УДК 74.58 : 378.19
А. Г. ПАСМУРОВ
Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, г. Набережные Челны
ВЛИЯНИЕ УНИВЕРСИАДЫ-2013 В КАЗАНИ НА РАЗВИТИЕ СТУДЕНЧЕСКОГО СПОРТА В РОССИИ
Универсиада-2013 в Казани затрагивает актуальное и одно из приоритетных направлений популяризации физической культуры и спорта в стране — вопрос о развитии студенческого спорта. Развитие студенческого спорта всегда играло главную роль в развитии спорта и физической культуры в России. Специально создана стратегия развития физической культуры до 2020 года. Таким образом, Универсиада в Казани будет способствовать использованию всех ресурсов в активизации массового спорта в целом и, безусловно, явится мощным импульсом для развития всей системы российского студенческого спорта.
Ключевые слова: студенческий спорт, молодежь, универсиада, спортивное наследие.
В последние годы Казань все чаще становится местом организации крупных международных соревнований: проведены чемпионаты мира по хоккею с мячом, по борьбе на поясах, по хоккею с шайбой среди юниоров и по боксу среди студентов, предолимпийский квалификационный турнир по хоккею на траве среди женщин, матчи мировой лиги по волейболу, международный турнир по легкой атлетике серии Гран-при 1ЛАР «Мемориал братьев Знаменских» и другие.
Это дает возможность набирать опыт в проведении соревнований международного уровня, совершенствуется система их организации, в первую очередь, по видам спорта, включенным в программу Универсиады. А также совершенствуется спортивный менеджмент, повышается профессиональный уровень организаторов соревнований, судей.
Среди всего комплекса факторов решающее значение имеет поддержка Президента Российской Федерации. Во время визита оценочной комиссии FISU в мае 2008 г. Д. А. Медведевым было подчеркнуто, что Казань — очень развитый мощный российский центр, готова к проведению соревнований любого уровня, и это явилось политическими и организационными гарантиями в избрании столицы Татарстана местом проведения Универсиады 2013 года [1].
Всемирная Универсиада — второе по значимости и представительству международное комплексное спортивное мероприятие после Олимпийских игр. И предстоящая Универсиада-2013 в Казани затрагивает актуальное и одно из приоритетных направлений развития физической культуры и спорта в стране — вопрос о развитии студенческого спорта. Перед студенческим спортом стоят задачи по большему вовлечению студенчества в систематические занятия физической культурой и спортом, подготовка резерва для сборных команд страны.
Вопросы развития студенческого спорта — это комплексная системная задача. Занятия физической культурой и спортом среди студенческой молодежи осуществляются по двум взаимосвязанным формам организации: через обязательные занятия по физическому воспитанию в вузах и средних учебных заведениях и через внеучебные факультативные занятия,
составной частью которых является студенческий спорт, в том числе и участие студентов в общероссийских, международных спортивных соревнованиях.
В систему студенческого спорта в среднем и высшем профессиональном образовании входят Российский студенческий союз, 3678 кафедр физической культуры и спорта, 470 спортивных клубов и физ-культурно-спортивных организаций, 13 студенческих спортивных ассоциаций и 63 региональных студенческих спортивных объединения. В Российской Федерации насчитывается на сегодняшний день 1114 высших учебных заведений, в которых обучается по очной форме 3,1 млн человек. 2564 образовательных учреждения среднего образования, в которых обучается 1,6 млн студентов.
По статистике на сегодняшний день регулярно занимаются физической культурой и спортом примерно 34 процента от общей численности студентов. Ведут эту работу в вузах и средних учебных заведениях 27 тыс. специалистов. С 2005 года число систематически занимающихся физической культурой и спортом увеличилось почти на 10 процентов. Численность студентов в учреждениях среднего специального образования, занимающихся физической культурой и спортом, в среднем составляет 40 процентов.
Вместе с тем в соответствии со стратегией развития физической культуры до 2020 года необходимо уже к 2015 году добиться по числу систематически занимающихся физической культурой и спортом среди обучающихся студентов показателя 60 процентов, а к 2020 году — 80 процентов. Для того, чтобы достичь этих показателей, необходимо в среднем в год на 3,2 процента увеличить количество вовлеченных в занятия физической культурой и спортом студентов и на 4 процента в средних учебных заведениях.
Это серьезная и амбициозная задача. Для ее решения требуются большая совместная работа всех заинтересованных органов федеральной власти, субъектов студенческого спорта и, конечно же, решение ряда серьезных проблем.
Несмотря на то что в период с 2006 по 2009 год в соответствии с федеральными программами развития физической культуры и спорта, федеральной
программой развития образования правительство инвестировало в инфраструктуру спорта около 3,5 млрд рублей, построено около 30 современных комплексов для учебных заведений Министерства образования, других ведомств, Министерства спорта, а также, учитывая, что к Универсиаде в Казани в 2013 году будет создан серьезный спортивно-оздоровительный и образовательный кластер на базе соответствующих университетов — Государственной физической культуры, а также Российского международного олимпийского университета. Только в рамках формирования наследия Универсиады 11 высокотехнологичных спортивных объектов будут переданы в вузы Татарстана. К сожалению, развитие материальной базы по-прежнему является сегодня большим тормозом вовлеченности и в дальнейшем развитии студенческого спорта.
Необходимо также включить в программу развития создаваемых по указу Президента федеральных университетов наличие спортивной базы. Не только учебной базы и базы научной, но и, конечно, мощной спортивной базы.
Актуальным остается вопрос о всемерной поддержке основного ядра: студенческого спорта и студенческого спортивного клуба. Статус студенческого спортивного клуба, как структурного подразделения вуза, закреплен в прошлом году в типовом положении об образовательном учреждении высшего профессионального образования.
Необходимо активизировать создание в вузах спортивных клубов, важность которых в Стратегии развития физической культуры и спорта определяется тем, что это необходимо для формирования организационной основы управления, а в конечном счете — для создания новой национальной системы физкуль-турно-спортивного воспитания населения страны. При этом следует предусмотреть включение спортивных клубов в штатное расписание вузов, как это сделано, например, в Государственном образовательном учреждении Российская экономическая академии им. Плеханова и в ряде других вузов, решить вопросы финансирования клубов, участия вузовских команд в региональных, всероссийских соревнованиях, в том числе из внебюджетных источников. Это является сегодня серьезной проблемой финансирования спортивных клубов вузов.
Также одним из немаловажных направлений для развития является создание системы студенческих соревнований, начиная от внутривузовских и заканчивая всероссийскими и всемирными универсиадами. В вузах развиваются сегодня более 60 видов спорта, наиболее популярными из которых являются бадминтон, бокс, баскетбол, гимнастика, лыжный спорт, легкая атлетика, плавание, отдельные виды спортивных единоборств, футбол, шахматы, настольный теннис, аэробика, фитнес.
Ежегодный календарь всероссийских студенческих соревнований включает более 70 спортивных мероприятий по 52 видам спорта. Начиная с 2008 года в Российской Федерации возрождено проведение студенческих универсиад по летним и зимним видам спорта, фестивалей студенческого спорта, чемпионатов Российского студенческого спортивного союза по олимпийским видам спорта, включенных в программу всемирной универсиады. В Пензе проводилась II Всероссийская летняя универсиада. В финальной стадии принимали участие 2795 человек, 90 вузов, по 13 видам спорта.
Активную работу среди студентов проводит 13 ассоциаций и лиг. Особенно хочется отметить создан-
ную в 2007 году Ассоциацию студенческого баскетбола. В 2007 — 2008 годах в рамках ассоциации реализован первый пилотный проект по развитию студенческого баскетбола, в котором приняло участие около 300 команд Российской Федерации. Ассоциацией мини-футбола России с 2007 года реализуется проект «Мини-футбол — в вузы», который поддержан президентом, и теперь ежегодно 450 вузов принимают участие в этом соревновании — 123 тыс. студентов, 1790 команд. Эти проекты поддерживаются правительством и организационно, и финансово. Только за счет средств федерального бюджета на указанные спортивные мероприятия было предусмотрено в 2008 — 2010 годах бюджетных ассигнований в размере 270 млн рублей. Внесены соответствующие изменения в спортивную классификацию: победители всероссийских студенческих спортивных соревнований получают звания мастеров спорта, победители всемирных универсиад — мастеров спорта международного класса.
Говоря о проведении соревнований стоит также обратить внимание и на вопросы пропаганды, развития и поддержки студенческого спорта. Проходившие в Пензе игры второй Всероссийской летней универсиады испытывали большие проблемы при поддержке трансляции этих соревнований. Необходимо разработать комплекс мер по пропаганде физической культуры и спорта как важнейшей составляющей здорового образа жизни.
Особое значение развитие студенческого спорта имеет для подготовки спортивного резерва. Студенты вузов достойно представляют Российскую Федерацию на крупнейших международных соревнованиях, в том числе на Олимпийских и Параолимпийских играх, на Всемирных летних и зимних универсиадах. На Олимпиаде в Пекине 65 процентов спортсменов были студенты. Спортивная студенческая сборная команда Российской Федерации успешно выступила в 2009 году как на зимних, так и на летних Всемирных студенческих играх. В составе спортивных сборных России на последних Параолимпийских летних и зимних играх было не менее 20 процентов студентов. На первых летних юношеских Олимпийских играх 2010 года, которые прошли в Сингапуре, каждый десятый спортсмен в нашей сборной — студент техникума или училища олимпийского резерва [1] .
Но сегодня существуют некоторые объективные проблемы, не позволяющие студенческому спортивному движению стать фундаментом в развитии российского спорта высших достижений, как это происходит в ряде развитых зарубежных стран.
Если удастся сформировать на базе университетской инфраструктуры комфортную среду для активного занятия спортом с возможностью достижения серьезных результатов, сопоставимых с показателями профессионального спорта, то это позволит выявлять спортивные таланты на более поздних возрастных стадиях, а также повышать профессиональный уровень подготовки спортсменов-любителей, не сумевших к 17—18 годам укрепиться в профессиональных командах, продлевать как минимум на 5 — 6 лет спортивную карьеру молодых людей, стремящихся совмещать ее с приобретением образования и профессии.
Сегодня такие подходы начинают реализовываться. Например, в Республике Башкортостан разработана Концепция развития студенческого спорта, предусматривающая создание многоуровневой подготовки спортсмена по принципу «школа — училище — вуз». Это позволило Республике Башкортостан решить две
задачи — добиться того, что 70 процентов студентов уже сегодня систематически занимаются физической культурой и спортом, а наиболее талантливые из них реализуют свои способности в спорте высших достижений [2].
Что касается вузов, подведомственных Минспорт-туризму, то на их базе планируется создать экспериментальные центры спортивной подготовки, главной задачей которых будет работа по подготовке ближайшего резерва сборных команд страны из числа студентов. Опыт создания такого экспериментального центра на базе Волгоградской государственной академии физической культуры и спорта дал сразу три олимпийские медали в прыжках в длину в легкой атлетике в 2004 года в Афинах.
Главная цель этих центров — концентрация ресурсов высших учебных заведений на подготовке спортивного резерва, позволяющей обеспечить реализацию программы непрерывного образования, проведение полного цикла исследований, научно-методических разработок, завершающих их внедрение в практику.
Материально-техническая база вузов, имеющих определенные традиции, опыт, предпосылки для дальнейшего развития студенческого спорта, может быть укреплена через получение государственных грантов, выделяемых на развитие конкретных видов спорта. Практически все российские академии, институты физической культуры и спорта получили закрепление за тем или иным видом спорта — как базовым, так и опорным. Там будет развиваться научное сопровождение спорта высших достижений, но там же будет формироваться и научно-методическая и тренировочная базы.
Остается острым вопрос о кадровом обеспечении. В настоящее время количество штатных специалистов, занятых физической культурой и спортом и работающих в учреждениях высшего и среднего профессионального образования, составляет 27 тыс. человек. По сравнению с 2005 годом число штатных работников увеличилось более чем на 1,8 тыс. человек. В 2009 году впервые приступили к работе в данных учебных заведениях 566 человек [3].
Сегодня спорт среди студенческой молодежи, к сожалению, держится на специалистах старше 50 лет и даже на пенсионерах. Говоря о кадровой проблеме, следует обратить внимание также на то, что мало вузов в стране, которые целенаправленно готовят специалистов для физической культуры и спорта.
Главенствующую роль в системе управления студенческим спортом должен играть, конечно, Российский студенческий спортивный союз. Сейчас он вернул себе название «Буревестник». Надо объективно сказать, что Российский студенческий союз пока такую роль не играет. Студенческий союз — крупнейшая, мощнейшая общественная организация, которая объединяет сегодня более 700 вузов, 2500 средне-специальных учебных заведений, сотрудничает с 13-ю лигами, является членом Международного студенческого союза, — должен играть существенную роль в укреплении, организации, проведении соревнований среди студентов.
Говоря о развитии студенческого спорта, необходимо затронуть тему развития спорта среди студентов-инвалидов, а их сегодня в вузах учится порядка 25 тыс. человек, в техникумах — около 14,8 тыс. человек. Таким образом, все предложенное выше должно распространяться и на спорт инвалидов. Все вновь вводимые по федеральной целевой программе спортивные сооружения будут доступны для проживания
инвалидов, полностью адаптированы для тренировок. Сегодня здесь работают и готовятся к Олимпийским играм и чемпионатам мира фехтовальщики-инвалиды.
31 мая 2008 года Казань завоевала право на проведение Универсиады-2013. Начиная с того дня в Казани идет ежедневная подготовка к этому событию. Создан организационный комитет Универсиады. Его председателем назначен первый заместитель Председателя Правительства РФ И. И. Шувалов. Учреждена АНО «Исполнительная дирекция «Казань-2013», которая координирует все вопросы подготовки Универсиады [4].
Исполнительная дирекция «Казань-2013» тесно сотрудничает с Министерством по делам молодежи, спорту и туризму РТ и другими министерствами и ведомствами Республики Татарстан и России. Подготовка к Универсиаде в Казани рассматривается руководством РФ и Республики Татарстан как приоритетный национальный проект. По словам Президента РТ Рустама Минниханова, перед организаторами стоит задача обеспечить четкую и своевременную реализацию каждого этапа подготовки Универсиады.
В процессе подготовки к Универсиаде-2013 спортивная, гостиничная, культурная инфраструктуры города Казани получат интенсивное развитие. Подготовка к спортивному форуму уже изменила спортивную жизнь Казани. Построено 19 из 34 новых спортивных объектов. Ввод в эксплуатацию подобных спортивных комплексов создаст эффективную систему студенческого спорта, отбора и подготовки спортивного резерва для сборных команд России [1].
Подготовка к Универсиаде подразумевает тесное сотрудничество с Международной федерацией студенческого спорта ^Ки). В июне — июле 2010 года Казань с инспекционном визитом посетили председатели технических комитетов FISU под руководством Ставроса Дувиса, председателя международного технического комитета FISU. В рамках подготовки к Универсиаде более 50 технических делегатов из 20 стран оценивали готовность объектов Всемирных летних студенческих игр по 23-м видам спорта.
Универсиада 2013 г. в Казани, способность провести её на высоком уровне, — важнейшее событие в жизни всей России, т.к. она оставит, несомненно, бесценное спортивное наследие для всего спортивного движения и новых поколений спортсменов страны. Она будет способствовать использованию всех ресурсов в активизации массового спорта в целом и, безусловно, явится мощным импульсом для развития всей системы российского студенческого спорта. Позволит укрепиться России как одному из лидеров международного спортивного студенческого движения.
Универсиада в России позволит на новом качественном уровне популяризировать здоровый образ жизни и спорт как фактор укрепления здоровья. Даст возможность использовать её уникальный потенциал в формировании физически и нравственно здоровой молодежи, потребности и мотивации в занятиях спортом как эффективного средства профилактики социально-негативных явлений в молодежной среде.
Эти масштабные соревнования дадут возможность российской студенческой молодежи реализовать на международном уровне свой спортивный потенциал, интегрироваться в международное молодежное спортивное, культурное, образовательное сообщество [5].
Проведение международного спортивного события накануне Олимпийских игр в Сочи позволит рассматривать Казань как полигон для отработки сис-
темы взаимодействия всех служб и структур, что поможет более качественно подготовиться к проведению масштабного спортивного события в России.
Универсиада в Казани укрепит внешнюю политику России, расширит её международные контакты, даст экономический, социальный и статусный эффект для страны, будет способствовать продвижению её современного имиджа.
Всемирная Универсиада 2013 года в Казани должна дать новый импульс развитию студенческого спорта. К старту Универсиады необходимо подойти с четкой системой студенческого спорта страны.
Реализация комплекса предлагаемых мер позволит добиться выполнения показателей Стратегии развития физической культуры и к 2020 году привлечь до 80 процентов студентов к систематическим занятиям физической культурой и спортом и успешно выступить студентам-спортсменам на крупнейших международных соревнованиях.
Библиографический список
1. Лапочкин, С. В. Студенческий спорт и спортивное наследие / С. В. Лапочкин, И. Ш. Мутаева // Теория и практика физкультуры. - 2009. - № 11. - С. 24-26.
2. Бариев, М. М. Вестник Министерства по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан / М. М.Бариев // М-во по делам молодежи, спорту и туризму РТ. — Казань : РЦМИПП, 2008. - Вып. 9.
3. Евсеев, С. П. Физическая культура в системе высшего профессионального образования: реалии и перспективы / С. П. Евсеев. - СПб., 2007. - 144 с.
4. Иванова, К. В. В Казани подвели итоги двухлетней подготовки к Универсиаде-2013. [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http : www.tatar-intorm.ru/news/universiada/
5. Матыцин, О. В. Казань готова к Универсиаде-2013 / О. В. Матыцин // Теория и практика физ. культуры. — 2008. — № 3. - С. 83-84.
ПАСМУРОВ Анатолий Григорьевич, аспирант кафедры теории методики гимнастики и плавания. Адрес для переписки: г. Набережные Челны, ул. Некрасова, 4.
Статья поступила в редакцию 16.02.2010 г. © А. Г. Пасмуров
УДК 796/799 Е. Н. МЕЛЬНИКОВА
Ю. В. ВОРОЖКО
Сибирский государственный университет физической культуры и спорта,
г. Омск
СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ
ЗНАЧЕНИЕ СПОРТА В СРЕДСТВАХ
МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ_
Авторы обращаются к проблемам освещения спорта в средствах массовой информации, определяют тенденции и проблемы развития СМИ в современных условиях. Статья опирается на различные литературные источники и опыт практической деятельности авторов.
Ключевые слова: средства массовой информации, физическая культура и спорт, социокультурное явление, общественное мнение.
В современном мире наблюдается устойчивая тенденция повышения социокультурной роли спорта как социального института, как сферы человеческой деятельности и феномена культуры. Неоспоримым фактом современной цивилизации стал колоссальный рост интереса к спорту высших достижений. Процессы глобализации, наряду с другими факторами, были стимулированы и развитием современного спорта, который стал своего рода «уничтожителем» границ.
Спорт, являясь неотрывной частью культуры, несет в себе особые культурные коды, вырабатывает свою систему культурных символов и знаков, отражающих характер ценностных ориентаций, идеологических установок, типичных для сферы спорта в каждую социально-историческую эпоху. Особое значение в формировании и распространении этой системы имеют средства массовой информации (далее СМИ), благодаря которым все более очевидным
фактом становится стремительное изменение и самого феномена спорта, и его позиционирования в средствах массовой информации. Спорт как сфера социальной и культурной деятельности людей оказывается в отношениях взаимозависимости и взаимовлияния с такими важнейшими сферами человеческой жизнедеятельности, как политика, идеология, бизнес (в том числе шоу-бизнес), искусство и пр. Меняются идеология, психология и этика современного спорта, что находит широкое отражение в СМИ [1].
Цель нашей работы выявить взаимовлияние спорта и средств массовой информации друг на друга.
В наше время отмечается серьезное несовпадение между видением спорта основной частью общества с представлениями и понятиями почти столетней давности (концепция спорта Пьера де Кубертена) и современными явлениями и процессами, происходящими в спорте и отражаемыми СМИ [2].