ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ МОНИТОРИНГА ИНФРАСТРУКТУРЫ КРУПНОГО МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА
Плотников А.Б., к.э.н., Ровных Е.А., к.э.н.
В статье раскрыты принципы и методы мониторинга инфраструктуры крупного машиностроительного комплекса, выявлены системы индикаторов функционирования и развития исследуемого комплекса, а также определены структурные характеристики потенциала его инфраструктуры.
Ключевые слова: крупный машиностроительный комплекс, принципы, методы, управление, мониторинг, инфраструктура.
PRINCIPLES AND METHODS OF MONITORING A LARGE INFRASTRUCTURE OF
MECHANICAL ENGINEERING
Plotnikov A., Cand.Econ.Sci., Rovhikh E., Cand.Econ.Sci.
In the article the principles and methods of monitoring a large infrastructure of machine-building complex, revealed a system of indicators of functioning and development of the complex under study, as well as identify the structural characteristics of the capacity of its infrastructure.
Keywords: large machine-building complex, the principles, techniques, management, monitoring, and infrastructure.
В условиях современной меняющейся рыночной экономики, мониторинг и оценка потенциала развития инфраструктуры крупного машиностроительного комплекса (КМК) являются одним из важнейших инструментов обеспечения эффективной деятельности данного комплекса на основе принятия обоснованных и взвешенных управленческих решений. В институциональном аспекте развития постиндустриального общества, система мониторинга инфраструктуры КМК выступает неотъемлемой частью социальной ответственности менеджмента любого уровня и средством демократического контроля над процессами управления [1].
Необходимость и логичность применения принципов мониторинга инфраструктуры КМК обусловлена наличием определенных ценностей и принципов эффективного функционирования КМК, которые интерпретируются в плановых и прогнозных документах перспективного развития. В границах отдельных КМК описываемые принципы мониторинга предполагают достижение целей повышения потенциала объектов инфраструктуры КМК, а общин ход их реализации выражается наличием задач различного временного и ресурсного порядка. В аспекте всего сказанного в таблице 1 предложена и обоснована система принципов мониторинга инфраструктуры КМК.
Выбор методов мониторинга инфраструктуры КМК основан на комплексном учете и анализе организационного и ресурсного потенциала, оценке экономики исследуемого комплекса.
Он опирается на методы анализа пространственных структур, рассматривая особенности и направления деятельности объектов инфраструктуры в контексте приоритетных проблем различных сфер развития КМК.
Методами мониторинга инфраструктуры КМК целесообразно считать системное моделирование, эколого-социально-экономичес-кий анализ и синтез, а также метод индикативного планирования, обеспечивающие столь необходимые для реализации информационно-аналитической функции мониторинга разноуровневый интегрированный, подход; комплектирование и сопоставление факторов, условий, ситуаций и уровней развития объектов инфраструктуры КМК; возможность создания тематически связанных информационных продуктов средствами автоматизации и компьютерной техники для органов управления, и заинтересованных сторон.
Выбор методов мониторинга инфраструктуры КМК определяется их целевой функцией - обеспечить информационную поддержку принятия решений. В интересах управления предпочтительно, чтобы мониторинговая информация представлялась в сжатом, агрегированном виде. Она должна быть сопоставима в различных местах и ситуациях и связана с конкретными вопросами, которые, в свою очередь, основываются на конкретных управленческих потребностях. Это могут обеспечить только индикаторы, которые, в данном отношении, могут также способствовать определению или уточнению информационных потребностей. Поэтому далее нами будет раскрыто преимущественное использование метода индикативного планирования, который в наибольшей степени соответству-
ет целям и задачам развития инфраструктуры КМК в условиях меняющейся рыночной экономики.
Индикатор - доступная наблюдению и измерению характеристика объекта инфраструктуры КМК; в экспериментальной ситуации индикаторы замещают, обнаруживают и представляют другие характеристики измеряемого объекта инфраструктуры КМК, обычно недоступные наблюдению [2]. Существенно наличие связи "индикатор - характеристика". Индикатором может быть сама характеристика, ее состояние, изменение состояния или мера этого изменения. Индикаторы функционирования и развития инфраструктуры КМК - это показатели, которые характеризуют изменения ключевых характеристик состояния исследуемого комплекса, развития объекта мониторинга во времени.
Индикаторы - показатели системные, они "распространяются на все аспекты деятельности объектов инфраструктуры КМК, включая его политики, принимаемые решения и действия, приводящие к социальным, экологическим и/ или экономическим (в том числе финансовым) последствиям" для потенциала и конкурентоспособности объектов инфраструктуры и самого КМК [3]. Выбор индикатора - это средство уменьшить объем данных без потери значимой информации, метод целевого агрегирования информации о функционировании и развитии инфраструктуры КМК. Предпочтительно, чтобы индикаторы представляли собой измеримые параметры. На такой параметр оказывает воздействие состояние объектов инфраструктуры КМК, и он точно отражает это состояние для конкретного вопроса. Индикаторы функционирования и развития инфраструктуры КМК должны также быть подходящими для представления менеджменту и инвесторам исследуемого комплекса.
В существующих системах индикаторов функционирования и развития инфраструктуры КМК может быть проведено различие между системами, построенными по тематическому принципу, и системами, в основу которых положены процессы. Тематический подход начинается с вопроса о том, какие явления релевантны с точки зрения требуемой эффективности функционирования и развития инфраструктуры КМК и должны быть описаны с помощью показателей. В рамках же процедурного подхода основное внимание уделяется механизмам и причинным связям и предпринимается попытка описать их с помощью определенной модели.
Следует также учитывать, что чем сложнее система, тем сложнее найти для нее репрезентативный набор показателей, во-первых, в силу сложности связей, во-вторых, в силу того, что показатели зависят от географических, политических, климатических и т.д. условий. Поэтому выбор конкретных показателей функционирования и развития инфраструктуры КМК должна производить группа экспертов, имеющих опыт и знания в различных областях науки. Для существенно более простых систем перечисленные выше условия не играют существенной роли. В силу простоты системы все связи значительно проще, изменение практически любого показателя оказывает быстрое и непосредственное влияние на состояние системы объектов инфраструктуры КМК.
Таблица 1. Принципы мониторинга инфраструктуры КМК
Принцип Содержание
Соответствие и целевой характер Мониторинг должен соответствовать миссии, видению, целям и стратегии развития инфраструктуры КМК. Проблемный подход исключает тотальный мониторинг, снимая 'синдром "избытка данных - недостатка информации". Программы исследований и наблюдений разворачивается только на определенную проблему, мониторинг состоит из пакета таких проблемно организованных программ, что оставляет возможность для постановки новых проблем и развертывания новых программ развития объектов инфраструктуры
Всесторонность Мониторинг должен быть всесторонним, основываться на простых и сводных измерениях, фокусируясь на исключениях.
Приемлемость Эффективный метод мониторинга должен быть приемлем для его объектов. Процедуры мониторинга не должны нарушать нормальный ход функционирования объекта инфраструктуры КМК. Для достижения приемлемости необходимы развитые системы внутреннего контроля
Своевременность Данные мониторинга должны быть доступны, позволяя выявлять отклонения, о которых надо немедленно сообщить для принятия верных и оперативных решений. Частота проверок в разных областях деятельности КМК зависит от степени риска, динамичности и характера изменений.
Доказательность Информация, полученная в ходе мониторинга, должна поддаваться проверке другими средствами, то есть быть точной и, по возможности, основанной на фактах. Выяснение мнений и чувств тоже часть процесса управления; стратегическое прогнозирование не всегда основано только на фактах.
Развития) Это принцип, который не может быть распространен на большое количество систем мониторинга, поскольку, существуют задачи функционирования инфраструктуры КМК, для которых важна стабильность и многолетние результаты с целью прогнозирования или уточнения прогнозов
Динамичность и оперативность Любая форма мониторинга должна допускать оперативные корректирующие меры. Руководство обязано обеспечить такое определение и структуру функции мониторинга, которые позволяют осуществлять необходимые действия. Оперативность - должна выражаться не столько в технической стороне дела — оперативности, переработки и выдаче информации, сколько в оперативности принятия решений в критических ситуациях. Оперативность - существенный признак мониторинга и он может рассматриваться как универсальный принцип.
Гибкость, адаптируемость Система мониторинга должна легко адаптироваться, обеспечивая точную, значимую и своевременную информацию в изменяющихся обстоятельствах функционирования и развития объектов инфраструктуры КМК. Для принятия динамичных, гибких и осуществимых решений необходима, непредвзятая информация
Целостность Целостность - неразрывность триады управление - мониторинг - экспертиза. Возможно, предположить, что точнее будет говорить о триаде управление - мониторинг - прогноз, поскольку экспертиза это, все - гаки, процессуальное понятие.
Приоритет управления В триаде "управление - мониторинг - экспертиза", управлению принадлежит ведущая роль, мониторинг и экспертиза являются очень важными, но обеспечивающими блоками. Управление разрабатывает целевые установки и намечает контуры проблемы, экспертиза выступает в качестве средства против возможной профессиональной узости решения проблемы. Одним из результатов мониторинга являются знания, передаваемые для принятия решений. Приоритет управления является универсальным признаком для мониторинга вообще, в том случае если управление будет рассматриваться в широком смысле этого слова и будет включать в себя формирование или воздействие на общественное сознание.
Непрерывность При осуществлении мониторинга должен действовать принцип непрерывности: наблюдения за состоянием объектов мониторинга с учетом, фактического состояния и тенденций развития его потенциала, а также общего развития экономики, политической обстановки и действия других общесистемных факторов.
Научность Означает научную объективность и. достоверность, применение корректной методологии, отвечающей целям исследований. Мониторинг должен быть основан на единой научно обоснованной концепции, методологически, технически и организационно непротиворечивой.
Информационная открытость Необходимое условие эффективности. Все результаты исследований и наблюдений должны быть доступны для менеджмента КМК. Пользователи должны сформулировать свои требования при формировании программ мониторинга. Информационная открытость не может быть принципом мониторинга как такового. Часть мониторинговой информации, несомненно, носит конфиденциальный, заказной характер, что может определяться разными обстоятельствами. Получение информации для открытого доступа и информации только для системы управления, имеет разную мотивационную основу и может смещать оценки, получас-мыс при обследовании объектов инфраструктуры КМК
К самым распространенным системам индикаторов функционирования и развития инфраструктуры КМК относятся следующие подходы, базирующиеся на видах составляемой и представляемой государству исследуемыми комплексами так называемой нефинансовой отчетности:
-"Стандарт AA1000SES" - относится к группе стандартов АА1000 по отчетности в области функционирования и развития объектов инфраструктуры КМК,
-"Концепция GRI" - Глобальной инициативы по отчетности в области оценки функционирования и развития объектов инфраструктуры КМК (Global Reporting Initiative — GRI). Набор показателей формируется по принципу "трех корзин" (Triple Bottom Line): экономика КМК, экология производства и социальная политика.
Процесс дифференциации целей и критериев мониторинга инфраструктуры крупного машиностроительного комплекса (КМК) ориентирован в условиях меняющейся рыночной среды на определение потенциала инфраструктуры КМК и преодоление неоднозначности структуризации отдельных его составляющих элементов.
Во многом это связано с тем, что часть авторов отождествляют потенциал инфраструктуры КМК с ее мощностью, что и определяет стратегию формирования потенциала инфраструктуры [4]. Также не следует путать потенциал развития объекта инфраструктуры КМК и потенциал инфраструктуры КМК, который характеризует оптимальность сложившихся на сегодняшний момент отношений между подразделениями КМК и объектами инфраструктуры по поводу производства и потребления инфраструктурных услуг.
Необходимо также учитывать, что часть авторов отмечают, что ресурсы, их объем, структура, технический уровень и качество характеризуют потенциал инфраструктуры КМК [5]. В состав ресурсов входят фонды, то есть накопленные средства производства (основные и оборотные), трудовые ресурсы, а также природные ресурсы, вовлеченные в процесс функционирования объектов инфраструктуры КМК. Подобная точка зрения отражает материально-вещественный аспект формирования потенциала инфраструктуры КМК [6]. Напомним, что потенциал в широком смысле - средства, запасы, источники, имеющиеся в наличии и могущие быть моби-
лизированы, приведены в действие, использованы для достижения определенной цели, осуществления плана, решения какой-либо задачи [7].
Обобщая изложенные точки зрения, можно дать оценку потенциала инфраструктуры КМК через интегральную характеристику использования системы ресурсов - фондов, кадров, ресурсов управления и организации производства, а также научно-технической информации - что, собственно, и должно обеспечивать дифференциацию целей и критериев мониторинга инфраструктуры исследуемого комплекса.
В свою очередь, исследованию отдельных элементов потенциала инфраструктуры КМК уделялось достаточно внимания. Однако исследование методов оценок потенциала инфраструктуры КМК с позиций функционального подхода к ней как к сложной системе далеко от завершения, что до настоящего времени затрудняло процесс постановки целей и определения критериев мониторинга инфраструктуры КМК. Под функциональным подходом понимается оценка системы с точки зрения эффективности оценки той функции, для которой она предназначена как элемент системы более высокого порядка.
В этом случае о потенциале инфраструктуры КМК судят по величине его фактического или потенциально достижимого на определенный период времени полезного результата, то есть по объему и качеству оказанных инфраструктурных услуг для производства требуемого количества конкурентоспособной продукции, а о качестве функционирования - по показателям эффективности. Также при дифференциации целей и критериев мониторинга инфраструктуры КМК следует учитывать, что в состав потенциала инфраструктуры входят средства и субъекты труда, которые своим взаимодействием в процессе оказания инфраструктурных услуг подразделениям КМК определяют потенциальные возможности системы. Исходя из этого, можно считать, что технология организация основных и вспомогательных бизнес-процессов КМК влияют на величину потенциала инфраструктуры КМК. Наряду с этим на него оказывает влияние качество трудовых ресурсов КМК (квалифицированный и культурный уровень работников), а также система материального и морального стимулирования [8]. Важным условием максимального использования потенциала инфраструктуры КМК является своевременное материальное обеспечение и это также следует учитывать при постановке целей и критериев мониторинга инфраструктуры КМК. Схемотехническое отображение потенциала инфраструктуры КМК с точки зрения повышения качества постановки целей и определения критериев мониторинга представлено на рис. 1.
При измерении потенциала инфраструктуры КМК наиболее надежной является его оценка на определенный период времени, так как на величину фактического полезного результата может оказывать существенное влияние внешняя среда в виде неритмичной поставки ресурсов, изменения цен на выпускаемую продукцию или конъюнктуры рынка. При этом распространенной точкой зрения является суждение о возможностях КМК по величине мощности
его инфраструктуры и уровню ее использования (коэффициент использования). Однако реальные возможности инфраструктуры КМК зачастую могут отклоняться от величины мощностей по таким причинам, как неполная укомплектованность рабочих мест и реализация допустимых, но не оптимальных управленческих решений руководством отдельных объектов инфраструктуры КМК.
Из рис. 1 видно, что основными составляющими потенциала инфраструктуры КМК как системы являются кадры, средства оказания инфраструктурных услуг, научно-техническая информация, ресурсы производства и оказания инфраструктурных услуг, труда и управления. Также в оценке составляющих потенциала инфраструктуры КМК с точки зрения постановки целей и задач мониторинга инфраструктуры КМК необходимо различать два уровня -количественный и качественный. При этом важную роль в оценке эффективности использования составляющих потенциала инфраструктуры КМК играет прогрессивность нормативной базы и аттестация элементов потенциала, что должно являться организационно-методическим базисом постановки целей и определения критериев мониторинга инфраструктуры КМК. В итоге возникает необходимость объединения отдельных свойств потенциала инфраструктуры КМК в комплексные, а в последствии, и в обобщающий показатель качества инфраструктурного обеспечения подразделений КМК [9]. Однако необходимо указать на отсутствие единой точки зрения в обобщающей оценке потенциала инфраструктуры КМК. Здесь, например, можно отметить указанный Трегубовичем И.В. метод обобщающей оценки потенциала инфраструктуры КМК на основе взвешивания частных показателей прогрессивности по стоимости оцениваемых элементов основных производственных фондов [10]. В частности совокупное качество системы ресурсов, необходимых для оказания инфраструктурных услуг подразделениям КМК может быть определено по формуле:
n m
L LjK
j=1 i=1
aij
KOS n m
X IS.
j=1 i=l
где Kos - обобщающий коэффициент качества; Sij - физический объем i-ro ресурса на его j-м уровне; i = 1,2 ... m; m - число элементов системы ресурсов на j-м уровне; j = 1,2,... п; п - число уровней системы ресурсов, на которые она последовательно разбивается; Ко - частный коэффициент качества системы, определяе-
мый из отношения:
a
= ^
Ujj о
, где
Ui. U
ij о
- соответ-
ственно фактический и нормативный удельные веса 1-го элемента на 1-м уровне системы ресурсов, при этом в расчете принимаются
Потенциал инфраструктуры
Объем выполняемых инфраструктурных услуг
Резерв мощности
Степень использования ресурсов
-Численность
-Обеспеченность рабочими -Профессионально-квалификационный уровень
-Производительность труда
Ресурсы организации и производства труда: -Удельный вес прогрессивных технологий Степень использования кадров, оборудования фондов времени
Средства производства: -Парк оборудования -Сумма оборотных фондов -Прогрессивность оборудования
-Производительность оборудования
Научно-техническая
информация -Объем
-Объективность и
полнота
-Оперативность
-Ппттечнпг.тт,
Ресурсы управления производством: -Численность управленческого персонала
-Эффективность технологии принятия решений, оргструктур, технических средств, квалификация управленческого персонала
Рис. 1.Структура потенциала инфраструктуры КМК
56 TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA
значения Uj в пределах, установленных условием Uj^ ^ U jg .
Улучшение использования потенциала инфраструктуры КМК осуществляется на основе полной или частичной замены существующих средств оказания инфраструктурных услуг и технологических процессов на новые - более производительные, совершенные и эффективные. Это позволяет за счет снижения трудоемкости, а также благодаря механизации, автоматизации и применению передовых методов оказания инфраструктурных услуг, труда и управления увеличить выпуск этих услуг, объем работ и улучшить их качество. Также повышение уровня использования потенциала инфраструктуры КМК для дифференциации целей и критериев мониторинга инфраструктуры КМК можно осуществить и без увеличения объема инфраструктурных услуг (если этого не требуют интересы производства) путем сокращения численности рабочих и высвобождения оборудования, экономии сырьевых и топливно-энергетических ресурсов.
Литература:
1. Василенко, В. Н. Социальные индикаторы устойчивого регионального развития хозяйства и стратегия национальной безопасности государства // В сборнике: Неуемная Россия — Волгоград: ВолГУ, 2000.
2. Индикаторы социально - экономического развития муниципальных образований - М.: Фонд "Институт экономики города", 2002. - 134 с.
3. АА1000 Assurance Standard [Electronic resours] / AccountAbility. - Электрон, текст, дан. - AccountAbility, 2007. - Режим доступа: -hUp://www.accountability21.net/uploadedFiles/ publications/Assurance%20Standai-d%20-%20Fuli%20Report.pdf, свободный
4. Власов Б.В., Семенов В.М. Повышение эффективности вспомогательных производств. М..-Машиностроение, 1983. 232с.
5. Сапиро Е.С. Организация и эффективность технического развития предприятия. М.Экономика, 1980.
6. Иванов А.И. Управление формированием региональной производственной инфраструктуры в условиях перехода к рынку. Дисс. канд. экон. наук. М. 1998
7. Смирнов Э.А. Основы теории организации - М.: Аудит Юни-ти, 1998, -335с.
8. Рапопорт В.В. Диагностика управления /Практический опыт и рекомендации/. М. Экономика, 1988. 127с.
9. Резервы интенсификации управления производственной инфраструктурой: Межвуз. сб. Моск. ин-т нар. хоз-ва им. Г. В. Плеханова [Отв. ред. Н. А. Нестеров] - 1988. - 160 с.
10. Трегубович И.В. Оценка потенциала производственной инфраструктуры // Тезисы докладов Научно-практической конференции студентов и аспирантов "Менеджмент и экономика в творчестве молодых исследователей", Санкт-Петербург, 18-19 апреля 2000г. - СПб: СПбГИЭА, 2000
ОЦЕНКА ПРОЕКТОВ ПО РАЗВИТИЮ МЕЖДУНАРОДНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ
КОРИДОРОВ
Анастасов М.С., к.э.н., доцент МАДИ Худазаров Э.А., соискатель ГОУ ДПО ГАСИС
В статье раскрыты характерные черты исполнения проектов по развитию международных транспортных коридоров, определяющие характер их оценки, выявлены основные причины, сдерживающие дальнейшее увеличение перевозок грузов по Транссибу. Основное внимание уделено приоритетам развития международных транспортных коридоров в РФ. На примере конкретного проекта дана оценка его основных показателей.
Ключевые слова: международные транспортные коридоры, проекты, перевозки грузов.
EVALUATION OF PROJECTS FOR THE DEVELOPMENT OF INTERNATIONAL
TRANSPORT CORRIDORS
Anastasov M., Ph.D., docent, MADI, Khudazarov E., the comprtitor, GOU DPO GASIS
The article revealed the characteristic features of the execution of projects on development of international transport corridors that define the nature of their assessment, identified the main reasons hindering the further increase offreight traffic on the Trans-Siberian. Focuses on the development priorities of the international transport corridors in the Russian Federation. On the example of a specific project assesses its key indicators.
Keywords: international transport corridors, projects, transportation of goods.
Рассматривая международные транспортные коридоры как самостоятельную категорию инвестиционных проектов, можно выделить следующие характерные черты их исполнения, определяющие характер оценки.
Преодоление мирового экономического кризиса по оценкам экспертов Организации Экономического сотрудничества и развития сменится ростом мировой экономики с темпом 2,3-2,6%. При этом наибольший экономический рост ожидается в Китае и других странах Юго-Восточной Азии. Рост объемов производства продукции будет сопряжен с увеличением объемов потребления ресурсов, включая: нефть и нефтепродукты, сжиженные природные и нефтяные газы, железную руду и минеральные удобрения, и т.д.
В результате продолжится рост объемов транспортных перевозок сырья и конечной продукции, определяемых в международном
пространстве геополитической обстановкой, экономическими приоритетами государств и международным разделением труда. В этих условиях принципиально важна эффективная интеграция России в международное транспортное пространство, где основной моделью развития опорной транспортной сети являются транспортные коридоры, системное развитие которых, согласно Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года, призвано решить задачи, представленные на рис.1.
Среди характерных черт исполнения проектов по развитию международных транспортных коридоров, определяющих их оценку, следует также выделить:
- согласование процессов развития транспортной инфраструктуры в интересах интеграции международных транспортных систем для беспрепятственного перемещения через границы пассажи-