УДК 377.12 ББК Ч447.4к2
ГСНТИ 14.33.01, 14.33.05
Код ВАК 13.00.02; 13.00.01
Майоров Александр Борисович,
преподаватель, Московский государственный колледж электромеханики и информационных технологий; 111397, г. Москва, пр. Зеленый, д. 26, к. 314; е-mail: aakatova@list.ru
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: образовательная система; менеджмент обучения и воспитания в системе среднего профессионального образования; системообразующие факторы управления в образовании.
АН НОТАЦ ИЯ. Рассматриваются учреждения среднего профессионального образования как педагогические системы и объекты управления. В качестве системообразующих факторов менеджмента образовательного процесса представлены миссия, конкурентоспособность учреждения образования на рынке образовательных услуг, имидж, цель, функции управления, методы и принципы управления, результаты образовательной деятельности и личность руководителя. Приводятся разработанные автором критерии положительного имиджа образовательного учреждения среднего профессионального образования и основные деятельностные цели конкретного колледжа.
Mayorov А1ек8аис1г ВоНвотосЬ,
Lecturer, Moscow State College of Electromechanics and Information Technologies, Moscow, Russia.
KEY WORDS: educational system; management in the system of secondary professional education; systemic factors of the educational management.
ANNOTATION. In the article the institutions of secondary professional education are regarded as pedagogical systems and objects of management. The author represents the following systemic factors of management of the educational process: the mission, competitiveness of the college on the educational market, the image, the goal, the management functions, methods and principles, the results of educational activities and the leader’s personality. The author introduces the criteria of the positive image of the institute of secondary professional education and the basic goals of the particular college.
СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЕ ФАКТОРЫ МЕНЕДЖМЕНТА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
SYSTEMIC FACTORS OF EDUCATIONAL MANAGEMENT IN AN INSTITUTION OF SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION
нирования системы управления учебновоспитательной работой от уровня структурно-функциональных связей между субъектом и объектом управления; обусловленность содержания и методов управления учебно-воспитательной работой характером содержания и методов организации педагогического процесса и др. Рассмотрение учреждения среднего профессионального образования в качестве педагогической системы и объекта управления означает, что управленческая деятельность организаторов образования, должностных лиц, преподавателей, студентов должна быть в равной мере направлена на выработку целей и достижение результата, на создание условий формирования педагогического и студенческого коллектива, на отбор содержания и использование разнообразных средств, форм и методов учебно-воспитательной работы.
выполнять ответственные задачи по подготовке профессионалов своего дела, реализуя при этом основные функции - воспитания, обучения и содействия развитию личности студента. Воспитание и обучение закономерно влияют на развитие человека, причем это влияние многократно усиливается, когда образовательный процесс носит развивающий характер, когда принимаются специальные педагогические меры, обусловливающие быстрый темп, напряженность и продуктивность умственного и физического труда. Во многом эффективность процессов обучения, воспитания и развития личности обусловлена качеством управления образовательными системами. По мнению П. К. Анохина, обязательным положением для всех видов и направлений системного подхода является поиск и формулировка системообразующих факторов, под которыми понимают все явления, силы, вещи, связи и отношения, приводящие к образованию системы [1, с. 59].
На основе анализа теории и практики функционирования учреждения среднего профессионального образования мы выделяем в качестве системообразующих факторов управления организацией учебно-воспитательного процесса следующие факторы.
К числу основных закономерностей управления учреждением образования относят зависимость эффективности функцио-
1. Миссия образовательного учреждения, которая определяет его статус и обеспе-
© Майоров А. Б., 2014
чивает направления и ориентиры для постановки целей и выработки стратегий на различных организационных уровнях. Миссия должна содержать информацию о продукте или услуге учреждения образования, о его клиентах, об основных ценностях и т. д.
2. Конкурентоспособность учреждения образования, тесно связанная с вопросами развития рынка образовательных услуг, предпринимательства в образовании, управления учебными заведениями различных образовательных уровней. Конкурентоспособность специалиста на рынке труда обусловлена уровнем конкурентоспособности образовательного учреждения в сфере оказания образовательных услуг и определяется качеством образования, которое в свою очередь зависит от содержания и условий проведения образовательного процесса.
3. Имидж организации образования, представляющий ее образ, целенаправленно формируемый в общественном и индивидуальном сознании посредством средств массовой коммуникации и психологического воздействия. Нами определены следующие критерии положительного имиджа образовательного учреждения среднего профессионального образования: наличие определенных приоритетов, собственной философии, видения будущего, четко сформулированной миссии; приверженность особой системе ценностей, традиций, стилей поведения; обеспечение разнообразных и качественных образовательных услуг; внедрение оригинальной системы воспитательной работы, способствующей развитию творческих способностей, совершенствованию психических функций, формированию здорового образа жизни студентов; реализация связей с учреждениями дополнительного образования, высшими учебными заведениями и другими социальными институтами; использование ярких, оригинальных, своевременно обновляемых информационных материалов, предназначенных для внешней презентации; внедрение системы целевой подачи информации потребителям о своем потенциале, успехах и предлагаемых образовательных услугах; наличие абитуриентов в количестве, превышающем число свободных учебных мест; востребованность выпускников образовательного учреждения на предприятиях и в организациях отрасли.
4. Цель совместной деятельности, которая должна быть направлена на гармоническое развитие сущностных сил личности студента, на его самоопределение и создание условий для саморазвития. При этом общая цель детализируется в частных целях, сформулированных по отдельным направлениям учебно-воспитательной рабо-
ты. Одним из признаков эффективного управления является умение руководителей учреждения образования, преподавателей, органов студенческого самоуправления намечать частные цели и на каждом определенном временном этапе соотносить их с общей целью, регулируя процесс достижения намеченных результатов. Нами выделены основные цели учреждения среднего профессионального образования: подготовка высоко квалифицированных специалистов со средним профессиональным образованием по заявленным профессиям; реализация программ гражданско-патриотического, трудового, духовно-нравственного, эстетического воспитания, развития культуры здоровья студентов; переподготовка и повышение квалификации рабочих и специалистов определенной сферы; проведение научно-исследовательской работы в области среднего профессионального образования, внедрение в учебно-воспитательный процесс новых педагогических технологий.
5. Функции управления, представляющие собой, с одной стороны, совокупность последовательно выполняемых должностными лицами органов управления работ, объединенных единством цели и общностью решаемых задач по управлению, с другой - совокупность тесно связанных между собой организационных форм работы и управленческих функций. В. С. Лазарев рассматривает функции управления как отношение между управляющей системой и управляемым объектом, требующее от управляющей системы выполнения определенного действия для обеспечения целенаправленности и организованности управляемых процессов [2, с. 20].
6. Методы управления, выступающие как система способов и приемов воздействия субъекта управления на объект управления для достижения определенного результата. Методы управления представляют собой способы реализации принципов управления, достижения намеченных целей. К наиболее известным методам управления коллективом относятся методы принятия управленческих решений (метод «мозгового штурма», дискуссия, деловая игра, регламентный метод и др.) и методы выполнения управленческих решений (методы коллективной и индивидуальной мотивации, административные методы и др.).
7. Принципы управления, среди которых выделяются демократизация управления, гуманизация управления, системность и целостность в управлении, рациональное сочетание централизации и децентрализации, нормативность, единство единоначалия и коллегиальности, объективность и полнота информации в управлении.
8. Результат деятельности, являющийся основным системообразующим фактором системы, в том числе и в образовании. В качестве результатов деятельности учреждения среднего профессионального образования по обучению и воспитанию будущих специалистов следует идентифицировать формирование у студентов устойчивого интереса к процессу приобретения знаний, умений и профессиональных навыков, развитие интеллектуальных способностей личности, выработку профессиональных компетентностей, эффективное использование приобретенных знаний в различных видах коммуникативных и деятельностных процессов, совершенствование морально-нравственных качеств, формирование кругозора, общей и профессиональной культуры личности.
9. Личность руководителя учреждения среднего профессионального образования, которая в значительной степени определяет качество организации образовательного процесса. Эффективным считается тот руководитель, который на этапе реализации управленческих функций демонстрирует положительные личностные и профессиональные качества, используя при этом ос-
новополагающие принципы и действенные методы взаимодействия с коллективом. Качества руководителя - это сложные в психологическом плане образования, зависящие от множества факторов - особенностей характера, структуры личности, ее направленности, опыта, способностей, условий деятельности пр. Кроме того, многогранный характер управленческой деятельности накладывает своеобразный отпечаток на личностные и профессиональные характеристики менеджера. Взаимосвязь психологических характеристик личности и деятельности менеджера в образовании следует рассматривать как основу для анализа содержания, форм, методов и интерпретации цели обучения и воспитания, повышения квалификации, развития, саморазвития личности менеджера образования, формирования и совершенствования его управленческой деятельности.
Системообразующим же фактором всей системы образования как социального института выступает целостность, характеризующая не механическое приращение элементов системы, а глубокую интеграцию всех подсистем и процессов непрерывного образования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Анохин П. К. Философские аспекты теории функциональной системы. М. : Наука, 1978.
2. Лазарев В. С. О деятельностном подходе к проектированию целей общего образования // Изв. Рос. акад. образования. 2000. № 2. С. 15-24.
Статью рекомендует канд. пед. наук, доцент И. А. Ахьямова.