Научная статья на тему 'Классификация и методика оценки качества электронных образовательных ресурсов в вузе'

Классификация и методика оценки качества электронных образовательных ресурсов в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2172
305
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Агроинженерия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС / ЭЛЕКТРОННЫЕ УЧЕБНЫЕ ИЗДАНИЯ / МЕТОДИКА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА / ELECTRONIC EDUCATIONAL AND METHODICAL COMPLEX / ELECTRONIC EDUCATIONAL PUBLICATIONS / PROCEDURE OF AN ASSESSMENT OF QUALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михайленко Олег Анатольевич

Рассматриваются признаки классификации электронных образовательных ресурсов, требования к структуре и содержанию электронных учебно-методических комплексов, к компетенциям преподавателей вуза в области ИКТ. Предлагается методика экспертной оценки качества электронных учебно-методических комплексов, приводится пример ее практического применения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Classification and procedure of an assessment of quality of electronic educational resources in high school

Tags of classification of electronic educational resources, demands to frame and a contents of electronic educational complexes are observed. The procedure of an expert assessment of quality of electronic educational methodical complexes Is offered, the instance of itspractical application is resulted.

Текст научной работы на тему «Классификация и методика оценки качества электронных образовательных ресурсов в вузе»

НОВЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

УДК 378:371.3

О.А. Михайленко, канд. пед. наук, доцент

ФГОУ ВПО «Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина»

классификация и методика оценки качества электронных образовательных ресурсов в вузе

Разработка и активное использование в профессиональном образовании дидактических средств, основанных на высокотехнологичных компьютерных, мультимедийных и коммуникационных технологиях сегодня не только открывает принципиально новые образовательные возможности, но и одновременно требует выявления обоснованных критериев отбора таких средств, их классификации, выработки соответствующих методик оценки качества. Среди всей совокупности высокотехнологичных дидактических средств наибольший интерес представляют электронные образовательные ресурсы. В силу своей новизны в настоящее время нет устоявшейся и общепринятой терминологии и классификации в области электронных образовательных ресурсов. Многие исследователи данной проблематики и практики используют различные определения для обозначения электронных образовательных ресурсов. Среди определений часто используются следующие: «электронный учебник», «компьютерное средство обучения», «компьютерный тренажер», «электронный образовательный ресурс», «электронный учебно-методический комплекс», «компьютерная обучающая программа» и т. п.

Действующий ныне ГОСТ 7.83-2001 «Электронные издания. Основные виды и выходные сведения» определяет лишь два ключевых понятия: электронный документ и электронное издание.

Согласно ГОСТ, электронные издания различаются:

• электронный аналог и самостоятельное издание (по наличию печатного эквивалента);

• текстовое (символьное), изобразительное, звуковое, мультимедийное, программный продукт (по природе основной информации);

• официальное, научное, научно- популярное, производственно-практическое, нормативное производственно-практическое, учебное, массово-политическое, справочное, для досуга, рекламное, художественное (по целевому назначению);

• локальные, сетевые, комбинированные (по технологии распространения);

• однотомные, многотомные и электронные серии (по структуре);

• непериодические, сериальные, периодические, продолжающиеся, обновляемые (по периодичности).

К образовательным изданиям, перечисленным в стандарте, относятся:

• учебное электронное — электронное издание, содержащее систематизированные сведения научного или прикладного характера, изложенные в форме удобной для изучения и преподавания и рассчитанное на учащихся разного возраста и ступени обучения;

• научное электронное — электронное издание, содержащее сведения о теоретических и (или) экспериментальных исследованиях, а также научно-подготовленные к публикации памятники культуры и исторические документы;

• научно-популярное электронное — электронное издание, содержащее сведения о теоретических и (или) экспериментальных исследованиях в области науки, культуры и техники, изложенные в форме доступной читателю-неспециалисту;

• справочное электронное — электронное издание, содержащее краткие сведения научного и прикладного характера, расположенные в удобном порядке для их быстрого отыскания, не предназначенное для сплошного чтения;

• художественное электронное — электронное издание, содержащее произведения художественной литературы, изобразительного, театрального искусства, эстрадного и циркового творчества, произведения кино, музейную и другую информацию, относящуюся к сфере культуры и не являющуюся содержанием научных исследований.

Множество образовательных электронных ресурсов (учебных электронных изданий) можно классифицировать по нескольким дополнительным дидактическим критериям:

• по уровню образования (общее, начальное, среднее и высшее профессиональное, дополнительное, специальное);

• по форме получения образования (очное, очнозаочное, заочное, экстернат);

• по видам организуемой учебной деятельности (изложение учебного материала, организация практических занятий, аттестация);

• по форме представления учебной информации (текстовые, графические, мультимедийные);

• по способу взаимодействия с обучаемым (декларативные, интерактивные);

• по способу задания образовательной траектории обучаемого с учетом его индивидуальных способностей (адаптивные и не адаптивные). В контексте представлений автора, среди всей

совокупности электронных образовательных изданий определяемых ГОСТ и ресурсов востребованных современной педагогической практикой, он будет рассматривать в качестве основного интегрированного типа электронных образовательных ресурсов электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК).

В настоящее время он становится универсальным образовательным ресурсом в системе высшего профессионального образования. Электронные комплексы используются во всех существующих формах профессионального обучения и допол-

130

нительного образования, размещаются на СБи БУБ-дисках, на серверах в сетях авторизованного доступа и на порталах дистанционного обучения вузов.

Электронный учебно-методический комплекс — это (учебное электронное издание) программный мультимедиа-продукт учебного назначения, обеспечивающий непрерывность и полноту дидактического цикла процесса обучения и содержащий организационные и систематизированные теоретические, практические, контролирующие материалы, построенные на принципах интерактивности, адаптивности, информационной открытости и дистанционности [1].

В зависимости от масштаба охватываемой предметной области различают электронные учебно-методические комплексы по отдельной учебной дисциплине и электронные учебно-методические комплексы по специальности (направлению).

За последние годы существенно изменилась технологическая основа ЭУМК. На смену комплексам, содержащим текстографическую информацию, приходят мультимедийные и интерактивные комплексы, содержащие звук, анимацию, видео, виртуальные лабораторные практикумы, модули поисковых и экспертных систем и реализующие через внутренние программно-дидактические алгоритмы нелинейное взаимодействие студент-педагог-учебный материал.

Проведенные автором исследования в 27 аграрных вузах России, в частности, мониторинг использования дистанционных образовательных технологий и обеспеченность студентов электронными учебно-методическими ресурсами [2] показывают, что интенсивные процессы компьютеризации и информатизации высшего аграрного образования сегодня автоматически не обеспечивают существенного роста уровня профессиональной компетентности выпускников. Обращает на себя внимание и то, что за истекшие 5 лет изменились приоритеты в работе аграрных вузов по внедрению ИКТ. Так, в качестве основной трудности в применении информационно-коммуникационных технологий обучения преподаватели называют уже не слабое оснащение вузов компьютерной техникой, а низкий уровень психологической и функциональной готовности ППС к использованию ИКТ (57 %), и низкий уровень обеспеченности аграрных специальностей электронными образовательными ресурсами (23 %).

Сегодня можно констатировать, что основные проблемы на пути широкого применения ИКТ в аграрных вузах переместились из области программно-технического в область организационно-дидактического обеспечения.

Необходимые изменения в организационнодидактическом обеспечении требуют применения

соответствующих методологических подходов, определенной перестройки традиционной модели учебного процесса в вузе, формирование новых профессиональных компетенций у профессорско-преподавательского состава вуза.

К таким компетенциям преподавателя в области информационно-коммуникационных технологий в обучении следует отнести:

• знание общих принципов работы и функциональных возможностей персонального компьютера и периферийных устройств;

• владение методикой организации и проведения различных форм учебных занятий со студентами (лекции, семинары, конференции, лабораторные занятия, зачеты и др.) с использованием средств информационных и коммуникационных технологий;

• владение практическими навыками использования современного программного обеспечения (как минимум, текстовым редактором MS Word, программой создания презентаций MS PowerPoint, MS Excel и другими стандартными программами из пакета MS Office);

• знание и практические навыки работы в сети Интернет, владение программным обеспечением для создания коммуникаций (MS Internet Explorer, E-mail и видеопочта, чат, IP-телефония, видеоконференцсвязь и др.);

• понимание возможностей использования компьютера и ЭУМК для управления процессом обучения;

• умение проводить анализ программного обеспечения с точки зрения его дидактических возможностей;

• умение вести самостоятельный поиск информации в Интернет, различных электронных справочниках, базах данных, информационнопоисковых системах, электронных библиотеках, словарях;

• умение работать с современными гипертекстовыми и мультимедийными образовательными ресурсами и системами дистанционного обучения;

• наличие знаний, умений и навыков проектирования электронных образовательных ресурсов;

• умение организовывать хранение электронных образовательных ресурсов, проводить декомпозицию содержания и выбирать дидактически оправданные формы ее представления студенту.

Очевидно, что перечень компетенций будет изменяться в зависимости от конкретных задач обучения и специфики изучаемого предмета. Большая часть компетенций являются инвариантными относительно этих задач и определяет необходимый минимум для создания качественных электронных образовательных ресурсов и эффектив-

ного использования их в инновационной образовательной среде.

Осуществляемая сегодня в вузах масштабная работа по созданию электронных образовательных ресурсов (в первую очередь—электронных учебнометодических комплексов) нуждается не только в формировании соответствующих компетенций педагога в области ИКТ, но и в выявлении значимых критериев (показателей) и выработке на их основе методики экспертной оценки качества разрабатываемых ЭУМК.

Среди таких значимых показателей оценки автор выделяет три основных: показатель соответствия содержания ЭУМК требованиям ГОС; показатель, отражающий основные дидактические характеристики и показатель эргономических параметров.

В качестве методологической основы оценки использован метод фасетной матрицы [3] и экспертное ранжирование выделенных автором критериев оценки ЭУМК по основным показателям: «Содержание ЭУМК», «Дидактическая оценка», «Эргономическая оценка». Для каждого из названных показателей определены пять уровней детализации, обозначаемые (С1-С5), (Д1-Д5), (Э1-Э5) соответственно. Уровни детализации параметров, как и сами параметры, были выявлены в ходе опросов экспертов из числа преподавателей — участников семинаров, деканов заочных факультетов аграрных вузов, авторов электронных образовательных ресурсов и разработчиков ЭУМК в период с 2005 по 2009 год.

Для удобства все показатели сведены в фасетную матрицу (таблица), каждая ячейка которой соответствует конкретному оцениваемому параметру и уровню его детализации. Каждый такой параметр может быть оценен экспертом в балльной системе. Например, в ходе экспертной оценки ЭУМК в пятибалльной системе по каждому из трех критериев и на каждом из пяти уровней детализации оценки заносятся в выделенные ячейки фасетной матрицы. Для определения результатов оценки качества ЭУМК необходимо просуммировать баллы в каждом столбце таблицы, т. е. по каждому из трех критериев отдельно.

Особенностью данной методики оценки является то, что она позволяет получить не только количественный показатель — итоговый балл оценки, но и качественный — фасетную формулу. Например, формула 22С-18Д-15Э отражает качество ЭУМК по трем критериям и пяти уровням детализации. Здесь 22С — это суммарный балл оценки содержания ЭУМК, 18Д — суммарный балл дидактической оценки ЭУМК и 15Э — эргономическая оценка ЭУМК.

При сравнении ЭУМК между собой должен учитываться как общий балл оценки комплексов

131

Экспертная оценка качества электронного учебно-методического комплекса (ЭУМК)

Содержание ЭУМК Дидактическая оценка Эргономическая оценка

С5 Соответствие содержания ЭУМК требованиям ГОС по данной специальности и дисциплине С4 Фактологическая содержательность учебного материала С3 Структурированность учебного содержания С2 Достаточность дополнительного материала (хрестоматии, словари, справочники, глоссарии и др.) Качество иллюстративного материала с точки зрения содержания учебной дисциплины Д5 Наличие основных дидактических компонентов ЭУМК (рабочей программы, методических указаний по изучению дисциплины, курса лекций, учебных пособий, заданий для самостоятельного выполнения, тестов и др.) Д4 Мотивация учебной деятельности (наличие целей, задач, проблем) Д3 Обоснованность использования мультимедиа для решения педагогических задач Д2 Реализация модульного принципа изложения Д1 Возможность анализа ошибок по результатам учебной деятельности Э5 Удобство и оптимальность среды обучения (интуитивно понятный интерфейс, простота управления ресурсами и функциями ЭУМК и др.) Э4 Использование интерактивности (гиперссылки, подсказки, справки, реакция на ошибки и др.) Э3 Сбалансированность количества мультимедиа компонентов в общем содержании дисциплины Э2 Дизайн текстовых, графических, анимированных, видео и аудиокомпонентов ЭУМК Удобство поиска учебной информации (использование гипертекстового оглавления или поисковой системы)

(С + Д + Э), так и баллы по каждому из трех критериев соответственно. Это вызвано тем, что выделенные три критерия оценки имеют разный удельный вес в общей оценке качества ЭУМК. К примеру, «Содержание ЭУМК» имеет больший вес при равенстве баллов, чем «Дидактическая оценка» или «Эргономическая оценка» соответственно. Так, два комплекса, имеющие одинаковое общее количество баллов, могут иметь разные фасетные формулы и соответственно разный уровень качества. Например, ЭУМК-1, получивший в ходе оценки 22С-18Д-15Э и ЭУМК-2, оцененный экспертами как 15С-18Д-22Э, хотя и имеют одинаковый общий балл 55, обладают разным качеством. ЭУМК-1 отличается более высокой оценкой по критерию «Содержание ЭУМК», а следовательно, и более высоким уровнем качества по сравнению с ЭУМК-2. При оценке и сравнении показателей в фасетных формулах очень важно помнить, что они имеют не числовую природу и характеризуют лишь качественные параметры ЭУМК.

Предлагаемый вариант методики оценки качества ЭУМК был апробирован автором в ходе проведения Всероссийского межвузовского конкурса на лучший электронный учебно-методический комплекс для студентов вузов Министерства сельского

хозяйства в 2008 году на базе ФГОУ ВПО РГАЗУ [4]. Как считает автор статьи, данная методика может адаптироваться как по числу показателей, так и по уровням детализации и использоваться в вузах при оценке качества разрабатываемых преподавателями электронных учебно-методических комплексов.

Список литературы

1. Михайленко, О.А. Электронный учебно-методический комплекс: методические рекомендации и материалы по разработке и применению в заочном агрообразовании / О.А. Михайленко. — М.: ФГОУ ВПО РГАЗУ, 2006. — 46 с.

2. Михайленко, О.А. Мониторинг использования сельскохозяйственными вузами дистанционных образовательных технологий при подготовке специалистов АПК по заочной форме: аналитические материалы и рекомендации / О.А. Михайленко, Р.М. Цыбулевская. — М.: ФГОУ ВПО РГАЗУ, 2005.

3. Полонский, В.М. Оценка качества научнопедагогических исследований / В.М. Полонский. — М.: Педагогика, 1987. — 144 с.

4. Киселёв, Л.Ю. Всероссийский конкурс электронных учебно-методических комплексов для студентов высших учебных заведений Министерства сельского хозяйства: методические рекомендации и информационно-аналитические материалы / Л.Ю. Киселёв, О.А. Михайленко, Р.М. Цыбулевская. — М.: ФГОУ ВПО РГАЗУ, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.