Д.Б. КАРП,
Н.В. КУЗНЕЦОВА
Системы индикаторов уровня развития муниципального образования
Представлен опыт разработки и использования систем индикаторов городского развития в России и в мире. Рассмотрены цели использования индикаторов, различные способы их классификации, принципы создания локальных обсерваторий для поддержания систем индикаторов. Предлагается пробный набор индикаторов для г. Владивостока. Приведены результаты расчета предлагаемых индикаторов за последние несколько лет.
Урбанизация населения - одна из основных и наиболее стабильных тенденций в истории человечества. Если в 1800 г. лишь 5,1% населения Земли жили в городах (с численностью более 20 тыс. жителей), то к 1900 г. эта цифра достигла 13,3%, к 1950 - 29,3, к 1980 г. -39,4%. Сегодня примерно 48% населения Земли живет в городах. По прогнозам ООН рост городского населения в 2000-2030 гг. составит 1,83% в год, что почти в 2 раза выше темпа роста населения Земли, и приведет к удвоению численности городского населения за 38 лет. К 2030 г. городское население составит примерно 61% населения Земли. Общую информацию о росте городов по регионам мира и связанных с этим ростом проблемах можно найти на сайте http://www. реор1еапёр1апе1пе^ёос^р?1д=1054&8есйоп=5.
В России соотношение городского и сельского населения по данным переписи 1959 г. составляло 52,2% к 47,8%. К 1989 г. доля городского населения выросла до 73,4% и с тех пор практически не менялась. В 2002 г. в России насчитывалось 13 городов с населением более 1 млн чел.; в них проживало 27,4 млн чел., что составляло 28,6% всего городского населения России. Насчитывалось 20 городов с населением от 500 тыс. до 1 млн чел., общая численность их населения составляла 12,4 млн чел. (или 12,9% городского населения).
Чем же отличается городской житель от деревенского? Житель города в гораздо большей степени, чем житель деревни, вынужден опираться на ряд услуг, которые предоставляет ему город. Электроснабжение, газоснабжение, водоснабжение и водоотведение, отопле-
ние в холодных частях мира, вывоз мусора, безопасность, транспорт, розничная торговля, чистый воздух, а также доступ к медицинскому обслуживанию, образованию и культуре - вот некоторые из этих услуг, одновременно дающих преимущество городскому жителю и делающих его более уязвимым. Как измерить качество предоставляемых услуг? В начале 1970-х гг. стали появляться методические работы, посвященные разработке систем индикаторов, предназначенных для мониторинга состояния городов и качества жизни в них. Немного позже появились системы индикаторов, обновляемые на регулярной основе, которые сопровождались статистическим анализом зависимостей между различными показателями и их группами. Примером здесь может служить сборник «World Handbook of Political and Social Indicators», изданный в 1974, 1978 и 1982 гг. В 1978 г. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) начала разработку социально-экономических индикаторов, специально предназначенных для оценки качества управления городскими территориями. Однако необходимо отметить, что разработанные ОЭСР индикаторы так и не были применены на практике.
В 1970-х гг. в первую очередь среди исследователей-урбанистов в развитых странах, а затем и в кругу представителей местных органов власти закрепляется мнение о важности индикаторов как одного из ключевых инструментов повышения эффективности городского управления. С тех пор был предпринят целый ряд крупных международных проектов по разработке и наполнению систем индикаторов городского развития. Упомянем лишь некоторые из них. В 1989 г. была создана Европейская сеть городских исследований (Network on Urban Research in the European Union, NUREC), объединившая в себе специалистов из стран Европейского союза в целях консолидации усилий по созданию единой базы индикаторов для анализа современного развития городов ЕС и других регионов мира. В рамках этой сети в течение 1990-х гг. были созданы комплексные базы индикаторов EUROPOLIS Database, Large Cities Statistical Project, Structural Change of the European City System, идет создание комплексного Атласа европейских агломераций. Ряд показателей европейских городов можно найти на сайте Европейского статистического агентства Eurostat - http://epp.eurostat.cec.eu.int. В некоторых европейских странах есть специальные институты, изучающие проблемы устойчивого развития городов, среди которых отметим IAURIF (http:// www.iaurif.org/en/index.htm) - Институт городского планирования и развития региона Ile-de-France (городской округ, в который входит Париж).
В 1990 г. был дан старт проекту Nordic major cities statistics (NORDSTAT). Его цель - создать базу показателей для проведения сравнительной оценки развития городов 5 стран Северной Европы -Дании, Исландии, Норвегии, Финляндии, Швеции. С 1991 г. в рамках данного проекта собиралась статистика по 16 городам из приведен-
ного списка стран. Достижением проекта NORDSTAT можно назвать то, что разработчикам удалось собрать региональную базу показателей, рассчитанных по единой или хотя бы максимально схожей методике. Среди стран-участниц проекта изначально имелись различия в методике сбора и расчета целого ряда показателей. Условием участия городов в проекте NORDSTAT было заявлено соблюдение общих правил для измерения ключевых сравнительных индикаторов.
Департамент жилищного и городского развития США HUD (US Department for Housing and Urban Development) совместно c Центром исследований городского развития при государственном университете Ратгерс (Center for Urban Policy Research, Rutgers State University, http://policy.rutgers.edu/cupr/) в 1995 г. составил базу индикаторов по 77 американским городам и пригородам «State of nation's cities databook». Эта база индикаторов объединяет более 3GGG показателей по различным сферам городской жизни, включая экономическое развитие, демографию, городскую недвижимость, доходы населения, городской бюджет, социальную сферу, состояние окружающей среды и др.
В 1985 г. ряд крупнейших городов мира объединились для совместного решения схожих задач в METROPOLIS (http://www. metropolis.org) - Союз больших метрополий. Сегодня в него входят 84 метрополии, включая все европейские столицы, а также множество городов на всех континентах. В России членами METROPOLIS являются два города - Москва и Омск. Деятельность союза осуществляется через 6 комиссий. Комиссия 5 называется Metropolian Performance Measurement (Измерение деятельности метрополии). Задача комиссии - помочь ее членам в разработке, поддержке и практическом использовании систем индикаторов, позволяющих улучшить качество управленческих решений. Работа комиссии 5 ведется под совместным управлением METROPOLIS и программы ООН по поселениям человека UN-Habitat (ООН-Хабитат). Системы индикаторов применяют как высокоразвитые города (Париж, Берлин, Барселона и Москва), так и города, в которых основными проблемами являются доступность проточной воды и проживание большинства населения в трущобах (Дели и Аддис-Абеба). В силу непохожести их проблем комиссия отошла от практики стандартизации и унификации систем индикаторов и рекомендует городам разрабатывать собственные системы индикаторов, акцентирующиеся на проблемных областях данного города.
В 1993 г. в рамках программы ООН по поселениям человека ООН-Хабитат (http://www.unhabitat.org) дан старт проекту Global Urban Observatory (Глобальная городская обсерватория) (http://www. unhabitat.org/programmes/guo). Его составной частью является создание комплексной системы мониторинга социально-экономического развития городов мира, освещающей, помимо жилья, весь спектр городских проблем, включая состояние окружающей среды. В настоя-
щее время это крупнейший международный проект по разработке, сбору и анализу городских индикаторов. На II конференции ООН по поселениям человека (Хабитат-II), состоявшейся в 1996 г. в Стамбуле, был выработан единый комплекс программных действий Habitat Agenda, направленных на обеспечение людей жильем необходимого качества и решение проблем устойчивого развития поселений в современных условиях с учетом особенностей процессов урбанизации в разных регионах мира. Программа индикаторов городского развития «Urban Indicators Programme», как одна из 3 базовых программ проекта «Global Urban Observatory and Statistics», призвана служить целям мониторинга реализации этих программных действий. Помимо этого, комплекс программных действий проекта «Global Urban Observatory and Statistics» включает в себя создание сети научно-исследовательских учреждений и общественных организаций проекта «Global Urban Observatory» (GUO), функционирующих на региональном (межстрановом), страновом и локальном уровнях под эгидой Центра Хабитат. Такие исследовательские учреждения получили название «Локальные городские обсерватории» (LUO - Local Urban Observatories).
В соответствии с рекомендациями ООН-Хабитат в состав LUO должны входить:
- директор, обладающий навыками ведения переговоров и поиска компромиссов;
- специалист по сбору статистической информации;
- специалист по анализу данных;
- специалист по визуализации информации (геоинформацион-ные системы и т. п.);
- журналист или специалист по PR.
Обсерватория может быть организована на базе образовательного учреждения, местного органа власти или как отдельная организация. В мире известны 4 вида финансирования такой обсерватории:
1) местный бюджет, 2) долевое финансирование организациями - учредителями обсерватории (например, ORBIS (http://www.observatorio. org.br) - Regional Observatory for Sustainability Indicators of the Metropolitan Area of Curitiba в Бразилии финансируется ассоциацией промышленников), 3) постановление главы исполнительной власти о выделении финансирования на некоторый период, 4) финансирование как часть национальной программы развития городов.
В системе индикаторов городского развития, рекомендуемой ООН-Хабитат, индикаторы разделяются на ключевые, качественные и расширенные. Развитие системы с 1993 г. показывает большую эффективность использования небольшого числа наиболее ясных и наглядных индикаторов. Так, первоначальная база данных городских индикаторов (GUID - Global Urban Indicators Database) содержала 46 ключевых индикаторов, после ее пересмотра в 1998 г. - 23 ключевых индикатора, а современная версия, разработанная в 2003 г.,
содержит лишь 20 ключевых, 10 качественных и 15 расширенных индикаторов. При этом количество городов, включенных в выборку ООН-Хабитат, непрерывно росло и с 237 городов в 1993 г. увеличилось до 360 в 80 странах мира к 2003 г. Кроме указанного группирования, всю совокупность индикаторов можно классифицировать при помощи различных других признаков. Классификация по сферам городского хозяйства, используемая ООН-Хабитат, выделяет 5 групп (в скобках приведены отдельные примеры индикаторов каждой группы):
1) жилье (доля населения, живущего в одной комнате с более чем 2 соседями, цена квадратного метра жилья по отношению к уровню доходов, цена аренды 1 м2 жилья по отношению к уровню доходов);
2) социальное развитие (детская смертность, доступность проточной воды, доступность канализации);
3) окружающая среда (доля сточных вод, подвергаемых очистке, доля вывозимого и перерабатываемого мусора);
4) экономическое развитие (уровень безработицы, доля работающих нелегально, доходы городского бюджета на одного жителя);
5) качество управления (наличие планирования для роста населения, наличие городских программ).
Для каждой группы индикаторов сформулированы цели применения. Например, для группы индикаторов социального развития целями являются предоставление всем равных возможностей для безопасной и здоровой жизни, социальная интеграция и поддержка ущемленных групп населения, продвижение принципа равенства полов. Для группы жилищных индикаторов целями являются продвижение права на приемлемое жилье, предоставление надежных гарантий владения, предоставление равного доступа к земле, предоставление равного доступа к ипотечному кредитованию, продвижение доступа к основным коммунальным услугам. Всего на данный момент объявлено 19 таких целей.
Другой метод классификации индикаторов, дополняющий предыдущие, связан с оцениванием последствий проводимой городскими властями политики. Этот метод делит индикаторы на следующие группы:
• индикаторы диагностики ситуации;
• индикаторы, показывающие вложения ресурсов (финансовых и других);
• индикаторы, показывающие объем выполненных работ или оказанных услуг (километры дорог, трубопроводов, квадратные метры жилья и т. п.);
• индикаторы, показывающие непосредственные эффекты принятых мер;
• индикаторы, показывающие долгосрочные прямые и косвенные эффекты.
Основными целями использования индикаторов являются:
• измерение качества жизни в городах;
• поддержка принятия правильных управленческих решений;
• сравнение городов друг с другом;
• отслеживание динамики развития города;
• повышение прозрачности и информационной открытости работы органов муниципальной власти для населения.
В России разработкой системы индикаторов для мониторинга социально-экономического положения муниципальных образований с 1999 г. занимается фонд «Институт экономики города» (http://www. игЬапесопош^.ги). Результатом этой работы стали 2 брошюры «Индикаторы социально-экономического развития муниципальных образований», изданные в 2001 и 2002 гг.
С 2001 г. эта деятельность института была выделена в самостоятельный проект, получивший название «Городской барометр». Проект рассчитан на 4 года и разбит на 4 этапа. Как указано в отчетах института, основными целями проекта являются:
• отработка методики мониторинга социально-экономического положения муниципальных образований на основе системы индикаторов, разработанной фондом «Институт экономики города»;
• организация системы мониторинга социально-экономического положения непосредственно в муниципальных образованиях;
• создание информационного массива, обеспечивающего возможность сравнения муниципальных образований друг с другом, а также проведение аналитических исследований в области социальноэкономического развития муниципальных образований;
• расширение доступа общественности к статистической и аналитической информации о муниципальных образованиях для увеличения прозрачности работы местных администраций.
Институтом выработан ряд критериев или принципов, которым должна удовлетворять система индикаторов:
комплексный характер (отражение всех сфер муниципальной жизни);
сочетание полноты охвата с относительной простотой; возможность насыщения системы достоверной информацией и сопоставимость показателей во времени и пространстве;
возможность последующего расширения пространственных и временных границ;
открытость системы для пользователей; однозначность интерпретации показателей.
Важную роль в анализе городских данных и разработке правительственных программ на основе такого анализа играет с начала 90-х гг. Научно-исследовательское некоммерческое партнерство «Город-
Регион—Семья». Специалистами НИНП «Город-Регион-Семья» по заказу программы ООН-Хабитат был выполнен цикл работ по оценке условий проживания населения в российских городах. Их результатом стали национальные доклады России на Международной конференции Хабитат-II (Стамбул, 1996) и на 25-й Специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН по населенным пунктам (Нью-Йорк, 2001), а также включение российских городов в Глобальную базу данных ООН-Хабитат о развитии городов мира. Были изданы монографии «Состояние городов России» и ее версия на английском языке «The State of the Russian Cities» (2002 г.), «Жилищная реформа в России: проблемы и перспективы» (1999 г., в рамках проекта ТАСИС), «Товарищества собственников жилья: регистрация, организация, деятельность» (1996 г.).
Крупнейшей ассоциацией городов России и СНГ является Международная ассамблея столиц и крупных городов (МАГ, http:// www.e-gorod.ru), объединяющая 64 города из 9 стран содружества. Одним из ключевых проектов МАГ является «Система городских индикаторов». Целями проекта являются:
• отработка методики мониторинга развития и эффективности управления городом на основе разработанной системы индикаторов;
• организация системы мониторинга социально-экономического развития в городах;
• создание на базе унифицированного паспорта города информационного массива, обеспечивающего возможность сопоставления городов, а также проведение аналитических исследований тенденций социально-экономического развития городов;
• расширение доступа к статистической и аналитической информации о муниципальных образованиях общественности для увеличения прозрачности работы местных администраций.
В рамках проекта был подготовлен аналитический доклад МАГ «Города: оценка и индикаторы управления и развития». Подробнее о докладе можно узнать на сайте МАГ.
Интересный опыт сбора и анализа городских данных накоплен в Ассоциации сибирских и дальневосточных городов (АСДГ -http://www.asdg.ru). На сайте ассоциации имеются информационноаналитические обзоры и краткая база данных о городах - членах ассоциации. В настоящее время информационная система АСДГ -крупная межрегиональная муниципальная информационная сеть (ИС), пользователями которой являются более 300 городов, районов и субъектов Российской Федерации. ИС АСДГ осуществляет деятельность по пяти направлениям: информационное, методическое, обмен опытом работы специалистов администраций городов, учебноконсультационное, проектно-инновационное. Она располагает 12 информационно-компьютерными банками документов местного самоуправления и справочной информации о городах Сибири, Дальнего Востока и частично Урала.
В рамках своей деятельности АСДГ отслеживает информацию о социально-экономической ситуации в городах - членах ассоциации и с 1996 г. ведет компьютерный банк «Показатели социально-экономического развития городов Сибири, Дальнего Востока и Урала». Сбор информации осуществляется путем рассылки и сбора типовых форм для ежемесячного, ежеквартального и ежегодного заполнения, разработанных Координационным советом АСДГ по экономике.
На основе формируемых баз данных АСДГ готовит материалы по сравнительному анализу ситуации в городах. В этих материалах содержатся, в частности, графически представленные сравнительные данные по занятости населения, основные характеристики работы промышленности и некоторых других сфер экономики городов, сведения по бюджетной обеспеченности населения и дефициту городских бюджетов, данные по обеспеченности жителей основными видами коммунальных и социальных услуг, уровню оплаты коммунальных услуг и некоторые другие показатели. Несмотря на то что данные представляются по ограниченному количеству (порядка 15) ведущих городов, они дают возможность для интересных выводов. Однако эта возможность резко ограничивается тем, что доступ в базы данных АСДГ также регламентирован.
Как видно из вышеприведенных примеров, системы классификации, применяемые разными проектами, существенно различаются. В соответствии с рекомендациями комиссии 5 METROPOLIS и ООН-Хабитат разработку системы индикаторов следует начинать с пилотного проекта, затрагивающего лишь отдельные стороны (или даже одну избранную сферу) городской жизни. Затем необходимо расширить систему, чтобы она, по меньшей мере, содержала 20 ключевых индикаторов ООН-Хабитат, что сделает ее более стабильной и менее зависимой от политической конъюнктуры.
Владивосток является членом упомянутых ассоциаций - Международной ассамблеи столиц и крупных городов и Ассоциации сибирских и дальневосточных городов. Некоторые статистические данные по г. Владивостоку можно найти в разделе «Город в цифрах» сайта администрации Владивостока http://www.vladcity.ru/digits/index.htm. Список статистических бюллетеней по Владивостоку, выпускаемых территориальным органом Федеральной статистической службы по Приморскому краю, доступен на сайте http://www.primstat.ru. Даже поверхностный анализ данных, размещенных на сайтах администраций российских городов, показывает крайнюю бедность доступной информации и ее неоднородность как в разрезе городов, так и в разрезе временных периодов. Нам представляется вполне очевидной необходимость унификации этой информации и методик ее сбора и расчета. Первым шагом для такой унификации призвана служить предлагаемая ниже система индикаторов для г. Владивостока. Ее, конечно, не следует рассматривать как всеобъемлющую и окончательную. Скорее, это исследовательский пилотный проект, где избранные группы
индикаторов отражают частично имеющиеся данные, частично личные предпочтения авторов. В систему включено всего 42 индикатора. Сведения для вычисления некоторых ключевых индикаторов в настоящее время оказались недоступны. Следуя рекомендациям ООН-Хабитат, мы решили, тем не менее, сохранить эти показатели в списке с целью дальнейшего поиска информации для их расчета. В некоторых местах для сравнения приводятся данные по Москве, Иркутску и Барселоне. Ряд разделов не нашел отражения в нашем списке: экономика, муниципальный бюджет и финансы, доступность жилья и рынок жилой недвижимости, рынок нежилой недвижимости, окружающая среда и благоустройство, безопасность, образование, коммунальные, бытовые, информационные услуги. Эти несомненно важные разделы должны постепенно включаться в систему по мере ее развития.
В приведенном ниже списке после знака равенства стоят значения индикаторов за год, указанный в круглых скобках.
Первый раздел - степень развития розничной торговой сети и общественного питания - включает следующие 8 индикаторов.
1. Розничная торговая площадь на душу населения = 0,46
(2003), 0,50 (2004), 0,54 (2005). Вычисляется как суммарная торговая площадь (в м2) розничных торговых точек (включая магазины, рынки и др.), деленная на численность населения города.
2. Розничная торговая площадь на душу населения по группам товаров и услуг (продовольственные и непродовольственные, м2/чел.) =
0,23 (2004), 0,24 (2005) (продовольственные); 0,23 (2004), 0,24 (2005) (непродовольственные). Этот показатель, в отличие от предыдущего, не учитывает площадь рынков, лотков и других временных торговых точек.
3. Средняя плотность магазинов = 2,74 (2003), 2,77 (2004), 2,86
(2005). Вычисляется как количество магазинов на 1 м2 площади города.
4. Средний размер магазина, 1 м2 = 186,37 (2003), 196,96 (2004), 207,38 (2005). Индикатор не различает продовольственные и непродовольственные магазины.
5. Оборот розничной торговли на одного жителя за год, тыс. руб./чел. = 43,35 (2003), 56,11 (2004), 73,14 (2005), 86,32 (2006).
6. Объем платных услуг на одного жителя в год, тыс. руб./чел. = 20,33 (2003), 26,12 (2004), 32,46 (2005), 37,49 (2006).
7. Обеспеченность местами в общедоступных учреждениях общественного питания = 29,7 (2004). Измеряется в количестве мест на тысячу человек.
8. Оборот общественного питания на одного жителя за год, тыс. руб./чел. = 2,23 (2003), 2,5 (2004), 3,15 (2005).
Данные этого раздела получены посредством полевых исследований, проведенных ТГЭУ с использованием информации из статистического сборника «Владивосток в 2005 году». Для сравнения: оборот розничной торговли в Москве в 2005 г. составил 152,1 тыс. руб. на одного
постоянного жителя, что более чем вдвое превышает показатель Владивостока. В Иркутске соответствующий показатель в 2005 г. составил 72,5 тыс. руб.
Второй раздел - обеспеченность культурно-просветительскими, развлекательными и спортивными услугами - включает следующие 4 индикатора.
1. Количество культурно-просветительских объектов (театров, концертных залов, выставок, музеев, библиотек) = 75 (2003); 72 (2004); 74 (2005).
2. Количество человек на одно сидячее место в театрах, концертных залах и кинотеатрах = 115,46 (2003); 116,91 (2004); 99,58 (2005). Вычисляется как отношение населения к общему числу мест.
3. Количество проданных билетов в театры, музеи, концертные залы за год на одного жителя = 1,87 (2000); 2,84 (2003); 3,33 (2004); 3,40 (2005).
4. Количество человек на одну библиотеку = 4779 (2003); 15044
(2004); 14961 (2005).
Данные по индикаторам этого раздела можно найти в статистических сборниках «Владивосток в 2004 году» и «Владивосток в 2005 году».
Для сравнения: количество проданных билетов в театры и кинотеатры в Барселоне в 2004 г. составило 8,32 на одного жителя.
Третий раздел - уровень жизни населения - включает следующие 6 индикаторов:
1. Стоимость потребительской корзины = 2949 (2004); 3601
(2005).
2. Среднемесячная зарплата на одного работающего = 7933 (2004); 11490 (2005), 13718 (по ноябрь 2006).
3. Средний процент дохода, затрачиваемый на оплату аренды жилья и коммунальных услуг (за год) = 8,51 (2004); 8,28 (2005).
4. Отношение средней стоимости 1 м2 жилья к средней месячной зарплате = 1,83 (2004), 1,78 (2005). Для расчета этого индикатора кроме данных статистических сборников о доходах использовались полевые данные ТГЭУ о ценах на недвижимость.
5. Процент населения, живущего ниже черты бедности = 27,8
(2004); 27,6 (2005). Данные статистических сборников не содержат этого показателя, но его можно рассчитать при помощи данных о распределении доходов по группам и линейной интерполяции. Этот индикатор рекомендован ООН-Хабитат.
6. Доля доходов, приходящаяся на 10% наиболее бедных граждан. Данные статистических сборников недостаточны для расчета этого индикатора, являющегося одним из 20 ключевых индикаторов, рекомендованных ООН-Хабитат.
Для расчета первых пяти индикаторов использовались данные статистического бюллетеня «Основные показатели социально-эконо-
мического развития г. Владивостока за 2006 год» и статистических сборников «Владивосток в 2004 году» и «Владивосток в 2005 году».
Четвертый раздел - социальная структура населения - включает следующие 5 индикаторов:
1. Процент пенсионеров (людей старше трудоспособного возраста (ТСВ)) от всего населения города = 22,6 (2004); 22,9 (2005).
2. Процент работающих от всех пенсионеров = 30,00 (2003); 33,21 (2004); 35,51 (2005).
3. Процент безработных по отношению к населению в ТСВ =
0,90(2004); 0,96 (2005).
4. Количество инвалидов = 30705 (2004); 33094 (2005).
5. Процент людей с высшим образованием = 35,8 (2004).
Данные по индикаторам этого раздела можно найти в статистических сборниках «Владивосток в 2004 году» и «Владивосток в 2005 году».
Пятый раздел - транспорт - включает следующие 5 индикаторов:
1. Показатель ДТП с участием общественного транспорта = 16 (2005). Вычисляется как количество дорожно-транспортных происшествий с участием маршрутных транспортных средств в год.
2. Количество легковых автомашин на 1000 жителей = 221
(2004).
3. Процент населения, добирающийся на работу и с работы на общественном транспорте. Этот индикатор рекомендован ООН-Ха-битат. Данные недоступны.
4. Процент участников ДТП от всего населения за год. Этот индикатор рекомендован ООН-Хабитат. Данные недоступны.
5. Процент дохода, затрачиваемый на транспорт. Этот индикатор рекомендован ООН-Хабитат. Данные недоступны.
Данные этого раздела получены по частным каналам. Количество индикаторов и надежность данных можно заметно увеличить при использовании данных ГИБДД. Для сравнения: количество личных автомобилей в Москве на 1000 жителей составило в 2005 г. 245,2. В Барселоне в 2003 г. соответствующий показатель был равен 381,2.
Шестой раздел - демография - включает следующие 9 индикаторов:
1. Прирост населения = 98,1 (2003/2000); 99,45 (2004); 99,48
(2005). Измеряется в процентах путем деления численности населения на начало текущего года на численность населения на начало предыдущего года и умножения на 100.
2. Рождаемость = 8,99 (2003); 9,30 (2004); 9,14 (2005); 9,19
(2006). Вычисляется как количество родившихся детей на 1000 жителей за год.
3. Смертность = 13,17 (2003); 13,31 (2004); 12,39 (2005); 12,36
(2006). Вычисляется как количество умерших (независимо от причины) на 1000 жителей за год.
4. Уровень иммиграции = 10,9 (2004). Прибывших на 1000 жителей. Для расчета этого индикатора необходимо использовать данные регистрационных органов.
5. Уровень эмиграции = 12,5 (2004). Убывших на 1000 жителей. Для расчета этого индикатора необходимо использовать данные регистрационных органов.
6. Рождаемость по отношению к фертильности = 16,7 (2004); 17,2 (2005). Вычисляется как число родившихся детей на 1000 женщин в возрасте 15-49.
7. Средний возраст рожениц = 26,43 (2003); 26,40 (2004); 27,00
(2005). Среднее арифметическое возрастов всех родивших за год женщин. На практике среднее вычисляется по возрастным группам рожениц, а не индивидуальным роженицам.
8. Возрастной разрыв = 1,05 (2004); 1,09 (2005); 1,12 (2006). Рассчитывается как численность населения старше 60 лет, деленная на численность населения в возрасте до 14 лет.
9. Количество женщин на 1000 мужчин = 1043 (2005); 1140
(2006).
Индикаторы этой группы можно рассчитать при помощи статистических сборников «Владивосток в 2004 году» и «Владивосток в 2005 году» и статистического бюллетеня «Основные показатели социально-экономического развития г. Владивостока за 2006 год». Для сравнения: рождаемость в Иркутске в 2005 г. составила 12 новорожденных на 1000 жителей. В Барселоне в 2002 г. родилось 8 человек на 1000 жителей. Средний возраст рожениц в Барселоне составил 31,6 года.
Седьмой раздел - здоровье - включает следующие 5 индикаторов:
1. Коэффициент обеспеченности местами в больницах = 13,29
(2004). Измеряется в койках на 1000 жителей. Вычисляется как число коек в больницах всех типов, деленное на численность населения города и умноженное на 1000. Для краевых больниц необходимо ввести поправочный коэффициент, равный отношению населения города к населению края.
2. Коэффициент обеспеченности населения медперсоналом больниц = 9,97 (2004). Для расчета необходимо медицинский персонал больниц разделить на население города и умножить на 1000. Для краевых больниц необходимо ввести поправочный коэффициент, равный отношению населения города к населению края.
3. Коэффициент обеспеченности больниц медперсоналом = 0,75 (2004). Для расчета необходимо медицинский персонал больниц разделить на общее число койко-мест в этих больницах.
4. Детская смертность = 8,7 (2004). Число детей, умерших в возрасте до 1 года, на 1000 родившихся. Этот индикатор является одним из самых важных показателей, характеризующих общее состояние здравоохранения и экологическую ситуацию и качество жизни в целом.
К сожалению, наблюдается существенное методическое различие по сравнению с соответствующим показателем ООН-Хабитат, для расчета которого берется число детей, умерших в возрасте до 5 лет.
5. Годовой показатель первичного выявления туберкулеза = 85,9 (2004). Рассчитывается как количество вновь выявленных случаев за год на 100 тыс. жителей.
Индикаторы этого раздела можно рассчитать исходя из информации, содержащейся в сборниках «Владивосток в 2004 году» и «Владивосток в 2005 году». Для сравнения: коэффициент обеспеченности населения медперсоналом больниц составил в Барселоне 10,4 в 2002 г.
Конечно, для эффективного использования данной системы индикаторов, выявления наиболее целесообразных путей ее развития и модификации представляется необходимым налаживание сотрудничества с администрацией г. Владивостока и совместная работа в рамках Международной ассамблеи столиц и крупных городов (http://www.e-gorod.ru) и Ассоциации сибирских и дальневосточных городов (http://www. asdg.ru). В частности, следующим возможным шагом на пути развития данной системы может стать ее привязка к программам администрации г. Владивостока «Мой дворик», «Образование», «Чистый город», «Здоровый город» и «Наш дом» (подробности об этих программах на официальном сайте администрации Владивостока http://www. vlc.ru). Для этого необходимо связать некоторые из перечисленных индикаторов с целями этих программ и разработать новые индикаторы для измерения выполнения задач, поставленных данными программами. Кроме того, сотрудничество с администрацией должно помочь в преодолении основной проблемы нашей системы - отсутствия многих данных и неясности методик расчета доступных данных. В дальнейшем представляется желательным расчет аналогичного набора индикаторов для ряда городов Приморья с целью сравнения и выработки ориентиров. В частности, такие расчеты могут быть сделаны для Находки, Уссурийска и Арсеньева представителями филиалов ТГЭУ, которые участвовали в работе семинара ООН-Хабитат в Казани в марте 2006 г.
© Карп Д.Б., Кузнецова Н.В., 2007 г.