Научная статья на тему 'Системный подход к духовнонравственному воспитанию студентов СПО'

Системный подход к духовнонравственному воспитанию студентов СПО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
126
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / СИСТЕМА ВОСПИТАНИЯ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / СУБЪЕКТ / МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ ЦЕЛИ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / SYSTEMATIC APPROACH / SYSTEM OF EDUCATION / DESIGNING / MEMBER / WORLDVIEW GOAL / INTERACTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Легчилин А. А.

В статье рассмотрены основные условия духовно-нравственного воспитания учащейся молодежи при изучении основ наук. Особое внимание уделено прогнозированию целей и путей их реализации. Это позволяет рассматривать воспитание как систему и моделирование ее в системе обучения для развития студентов как субъектов духовной сферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEMATIC APPROACH TO SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF STUDENTS IN A SECONDARY SCHOOL

The article deals with the basic conditions of moral and spiritual upbringing of students in the study of the fundamentals of science. Particular attention is paid to the forecasting of goals and ways of implementing them. This makes it possible to consider education as a system and its designing in the training system for the development of students as members of the spiritual realm.

Текст научной работы на тему «Системный подход к духовнонравственному воспитанию студентов СПО»

Для разработки интегративных технологий важно определить системообразующий фактор, который объединяет «Управление в социальной работе» с дисциплинами «Введение в профессию «Социальная работа», «Теория социальной работы», «Технология социальной работы», «Конфликтология в социальной работе» и др.

Энциклопедия профессионального образования представляет три уровня интеграционной взаимосвязи учебных дисциплин: 1-й уровень - высший уровень целостности, на котором происходит полная содержательная и процессуальная интеграция в рамках нового интегрированного предмета; 2-й уровень -уровень дидактического синтеза, на котором сохраняется каждый предмет, а интеграция осуществляется на базе одного из них. При этом интегрирующим фактором являются общие объекты изучения; 3-й уровень - уровень междисциплинарных связей, где интегрирующим фактором являются общие элементы содержания учебных дисциплин [5].

Мы считаем, что наиболее приемлемым для создания интегративных технологий является третий уровень, когда основанием интегрирования выступают общие элементы содержания учебных дисциплин. При этом в содержании для интегрирования может выделяться любой его компонент: понятия, законы,

принципы, определения, признаки, явления, гипотезы, события, факты, идеи, проблемы, интеллектуальные умения. Таким объединяющим элементом содержания учебных дисциплин в процессе формирования управленческой компетентности бакалавра социальной работы выступают конкретные многообразные задачи и ситуации профессиональной деятельности. В процессе решения комплекса задач и ситуаций профессиональной социальной работы, рассматриваемых в учебных предметах общекультурного и профессионального циклов, студент отрабатывает технологию проблемно-ориентированного управленческого анализа: определяет порядок поиска, сбора, переработки, использования, хранения информации; распределяет права, обязанности и полномочия его участников; изыскивает ресурс для изменения процесса, оценивает результативность анализа на основе уточнения причинно-следственных связей; обеспечивает формирование базы данных в заданном технологическом режиме, устраняет негативные отклонения.

Реализация интегративного подхода в процессе формирования управленческой компетентности бакалавра социальной работы активизирует умственную и поисковую деятельность студентов, способствует развитию их интереса к управленческим знаниям, делает обучение более практикоориентированным.

Библиографический список

1. Бурцева, И.В. Проблема формирования в вузе организационно-управленческой компетентности специалиста социальной работы // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 13.

2. Безрукова, В.С. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике. - Екатеринбург, 1994.

3. Шоштаева Е.Б. Интегральная технология обучения как основа повышения качества образовательного процесса: дис. ... канд. пед. наук. - Карачаевск, 2003.

4. Чапаев, Н.К. Интерпретация педагогического и технического знания в педагогике. - Екатеринбург, 1992.

5. Энциклопедия профессионального образования: в 3 т. / под ред. С.Я. Батышева. - М., 1998. - Т. 1 (А-Л).

Bibliography

1. Burceva, I.V. Problema formirovaniya v vuze organizacionno-upravlencheskoyj kompetentnosti specialista socialjnoyj rabotih // Sibirskiyj pedagogicheskiyj zhurnal. - 2007. - № 13.

2. Bezrukova, V.S. Integracionnihe processih v pedagogicheskoyj teorii i praktike. - Ekaterinburg, 1994.

3. Shoshtaeva E.B. Integraljnaya tekhnologiya obucheniya kak osnova povihsheniya kachestva obrazovateljnogo processa: dis. ... kand. ped.

nauk. - Karachaevsk, 2003.

4. Chapaev, N.K. Interpretaciya pedagogicheskogo i tekhnicheskogo znaniya v pedagogike. - Ekaterinburg, 1992.

5. Ehnciklopediya professionaljnogo obrazovaniya: v 3 t. / pod red. S.Ya. Batihsheva. - M., 1998. - T. 1 (A-L).

Статья поступила в редакцию 15.04.14

УДК 378.1: 51

Legchilin A.A. SYSTEMATIC APPROACH TO SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF STUDENTS IN A SECONDARY SCHOOL. The article deals with the basic conditions of moral and spiritual upbringing of students in the study of the fundamentals of science. Particular attention is paid to the forecasting of goals and ways of implementing them. This makes it possible to consider education as a system and its designing in the training system for the development of students as members of the spiritual realm.

Key words: a systematic approach; system of education; designing; member; worldview goal; the interaction.

А.А. Легчилин, аспирант Дальневосточного гос. университета путей сообщения,

г. Хабаровск, Е-mail: [email protected]

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ СТУДЕНТОВ СПО

В статье рассмотрены основные условия духовно-нравственного воспитания учащейся молодежи при изучении основ наук. Особое внимание уделено прогнозированию целей и путей их реализации. Это позволяет рассматривать воспитание как систему и моделирование ее в системе обучения для развития студентов как субъектов духовной сферы.

Ключевые слова: системный подход; система воспитания; моделирование; субъект; мировоззренческие цели; взаимодействие.

Наивысшей ценностью бытия является жизнь человека, что предполагает ответственность педагогов в образовательном пространстве учебного заведения за обеспечение такого развития студентов, которое позволило бы им выполнить своё предназначение в настоящем и в будущем, помочь студентам стать субъектами становления своего интеллектуального, духовнонравственного и профессионального потенциала.

Студенту необходимо осваивать логику мироздания, где приоритет принадлежит духовно-нравственному пространству,

представляющему собой поле нравственных целей добра и зла, из которого каждый человек делает выбор регуляторов созидательного поведения. Поэтому особое значение в системе обучения приобретает духовно-нравственное развитие личности студента, формирование самосознания, открытость к восприятию и взаимодействию с людьми других культур, национальных традиций.

Педагог на занятиях вводит студентов в пространство, где взаимодействуют системы обучения и воспитания. Такое про-

странство фактически является школой жизни для моделирования поведения в самостоятельный период деятельности субъектов. Кроме того, на занятии присутствует предметная область учебной дисциплины, представляющей целевую целостность, которая обеспечивается единством нравственных целей, носителем которых является ее содержание как средство раскрытия духовного мира. Носителями этих нравственных целей предстоит стать студентам, «носителями моделей мира», где приоритет принадлежит законам гармонии природы и жизни, создаваемой на основе выбора целей добра (отмечено в документах МОРФ). Особое внимание педагогу предстоит уделить тому, чтобы молодые люди поняли свою принадлежность к судьбе всего человеческого сообщества. Чтобы жизнь на Земле была счастливой, надо обрести опыт создания счастья друг друга и всех людей, с которыми нас сталкивает судьба. Эту школу создания доброй планеты педагог создаёт вместе со студентами. Недаром для образовательной системы по линии ООН и ЮНЕСКО принята программа «Культура мира», предполагающая такое воспитание людей, которое обеспечивает установление гармонично-добрых отношений между людьми, находящимися в контакте трудовой, общественной форм активности и свободной жизнедеятельности [1].

Мировоззренческие цели занятий, как нормативный параметр системы обучения, декларировались всегда, но практика постановки и реализации их вызывает у педагогов затруднения. Предлагаем вариант их постановки перед студентами. Так, можно обратиться к студентам: «Каждый человек приходит в мир, чтобы познать его и гармонично встроить своё поведение в логику естественного порядка природы. Это означает, что каждому из нас предстоит гармонично согласовать своё поведение с окружающей действительностью, что предполагает установление гуманных отношений с людьми, с самим собой, с природой. Вам придётся учить своих детей выбирать цели добра и жить по их законам. Наше занятие - это школа отношений, школа самовоспитания себя как субъекта жизни, субъекта, который строит дом доброты и останавливает разрушение. Мы будем учиться жить по великим законам свободы, дружбы, любви, долга, патриотизма и т.д. Чтобы жить по этим законам, их надо знать, положительно относиться к ним и освоить опыт моделирования поведения. Нам предстоит интересная работа по строительству дома и пространства свободы».

Такой вариант используется в полном объёме, когда работа со студентами начинается над нравственными целями. Дальнейшее моделирование системы обучения идёт в логике взаимодействия предметной области знаний и образовательных целей с мировоззренческими целями занятия.

Так, к примеру, остановимся на категории свободы, «дерево цели» которой имеет два информационных поля (добра и зла). В поле добра входят: понимание свободы как свободы выбора, ответственность за выбор, целеустремленность, самостоятельность, самодеятельность и др. При постановке и реализации мировоззренческой цели, обозначенной нами (категория свободы), составляющие её информационно-целевого поля конвергентно соотносятся с образовательными параметрами занятия: «Итак, усваивая определение понятия, развивая свою память, одновременно мы знаем, что целеустремлённость - это качество поведения свободного человека. Значит, осмысливая и реализуя цели интеллектуального развития, мы одновременно воспитываем в себе черты характера свободного и целеустремлённого человека и т.п.». Подобным образом имманентно у студентов развивается положительная мотивация учения, что научно объясняется свойством иррадиации нравственных ценностей.

При указанной целевой логике моделирования обучения на занятии реализуются не только информационный (обретается за счет усвоения составляющих «дерева цели» нравственной категории) и мотивационный (проявляется в адекватном эмоциональном отклике на выбранную цель) аспекты целей, но и операционный (выражается в моделировании субъектом своего поведения в окружающем мире). Так постепенно студенты учатся применять в поведении нравственные его регуляторы. В результате такой работы со студентами, они смогут определить свой алгоритм нравственного поведения и применять его: 1. Свобода выбора цели жизни из «дерева цели» нравственной категории в любом виде деятельности. 2. Определение адекватного отношения к целям добра и зла. 3. Применение технологии реализации цели. 4. Осмысление логики моделирования созидательного пространства на основе целей добра. 5. Осуществление анализа результата по степени реализации цели.

Будущая трудовая деятельность, осуществляемая по долгу службы, по семейному долгу, по обстоятельствам и т.п., требует положительного отношения, ибо от него зависит результат исполняемого дела. Подтверждена научно рождённая и сохранённая до наших дней мудрость: «Всё, что создано творческим трудом человека, есть духовность, воплощённая в вещь». Учение - это тоже труд, на основе которого создаётся опыт предстоящей трудовой деятельности.

Отрицательное отношение к своему интеллектуальному развитию, к своему самообразованию противоречит смыслу человеческого бытия и закрывает путь к свободной жизнедеятельности и творчеству. При такой организации взаимодействия со студентами каждое занятие становится школой жизни. Педагог не «объясняет новый материал», не «передаёт знания», не «проходит тему», не «решает задачи», а моделирует систему обучения как пространство жизни людей. Студентам предстоит в учебном заведении освоить опыт моделирования ноосферы, которая создаётся только на целях добра и созидания [2, с. 34].

Подводя итоги осмысления логики духовно-нравственного воспитания в системе обучения, можно чётко определить условия его эффективности как образовательной целостности: 1. Определение воспитательно-целевых возможностей тем занятий и других организационных форм обучения. 2. Управление развитием убеждений обучающихся через предметную область учебных дисциплин. Убеждения - это знания (о целях самовоспитания), ставшие мотивом деятельности. В свою очередь, мотив - это внутренняя побудительная сила личности, опосредованная социально, то есть сознательно поставленной целью. 3. Управление развитием у личности установки (внутренней готовности человека к деятельности). Реально это происходит на занятиях со студентами, когда нравственные категории и их составляющие входят в контекст рассматриваемого учебного материала. В этом случае такая информация является областью концентрации внимания студента, а смысловая сторона текстов попадает в фоновую позицию, обеспечивая воздействие на бессознательную сферу психики и способствуя развитию установки. 4. Управление формированием ответственного отношения к учению и способам учебного труда через организацию деятельности студентов на учебных занятиях за счёт постановки и реализации мировоззренческих целей занятия. Педагог, как субъект преподавания, обеспечивает развитие положительной мотивации учения. Студент, как субъект учения, обретает опыт свободы выбора приоритетных целей деятельности, каковыми являются цели добра.

Педагогические условия эффективности моделирования системы воспитания и управления нравственным воспитанием студентов при изучении основ наук любой предметной области знаний рассмотрены нами в процессе исследования [3]. 1. Перенос личностного аспекта (нравственные категории) стратегических целей системы воспитания при изучении основ наук во внеакадемическую воспитательную целостность. 2. Осуществление преобразования (декомпозиция) этих целей, выраженных «деревом цели» нравственных категорий, для их применимости на оперативно-тактических уровнях в трёх аспектах: информационный, мотивационный, операционный. 3. Тактические цели воспитания реализуются адекватными технологиями. 4. Перевод системы воспитания, где субъектом является педагог, в новое качественное состояние - самовоспитание, где субъектом предстоит стать студенту. 5. Управление и самоуправление взаимодействием систем воспитания и самовоспитания с социокультурным пространством жизни и природными системами. Установление гармоничных (на целях добра) отношений субъектов образовательных систем с окружающим миром природы и общества, с окружающей средой в данном времени и пространстве на основе развития субъективных условий нравственного воспитания, выраженных соответствующим уровнем самовоспитания нравственного сознания, чувств и поведения личности. 6. Самоуправление и гармоничное встраивание поведения субъекта в гармонию окружающей действительности. 7. Моделирование системы воспитания на занятиях со студентами.

Системный подход к управлению образованием, принятый нами за методологическую основу исследования, позволяет педагогически грамотно понять и адекватно смоделировать гуманитарную систему, обеспечивающую обучение и воспитание молодежи как субъектов становления своего интеллектуального, духовно-нравственного потенциала [4, с. 35].

Библиографический список

1. Доклад ЮНЕСКО о положении дел в мировом образовании за 1991 год. - Париж, 1991.

2. Дворянкина, Е.К. Системный подход к управлению образованием при подготовке будущих учителей: монография. - Хабаровск, 2006.

3. Дворянкина, Е.К. Управление повышением квалификации учителей в поствузовский период непрерывного профессионального обра-

зования: монография / Е.К. Дворянкина, Р.Г. Колпаков, Ю.К. Татаренко. - Хабаровск, 2011.

4. Гусинский, Э.Н. Образование личности. - М., 1994.

Bibliography

1. Doklad YuNESKO o polozhenii del v mirovom obrazovanii za 1991 god. - Parizh, 1991.

2. Dvoryankina, E.K. Sistemnihyj podkhod k upravleniyu obrazovaniem pri podgotovke buduthikh uchiteleyj: monografiya. - Khabarovsk, 2006.

3. Dvoryankina, E.K. Upravlenie povihsheniem kvalifikacii uchiteleyj v postvuzovskiyj period neprerihvnogo professionaljnogo obrazovaniya: monografiya / E.K. Dvoryankina, R.G. Kolpakov, Yu.K. Tatarenko. - Khabarovsk, 2011.

4. Gusinskiyj, Eh.N. Obrazovanie lichnosti. - M., 1994.

Статья поступила в редакцию 25.04.14

УДК 37.01

Pavlova Ya. A. GENESIS OF PROFESSIONAL EDUCATION OF MILITIA OFFICERS IN 30s-40s OF THE XX CENTURY. The article is devoted to the analysis of the notion of professional education at colleges of militia in the USSR in the period between the 30s and 40s of the twentieth century. The undertaken analysis of historical documents helps to observe the dynamics of the changing requirements and the improvements in the connotation of professional training at the colleges of militia during this historical period.

Key words: professional training, educational contents, working specialists, law enforcement.

Я.А. Павлова, соискатель каф. педагогики Хабаровского гос. педагогического университета,

г. Хабаровск, E-mail: [email protected]

ГЕНЕЗИС ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ . . МИЛИЦИИ В 30-Е - 40-Е ГОДЫ ХХ ВЕКА

В работе рассматривается содержание профессиональной подготовки сотрудников правоохранительных органов в школах милиции в первой половине прошлого века. На основе анализа исторических документов в статье представлена динамика изменений в системе требований к профессиональной подготовке кадров правоохранительных органов и в содержании обучения в образовательных учреждениях и на курсах милиции в период с 30-х по 40-е годы ХХ века.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, содержание обучения, кадры, правоохранительные органы.

Государство и общество на каждом историческом этапе своего существования формулируют определенные требования к подготовке квалифицированных кадров правоохранительных органов. Согласно этим требованиям и выдвигаемыми задачам в 30-е - 40-е годы прошлого века в учебных заведениях милиции происходили изменения содержания образования и правил приема в них.

Советское руководство осознавало, что успешное строительство социализма невозможно без знаний основ наук и умений их практического применения трудящимися разных профессий. Поскольку этих специалистов из числа большевиков и большевистски настроенного населения не хватало, партия во главе с И.В. Сталиным поставила задачу подготовить новых специа-листов-большевиков по всем отраслям знаний [1, с. 29]. Это касалось и повышения общеобразовательной, политической и профессиональной подготовки кадрового состава милиции.

В связи с тем, что в начале 30-х годов Коммунистическая партия объявила о взятии курса на активное строительство социализма, стремительно возросло значение идеологической и партийно-политической подготовки кадрового состава милиции. В результате была возобновлена ранее приостановленная работа политаппарата, на который возлагались задачи активизации деятельности по повышению политического, культурного и общеобразовательного уровня работников милиции.

Необходимость улучшать качество политической учебы, поднимать идейно-политический уровень коммунистов настойчиво подчеркивал в своем докладе о состоянии партийной учебы один из участников партгруппы следственного и технического отделов милиции Хабаровского края С.Г. Белан [2, с. 127]. В выступлении на собрании парторганизации 10 декабря 1935 г. один из сотрудников УРКМ Хабаровского гарнизона товарищ Васюков заявил, что задача обучения сотрудников милиции состоит в том, чтобы освоить учение Маркса-Ленина-Сталина и технику милицейского

дела [3, с. 119]. На открытом партсобрании УРКМ УНКВД 10 февраля 1935 года внимание сотрудников в очередной раз было обращено на важность Марксистско-Ленинской учебы и необходимость ее усиления в связи с борьбой милиции против контрреволюционных элементов на территории СССР [4, с. 20]. Высокий уровень политической учебы должен был способствовать более эффективному исполнению сотрудниками милиции своих обязанностей по обеспечению правопорядка в стране и внутренней безопасности Советского государства.

В 30-е - 40-е годы ХХ века функции органов милиции значительно расширяются: усиливается борьба с преступностью несовершеннолетних, бродяжничеством, беспризорностью и безнадзорностью детей, для чего при органах милиции создаются специальные центры; начинается борьба с появлением пьяных в общественных местах и нарушением ими общественного порядка, для этого создавалась сеть медицинских вытрезвителей. К концу 30-х годов прошлого века НКВД СССР стал достаточно сильной государственной структурой, чьи функции и, следовательно, влияние распространялись почти на все сферы государства и общества, и в свою очередь потребовал совершенствования системы профессиональной подготовки кадров.

Укрепление позиций правоохранительных органов в государстве было сопряжено с необходимостью повышения профессионализма кадров милиции. Это привело к кардинальным изменениям в концепции профессионального образования сотрудников ОВД. Если до начала 30-х годов в качестве основной перед милицией стояла задача обеспечить безопасность правящего режима и поддержать правопорядок в стране, то в 30-е и 40-е годы приоритетными позициями становятся участие органов правопорядка в ликвидации последствий социального неблагополучия общества, а также подготовка к осуществлению мероприятий по регулированию жизнедеятельности гражданского населения в условиях военного времени.

13821540

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.