УДК 378.679.6+378.037 ББК Ч448.47+Ч51.р311
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ПРОЕКТИРОВАНИЮ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ВУЗА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Л.М. Куликов, С.Г. Сериков Уральский государственный университет физической культуры (г. Челябинск)
С учетом современных реалий обоснована актуальность стратегического планирования в деятельности вузов физической культуры. Проинтерпретированы основные положения системного подхода применительно к проектированию стратегии развития вуза физкультурно-спортивного профиля. Изложен авторский вариант соответствующей стратегии, разработанный на основе системного подхода. Выявлены стратегические направления развития, соответствующие им задачи и индикативные показатели.
Ключевые слова: системный подход, вуз физической культуры, стратегия, миссия, концептуальные направления развития, индикативные показатели.
В настоящее время высшее образование в России переживает, в каком-то смысле, переломный период. Это обусловлено многими факторами, такими как переход на федеральные государственные образовательные стандарты, установление государственного задания на подготовку специалистов в вузах, объективное снижение как количественных, так и качественных показателей приема абитуриентов, тенденция к переоценке показателей эффективности учреждений высшего профессионального образования и к их реорганизации путем присоединения небольших вузов к более крупным и др. Все это требует от университетов внесения определенных корректив в стратегическое планирование своей дальнейшей деятельности на российском и международном рынках образовательных услуг. Причем в наибольшей степени такого рода коррективы необходимы профильным университетам, имеющим определенную специфику, и потому не всегда вписывающимся в общие стандарты эффективности.
Одной из наиболее востребованных групп профильных вузов на данном этапе являются университеты и академии физической культуры. Тому есть множество причин, среди которых - ведущая роль данных образовательных учреждений в проведении летней Универсиады в Казани и зимних Олимпийских игр в Сочи, в повышении престижа России в международном спортивном сообществе, в подготовке спортивного резерва, в привлечении широких слоев населения к активным занятиям физической культурой и др. [5]. В этой связи развитие вузов физической культуры
является важной государственной задачей и требует стратегического подхода к ее решению. Таким образом, проектирование стратегии развития вузов физической культуры в настоящее время представляется весьма актуальным. Подходы к осуществлению данного процесса необходимо проработать на научно-методологическом уровне. По нашему мнению, наиболее адекватным методологическим основанием для решения соответствующей задачи может выступить системный подход.
Известно, что системный подход базируется на системной организации отражаемой реальности. С этих позиций, любые объекты, явления, процессы целесообразно рассматривать в качестве систем. В данном смысле, стратегия развития учреждения высшего профессионального образования предстает в виде специфической системы. Более того, ведя речь о проектировании соответствующей стратегии, следует исходить из того, что все ее основные составляющие также имеет смысл рассматривать в системном виде. Многие исследователи, внесшие вклад в развитие системного подхода, отмечают такое важное свойство, присущее любой системе, как состав. Например, А.Н. Аверьянов указывает, в частности, что системное познание мира предполагает рассмотрение того или иного объекта как отграниченного множества элементов [1]. В этом плане, проектируя стратегию развития вуза на системной основе, имеет смысл отметить, что она содержит в себе определенные элементы. В наиболее обобщенном случае, ее состав характеризуется, по нашему мнению, такими аспектами, как миссия,
концептуальные направления деятельности образовательного учреждения, задачи на краткосрочный и долгосрочный периоды, индикативные показатели выполнения поставленных задач.
В системе всегда присутствуют определенные взаимосвязи и иерархия элементов, входящих в нее [3]. Другими словами, важным аспектом применения системного подхода к отражаемой реальности является установление структуры компонентов, составляющих систему. Соответствующее структурирование предполагает установление главных и вспомогательных элементов, соотношений между ними, определяющих те или иные закономерности построения. При проектировании стратегии развития образовательного учреждения высшего профессионального образования в системном виде важно иметь в виду иерархию и взаимосвязи между различными ее аспектами. Характеризуя структуру соответствующей стратегии, целесообразно отметить, что иерархически главным ее элементом является миссия вуза. Ей соподчинены концептуальные направления развития данного образовательного учреждения. Данные направления конкретизируются в задачах и индикативных показателях их выполнения. При этом индикативные показатели и задачи находятся на одном уровне в представляемой иерархии и характеризуют соответственно количественные и качественные аспекты реализации основных направлений развития вуза. Исходя из этого устанавливаются и взаимосвязи между ними.
Важным моментом с точки зрения системного подхода является определение функционального назначения системы [1]. С этой позиции имеет смысл утверждать, что стратегия развития учреждения высшего профессионального образования выполняет функцию одного из основополагающих документов, определяющих долгосрочную перспективу существования вуза. В соответствии с этим, важнейшие функции стратегии связаны с установлением целевых ориентиров развития образовательного учреждения, отграничением приоритетных сторон его деятельности, определением первоочередных проектов, которые будут активно поддерживаться в течении планируемого периода и т. п.
Изучая научные труды в области системного подхода, можно отметить, что большинство исследователей указывают на такое свойство любой системы как развиваемость. В своем развитии система проходит все ста-
дии от зарождения до неизбежного качественного преобразования [2]. В связи с этим, рассматривая с системных позиций стратегию развития вуза, имеет смысл остановиться на генетических свойствах данной системы. В самом понятии стратегии уже заложен некий генезис, что обусловлено ее ориентацией на долгосрочный период и неотъемлемой общностью с процессом развития объекта во времени и пространстве. Соотнося это с общепринятыми подходами к управлению образовательными системами, можно говорить о поэтапном развитии образовательного учреждения по мере решения ставящихся задач. По завершении каждого этапа реализации проектируемой стратегии должна существовать принципиальная возможность выбора варианта дальнейшего развития образовательного учреждения. Поэтому тот или иной уровень достижений, полученных в ходе реализации стратегии, является своеобразным основанием, опираясь на которое можно было бы осуществлять развитие образовательного учреждения на следующих этапах принятой стратегии. При этом в генетическом аспекте стратегия развития вуза, на наш взгляд, должна базироваться на преемственности образовательного процесса, его направленности на развитие личности обучающихся.
Таким образом, системный подход дает возможность целостного рассмотрения тех или иных управленческих и педагогических средств в широком смысле, реализация которых в деятельности образовательного учреждения способствует его наиболее эффективному развитию в долгосрочной перспективе. Соответствующие средства выступают в качестве искусственной образовательной системы [4]. Говоря в общих чертах о данной системе, следует отметить, что ее элементы предопределяются целями, на достижение которых ориентируются в процессе ее проектирования. При этом имеет смысл учитывать те или иные ограничения, объективные условия, выражаемые в виде целевого заказа, поставленного перед вузом, собственных целей и т. д. Другими словами, заранее оговариваются некие основания, по которым проектируется стратегия развития учреждения высшего профессионального образования. В соответствии с ними определяется состав данной искусственной образовательной системы, ее структурные признаки, функциональное назначение и генетические особенности.
Рассмотрим далее один из возможных вариантов стратегии развития университета фи-
зической культуры, спроектированной в соответствии с основными положениями системного подхода. Базируясь на изложенных выше положениях о составе и структуре соответствующей стратегии, в первую очередь необходимо охарактеризовать миссию данного образовательного учреждения и на ее основе сформулировать концептуальные направления деятельности, обеспечивающие наиболее эффективный путь развития вуза в долгосрочной перспективе.
В качестве миссии университета физической культуры имеет смысл выбрать следующую: войти в число ведущих российских вузов по показателям образовательной и научно-спортивной деятельности. Для выполнения данной миссии нужно стремиться к непрерывному повышению качества работы профессорско-преподавательского состава, научно-исследовательского персонала и физкультурно-спортивных работников, к выполнению постоянно изменяющегося социального заказа со стороны государственных органов управления и глобального спортивного сообщества, к достижению результатов, признаваемых на всероссийском и международном уровне.
По нашему мнению, выполнение данной миссии может быть обеспечено за счет реализации университетом физической культуры следующих концептуальных направлений деятельности:
1. Реализовать компетентностную модель учебно-методической деятельности вуза физической культуры с учетом приоритетности соответствия уровню ведущих университетов страны и с направленностью на удовлетворение требований работодателей к компетенциям выпускников по образовательным программам, реализуемым в университете.
2. Осуществить интеграцию научно-исследовательской деятельности и спортивной работы в университете физической культуры с целью внедрения научно-обоснованных подходов к развитию олимпийского спорта в регионе и получения международного признания научных разработок, выполняемых в университете.
3. Модернизировать систему социальноориентированной работы университета с ориентацией на разностороннюю поддержку преподавателей и сотрудников вуза и улучшение условий их профессиональной деятельности, способствующей в итоге полноценному раскрытию духовных потенциалов и творческих способностей студентов.
4. Оптимизировать систему управления университетом физической культуры с целью достижения качества по основным процессам вуза: маркетинг, проектирование и реализация основных образовательных программ, научные исследования и разработки, инновационная деятельность, международная деятельность, спортивная работа, управление материальной базой, социальная поддержка студентов и сотрудников.
В соответствии с охарактеризованным выше генетическим аспектом системного видения проектируемой стратегии, как уже было сказано выше, необходимо обеспечить поэтапность реализации проектируемой стратегии. В этой связи целесообразной представляется постановка относительно краткосрочных задач по реализации вышеназванных направлений. Например, если стратегия устанавливает ориентиры развития вуза на пятилетний период, то задачи по их достижению, а соответственно и индикативные показатели решения данных задач имеет смысл пересматривать ежегодно. Исходя из этого можно сформулировать вариант постановки задач и определения индикативных показателей их выполнения на учебный год.
Задачи по направлению 1 - «Реализовать компетентностную модель учебно-методической деятельности вуза физической культуры с учетом приоритетности соответствия уровню ведущих университетов страны и с направленностью на удовлетворение требований работодателей к компетенциям выпускников по образовательным программам, реализуемым в университете»:
- обеспечить успешное прохождение процедур государственной аккредитации основных образовательных программ подготовки бакалавров, специалистов, магистров, а также программ послевузовского образования в соответствии с требованиями Положения;
- разработать учебно-методические комплексы дисциплин по всем направлениям подготовки бакалавров, специалистов и магистров, реализуемым в университете физической культуры, в соответствии с ФГОС 3-го поколения;
- обеспечить участие студентов очной формы обучения в Федеральном интернет-экзамене с сохранением уровня освоения студентами дидактических единиц по всем заявленным дисциплинам не ниже 60 %;
- разработать методическое обеспечение самостоятельной работы студентов универси-
тета физической культуры в соответствии с ФГОС 3-го поколения;
- увеличить набор абитуриентов в университет по заочной форме обучения с применением дистанционных образовательных технологий;
- разработать электронные учебно-методические комплексы по всем дисциплинам, реализуемым в университете с применением дистанционных образовательных технологий;
- обеспечить прирост учебно-методической составляющей фонда библиотеки университета, в том числе за счет активизации издательской деятельности преподавателей;
- обеспечить расширение доступа студентов и аспирантов университета физической культуры к электронным библиотечным системам в соответствии с требованиями Минобрнауки России;
- разработать программы повышения квалификации профессорско-преподавательского состава университета физической культуры по профилю всех реализуемых в вузе направлений подготовки студентов;
- увеличить среднегодовой контингент слушателей системы повышения квалификации университета с нормативным сроком освоения не менее 72 часов в соответствии с университетскими аккредитационными критериями;
- создать единую образовательную среду университета физической культуры и его филиалов, соответствующую требованиям, предъявляемым к ведущим университетам России.
Индикативные показатели выполнения задач по направлению 1:
- процент наличия рабочих программ дисциплин по всем направлениям подготовки в соответствии с ФГОС 3-го поколения;
- доля студентов, показавших освоение всех дидактических единиц в ходе Федерального интернет-экзамена, не менее 60 % по каждому направлению и специальности;
- процент обеспечения всех видов занятий по дисциплинам учебного плана учебнометодической документацией;
- количество студентов-заочников, обучающихся с применением дистанционных образовательных технологий;
- количество студентов - членов сборных команд России, обучающихся по индивидуальному графику с применением дистанционных образовательных технологий;
- процент обеспечения всех видов занятий, проходящих с применением дистанционных образовательных технологий, электрон-
ными учебно-методическими комплексами;
- количество единиц хранения в фонде библиотеки, в том числе количество единиц учебно-методической литературы;
- процент студентов, имеющих доступ к фондам учебно-методической документации и изданиям по основным изучаемым дисциплинам через электронно-библиотечные системы;
- процент программного обеспечения повышения квалификации ППС университета физической культуры по всем реализуемым в вузе направлениям и специальностям подготовки студентов;
- процент прироста контингента слушателей курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки университета физической культуры.
Задачи по направлению 2 - «Осуществить интеграцию научно-исследовательской деятельности и спортивной работы в университете физической культуры с целью внедрения научно-обоснованных подходов к развитию олимпийского спорта в регионе и получения международного признания научных разработок, выполняемых в университете»:
- максимально использовать научноисследовательский потенциал университета с целью повышения среднегодового объема финансирования научных исследований по спортивной тематике в области педагогических, биологических, медицинских наук;
- расширить спектр прикладных научных исследований в олимпийских видах спорта в рамках подготовки спортсменов региона к успешному выступлению на зимних Олимпийских играх 2014 г. и летних Олимпийских играх 2016 г.;
- повысить уровень конкурентоспособности и востребованности результатов научноисследовательской работы сотрудников университета в регионе, а также в российских национальных командах по видам спорта с целью привлечения дополнительного финансирования, получения грантов;
- предусмотреть материальное и информационное обеспечение изучения научнопедагогическими работниками университета физической культуры достижений зарубежных научных школ для внедрения в научноисследовательскую работу вуза;
- обеспечить привлечение высококвалифицированных спортсменов близлежащих регионов к обследованиям через научно-исследовательские структуры университета;
- активизировать деятельность по поддержке существующих и формированию но-
вых научных школ, лабораторий, комплексных научных групп, авторских коллективов, изыскания которых направлены на развитие фундаментальных и прикладных научных исследований в области спорта;
- модернизировать систему подготовки научных и научно-педагогических кадров через факультеты и институты, магистратуру, аспирантуру, докторантуру университета, в том числе за счет повышения уровня контроля подготовки квалификационных и диссертационных работ;
- обеспечить необходимые условия (в том числе материальные) для подготовки наиболее талантливых студентов к дальнейшей научно-педагогической деятельности в университете через создание и совершенствование структур учебно-исследовательской и научно-исследовательской работы студентов;
- увеличить число значимых профессиональных и научных конференций, семинаров, круглых столов, конкурсов, проводимых в университете в течение всего года;
- принять участие в зимних и летних студенческих соревнованиях Российского и международного уровня;
- повысить активность студентов и сотрудников университета по участию в вузовской спартакиаде.
Индикативные показатели выполнения задач по направлению 2:
- годовой объем финансирования по каждой отрасли наук (млн руб.);
- общий годовой объем финансирования научных исследований в университете (млн руб.);
- процент участия в заявках на получение грантов;
- количество научных публикаций в ведущих зарубежных журналах и изданиях, входящих в реестр ВАК;
- процент аспирантов, защитивших диссертацию в течение 1 года после окончания аспирантуры;
- процент кафедр, при которых функционируют студенческие научные общества;
- количество всероссийских и международных конференций, проведенных в университете в течение года;
- процент студентов очной формы обучения, участвующих в спартакиаде университета.
Задачи по направлению 3 - «Модернизировать систему социально-ориентированной работы университета с ориентацией на разностороннюю поддержку преподавателей и сотрудников вуза и улучшение условий их про-
фессиональной деятельности, способствующей в итоге полноценному раскрытию духовных потенциалов и творческих способностей студентов»:
- разработать систему мер по улучшению условий профессиональной деятельности и социальных условий работников и студентов университета;
- обеспечить улучшение материального положения сотрудников и студентов университета физической культуры;
- разработать систему приоритетов социальной поддержки сотрудников и студентов университета;
- обеспечить улучшение условий проживания и поддержания правопорядка в общежитиях университета физической культуры;
- выделить воспитательную работу в специально организованный процесс по формированию духовно-нравственных ориентиров, гражданско-патриотических ценностей, социально-значимых качеств личности;
- создать в университете физической культуры воспитывающую среду за счет культивирования вузовских традиций, активного использования воспитательного потенциала музея, повышения воспитательной направленности учебных занятий, профилактики негативных форм поведения;
- обеспечить привлечение студентов филиалов университета к участию в воспитательных мероприятиях общевузовского масштаба;
- организовать проведение систематического мониторинга состояния воспитательной работы и воспитывающей среды.
Индикативные показатели выполнения задач по направлению 3:
- процентный показатель уровня удовлетворенности сотрудников и студентов условиями труда и социальными условиями;
- процентный показатель уровня удовлетворенности сотрудников и студентов материальным положением;
- процентный показатель уровня удовлетворенности условиями проживания и поддержания правопорядка в общежитиях;
- наличие программы воспитательной работы университета, обеспечивающей 100 % охвата студентов очной формы обучения;
- количество посещений студентами университетского музея;
- количество воспитательных мероприятий общевузовского масштаба за 1 год;
- среднее количество воспитательных мероприятий в студенческой группе за 1 год;
- наличие инструментария для проведения и обработки результатов мониторинга воспитательной работы и воспитывающей среды.
Задачи по направлению 4 - «Оптимизировать систему управления университетом физической культуры с целью достижения качества по основным процессам вуза: маркетинг, проектирование и реализация основных образовательных программ, научные исследования и разработки, инновационная деятельность, международная деятельность,
спортивная работа, управление материальной базой, социальная поддержка студентов и сотрудников»:
- обеспечить дальнейшую оптимизацию компетенций, разграничение функций, полномочий и ответственности управленческих структур и их адаптацию к новым социальноэкономическим и техническим условиям, в том числе за счет более эффективного использования автоматизированной системы управления учебным процессом;
- разработать нормативно-правовое обеспечение поддержки инициатив по созданию новых форм деятельности, способствующих повышению эффективности работы университета физической культуры;
- на основе применения механизмов многоканального финансирования обеспечить финансовую устойчивость университета, в том числе за счет расширения перечня образовательных, медицинских и спортивно-зрелищных услуг, привлечения средств от международной деятельности в бюджет вуза;
- активизировать деятельность университета физической культуры на международном образовательном рынке за счет увеличения количества и повышения эффективности действующих международных договоров и соглашений;
- проводить активную РЯ-политику на разных уровнях в сфере международной деятельности, пропагандируя достижения и возможности университета физической культуры в области обучения иностранных студентов, совместной научно-исследовательской деятельности;
- обеспечить готовность университета физической культуры к аудитам со стороны сертифицирующего органа системы менеджмента качества на основе анализа достижений и актуализации целей в области качества по итогам года;
- разработать рейтинговую систему оцен-
ки деятельности кафедр и преподавателей по итогам контроля планирования и выполнения учебной и внеучебной работы профессорско-преподавательского состава университета;
- усилить контроль за деятельностью филиалов университета физической культуры по организационно-правовым, финансово-хозяйственным, учебно-методическим и научноисследовательским вопросам;
- привлечь филиалы университета к профориентационной работе с абитуриентами соответствующих территорий на предмет поступления в университет на направления, по которым не ведется подготовка студентов в филиалах;
- спланировать и подготовить проектную документацию для строительства новых объектов университета с учетом потребностей учебно-спортивного процесса и научно-исследовательской работы.
Индикативные показатели выполнения задач по направлению 4:
- процент внедрения в структуру управления образовательным процессом автоматизированных систем управления;
- процент обеспечения управленческих процессов университета нормативно-правовой документацией;
- процент увеличения фонда оплаты труда;
- количество дополнительно заключенных международных договоров о сотрудничестве;
- количество иностранных студентов, обучающихся в университете физической культуры на договорной основе;
- получение (пролонгирование) сертификата соответствия СМК университета физической культуры международным стандартам качества серии 180 9001:2008;
- выстраивание рейтинга кафедр и преподавателей по итогам текущего учебного года;
- количество абитуриентов, поступающих в университет физической культуры на договорной основе с территорий, на которых находятся филиалы вуза;
- наличие проектно-сметной документации на строительство учебно-спортивных объектов.
Как проиллюстрировано выше, данный вариант стратегии развития вуза физической культуры спроектирован с учетом основных положений системного подхода применительно к построению искусственных образовательных систем. При ее создании учитываются ведущие основания в виде целевого заказа
и специфики образовательного учреждения, четко определены взаимосвязи и иерархия между основными структурными компонентами предлагаемой стратегии, конкретно обозначено функциональное назначение данной системы и показаны особенности ее «разворачивания» во времени. Все это, на наш взгляд, способствует обеспечению эффективного функционирования характеризуемой системы, то есть наиболее полной реализации стратегии развития вуза физической культуры.
Литература
1. Аверьянов, А.Н. Системное познание мира: Методологические проблемы / А.Н. Аверьянов. -М.: Политиздат, 1985. -263 с.
2. Афанасьев, В.Г. Общество, системность, познание и управление / В.Г. Афанасьев. -М. : Политиздат, 1981. -432 с.
3. Диалектика познания сложных систем / под ред. В.С. Тюхтина. -М.: Мысль, 1988. -316 с.
4. Сериков, Г.Н. Управление образованием: Системная интерпретация / Г.Н. Сериков. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ «Факел», 1998. - 664 с.
5. Сериков, С.Г. О первоочередных мерах по реализации стратегии развития физической культуры и спорта в условиях профильного вуза / С.Г. Сериков // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». -2009. - Вып. 6. - № 38 (171). - С. 33-37.
Куликов Леонид Михайлович, доктор педагогических наук, профессор, ректор, Уральский государственный университет физической культуры, [email protected]
Сериков Сергей Геннадьевич, доктор педагогических наук, профессор, проректор по учебной работе, Уральский государственный университет физической культуры, [email protected]
SYSTEMS APPROACH TO PROJECTING THE DEVELOPMENT STRATEGY FOR A UNIVERSITY OF PHYSICAL EDUCATION
L.M. Kulikov, S.G. Serikov Ural State University of Physical Education (the city of Chelyabinsk)
The topicality of using strategic planning in the work of universities of physical education is substantiated by taking into account modern realities. The basic points of systems approach are interpreted in respect to projecting the development strategy for the university of sport and physical education. The authors’ variant of the strategy is given which is worked out on the basis of a systems approach . The strategic orientations of the development, the goals referring to them and indicative indices are revealed.
Keywords: systems approach, university of physical education, strategy, mission, conceptual directions of development, indicative indices.
Kulikov Leonid, Doctor of Pedagogical Sciences (Grand PhD), Professor, Ural State University of Physical Education, rector, [email protected]
Serikov Sergey, Doctor of Pedagogical Sciences (Grand PhD), Professor, pro-rector on educational work, Ural State University of Physical Education, [email protected]
Поступила в редакцию 8 декабря 2012 г.