УДК 378
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ К РАЗВИТИЮ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ УЧАЩИХСЯ К ЧЕЛОВЕКУ
© 2011 А.Ю.Калитова
Поволжская государственная социально-гуманитарная академия
Статья поступила в редакцию 17.03.2011
В статье раскрывается сущность системного подхода к обоснованию структуры готовности будущего учителя к развитию толерантного отношения учащихся к человеку, к разработке системы формирования такой готовности будущего учителя.
Ключевые слова: подход, система, структура, связь, готовность, будущий учитель.
Исследование проблемы формирования готовности будущего учителя к развитию толерантного отношения учащихся связано с определением подходов и принципов, реализация которых позволяет формировать такую готовность будущего учителя.
В последние годы понятие «подход» стало значительно чаще использоваться в педагогической лексике. Оно употребляется как исследователями, так и практиками. Анализ научной литературы указывает на наличие различных точек зрения ученых относительно определения понятия «подход»: 1) Способ определения объекта, ... понятие или принцип, руководящий общей стратегией исследования1. 2) Мировоззренческая категория, в которой отражаются социальные установки субъектов обучения как носителей общественного сознания; глобальная и системная организация и самоорганизация образовательного процесса, включающая все его компоненты и прежде всего самих субъектов педагогического взаимодействия: учителя (преподавателя) и ученика (студента)2. 3) Обобщенное видение предмета, явления, стратегию и направленность научной деятель-ности3. 4) Совокупность приемов, способов (в воздействии на кого-нибудь, что-нибудь, в изучении чего-нибудь, в ведении дела и т.п.)4. 5) Ориентация учителя при осуществлении
Калитова Анастасия Юрьевна, старший преподаватель кафедры педагогики. E-mail: anastasiyakalitova@yandex. ru
1 Блауберг И.В. Проблема целостности и системный подход. - М.: 1997. - С.319.
2 Зимняя И.А. Педагогическая психология. - Ростов на/Д.: 1997. - С.63.
3 Краевский В.В. Методология педагогического исследования: пособие для педагога-исследователя. - Самара: 1994. - С.102.
4 Ожегов СИ. Толковый словарь русского языка:
70 000 слов/ Под ред. Н.Ю.Шведовой. - М: 1989. -
С.442.
своих действий, побуждающая к использованию определенной совокупности взаимосвязанных понятий, идей и способов педагогической дея-тельности5. 6) Принципиальная методологическая ориентация исследования, точка зрения, с которой рассматривается объект изучения, как понятие или принцип, руководящий общей стратегией исследования6.
Анализ представленных выше точек зрения относительно понимания учеными понятия «подход» позволяет выделить общее и различное в их взглядах. Общим во взглядах ученых относительно понимания ими понятия «подход» является то, что подход определяет стратегию деятельности по достижению ее цели и задач посредством выбора определенной тактики действий в конкретном пространстве и в определенный промежуток времени. Различным является то, что одни авторы рассматривают понятие «подход» как точку зрения, взгляд на объект, явление или проблему. Другие считают, что «подход» представляет собой совокупность приемов и способов действий.
Анализ научной литературы показывает на наличие разнообразных подходов, которые могут быть использованы в процессе формирования готовности будущего учителя к развитию толерантного отношения учащихся к человеку. Мы отбираем такие подходы, которые вписываются в теоретические положения о содержании понятия «готовность будущего учителя к развитию толерантного отношения учащихся к человеку» как целостного личностного системного образования.
Одним из таких подходов является системный подход к формированию готовности будущего учителя к развитию толерантного отноше-
5 Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. - М.: 2002. - С.83.
6 Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. - М.: 1978. - С.69.
ния учащихся к человеку, используемый нами для обоснования структуры готовности будущего учителя к развитию толерантного отношения учащихся к человеку и для разработки системы формирования готовности будущего учителя к развитию толерантного отношения учащихся к человеку.
Необходимость применения системного подхода к формированию готовности будущего учителя к развитию толерантного отношения учащихся обусловлена тем, что, во-первых, он позволяет исследовать готовность как целостное системное личностное образование. Во-вторых, системный подход необходим для создания системы формирования готовности будущего учителя к развитию толерантного отношения учащихся к человеку. Под системным подходом понимается направление методологии специально-научного познания и практики, в основе которого лежит исследование объектов как систем, когда объекты изучаются под углом зрения внешних и внутренних системных свойств и связей, обусловливающих целостность этого объекта, его внутреннюю организацию и функ-ционирование7. Возможность его применения к исследованию педагогических объектов основывается на системности как важном качестве объективной действительности.
Отличительными признаками любой системы, в том числе и готовности будущего учителя к развитию толерантного отношения учащихся к людям, как системного личностного образования, как подчеркивает И.В.Блауберг, являются связь, целостность и обусловленная ими устойчивая структура8. Связь, целостность и обусловленная ими устойчивая структура - таковы отличительные признаки любой системы, в том числе и системы готовности будущего учителя как целостного системного личностного образования.
Структура - это взаимосвязь или отношение между элементами системы, это совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе, то есть сохранение основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях. Она выражает то, что остается относительно неизменчивым, устойчивым при различных преобразованиях системы9.
Структура готовности будущего учителя к развитию толерантного отношения учащихся к
7 Блауберг И.В., Садовский В.Н., Юдин Э.Г. Философский принцип системности и системный подход // Вопросы философии. - 1978. - № 8. - С. 39 - 52.
8 Блауберг И.В. Проблема целостности и системный подход.... - С.382.
9 Философский словарь / Под ред. И.Т.Фролова. -
М.: 2001. - С.543.
человеку представляет взаимосвязь следующих компонентов: когнитивный компонент, содержание которого образует система научных и профессиональных знаний, позволяющих конструировать и осуществлять педагогическую деятельность; рефлексивно-ценностный компонент, содержание которого составляют ценности; действенно-практический компонент, содержание которого образуют умения, необходимые для решения задач по развитию толерантного отношения.
Представление о целостности готовности будущего учителя к развитию толерантного отношения учащихся к человеку конкретизируется через понятие связи. Связи между компонентами готовности как целостного системного образования обеспечивают системное ее формирование. В нашей работе мы опираемся на идеи И.В.Блауберга и Э.Г.Юдина, которые предложили вариант классификации связей, посредством которых становится возможным проследить преемственность между компонентами готовно-сти10. Раскроем содержание связей между структурными компонентами готовности будущего учителя к развитию толерантного отношения учащихся, исходя из решаемых нами задач:
1. Связи взаимодействия. Специфика этих связей заключается в том, что сами по себе знания (когнитивный компонент готовности), формируемые в учебном процессе и обогащаемые во внеаудиторной работе, еще не связаны должным образом «с внутренним механизмом поведения человека»11, но в детерминации действий, выполняемых с помощью определенных средств (умения) (действенно-практический компонент готовности) они очень важны, поскольку ориентируют студента на осмысление своего отношения к людям, к миру, к самому себе.
Научное знание в целом и педагогическое знание в особенности необходимо студенту, во-первых, для выбора содержания и методов формирования толерантного отношения учащихся к людям, способов взаимодействия с ними в аспекте развития такого отношения, для оценивания результатов деятельности по развитию у учащихся толерантного отношения к людям, по их ориентации на толерантное отношение к людям. Знание развивает категориальный аппарат педагогического мышления, позволяющего организовывать и осмысливать поступающую к студенту информацию (когнитивный компонент готовности). Во-вторых, для выражения оценочного отношения к учащимся по
10 Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. - М.: 1993. - С.188 - 191.
11 Лапина Т.С. Проблемы индивидуальной нравственности // Мораль и этическая теория. - М.: 1974. - С. 106 - 143.
критерию ценности толерантности, для осмысления отношения учащихся к человеку, к людям по критерию ценности толерантности (рефлексивно-ценностный компонент готовности). Такая система знаний позволит будущему учителю, во-первых, не просто формировать цели своей деятельности, но формировать ее как ценность-цели. Функция ценности-цели ориентирует, регулирует и дает конкретное представление о критерии оценки цели, какой является результат12, берущийся в отношении к ученику как толерантной личности. В-третьих, формировать толерантное отношение школьников к человеку (действенно-практический компонент готовности).
Наличие знаний о том, что такое толерантность, толерантные отношения, какого человека можно считать толерантным и какие качества у него должны присутствовать, как необходимо формировать толерантное отношение учащихся к людям и другое знание необходимое, но еще недостаточное условие формирования готовности будущего учителя к развитию толерантного отношения учащихся к человеку. Необходимо еще и развитие способности будущего учителя к выражению ценностного отношения к ученику, содержание которого «мировоззренчески-смысловое, детерминированное общим социальным контекстом, в котором рождается и «работает» конкретное значение»13. Ценностное отношение, «полюсами» которого являются ценность и оценка14, является мотивом развития будущего учителя толерантного отношения учащихся к человеку (единство всех компонентов готовности).
2. Связи порождения. Связи порождения, имеют место тогда, «когда один объект выступает как основание, вызывающее к жизни дру-гой»15. В структуре готовности будущего учителя к развитию толерантного отношения учащихся суть данных связей, с нашей точки зрения, заключается в том, что осмысление результатов деятельности по развитию толерантного отношения учащихся, выявляющее просчеты в развитии этого отношения, порождает потребность в овладении новыми знаниями, на базе которых формируются умения.
Возникающее противоречие между имеющимся уровнем знаний будущего учителя и невозможностью их применения при взаимодейст-
12 Кулюткин Ю.Н., Бездухов В.П. Ценностные ориентиры и когнитивные структуры в деятельности учителя. - Самара: 2002. - С.125.
13 Каган М.С. Философская теория ценностей. - СПб.: 1997. - С.68.
14 Там же. - С.50.
15 Блауберг И.В. Проблема целостности и системный подход.... - С.225.
вии с объектами педагогической деятельности, т.е. с учащимися, будет разрешено тогда, когда знания, как основа опыта, совершенствуются, благодаря чему учитель развивается как субъект, ориентирующий учащихся на толерантное отношение к людям. Это развитие составляет содержание рефлексии будущего учителя, которое включает в себя оценку результатов деятельности, достигнутой цели по развитию толерантного отношения (действенно-практический компонент).
Личность преподавателя, формирующего готовность будущего учителя к развитию толерантного отношения учащихся к человеку, порождает (должна порождать) адекватную формирующим его влияниям личность студента -будущего учителя, ориентированного на развитие этого отношения. Образ преподавателя, предстающий и воспринимаемый студентами -будущими учителями с позиции толерантного человека, становится образом-образцом, посредством которого он формирует готовность студентов к развитию толерантного отношения учащихся к человеку. Знание будущим учителем связей порождения образа, в котором заключен «толерантный человек» - это знание студентом себя и ученика как толерантного человека.
3. Связи преобразования, реализуемые в процессе формирования готовности будущего учителя к развитию толерантного отношения учащихся, порождают новые отношения между преподавателем и студентами. Данные преобразования в контексте формирования готовности будущего учителя к развитию толерантного отношения учащихся к человеку могут быть реализованы тогда, когда преподаватель: не просто формирует когнитивный компонент готовности, но формирует его таким образом, чтобы знание было освоенным и использовалось не только в специально-созданных преподавателем учебных ситуациях по развитию толерантного отношения учащихся, но и непосредственно в период педагогической практики; не просто формирует потребность студентов к развитию толерантного отношения учащихся и мотивы, побуждающие их к действиям, необходимых для решения задач по развитию толерантного отношения учащихся, но обогащает данные мотивы через развитие ценностного отношения к ученику, к однокурсникам, к людям; не просто формирует умения, позволяющие студентам развивать толерантное отношение учащихся, но формирует их таким образом, что студент становится способным создавать программу развития толерантного отношения учащихся к человеку.
Системный подход позволяет рассматривать педагогические объекты как системы. Выше
было отмечено, что мы используем системный подход к разработке системы формирования готовности будущего учителя к развитию толерантного отношения учащихся к человеку. При разработке системы формирования готовности будущего учителя к развитию толерантного отношения учащихся к человеку мы опираемся на идеи В.П.Беспалько, согласно которому структура любой педагогической системы может быть представлена в виде взаимосвязанной совокупности инвариантных элементов: 1 - учащиеся; 2 - цели воспитания; 3 - содержание воспитания; 4 - процессы воспитания; 5 -учителя; 6 - организационные формы воспитательной работы16.
В качестве структурных компонентов системы формирования готовности будущего учителя к развитию толерантного отношения учащихся к человеку мы выделяем следующие компоненты: 1 - субъекты формирования; 2 - цель -формирование готовности будущего учителя к развитию толерантного отношения учащихся к людям; 3 - содержание процесса формирования готовности будущего учителя к развитию толерантного отношения учащихся к человеку; 4 -направления деятельности преподавателей вуза; 5 - методы формирования.
Говоря о субъектах формирования, мы имеем в виду, что такими субъектами являются преподаватели вуза, а также студенты, являющиеся первоначально объектами педагогических влияний. Чтобы стать субъектом, студент должен вначале быть объектом педагогических влияний и воздействий.
Содержание процесса формирования готовности будущего учителя к развитию толерантного отношения учащихся к человеку, раскрываемое сквозь призму категории «толерантность», обусловлено содержанием структурных компонентов готовности. Содержание процесса формирования готовности реализуется как в учебном процессе, так и во внеаудиторной работы. Система научных и профессиональных знаний, умения и мотивы деятельности, в том числе и мотивы, побуждающие к развитию толерантного отношения учащихся к человеку, рефлексивно-ценностное отношение студента и т.д. формируются, прежде всего, в учебном процессе в различных организационных формах обучения и воспитания с помощью многообразных методов обучения и воспитания и находят свое дальнейшее развитие во внеаудиторной работе студентов. Разнообразная работа студентов во внеаудиторное время способствует совершенствованию у них знаний и умений, развитию мотивов, рефлексивных способностей.
16 Беспалько В.П. Слагаемые педагогической системы. - М.: 1989. - С.6.
Внеаудиторная работа студентов включает в себя, во-первых, их воспитательную деятельность в период летней педагогической практики в загородных оздоровительных лагерях в качестве воспитателей. Во-вторых, их разнообразную образовательно-воспитательную деятельность, в процессе которой студенты участвуют в организации и проведении дискуссий, в ежегодных научно-практических конференциях и др. В-третьих, учебно-воспитательную деятельность в школе в качестве учителя-предметника и классного руководителя, в процессе которой студенты проводят беседы с учащимися, классные часы, родительские собрания, организуют воспитательные мероприятия.
Адекватно структурным компонентам готовности мы определяем направления деятельности преподавателя по формированию готовности будущего учителя к развитию толерантного отношения учащихся к человеку. Такими направлениями деятельности преподавателя являются:
1) Формирование представлений студентов о толерантности, толерантной личности и т.д. Цель - формирование системы знаний о толерантности, толерантном отношении и т.д. Методы: лекции, беседы, доклады, диспуты, дискуссии и т.д.
2) Формирование ценностных ориентаций студентов. Цель - нормализация системы ценностей студентов. Методы: сообщение, создание оценочных и ценностных ситуаций, убеждающее воздействие, метод положительного примера.
3) Формирование опыта деятельности студентов по развитию толерантного отношения учащихся к человеку. Цель - развитие рефлексивно-ценностного отношения будущего учителя к учащимся по критерию толерантности. Методы: создание ситуаций морального выбора, проблемные педагогические ситуации, решение педагогических задач, ситуации рефлексивного поведения и деятельности.
SYSTEM APPROACH TOWARDS FORMING FUTURE TEACHER READINESS TO DEVELOP STUDENTS' TOLERANT ATTITUDE TO A PERSON
© 2011 A.Yu.Kalitova Samara State Academy of Social Sciences and Humanities
The article explains the essence of a system approach towards the structure of future teacher readiness to develop students' tolerant attitude to a person; towards designing a system of developing this quality in a future teacher.
Key words: approach, system, structure, link, readiness, future teacher.
Anastasiay Yurevna Kalitova, Senior Teacher of the Chair of Pedagogy. E-mail: anastasiyakalitova@yandex. ru