Pavel Leonidovich Altukhov,
PhD in Economics,
associate professor of the department of economics, Saratov State Law Academy
Natalia Valentinovna Altukhova,
PhD in Economics,
associate professor of the department of finance and credit, Saratov State University
УДК 339.1/.5
Павел Леонидович Алтухов,
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, Саратовская государственная юридическая академия
Наталия Валентиновна Алтухова,
кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита, Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ РОЗНИЧНЫХ ТОРГОВЫХ СЕТЕЙ
Целью статьи является разработка теоретических положений, направленных на применение системного подхода к развитию розничных торговых сетей. В статье проведен анализ научных подходов к определению розничной торговой сети, приводится авторское ее определение. Предложено использовать системные принципы к развитию розничных торговых сетей. Доказывается, что эффективность работы сети определяется не только эффектом действия каждого элемента, но и общим синергетическим эффектом их взаимодействия, а его оптимизацию и управление всеми элементами осуществляет высшее руководство сети, реализующее разработку стратегии развития, размещение магазинов по территории, оптимизацию логистических связей, финансовых потоков, политику взаимоотношения с поставщиками, покупателями, страховыми и финансовыми учреждениями, политику ценообразования, конкурентной борьбы, социального партнерства и другие функции. Применение предложенного в статье системного подхода в деятельности розничных торговых сетей позволит им устойчиво развиваться в соответствии с поставленной управляющей подсистемой целью.
Ключевые слова: развитие, розничные торговые сети, системный подход, устойчивость, система, внешняя среда, адаптивность.
SYSTEMIC APPROACH TO THE DEVELOPMENT OF RETAIL CHAINS
The purpose of the research is to work out theoretical provisions aimed at applying a systemic approach to the development of retail networks. The article analyzes existing approaches to the definition of the retail trade network and presents an original definition. The authors recommend using systemic principles to the development of retail trade networks. It is shown that the efficiency of the network is determined not only by the efficiency of each element but also by the overall synergetic effect of their interaction; its optimization and management of all elements is performed by the top management of the network responsible for implementing the development strategy, choosing location for stores, optimizing logistic links and financial flows, developing relations with suppliers, buyers, insurance and financial institutions, pricing, managing competition, social partnerships and other functions. The authors argue that application of the systemic approach proposed in the article will ensure steady development of retail networks in accordance with the goal set by the management subsystem.
Keywords: development, retail trade chains, systemic approach, stability, system, external environment, adaptability.
Несмотря на то что развитие розничных торговых сетей на продовольственном рынке России идет высокими темпами, среди экономистов нет единой трактовки понятия «розничная торговая сеть». Так, по мнению авторов классического учебника «Торговое дело: экономика, маркетинг, организация», розничная торговая сеть - это совокупность розничных торговых предприятий и других торговых единиц на определенной территории с целью продажи товаров и обслуживания покупателей [5]. Это определение основывается на критерии размещения торговых предприятий, однако в таком динамично развивающемся секторе экономики, как торговля, к определению хозяйственной
единицы требуется применение не одного, а системы критериев.
Согласно определению В.В. Радаева, торговая сеть - это совокупность торговых объектов, управляемых одним владельцем, использующих сходные торговые форматы и работающие под одной торговой маркой [3, с. 50].
В данном определении акцент делается на существующие формы связи, а именно:
- формальные институциональные связи, выражающие право собственности;
- управленческие связи, предполагающие единые подходы к организации управления;
- организационно-технологические связи между едиными или сходными форматами;
- символические связи, которые определяются необходимостью работы под единой торговой маркой.
Однако, по мнению авторов, в этом определении есть противоречивые моменты. Во-первых, сеть может управляться не собственником, а наемным менеджером. Во-вторых, собственниками могут быть несколько владельцев. В-третьих, в определении не выделена цель в качестве системообразующего элемента. Без наличия цели нельзя обеспечить интеграционное взаимодействие между торговыми объектами.
Авторы учебного пособия «Розничные торговые сети: стратегии, экономика и управление» рассматривают торговые сети как один из методов управления торговым капиталом, позволяющий получить экономию от масштабов деятельности в розничной торговле [4, с. 13]. В данном определении на первое место ставится цель получения экономии от масштабов деятельности и опускаются существующие связи между торговыми объектами, входящими в сеть.
Перечень таких различающихся определений можно продолжить. Это связано, вероятно, с тем, что уместить в несколько строк точное описание розничной торговой сети, которое четко отделяло бы ее от смежных понятий и дало бы представление обо всех вопросах ее деятельности, - дело весьма нелегкое.
Согласно определению И.А. Кулинич, розничная торговая сеть - это система расположенных в пределах определенной территории объектов розничной торговли, направленная на обеспечение населения услугами розничной торговли [1, с. 125].
Нам представляется целесообразным выделить в своем определении не территориальный, а общесистемный принцип организации торговой сети.
По нашему мнению, розничную торговую сеть следует рассматривать как сложную открытую экономическую систему, включающую совокупность торговых организаций, объединенных единой целью, функционирующих под единым управлением, единой торговой маркой, а также связей между ними, придающих этой совокупности новые свойства, отсутствующие у элементов, взятых в отдельности.
Данное определение отражает системность розничной торговой сети. Системообразующим элементом является общая цель. Связи между элементами могут быть как формальными, основанными на действующем в стране законодательстве, так и неформальными, не регулируемыми нормами права, а основанными на реализации определенных принципов. Каждый элемент, включенный в розничную торговую сеть, вносит свой вклад в характеристику сети. Трудно, например, представить сеть без распределительного центра, логистики, маркетинга, информационных потоков и т.п.
Признаками розничной торговой сети как экономической системы является наличие собственных экономических интересов и специфических механизмов их реализации.
Открытость сети проявляется в наличии прямой и обратной связи с внешней средой. Она как самостоятельная система должна сохранять внутреннюю целостность и гармонические взаимоотношения с внеш-
ней средой. Сети испытывают влияние факторов внешней среды и сами в определенной мере формируют внешнюю среду, осуществляя хозяйственную и социальную деятельность.
Сеть как открытая экономическая система зависит от внешнего мира в отношении глобализации или закрытости экономики, существующих правовых норм, развитости продовольственного, финансового, страхового, информационного и других рынков, поставщиков, потребителей и т.п.
Внешняя среда характеризуется:
- взаимосвязанностью факторов, т.е. изменение одного фактора среды влияет на изменение других факторов;
- сложностью среды, под которой понимается разнообразие и число факторов, существенным образом влияющих на достижение цели;
- подвижностью, которая определяется скоростью изменения среды;
- неопределенностью, т.е. нельзя заранее знать направления изменения влияющих факторов.
Сеть должна быть в состоянии анализировать внешнюю среду и приспосабливаться к изменениям внешнего окружения, чтобы обеспечить выживание и достижение поставленных целей.
Данный вывод особенно актуален для российских сетей, которые возникли в переходной экономике при несовершенстве законодательства, неотрегулирован-ности отношений собственности, институциональных преобразований, отсутствия дисциплины поставок, дефицита продовольствия. Им пришлось испытать сильнейшее влияние внешней среды, чтобы обеспечить выживание.
Одновременно сети формировали внешнюю среду, используя опыт организации торговой деятельности зарубежных сетевых компаний.
Розничная торговая сеть является сложной экономической системой. По мнению В.И. Мухина, «сложной является система, обладающая, по крайней мере, одним из перечисленных ниже признаков» [2, с. 37]:
- система допускает разбитие на подсистемы, изучать каждую из которых можно самостоятельно;
- система функционирует в условиях существенной неопределенности и воздействие среды на нее обусловливает случайный характер изменения ее показателей;
- система осуществляет целенаправленный выбор своего поведения.
Розничная торговая сеть, функционирующая на продовольственном рынке, отвечает всем перечисленным признакам.
Розничная продуктовая сеть как экономическая система входит в более крупную систему - продовольственный рынок, который, в свою очередь, включен в экономику всей страны.
В задачи данного исследования не входит детальное рассмотрение продовольственного рынка как системы. Однако необходимо отметить, что именно он задает вектор и темпы развития сетей, так как сеть, являясь инфраструктурным элементом продовольственного рынка, не может развиваться быстрее, чем другие элементы рынка.
♦-
В качестве элементов розничной торговой сети как экономической системы выступают входящие в нее магазины похожих или сходных торговых форматов, распределительные сети, склады, которые следует считать подсистемами, последние делятся на еще более мелкие подсистемы - структурные подразделения торговых форматов. Таким образом, количество единичных элементов может достигать нескольких десятков.
Эффективность работы сети определяется эффектом действия каждого элемента и эффектом их взаимодействия. Взаимодействие всех элементов осуществляет высшее руководство сети посредством:
- разработки стратегии развития;
- размещения магазинов по территории;
- оптимизации логистических связей, финансовых потоков;
- формирования политики взаимоотношения с поставщиками, покупателями, страховыми и финансовыми учреждениями;
- формирования политики ценообразования, конкурентной борьбы, социального партнерства и т.п.
Выполнение головной компанией свойственных ей функций во многом определяет эффективность работы сети и степень удовлетворения потребностей населения в продуктах питания.
Основными принципами функционирования розничной торговой сети на продовольственном рынке являются:
- принцип целостности, согласно которому следует рассматривать свойства сети как всей системы, обладающей синергетическим эффектом, относительно ее подсистем (входящих в нее магазинов) и невозможно вывести из свойств элементов свойства целого. Например, руководитель, который может эффективно управлять отдельно взятым магазином, может оказаться неэффективным, управляя сетью, если он не учтет свойства сети как целого, или нельзя судить о работе всей сети по деятельности отдельного сетевого магазина;
- принцип зависимости и иерархичности каждого структурного элемента сети от его роли и места в сети. Например, при распределении ресурсов головная компания сети определяет приоритеты, с тем чтобы эти ресурсы получили сетевые магазины, которые вносят больший вклад в результаты работы сети. Как следствие, ресурсы используются более рационально. Сетевые магазины, не получившие дополнительные ресурсы, должны продемонстрировать умение эффективно использовать уже имеющиеся;
- принцип научной обоснованности системы управления сетью, который предполагает знание конъюнктуры и емкости рынка, поведения поставщиков и потребителей, состояния внутренней и внешней среды, умение разрабатывать и реализовывать конкурентные, ценовые и иные стратегии, видеть ближайшие и отдаленные последствия принимаемых решений;
- принцип ориентации розничной торговой сети на инновационный путь развития, который означает использование новшеств во всех звеньях торгово-техно-логического процесса, начиная с покупки продовольственных товаров, их доставки до складирования и
-♦
реализации. Инновации становятся источниками повышения конкурентоспособности сети, благоприятного имиджа, лояльности потребителей;
- принцип сохранения и развития конкурентных преимуществ означает стремление добиваться превосходства в какой-либо области деятельности и сохранить его как можно дольше, одновременно работая над совершенствованием других областей. В таком понимании реализация данного принципа будет благом для общества;
- принцип социальной ориентации хозяйственной деятельности (получение прибыли путем служения обществу), который означает получение прибыли не любым путем, а только посредством удовлетворения нужд людей, не нанося вред их здоровью, долголетию. Данный принцип должен учитываться при установлении цен на социально значимые товары, проведение мероприятий социальной направленности.
Розничная торговая сеть как экономическая система может быть охарактеризована следующими свойствами:
- адаптивность розничных торговых сетей к изменениям на продовольственном рынке страны и глобальном рынке, экономике всей страны, т.е. способность сохранять свою устойчивость при значительных внешних воздействиях. Такими воздействиями могут быть недостаток предложения продукции, регулирующие меры государства, мировой экономический кризис и др. Свойство адаптивности также целесообразно рассматривать и при отклонениях от заданных критериев управления внутренней средой торговой сети. Отсутствие свойства адаптивности приводит к прекращению функционирования системы и разрушению другой, более емкой системы (в нашем случае продовольственного рынка);
- сложность организационной структуры. В отличие от одиночного торгового предприятия, сеть имеет множество объектов управления, повышенную сложность внутренних и внешних связей, значительные объемы информации, требующей обработки в целях принятия оптимальных управленческих решений. Это свойство необходимо учитывать при государственном регулировании, поскольку не исключена вероятность мелочной опеки, сковывания инициативы органов управления, разрушения внешних связей и других отрицательных последствий. Сложность структуры предполагает наличие управленческих кадров высшей квалификации, развитости рынка информационных технологий, дисциплины поставок;
- совместимость розничных торговых сетей как экономических систем с другими подсистемами продовольственного рынка - поставщиками, покупателями, органами государственного управления, банками, страховыми компаниями и т.п. Розничные торговые сети могут успешно функционировать только при наличии развитой рыночной инфраструктуры. Если банковская система не способна представить дешевый и легкодоступный кредит, а страховые общества застраховать страхуемые риски, то деятельность сети будет подорвана. Она не сохранит все свои свойства как экономической системы и не выполнит свойственные ей функции. В свою очередь, если сети будут иг-
норировать интересы поставщиков продовольствия, потребителей и общества в целом, то их деятельность обречена на неудачу. Краткосрочные выгоды от доминирующего положения могут обернуться большими потерями в долгосрочном периоде;
- целенаправленность действия означает построение дерева целей сети, ее структурных подразделений и их реализация. Цели должны быть четко сформулированы, обеспечены ресурсами, подкреплены организационными мерами. Цели розничной торговой сети и ее подразделений должны быть непротиворечивыми, согласованными с целями партнеров. Если на продовольственном рынке не будет достигнут компромисс целей его участников, то пострадают интересы каждого из них. Согласование целей может осуществляться на основе действующего рыночного механизма и на основе его взаимодействия с механизмом государственного регулирования;
- свойство осуществлять расширение своей хозяйственной деятельности. Розничная торговая сеть на продовольственном рынке может из года в год воспроизводить себя в одних и тех же рамках или шире этих рамок - на уровне нового качества, осуществляя процесс слияния, поглощения, органического роста. Переход к новому, более высокому качеству означает развитие системы. Экономические системы, не имеющие возможности обеспечить новый, более высокий качественный уровень развития, поглощаются более развитыми системами. Этот вывод относится и к розничным сетям продовольственного рынка, о чем свидетельствует практика вытеснения с рынка еще не окрепших региональных торговых сетей. Способность
осуществлять расширенное воспроизводство сетей определяется многими обстоятельствами: целевыми установками собственников и менеджеров, наличием ресурсов, емкостью рынка и т.п.;
- устойчивость - это способность сохранять себя в любой сложной и даже экстремальной ситуации. Данное свойство проявилось у ведущих продуктовых сетей в период глобального экономического кризиса. Несмотря на банкротство обслуживающих банков, некоторых поставщиков, снижение доходов потребителей, эти сети продолжают функционировать. Другие сети, не обладая свойством устойчивости, потерпели банкротство.
Таким образом, можно предположить, что применение представленного системного подхода в деятельности розничных торговых сетей позволит им устойчиво развиваться в соответствии с поставленной управляющей подсистемой целью.
1. Кулинич И.А. Системно-функциональный подход к определению розничной торговой сети // Российское предпринимательство. 2011. № 8. С. 125-130.
2. Мухин В.И. Исследование систем управления. М.: Экзамен, 2006.
3. Радаев В.В. Захват российских территорий. Новая конкурентная ситуация в розничной торговле. М.: Издат. дом ГУ ВПГЭ, 2007.
4. Розничные торговые сети: стратегии, экономика и управление: учеб. пособие / под ред. А. А. Есютина и Е.В. Карповой. М.: Кнорус, 2007.
5. Торговое дело: Экономика, маркетинг и организация: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. / под общ. ред. проф. Л.А. Брагина, Т.П. Данько. М.: ИНФРА-М, 2015.