УДК 378.1:51 ББК 74.00
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ В ВУЗЕ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
Е.К. Дворянкина, кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры математики Дальневосточного государственного гуманитарного университета, (4212) 420748
В статье рассмотрены проблемы профессиональной подготовки будущих учителей в вузе. Автором предлагается вариант их решения на основе системного подхода к управлению образованием. Материалом послужила научно-исследовательская работа, выводы которой положены в основу статьи.
Ключевые слова: система, субъект, цель, взаимодействие, моделирование, экстраполяция.
HIGHT SCHOOL TEACHER'S PROFESSIONAL DEVELOPMENT AS PEDAGOGICAL PROBLEM
Dvoryankina Ye.K.
The article deals with the future teachers' professional training problems and offers methods solving them by systematic approach to the education control. The problem analysis is based on the results of experimental and research work carried on by the author.
Keywords: system, subject, aim, interaction, modeling, extrapolation.
Для раскрытия логики профессиональной подготовки будущих учителей к педагогической деятельности обратимся к нормативным документам [1], где констатируется необходимость уделять внимание проблемам высшего педагогического образования, подготовке учителя как субъекта, способного решать проблемы обучения и воспитания. Многие исследователи, рассматривая подготовку будущего учителя, делают вывод, что решение сложившейся проблемы возможно только с ориентацией на системный подход, при котором становится возможным формирование личности будущего учителя в единстве интеллектуального, духовного и профессионального ее развития и саморазвития. Так, В.В. Краевский утверждает, что осмысление общенаучных понятий применительно к педагогической науке обогатило педагогическую терминологию такими понятиями: «система», «педагогическая система», «педагогическое взаимодействие» и др. Ни один сложный объект в наше время не может рассматриваться иначе, как с этих позиций [2].
Под системой мы понимаем «организованный комплекс средств достижения общей цели» [3]. В логике принятого определения системы и ее системообразующих характеристик за структуру мы принимаем цель, определяющую характер отношений между элементами системы. Таким образом, концепция системного подхода позволяет рассматривать педагогическое образование в вузе как целостный, взаимосвязанный инвариантом отношений между его элементами комплекс, технологический режим взаимодействия которого позволяет гарантировать получение результата -профессионально подготовленного специалиста
Говоря о проблемах профессионального разви-
тия будущих учителей, обозначим в числе нерешенных трудности, требующие исследования. Прежде всего, назовем проблему перехода от позиции «передачи знаний» к субъектному развитию студентов. В системе обучения не «передаются знания», что до сих пор считается нормой в практике работы вузовских преподавателей, а происходит сложнейший процесс моделирования интеллектуального, духовного и профессионального потенциала студентов для того, чтобы они стали субъектами своего саморазвития. Эта проблема отмечена в новой образовательной парадигме, предполагающей моделирование образовательного пространства, где происходит становление гражданина как субъекта интеллектуального и духовного саморазвития, как носителя целей и норм созидательного преобразования действительности, а нравственная свобода выбора целей созидания или разрушения в жизни принадлежит человеку [5]. Развивать созидательные силы духовного потенциала общества - задача образования. Вот почему учреждениям образования нужны профессионалы, а не работники для «передачи знаний» обучающимся. Развитие учеников и студентов как субъектов в системе обучения мы рассматриваем как одну из педагогических проблем.
Названные выше цели интеллектуального, духовного и профессионального развития в работе с молодежью относятся к разряду стратегических, т.е. идеальных целей, что свидетельствует об отсутствии возможности их технологизирования и о необходимости выполнения операций по их преобразованию до рабочего уровня. Приняв во внимание то, что субъектом деятельности является носитель целей и способов их реализации, мы соответствующим образом предлагаем моделировать систему обучения. Для этого остановимся на сис-
темообазующих характеристиках, учет которых обязателен при моделировании систем: 1) состав - конечный перечень элементов системы; 2) структура - инвариант отношений между элементами состава системы. Данная характеристика отличает нашу позицию от распространенного понимания структуры как организационного состава системы; 3) функционирование - динамическое состояние системы, определяемое технологией реализации единых целей. Разработка целей и способов их реализации, субъектное развитие обучающихся в гуманитарных системах образования являются профессионально обязательными в работе с будущими учителями. Только субъекты саморазвития способны опыт учения в вузе экстраполировать в опыт моделирования системы преподавания школьного образовательного пространства, субъектами которого предстоит стать и молодому специалисту, и его ученикам, что обеспечит субъект-субъектные отношения в системе обучения. В этом случае механизм экстраполяции системы учения (в вузе) в новое качественное состояние -преподавание - требует развития креативного педагогического мышления, что предполагает творчески-созидательный подход к моделированию гуманитарных образовательных систем в новых ситуациях, где субъектом саморазвития предстоит стать ученикам (и учителям) конкретных учреждений образования. Моделирование таких систем (постановка рабочих целей и разработка адекватных технологий их реализации) также является проблемой вузовского образования, которая требует своего решения.
Исходя из осмысления зафиксированных нами проблем, необходимо учесть еще один важный аспект развития моделируемых педагогических це-лостностей, состоящий в факте их межсистемного взаимодействия. Состав системы обучения включает следующие локальные гуманитарные целостности: преподавание и учение, воспитание и самовоспитание, предметная область учебной дисциплины. Отмеченный состав системы обучения приводит к необходимости решения проблем их взаимодействия, предполагающего грамотность управления для обеспечения синхронности (гармоничности) их динамических состояний в образовательном пространстве, ибо иначе невозможно избежать разрушения гуманитарных целостностей, что в педагогике не то что нежелательно, а недопустимо. Отсюда можно сделать вывод о наличии еще одной проблемы в вузовской системе обучения: управление синхронным взаимодействием моделируемых гуманитарных систем в данном времени и пространстве.
Границы статьи не позволяют подробно рассмотреть перечисленные проблемы. Поэтому обозначим логику их решения на основе системной
методологии в сокращенном виде. Мы приняли для исполнения положение о том, что преподаватель вуза при подготовке и проведении занятий со студентами определяет цели. Чтобы стилистически отличить цели в вузе и школе, мы предложили такой вариант их обозначения: 1) содержательно-образовательные; 2) мировоззренческие; 3) профессионально-педагогические; и преобразовывали их до рабочего уровня применимости, который предлагается студентам для выбора конечного результата их интеллектуального, духовного и профессионального развития вместе с разработанными технологиями их реализации. Очевидно, что, осмысливая цели и осваивая технологии их реализации в системе обучения, будущие учителя одновременно включаются в моделирование своего поведения во взаимодействии с составом образовательных целостностей на занятии: преподавание, учение, воспитание, самовоспитание, управление их взаимодействием. Таким образом, развитие обучающихся как субъектов своего интеллектуального становления органично согласуется с профессиональной подготовкой будущих учителей. Следовательно, моделирование системы обучения на занятиях предполагает сугубо педагогическую деятельность преподавателя и студентов. Предметная область учебной дисциплины утрачивает свое распространенное в практике работы преподавателей значение самоцели, и в основу занятия закладывается цель субъектного саморазвитии студентов, осмысливающих результат своей деятельности.
На основе полученных данных можно сделать такой вывод: при системном подходе к обучению студентов на занятиях происходит взаимодействие систем образования - преподавания и учения - на базе предметной области учебной дисциплины, выраженной темой занятия. Это приводит к следующим результатам: 1) на занятии происходит усвоение информации по предметной области учебной дисциплины согласно прогнозируемым содержательно-образовательным целям занятия, которые выражены уровнями усвоения; 2) студенты (и преподаватели) приобретают опыт субъектов учения (преподавания), моделирующих свою деятельность по целям и технологиям саморазвития, обеспечивая достижение результатов по общим целям синхронно взаимодействующих систем; 3) происходит осознание, что предметная область учебной дисциплины является не целью, а средством развития интеллектуального потенциала обучающихся как субъектов.
Следующая составляющая цели вузовского занятия, определяющая духовно-нравственное развитие будущих учителей, - мировоззренческая цель. Стратегические цели духовно-нравственного развития студентов в обучении мы выразили в ка-
тегориях общечеловеческой морали. В своих исследованиях каждая нравственная категория выражается в форме «дерева цели», включающего составляющие, характеризующие как положительные его аспекты, так и антиподы. На основе осмысления этих характеристик человек осуществляет свободу выбора целей своего поведения: либо целей добра, выраженных положительными составляющими «дерева цели», либо целей зла, выраженных антиподами понятия. Каждый элемент состава «дерева цели» подразделяется на аспекты: информационный, мотивационный и операционный. Становится очевидным, что студенты педагогического вуза, обретая на занятиях опыт субъектов учения как носителей гуманистических целей, одновременно готовят себя к профессионально-педагогической деятельности, т.к. это предполагает следующее: 1) постановку целей интеллектуального и духовного саморазвития; 2) овладение технологией реализации рабочих целей, выраженных информационным, мотивационным и операционным аспектами оперативно-тактической цели обучения в предстоящей педагогической деятель-
ности студентов; 3) моделирование гуманитарной системы обучения и управление синхронным взаимодействием преподавания, учения, воспитания и самовоспитания; 4) осмысление и развитие субъект-субъектных отношений в системе образования.
Литература
1. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года // Вестник образования. - 2002. - № 2.
2. Краевский В.В. Общие основы педагогики: Учеб. пособие для студ. выс. пед. учеб заведений. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2005.
3. Клиланд Д. Системный анализ и целевое управление. - М.: Сов. радио, 1974.
4. Шамсутдинова И.Г. Проекция системного анализа на учебную деятельность / Вестник высшей школы. - 1985. - № 6.
5. Валицкая А.П. Философское обоснование современных парадигм образования / Педагогика. -1998. - № 3.
УДК 37.034:78 ББК 74.20
ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВЫ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-МУЗЫКАНТОВ
Ю.А. Носорев, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой Стерли-тамакской государственной педагогической академии, (3473) 437329, Е.С. Ванина, кандидат педагогических наук, преподаватель Стерлитамакского педагогического колледжа, (3473) 436445
Данная статья в значительной степени расширяет творческое понятие личностно ориентированного подхода в процессе подготовки педагога-музыканта. Авторами делается попытка осмыслить ценностные основы личностно ориентированного подхода на основе обобщения многолетнего опыта работы. Раскрывается актуальность личностно ориентированного подхода в духовно-нравственном воспитании будущих педагогов-музыкантов.
Ключевые слова: музыкальное образование, учитель музыки, личностно ориентированный подход, духовно-нравственное воспитание, толерантность.
VALUABLE BASES OF A PERSONALITY ORIENTED APPROACH IN SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF THE FUTURE MUSIC TEACHERS
Nosorev Yu.A., Vanina Ye.S.
The article widens to a considerable extent creative conception of a personality oriented approach in the process of the music teachers' training. Having generalized several years experience the authors make an attempt to grasp the meaning of valuable bases of a personality oriented approach. They reveal present-day importance of a personality oriented approach in spiritual and moral education of intended music teachers.
Keywords: music education, teacher of music, personality oriented approach, spiritual and moral education, tolerance.
Преобразование современного общества невозможно без его духовно-нравственного обновления, в котором возрастает значимость гуманистического образования в формиро-
вании творческой индивидуальности и неповторимости личности студента.
В связи с этим возрастает значение личностно ориентированного подхода, при котором абсолют-