УДК 371.314.1
Николаев Сергей Михайлович
Федеральное казенное образовательное учреждение «Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний»
Псковский филиал Россия, Псков1
Доцент кафедры организации режима и оперативно-розыскной деятельности в уголовно-исполнительной системе Кандидат педагогических наук E-Mail: nikolaev.pui@mail.ru
Системный подход организации специального антикоррупционного образования
Аннотация: Статья посвящена рассмотрению антикоррупционного образования как одного из направлений противодействия коррупционных отношений в современном обществе. Сложившийся стереотип понимания нормальности коррупционных отношений, допустимости данных преступлений со стороны любых членов общества заставляет обращаться к поиску адекватных и соответствующих нормам морали, нравственности и права. При реализации образовательные программ по различным направлениям и уровням, зачастую подразумевается, что национальная идея гражданственности, патриотизма, понимания права и неприятия преступного поведения рождается сама по себе из отрывочных знаний, умений, навыков и компетенций, получаемых при изучении различных дисциплин. Однако образование - это единый целенаправленный процесс воспитания и обучения. Фундамент морали, нравственности, чести и достоинства, который в дальнейшем служит основой формирования неприятия коррупционных отношений, складывается в каждом конкретном человеке длительное время и особенным образом. Являясь одним из ключевых направлений развития личности, образование преследует своей целью сформировать и развивать личностный смысл жизнедеятельности обучаемого, а также наделить навыками самореализации, саморазвития.
Прогресс в обществе и государстве, наряду с положительной динамикой экономических показателей, предполагает умение подчиняться определенным правилам и законам, научению и добровольному принятию человека жертвовать чем-либо ради благосостояния государства и жизни других людей. В проблемном поле формирования неприятия коррупционных отношений, социализация опирается на нравственность как основу недопущения совершения гражданином противоправного деяния. При этом категория «нравственности» является бескомпромиссной оценкой личностных помыслов и действий и не всегда зависит от правовой оценки определенного события или явления правом, государством и обществом.
1 180014, г. Псков, Зональное шоссе, д. 28 Псковский филиал Академии ФСИН России
1
Системный подход в работе по повышению эффективности противодействия коррупции предполагает приведение во взаимное соответствие обширной и разветвленной области научного знания. Успешная реализация в процессе непрерывного антикоррупционного образования совокупности выделенных образовательных элементов формирования личностного неприятия коррупции, позволяет существенно повысить эффективность противодействия коррупции в связи с отказом граждан вступать в данные отношения.
Системная организация специального антикоррупционного образования представляет собой один из ключевых механизмов предотвращения коррупционных преступлений. Внедрение системного подхода организации антикоррупционного образования обусловлено непринятием комплекса государственных мер в данном направлении и существенно тормозит развитие государства.
Ключевые слова: Противодействие коррупции; формирование неприятия
коррупционных отношений; мораль; нравственность; ответственность; антикоррупционное образование; системный подход.
Идентификационный номер статьи в журнале 09РУЫ214
Одна из ключевых проблем современного российского общества, обуславливающая состояние преступности в целом и системы коррупционных отношений в частности выражается в отсутствии у граждан неприятия коррупционных. Чреда громких процессов и коррупционных скандалов обостряет негативное отношение современного общества к проблеме коррупции и заставляет задуматься о состоянии государства. Потерянное ощущение социальной справедливости, веры в верховенство закона и права, несмотря на принимаемые государством меры, не восстановлено, а результаты организации противодействия коррупции пока не видны обычным гражданам. Являясь проблемой, затрагивающей различные сферы жизнедеятельности общества, эффективная организация противодействия коррупционным проявлениям требует координированного и взаимосвязанного решения, что обусловливает значимость внедрения в образовательный процесс специальных дисциплин, формирующих неприятие коррупционных отношений.
Предупреждение проблемы всегда предпочтительнее ее решения. Именно поэтому антикоррупционное образование традиционно считается одним из ключевых инструментов предотвращения коррупционных преступлений и разрушения общественных отношений, построенных с нарушением социальной справедливости и ущемления прав и свобод граждан. Коррупционные отношения являются проблемой не только конкретно взятого человека, но в современном обществе представляют глобальную государственную проблему [1]. Без изменения политики государства и структуры общественных отношений в целом сложно противодействовать преступности и разработать эффективную программу противодействия коррупции через специально организованное антикоррупционное образование. Организация данной работы, предполагающей реализацию цели формирования неприятия коррупционных отношений, является обязанностью государства. Так в соответствии с п. 1 ст. 6 Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции «каждое Государство-участник обеспечивает ... предупреждение коррупции с помощью ... расширения и распространения знаний по вопросам предупреждения коррупции».
Существующая в российском обществе система различных форм коррупционных отношений, пронизывающая все сферы жизни общества (экономической, политической, духовной, социальной), заставляет нас искать решение в построении специальных образовательных технологий. В основе успешной и эффективной организации противодействия коррупции в современном российском обществе лежит наделение граждан специальными компетенциями неприятия коррупции и возможности организации активного противодействия коррупционным проявлениям. Однако современная система образования оказалась несостоятельной при изменении политического строя и социально-экономических отношений в государстве в части профилактики преступного поведения граждан. Уровень коррупционных преступлений в государстве и исследование мотивации лиц, вступающих в коррупционные отношения, позволяют выявить существенные пробелы при получении образования на различных уровнях и направлениях. Меняющаяся кардинальным образом ситуация в России и мире заставляет искать технологии подготовки и образования самостоятельно и критически мыслящих граждан, способных решать определенные проблемы и уметь правопослушно жить в современном обществе, самостоятельно работать над развитием своего нравственного, интеллектуального, культурного уровней, реализовывать себя в личностной и профессиональной сферах [5, с. 257]. Нельзя не согласиться с мнением А.С. Берберяна, что, организуемая государством система образования, должна обеспечить цивилизованное, достойное будущее, где бы господствовали нравственность и культура, в котором в процессе жизнедеятельности происходило бы формирование человека, его становление, «выделывание» в личность. При этом образование не может быть лишенным идеологии, поскольку это означало бы отсутствие идей, идеалов и ценностей, следовательно, определенных целей и принципов в системе образования [2, с. 23].
В рамках темы исследования интерес представляет реализация образования как фундамента формирования человека и гражданина. Отдавая дань моде, все стремятся правдами и не правдами получить наиболее высокий уровень образования, что не во всех случаях соответствует потенциалу и желанию самого человека. Социальный институт образования начинает восприниматься гражданами как возможность, в том числе и за деньги повысить свою статусность, при этом государство получает специалистов, не умеющих и не желающих решать проблемы в рамках полученного образования и квалификации.
Рассматривая проблему коррупционных отношений в современном обществе, граждане начинают забывать о нормах права как общепринятых правилах поведения и регуляторах общественных отношений. Право как основа социализации человека отходит на задний план, уступая дань «моде» комфортного образа жизни и превосходства человека над законом. Однако прогресс в обществе и государстве, наряду с положительной динамикой экономических показателей, предполагает умение подчиняться определенным правилам и законам, научению и добровольному принятию человека жертвовать чем-либо ради благосостояния государства и жизни других людей. В этом плане интересен опыт существования древних исторических эпох, когда в качестве специальных мер содействия обучению использовались «сверхъестественные» сил; таковы функции табу в дорелигиозных верованиях и внушаемого всеми религиями страха перед совершением греха [3].
Необходимо выделить зависимость процесса социализации и действенности юридических норм. Выступая важнейшим условием эффективности правовых норм, отсутствие действенной системы формирования правовосознания граждан существенно снижают эффективность проводимых в государстве реформ. Зачастую для определенной части населения России правомерное поведение связывается не с пониманием права как основы нормального общежития, а боязнью возможных правовых последствий нарушения закона [6]. Как нами было обозначено выше, коррупционными отношениями так или иначе пронизано все наше государство и противодействие данным проявлениям для многих «борцов» обусловлено определенной политической или корыстной заинтересованностью, возможностью карьерного роста.
Проводимые в государстве исследования проблем социализации молодежи выявляют развивающуюся тенденцию отчуждения и отстраненности от политической жизни, концентрации внимания на личных целях, уменьшения заинтересованности проблемами государства и общества. При этом вполне обоснованного говорить о том, что пробелы в формировании в государстве социально-экономических факторов и условий обусловили идеологические, политические, моральные позиции и мотивацию поступков молодежи, а также формирование ее правовой культуры и правосознания [4, с. 116-117].
Таким образом, предлагается в качестве одного из направлений деятельности государства по решению имеющейся в современном обществе проблемы - системном развитии коррупционных отношений - определить организацию специального антикоррупционного образования. Целью реализации данной работы является привитие обучаемым и иным гражданам неприятия коррупционных отношений.
Системный подход в работе по повышению эффективности противодействия коррупции предполагает приведение во взаимное соответствие обширной и разветвленной области научного знания, внутри которой существуют специализированные сферы -теоретико-методологическая и прикладная. Успешная реализация в процессе непрерывного антикоррупционного образования совокупности выделенных образовательных элементов формирования личностного неприятия коррупции, позволяет существенно повысить эффективность противодействия коррупции в связи с отказом граждан вступать в данные отношения.
В настоящее время в государстве существуют значительные проблемы при реализации образования как единого целенаправленного процесса воспитания и обучения, являющегося общественно значимым благом и осуществляемого в интересах человека, семьи, общества и государства. Программы антикоррупционного воспитания и обучения в России носят единичный характер и зачастую сводятся к изучению нормативной базы, регулирующей противодействие коррупции. В мировой практике противодействия коррупции главная составляющая базового антикоррупционного образования выражается в формирование гражданской ответственности и непримиримого отношения к коррупции обучаемых. Миссией антикоррупционного образования является привитие гражданской этики и формирование представления о месте конкретного человека в обществе.
Проблемными вопросами организации антикоррупционного образования в современном образовании, требующими первоочередного разрешения, выступают:
• отсутствие сформированной системы моральных и нравственных ценностей понимания права как основы нормальной жизнедеятельности общества;
• отсутствие системности знаний, позволяющих формировать и развивать навыки неприятия коррупции;
• отсутствие понятной для обучаемых цели получения знаний в сфере противодействия коррупции;
• формирование мотивации к занятию общественно и личностно значимой деятельностью, предполагающей привитие навыков гражданственности и неприятия коррупционных проявлений.
Противодействие коррупции затрагивает множество институтов современного общества, что находит свое отражение не только в соответствующих нормативно-правовых, но и средствах массовой информации, официальной статистической информации. Системный подход позволяет определить взаимное влияние экономических, политических, правовых, этических факторов существования коррупции и организации антикоррупционного образования как одного из направлений противодействия коррупции. Это предполагает изучение и привлечение комплекса научных методов и различных областей знаний, которые объединяет общая цель реализации антикоррупционного образования - формирование посредством образовательных учреждений и (или) самообразования нравственных ценностей, соответствующей гражданской позиции неприятия коррупционных отношений, соответствующих интересам государственности и личностного развития.
Использование системного подхода разрешения проблемы реализации антикоррупционного образования связано:
• со стратегической задачей развития российского общества и наличием проблемы коррупционных отношений;
• с развитием различных конфликтов, связанных с системой коррупционных
отношений в обществе;
• с отсутствием у граждан чувства защищенности и уверенности в возможности
законной реализации своих прав и обязанностей.
• с необходимостью изменения устоявшихся взглядов на коррупцию как вполне
нормальное социальное явление и принятием большинством граждан нормальным вступление в какие-либо коррупционные отношения с той или другой стороны.
Новизна поставленной задачи формирования неприятия коррупционных отношений обусловлена использованием системного подхода построения антикоррупционного образования на различных взаимосвязанных друг с другом уровнях.
Проведенный анализ понятий «обучение» и «воспитание» позволил выделить совокупность следующих элементов достижения цели антикоррупционного образования: личная гражданская позиция обучаемого, его социализация, ценностная основа, знания, умения, навыки, компетенции и общественно-полезная деятельность. Успешная реализация элементов антикоррупционного образования предполагает их соответствующее содержание (см. таблицу 1).
Таблица 1
Элементы антикоррупционного образования и их содержание
№ п/п Элементы антикоррупционного образования Содержание элементов антикоррупционного образования
1. Личная гражданская позиция «Я» - гармоничное развитие личности; - развитие личностного смысла, осознание своих возможностей и способностей; - принятие себя гражданином общества; - активная собственная жизненная позиция; - обоснование и выражение самого себя и своей позиции
2. Социализация - изучение и принятие особенностей общества; - определение своего места в государстве; - восприятие закона как основного регулятора общественных отношений, подчинение законам общества; - исполнение общественных обязанностей; - умение и готовность двигаться от комфортной к контактной зоне
3. Ценности - формирование собственного мировоззрения и духовных потребностей; - гуманистическое отношение к себе и обществу; - контроль внутренних страстей, пороков и желаний; - персонификация личности, осознанное отношение к своей жизнедеятельности; - первостепенность общественного благополучия
4. Знания - адекватное отражение действительности в сознании; - понимание личностно и общественно значимого смысла знания; - связь знания и индивидуального жизненного опыта; - право как система ценностей, выраженная в нормах; - нормы общежития
5. Умения, навыки и компетенции - социальная активность; - критический анализ и восприятие информации; - работа в группе; - решение конфликтов; - умение общаться, выражать свои мысли
6. Общественно полезная деятельность - выделение цели и определение этапов ее достижения; - саморегуляция (анализ, коррекция, оценка, контроль); - труд как обязанность гражданина; - осмысленное оперирование и применение знаний и компетенций; - добродетель, эстетическое восприятие
Повышение эффективности противодействия коррупции предполагает исследование и приведение во взаимное соответствие обширной и разветвленной области научного знания, внутри которой существуют специализированные сферы - теоретико-методологическая и прикладная. Успешная реализация в процессе непрерывного антикоррупционного образования совокупности выделенных образовательных элементов формирования личностного неприятия коррупции, позволяет существенно повысить эффективность противодействия коррупции в связи с отказом граждан вступать в данные отношения.
Основным фактором и катализатором реализации совокупности всех элементов антикоррупционного образования является мотив, который стоится на следующих потребностях формирования неприятия коррупции:
• гармоничное развитие человека;
• актуализация гражданской ответственности;
• «выгодность» правопослушного поведения для человека и общества.
Специальное антикоррупционное образование предполагается реализовывать на двух основных уровнях (см. таблицу 2):
1. Базовое антикоррупционное образование - предполагает формирование основных качеств для понимания человеком самого себя гражданином общества.
2. Профессиональное антикоррупционное образование - предполагает фактическое профессиональное исполнение должностных обязанностей по противодействию коррупции.
Таблица 2
Реализация формирования неприятия коррупции в зависимости от уровня получаемого образования
№ п/п Получаемое образование Возраст обучаемых Уровень формирования неприятия коррупции
1. Дошкольное образование До 6-7 лет Базовый уровень
2. Начальное общее образование От 6-7 до 10-11 лет Базовый уровень
3. Основное общее образование От 10-11 до 14-15 лет Базовый уровень
4. Среднее общее образование От 14-15 до 17-18 лет Базовый уровень
5. Среднее профессиональное образование От 14-15 до 18-20 лет Базовый уровень
Профессиональный уровень
6. Высшее образование От 17-18 до 21-23 лет Базовый уровень
Профессиональный уровень
7. Дополнительное образование Старше 21-23 лет Базовый уровень
Профессиональный уровень
Определяя идеальные свойства субъекта образования, к формированию которых необходимо стремиться при реализации системного подходом специального антикоррупционного образования, выделим:
1. Положительные чувства (внутренняя гармония человека на основе развития справедливости, добродетели и неприятия коррупции).
2. Законопослушное мышление (умение правильно использовать полученные знания, руководствоваться в своем поведении добродетелью и законом, умение сдерживать желания и обуздывать страсти, умение соблюдать закон, понимать общественное благо, чувствовать себя членом общества и гражданином).
3. Этикет, регламентирующий неприятие коррупции (умение строить общественные отношения без коррупционных рисков).
4. Умение противодействовать коррупционным проявлениям, формировать неприятие коррупционных отношений в конкретном учреждении или органе.
Системная организация специального антикоррупционного образования представляет собой один из ключевых механизмов предотвращения коррупционных преступлений и разрушения общественных отношений, построенных с нарушением социальной справедливости и ущемления гражданских прав и свобод.
Внедрение системного подхода организации антикоррупционного образования, как нами отмечалось выше, обусловлено тем, что непринятие комплекса государственных мер в данном направлении существенно тормозит развитие государства. Являясь одним из направлений противодействия коррупции, антикоррупционное образование является мерой общей превенции, позволяющей сформировать у граждан неприятие к коррупционным проявлениям.
ЛИТЕРАТУРА
1. Антонов, И.А. Противодействие коррупции на ведомственном уровне: организационно-правовой опыт регионального управления ФСИН России // Безопасность уголовно-исполнительной системы. - 2011. - № 3(15). - с. 31-34.
2. Берберян, А.С. Развитие личности в парадигме личностно-центрированного обучения в системе высшего образования Армении // Вектор науки ТГУ. - 2010. - № 2. - с. 23-29.
3. Дзюба, М.А. Образование и основа социализации личности // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1. Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурологи. -2010. - № 4. - с. 208-214.
4. Ивойлов, И.В. Управление правовой социализацией молодежи // Право и образование. - 2003. № 5. - с. 113-126.
5. Кузнецова, С.В. К вопросу о личностно-ориентированном образовании// Вестник Томского государственного университета. - 2004. - № 282. - с. 256-261
6. Лубков, Е.А. Предупреждение правонарушений, совершаемых сотрудниками ОВД // Безопасность уголовно-исполнительной системы. - 2009. - № 4. - с. 2325.
Рецензент: Светенко Татьяна Владимировна, доктор педагогических наук, профессор, Директор муниципального бюджетного образовательного учреждения "Псковская лингвистическая гимназия".
Sergey Nikolaev
Pskov branch the Academy of the FPS of Russia
Russia, Pskov E-Mail: nikolaev.pui@mail.ru
System approach to the organization of a special anticorruption education
Abstract: The article is devoted to consideration of anti-corruption education as one of the directions of counteraction of corruption relations in modern society. The stereotype understanding of normality corruption relations, acceptability of these crimes all members of society leads to contact the search for an adequate and corresponding to the norms of morality, ethics and law.
While implementing educational programs in various fields and levels, often mean that the national idea of citizenship, patriotism, understanding of law and rejection of criminal behavior is born by itself from fragmentary knowledge, skills and competences obtained in the studying of various disciplines. However, education is the single goal-oriented process of education and training. The Foundation of morality, morality, honor and dignity, which then serves as the basis for a rejection of corrupt relations, develops in a particular person for a long time and in a special way. Being one of the key areas of personal development, education aims to build and develop the personal sense of life of a student, and to impart skills of self-realization, self-development.
Progress in the society and the state, along with the positive dynamics of economic indicators, requires the ability to abide by certain rules and laws, education and the voluntary acceptance of a person to sacrifice anything for the sake of the welfare of the state and the lives of others. In the problem field of the formation of rejection of corrupt relations, socialization is based on morality as a basis to prevent the Commission of a citizen of the wrongful act. This category «morality» is the uncompromising assessment of personal thoughts and actions and not always depend on the legal assessment of the specific event or phenomenon law, the state and society.
System approach in the work on increasing the efficiency of counteraction to corruption involves bringing in mutual compliance vast and extensive field of scientific knowledge. The successful implementation in the process of continuous anti-corruption education together a dedicated educational elements formation of personal rejection of corruption, which can significantly improve the efficiency of combating corruption in connection with failure of citizens to engage in such relationships.
System organization of special anti-corruption education is one of the key mechanisms for prevention of corruption crimes. The introduction of a systematic approach to the organization of anti-corruption education due to the lack of a set of governmental measures in this direction and significantly hinders the development of the state.
Keywords: The fight against corruption, formation of rejection of corrupt relations, morality, ethics, responsibility, anti-corruption education, a systematic approach.
Identification number of article 09PVN214
REFERENCES
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Antonov, I.A. Protivodejstvie korrupcii na vedomstvennom urovne: organizacionno-pravovoj opyt regional'nogo upravlenija FSIN Rossii // Bezopasnost' ugolovno-ispolnitel'noj sistemy. - 2011. - № 3(15). - s. 31-34.
Berberjan, A.S. Razvitie lichnosti v paradigme lichnostno-centrirovannogo obuchenija v sisteme vysshego obrazovanija Armenii // Vektor nauki TGU. - 2010. - № 2. - s. 23-29.
Dzjuba, M.A. Obrazovanie i osnova socializacii lichnosti // Vestnik Adygejskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija 1. Regionovedenie: filosofija, istorija,
sociologija, jurisprudencija, politologija, kul'turologi. - 2010. - № 4. - s. 208-214.
Ivojlov, I.V. Upravlenie pravovoj socializaciej molodezhi // Pravo i obrazovanie. -2003. № 5. - s. 113-126.
Kuznecova, S.V. K voprosu o lichnostno-orientirovannom obrazovanii// Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2004. - № 282. - s. 256-261
Lubkov, E.A. Preduprezhdenie pravonarushenij, sovershaemyh sotrudnikami OVD // Bezopasnost' ugolovno-ispolnitel'noj sistemy. - 2009. - № 4. - s. 23-25.