Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie.ru/ Том 7, №2 (2015) http ://naukovedenie. ru/index.php?p=vol7-2 URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/126PVN215.pdf DOI: 10.15862/126PVN215 (http://dx.doi.org/10.15862/126PVN215)
УДК 371.314.1
Николаев Сергей Михайлович
ФКОУ ВПО «Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний»
Россия, г. Псков1
Доцент кафедры «Организации режима и оперативно-розыскной деятельности
в уголовно-исполнительной системе» Кандидат педагогических наук E-mail: nikolaev.pui@mail.ru
Концептуальные положения реализации антикоррупционного образования сотрудников правоохранительных органов
1 180014, г. Псков, Зональное шоссе, д. 28
Аннотация. Антикоррупционное образование сотрудников правоохранительных органов, являясь одним из направлений противодействия коррупции, предполагает корректирование ценностной системы человека, определяющих неприятие коррупционных отношений, а также реализовывать соответствующие профилю специалиста компетенции фактического противодействия коррупции в служебной деятельности.
Построение образовательного процесса в соответствии с выделенными элементами антикоррупционного образования позволяет структурировать и упорядочить предписанные стандартом компетенции, требования Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», максимально задействовать и упорядочить возможности обучаемого, образовательной организации и внешней среды. Экспериментальная работа позволяет констатировать эффективность предложенной модели системного подхода организации антикоррупицонного образования.
Использование системного подхода антикоррупционного образования сотрудников правоохранительных органов существенно увеличивает интерес к получению образования в целом и повышает осознанное отношение к происходящим процессам. Сквозная тематика понимания своего «я», принятие совершенствования как жизненного принципа влечет увеличение результативности деятельности обучаемого, принятие деятельности как основы материального благополучия.
Личностное отношение обучаемых к происходящим процессам и формированию системы ценностей, определяют формирование неприятия коррупционных проявлений, изменение мировоззрения и понимания «выгодности» правопослушного поведения.
Реализация антикоррупционного образования сотрудников правоохранительных органов предполагает: создание системы ценностей сотрудника, при которой самосовершенствование превращается в постоянную цель жизнедеятельности; осуществление постоянной работы с поступающей информацией, ее критический анализ; осознанное поведение участников антикоррупционного образования; формирование и изменение системы ценностей сотрудника, мотивирующей к деятельности и получению желаемых истинных результатов; понимание реальной действительности как способа и места личного совершенствования; принятие незавершенности и искаженности ценностной основы мотивирует сотрудника к движению вперед, повышению своей компетентности и обретению личностной гармонии; понимание предназначения сотрудника, его уникального набора ценностей и формирование на их основе различных служебных и жизненных целей, что не должно противоречить общественным интересам и нормам права; приближение поставленных целей к окружающей реальности.
Ключевые слова: противодействие коррупции; формирование неприятия коррупционных отношений; ответственность; антикоррупционное образование; системный подход.
Ссылка для цитирования этой статьи:
Николаев С.М. Концептуальные положения реализации антикоррупционного образования сотрудников правоохранительных органов // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 7, №2 (2015) http://naukovedenie.ru/PDF/126PVN215.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/126PVN215
Стратегия реализации системного подхода организации антикоррупционного образования сотрудников правоохранительных органов в практику работы образовательных организаций позволяет определить наиболее эффективные механизмы формирования неприятия коррупционных отношений.
Системный подход организации антикоррупционного образования сотрудников правоохранительных органов рассматривается в следующих аспектах [8, с. 57].
1. Как общая концептуальная основа решения системной проблемы распространения коррупционных отношений в государстве. Это позволяет определить взаимное влияние экономических, политических и правовых факторов существования и развития коррупции. Ситемообразующим элементом служит сам сотрудник правоохранительных органов, его уникальный набор ценностей, лежащий в основе деятельности.
2. Как научный метод формирования неприятия коррупционных отношений при организации образования и мышления самого обучаемого. Соответствующее структурирование образовательного пространства на основании выделенных элементов антикоррупционного образования позволяет обучаемому скорректировать свою жизнедеятельность, актуализировав работу над самим собой и своей ценностной основой.
3. Как организация управления образовательной организацией, выражаемая в формировании неприятия коррупционных отношений всеми участниками образовательного пространства и реализации в процессе обучения метанойи как обучаемых, так и обучающих.
4. Как понимание обучаемым самого себя определенной системой, требующей определенного совершенствования на протяжении всей жизни. Обучаемый должен принять самого себя как восстанавливающую систему, результатом которой является он сам.
Исходными основаниями реализации антикоррупционного образования послужило выявление и определение коррупционных отношений в государстве как системного явления. Решение данной проблемы требует, помимо создания соответствующей нормативно-правовой базы, формирования неприятия коррупционного поведения. Лежащая в основе прогрессирования данного явления «нормальность», в том числе и сотрудниками правоохранительных органов, требует осознания и личного принятия данной проблемы, желания изменить самого себя и окружающую действительность.
Являясь одной из наиболее коррупционно опасных сфер, деятельность правоохранительных служб должна отличаться наибольшей прозрачностью и законностью. Безнаказанность и вседозволенность сотрудников правоохранительных органов, участвующих в коррупционных отношениях, приводит к неизгладимым последствиям искажения социальной справедливости в государстве. Поиск проблем своей жизнедеятельности и нереализованности каких-либо планов извне, обвинение в своих проблемах окружающих людей, государства в целом приводит к потере ощущения гармоничного развития и смещения акцента внимания на личном отношении к самому себе и отношению к закону. Задействованные механизмы нейтрализации коррупционного поведения вступают в противодействие моральным принципам сотрудника, несоблюдению им правовых норм и служебного долга перед государством и гражданами. Это приводит к формированию различных стандартов - одних для восприятия проблемы коррупционных отношений в государстве в целом (критическое восприятия), других для оценки самого себя, оправдания коррупционного поведения и преступного отношения к жизни (субъективное восприятие).
Реализация стратегического направления антикоррупционного образования сотрудников правоохранительных органов с целью формирования неприятия коррупционных отношений вызвано следующими обстоятельствами:
• неудобность решения гражданами некоторых проблем в рамках закона и норм социальной справедливости;
• превозношение сотрудником личных интересов материального и иного обогащения выше интересов службы, благосостояния общества и государства;
• насыщенность служебных отношений в правоохранительных органах коррупционными рисками.
В данных условиях организация антикоррупционного образования по формированию неприятия коррупционных отношений является обязанностью государства и ключевым механизмом противодействия коррупции. Одно из ключевых направлений решения системной проблемы формирования неприятия коррупционных отношений, лежит в принятии сотрудником правоохранительных органов себя субъектом антикоррупционного образования и наделении системными знаниями противодействия коррупции. Это позволяет не только идентифицировать конфликты коррупционных отношений, но и лучше ориентироваться в сложных социальных вопросах, предвидеть возможные негативные последствия, правильно вести себя в современных условиях и рационально управлять возникающими в процессе жизнедеятельности конфликтными процессами.
Антикоррупционное образование сотрудников правоохранительных органов представляет собой целенаправленную системную деятельность государства, общества, образовательной организации и обучаемых по формированию ценностной основы неприятия коррупционных отношений. Оно направлено на формирование нравственных ценностей сотрудника, основанных на знаниях в области противодействия коррупции, соответствующих интересам развития государства и осознанного личностного развития. Результатом реализации антикоррупционного образования является достижение гармоничного развития обучаемых и иных членов общества, позволяющее им организовывать свою жизнедеятельность в рамках закона и осознанного отношения к самому себе и другим членам общества.
Формирование неприятия коррупции сотрудников правоохранительных органов при помощи системного подхода построения антикоррупционного образования на различных взаимосвязанных друг с другом уровнях предполагает формирование ценностной основы неприятия коррупции, переход приобретенных ценностей в осознанно компетентное и неосознанно компетентное состояние, организацию деятельности по личному совершенствованию, умение формировать среду неприятия коррупционных отношений и активное противодействие данным отношениям. Использование системного подхода позволяет задействовать имеющееся образовательное пространство, учитывая влияние внешней среды и урегулировать их взаимовлияние.
Сквозная тематика построения образовательного процесса на основе элементов формирования неприятия коррупции позволяет структурировать деятельность образовательной организации. Такими элементами выступают: личная гражданская позиция сотрудника правоохранительных органов; социализация сотрудника; создание соответствующей ценностной основы; наделение сотрудника комплексом знаний; умения, навыки, компетенции сотрудника; общественно полезная деятельность как выражение всех элементов неприятия коррупционных отношений (см. таблицу).
Таблица
Элементы антикоррупционного образования и их содержание
№ п/п Положение законодательства Элементы антикоррупционного образования Содержание элементов антикоррупционного образования
1. Деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения Личная гражданская позиция «я» • гармоничное развитие личности; • развитие личностного смысла, осознание своих возможностей и способностей; • принятие себя гражданином общества; • активная собственная жизненная позиция; • обоснование и выражение себя и соственной позиции.
2. Социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, Социализация • изучение и принятие особенностей общества; • определение своего места в государстве; • восприятие закона как основного регулятора общественных отношений, подчинение законам общества; • исполнение общественных обязанностей; • умение и готовность двигаться от комфортной к контактной зоне.
общества и государства Ценности • формирование собственного мировоззрения и духовных потребностей; • гуманистическое отношение к себе и обществу; • контроль внутренних страстей, пороков и желаний; • персонификация личности; • первостепенность общественного благополучия.
3. Целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией Знания • адекватное отражение действительности в сознании; • понимание личностно и общественно значимого смысла знания; • связь знания и индивидуального жизненного опыта; • определение права как системы ценностей, выраженной в нормах; • нормы общежития граждан.
4. Умения, навыки и компетенции • социальная активность; • критический анализ и восприятие информации; • групповая работа; • решение конфликтов; • умение общаться, выражать свои мысли.
5. Приобретение опыта деятельности, развитие способностей, приобретение опыта применения знаний в повседневной жизни Общественно полезная деятельность • выделение цели и определение этапов ее достижения; • саморегуляция (анализ, коррекция, оценка, контроль); • труд как обязанность гражданина; • осмысленное оперирование и применение знаний и компетенций; • добродетель, эстетическое восприятие.
6. Формирование у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни Мотив - как основной фактор и катализатор реализации совокупности всех элементов антикоррупционного образования. Потребности к формированию неприятия коррупции: • гармоничное развитие человека; • актуализация гражданской ответственности; • «выгодность» правопослушного поведения для человека и общества.
Мотивом формирования неприятия коррупционных отношений выступает стремление сотрудника правоохранительных органов к обретению гармонии в жизни, осознанной жизнедеятельности и личный выбор правопослушного поведения. Моделирование реализации системного подхода антикоррупционного образования направлено на обучаемого сотрудника правоохранительных органов как носителя и субъекта формирования ценностной основы, позволяющей формировать личное неприятие коррупционных отношений и активно противодействовать коррупционным отношениям в обществе.
В качестве ресурсов системного подхода реализации специального антикоррупционного образования при подготовке сотрудников правоохранительных органов выступает образовательное пространство, которое включает: координатора, преподавательский и иной состав образовательной организации, обучаемых сотрудников, семью. Внешняя среда рассматривается как условия жизни в конкретном регионе и государственная политика по противодействию коррупции, особенности служебной деятельности в конкретном правоохранительном органе.
Реализуемый образовательными организациями компетентностный подход предполагает комплексную реализацию как общекультурных, так и профессиональных компетенций на протяжении всего периода обучения. Элементы формирования неприятия коррупции позволяют структурировать образовательную среду таким образом, чтобы эффективно реализовывать предлагаемые стандартом компетенции комплексно, максимально задействовав возможности образовательного учреждения и внешней среды.
Далее обратимся к рассмотрению особенности деятельности каждого участника образовательного пространства, их роль и место в реализации элементов антикоррупционного
образования. Первостепенная роль в образовательной организации должна уделяться формированию пространства неприятия коррупционных отношений. Координатор, корректируя и формируя систему ценностей неприятия коррупции, должен принять личную ответственность за результаты проводимой работы. На основании анализа имеющихся в организации ресурсов, возможностей педагогических и иных работников проводится развернутое планирование реализации определенных стандартом компетенций с использованием классификации по элементам антикоррупционного образования. В подразделениях образовательной организации осуществляется внутреннее планирование реализации всех предложенных элементов, которые затем представляются координатором в виде развернутой сквозной матрицы для внесения соответствующих корректив и упорядочивания работы.
Детальному анализу подлежат особенности обучаемых, их морально-нравственное развитие, результаты при поступлении в образовательную организацию, мотивация к поступлению в правоохранительные органы, а также имеющиеся потребности. Проведение данного анализа позволяет формировать общее видение реализуемой модели и направлений ее внедрения. Координатором проводится оценка предложений и составляется наиболее рациональная программа реализации с учетом влияния внешней среды. По каждому элементу антикоррупционного образования определяются конкретные средства для их комплексной реализации, определяются особенности взаимодействия различных служб образовательной организации и реализацию контроля выполнения программы антикоррупционного образования.
Для обучаемых наибольшее значение имеет восприятие себя субъектами неприятия коррупционных отношений, понимание своего несовершенства и желания измениться и совершенствоваться. Внедрение элементов антикоррупционного образования позволяют максимально акцентировать внимание на каждом обучаемом по реализации компетентностного подхода и формирования неприятия коррупционных отношений. Адекватная самооценка, постановка жизненных целей и их выполнение позволяют обучаемому ощутить плюсы правопослушного и гармоничного жизненного пути и скорректировать свое поведение соответствующим образом.
Далее более подробно остановимся на рекомендациях по реализации антикоррупционного образования сотрудников правоохранительных органов.
Первостепенным положением - основной ценностью, которая позволяет эффективно формировать неприятие коррупции, является категория истины как в понимании сотрудником самого себя, так и окружающих. В образовательном пространстве важен постоянный диалог -то есть выражение истины в слове. Слово корректирует истину, делает ее более четкой для коллектива, понятной и значимой. В группе приверженность к истине человека значительно укрепляется, начинают работать законы воздействия коллективного сознания. Совместно с другими сотрудник становится более сильным и решительным в работе над собой. Ясные и понятные для всех участников образовательного пространства цели выстраиваются в определенную последовательность и системность их реализации.
Отклонение от истины в достижении поставленных целей приводит к нарушению работы всей системы и ценностной основы сотрудника. Вводя себя в заблуждение относительно анализа реальной действительности, сотрудник перестает видеть свои конечные цели и способы их достижения. В то же время, реализуя положительные и истинные цели, сотрудник обретает гармонию, начинает стремиться к самосовершенствованию.
Проблемным вопросом формирования образовательного пространства является ценностная основа каждого участника. Формируемые и уже сформированные ценности
находятся в неосознанном состоянии, изменять и корректировать их бывает крайне сложно. Участвуя в образовательном пространстве неприятия коррупции без необходимой ценностной основы, сотрудник не обладает соответствующей для этого мотивацией, самосовершенствование не является значимым фактором.
Любое образовательное пространство, как и работа государства в целом, невозможно без решения рутинных проблем и вопросов. Это также должно быть предусмотрено в общей стратегии работы с учетом реализации цели неприятия коррупционного поведения. Если какая-либо деятельность сотрудника противоречит общей цели неприятия коррупции, это может повлечь за собой развитие крайнего цинизма и пренебрежительного отношения к ее реализации.
Важно, чтобы все лица принимающие участие в работе образовательного пространства, понимали и воспринимали общую цель и постоянно отвечали себе на следующие вопросы: куда, зачем и как.
При этом «куда» - это проецируемая образовательным пространством картина мира неприятия коррупции и реализации социальной справедливости; «зачем» - личная мотивация к занятию данной деятельностью, работа со своей ценностной основой и личной системой; «как» - деятельность по приближению действительности к проецируемой картине «идеального» мира.
Исследование личностного отношения сотрудников к самим себе и своим жизненным целям показывает, что понимание и проецирование «идеального» будущего у всех различно. Для этого крайне важна именно групповая работа, позволяющая стандартизировать общую цель, сделать ее более ясной и возможной, а также объединить общие усилия. Работая со своей ценностной основой, сотрудник учится работать в коллективе, уважать взгляды и суждения других людей. Отсутствие взаимопонимания, как по вертикале, так и по горизонтали в образовательной организации и образовательном пространстве в целом, может расколоть принимающих участие в данной работе, создать образ «проблемы извне», что значительно снижает эффективность работы по формированию неприятия коррупции. Общий настрой в любой организации - реагировать на изменения, а не порождать их. В конечном итоге ориентация на ежедневные события вытесняет стремление к реализации жизненных целей, подгоняя под себя ценностную систему сотрудника. Настрой, мотивация и желание работать над самим собой постепенно снижаются; решение рутинных проблем и влияние негативных внешних факторов приводит к забыванию своих истинных целей и возможности самосовершенствоваться.
Цели организации образовательного пространства неприятия коррупции, реализуя требования государственной политики в сфере противодействия коррупции и образования, становятся продолжением целей каждого участника. Работая в группе и постепенно изменяя свою ценностную основу, сотрудник развивает образовательное пространство, совершенствуя его и ставя более высокие цели как личной, так и совместной деятельности.
На фоне развивающегося у сотрудников, принимающих участие в коррупционных отношениях, паразитического отношения к исполнению служебных обязанностей и своей жизнедеятельности в целом, и постоянного поиска (либо определения самим государством) внешнего источника возникающих проблем, усилия государства по противодействию коррупции на уровне нормативно-правового регулирования и ужесточения санкций за коррупционные составы преступлений в итоге приводят к обратному эффекту. Так освещение коррупционных скандалов средствами массовой информации создает в обществе понимание нормальности преступного поведения и того, что мы живем в постоянном обмане, начиная от продуктов питания и заканчивая подготовкой и обучением врачей и сотрудников
правоохранительных органов. Это видение сковывает человека, краткосрочные улучшения каких-либо процессов приводят к еще более масштабному распространению коррупции в других направлениях. Поиски государственными службами виноватых в конечном итоге упираются в высокопоставленных должностных лиц и самих работников правоохранительных органов, провоцируя развитие данного явления на низовом уровне.
Реализация цели неприятия коррупции и, как следствие, формирование в обществе социальной справедливости - положительная и понятная цель для большинства граждан.
Исторический опыт показывает, что интересные и значимые цели способны кардинальным образом изменить сознание людей, запустить механизм их работы над собой. Таким образом, дальняя цель нетерпимости и неприятия коррупционного поведения напрямую связана с личным совершенствованием сотрудника, его самостоятельной работой над своей ценностной основой. Для конкретного участника образовательного пространства выстраивается его самостоятельная траектория, по которой он начинает движение, анализируя собственную работу и принимая себя субъектом развития и совершенствования.
Оправдывая коррупционное поведение, сотрудник правоохранительных органов может приводить сотни примеров высокопоставленных государственных служащих, анализируя «преступное» отношение к себе и своей жизни, ссылаться на средства массовой информации и примеры «великих» людей. Однако понимание происходящих процессов, их критический анализ предполагают осознанное отношение к своей жизни и нежелание извлекать какую-либо материальную и иную выгоду не только от других, но и от себя вразрез своей ценностной основе.
Сформированная система ценностей позволяет сотруднику правоохранительных органов минимизировать понимание проблемы своего преступного поведения вовне. К сожалению, большинству граждан в настоящее время присущи восприятие жизненных проблем по формуле «враг извне», а также поиск образа виноватого. Фокусирование работы на формировании своей ценностной основы приводит к пониманию того, что проблемы кроются внутри человека и к желанию изменить это.
Как отмечалось ранее, человек склонен к оправданию своих действий. Однако объективная оценка любой жизненной ситуации требует поддержания в себе соответствующего ясного видения истинных жизненных целей. Лень, корысть и различные страсти, подобно снежному кому, захватывают человека. Чем дальше этот ком катится, тем он становится больше.
Четкая установка на личное совершенствование, которая предполагает сформированную ценностную основу, изменяет человека. В «идеальном» образовательном пространстве создается реальность, где человек формируется и развивается, при этом реальность, выходящая за рамки образовательного пространства, также изменяется.
Предлагаемая нами система формирования неприятия коррупционного поведения предполагает метанойю (переосмысление, перемена в восприятии) как обучающих, так и обучаемых. Осознание важности и значимости своего развития каждым сотрудником правоохранительных органов приведет к изменению ситуации в государстве.
Однако проблема формирования неприятия коррупции решается непросто, и носит комплексный характер. Крайне сложно отказаться от преступного мышления, прочитав книгу, статью или прослушав лекцию.
Образовательное пространство позволяет системно реализовывать на различных образовательных уровнях те или иные элементы неприятия коррупции, что в итоге выражается в общественно и личностно значимой деятельности как сформированной
ценностной основе. Иными словами, процесс образования представляется как возможность формирования сотрудником себя, работы над своей уникальной системой ценностей.
Важной составляющей становится принятие каждым сотрудником правоохранительных органов себя частью большой системы (образовательной группы, организации, общества и государства), которая реализует понятные и значимые для него цели и задачи.
Изучение опыта работы образовательных организаций различного уровня показывает, что создание единого образовательного пространства неприятия коррупции бывает крайне затруднительно. Многие сотрудники правоохранительных органов, особенно низшего и среднего уровней, не обладают пониманием общей цели служебной деятельности. В результате сотрудник, не ощущая себя частью общей системы, замещает конечную цель своей деятельности более близкими и легко достижимыми целями, создает иллюзию ответственности при реализации мелких и ежедневных задач.
Постепенно сотрудник начинает забывать о своих истинных и высоких целях борьбы с преступностью либо в течение службы не приходит к их пониманию. Оправдывая свое поведение и полагая, что причины проблем кроются извне, сотрудник утрачивает грань в понимании добра и зла, а также восприятие какого-либо процесса целиком. В итоге последствия коррупционных преступлений, которые отсрочены во времени и наступают по прошествии длительного промежутка времени, не воспринимаются человеком, дающим или берущим взятку. Сиюминутная выгода, хорошо понимаемая и воспринимаемая, оказывает более сильное воздействие, а на фоне огромной латентности данных преступлений переводит их в неписаные правила поведения в обществе.
Постепенно разложение системы ценностей гражданина государства (эффект «вареной лягушки») делает человека малоспособным к каким-либо положительным действиям. Надломленные критерии истины и социальной справедливости постепенно сформировали в обществе чувство нормальности данных отношений «всеобщего обмана», невозможности в той или иной сфере действовать по каким-либо другим правилам. Жизненная линия большинства людей претерпевает определенные отрицательные изменения.
Формирование образовательного пространства неприятия коррупционных отношений позволяет четко диагностировать происходящие в обществе изменения, становиться активным участником этих изменений. Создание и корректировка своей ценностной основы способствует и заставляет человека постоянно развиваться и видеть новые горизонты совершенствования.
Незнание в образовательном пространстве вопросов неприятия коррупции - это стимул к развитию человека. Однако нас приучили к тому, что незнание - это плохо, и на подсознательном уровне мы учимся ограждать себя от чего-либо неизвестного или сложно понимаемого. Этот процесс, заложенный на подсознательном уровне, превращается в «осознанную некомпетентность».
Что есть преступление, как оно понимается и каковы последствия преступного поведения человека? Поиск ответов на эти вопросы является длительным.
Создание образовательного пространства неприятия коррупции направлено на работу с ценностями сотрудника правоохранительных органов как основы его жизнедеятельности. Данная работа более продолжительна во времени, предполагает включение сотрудника в процесс на протяжении его жизни, а также лиц, принимающих участие в работе системы.
Ясные цели, работа в команде единомышленников и личная ответственность за общий результат - принципы образовательного пространства неприятия коррупции. Однако
перебороть в себе понимание осознанной некомпетентности крайне сложно: чем старше человек и чем более искажена ценностная основа, тем это сложнее сделать.
Работа по формированию и координации ценностей приводит к пониманию выгодности неприятия коррупционных отношений и осознанному выбору данной деятельности. Сотрудник правоохранительных органов, как и любой человек, склонен к улучшению своей жизни (как материальной, так и внутренней) - это основной мотив при реализации антикоррупционного образования.
Один из основных принципов системного построения антикоррупционного образования - четкая направленность внедрения выделенных элементов. Следует отметить, что даже незначительные, но хорошо направленные действия могут стать причиной значительного и устойчивого улучшения работы системы, если усилия прилагаются в правильном месте, в нужной форме и времени [15, с. 81]. Построение образовательного пространства предполагает видение участниками (обучающими, обучаемыми) целей реализации данного процесса, его возможных результатов. Необходимы построение и координация всех задействованных сил и средств, а также представляется возможной работа с факторами, влияющими на формирование неприятия коррупции.
Озабоченность вызывает ежедневное увеличение объемов поступающей каждому человеку информации из различных источников. Возможность их координации крайне затруднительна, однако направленность на становление ценностной основы человека служит для фильтрации и соответствующего восприятия информации. Иными словами, для того, чтобы правильно воспринимать и анализировать информацию и происходящие в обществе процессы, необходима соответствующая ценностная основа, ограждающая человека от негативного влияния.
Формируемая в образовательной среде категория истины позволяет изменить отношение не только к поступающей информации, но и в первую очередь к себе. В идеальном варианте человек, принимающий участие в образовательном пространстве неприятия коррупции, представляет собой активного участника своей собственной жизни. Реализация элементов неприятия коррупции ставит в центр личность конкретного обучаемого.
Принятие цели неприятия коррупции требует отказа от симптоматических решений возникающих проблем и коррупционных рисков. Формирование ценностной основы сотрудника правоохранительных органов дает ему возможность для самооценки и понимания своей роли и предполагаемого места в современном обществе. Однако, как отмечалось ранее, восстановление и формирование способности сотрудника действовать осознанно, принимая возможные последствия каждого своего действия, требует изменения подхода к жизни, метанойи в процессе обучения. Очевидно, что крайне сложно и практически невозможно с пренебрежением относиться к себе, своим родственникам и окружающим, идеализировать преступный образ жизни и при этом так или иначе не вступать в коррупционные отношения. Человек, надевая различные маски в зависимости от ситуации, принимает правила коррупционных отношений, извлекая материальную или иную выгоду из своего сиюминутного поведения, которое противоречит его ценностной основе. К сожалению, мода борьбы с коррупцией заставила многих граждан изменяться лишь внешне, разрушая при этом себя, свое будущее.
Таким образом, реализация антикоррупционного образования сотрудников правоохранительных органов предполагает следующее:
1) создание системы ценностей сотрудника, при которой самосовершенствование превращается в постоянную цель жизнедеятельности;
2) осуществление постоянной работы с поступающей информацией, ее критический анализ; осознанное поведение участников антикоррупционного образования;
3) формирование и изменение ценностной основы сотрудника, мотивирующей к деятельности и получению желаемых истинных результатов. Законченность данного процесса оказывается недостижимой и превращается в образование на протяжении жизни;
4) понимание реальной действительности как способа и места личного совершенствования. Изменяя себя, воспринимая себя субъектом собственного развития, сотрудник принимает деятельное участие в изменении окружающей его действительности;
5) принятие незавершенности и искаженности ценностной основы мотивирует сотрудника к движению вперед, повышению своей компетентности и обретению личностной гармонии. Эта деятельность должна лечь в основу формирования морали, ценностей и гуманизма человека. Обретение гармонии сотрудника и неприятие коррупционных отношений складываются из комплекса позитивных целей, а не комплекса болезней, недостатков, отклонений в развитии и поиска виноватых в своих проблемах;
6) понимание предназначения сотрудника, его уникального набора ценностей и формирование на их основе различных служебных и жизненных целей, что не должно противоречить общественным интересам и нормам права;
7) приближение поставленных целей к окружающей реальности. Однако зачастую отклонения в формировании ценностной основы человека приводят к постепенному приспособлению окружающей реальности к своим целям, их постоянной корректировке в зависимости от ситуации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Асташина Е.Е. Противодействие коррупции через образование (методические материалы) / Е.Е. Асташина. - Самара: Самарская молодежная организация «Педагогический клуб "Радуга"», 2006. - 62 с.
2. Ахметова Н.А., Гузенко В.Н. Основы антикоррупционного образования в современном учебном процессе // Известия Волгоградского государственного технического университета. Серия «Новые образовательные системы и технологии обучения в вузе». - 2013. - Выпуск 10. - №13(116). - С. 16-18.
3. Ахметова Н.А., Давыдова М.Л. Проблемы методологии и методики антикоррупционного обучения в российском юридическом вузе // Право и современные государства. - 2013. - №6. - С. 9-15.
4. Бикеев И.И., Кабанов П.А. Антикоррупционное образование в России: состояние и перспективы // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. - 2010. - №3. - С. 178-188.
5. Бондарцова Ю.Л. Особенности формирования антикоррупционного мышления у курсантов ведомственного вуза // Вестник Самарского юридического института. - 2014. - №1(12). - С. 69-73.
6. Борзенко Ю.А. Антикоррупционное образование курсантов // Вестник Кузбасского института. - 2013. - №4(17). - С. 127-130.
7. Василенко Н.В. Подводные камни «антикоррупционного» образования: коррупция и рецепроктность // Экономика образования. - 2011. - №4. - С. 4-20.
8. Гиг Дж., Ван. Прикладная общая теория систем: пер. с англ. / Дж., Ван. Гиг. -М.: Мир, 1981. - 336 с. С. 57.
9. Идрисова С.Ф. Проблемы реализации концепции непрерывного антикоррупционного образования элиты / Актуальные проблемы экономики и права. - 2010. - №2. - С. 156-160.
10. Качкина Т.Б., Качкин А.В. Коррупция и основные элементы стратегии противодействия ей: учебное пособие / Т.Б. Качкина, А.В. Качкин. - Ульяновск: ОАО «Областная типография "Печатный двор"», 2010. - 80 с.
11. Кондракова И.Э., Тряпицына А.П. Образовательные стандарты и развитие личности: совпадение векторов или параллельное существование? / Universum: Вестник Герценовского университета. - 2012. - №2. - С. 14-18.
12. Новиков А.М. Методология образования. Издание второе / А.М. Новиков. - М.: Издательство «Эгвес», 2006. - 488 с.
13. Садовский В.Н. Основания общей теории систем / В.Н. Садовский. - М., 1974. -278 с.
14. Светенко Т.В. Теоретические основы моделирования инновационных образовательных систем: дис. ... докт. пед. наук: 13.00.01 / Светенко Татьяна Владимировна. - Санкт-Петербург, 1999. - 332 с.
15. Сендж Д. Пятая дисциплина / Д. Сенаде. - М., 2007. - 384 с. С. 81.
16. Тряпицына А.П., Писарева С.А. Современные методологические подходы к исследованию педагогического образования // Человек и образование. - 2014. -№3(40). - С. 4-10.
Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 7, №2 (март - апрель 2015)
http://naukovedenie.ru publishing@naukovedenie.ru
Рецензент: Светенко Татьяна Владимировна, доктор педагогических наук, профессор, директор муниципального бюджетного образовательного учреждения «Псковская лингвистическая гимназия».
Nikolaev Sergey Mikhaylovich
Pskov branch the Academy of the FPS of Russia
Russia, Pskov E-mail: nikolaev.pui@mail.ru
Conceptual provisions of the implementation of anti-corruption education to law enforcement officers
Abstract. The anti-corruption education of law enforcement officers, being one of the areas of anti-corruption involves correcting the value system of the person defining the rejection of corruption relations and implement appropriate professional competence profile of the actual anticorruption in the performance.
Construction of the educational process in accordance with the special elements of anticorruption education allows you to structure and organize the prescribed standard of competence, the requirements of the Federal Law "On Education in the Russian Federation", and make maximum use of opportunities to streamline the student, the educational organization and the external environment. Experimental work allows to ascertain the effectiveness of the proposed model system approach antikorrupitsonnogo education organization.
Using a systematic approach anti-corruption education of law enforcement significantly increases the interest in education in general and enhances conscious attitude to the ongoing processes. Through his understanding of the subject "I", the adoption of improvement as a vital principle implies an increase in effectiveness of the learner, the adoption of activity as the basis of material prosperity.
Personal attitude of students to ongoing processes and the formation of values, determine the formation of rejection of corruption, the change of outlook and understanding of "profitability" law-abiding behavior.
The implementation of anti-corruption education of law enforcement officers involves: creating value system employee, in which self-improvement becomes a constant goal of life; the implementation of a permanent job with the incoming information and its critique; conscious behavior of anti-corruption education; formation and changes in the value of employees, motivating activities and to obtain the desired real results; understanding of reality as the method and place of personal development; acceptance of incomplete and distorted value bases motivates employees to move forward, improve their competence and attainment of personal harmony; understanding of mission personnel, its unique set of values and creating on their basis of various office and life goals that should not be contrary to public policy and legislation; approximation goals to the surrounding reality.
Keywords: fight against corruption; the formation of opposition to corruption relations; responsibility; anti-corruption education; systematic approach.
REFERENCES
1. Astashina E.E. Protivodeystvie korruptsii cherez obrazovanie (metodicheskie materialy) / E.E. Astashina. - Samara: Samarskaya molodezhnaya organizatsiya «Pedagogicheskiy klub "Raduga"», 2006. - 62 s.
2. Akhmetova N.A., Guzenko V.N. Osnovy antikorruptsionnogo obrazovaniya v sovremennom uchebnom protsesse // Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. Seriya «Novye obrazovatel'nye sistemy i tekhnologii obucheniya v vuze». - 2013. - Vypusk 10. - №13(116). - S. 16-18.
3. Akhmetova N.A., Davydova M.L. Problemy metodologii i metodiki antikorruptsionnogo obucheniya v rossiyskom yuridicheskom vuze // Pravo i sovremennye gosudarstva. - 2013. - №6. - S. 9-15.
4. Bikeev I.I., Kabanov P.A. Antikorruptsionnoe obrazovanie v Rossii: sostoyanie i perspektivy // Biznes. Obrazovanie. Pravo. Vestnik Volgogradskogo instituta biznesa. - 2010. - №3. - S. 178-188.
5. Bondartsova Yu.L. Osobennosti formirovaniya antikorruptsionnogo myshleniya u kursantov vedomstvennogo vuza // Vestnik Samarskogo yuridicheskogo instituta. -2014. - №1(12). - S. 69-73.
6. Borzenko Yu.A. Antikorruptsionnoe obrazovanie kursantov // Vestnik Kuzbasskogo instituta. - 2013. - №4(17). - S. 127-130.
7. Vasilenko N.V. Podvodnye kamni «antikorruptsionnogo» obrazovaniya: korruptsiya i retseproktnost' // Ekonomika obrazovaniya. - 2011. - №4. - S. 4-20.
8. Gig Dzh., Van. Prikladnaya obshchaya teoriya sistem: per. s angl. / Dzh., Van. Gig. -M.: Mir, 1981. - 336 s. S. 57.
9. Idrisova S.F. Problemy realizatsii kontseptsii nepreryvnogo antikorruptsionnogo obrazovaniya elity / Aktual'nye problemy ekonomiki i prava. - 2010. - №2. - S. 156160.
10. Kachkina T.B., Kachkin A.V. Korruptsiya i osnovnye elementy strategii protivodeystviya ey: uchebnoe posobie / T.B. Kachkina, A.V. Kachkin. - Ul'yanovsk: OAO «Oblastnaya tipografiya "Pechatnyy dvor"», 2010. - 80 s.
11. Kondrakova I.E., Tryapitsyna A.P. Obrazovatel'nye standarty i razvitie lichnosti: sovpadenie vektorov ili parallel'noe sushchestvovanie? / Universum: Vestnik Gertsenovskogo universiteta. - 2012. - №2. - S. 14-18.
12. Novikov A.M. Metodologiya obrazovaniya. Izdanie vtoroe / A.M. Novikov. - M.: Izdatel'stvo «Egves», 2006. - 488 s.
13. Sadovskiy V.N. Osnovaniya obshchey teorii sistem / V.N. Sadovskiy. - M., 1974. -278 s.
14. Svetenko T.V. Teoreticheskie osnovy modelirovaniya innovatsionnykh obrazovatel'nykh sistem: dis. ... dokt. ped. nauk: 13.00.01 / Svetenko Tat'yana Vladimirovna. - Sankt-Peterburg, 1999. - 332 s.
15. Sendzh D. Pyataya distsiplina / D. Senade. - M., 2007. - 384 s. S. 81.
16. Tryapitsyna A.P., Pisareva S.A. Sovremennye metodologicheskie podkhody k issledovaniyu pedagogicheskogo obrazovaniya // Chelovek i obrazovanie. - 2014. -№3(40). - S. 4-10.