СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В ПОДГОТОВКЕ ДОБРОВОЛЬНЫХ ПОЖАРНЫХ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ИХ ГОТОВНОСТИ К ЗАЩИТЕ СЕЛЬСКИХ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ
A.А. Грешных, доктор педагогических наук, профессор. Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России.
B.Б. Рондырев-Ильинский, кандидат педагогических наук, доцент. Нижневартовский государственный университет
Рассмотрены проблемные вопросы в организации профессиональной подготовки членов добровольных пожарных команд, созданных для обеспечения пожарной безопасности в сельских населенных пунктах. Предложены пути решения по её совершенствованию и повышению их подготовленности к выполнению задач по предназначению.
Ключевые слова: добровольная пожарная охрана, добровольный пожарный, профессиональная подготовка, добровольная пожарная команда, пожарная безопасность, сельские населенные пункты
SYSTEMATIC APPROACH TO PREPARE VOLUNTEER FIREMEN IS THE WAY TO IMPROVE FIGHTING CAPACITY FOR PROTECTING RURAL SETTLEMENTS
A.A. Greshnih. Saint-Petersburg university of State fire service of EMERCOM of Russia. V.B. Rondyrev-Ilinsky. Nizhnevartovsk state university
There have been performed some problem questions for organizing professional drills of voluntary fire-teams in rural settlement to protect them. We have presented the ways of solving these problems.
Keywords: volunteer fire department, volunteer fireman, professional drill, voluntary fire-team, fire safety, rural settlement
После распада Советского Союза резко актуализировались проблемы организации пожарной безопасности в населенных пунктах, расположенных в сельской местности. Согласно данным МЧС России, в 30 тыс. сельских населенных пунктах, в которых проживает около 35 тыс. жителей, отсутствуют профессиональные подразделения пожарной охраны.
В Советский период этим вопросом занималась пожарно-сторожевая охрана. В её состав входили штатные и нештатные работники, а руководители колхозов и совхозов были заинтересованы в обеспечении пожарной безопасности и проводили соответствующую работу. На государственном и местном уровнях для добровольцев были определены меры стимулирования и поддержки.
В настоящее время многие традиции утрачены, а проблемы обеспечения пожарной безопасности стали еще более актуальными.
Создание в каждом сельском населенном пункте профессиональных подразделений пожарной охраны не представляется возможным, и одним из наиболее рациональных способов решения данной проблемы является работа органов власти всех уровней по привлечению граждан, проживающих в сельской местности к вступлению
в добровольную пожарную охрану. Чтобы результаты были не только на бумаге, то следует относиться к данному направлению со всей серьезностью. Прежде всего, можно выделить ряд основных задач: следует принять соответствующую нормативно-правовую базу, направленную на организацию добровольчества, стимулирование труда и социальную поддержку граждан, участвующих в деятельности по обеспечению пожарной безопасности, организовать их первоначальную и текущую подготовку, а также на безвозмездной основе обеспечить специальной одеждой и необходимыми средствами пожаротушения.
С принятием Федерального закона Российской Федерации «О добровольной пожарной охране» получило новое развитие объединение граждан, проживающих в сельской местности, в добровольчество [1].
Как известно, труд людей, занимающихся тушением пожаров и спасением людей и материальных ценностей, является сложным и опасным видом деятельности. Это означает, что каждый доброволец должен пройти соответствующий курс обучения, в ходе которого он изучит теоретический материал и приобретет необходимые практические умения. Но в силу того, что срок обучения в соответствии с программой утвержденной МЧС России составляет от 16 часов для добровольного пожарного до 40 часов для руководителя пожарной команды, дает основание полагать, что обучающиеся в лучшем случае получат только начальные знания, не говоря уже о практических умениях [2]. Если провести аналогию, то для подготовки профессионального пожарного необходимо более четырех месяцев на специальную первоначальную подготовку и в дальнейшем, на протяжении всего срока своей профессиональной деятельности с ним проводятся занятия по поддержанию и совершенствованию профессиональных знаний и умений [3].
Если на добровольного пожарного возлагаются те же задачи и обязанности, выполнять которые с учетом специфики сельской местности многократно сложнее, то и подготовку они должны проходить аналогичную с профессиональными пожарными, с учетом особенностей добровольчества. При этом их уровень подготовленности и психофизического состояния должен соответствовать минимальным требованиям, предъявляемым к профессиональным пожарным.
В период участия в боевых действиях, добровольцы оказываются в более сложных условиях, чем их профессиональные коллеги, так как в большинстве своем они должны своими силами, имея только первичные средства пожаротушения, решать сложные задачи. При этом нужно учитывать, что на руководителя дружины ложится вся ответственность за принятие самостоятельного решения по определению решающего направления ведения боевых действий, организацию работ по спасению людей и материальных ценностей, а на добровольных пожарных - за выполнение поставленных перед ними задач [4].
Необходимо понимать, что слаженная работа добровольцев возможна только при высоком уровне боеготовности подразделения добровольной пожарной команды (ДНК) и при наличии у каждого из них соответствующих знаний, умений и навыков, которые должны приобретаться в период первоначальной, а совершенствоваться в период текущей подготовки добровольцев. В этом заключается системный подход в организации подготовки членов ДНК, созданных для обеспечения пожарной безопасности в сельских населенных пунктах.
В соответствии с действующим законодательством организация текущей подготовки членов ДНК возложена на их руководителя, который до этого, как правило, никакого отношения к пожарной охране не имел и соответствующей квалификацией не обладает [1]. Также не указано, по каким программам и конкретно темам необходимо проводить теоретические занятия, и какие практические нормативы по пожарно-строевой и физической подготовке следует отрабатывать, чтобы обеспечивать соответствующий уровень боеготовности каждого добровольца и команды в целом. Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что на практике подобная норма выполняться не будет, а без организации систематических занятий, полученные начальные знания по пожарной безопасности сойдут до нулевой отметки.
Для решения данной проблемы необходимо проведение серьезного анализа и выработка целого комплекса мероприятий, направленных на обеспечение пожарной безопасности сельских населенных пунктов. При чем одной из первоочередных задач должна стать работа, направленная на обеспечение соответствующего уровня подготовки каждого гражданина, участвующего в деятельности ДПК.
Добровольная пожарная охрана является одним из видов пожарной охраны и входит в состав местных гарнизонов [4]. В связи с этим данная работа должна быть возложена на начальников местных гарнизонов пожарной охраны, так как в их обязанности входит создание необходимых условий для эффективного применения сил и средств гарнизона пожарной охраны при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ [5].
Фактически, на сегодняшний день, ситуация с подготовкой членов ДПК диаметрально противоположна той, которая должна быть. До настоящего времени в МЧС России не разработана и не утверждена программа текущей подготовки добровольцев, не определены и основные критериальные показатели подготовленности для пожарных добровольцев. Данные обстоятельства актуализировали внимание на решение частных проблемных вопросов, направленных на совершенствование процесса подготовки добровольных пожарных и поиска наиболее приемлемых форм его реализации. Таким образом, представляется, что снятие противоречия между необходимостью повышения уровня пожарной безопасности сельских населенных пунктов, организацией подготовки добровольцев и инерцией существующих органов власти, возможно лишь путем выстраивания системного, планомерного, целенаправленного и сбалансированного на всех этапах процесса подготовки, то есть необходимо применять научно-системный подход [6].
Проанализировав и систематизировав собранный материал, можно сделать заключение, что подготовка добровольцев должна обладать признаками многоступенчатой системы. Обучение на каждой из них необходимо реализовывать по программам различным по содержанию, объему и срокам. При этом в них обязательно должен присутствовать принцип концентризма.
Рассматривая подготовку добровольцев как систему, предлагается следующая классификация:
- 1 ступень - вводно-ознакомительная - срок до одного месяца со дня вступления в члены ДПК. Основу составляет первоначальное обучение и период стажировки при ДПК по месту проживания. Обучение проводится в одном из учебных центров федеральной противопожарной службы (ФПС) МЧС России. В этот период доброволец знакомится с основами пожарной безопасности и приобретает профессиональные начальные знания. Также создаются предпосылки для формирования морально-волевых и психофизических качеств, необходимых для выполнения задач, возложенных на добровольную пожарную охрану.
- 2 ступень - основная - проводится постоянно. Это период текущей подготовки. Обучение проводится по месту проживания и осуществления деятельности ДПК. В первые два-три года этого периода формируются необходимые морально-волевые, психофизические качества, а также приобретается профессиональный уровень знаний, умений и навыков.
- 3 ступень - совершенствующая - срок от 4 до 8 часов, проводится в профессиональных подразделениях пожарной охраны. Основная цель - повышение квалификации добровольцев. В этот период совершенствуются имеющиеся и приобретаются новые знания и умения.
Таким образом, предлагаемую классификацию подготовки пожарных добровольцев можно представить в следующем виде (табл.).
Таблица
С Т У П Е Н И П О Д Г О Т О В К И
вводно-ознакомительная основная совершенствующая
В И Д Ы П О Д Г О Т О В К И
первоначальное обучение и стажировка текущая подготовка повышение квалификации
Ц Е Л И
ознакомление с основами пожарной безопасности и приобретение профессиональных начальных знаний в первые два-три года формирование необходимых морально-волевых, психофизических качеств, далее - приобретение профессионального уровня знаний, умений и навыков совершенствование имеющихся и приобретение новых профессиональных знаний и умений
М Е С Т О П Р О В Е Д Е Н И Я З А Н Я Т И И
учебные центры ФПС МЧС России по месту проживания и осуществления деятельности в ДНК профессиональные подразделения пожарной охраны
С Р О К И
до одного месяца со дня вступления в члены ДНК период осуществления деятельности в ДНК от 4 до 8 часов
Данная система подготовки добровольцев будет направлена на получение новых и закрепление ранее полученных знаний и умений добровольцев в зависимости от возложенных на каждого из них обязанностей.
Из представленной схемы видно, что все ступени обучения являются последовательными и обязательными в общей цепочке подготовки добровольцев, а значит, равнозначными, и подходить к организации каждой из них необходимо со всей ответственностью.
Особое внимание следует уделять подготовке членов ДНК, участвующих в боевых действиях по тушению пожаров, спасении людей и материальных средств. Учитывая специфику оперативной работы, к данной категории добровольцев необходимо предъявлять во всех случаях повышенные требования подготовленности. В этой связи, рассмотрим их подготовку более детально.
В целях решения указанных проблемных вопросов, авторами проведена работа по составлению учебной программы для проведения текущей подготовки добровольных пожарных, участвующих в деятельности по обеспечению пожарной безопасности сельских населенных пунктов.
Но своей структуре программа состоит из семи разделов:
- правовые особенности в области пожарной безопасности;
- организация пожарной профилактики;
- основы охраны труда и медицинских знаний;
- пожарная техника и оборудование;
- основы тушения пожаров;
- пожарно-строевая подготовка;
- физическая подготовка.
Изучаемые разделы включают в себя 19 теоретических и 15 практических тем занятий. Общее время на подготовку добровольцев составляет 28 часов в год. В программу включены темы, которые обеспечат соответствующую подготовку добровольцев для выполнения задач, которые поставлены перед добровольной пожарной охраной, с учетом особенностей сельской местности.
В программе также указано, что в целях контроля за качеством подготовленности каждого из добровольцев и добровольной пожарной команды в целом, руководитель ДПК, ежегодно, по окончании текущей подготовки, в декабре, организует проверку теоретических знаний и практических умений и навыков путем приема комплексного зачета.
Понимая важность вопроса по обеспечению пожарной безопасности, в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан, проживающих в населенных пунктах Нижневартовского района, от пожаров, администрацией района, в рамках действующих полномочий и законодательства Российской Федерации, органами местного самоуправления Нижневартовского района, ведется активная работа по созданию общественных организаций ДПК и дружин и привлечению жителей района к участию в их деятельности [3].
В настоящее время на территории района в Министерстве юстиции Российской Федерации зарегистрированы и включены в сводный реестр МЧС России, который формируется в Главном управлении МЧС России по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре, и участвуют в деятельности по обеспечению пожарной безопасности в городских и сельских поселениях, а также в сельских населенных пунктах, не являющихся муниципальными образованиями 9 добровольных пожарных команд с общей численностью более 100 человек, а в муниципальных учреждениях района с массовым пребыванием людей и на социально-значимых объектах около 30 добровольных пожарных дружин с общей численностью более 200 человек.
Это серьезное подспорье и помощь органам местного самоуправления в организации работы по обеспечению пожарной безопасности в сельских населенных пунктах района.
Однако для того, чтобы граждане, являющиеся пожарными добровольцами, смогли эффективно выполнять возложенные на них обязанности, с ними необходимо организовывать и проводить соответствующую подготовку, которая должна носить не разовый, период первоначальной подготовки, а системный характер. Только в этом случае можно рассчитывать, что граждане, вступившие в члены ДПК, до этого никогда не занимающиеся вопросами пожаротушения, сумеют в реальной боевой обстановке, без поддержки профессиональных пожарных, провести эвакуацию людей из здания, организовать его тушение, имеющимися первичными средствами пожаротушения, и спасение материальных средств.
Несмотря на то, что пока в Российской Федерации не определен единый порядок организации и проведения других видов подготовки добровольцев, в Нижневартовском районе данную работу выполняют энтузиасты из числа бывших сотрудников Государственной противопожарной службы.
В настоящее время разработанная Программа для проведения текущей подготовки добровольных пожарных проходит апробацию среди добровольных пожарных команд, созданных для обеспечения пожарной безопасности в населенных пунктах Нижневартовского района.
В 2013 г. в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре проводился конкурс на звание «Лучшее подразделение добровольной пожарной охраны», по результатам которого было присуждено первое место общественному учреждению «Добровольная пожарная команда Нижневартовского района» и право представлять субъект в соревновании среди лучших подразделений добровольной пожарной охраны Уральского Федерального округа [8, 9]. Таким образом, руководством Главного управления МЧС России по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре была дана высокая оценка, которая характеризует правильность предлагаемого курса на системный подход в организации подготовки добровольных пожарных и реализацией его за счет разделения на несколько ступеней.
Проводимая исследовательская работа позволила разработать классификацию профессиональной подготовки добровольцев и Программу для проведения текущей подготовки добровольных пожарных, а также организовать её апробацию в подразделениях добровольной пожарной охраны, созданных для обеспечения пожарной безопасности сельских населенных пунктов Нижневартовского района.
Для решения рассматриваемой проблемы необходимо на государственном уровне (МЧС России) разработать и утвердить программы текущей подготовки и повышения квалификации добровольцев, а также определить порядок их реализации, возложив ответственность на профессиональных сотрудников и работников пожарной охраны.
Литература
1. О добровольной пожарной охране: Федер. закон Рос. Федерации от 6 мая 2011 г. № 100-ФЗ // Рос. газ. 2011. 11 мая.
2. Примерные программы профессиональной подготовки личного состава добровольной пожарной охраны от 11 июля 2011 г., утверждены МЧС России // ГУ МЧС России по Ивановской обл. URL: http://www.37.mchs.gov.ru (дата обращения: 25.09.2013).
3. Программа подготовки личного состава подразделений Государственной противопожарной службы МЧС России от 29 дек. 2003 г., утверждена МЧС России // ГУ МЧС России по Саратовской обл. URL: http://www.64.mchs.gov.ru (дата обращения: 25.09.2013).
4. О пожарной безопасности: Федер. закон Рос. Федерации от 21 дек. 1994 г. № 69-ФЗ. Доступ из информ.-справ. системы «КонсультантПлюс».
5. Об утверждении порядка привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ: Приказ МЧС России от 5 мая 2008 г. № 240, п. 1.6. // Бесплатная библиотека документов. URL: http://www.doc-load.ru (дата обращения: 22.09.2013).
6. Никитина Н.Н., Железнякова О.М., Петухов М.А. Основы профессионально-педагогической деятельности: учеб. пособие. М.: Мастерство, 2002. С. 10
7. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федер. закон Рос. Федерации от 6 окт. 2003 г. № 131-ФЗ // Рос. газ. 2003. 8 окт. Доп. вып. № 3316.
8. О проведении смотра-конкурса «Лучшее подразделение добровольной пожарной охраны Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в 2013 году: Приказ Главного управления МЧС России по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре от 14 мая 2013 г. № 190 // ГУ МЧС России по Хмао-Югре. URL: http://www.86.mchs.gov.ru (дата обращения: 25.09.2013).
9. О подведении итогов смотра-конкурса «Лучшее подразделение добровольной пожарной охраны Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в 2013 году: Приказ Главного управления МЧС России по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре от 28 мая 2013 г. № 216 // ГУ МЧС России по Хмао-Югре. URL: http://www.86.mchs.gov.ru (дата обращения: 25.09.2013).