О. П. САВЕНКО (Луганск, Украина)
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В ДОВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКЕ В СОВРЕМЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
Рассматривается профессиональная ориентация молодежи в современном университете с позиций системного подхода. Показано, что в систему довузовской подготовки входит ряд подсистем, среди которых в качестве основных, в частности, можно выделить систему профессиональной ориентации и систему профессиональной подготовки, объединенных общей целью, функционально взаимосвязанных и взаимодействующих.
Ключевые слова: профессиональная ориентация, довузовская подготовка, система,подсистема, профи-лизация, профильный предмет.
Современное общество переходит к динамической, непредсказуемой форме развития. В нем протекают бурные социальноэкономические преобразования, в результате которых появляются новые профессии, требующие от личности принципиально новых профессиональных качеств, соответствующих постоянно изменяющимся содержанию, условиям и способам труда. Это все ставит новые задачи перед системами допрофессионального образования, профессиональной ориентации молодежи.
Новая экономика - экономика знаний -выдвигает принципиально новые требования к качествам, способностям и умениям, необходимым современному молодому человеку, вступающему в жизнь. У него должны быть сформированы навыки профессионального самоопределения, развиты способности и потребности для самореализации. Молодые люди, выпускники школ должны иметь психологическую базу для самоопределения и самореализации, готовность к вступлению во взрослую жизнь.
Реальное положение дел показывает, что в школах практически не ведется работа по профессиональной ориентации молодежи, процесс получения информации о профессиях, о путях приобретения профессий в основном происходит стихийно. Школьники получают информацию от родителей и родственников, друзей и знакомых самостоятельно. Большинство учащихся к моменту окончания шко-
лы находятся на начальных этапах формирования профессиональных намерений, перед ними возникает целый ряд проблем и трудностей. В частности, на личностном и межличностном уровне у школьников возникают проблемы самосознания, личностного роста, неадекватности притязаний, несформированно-сти жизненных планов и т.д.
На процесс профессионального становления влияют различные факторы: социальноэкономические, социально-психологические, психологические, психофизические. Стоит вопрос огромной важности: как построить образование таким образом, чтобы в его процессе у школьников сформировать личные качества, знания, мотивационные установки, способствующие самореализации личности в будущей профессиональной деятельности. В решении проблем профориентации и профессионального самоопределения молодежи, на наш взгляд, должна играть важную роль система довузовской подготовки в современном университете. При этом, как и любая система, она должна исследоваться с помощью системного подхода на основе системного анализа как целостная система взаимодополняющих и взаимосвязанных компонентов-подсистем.
Системному подходу, развитию системных идей в педагогической науке уделяется в последнее время большое внимание. Причиной этому является методологическое влияние других наук (в частности, системного анализа), а также новые потребности педагогической практики [6].
Так, Б.С. Гершунский предлагает называть термином педагогическая система систему, состоящую из таких педагогических объектов, как учебно-воспитательная система и система педагогического управления [1]. Профессиональной ориентации как целостной системе посвящено в научной литературе достаточно работ.
С.М. Чистякова выделяет в системе профессиональной ориентации профессиональное просвещение, профессиографию, профессиональную консультацию, профессиональный отбор, профессиональную адаптацию. Профессиональная ориентация, по мнению исследовательницы, является системой подготовки учащихся к свободному и сознательному выбору профессии [7].
М.М. Захаров, В.Д. Симоненко рассматривают профессиональную ориентацию как целостную систему, которая состоит из следующих компонентов: профессионального просве-
© Савенко О.П., 2014
щения, профессиональной активизации, профессиональной психодиагностики, профессиональной консультации, профессионального отбора, профессиональной адаптации [2] .
М.И. Калугин, А.Д. Сазонов выделяют следующие компоненты: профессиональное просвещение, профессиональную диагностику, профессиональную консультацию, профессиональный отбор (подбор), профессиональную адаптацию. При этом профессиональная ориентация, с точки зрения авторов, является системой социально-экономических, психологопедагогических, медицинских мероприятий, цель которых - помощь молодежи в профессиональном самоопределении [3].
В.К. Сидоренко, В.Б. Харламенко рассматривают профессиональную ориентацию как систему с позиций системного подхода. Профессиональная ориентация, на их взгляд, -это целостная динамическая система, состоящая из структурных единиц, взаимосвязанных комплексностью цели, задач, которые способствуют оптимизации выбора профессии. В состав входят четыре основных функционально взаимосвязанных и взаимодействующих подсистем: профессиональное просвещение, профессиональная консультация, профессиональный отбор, профессиональная адаптация. Взаимодействие этих компонентов существует в виде подготовки следующего этапа на основе предыдущего [6].
Е.М. Павлютенков выделяет следующие компоненты системы профориентации: подсистемы профессиональной информации (целью которой является ознакомление школьников с основными профессиями), профессиональной активизации (стимулирование учащихся к развитию своих интересов, склонностей, способностей к накоплению жизненного и трудового опыта) и профессиональной консультации [5].
Отдельные авторы рассматривают профессиональную ориентацию как систему мероприятий, направленных на сознательное профессиональное самоопределение личности, целью которого является полноценная самореализация личности в профессиональной деятельности [4]. Таким образом, в целом отсутствует единый взгляд на структуру профориентационной работы.
По нашему мнению, профориентационная работа является важной составляющей системы довузовской (допрофессиональной) подготовки в современном университете, поэтому есть необходимость рассмотреть последнюю на основе системного подхода как еди-
ное целое, выявить компоненты этой системы, их взаимоотношения и взаимодействие.
На наш взгляд, система довузовской подготовки как проектно-ориентированной организации имеет глобальную цель - развитие потенциала личности (личного потенциала молодежи), ее подготовка к профессиональному образованию.
В качестве частных целей системы можно выделить следующие:
1) подготовка школьников к поступлению в высшие учебные заведения (углубленная подготовка по профилирующим предметам) с целью получения студентов, способных плодотворно учиться и решать образовательные задачи;
2) профессиональная ориентация школьников - помощь в профессиональном самоопределении, выборе профессии, составлении проекта профессионального самоопределения;
3) профильное обучение школьников (обучение по выбранным учебным профилям);
4) мониторинг качества подготовки в системе допрофессионального образования.
Важность и многогранность целей системы довузовской подготовки дает повод рассмотреть ее на основе системного анализа. С позиций системного подхода систему довузовской подготовки в современном университете можно рассматривать как целостную систему, в состав которой входит ряд подсистем. В частности, в качестве основных можно выделить следующие: систему профессиональной ориентации и систему профильной подготовки. Эти подсистемы функционально взаимосвязаны, взаимодействуют и объединены общей целью. В свою очередь, каждая из них имеет собственную структуру, состоящую из взаимодействующих и взаимосвязанных подсистем.
1. Система профессиональной ориентации включает в себя следующие подсистемы:
- профессиональной информации (позволяет реализовать принцип полноты системности информации);
- профконсультации (осуществляются профдиагностика, самодиагностика, изучаются личные склонности и потенциальное призвание слушателя);
- профессионального отбора (здесь устанавливается соответствие индивидуальных особенностей личности требованиям выбранной профессии, определяется направление подготовки, оказывается помощь в выборе личной образовательной траектории, в составлении личного проекта профессионального само-
определения, выбирается профиль обучения в системе довузовской подготовки).
2. Система профильной подготовки. Среди главных задач системы профильной подготовки - организация профильного обучения согласно способностям и склонностям слушателей, устранение противоречий между уровнем их знаний и вузовскими требованиями. При этом необходимо решать такую проблему, как реализация принципов, на которых основывается профильное обучение. Система профильной подготовки включает несколько этапов.
1. Диагностический. На этом этапе реализуется принцип диагностически прогностической реализуемости (выявление способностей учащихся для их обоснованной ориентации на профильное обучение). С этой целью проводится тестирование будущих слушателей для выявления их склонностей, способностей, потребностей и интересов, выбирается профиль обучения. При этом учитывается уровень подготовки ученика (принцип фуркации).
2. Организационный. На этом этапе в зависимости от степени подготовки слушателя и выбора профиля обучения формируются
Общественно-гуманитарное направление профилизации
Профиль обучения Направление подготовки
Филологический Филология (Украинский язык и литература) Филология (Перевод)
Гуманитарный Философия Документоведение и информационная деятельность Туризм
Историко-правовой История Право
Социально- политический Социология Психология Политология Социальная работа
Экономиче ский Экономическая кибернетика Международная экономика Экономика предприятия Управление персоналом и экономика труда Прикладная статистика Маркетинг Финансы и кредит Учет и аудит
Естественно-математическое направление профилизации
Физико- математический Механика Физика Прикладная физика
Естественно- экологический Г идрометеорология Экология, охрана окружающей среды и сбалансированное природопользование Здоровье человека
профильные группы, соответствующие определенным направлениям подготовки.
3. Обучающий. На этом этапе главной задачей является организация процесса обучения с учетом профильной направленности, формирование профильных компетенций.
Важная проблема, возникающая при организации обучения в системе довузовской подготовки, - это отбор содержания профильного обучения. При этом необходимо учитывать, что базовые общеобразовательные предметы представляют инвариантную составляющую содержания среднего образования и изучаются в школе, а в системе довузовского образования главными становятся профильные общеобразовательные предметы, которые реализуют цели, задачи и содержание каждого профиля. Изучение этих предметов приводит к более глубокому и полному овладению понятиями, законами, теориями, обеспечивает прикладную направленность обучения и применение в различных сферах деятельности. В системе довузовской подготовки необходимо организовать овладение базовыми предметами по следующим программам:
Общественно-гуманитарное направление профилизации
Профиль обучения | Направление подготовки
Технологическое направление профилизации
Менеджмент Менеджмент
Компьютерные технологии Компьютерные науки Компьютерная инженерия Системная инженерия Автоматизация и компьютерноинтегрированные технологии Безопасность информационных коммуникативных систем
Информационно- математический Информатика Прикладная математика
Технологический Литейное производство Инженерная механика Машиностроение Сварка Технология изделий легкой промышленности Строительство
Электротехнический Электротехника и электротехнологии Электромеханика Метрология и информационноизмерительные технологии Приборостроение
Транспортные технологии Транспортные технологии (по видам транспорта) Железнодорожный транспорт Автомобильный транспорт
- общеобразовательной подготовки (объем содержания, достаточный для дальнейшего изучения предмета в вузах, при этом учебный предмет может быть не профильным, но базовым или близким к профильному);
- профильной подготовки (объем содержания углубленный, предполагает ориентацию на будущую профессию (курсы физики и математики в физико-математическом профиле)).
Кроме базовых и профильных предметов в системе довузовской подготовки вводятся дополнительные к профильным предметы (черчение для технологического профиля, экономические знания - для экономического и др.).
4. Контролирующий. На этом этапе производится мониторинг качества обучения. В ходе профильной подготовки реализуются принципы компетентностного подхода, лич-ностно ориентированного обучения, принцип фуркации (разделение учеников по уровням подготовки, интересам, способностям), принцип гибкости содержания профильного обучения и др. Особое место занимает выбор базовых, профильных и дополнительных к профильным предметов.
Так, для классического университета предлагается такая структура профильного обучения.
Таким образом, организация профильного обучения в системе довузовской подготовки позволяет определенным образом внести вклад в реализацию концепции профильного обучения и обеспечить возможности для равного доступа молодежи к получению профессионального образования с учетом склонностей, способностей и интересов, обеспечивает условия для жизненного и профильного самоопределения, формирования готовности к осознанному выбору и овладения будущей профессией.
Для успешного решения задач системы довузовской подготовки необходимо комплексное решение вопросов по организации профильного обучения, разработке учебнометодического обеспечения, разработке программ для базовых, профильных и специальных курсов.
Литература
1. Гершунский Б.С. О взаимоотношениях категорий «целостность», «системность» и «комплексность» // Проблемы повышения эффективности педагогического процесса на основе идей оптимизации. М. : НИИОПВ АПН СССР, 1985.
2. Захаров Н.Н., Симоненко В.Д. Профессиональная ориентация школьников. М. : Просвещение, 1989.
3. Калугин Н.И., Сазонов А.Д., Симоненко Б.Д. Профессиональная ориентация учащихся. М. Просвещение, 198З.
4. Клімов Г.І., Седляр І.О., Янцур М.С. Професійно орієнтація і методика профорієнтаційної роботи. Київ, 1995.
5. Павлютенков Е.М. Профессиональная ориентация учащихся. К. і Рад. шк., 198З.
6. Сидоренко B.K, Харламенко Ь.Б. Системний підхід до визначення компонентів профорієнтаційної роботи // Науковий вісник Національного аграрного університету. 2000. Ьип. ЗО. С. 2З0-2З7.
7. Чистякова С.М., Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников. М. і Педагогика, 1987.
* * *
1. Gershunskiy B.S. O vzaimootnosheniyah kategorii «tselostnost», «sistemnost» i «kompleksnost» // Problemyi povyisheniya effektivnosti pedago-gicheskogo protsessa na osnove idey optimizatsii. M. і NIIOPV APN SSSR, 1985.
2. Zaharov N.N., Simonenko V.D. Profes-sionalnaya orientatsiya shkolnikov. M. і Prosveschenie, 1989.
3. Kalugin N.I., Sazonov A.D., Simonenko V.D. Professionalnaya orientatsiya uchaschihsya. M.! Prosveschenie, 198З.
4. Klimov G.I., Sedlyar I.O., Yantsur M.S. Profesiyno orientatsiya i metodika proforientatsiy-noyi roboti. Kiev, 1995.
5. Pavlyutenkov E.M. Professionalnaya orientatsiya uchaschihsya. K. і Rad. shk., 198З.
6. Sidorenko V.K., Harlamenko V.B. Sistemniy pidhid do viznachennya komponentiv prof-orientatsiynoyi roboti // Naukoviy visnik Natsionalnogo agrarnogo universitetu. 2000. Vip. З0. S.230-237.
7. Chistyakova S.M., Zaharov N.N. Professionalnaya orientatsiya shkolnikov. M. і Pedagogika, 1987.
System approach in pre-university training at a modern higher school
There is considered the professional orientation of young people at a modern higher school from the positions of the system approach. There is shown that the system of pre-university training includes a number of subsystems where we could find out the system ofpro-fessional orientation and the system of professional training as the basic ones united by the common goal, functionally connected and correlated.
Key words: professional orientation, pre-university training, system, subsystem, core curriculum.
(Статья поступила в редакцию 05.06.2014)