Научная статья на тему 'О системе формирования субъектной позиции студента - будущего учителя'

О системе формирования субъектной позиции студента - будущего учителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
266
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУДУЩИЙ УЧИТЕЛЬ / СУБЪЕКТНАЯ ПОЗИЦИЯ / СИСТЕМА / СТРУКТУРА / ФУНКЦИЯ / ПРИНЦИП / FUTURE TEACHER / SUBJECT POSITION / SYSTEM / STRUCTURE / FUNCTION / PRINCIPLE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Залевская Елена Николаевна

В данной статье на основе научных представлений о сущности и содержании субъектной позиции учителя обосновывается система формирования субъектной позиции студентов педагогического вуза; аргументируется выделение учебного процесса и внеаудиторной работы студентов в качестве структурных компонентов данной системы; раскрываются функции компонентов системы и определяются принципы ее реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE SYSTEM OF FORMATION OF A SUBJECT POSITION OF STUDENTS - FUTURE TEACHERS

In this article, based on scientific concepts about the nature and content of the subject position of a teacher, a system of formation of the subject position of students of a pedagogical institution is justified; it argues the singling out of educational process and extracurricular work of students as the structural components of the system; it discloses features and components of the system and determines the principles of its implementation.

Текст научной работы на тему «О системе формирования субъектной позиции студента - будущего учителя»

УДК 378:165.12

О СИСТЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ СТУДЕНТА -

БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ

© 2015 Е.Н.Залевская

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия

Статья поступила в редакцию 08.09.2015

В данной статье на основе научных представлений о сущности и содержании субъектной позиции учителя обосновывается система формирования субъектной позиции студентов педагогического вуза; аргументируется выделение учебного процесса и внеаудиторной работы студентов в качестве структурных компонентов данной системы; раскрываются функции компонентов системы и определяются принципы ее реализации. Ключевые слова: будущий учитель, субъектная позиция, система, структура, функция, принцип.

Проблема формирования субъектной позиции студентов педагогического вуза представляет собой социально-педагогическую проблему, решение которой связано с подготовкой будущего учителя к формированию субъектности ученика, способного к целеполаганию, к рефлексии, к оцениванию результатов деятельности, взаимодействия с людьми с точки зрения реализованных отношений, совокупность которых образуют свойственную ему позицию.

Сущность субъектной позиции учителя заключается в воспроизводстве им таких отношений-результатов, в которых ученик, с одной стороны, представлен целью собственного развития; с другой стороны, в этих отношениях находят свое выражение нравственные качества учителя, которые воспринимаются и ценностно опосредуются учащимися.

Содержание субъектной позиции учителя образуют субъектные отношения, в которых реализуются, проявляются характеристики учителя как субъекта, личностные качества, которые являются критериями оценки человека и его отношения к миру и к людям.

Осмысление опыта подготовки будущего учителя к профессиональной деятельности и опыта формирования у него субъектной позиции показывает на необходимость разработки системы формирования субъектной позиции студентов педагогического вуза.

Анализ исследований, посвященных проблеме формирования субъектной позиции студентов

педколледжа1, учащихся2, нравственно-ценностной позиции студентов вуза3, субъектно-нравственной позиции школьников4 показывает, что вопросы, связанные с разработкой системы формирования субъектной позиции личности в целом и будущего учителя в особенности не получили широкого освещения в научной литературе.

Постановка и возможное решение проблемы разработки системы формирования субъектной позиции будущего учителя удовлетворяет не только теоретический интерес педагогической науки, но и запросы педагогической практики, запросы общества в учителе, способном развивать учащегося как активного субъекта своей жизни и деятельности.

Разработка системы формирования субъектной позиции будущего учителя требует реализации системного подхода, который, как отмечает И.В.Блауберг, представляет собой одну из форм методологического знания, связанного с исследованием, проектированием и констру-

Залевская Елена Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры физического воспитания факультета физической культуры и спорта. E-mail: [email protected]

1 Лебедев, А. С. Формирование субъектной позиции в творческой деятельности у студентов педколледжа: дис....канд. пед. наук: 13.00.01 / Андрей Станиславович Лебедев. - М., 2001. - 179 с.

2 Жесткова, Н. А. Психолого-педагогические условия развития субъектной позиции первоклассника: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07 / Наталья Александровна Жесткова. - Самара, 2004. — 315 с.; Недорезова Н. В. Педагогические условия формирования субъектной позиции учащихся в процессе обучения в школе: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Наталья Викторовна Недорезова. — Самара, 2002. — 208 с.

3 Пупков, С.В. Теоретические основы формирования нравственно-ценностной позиции студента - будущего социолога / С.В.Пупков. — М.: МПСИ, 2009. — 144 с.

4 Картамышева, Л.В. О субъектно-нравственной позиции школьника / Л.В.Картамышева, О.К.Позднякова // Известия Самарского научного центра РАН. — 2012. — Т. 14. — №2(4). — С. 903 - 906.

ированием объектов как систем5. Одной из ведущих идей системного подхода к созданию систем различного уровня является то, что он связан с понятием структурности. Мы используем системный подход для разработки системы формирования субъектной позиции студентов.

Отличительными признаками любой системы, в том числе и системы формирования субъектной позиции будущего учителя, как подчеркивает И.В.Блауберг, являются связь, целостность и обусловленная ими устойчивая структура6.

Структура - это взаимосвязь или отношение между элементами системы. Структура - это совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе, то есть сохранение основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях. Она выражает то, что остается относительно неизменчивым, устойчивым при различных преобразованиях системы7.

Ведя речь о строении системы формирования субъектной позиции будущего учителя, мы определяем структурные ее компоненты, обосновываем, каким образом они дополняют друг друга, что является системообразующим фактором каждого из выделенных нами структурных компонентов.

В качестве структурных компонентов системы формирования субъектной позиции будущего учителя мы выделяем учебный процесс (лекции, методические и практические занятия в рамках учебной дисциплины «Физическая культура») и внеаудиторную работу студентов, которая предполагает организацию будущими учителями игровой деятельности с учащимися в различных образовательных учреждениях г. Самары во внеаудиторное время. Игровая деятельность организуется студентами в различных формах. Это праздники, подвижные игры «Растем, играя», «Учимся играть вместе» для младших школьников; «Богатырские игры», посвященные 23 февраля, «Мисс игры» - 8 Марта, «Помоги другу» для школьников подросткового возраста; «Вместе мы сила», «Побеждают сильнейшие» для старших школьников, а также акция «Дарю игру» для учащихся всех возрастов.

Такое выделение структурных компонентов системы формирования субъектной позиции будущего учителя является традиционным. Новым является содержание структурных компонентов,

5 Блауберг, И. В. Проблема целостности и системный подход / И.В.Блауберг. — М.: Эдиториал УРСС, 1997. — 448 с. — С. 312.

6 Блауберг, И.В. Проблема целостности ... — С. 382.

7 Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. — М.:

Республика, 2001. — 719 с. — С. 543.

которое обусловлено содержанием понятия «субъектная позиция учителя». В содержании структурных компонентов находит свою определенность сущность субъектной позиции будущего учителя, которая (сущность) в силу своей специфики, пронизывает данные компоненты.

В рамках и учебного процесса, и внеаудиторной работы, во-первых, осуществляется целенаправленное формирование способности будущего учителя к целеполаганию, к рефлексии, к оцениванию и т.д.; во-вторых, организуется систематическая игровая деятельность педагогической направленности. (Подчеркнем, что формирование субъектной позиции студентов осуществляется в процессе игровой деятельности.) Учебный процесс и внеаудиторная работа совмещаются, благодаря чему процесс формирования субъектной позиции будущих учителей становится комплементарным. Комп-лементарность компонентов системы достигается за счет реализации их функций.

При раскрытии функций компонентов системы формирования субъектной позиции будущего учителя мы исходим из того, что функция есть роль, которую выполняют различные структуры системы по поддержанию ее целостности и устойчивости8.

Учебный процесс и внеаудиторная работа студентов как компоненты системы выполняют «свои» функции в формировании субъектной позиции будущего учителя, которые, естественно, дополняют друг друга.

Учебный процесс ориентирован на освоение студентами различного типа научного знания, которым они овладевают при изучении различных учебных дисциплин. В структуре данного знания находится и знание о субъекте и его характеристиках, о субъектном подходе, об игровой деятельности и другое знание. Освоенное студентами знание становится критерием оценивания ученика как субъекта, его субъектных характеристик. Это знание, интегрируемое в систему, начинает выполнять функцию оценивания. Вместе с тем это знание необходимо будущему учителю для его практического использования в педагогической деятельности. Функцией учебного процесса в данном случае является функция формирования ценностного отношения студентов к знаниям, к игровой деятельности. Речь в данном случае, как подчеркивают В.П.Бездухов и А.В.Бездухов, идет о ценностном отношении к знанию, к деятельности, о ценностном их осмыслении и анализе, об отношении знаний к целям

8 Философский словарь ... — С. 636.

деятельности, их использовании для оценки9, которая осуществляется на основе освоенного студентами в учебном процессе знания. Следует отметить, что данное знание во внеаудиторной работе не только обогащается. Осмысление студентами результатов педагогической деятельности выявляет, какого знания им не достает, что стимулирует их овладевать новым знанием. Благодаря этому учебный процесс и внеаудиторная работа студентов совмещаются и становятся дополнительными.

Критерием оценивания результатов игровой деятельности являются реализуемые будущим учителем во взаимодействии с учащимися субъектные отношения, которые моделируются в учебном процессе. Естественно, в моделируемых ситуациях, или в ситуациях игровой деятельности студенты выполняют различные роли, но это роли в моделируемом игровом пространстве.

Реальное игровое пространство возможно в условиях внеаудиторной работы студентов. Реальность игрового пространства становится условием комплементарности учебного процесса и внеаудиторной работы студентов. Во внеаудиторной работе выявляются реальные субъектные отношения будущих учителей, фиксируется проявленность отношений и связей между ними и учащимися.

Исходя из вышесказанного, функциями внеаудиторной работы являются функция создания реального игрового пространства, функция обеспечения реальной игровой деятельности, а также функция практического использования освоенного знания.

Обоснование комплментарности учебного процесса и внеаудиторной работы студентов, функций структурных компонентов системы служит отправным моментом для определения принципов реализации системы формирования субъектной позиции будущего учителя. Мы полагаем, что такими принципами являются принцип комплементарности, принцип реальности, принцип субъектности, принцип рефлексивной направленности учебного процесса и внеаудиторной работы студентов.

Принцип комплементарности ориентирует преподавателя педагогического вуза на совмещение учебного процесса с внеаудиторной работой студентов. Благодаря реализации данного принципа, знание о субъекте, субъектной позиции, игровой деятельности обогащается,

9 Бездухов, В.П. Ценностный подход к формированию гуманистической направленности студента - будущего учителя / В.П.Бездухов, А.В.Бездухов. — Самара: СамГПУ, 2000. — 185 с. — С. 112.

развивается за счет дополнительности структурных компонентов системы формирования субъектной позиции будущего учителя.

Принцип реальности относится к принципам морального выбора, педагогическая интерпретация которых представлена в работе В.П.Без-духова, О.К.Поздняковой10.

В основе принципа реальности, как это обосновано Ю.А.Шрейдером, лежит верность действительности, которая включает в себя и самого субъекта, подлежащего оценке11. Особое значение в контексте решения проблемы формирования субъектной позиции будущего учителя представляют научные положения ученого в той их части, в которой раскрывается идея быть верным реальности, в том числе и своей человеческой сущности12.

Согласие будущего учителя с педагогической реальностью требует, чтобы каждый раз при организации деятельности учащихся, при осуществлении целеполагания, при оценивании, он стремился реализовывать субъектные отношения в игровом пространстве в целом и ситуации игровой деятельности в частности.

Считаться с педагогической реальностью - это значит видеть ее глазами ученика, а не только собственными глазами. Осознать, в чем состоит верность педагогической действительности -значит осознать, «какие запреты эта действительность ставит перед нами»13.

Принцип субъектности. Его сущность заключается в том, что одной из ведущих характеристик субъекта деятельности является его способность к опосредствованию отношений, в которые он включен. Индивид, как подчеркивает В.В.Сильвестров, опосредуя любой реальный процесс, предпосылает своему практическому участию в нем понятийное воспроизведение целостности данного процесса в содержании своей цели14.

Постановка цели есть предвосхищение будущих состояний, а способность к целеполаганию есть способ целеполагания «потребного будущего». Механизмом проецирования будущего, осу-

10 Бездухов, В.П. Принципы формирования нравственного сознания студента - будущего учителя / В.П.Бездухов, О.К.Позднякова // Известия Российской академии образования. — 2012. — № 4(24). — С. 32 - 44. — С. 40 - 43.

11 Шрейдер, Ю.А. Этика / Ю.А.Шрейдер. — М.: Текст, 1998. — 271с. — С. 169.

12 Шрейдер, Ю.А. Этика ... — С. 169.

13 Шрейдер, Ю. А. Этика .... — С. 187.

14 Сильверстов, В.В. Культура. Деятельность. Общение / В.В.Сильвестров. - М.: Российская политическая энциклопедия, 1998. — 478 с. — С.149.

ществляемого посредством целеполагания, является воспроизведение субъектных отношений, которому предшествует рефлексия. Такой подход к целеполаганию обусловливает решение важной педагогической задачи: развитие способности будущего учителя к рефлексии. При этом развитие способности студентов к рефлексии будет иметь смысл лишь в сочетании с развитием аналогичной способности у ученика, которая необходима ему для постановки цели и следующего за ней целеполагания.

Так высвечивается еще один принцип реализации системы формирования субъектной позиции будущего учителя. Это принцип рефлексивной направленности учебного процесса и внеаудиторной работы студентов.

Рефлексивные процессы буквально пронизывают профессиональную деятельность педагога. Они проявляются: 1) в процессе практического взаимодействия преподавателя со студентами, когда педагог стремится адекватно понимать и целенаправленно регулировать мысли, чувства и поступки студентов; 2) в процессе проектирования деятельности студентов, когда преподаватель разрабатывает цели обучения и конструктивные схемы их достижения, причем разрабатывает их с учетом особенностей студентов и возможностей их продвижения в развитии; 3) в процессе самоанализа и самооценки студентами собственной деятельности и самого себя как ее субъекта15.

В этом и состоит, на наш взгляд, сущность принципа рефлексивной направленности учебного процесса и внеаудиторной работы студентов. Значение этого принципа в том, что рефлексия как интеллектуальный процесс всегда личностно обусловлена. «Рефлексия - не просто знание и понимание другого, но знание того, как другой понимает "рефлексирующего" индивида. Рефлексия - своеобразный удвоенный процесс зеркального отражения индивидами друг друга, взаимоотражение, содержанием которого является субъективное воспроизведение внутреннего мира партнера по взаимодействию, причем в этом внутреннем мире, в свою очередь, отражается внутренний мир первого индивида»16.

Такой подход к рефлексии как единству интеллектуального и личностного ее аспектов позволяет изучать рефлексивные механизмы дея-

15 Мышление учителя: личностные механизмы и понятийный аппарат / под ред. Ю.Н.Кулюткина, Г.С.Сухобской. — М.: Педагогика, 1990. — 104 с. — С. 73.

16 Цит. по: Личность: внутренний мир и самореализация. Идеи, концепции, взгляды / сост. Ю.Н.Ку-люткин, Г.С.Сухобская. — СПб.: Тускарора, 1996. — 175

с. — С. 49.

тельности будущего учителя на основе его взаимодействия с учащимся, когда педагог старается понять мысли и действия ученика и оценивает себя с позиции учащегося. Индивидуальная рефлексия студента в данном случае основана, как отмечают Ю.Н.Кулюткин и Г.С.Сухобская, на процессах взаимоотражения: не просто на понимании педагогом внутреннего мира учащегося, но и на понимании того, как он понимает педагога17.

Оценивание себя и другого человека, своей деятельности и деятельности другого, осуществляемое в процессе рефлексии, означает, что в структуру рефлексии вводятся оценка и самооценка, осуществляемые студентом, что обусловливает развитие способности будущего учителя к оцениванию.

Рассмотренные нами принципы находятся во взаимосвязи. На методологическом уровне они предстают ориентирами, обеспечивающими реализацию системы формирования субъектной позиции будущего учителя.

Дополнительность учебного процесса и внеаудиторной работы студентов достигается за счет реализуемых преподавателем вуза направлений деятельности, присутствующих в данных компонентах системы, пронизывающих данные компоненты. Такими направлениями деятельности преподавателя являются: 1) формирование у будущего учителя знаний о субъекте, субъектной позиции, игровой деятельности и др.; 2) формирование опыта реализации субъектных отношений, образующих содержание субъектной позиции будущего учителя; 3) организация игрового пространства.

Данные направления деятельности преподавателя, реализуемые как в процессе обучения, так и при организации внеаудиторной работы студентов взаимосвязаны и взаимодополнительны. Каждое направление, естественно, решает свои приоритетные задачи. Так, формирование знаний связано с развитием у будущего учителя способности к оцениванию и целеполаганию. Учитель, как и любой человек, оценивает результаты деятельности на основе знания, равно как и понятийное оформление цели осуществляется на основе знания об ученике, его деятельности и т.д. Формирование у студентов опыта реализации субъектных отношений осуществляется в организуемом игровом пространстве и связано с развитием у них способности к рефлексии, дополняемой оцениванием результатов целеполагания.

Как видим, каждое последующее направление деятельности преподавателя вуза базируется на

17 Личность: внутренний мир и самореализация. — С. 49.

предшествующем направлении. Однако это не замкнутый круг. Результаты оценивания студентами достигнутого результата дают им представление, во имя чего они овладевали знанием, что становится отправным моментом для определения ими новых целей.

Каждое направление деятельности преподавателя переходит в последующее направление, а каждое нижерасположенное «подчиняется» вышерасположенному направлению.

Система формирования субъектной позиции будущего учителя начинает функционировать, когда в действие вступают системообразующие факторы. Такими факторами, приводящими систему к функционированию, являются 1) наличие

цели по созданию системы; 2) понимание идеи ее создания, включающей в себя осознание цели; 3) внутренние системообразующие факторы, обеспечивающие связь между компонентами системы.

Исходя из данных системообразующих факторов, мы определяем цель создания системы -формирование субъектной позиции будущего учителя. При этом понимание идеи создания системы, включающей в себя осознание цели, базируется на идее развития и становления субъектных отношений студентов, а внутренними системообразующими факторами являются функции учебного процесса и внеаудиторной работы.

ON THE SYSTEM OF FORMATION OF A SUBJECT POSITION OF STUDENTS -

FUTURE TEACHERS

© 2015 E.N.Zalevskaya

Samara State Academy of Social Sciences and Humanities

In this article, based on scientific concepts about the nature and content of the subject position of a teacher, a system of formation of the subj ect position of students of a pedagogical institution is justified; it argues the singling out of educational process and extracurricular work of students as the structural components of the system; it discloses features and components of the system and determines the principles of its implementation. Keywords: future teacher, subject position, system, structure, function, principle.

Elena Nikolaevna Zalevskaya, Candidate of pedagogy, Associate professor of Department of physical education of Faculty of physical education and sports. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.