удк 37.016 функциональные и дидактические
возможности систем управления обучением
Functional components and Didactic contribution of learning management systems
Э. А. Иервезенцева - преподаватель кафедры математики и информационных технологий Омского юридического института
E. А. Pervezentzeva - Instructor of the Department of Mathematics and Information Technology, Omsk Law Institute
Аннотация. Сегодня становятся актуальными проблемы совершенствования программного обеспечения и подготовки специалистов, а также повышения качества учебного процесса с помощью систем управления обучением. В статье дан аналитический обзор возможностей систем управления обучением.
LMSs have increasingly become important for improving the quality of education and enhancing educational technologies. The article presents an analytical review of capabilities of learning management systems.
Ключевые слова: система управления обучением, информационно-коммуникационные технологии, электронные образовательные ресурсы.
Learning management system, informational and communication technologies, e-learning resource.
Использование систем управления обучением (leaming management system - LMS), специальных инструментальных средств и оболочек для разработки электронных образовательных ресурсов (ЭОР) имеет следующие преимущества: существенно снижается время на разработку курсов, снижаются общие затраты на разработку и использование ЭОР, обеспечивается современный уровень функциональных и коммуникационных возможностей и пользовательского графического интерфейса курсов, исключаются многие ошибки начинающих разработчиков ЭОР.
Начиная с 1995 г. на рынке программных продуктов в сфере образования стали появляться специализированные средства для разработки курсов дистанционного обучения в виде ЭОР. По мере развития рынка программного обеспечения для дистанционного обучения эти средства становились все более удобными в эксплуатации, расширяли диапазон предоставляемых пользователям функциональных и дидактических возможностей.
Применение специализированных средств разработки ЭОР позволяет существенно расширить аудиторию потенциальных разработчи-
ков курсов. Даже преподаватели, не обладающие глубокими знаниями в области информационных технологий, способны разрабатывать ЭОР с помощью таких программных средств.
В данных системах делается акцент на дистанционную и самостоятельную работу в удобное время и в удобном месте, поддерживаются международные стандарты обмена учебными материалами ^СОЯМ, А1СС).
Анализ наиболее известных систем управления обучением, разработанных в россии и за рубежом за последние два десятилетия, позволил выделить их функциональные и дидактические возможности и определить ряд требований, позволяющих выбрать те системы управления обучением, которые обладают максимальным потенциалом для организации обучения в условиях использования информационных и коммуникационных технологий.
Система должна обладать интуитивно понятным интерфейсом, быть предельно простой для освоения и эксплуатации, что позволяло бы предъявлять минимальные требования к компьютерной грамотности пользователей на местах,
обеспечивать свободный доступ обучающегося к учебному материалу (время и место); предоставлять возможность планировать процесс обучения в зависимости от индивидуальной степени подготовки и потребностей в знаниях, обладать настраиваемой системой режимов обучения, позволяющей создавать различные варианты предоставления материалов курса пользователю, планировать очные и дистанционные учебные мероприятия, формировать учебные программы, назначать индивидуальные учебные планы. С точки зрения управления учебными курсами система должна обеспечивать формирование и ведение синхронизованного по времени учебного процесса и расписания, приглашение обучающихся, автоматизацию рассылки уведомлений о регистрации и напоминаний, ведение архива документов учебного процесса, составление отчетов о регистрации, завершении курсов и учебных планов, результатах прохождения тестов, ответов на опросы, ведение журналов посещений и др.
Возможность администрирования системы и наличие технической поддержки, широкие возможности по настройке интерфейса пользователя (информационные блоки, инструменты) и расширяемость (поддержка большого числа пользователей и объема учебного материала без потерь производительности) могут обеспечить гибкость и адаптивность системе.
Поддержка расширенной ролевой политики (администратор, учитель, создатель курсов, студент, гость и т. д.) позволяет настраивать систему ролей пользователей, учитывающую особенности любого процесса обучения, и систему прав доступа, индивидуально определяющую права доступа для групп пользователей к объектам и ресурсам системы.
Все необходимые инструменты для создания, редактирования, оперативного обновления контента, учебных материалов в различной форме, управления библиотекой учебных материалов, загрузки и публикации любого типа документов, импорта и экспорта готовых курсов, резервного копирования информации должны быть встроены в систему.
Необходимы также встроенные инструменты для создания развитой системы тестирования с учетом индивидуальных характеристик с возможностью использования вопросов из базы вопросов и системы проведения анкетирования пользователей для оценки общей эффективности обучения.
Система управления обучением должна обеспечивать единую интерактивную среду для обучения,
взаимодействия, обмена информацией между обучающимися и преподавателями учебного заведения. Ее прямая задача - оптимизация повседневной деятельности и повышение эффективности труда преподавателей и обучающихся на основе использования различных инструментов и методов обучения.
Дистанционное образование: организация обучения, консультирования и тестирования неограниченного числа слушателей посредством сетей; сочетание традиционных педагогических методов с новейшими коммуникационными и мультимедийными технологиями.
Очное образование: эффективное взаимодействие преподавателей и обучающихся в удобное для каждого время; самостоятельная подготовка студентов; тестирование и автоматическая оценка знаний; контроль организации обучения и его эффективности.
Широкие возможности для мониторинга обучения: анализ результатов учебной деятельности и подготовка различных видов отчетов, настройка автоматизированной системы оценок, отслеживание процессов самостоятельной подготовки, автоматический контроль времени на самообучение и тестирование, сопровождение или курирование обучающегося, рассылка отчетов по каждому студенту и возможность отображения информации с использованием графиков и деталей по каждому модулю, многоуровневая экспертиза учебных материалов.
С точки зрения обеспечения востребованных сегодня интерактивного обучения и кейс-обучения (форумы, чаты, видеотрансляции, вэ-бинары) система управления обучением должна включать инструменты взаимодействия участников образовательного процесса в режиме реального времени и в асинхронном режиме, поддерживать обучение индивидуально и в группах, позволяя проводить групповую и индивидуальную статистику и аналитику обучения.
Были проанализированы следующие системы управления обучением, представленные на рынке информационных и коммуникационных образовательных технологий (табл. 1):
1. Adobe Connect Training (Adobe Systems Incorporated, International);
2. Competentum. ИНСТРУКТОР (Competen-tum, Россия);
3. eLearning Portal (Efficient Lab, Россия);
4. SharePointLMS (ElearningSoft, Белитсофт, Россия, Беларусь);
5. JoomlaLMS (ElearningSoft, Белитсофт, Россия, Беларусь);
6. Microsoft Learning Gateway (Microsoft, International);
7. Moodle (Moodle Pty LTD, Австралия);
8. Oracle Learning Management (Oracle Corporation, International);
9. REDCLASS Pro, REDCLASS Learning (REDLAB/REDCENTER, Россия);
10. Blackboard Learn (VP Group);
11. WebTutor, www.mylms.ru (Websoft, россия);
12. i.Logos (i.Point, Россия);
13. Прометей (Виртуальные технологии в образовании, Россия);
14. eLearning Server (Гиперметод IBS, Россия);
15. Webils (Интернет-Школа, Россия);
16. e-University (Международный деловой альянс (IBA), Россия);
17. BaumanTraining (Специалист, Россия);
18. STELLUS (Стэл, Компьютерные Системы, Россия);
19. TrainingWare (Корпоративные Системы Обучения, Россия).
Таблица 1
Возможности 1 2 3 4 5 б 7 s 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19
Функциональные
Интуитивно понятный интерфейс + + + + + + +
Создание курсов в международном стандарте ЯСОИМ + + + + + + + + + + +
Система регистрации и саморегистрации + + + + + + + +
Свободный доступ обучающегося к учебному ма- + + + + + + + + +
териалу
Создание и редактирование ЭОР. Разработка учебного контента + + + + + + + + + + + + + + + + + + +
Копирование, импорт, экспорт готовых курсов + + + + + + + +
Мониторинг действий студента Курирование обу- + + + + + + + + + + + + + + + + + + +
чения
Совместная работа разработчиков над курсами + + +
Распределение прав доступа к образовательным ресурсам и средствам управления + + + + + + + + + + + + + + + +
Возможность интеграции с другим ПО + + + + +
Ведение архива документов учебного процесса, + + + + + + + + + + + + +
отчеты
Создание базы данных материалов курса + + + + + + + + + + + + + + + + +
Формирование и ведение синхронизованного по времени учебного процесса и расписания + + + + + + + + +
Функции резервного копирования информации + + +
Администрирование системы пользователями + + +
Система внутренних сообщений + + + + + + + + +
Дополнительное ПО + + + + + + + + + +
Настройка автоматической системы оценок + + + + + + + +
Изменение дизайна, интерфейса + + +
Доступ онлайн + + + + + + + + + + + + + + + +
Сертификация обучающихся + + +
Язык (русский (р), англ. (а) а р р р а а р а р р р р р р р р р р р
Бесплатно +
Дидактиче ские
Организация процесса дистанционного обучения + + + + + + + + + + + + + + + + + + +
Поддержка интерактивного обучения + + + + + + + + + + + + + + + + + + +
Организация входного и выходного контроля + + + + + + + + + + + + + + + + + + +
Создание и публикация разных видов упражнений + + + + + + + + + + + + + + + + + + +
Планирование и организация учебного процесса. Назначение программы обучения + + + + + + + + + + + + + + + + + + +
Формирование индивидуальных учебных планов + + + + + + + + + + + + +
Создание развитой системы тестирования с учетом индивидуальных характеристик + + + + + + + + + + + + + + + + +
Обучение индивидуально или в группах. Формирование групп + + + + + + + + + +
Групповая и индивидуальная статистика и аналитика обучения + + + + + + + + +
Возможность оценивания работ других участников обучения + + +
Информационный календарь учебных мероприятий + + + + + + + + +
Обеспечение интерактивного общения: форумы, чаты, вэбинары + + + + + + + + + + + +
Контроль качества проведения обучения + + + + + + + + + + + + + + +
Анализ показал, что все системы в той или иной степени обеспечивают перечисленные возможности, но на первый план выходят Moodle, WebTutor, REDCLASS, Прометей, Competentum. ИНСТРУКТОР, отвечающие практически всем перечисленным требованиям.
Преимущества использования систем управления обучением для преподавателей: уменьшение затрат времени на административные функции при проведении занятий, управление учебными материалами, мониторинг и аналитика учебного процесса, экономия времени на решение рутинных задач (раздаточные материалы, тесты, упражнения), создание собственных проектов и материалов для набора образовательных шаблонов, возможность разрабатывать обучающие материалы в интерактивном режиме путем нескольких щелчков мыши.
Преимущества использования систем управления обучением для студентов: инструкции по выполнению различных заданий, упрощение работы над выполнением заданий, сокращение времени на форматирование, создание профессионально оформленных документов, аналитических презентаций.
Применение систем управления обучением в учебных заведениях позволяет внедрять методы смешанного обучения в образовательный процесс, что соответствует требованиям Болонской конвенции и обеспечивает мобильность студентов; облегчает подготовку студентов к зачетам и экзаменам путем использования предварительного тестирования, а для преподавателей - упрощение подготовки к их приему, которое может проходить в компьютерных классах в форме тестирования под их наблюдением.