в многообразии пенсионных систем Евросоюза можно выделить две основные модели пенсионного обеспечения:

• универсальные системы пенсионного обеспечения;

• страховые системы, построенные по страховому принципу [1].

В целом, данное различие основывается на особенностях организации и функционирования двух основных моделей социальной защиты - модели Бевериджа и модели Бисмарка[2]. Однако, несмотря на различия, говорить о принципиально несхожих системах пенсионного обеспечения, конечно, нельзя, поскольку на практике большинство из них функционируют на смешанной основе. В последние годы происходит дальнейшее сближение двух моделей, обусловленное как интеграционными процессами, так и общими, характерными для большинства стран ЕС демографическими и экономическими явлениями, и связанной с этим необходимостью реформирования пенсионных систем. Это проявляется, в частности, в том, что ряд стран, придерживающихся принципа универсальности пенсионных пособий, приняли законодательство о создании системы пенсионного страхования, обусловленной предыдущим доходом (Швеция), или придали обязательный характер системам дополнительного пенсионного обеспечения (Великобритания — система дополнительных государственных пенсий). С другой стороны, наблюдается процесс постепенной универсализации страховых пенсионных систем. Он выражается в применении или совершенствовании схем, предназначенных для того, чтобы обеспечить всем пенсионерам адекват-

ный прожиточный минимум.

Истоки универсальных систем пенсионного обеспечения восходят к введению народных пенсий в Дании (1891 г.), а также к концептуальному обоснованию этой системы, выдвинутой Уильямом Бевериджем в 1949 г. По этой причине данную систему иногда именуют моделью пенсионного обеспечения Бевериджа [2]. В ней размеры большинства базовых пенсий не зависят от предыдущего заработка. Часть их финансируется за счет страховых взносов, другая часть — из государственного бюджета. Полная пенсия выплачивается при условии, что выполнены все необходимые для ее получения предпосылки, такие как установленный срок проживания в стране, уплата страховых взносов в течение определенного времени и др. Системы универсального пенсионного обеспечения характерны для Великобритании, Дании, Ирландии и Швеции. Несмотря на наличие общих принципиальных положений в организации пенсионных систем в этих странах, позволяющих их отнести к данной модели, в чистом виде ни в одном из указанных государств данные принципы осуществлены не были. Поэтому на сегодняшний день большинство пенсионных систем функционируют как смешанные, построенные на принципах как первой модели, так и второй.

Страховые системы пенсионного обеспечения основываются на следующих принципах:

• страхование преимущественно экономически активного населения;

• финансирование пенсионных выплат в основном из вносов застрахованных и работодателей;

• зависимость предоставляемых выплат от страхового стажа и предыдущего размера дохода застрахованного.

Данная система существует в большинстве стран ЕС: Германии, Франции, Италии, Испании, в странах Бенилюкса и в Греции. Хотя для систем пенсионного обеспечения этих стран характерна единая концепция, существуют и различия в ее финансировании, организации и функционировании. Страховые модели пенсионного обеспечения в странах Евросоюза представляют собой смешанные системы, использующие как распределительные методы финансирования (обязательное пенсионное страхование), так и дополнительные пенсионные программы производственного обеспечения (например, во Франции и Испании), функционирующие как по распределительному принципу (Франция), так и на основе капитализации взносов (Нидерланды).

Степень охвата населения пенсионным обеспечением

Круг охваченных пенсионным обеспечением зависит от типа пенсионной системы. Для универсальных систем характерно предоставление пенсионных выплат большинству граждан, постоянно проживающих на территории страны. В некоторых странах, таких как Дания или Нидерланды, пенсионное обеспечение распространяется не только на граждан этого государства, но и всех постоянно проживающих на территории страны.

В соответствии с кругом граждан, подлежащих обязательному пенсионному страхованию, в обеих моделях пенсионного обеспечения можно выделить три подсистемы. К первой группе относятся страны, где пенсионное страхование охватывает только работающих по найму (Дания, Швейцария). Во вторую группу входят страны (Италия, Австрия, Нидерланды), где обязательному пенсионному страхованию помимо наемных работников, подлежат также отдельные категории самозанятых работников (кустарей, мелких торговцев, мелких фермеров и др.). Третью группу образуют страны, где обязательное пенсионное страхование распространяется на все занятое население (Франция, Великобритания, Швеция). Необходимо отметить, что существующие подсистемы не являются замкнутыми и, как правило, открыты и для не подлежащих обязательному страхованию граждан, которые могут на добровольной основе быть застрахованными в рамках той или иной системы обязательного страхования.

Предпосылки, необходимые для получения права на пенсию

Важным пунктом, определяющим различие между двумя видами пенсионных систем, являются необходимые условия, предъявляемые к застрахованному. Прежде всего, это касается страхового стажа, который необходим для получения пенсии по старости. В универсальных пенсионных системах этот стаж, как правило, существенно меньше, чем в страховых. Так, в Швеции получение базовой пенсии обусловливается 3 годами страхового стажа. В странах со страховой системой пенсионного обеспечения из-за особенностей организации и финансирования страховых фондов стаж имеет большее значение, а потому получение полной пенсии здесь увязывается с достаточно большими сроками выплаты страховых взносов (в Италии - 40 лет).

Предпосылками для досрочного выхода на пенсию могут быть различные обстоятельства. Таковыми являются, например, наличие длительного

страхового стажа (Италия) или состояние безработицы (Австрия). Системы, не предусматривающие регулирования пенсионного возраста, тем не менее имеют механизмы разрешения вопроса досрочного выхода на пенсию в рамках страхования по инвалидности. Это касается обеспечения престарелых безработных, пенсии которым могут предоставляться не из пенсионного фонда, а как обеспечение по инвалидности. Такие механизмы существуют, в частности, в некоторых северозападных странах - Швеции и Дании. Особой формой пенсионных выплат являются частичные пенсии, выплачиваемые с определенного возраста лицам, работающим на условиях частичной занятости до достижения нормального пенсионного возраста. Условиями получения таких пенсий являются: необходимый страховой стаж, соответствующий возраст и сокращение до определенных пределов рабочего времени. Пенсионеры этой группы обычно имеют возраст от 55 до 57 лет, а их рабочее время сокращается до 50 %. Как правило, в этом случае пенсия составляет 30 % прежней заработной платы.

Важной проблемой для всех систем пенсионного обеспечения является вопрос перерывов в страховом стаже. В универсальных системах пенсионного обеспечения право на получение пенсии, как правило, не обусловлено условиями страхового стажа, а связано только с выполнением ценза оседлости. Так, например, в Швеции для получения гарантированной базовой части пенсии необходимо прожить в стране как минимум 3 года. Поскольку пенсионное страхование обязательно для всех лиц, начиная с 16-летнего возраста, вопрос о перерыве в страховом стаже (например, во время получения образования на территории страны) не играет в этих системах существенной роли. Как правило, определенные проблемы для получения пенсии возникают у застрахованного только в случае долговременного пребывания за границей.

Совершенно противоположным образом проблема решается в страховых пенсионных системах: перерыв в страховом стаже ведет к уменьшению размера выплачиваемой пенсии или необходимости выхода на пенсию в более позднем возрасте. Однако, разумеется, существуют определенные обстоятельства, учитываемые в страховом стаже. К ним, в частности, относятся: • болезнь, период беременности, материнства, а

также нетрудоспособности (Франция, Италия,

Германия и др.);

2 В зарубежных исследованиях этот метод обычно называют «pay-as-go system» - система выплаты по мере поступления средств.

• период длительной нетрудоспособности

(Франция, Италия);

• нахождение на военной службе (Франция,

Италия, Австрия);

• период безработицы (Франция, Австрия, Германия и др.).

В отдельных странах в страховой стаж засчиты-вается также период, приходящийся на воспитание ребенка (Франция), а также время на получение высшего образования (Австрия).

Общим моментом как для универсальных, так и для страховых систем является учет семейного положения пенсионера. Факт, что застрахованный, состоящий в браке и имеющий детей человек должен заботиться о них до их несовершеннолетия, безусловно, принимается во внимание при расчете пенсионных пособий. Однако страховые пенсионные системы не всех стран предусматривают семейные надбавки. Так, итальянская пенсионная система не покрывает рисков, связанных с семейным положением: доплаты на воспитание детей предоставляются в рамках специальной системы государственных семейных пособий. В большинстве стран доплаты к пенсиям производятся либо в твердых размерах, либо в виде определенной процентной ставки к основной пенсии.

Методы и источники финансирования

В системах пенсионного страхования- в странах ЕС обычно применяются три способа финансирования: распределительный, т. е. покрытие текущих расходов на выплату пенсий из текущих поступлений2, накопительный — путем создания специального фонда, обеспечивающего пенсионные выплаты в настоящем и будущем, и смешанная форма, представляющая комбинацию первых двух методов. Финансирование большинства систем пенсионного обеспечения в странах ЕС строится преимущественно по распределительному принципу. Причем этот метод характерен не только для государственных обязательных пенсионных систем, но и для некоторых профессиональных. Так, распределительный метод применяется в большинстве профессиональных программ пенсионного страхования Франции. Размер взносов устанавливается в виде фиксированного процента к заработной плате и составляет в разных странах от 5 до 27%. В большинстве государственных распределительных систем установлен верхний предел индивидуального заработка, выше которого пенсионные взносы не взимаются: это связано с тем, что в распределительных системах ограничивается максимальный размер выплачиваемых пенсий.

Накопительные схемы, как правило, применяются в дополнительных пенсионных программах. Такие пенсионные системы с полным правом можно назвать пенсионными фондами — в отличие от нефондируемых распределительных.

Источниками финансирования универсальных систем пенсионного обеспечения являются взносы, выплачиваемые работодателями и наемными работниками, налоговые поступления, которые могут составлять либо часть общих государственных доходов, либо специально резервируемых для этих целей, а также инвестиционные доходы. Большинство европейских национальных пенсионных систем финансируется одновременно из нескольких источников (табл. 1).

Типичной моделью финансирования за счет взносов является французская система пенсионного страхования. Такими же являются и пенсионные системы в Дании и Нидерландах. Накопительные системы функционируют в основном в рамках дополнительных пенсионных схем. Характерным для них является предоставление только дополнительного обеспечения для ограниченного круга людей.

Индексация пенсионных выплат

Системы пенсионного обеспечения в странах ЕС предусматривают различные виды индексации пенсий в соответствии с динамикой экономического развития. Обычно в европейских странах используются два основных метода. Первый предпола-

Таблица 1

Методы и источники финансирования пенсионного обеспечения в некоторых странах ЕС

Страна Метод финансирования Источник финансирования

распределительный накопительный государственные субсидии страховые взносы

Дания Государственное (базовое) пенсионное обеспечение + - Бюджетное финансирование Пенсионный взнос в размере 3,5% от налогооблагаемого дохода

Дополнительное пенсионное обеспечение + + - Твердый взнос (1/3 — работник, 2/3 — работодатель)

Франция + - - Взнос в размере 14,75%, из которых: 6,55% приходится на наемного работника и 8,20% - на работодателя

Германия + - Государственные субсидии в ежегодном размере около 25% Страховой взнос в размере 19,10%, из которых: 9,55% приходится на наемного работника и 9,55% на работодателя

Великобритания + - Бюджетное финансирование Единый страховой взнос в размере 22,2% из них: 10% приходится на работника, 12,2 на работодателя

Италия + - Государственное субсидирование отдельных видов пенсий Взнос в размере 32,70%, из нихых: 8,89% уплачивает работники 23,81% — работодатель

Швеция Базовая пенсия Дополнительная пенсия (накопительная часть) + + Частичное государственное субсидирование Твердый взнос в размере 18,5%, из которых 16,1% используются для финансирования базовых пенсий 2,5% от общего взноса

Таблица 2

Методы и частота индексации пенсий в отдельных странах ЕС

Страна Частота индексаций Метод индексации

Дания Система базовых пенсий Дополнительные пенсионные схемы 2 раза в год Не установлено На основе з/п и по индексу потребительских цен С учетом резервов накопительного фонда

Германия 1 раз в год

Франция 2 раза в год На основе заработной платы

Великобритания 1 раз в год По индексу потребительских цен

Италия 2 раза в год и 1 раз в год По индексу потребительских цен на основе заработной платы

Швеция 1 раз в год По индексу потребительских цен

Нидарланды 2 раза в год На основе заработной платы

Австрия 1 раз в год На основе заработной платы

гает индексацию пенсий на основании динамики потребительских цен. Во втором случае индексация осуществляется на основании динамики заработной платы (брутто или нетто). Метод индексации на основании индекса потребительских цен существует только в двух странах Евросоюза: Великобритании и Швеции. Ряд стран (Франция, Нидерланды и др.) используют методологию индексации на основе динамики заработной платы. Смешанная методология применяется в Дании, Италии и Германии. Кроме того, в ряде стран при адаптации пенсионных пособий во внимание принимается также и уровень безработицы (например, в Австрии).

В разных странах частота индексаций пенсионных выплат может существенно различаться (табл. 2). Так, в некоторых государствах (Австрия, Великобритания, Швеция) индексация осуществляется один раз в год, в других - Дания, Франция, Нидерланды - два раза в год. Своего рода исключением из общей практики является опыт Италии, где индексация пенсий производится несколько раз в год на основании прожиточного минимума и раз в год - на основании динамики заработной платы. Частота индексаций в данном случае может служить критерием экономической стабильности в стране.

Пенсионный возраст

Для большинства пенсионных систем европейских стран характерны существенные различия в установленном пенсионном возрасте: разница возрастных границ достигает 12 лет. Так, пенсионный возраст для женщин в Италии составляет 55 лет, а в Дании - 67 лет. Обычно возраст выхода на пенсию для мужчин находится в диапазоне от 60 до 67 лет, а для женщин — от 55 до 67. Следует отметить, что различия в пенсионном возрасте характерны в ос-

новном для страховых пенсионных систем, тогда как для универсальных систем типичен единый для обоих полов срок выхода на пенсию. Более низкий пенсионный возраст для женщин связывают с предположением, что мужчины обычно женятся на женщинах моложе себя и что они хотят выйти на пенсию одновременно. Еще одним возможным объяснением можно считать то, что такое положение связано со стремлением компенсировать двойную нагрузку, которую несут женщины, трудясь на рабочем месте и выполняя основную часть домашней работы. То, что женщины несут двойную нагрузку,— бесспорная истина, но влияет ли это на их способность трудиться до такого же возраста, что и мужчины, остается недоказанным [4]. В настоящее время в большинстве стран Евросоюза установлен более низкий пенсионный возраст для женщин. Однако в последние годы намечается тенденция установления общего пенсионного возраста, уже существующего в Германии, Франции и Швеции (табл. 3).

Следующим различием, существующим между универсальными и страховыми системами пенсионного обеспечения, является то, что для первых характерно установление более высокой границы пенсионного возраста (например, 65 и 67 лет для мужчин и женщин в Швеции), в то время как для вторых характерны более низкие границы. Для большинства пенсионных систем стран ЕС характерен фиксированный пенсионный возраст без возможности досрочного выхода на пенсию. Лишь в некоторых странах (например, в Швеции) застрахованный может выйти на пенсию в более раннем возрасте, однако и в этом случае разница между нормальным и ранним периодом выхода не превышает пяти лет. Напротив, отсрочка выхода на

Таблица 3

Пенсионный возраст и возможность досрочного (отсроченного) выхода на пенсию в отдельных странах ЕС

Страна Установленный пенсионный возраст Досрочный выход на пенсию Отсроченный выход на пенсию

мужчины женщины

Дания 67 67 - -

Франция 60 60 - Возможен

Великобритания 65 60 (с 2010г.-постепенное повышение до 65 лет) - До 5 лет

Германия 65 65 Возможен Возможен

Италия 65 60 Возможен при страховом стаже не менее 35 лет Возможен в случае наличия неполного страхового стажа для получения полной пенсии

Австрия 65 65 До 5 лет Возможен для самозанятых работников

Швеция 65 65 - Возможен без ограничения возраста

пенсию, предусматривающая повышение пенсионных выплат, практикуется в большинстве пенсионных программ. Как правило, этот срок, так же, как и в случае досрочной пенсии, не превышает 5 лет, и лишь в нескольких странах (например, в Австрии в пенсионном страховании для самозанятых граждан) верхняя пенсионная граница не установлена. Экономические и демографические перемены последних десятилетий, приведшие к изменению ситуации на рынке труда и росту молодежной безработицы, вынудили ряд стран пойти по пути снижения пенсионного возраста и расширения возможностей досрочного выхода на пенсию.

Программы дополнительного (производственного) пенсионного обеспечения

Системы дополнительного производственного пенсионного обеспечения в Европе имеют более длительную историю, чем государственные системы, и своими истоками восходят к временам «промышленной революции» второй половины XIX в. В странах ЕС они существуют либо в виде пенсионных программ государственного пенсионного обеспечения (например, обусловленные доходом государственные пенсии в Великобритании), либо в форме схем пенсионного обеспечения от предприятий. Развитие обязательных государственных систем пенсионного обеспечения не сделало профессиональные схемы излишними, адаже наоборот, повысило их значимость в новых экономических

условиях начала XX в., характеризовавшихся ростом инфляции и обесценением частных сбережений. Существующие сегодня дополнительные системы пенсионного обеспечения могут быть классифицированы на основании следующих критериев.

Первым из них является принцип обязательности или добровольности страхования. В отличие от добровольных обязательные производственные системы, как правило, оформляются либо коллективными соглашениями и действуют в рамках предприятия или отрасли (Франция, Италия), либо действуют в рамках национальных систем пенсионного обеспечения (Швеция, Дания, Великобритания), представляя второй уровень пенсионной системы, дополняющий базовый. Второй критерий связан с формой расчета пенсионных выплат и предусматривает определение пенсий либо без учета предыдущего дохода (Дания, Нидерланды, Великобритания), либо на его основе (Франция, Италия), (табл. 4).

Организационно-производственное пенсионное страхование в странах ЕС существует в виде:

а) функционирующего внутрипроизводственного страхового фонда, аккумулирующего накопления работников; данная схема типична, например, для ФРГ и Люксембурга;

б) частных страховых компаний; эта «классическая» схема организации пенсионного страхования от предприятий характерна для Великобритании и Ирландии, а в последние годы получила распространение в Италии и Испании;

Таблица 4

Системы дополнительного (производственного) пенсионного обеспечения в ЕС

Пенсионные программы дополнительного пенсионного страхования Независимые от дохода системы (flat-rate) Зависимые от дохода системы (earnings-related)

Обязательные системы (на основе закона или коллективных соглашений) Великобритания * Дания Франция, Италия

Добровольные системы Нидерланды, Дания, Великобритания Германия, Испания, Португалия, Бельгия, Ирландия

* С возможностью выхода из обязательной системы (contracting out) при условии участия в производственной программе пенсионного страхования.

в) прямого страхования предпринимателем наемного работника или их группы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В последних двух случаях (когда происходит размещение страховых средств вне предприятия) речь идет о рынке ссудных капиталов. Эта форма пенсионного страхования присуща прежде всего англосаксонским странам. Примером тому служит тот факт, что в пенсионных фондах Великобритании сосредоточено 30 % всего британского акционерного капитала, тогда как в начале 1990-х гг. все страховые компании ФРГ (а не только занимающиеся пенсионным страхованием) имели в собственности лишь 11,8 % всех наличных акций страны [5].

Пенсионные реформы в странах ЕС: проблемы и тенденции

В последние годы вопросы пенсионного обеспечения выдвинулись на первый план научных и общественных дискуссий. Основной причиной стали демографические изменения в структуре населения, вызванные снижением рождаемости и увеличением средней продолжительности жизни. Этот процесс затрагивает все общества, но в первую очередь - развитые государства. Особенно отчетливо такая тенденция проявляется в странах ЕС. С 1960 по 2000 г. доля лиц старше 60 лет в общем проценте населении выросла почти на 30 %, в то время как число трудоспособного населения в возрасте от 20 до 59 лет выросло весьма незначительно [6]. По прогнозам, в ближайшие 40 лет доля молодого населения до 20 лет и лиц трудоспособного возраста будет постепенно сокращаться, а количество пенсионеров должно возрасти еще на 10 % .

Демографические тенденции последних лет свидетельствуют, что в ближайшей перспективе их развитие будет все более ощутимо сказываться на финансировании пенсионных систем. Так, если в 1986 г. на каждого пенсионера стран ЕС в среднем приходилось пять человек трудоспособного возраста, то в 1996 г. их было чуть более четырех.

Планируется, что к 2020 г. на каждого пенсионера будет приходиться уже не более трех человек трудоспособного возраста [7].

Старение населения и сокращение общей численности занятых приводит к росту государственных расходов в структуре государственного бюджета, увеличивается нагрузка на трудоспособных членов общества. С 1960 по 1985 г. расходы на государственное пенсионное обеспечение в странах - членах ОЭСР росли в два раза быстрее, чем их ВВП. Со второй половины 1980-х гг. в результате политики ограничения социальных расходов темпы роста их начали снижаться, и в настоящее время расходы на пенсионное обеспечение составляют в среднем 9 %. Однако эти данные заметно различаются по странам. Так, в Австрии расходы на пенсии составляют 15, в Италии -14, во Франции -13 %. В большинстве стран ЕС на одного пенсионера приходится в среднем 4-5 человек трудоспособного возраста. По прогнозам, к 2050 г. демографическая нагрузка (определяемая как соотношение численности населения в пенсионном возрасте и старше к численности трудоспособного населения) должна удвоиться.

Очевидно, что существующие сегодня финансовые проблемы, характерные для государственных пенсионных систем, еще более обострятся в будущем. Это связано с тем, что большинство европейских пенсионных систем основаны на взносах из заработной платы работников, а потому весьма чувствительны к любым колебаниям в соотношении между численностью экономически активного, платящего взносы населения и получателей пенсионных пособий. Для существующих сегодня систем пенсионного обеспечения, которые действуют в странах ЕС, характерен дефицит по текущим платежам, поэтому обострившиеся проблемы финансовой эффективности сложившихся пенсионных систем привели к объективной необходимости их реформирования.

Проблемы пенсионного обеспечения в странах ЕС обусловлены не только демографической

ситуацией, но и меняющимися социально-экономическими условиями. Прежде всего, это связано с ростом безработицы, вынуждающей трудящихся выходить на пенсию до достижения пенсионного возраста, а в том случае, если рабочие нагрузки становятся для них слишком велики — необходимостью обращаться за пособием по инвалидности. Обычной практикой в этой ситуации стало введение механизма гибкого выхода на пенсию, либо ужесточения условий, дающих право на пособия по инвалидности и одновременного проведения мер по реабилитации трудящихся в целях сокращения таких пособий.

Трансформации, произошедшие в структуре общества за последние десятилетия, связанные, прежде всего, с изменением роли женщины в обществе, привели к росту числа женщин, участвующих в трудовой деятельности, увеличению числа разводов и, как следствие, — к необходимости проведения ряда реформ в системе пособий по случаю потери кормильца. Существовавший ранее принцип, согласно которому кормильцем является мужчина, а женщина играет роль матери и домохозяйки, во многих странах был скорректирован. В результате чего были введены пособия для вдовцов аналогичные пособиям для вдов, в качестве условия получения которых было признана необходимость проверки нуждаемости заявителя.

На сегодняшний день пенсионные системы, действующие в большинстве развитых стран Европы более 40 лет, достигли своей зрелости. Это означает, что большинство работающих охвачены пенсионными планами и имеют право на получение пособий в полном размере; население состарилось, а доля лиц, делающих взносы в рамках обязательных систем пенсионного страхования, уменьшается. По многим пенсионным схемам характерен дефицит по текущим платежам, и по некоторым оценкам, накопившаяся задолженность системы социального обеспечения составляет от 100 до 250 % ВВП той или иной страны [8].

Реформирование пенсионных систем в странах ЕС осуществляется сегодня по следующим направлениям.

1.Повышение возрастной границы выхода на пенсию и увеличение необходимого страхового стажа. В настоящее время средний пенсионный возраст в государствах-членах ЕС (состояние на 2000 г.) составляет для мужчин 65 лет, а для женщин варьируется в пределе от 57 до 65 лет. Постепенное повышение возраста выхода на пенсию характерно практически для большинства пенсионных систем. Наряду с повышением пенсионного возраста как для женщин, так и для мужчин, еще одним спосо-

бом адаптации пенсионных систем к грядущему приросту пожилого населения является выравнивание времени выхода на пенсию мужчин и женщин, т.е. фактически увеличение пенсионного возраста женщин. Сначала это было осуществлено в Германии, Великобритании, Греции, Португалии, а затем в Австриии и Бельгии. Во всех перечисленных странах был введен единый пенсионный возраст для мужчин и женщин — 65 лет. Произошедшие изменения привели к увеличению страхового стажа и периода отчислений в пенсионные фонды.

2. Изменение порядка индексации пенсионных выплат. Так, в Италии с 1992 г., а во Франции с 1987 г. пенсии индексируются на основе темпов роста потребительских цен, а не заработной платы, как это было ранее. В Германии учитывается не только индекс потребительских цен, но и динамика чистой заработной платы, а также темпы экономического роста. Кроме того, в ряде стран практикой стало применение в расчете пенсий нетто-дохода вместо брутто-дохода (Германия, Испания), что в целом уменьшило размер пенсий. Смешанные методы индексации вводятся и в других странах. Так, в Австрии учитывается также и уровень безработицы. Как правило, комбинации двух факторов бывает достаточно, чтобы избежать дополнительной финансовой нагрузки.

3. Стимулирование развития дополнительных профессиональных накопительных пенсионных программ и схем индивидуального пенсионного страхования. Следует отметить, что тенденция усиления роли накопительных систем стала общей для большинства стран ЕС. Однако в настоящее время накопительная пенсионная система играет важную роль только в двух странах — Великобритании и Нидерландах. Несмотря на развитие профессиональных и индивидуальных накопительных схем пенсионного страхования, до сих пор остается неясным, смогут ли решить эти системы все проблемы, связанные с ожидаемым изменением демографической структуры населения.

4. Уменьшение коэффициента замещения. Так, во Франции при расчете пенсии за основу принимается заработная плата не за 10 последних наиболее благоприятных лет (такое положение приводило к учету, как правило, наиболее высокооплачиваемого периода трудовой деятельности), а за 25 лет.

5. Увеличение размеров страховых взносов и модернизация базы их исчисления. Этот подход состоит, во-первых, в отмене потолка заработной платы при исчислении страховых взносов, во-вторых, в расширении размера базового дохода, из которого выплачиваются взносы за счет включения в этот размер отпускных пособий и премий. Первый ва-

риант применяется в Швеции, Бельгии и Италии. Второй характерен для Франции, Нидерландов, Германии и Австрии.

Выбор того или иного направления реформирования пенсионных систем зависит от таких факторов, как характер демографической ситуации, особенности сложившейся в стране пенсионной системы, господствующие в эбществе представления о социальной справедливости и политические соображения. Так, если для Германии и Франции эффективной мерой может оказаться не повышение уровня взносов, где они уже достаточно высоки, а снижение большого коэффициента замещения, то для Великобритании и Швеции, наоборот, возможности приспособления связаны с повышением среднего уровня взносов. Для стран, где пенсионный возраст ниже, чем в остальных государствах ЕС (например, в Италии), наиболее приемлемым может оказаться повышение возрастных границ выхода на пенсию.

В целом, следует отметить, что происходящий процесс реформирования пенсионных систем в странах Европейского союза не носит кардинального характера, представляя собой скорее корректировку существующих негативных тенденций. Постепенность и осторожность предпринимаемых мер связана прежде всего с тем, что любые резкие изменения в данной области, которые могут привести к нарушению сложившегося социального баланса между поколениями, не находят широкой поддержки в обществе. Однако в последнее время все большее распространение среди специалистов получает мнение, что основной акцент в дальнейшем реформировании пенсионных систем должен быть сделан в отношении

базовых пенсий, имеющих универсальный характер и не связанных с профессиональными особенностями их получателей. Государственная поддержка этого вида пенсионного обеспечения, осуществляемая, прежде всего, из социальных прав граждан, а также одновременное развитие дополнительных пенсионных программ, представленных производственным пенсионным страхованием и индивидуальными пенсионными схемами, позволит избежать негативных тенденций, обусловленных социально-экономическими реалиями современного постиндустриального общества.

Литература

1. Old-age in Europe. - Luxemburg: Office for official publications of the European Communities, 2001.- 2001. -P.5.

2. Kommission der Europaeischen Gemeinschaft, Sozialversicherungssysteme. Luxemburg, 1989.- S.72.; Altersichrung in der EG. - Frankfurt am Main, 1993. -S.14.

3. Шатохин И.Г. Пенсионные системы в России и за рубежом. - Ярославль, 2002.

4. Социальное обеспечение: вопросы, задачи и перспективы. — Женева: МВТ, 2001. — С.53.

5.Altersichrung in der EG. — Frankfurt am Main, 1993.-S.33.

6. Old-age in Europe. - Luxemburg: Office for official publications of the European Communities, 2001.-2001.-P.4.

7. Ibidem.

8. Мировой опыт реформирования пенсионных систем: концептуальные подходы и практические действия. - М., 1999. - С. 10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.