СИСТЕМНЫЙ подход к мониторингу инфраструктуры крупного МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА
Ровных Е.А., к.э.н.
В статье реализован системный подход к мониторингу инфраструктуры крупного машиностроительного комплекса. Представлена система мониторинга инфраструктуры, схема функционирования и взаимодействия элементов данной системы. Определены факторы повышения потенциала развития для объектов инфраструктуры исследуемого комплекса.
Ключевые слова: крупный машиностроительный комплекс, развитие, управление, мониторинг, инфраструктура, системный подход.
SYSTEM APPROACH TO MONITORING A LARGE MACHINE-BUILDING COMPLEX INFRASTRUCTURE
Rovnikh E., Cand.Econ.Sci.
We implemented a system approach to monitoring a large machine-building complex infrastructure. A system of infrastructure monitoring, scheme of operation and interaction of system elements are presented. The factors increase the potential for development of infrastructure of the complex are opened.
Keywords: large machine-building complex, development, management, monitoring, infrastructure, systematic approach.
Рассмотрим основные составляющие системного подхода к мониторингу инфраструктуры крупного машиностроительного комплекса (КМК). Они в основном связаны с построением системы мониторинга инфраструктуры КМК. Мониторинг позволяет координировать взаимодействия различных служб по управлению инфраструктурой КМК, оценке функционирования самого КМК и конкретного объекта инфраструктуры [1]. Объектами в данном случае являются элементы обслуживания основных и вспомогательных бизнес-процессов в рамках КМК, а субъектом - сам КМК. Мониторинг представляет собой эффективную комплексную систему наблюдений, контроля и оперативного управления инфраструктурой КМК в целом и ее отдельных элементов. Он базируется на системном подходе, нацеленном на достижение эффективности в рамках экономического контроля, комплексно-системном анализе, планировании и прогнозировании, менеджменте, маркетинге, информационных технологиях.
Основные цели функционирования системы мониторинга инфраструктуры КМК:
• обеспечение органов управления полной, оперативной и достоверной информацией об основных и вспомогательных бизнес-процессах, протекающих в объектах инфраструктуры КМК;
• своевременное предвидение позитивных событий, выявление негативных тенденций, оценка их возможного влияния на результативность функционирования объектов КМК [2];
• повышение эффективности управления объектами инфраструктуры;
• повышение конкурентоспособности объектов инфраструктуры КМК.
Основные задачи мониторинга инфраструктуры КМК:
• сбор данных, организация наблюдения, получение достоверной и объективной информации о состоянии объектов инфраструктуры КМК;
• оценка и анализ результатов деятельности объектов инфраструктуры КМК, соотнесение этих результатов с определенными критериями, выявление причин неудачной деятельности;
• прогнозирование результатов деятельности объектов инфраструктуры КМК, выявление наметившихся тенденций с целью корректировки направления перспективного развития инфраструктуры комплекса;
• подготовка рекомендаций, направленных на преодоление негативных и поддержку позитивных тенденций в развитии инфраструктуры КМК, доведение их до соответствующих органов управления комплексом.
Ведущими принципами функционирования системы мониторинга инфраструктуры КМК являются: непрерывность наблюдения за объектами инфраструктуры; периодичность снятия информации о происходящих изменениях; сопоставление применяемых показателей мониторинга во времени [3].
Основные функции системы мониторинга инфраструктуры КМК:
• систематическое обследование состояния КМК в целях диагностики тенденций развития объектов его инфраструктуры;
• формирование перечня объектов инфраструктуры, а также отдельных проектов, связанных с развитием инфраструктуры КМК;
• методическое обеспечение процедур оценки потенциала развития объектов инфраструктуры КМК;
• создание информационной системы взаимодействия КМК и объектов его инфраструктуры;
• поиск потенциальных инвесторов, выработка предложений по оптимизации инвестиционных стратегий развития объектов инфраструктуры КМК;
• диагностика рисков развития инфраструктуры КМК;
• консультирование и консалтинговое сопровождение проектов развития объектов инфраструктуры КМК;
• создание информационных банков данных;
• ранжирование объектов инфраструктуры КМК по уровню эффективности и результативности их деятельности.
В аспекте обозначенных функций на рис. 1 представлена структура системы мониторинга инфраструктуры КМК.
Основные подсистемы данной системы:
• подсистема правового обеспечения (диагностика условий для осуществления деятельности объектов инфраструктуры КМК)
• подсистема стратегического планирования (необходимо, чтобы направления развития инфраструктуры КМК лежали в рамках целей и долгосрочной стратегии деятельности КМК);
• подсистема маркетингового обеспечения (прогнозирование спроса на услуги объектов инфраструктуры и их продвижение в подразделения КМК);
• подсистема научно-технического обеспечения (диагностика развития объектов инфраструктуры КМК), отбор и экспертиза проектов развития инфраструктуры КМК;
• подсистема производственно-технологического обеспечения (диагностика развития технологий, оценка конкурентоспособности объектов инфраструктуры КМК);
• финансово-аналитическая подсистема (данные о финансовой устойчивости, структуре нематериальных активов, стоимости КМК и объектов его инфраструктуры);
• инвестиционная подсистема, включающая поиск финансовых ресурсов и отбор инвестиционных стратегий финансирования развития инфраструктуры КМК;
• кадровая подсистема (коучинг-центры, подготовка и переподготовка кадров, диагностика предпринимательского климата и корпоративной культуры КМК);
• подсистема информационной поддержки (глобальные и локальные сети, банки данных по объектам инфраструктуры, активным пользователям услуг объектов инфраструктуры, потенциально новым направлениям деятельности объектов инфраструктуры).
• подсистема оценки эффективности и результативности деятельности объектов инфраструктуры КМК;
• подсистема стратегического развития и роста конкурентоспособности объектов инфраструктуры КМК.
В настоящее время в России осуществляется эволюционный процесс становления системы мониторинга инфраструктуры КМК, что и определяет важность реализации системного подхода к осу-
Подсистема
правового
обеспечения
I
Подсистема
стратегического
планирования
Подсистема маркетингового обеспечения , I =
Финансово-
аналитическая
подсистема
Инвести-
ционная
подсистема
Подсистема оценки эффективности и результативности деятельности объектов инфраструктуры КМК
Система мониторинга инфраструктуры КМК
Подсистема стратегического развития и роста конкурентоспособности объектов инфраструктуры КМК
Подсистема научно- Подсистема производст- Кадро- Подсистема ин-
технического обес- венно-технологического вая под- формационной
печения обеспечения система поддержки
Рис. 1. Система мониторинга инфраструктуры КМК
Формирование перечня объектов инфраструктуры КМК
чг
► Периодическое обследование (сбор данных)
1 г
Финансовый и факторный анализ: -выявление ключевых факторов развития объектов инфраструктуры КМК, расчет показателей
удовлетворительная ^ г
Оценка потенциала развития объекта инфраструктуры КМК
неудовлетворительная у
Предложения по корректировке развития объектов инфраструктуры КМК
і Y
Содействие и контроль над реализацией предложения
Рис. 2. Схема функционирования и взаимодействия элементов системы мониторинга инфраструктуры КМК
ществлению указанного процесса. Схема функционирования и взаимодействия элементов (подсистем) системы мониторинга инфраструктуры КМК представлена на рис. 2.
Из рисунка видно, что мониторинг является эффективным организационно-экономическим механизмом, обеспечивающим обратную связь в системе управления инфраструктурой КМК.
Отсюда, создание и функционирование системы мониторинга инфраструктуры КМК позволит:
-определить необходимость построения системы специализированных центров развития объектов инфраструктуры КМК;
-разработать рекомендации руководству КМК по состоянию и развитию объектов инфраструктуры комплекса;
-обеспечить эффективную координацию действий подразделений и объектов инфраструктуры КМК с целью роста их конкурен-то способности. Также предлагаемая система мониторинга инфраструктуры КМК предполагает разбиение основных и вспомогательных бизнес-процессов КМК на две важные составляющие: статическую (наличие ресурсов и инфраструктуры на каждом этапе производственного и делового цикла) и динамическую (нелинейные траектории развития, эффективность деятельности подразделений и объектов инфраструктуры КМК) [4].
Это позволит оценить перспективы и потенциал развития объектов инфраструктуры КМК. При этом потенциал развития объектов инфраструктуры КМК предлагается измерять с помощью показателя, который вычисляется как среднее геометрическое двух составляющих развития:
Отсюда видно, что одинаково важными являются оба показателя: потенциал ^ характеризующий ресурсную составляющую в деятельности объекта инфраструктуры КМК, а также индекс к, характеризующий эффективность взаимодействий подразделений и объектов инфраструктуры КМК. Обобщенный показатель, как и его составляющие, меняется от 0 до 1 и может быть позициониро-
ван следующим образом:
• от 0 до 0,2 - крайне низкий потенциал развития;
• от 0,2 до 0,4 - низкий потенциал развития;
• от 0,4 до 0,6 — средний потенциал развития;
• от 0,6 до 0,8 - достаточно высокий потенциал развития;
• от 0,8 до 1 - очень высокий потенциал развития.
Следует подчеркнуть, что в большинстве работ, посвященных развитию инфраструктуры КМК, основной акцент делается на оценку ресурсных возможностей КМК для проведения мероприятий текущей и перспективной деятельности. Вместе с тем, задача получает исчерпывающее решение, если оценить не только ресурсную, но и динамическую составляющую, включающую механизмы и эффективность процесса перетекания ресурсов в рамках функционирования объектов инфраструктуры КМК [5].
Уделим далее внимание методам оценки потенциала развития объектов инфраструктуры КМК как результату построения системы мониторинга. В настоящее время в научной литературе представлено значительное количество различных методов оценки потенциала развития объектов инфраструктуры КМК. Большинство из них базируется на экспертных оценках и носит качественный характер [6]. Рассмотрим некоторые из них.
1. Метод бальной оценки [7]. Возможности повышения потенциала развития объектов инфраструктуры КМК исследуются по 10 факторам (рис. 3), каждый из которых оценивается по 10-бальной шкале. Факторы разбиты на группы, характеризующие возможности повышения потенциала развития объектов инфраструктуры, ограниченные ресурсами КМК.
2. Метод чувствительности объекта инфраструктуры КМК к развитию. Данный метод позволяет определить способность объекта инфраструктуры КМК к быстрому и эффективному освоению новшеств, как технологических, так и управленческих. Реализация метода состоит из трех этапов: определение и обработка факторов анализа, анализ, определение класса чувствительности объекта инфраструктуры КМК. Анализируемые факторы подразделяются на внутренние и внешние факторы. Внутренние и внешние факто-
Возможность структурной перестройки отрасли I
Факторы, оценивающие политические, социальные, географические и др. последствия I .
Внутренние маркетинговые возможности
Конкурентоспо-
собность
Факторы возможностей повышения потенциала развития объектов инфраструктуры КМК
Собственные
средства
Организационнопроизводственная структура
Наличие на предприятии инновационно -активных кадров
Внутренние производственные возможности
Научнотехническая база
Сырьевая
база
Рис. 3. Факторы возможностей повышения потенциала развития объектов инфраструктуры КМК
Рис. 4. Внешние факторы
ры представлены на рис. 4. Анализ факторов (внутренних и внешних) производится в два этапа. На первом этапе методом попарных сравнений определяется влияние каждого внешнего фактора на чувствительность конкретного объекта инфраструктуры КМК. Абсолютная оценка может быть получена суммированием результатов. Для нахождения относительной оценки определяется рейтинг инфраструктуры КМК в целом по данному фактору.
На втором этапе определяется рейтинговая оценка всей инфраструктуры КМК по формуле: К = Vх1 + Х2 + — + ХП ,
где х1...хп оценка влияния различных факторов внешней среды на потенциал развития инфраструктуры КМК в целом.
Затем определим класс чувствительности инфраструктуры КМК. В зависимости от структуры управления инфраструктурой КМК, кадровой политики и источников финансирования, делается вывод о принадлежности инфраструктуры КМК к одному из шести классов чувствительности.
3. Методика Трифиловой А.А. [8] Предусматривается расчет следующих показателей, характеризующих возможности повышения потенциала развития объектов инфраструктуры КМК: наличие собственных оборотных средств, наличие долгосрочных заемных источников для формирования запасов и затрат, общая величина основных источников средств для формирования запасов и затрат. На основе этих показателей рассчитываются величины, дающие оценку достаточности источников для покрытия запасов и затрат на развитие объектов инфраструктуры КМК.
4. Метод оценки масштабности деятельности объектов инфраструктуры КМК [9]. Здесь предлагаются укрупненные алгоритмы проведения оценки потенциала развития объектов инфраструктуры КМК в зависимости от влияния следующих двух групп факторов: цели проведения оценки потенциала, а также соотношения между потенциалом развития инфраструктуры КМК и потенциалом КМК в целом. Алгоритмы оценки потенциала развития объектов инфраструктуры КМК зависят от взаимосвязи этих факторов и включают следующие принципиальные блоки: оценку эффективности проекта развития объекта инфраструктуры КМК; оценку бизнес-потенциала КМК в целом; оценку рисков и неопределенностей; оценку стоимости объектов инфраструктуры КМК. Достоин-
ством данного метода является использование системного подхода к оценке потенциала развития объекта инфраструктуры КМК.
Литература:
1. Максимов Ю.М., Митяков С.Н., Митякова О.И., Федосеева Т.А. Инновационное развитие экономической системы: организация мониторинга //Инновации.-2006.-№11.-С. 57-61.
2. Аньшин В.М. Инновационная стратегия фирмы. Учебное пособие. М., 1995.
3. Гаврилов К.Л. Механизм обновления: Концепция развития национальной инновационной системы России. М,: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2003. - 144 с.
4. Ежов П.В., Митяков С.Н., Митякова О.И., Федосеева, Т.А. Инновационная модель устойчивого развития предприятия: возможности и ограничения культурной сферы // тез. докл. науч.-практ. конф. «Инновационные технологии управления организационной культурой» Н.Новгород, НТТУ, 2006. - С. 130 - 134.
5. Фатхутдинов Р.А. Производственный менеджмент. Учеб. Пособие для вузов. - М.: Банки и биржи, ЮПИТИ, 1997.
6. Фатхутдинов Р.А, Управление конкурентоспособностью. - М.: ИНФРА-М, 2000.
7. Управление инновациями: В 3 кн. Кн. 1. Основы организации инновационных процессов: Учеб. Пособие / А.А. Харин, ИЛ. Колен-ский; Под. Ред. Ю.В. Шленова. - М.: Высш. Шк., 2003. - 252 с.
8. Трифилова А.А. Управление инновационным развитием предприятия. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 176 с.
9. Методы измерения инновационного потенциала малых и средних предприятий. С-Пб, 2003. - 79 с. // http://www.rcsme.ru.