Если во временной области сигнала всегда можно использовать обработку вейвлет-коэффициен-тов для удаления шума, то в спектральной области необходимо, чтобы выделяемые сигналы находи -лись на однородном фоне.
Литература
1. Добеши И. Десять лекций по вейвлетам. Ижевск : НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика», 2001. 464 с.
2. Марпл.-мл. С.Л. Цифровой спектральный анализ и его приложения: Пер. с англ. М. : Мир, 1990. 584 с.
3. Сергиенко А.Б. Цифровая обработка сигналов. СПб : Питер, 2003. 604 с.
4. Смоленцев Н.К. Основы теории вейвлетов. Вейвлеты в MATLAB. М. : ДМК Пресс, 2005. 304 с.
Системный подход к разработке и применению
ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ КОМПЛЕКСОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ КОЛЛЕДЖА
Хорошавина Татьяна Викторовна ([email protected])
ГОУСПО РМЭ «Торгово-технологический колледж» («ТТК»), г. Йошкар-Ола
Аннотация
В статье представлен опыт поэтапной разработки и применения электронных учебно-методических комплексов в профессиональной подготовке специалистов колледжа на основе системного модульного подхода.
Разработка и внедрение инновационных электронных учебно-методических комплексов в профессиональное образование является необходимым условием, позволяющим повысить качество и эффективность подготовки современных специалистов. Актуальность разработки и применения ЭУМК подтверждает их преимущества по сравнению с традиционными УМК:
- сокращается время на создание учебных материалов на электронных носителях по сравнению с бумажными, быстрая их модернизация;
- интегрируются значительные объемы информации на одном носителе;
- технология мультимедиа позволяет ярко и наглядно представить учебный материал;
- обеспечивается модульная структура учебной дисциплины, позволяющая регулировать степень детализации материала, а также интеграцию его в другие курсы;
- гипертекстовая технология предоставляет возможность индивидуальной траектории обучения;
- предоставляется возможность самопроверки полученных знаний;
- ускоряется процесс тестирования и проверки знаний и навыков, отслеживание и направление траектории обучения.
Поскольку создание электронных учебно-методических комплексов является достаточно длительным и трудоемким процессом, то при его проектировании и разработке должны быть обязательно учтены фундаментальные принципы педагогики, дидактики, методики, психологии, эргономики, информатики и других наук. Данные принципы лежат в основе системного модульного подхода к разработке и при -менению ЭУМК в профессиональной подготовке.
Оценивая практическую значимость и образовательные возможности электронных учебно-методических комплексов дисциплин (предметов) в ГОУ СПО РМЭ «Торгово-технологический колледж» данному вопросу уделяется серьезное внимание.
В рамках реализации Программы развития колледжа, Программы информатизации образовательного процесса колледжа, инновационной образовательной программы «Подготовка компетентных специалистов для общественного питания и гостиничного сервиса в условиях Центра непрерывного образования» разработан системный модульный подход по подготовке и эффективному применению электронных учебно-методических комплексов дисциплин и специальностей, включающий следующие модули:
Первый модуль - «Нормативный» - изучение и разработка нормативных документов, приказы, локальные акты о разработке и применении ЭУМК.
Электронный УМК должен содержать необходимый для самостоятельного обучения материал, блок практических и тестовых заданий для контроля полученных знаний по заданной теме. Кроме того, в отличие от печатного учебника, электронный курс должен обеспечить:
Информационные технологии в обучении
203
- детальную структуризацию содержания курса;
- интерактивность (удобство навигации) - возможность изменения представления материала в зависимости от действий обучаемого, а также возможность изменения траектории обучения;
- гипертекстовую структуру теоретического материала в понятийной части курса (ссылки на определения), а также в логической структуре изложения (последовательность, взаимосвязь частей);
- использование иллюстративных материалов - разнообразных рисунков и картинок, анимации и других мультимедиа-приложений;
- использование различных практических и контрольных мероприятий для закрепления знаний, самоконтроля, контроля и оценки полученных знаний, встроенных в электронный учебник (тесты, упражнения, творческие, индивидуальные и групповые задания и др.);
- наличие системы ссылок (гиперссылок) на различные электронные текстовые и графические образовательные материалы: литературные и научные источники, электронные библиотеки, словари, справочники и другие образовательные и научные ресурсы, размещенные в сети Интернет.
Для обеспечения перечисленных качеств будущего электронного УМК авторы-разработчики долж -ны учитывать не только требования, предъявляемые к УМК, но и обладать определенными знаниями по технологии проектирования контента для своего курса и соответствующими умениями, на что и нацелен следующий модуль.
Второй модуль - «Повышение квалификации», включает: изучение и анализ опыта работы по созданию ЭУМК учреждений СПО; обучение творческой группы педагогов колледжа в декабре 2009 г. в ГОУВПО «Марийский государственный университет» по программе «Технология создания и внедрения электронных учебно-методических комплексов в учебный процесс» и цикл внутриколледжных обучающих семинаров, практикумов, мастер-классов с педагогами колледжа.
Благодаря программе повышения квалификации была реализована главная цель - оказание методической и технологической помощи педагогам колледжа, принимающим участие в подготовке и разработке учебных, учебно-методических и информационно-справочных материалов для создания электронных учебно-методических комплексов. Педагоги получили возможность:
- ознакомиться с основными критериями оценки и педагогическими требованиями, предъявляемыми к электронным УМК;
- ознакомиться с краткой классификацией образовательных интернет-ресурсов, используемых в учебной и научной деятельности;
- научиться пользоваться некоторыми поисковыми системами для поиска и отбора интернет-ресурсов для проектируемого электронного УМК;
- освоить практические приемы по улучшению структуры и восприятия учебного текста (дизайн-эргономика);
- получить навык формирования системы смысловых и структурных ссылок (будущих гиперссылок), являющихся основой создания гипертекстовой структуры текстового материала;
- получить системное представление по формированию учебно-дополнительных и информационно-справочных материалов, например, глоссария, хрестоматийных статей, списка персоналий, литературы, электронных библиотек, образовательных интернет-ресурсов и других вспомогательных материалов;
- освоить алгоритм разработки несложных эскизов к учебным рисункам и сценариев для создания анимации, флэш-анимации, интерактивных моделей и других мультимедийных приложений;
- разрабатывать различные типы и виды тестовых заданий для системы контроля и оценки уровня знаний учащихся;
- освоить основные ключевые термины и понятия, которые используются при проектировании электронных учебных изданий;
- ознакомиться с необходимой информацией по юридическим и правовым аспектам создания и использования электронных образовательных изданий в учебном процессе (авторское право, юридический статус и т. п.).
Третий модуль - основной «Информационно-методическое сопровождение», предусматривает: разработку методических рекомендаций, инструкций, памяток для студентов по работе с ЭУМК, продумывание структуры, стиля, подготовку и систематизацию информационно-методических материалов, создание ЭУМК.
Качественно разработанный электронный УМК включает в себя комплекс разнообразных дидактических материалов и образовательных ресурсов (учебных, учебно-методических и вспомогательных информационно-справочных материалов, представленных в разных формах). Такой УМК ориентирован в первую очередь на пользователя, изучающего предмет самостоятельно, и отличаться особым способом подачи материала (диалоговая интерактивная форма с достаточным количеством вопросов и заданий для самоконтроля).
По мнению психологов и методистов, качественно подготовленный дидактический материал для электронного УМК, предназначенный для самостоятельного изучения, вызывает у обучаемых соответствующий интерес, мотивацию к самостоятельной работе не только потому, что курс представлен в электронной форме с элементами компьютерной графики и мультимедиа. При работе с таким электронным УМК активизируется психическая деятельность обучаемого: усиливается концентрация и интенсивность внимания, обостряется чувствительность и наблюдательность, повышается готовность памяти к восприятию учебного материала.
Размещение ЭУМК на сайте колледжа (раздел «Внеаудиторная самостоятельная работа студента»), инструктаж студентов по работе с ЭУМК обеспечивает открытость и доступность образователь -ных ресурсов и создает возможности для качественного и непрерывного профессионального образования и выстраивания индивидуальной траектории обучения и развития студентов.
Наличие четкого представления о структуре будущего электронного УМК, алгоритм последовательности этапов проектирования УМК, информационно-методическое сопровождение процессов разработки и применения ЭУМК методической службой колледжа существенно помогает эффективно осуществить реализацию системного подхода к организации разработки ЭУМК и в целом качественную профессиональную подготовку современных специалистов.
Литература
1. Григорьев, С.Г., Краснова, Г.А., Роберт, И.В. и др. Разработка концепции образовательных электронных изданий и ресурсов // Открытое и дистанционное образование. - 2009. - № 3 (7).
2. Демкин, В.П., Вымятин В.М. Принципы и технологии создания электронных учебников. - Томск, 2008.
3. Краснова, Г.А., Беляев, М.И., Соловов А.В. Технологии создания электронных средств. - М.: МГИУ, 2001.
4. Андреев, А.А., Солдаткин, В.И., Лупанов К.Ю. Проблемы разработки учебно-методических пособий для системы дистанционного образования - М.: АТИСО, 2008.
5. Теория и практика создания образовательных электронных изданий. - М.: Изд-во РУДН, 2007.
Образовательные коммуникации XXI века
Цирлин Игорь Борисович ([email protected]), Цирлина Наталья Александровна ([email protected])
МОУ «Средняя образовательная школа № 1», г. Кстово Нижегородской области, Нижегородский государственные педагогический университет, г. Нижний Новгород
Аннотация
Сетевые сообщества, созданные на основе социальных сервисов, обладают огромным образовательным потенциалом. Они ориентируют участников на поиск, фиксацию, осмысление информации, порождение и изучения нового. Это делает их мощным образовательным инструментом, который может и должен быть освоен современными педагогами.
Прогресс в области коммуникаций и в первую очередь появление сервиса Web 2.0 привело к формированию и стремительному росту многочисленных социальных сетей. В Интернете социальная сеть - это программный сервис, площадка для взаимодействия людей в группе или в группах. В качестве примера социальной сети можно рассматривать любое онлайновое сообщество, члены которого участвуют в обсуждениях. Социальные группы формируются самими участниками, по субъективным признакам и предпочтениям.
Для формирования и существования сообщества необходимы следующие характеристики: общие цели, интересы, потребности; общие ресурсы, к которым члены сообщества имеют доступ; общий язык общения, в который погружены члены сообщества.