УДК 330.46
СИСТЕМНЫМ АНАЛИЗ ВОЗМОЖНЫХ СТРАТЕГИЙ В БИЗНЕСЕ
В. П. КАРЕВ,
кандидат технических наук, независимый оценщик, член российского общества оценщиков, г. Москва Е-mail:petrovich945@yandex. ru
Д. В. КАРЕВ,
заместитель генерального директора Е-mail: [email protected] ЗАО «Ауриус», г. Москва
На основе базовых понятий общей теории систем и исследования операций проведен анализ основных тенденций развития бизнеса в мире и в России. Рассмотрены понятия позиции, операции и стратегий в бизнесе. На основе анализа взаимосвязей данных понятий доказано, что единственной выигрышной стратегией в бизнесе может быть только наступательная стратегия.
Ключевые слова: теория, система, динамика, бифуркация, стратегия, позиция, операция, рынок, конкуренты.
У каждого государства и его социально-экономической системы, как, впрочем, и у любого предприятия как субъекта бизнеса, реализуемого им внутри этой системы, существует множество противников или конкурентов и, к сожалению, ни одного постоянного союзника. Иными словами, на межгосударственном, отраслевом или уровнях предприятий в отрасли присутствуют элементы экономической борьбы с антагонистическими элементами данного и смежных с ним уровней, результаты которой определяют уровень эффективности и безопасности существования государств, отраслей и предприятий в среде их локального бизнеса.
В каких целях и в какой форме наиболее вероятны проявления этой борьбы? Безусловно, в борьбе за рынки сбыта продукции и услуг, создаваемых транснациональными, национальными, отраслевыми экономиками и их субъектами — предприятиями.
В последние годы на первое место выходит новая, более жестокая форма борьбы — за обладание ресурсами или, точнее, жизненным пространством государственных систем, более богатых ресурсами, но более слабых политически и экономически. События в мире начала XXI в. (Ирак, Ливия и др. страны) показали, что борьба за ресурсы и экономическое превосходство все чаще приобретает формы не только экономической, но и вооруженной борьбы. Для России, одной из супердержав по потенциальным природным ресурсам, но далеко не первой по развитию экономики и вооруженных сил, подобная перспектива сегодня уже не является чистой утопией, и противодействие ей представляется весьма актуальной задачей. По мнению авторов, проблемы экономической безопасности должны исследоваться, во-первых, на основе базовых понятий теории систем, во-вторых, с использованием понятий теории военного искусства: о позиции, об операциях (тактических и стратегических) и, наконец, учения о стратегии [6].
А установлена ли прямая связь между искусством войны и экономикой? Безусловно. Это подтверждается высказываниями двух гениев: политического и военного. «Политика — есть концентрированное выражение экономики» (В. Ленин, «Материализм и эмпириокритицизм»). «Война есть не что иное, как продолжение политики, с привлечением иных средств» (прусский военный теоретик Карл фон Клаузевиц (1780—1831), «О войне»).
Также неизбежен вопрос, а зачем влезать в вопросы военной стратегии, неужели недостаточно положений чисто экономической науки для того чтобы разобраться, какие могут быть стратегии в бизнесе. Авторами при библиографическом поиске не выявлены работы по стратегиям борьбы в бизнесе, представляющие с позиций системного аналитика взаимоувязанную систему стратегических целей, позиций и операций по расширению бизнеса или хотя бы сохранению его позиций на рынке. Зато в военной аналитике и в исследовании операций все эти вопросы излагаются и объясняются ясно и, главное, системно.
Базовые понятия общей теории систем. В общей тории систем ее автором, Л. Фон Берталанфи понятие «система» определена как совокупность сильно связанных объектов, обладающая свойствами организации, связности, целостности и членимости» [1]. Он же ввел понятие «открытые системы» как постоянно обменивающиеся веществом и энергией с внешней средой.
Под открытой системой в предметной области данной работы понимается любая совокупность элементов с положительной энергией связи и/или положительной корреляцией движения. Государство, отраслевые и региональные экономические системы, также предприятие — примеры политических и экономических открытых систем.
Структура (от лат. Structura — строение) в своем основном значении есть внутреннее устройство чего-либо, которое связано с категориями целого и его частей. Можно определить структуру открытой системы как композицию двух подсистем: внутренней и внешней. Для предприятия внутренняя структура — это организационно-штатная со всеми связями внутри него. Внешняя структура — окружающая его среда, включая государство с налоговыми и надзорными органами, поставщиков, покупателей с различными уровнями доходов и запросов и, наконец, конкурентов, противостоящих предприятию и объективно мешающих ему получать больше прибыли. Исходя из законов диалектики, выведенных Ф. Гегелем, можно определить структуру открытой системы как совокупность противоречий как внутри нее, так и между подсистемами внутренней и внешней среды.
Назовем структуру и поведение системы в движении «структурной динамикой». Поведение систем подчиняется трем аксиоматическим правилам структурной динамики: - наличие постоянной структуры представляет
необходимое и достаточное условие движения
системы на том же уровне;
- размерность пространства структур не убывает
и в процессе динамики развития системы движется в сторону ее усложнения.
- структура системы устойчива почти всегда.
Последнее утверждение означает, что время
жизни каждого элемента предприятия как экономической системы сравнимо со временем жизни этой системы.
В термодинамике неравновесных процессов центральным является представление о бифуркациях (от лат. Ы/ыгст — раздвоенный) — качественных внутрисистемных перестройках системы. А момент критического состояния системы назван точкой бифуркации. В теории динамических систем бифуркация Андронова—Хопфа — это изменение векторного поля на плоскости, в ходе которого особая точка-фокус теряет устойчивость при переходе пары ее комплексно-сопряженных собственных значений через мнимую ось. При этом либо из особой точки рождается устойчивый предельный цикл (мягкая потеря устойчивости), либо, наоборот, неустойчивый предельный цикл (жесткая потеря устойчивости). С точки зрения стороннего наблюдателя при жесткой потере устойчивости состояние системы меняется скачкообразно. Таким образом, вблизи точки бифуркации малые воздействия могут кардинально изменить структурную динамику системы. Ярким примером бифуркаций является смена акционеров предприятия, приводящая в 90 % случаев либо к его резкому подъему, либо к быстрому краху. Создание новых производств и подразделений в бизнесе также является бифуркацией. Нет смысла повторять, какой продуманности и осторожности требуют такие решения.
Размерность топологии пространства структуры характеризует ее сложность. При малой сложности системы единственной бифуркацией являются ее рождение и смерть. Такие структуры (и, соответственно, системы) называются примитивными. Более сложными являются аналитические системы, структура и поведение которых задается непрерывными числовыми функциями, проходящими за свою жизнь конечный ряд бифуркаций. Наконец, системы, сложность которых высока настолько, что в каждый момент времени меняется хотя бы один структурный фактор, названы хаотическими. Это класс нелинейных динамических систем с сильной чувствительностью поведения системы к начальным условиям. В рамках современной науки они сложно предсказуемы и еще более сложно управляемы.
Как правило, экономические системы являются аналитическими, и их поведение может быть
адекватно и весьма точно описано детерминированными математическим моделями, задаваемыми непрерывными числовыми функциями. Элементы хаотичности могут проявляться лишь на отдельных этапах жизненного цикла экономических систем.
Исключение, пожалуй, составляют страховые компании, в которых расчеты тарифных ставок (актуарные расчеты) страхования построены на основе методов математической статистики. Методология актуарных расчетов основана на использовании демографической статистики и долгосрочных финансовых вычислений вероятности наступления страхового случая с помощью теории вероятностей.
Начиная с промышленной революции социум и все его подсистемы (государства, социальные группы, экономика) обладают чертами как аналитических, так и хаотических систем. Яркими примерами хаотического поведения систем являются отпуск цен в соответствии с концепцией Е. Гайдара в 1992 г., афера «МММ» и пирамида ГКО, закончившаяся крахом в 1998 г. Последний пример — это системный кризис мировой экономики 2008 г.
Вблизи точки бифуркации могут происходить любые скачкообразные изменения состояния систем, что не противоречит диалектике Ф. Гегеля о допустимости противоречий в природе. Критиками Ф. Гегеля выступили немецкий философ К. Поппер, доказавший, что из допущения двух противоречащих высказываний можно вывести любое высказывание, и русский врач, философ по призванию, А. Богданов, друг и оппонент В. Ленина. В работе [1], изданной в двадцатых годах прошлого века, он предлагает альтернативную теорию, объясняя процессы развития природы и общества на основе принципа равновесия, заимствованного из естествознания. Доказал он этот постулат ссылкой на экспериментально доказанный в химии принцип Ле-Шателье — Брауна (1884 г.), если на систему, находящуюся в равновесии, воздействовать извне, изменяя какое-нибудь из условий (температура, давление, концентрация и т. д.), то равновесие смещается таким образом, чтобы компенсировать изменение. По мнению А. Богданова этот закон имеет универсальный характер и является выражением структурной устойчивости развивающихся систем любого уровня организации вещества.
Характерной чертой теории равновесия А. Богданова является утверждение, что в развивающихся системах одновременно действуют две противоположные тенденции:
- повышение устойчивости вследствие внутрисистемных интеграционных процессов и стремление к равновесию;
- понижение устойчивости, вызванное появлением или проявлением внутрисистемных противоречий, когда может наступить кризис, ведущий либо к преобразованию системы, либо к ее распаду, крушению. Американский физиолог У. Кеннон в 1932 г. для
этого явления придумал подходящий термин «го-меостаз» (от греч. фою<; — одинаковый, подобный и сгаок; — стояние, неподвижность) — саморегуляция, способность — открытой системы сохранять постоянство своего состояния посредством реакций, направленных на поддержание ее динамического равновесия. Возврат из вызванного бифуркацией критического состояния системы носит, как правило, характер затухающих колебаний вокруг оси исходного состояния. Естественно, чем выше гомеостаз системы, тем быстрее она возвратится в равновесное состояние.
Из закона гомеостаза несложно предсказать поведение объединяемых систем, обладающих разной структурностью. Скорее всего, менее структурная система приобретет черты более структурной, без бифуркации. В крайнем случае возможна мягкая потеря устойчивости, компенсируемая гомеостазом системы более структурной. Приведенный пример довольно типичен для слияния или поглощения предприятий. Житейское определение структурности — кто богаче, тот и структурнее не так уж и абсурдно.
Вообще индукция (лат._1Мисйю — наведение) — процесс логического вывода на основе перехода от частного положения к общему, отвечает за изменчивость систем. При этом суть стратегического руководства предприятием можно выразить в простейшей форме: руководитель при реализации бизнес-проекта индуцирует структуру, существующую первоначально в его воображении, в реальность. Это требует, по крайней мере, чтобы психика руководителя была системной, более структурной, нежели реальная оперативная ситуация. Выполнить это условие почти невозможно, если руководитель государства — не Наполеон, создавший для Франции свой знаменитый правовой кодекс, не Ф. Рузвельт, спасший США от Великой депрессии или канцлер ФРГ Л. Эрхард, поднявший из руин немецкую послевоенную экономику.
Именно поэтому альтернативными способами руководства, позволяющими преодолеть кризис структурности, являются коллективные органы
управления бизнесом — всевозможные правления или советы директоров. Каждый из членов совета, в идеале, рассматривает свой путь (или элемент) движения к конечной цели и согласовывает его с решениями других членов совета. Другим, очевидно, негативным способом обеспечивать действенность руководства была примитивизация реальности, породившая, например, социалистическую плановую или бюрократическую посткейнсианскую экономики государственного капитализма или капитализма транснациональных корпораций. На всех структурных этажах преследовалась любая индивидуальная активность, поскольку при любых обстоятельствах она усложняла управляемую структуру и снижала в глазах руководства надежность управления.
Таким образом, гротескные черты государственной, армейской и экономической бюрократии обретают определенный смысл: полководец, если это не Сунь-Цзы, Велизарий или Наполеон, с большей вероятностью выиграет войну, если под его началом тупые исполнители, а не творческие личности — знатоки стратегии, военного дела или, в нашем случае, — экономики. Воистину стадо баранов, возглавляемое львом, сильнее, чем стадо львов, возглавляемое бараном. Для государства и экономики с ростом размерности и сложности поставленных перед ними задач и отсутствии адекватных возникающим проблемам специалистов по управлению стала проявляться общемировая тенденция примитивизации организующих структур.
Начиная с университета, института, колледжа будущий менеджер по деловому администрированию (не будущий инженер, программист или гуманитарий) готовит себя не столько сколько к работе в области экономики и управления, к выживанию и продвижению наверх, в среду высшей корпоративной бюрократии. Усваиваются поведенческий, лингвистический и дресс-коды, обеспечивающие успешное внедрение в эту особую социальную среду. И так год за годом формировалась среда менеджмента, тратившая все свои силы на конкурентную борьбу с коллегами за более хлебное место. К тому же эта среда узурпировала право трактовать экономическое состояние всего социума в основном через биржевые индексы Доу-Джонса и другие как вполне благополучное и поэтому устойчивое. И социум этому верил, не предполагая, что вероятность системного кризиса в его экономике и управлении, возможно, выше, чем у экономики африканской Верхней Вольты. Со временем деградация менеджмента стран золотого
миллиарда привела к резкому снижению размерности пространства эффективных управленческих решений в экономике, что рано или поздно должно было привести (и привело) к кризису экономики 2008 г. Самое страшное, что эта социальная группа противопоставила себя всем другим социальным группам государства. Недаром, когда в 2008 г. руководители автомобильной промышленности США прилетели в Вашингтон просить у правительства денег каждый на собственном самолете, их просто выгнали. Правда, потом немного денег дали, авто-пром-то в США один. Американский экономист, Нобелевский лауреат П. Друкер (1909—2005) верил, что можно создать экономический прогресс и социальную гармонию. Но, как многие великие создатели, П. Друкер ужаснулся своему детищу. «Корпорации, которые строились, чтобы стоять как пирамиды, теперь похожи на палатки», — не без скорби признавал он в последние годы жизни.
Под давлением своих (пока адекватных) правительств наиболее крупные и развитые демократические западные и китайская экономики немедленно начали реализовывать понятные и эффективные антикризисные мероприятия. Это и оплата долгов крупнейших корпораций с одновременным директивным снижением их издержек снижение практически до нуля ставки банковского процента, финансирование инновационных направлений в науке и промышленности, снижение розничных цен на товары и услуги для активизации потребительского спроса в собственных странах.
Последствия этого кризиса в Росси выразились в уродливой и однобокой форме. В частности, банки не переводят выделенные государством деньги в реальный, производящий сектор экономики, а гонят их за рубеж, ставки кредитования для этого сектора растут, цены на коммунальные услуги и в розничной торговле растут уж вовсе стремительно, а об инновациях и речи не было. Вот где проявилась примитивизация организующих структур на всех уровнях управления страной.
А ведь срок и причины кризиса были вполне предсказуемы. Как отмечено в предисловии И. Роз-маинского к работе Д. Шустера [9]: «Исходные причины — низкие процентные ставки, установленные Федеральной резервной системой (иначе говоря, центральным банком США), бюджетный и торговый дефициты в США. Все это существенно ослабило доллар. Кроме того, низкие процентные ставки привели к тому, что множество физических и юридических лиц в США и во всем мире набрало огромное количество кредитов. Это Д. Шустер
называет «глобальной пирамидой ликвидности». Данная пирамида вместе со слабым долларом вызвала глобальный пузырь роста цен на финансовые активы. Помимо этого, слабый доллар вместе с упомянутым пузырем спровоцировал инфляционный шок, который, в свою очередь, привел к резкому сокращению потребительских расходов (в терминологии автора, к потребительской судороге). Такое сокращение послужило непосредственной причиной краха как глобальной пирамиды ликвидности, так и глобального пузыря роста цен на финансовые активы. В результате проблемы неплатежеспособности и неликвидности затронули значительное количество хозяйствующих субъектов во всем мире, вызвав массовые банкротства.
Пространство решений может быть определено как формальное векторное пространство, причем экономические векторы — цены, объемы и выручка от продаж, прибыль, затраты и т. п. могут фиксировать компоненты любого мыслимого состояния системы. С точки зрения интуитивного подхода зафиксируем оптимальные исходное и конечное состояния системы и рассмотрим пути, связывающие первое со вторым. Чем больше независимых путей может быть найдено, тем выше размерность пространства решений. Если в какой-то ситуации решение единственно, но оптимально, то пространство называется вырожденным. Если решения нет вообще, пространство называется сингулярным (от лат. singularis — отдельный, особый). Класс решений, при котором размерность пространства решений снижается с каждым следующим шагом, называется воронкой. Если пространство решений на дне воронки сингулярно, воронка является фатальной. Поэтому всякое неоптимальное решение, уменьшающее размерность пространства решений, является ошибкой руководителя бизнеса. Назовем структурным кризисом ситуацию, при которой все возможные принимаемые решения обладают свойством эргодичности, т. е. с неизбежностью возвращают систему в исходное состояние. Параметры структурного кризиса определяются тремя теоремами [7].
Первая теорема о структурном кризисе постулирует невозможность выйти из него за счет естественной динамики системы, т. е. опираясь на внутрисистемные ресурсы.
Вторая теорема о структурном кризисе утверждает, что всякая неудачная попытка разрешить его провоцирует фатальную воронку.
Третья теорема гласит, что адекватной формой разрешения структурного кризиса может быть
только инновация — усложнение структуры пространства решений за счет использования внешних по отношению к системе ресурсов.
Был ли кризис российской экономики в 2008 г. структурным? Безусловно. Какой внутрисистемный ресурс на момент начала кризиса был у России в наличии? Кроме средств внебюджетных фондов и золотовалютных резервов — никаких. Были ли формы разрешения структурного кризиса удачными? Отчасти, посредством затыкания бюджетных дыр, повышения пенсий и снижения тем самым социальной напряженности. В части подсистемы «экономика» стали фактами отрицательный прирост валового внутреннего продукта (ВВП), застой в областях производства и потребления, снижение жизненного уровня и активов домохо-зяйств. Производятся ли инновации в России? Кроме деклараций о необходимости инноваций и даже периодически выделяемых на них некоторых (частично разворовываемых) средств — практически никаких сдвигов.
Определение позиции бизнес-системы. Назовем позицией положение предприятия в двух взаимопроникающих средах:
- дружественной — определяется контрагентами, обеспечивающими снабжение предприятия и распространяющими его продукцию и кругом потенциальных покупателей, мотивированных на закупки его продукции или услуг;
- недружественной — определяется конкурентами, стремящимися отвоевать у предприятия его часть рынка, кредитными организациями со слишком короткими и дорогими кредитами, государственными контрольно-разрешительными органами с их назойливым, коррупционно ориентированным надзором, налоговыми органами, взимающим слишком высокие налоги. Иными словами позиция — это положение
предприятия в некоторый момент времени Т0 на завоеванной им части рынка, расположенного в географической и социально-общественной среде, именуемой государством.
Позицию в области экономики удобно представить геометрически как систему, включающую предприятия конкурентов, собственное предприятие и его подсистемы (отделения и/или филиалы) в географическом пространстве рынка, на котором разворачивается конкурентная борьба. От корневого слова позиция появилось понятие «позиционирование на рынке» — одно из важнейших понятий теории маркетинга. В фундаментальной работе Ф. Котлера по маркетингу [4] это понятие
трактуется так: «Позиционирование товара — комплекс мер, благодаря которым в сознании целевых потребителей данный товар занимает собственное, отличное от других и выгодное для компании место по отношению к аналогичным товарам».
Позиция называется выигрышной, если она эквивалентна конечной позиции, в которой реализуется цель экономической операции. Позиция называется проигрышной, если любое ее преобразование приводит к фатальной воронке. Поскольку, бизнес, как и война, есть игра с ненулевой суммой, позиция, выигрышная для одной из сторон, не обязательно приводит к фатальной воронке для другой стороны.
Также важны такие параметры, как линия разграничения рынка между собственным предприятием и предприятиями конкурентов, а также развитость сети коммуникаций (транспортных и связи), которые характеризуются связностью позиции. Достаточно взглянуть на карту России, особенно на ее Европейскую часть, как станет ясно, почему Москва, как важнейший центр связности стал крупнейшей распределительной базой товаров на всю Россию. И становится очевидным, почему предприятия, расположенные в Москве, в первые годы нашего дикого капитализма получили огромное конкурентное преимущество перед предприятиями, расположенными на периферии. Следствием этого стало сосредоточение в Москве 90 % банков и компаний, обслуживавших этот товарораспределительный бизнес. Прошло 10 лет, и на периферии России появились свои мощные узлы связности: Нижний Новгород, Казань, Пермь, Екатеринбург, Новосибирск, Омск, Красноярск, Иркутск и так до самого Тихого океана, из которых конкуренты москвичей стали организовывать нужные им товарораспределительные сети и самостоятельно вести свой бизнес. Причем важнейшей коммуникационной осью стал Транссиб. Не секрет, что в полосе ±300 км от него сосредоточены до 70 % крупнейших нефтеперерабатывающих, металлургических, химических и машиностроительных предприятий России. Так что утверждение о том, что Москва является сосредоточием подавляющего большинства банков и финансовых компаний из-за близости к центральным органам власти, не более чем миф. Недаром ее финансовая доля в настоящее время составляет уже не более 40 %.
Операция в бизнесе — ее виды и фазы развития. Будем рассматривать операцию как заранее спланированное или целенаправленное преобразование позиции, т. е. операция есть развитие позиции в ее динамике.
Итак, в момент времени Т0 руководитель предприятия принял решение о проведении операции по завоеванию нового сегмента рынка и захвате позиции конкурента. Для этого он решает преобразовать собственную позицию от некоторого начального состояния к определенному конечному состоянию, которое, как он полагает, будет ближе (в пространстве состояний) к выигрышной позиции, адекватной конечной цели конкурентной войны. Если его исходная позиция устойчива, то его действия вступают в противоречие с позиционными законами: он неизбежно вынужден либо неэкономно тратить ресурсы, либо идти на значительный риск. Иными словами, на первом этапе всякая операция ухудшает позицию, если не провести ее улучшения за счет тактических операций, том числе — накопления ресурсов.
Переход к следующей фазе требует обязательного разрушения устойчивости позиции атакуемого конкурента. В момент структурного скачка в точке бифуркации в момент времени Т1 силы Ле-Шате-лье перестают действовать, и начинается период непрерывного и быстрого нарастания операции. На этом этапе текущие позиции конкурента уже не обладают свойством статической устойчивости, и можно говорить о формировании динамически устойчивой структурной системы «операция», характеризуемой резким улучшением позиции атакующего.
Однако по мере продвижения вперед к поставленной цели операции текущая связность позиции наступающего непрерывно уменьшается вследствие отрыва от ранее завоеванных на рынке позиций, и вступает в действие правило гомеоста-за как следствие перенапряжения коммуникаций и трудностей продвижения товаров и услуг на завоевываемый рынок. Физически это означает, что разного рода объективные и субъективные обстоятельства начинают препятствовать наступлению, темп операции резко замедляется, и она вступает в следующую фазу — насыщения. В этой последней фазе в момент времени Т2 происходят формирование новой статически устойчивой позиции и затухание операции до момента времени Т3. Графически процесс развития операции во всех трех фазах представлен на рис. 1.
Приведенный пример характерен для операций бизнеса, описываемых в терминах теории систем как неустойчивый предельный цикл (жесткая потеря устойчивости), приводящий состояние системы из позиции в точке Т1 на резко улучшенную позицию в точке Т2. Не надо понимать, что переход
за счет бифуркации происходит мгновенно. В точке Т1 течение процесса переходит в другое качество, а сам процесс во времени может быть растянутым на достаточно длительный период. Примеры операций стратегического характера:
- выброс на рынок принципиально нового и ожидаемого там товара;
- открытие центров торговых сетей в потенциально интересных для расширения бизнеса регионах;
- захват новых рынков сбыта продукции и услуг;
- слияние предприятий;
- поглощение одних предприятий более структурными предприятиями;
- рейдерский захват предприятия.
Но проведению стратегических операций всегда предшествует одна или несколько операций тактических, направленных на улучшение позиции перед решающим наступлением. Они могут быть составной частью стратегических операций, а могут быть их предшественниками. Очень часто результаты тактических операций становятся основой для замысла стратегической операции или тактические операции, плавно перетекают в стратегические.
При тактической операции улучшения позиции в точке бифуркации Т0 рождается небольшой устойчивый предельный цикл (мягкая потеря устойчивости) приводящий состояние системы из точки Т0 в позицию в точке Т1. Так как эта операция предполагает накопление ресурсов перед наступлением, она может быть весьма затратной. К тактическим операциям по улучшению позиции можно отнести мероприятия, проводимые предприятием на своей исходной позиции (в родном регионе):
- проведение маркетинговых исследований для расширения рынка существующих изделий или услуг или поиск товарной ниши изделий или услуг, сходных с профилем предприятия слабо освоенной конкурентами;
- разработку и подготовку производства одного или группы принципиально новых изделий или расширение производства ранее выпускаемой продукции;
- проведение рекламных кампаний в атакуемом регионе перед выбросом на рынок принципиально новых изделий;
- поиск перспективных контрагентов — поставщиков, дилеров и дистрибьюторов;
Пространство (множество позиций)
Вторая критическая точка Т2
Нарастание операции
Закрепление новой позиции (насыщение)
Тз
Первая критическая точка
Улучшение позиции (затратная фаза)
Т
Рис. 1. Фазы проведения операции
- смену формата торговли (для предприятий торговли), например, из прилавочного в формат супермаркета, реконструкцию складских помещений и оптимизацию логистики;
- внедрение перспективных технологий менеджмента и совершенствование организационно-штатной структуры предприятия. Аналогичным образом как тактическую операцию с переходом из точки бифуркации Т2 в точку Т3 можно трактовать закрепление новой захваченной позиции. Операции по закреплению позиции чаще всего не являются составной частью стратегических операций. К тактическим операциям по закреплению завоеванной позиции в новом регионе можно отнести:
- проведение рекламных кампаний с учетом менталитета местного населения;
- открытие новых торговых площадок, филиалов и отделений в новых регионах;
- создание собственных региональных складских баз и сетей дистрибьюции;
- привлечение ресурсов для создания региональных производственных площадок. Течение операции усложняется на порядок,
когда цели стратегической операции не достигнуты или достигнуты лишь частично. Нет необходимости говорить о ресурсах, потраченных на тактическую операцию по улучшению позиции и проведение стратегической операции. Если пространство решений ввиду неудачи операции не сузилось при этом до фатальной воронки и предприятие не стало банкротом, возможен откат до состояния системы на исходную позицию в момент Т0. Далее решение должно приниматься по результатам разбора действий руководством предприятия. Возможно, в
процессе поиска такого решения потребуются или смена структуры бизнеса и/или внедрение инноваций, или уход с этого рынка в иной вид бизнеса.
О возможных стратегиях в бизнесе. Стратегия (др. греч. слратгпаа — искусство полководца) — общий, недетализированный план или способ достижения сложной цели, являющейся неопределенной и главной для управленца на данный момент, а в дальнейшем корректируемой им под меняющиеся условия существования. Если стратегия представляет собой обобщенную модель постановки целей, то тактика является конкретным инструментом реализации стратегии и подчинена ее целям.
Таким образом, стратегия, в дальнейшем корректируемая, — это ключевые пути, реализуемые предприятием в своей деятельности. А действия должны быть адекватны поставленным целям. Несмотря на огромное количество классификаций, приводимых в литературе чуть ли не в каждой третьей книге, все эти типы стратегий можно объединить в три группы:
- наступательная стратегия рассчитана на занятие предприятием лидирующего положения на рынке или в отрасли и основана, во-первых, на устойчивом положении предприятия на рынке, во-вторых, на имеющихся у него инновациях в виде технологий и практически запущенного производства новых изделий. Однако она требует значительных финансовых затрат, имеет высокую степень риска, но в случае успеха дает высокие результаты;
- оборонительная стратегия, или стратегия выживания предполагает сохранение предприятием имеющейся рыночной доли и удержание своих позиций на рынке. Она выбирается, как правило, если у предприятия недостаточно средств для проведения активной наступательной стратегии. Однако такой тип стратегии довольно опасен и требует от руководства предприятия самого пристального внимания к действиям конкурентов. Предприятие может оказаться на грани краха, так как незамеченные вовремя инновации конкурентов нередко приводят к снижению их издержек производства и окончательно подрывают позиции обороняющегося;
- стратегия смены видов бизнеса используется в ситуациях в связи с необходимостью перегруппировки сил или структурной перестройки в периоды спада, а также при кардинальных изменениях макроэкономической ситуации, например, в виде кризисов.
Могут быть и смешанные стратегии, сочетающие в себе элементы каждой из групп.
Нередко понятие «стратегия бизнеса» подменяется термином «маркетинговая стратегия». Но маркетинговая стратегия — это средства, с помощью которых должна быть достигнута маркетинговая цель, а сама маркетинговая стратегия разрабатывается в рамках общей стратегии предприятия и должна быть с ней согласована.
Понятно, что более привлекательной является наступательная стратегия, или стратегия прорыва, которая преследует цель завоевать новую долю на рынке и занять лидирующие позиции на нем или в новой отрасли. Например, в работе [3] со ссылкой на П. Друкера выделены четыре возможные наступательные стратегии:
- ворваться первыми и нанести массированный удар;
- нападать быстро и неожиданно;
- поиск и захват экологической ниши;
- изменение экономических характеристик продукта, рынка или отрасли.
Авторы работы утверждают, что все эти стратегии имеют наступательный характер, но, по их мнению, это классический пример смешения понятий. Первые две стратегии являются, по сути, тактическими действиями без выраженных целей. Третья и четвертая по существу не содержат наступательных целей.
В книге «Сунь-Цзы и искусство бизнеса» [5], написанной отставным военным, в настоящее время экспертом компании IBM М. Макнили, на основе анализа [8] знаменитого китайского полководца IV—V вв. до н. э. автор рассмотрел шесть важнейших, по его мнению, изложенных в трактате принципов и провел аналогии каждого из них с ситуациями в бизнесе. Заметим, что Сунь-Цзы в своем трактате, излагая эти и другие принципы военного искусства, всегда преследовал одну стратегическую цель — победу над противником. Поэтому половину стратегии в виде цели он жестко детерминировал, а перечисленные шесть принципов с аналогиями в бизнесе трактуются как следующие операции различного уровня, необходимые для достижения поставленной цели:
1) побеждай без сражения ^ овладей своим рынком, не разрушая его;
2) избегай сильных мест, нападай на слабые ^ действуй там, где тебя меньше ждут;
3) вводи противника в заблуждение и знай о его намерениях загодя ^максимально используй возможности информации на рынке;
4) действуй стремительно и предусмотрительно ^ стремись обойти конкурентов как можно быстрее;
5) управляй противником е используй стратегию для овладения ситуацией;
6) руководи авторитетное компенсируй превратности эффективным управлением. Итак, какие же бывают стратегии в бизнесе?
Проведенный анализ показал, что стратегия — это симбиоз целей и действий, направленных на их достижение.Ранее были рассмотрены основы учения о позиции. Исходная позиция — это неотъ-емлемыйэлементсфатегии. Иханшшз показывает, что кроме стратегических целей и операций по
их достижению, органической частью стратегии являются новые завоеванные и закрепленные за инициатором атаки позиции. Обобщенный алгоритм реализации стратегии поведения предприятия на рынке представлен на рис. 2.
Структура алгоритма отражает циклическую взаимосвязь первоначальной и скорректированной целейстратегии,выражаемой через рекурсию — метод общего определения объекта или действия через себя, с использованием ранее заданных частных определений. Рекурсия исполь-
Первоначальная цель стратегии
Г
Исходная позиция для наступления на рынке
1 г
Тактическая операция по улучшению позиции
1 г
Улучшенная позиция
)
1 г
Проведение стратегической наступательной операции
1 т
Цели операции \^Нет достигнуты?
Да
Завоеванная позиция
)
1 т
Тактическая операция по закреплению позиции на рынке
1 т
С
Закрепленная позиция
)
Руководство предприятия
Нет
Вернуться на исходную позицию?
Частично завоеванная позиция
Удержать эту позицию?
Да , г
Тактическая операция по закреплению промежуточной позиции
1 г
Закрепленная позиция
Скорректированная цель стратегии
Смена структуры внедрение инноваций, привлечение инвестиций
Новая исходная позиция для наступления на рынке
1
Тактическая операция по улучшению новой позиции
г
С
Улучшенная новая позиция
)
1 г
Проведение новой наступат. стратегической операции
1
Цели новой операции достигнуты?
1 Да
Новая завоеванная позиция
, Нет
Тактическая операция по закреплению новой
позиции на рынке Рис. 2. Обобщенный алгоритм реализации стратегии
Закрепленная позиций цедента пред__^ приятия на рынке
зуется, когда можно выделить самоподобие задачи. В соответствии с этим методом стратегия бизнеса для конкретного предприятия выражается через циклически повторяемые атаки (стратегические наступления) на рынке, направленные на достижение стратегической цели на данном этапе развития бизнеса, и три подвида тактических оборонительных операций:
- закрепление на позиции, достигнутой полностью по первоначальной цели стратегии;
- закрепление на позиции, достигнутой частично по первоначальной цели стратегии;
- закрепление на позиции в соответствии со скорректированной целью стратегии.
Цепь операций для первоначальной или корректированной целей стратегии следующая:
- тактическая операция по улучшению позиции перед решающей атакой;
- стратегическая наступательная операция;
- тактическая операция по закреплению позиций и их удержанию.
Скорректированная цель стратегии по существу является следующим циклом реализации первоначальной стратегической наступательной операции и обеспечивающих ее начало и завершение операций тактических.
Таким образом, реально стратегия в бизнесе может быть только одна — наступательная.
Недаром римский историк К. Непот (94—24 гг. до н. э.) сформулировал знаменитый принцип: «Хочешь мира — готовься к войне».
Ну а как же может действовать при этом атакуемая сторона?
Во-первых, найти стратегического инвестора или привлечь кредиты для внедрения при разработке контратакующей операции собственных или сторонних инноваций.
Список литературы
Во-вторых, пойти на реализацию операции слияния и/или поглощения с сильным союзником и использовать его ресурсы при разработке контратакующей операции.
В-третьих, удержаться на ранее завоеванной позиции за счет усиления продаж собственной продукции или вывода на рынок продукции на основе собственных инноваций.
В-четвертых, при недостатке собственных ресурсов и инноваций для реализации первых трех вариантов — уйти с этого рынка.
Как практически использовать полученные результаты исследования? Например, при проектировании, анализе и оценке бизнес-систем, как правило, преследуются основные цели:
- планирование и создание нового бизнеса или модернизация действующего;
- оценка действующего бизнеса;
- управление предприятием для оптимизации его бизнеса.
В первом и третьем вариантах предполагается формирование собственных стратегий бизнеса. Однако если в первом варианте целью стратегии является создание структуры, способной реализовать наступательную стратегию наилучшим образом, а во втором — оптимизация стоимости бизнеса как будущего потенциального ресурса реализации наступательной стратегии, то в третьем — наилучшим образом способствовать реализации наступательной стратегии той структуры, которой принадлежит данный бизнес.
Впрочем, при проведении оценки нередко возникают задачи не просто продажи бизнеса, но и его модернизации (инвестиционная оценка), которая, как правило, непосредственно предполагает переход бизнеса в фазу первого, наступательного варианта стратегии.
1. Берталанфи Л. фон. Общая теория систем. Критический обзор. Исследования по общей теории систем: сб. переводов / под общ. ред. В. Н. Садовского и Э. Г. Юдина. М.: Прогресс, 1969.
2. Богданов А. Тектология. (Всеобщая организационная наука). М.: Экономика, 1989. Кн. 1.
3. Грибов В., Грузинов В. Стратегии предприятия. URL: http//www.inventech.ra/... /predpr0032/.
4. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. СПб: Питер, 1998.
5. Макнили М. Р. Сунь-Цзы и искусство бизнеса. М.: Олипм-бизнес, 2003.
6. Манштейн Э. Утерянные победы. М. : АСТ, 1999.
7. Переслегин Б. Исмаилов Р. Основные понятия аналитической стратегии. URL: http://www.igstab. ru/materials/Pereslegin/Per_AnalyticStrat.htm.
8. Сунь-Цзы. Трактат о военном искусстве. М.: АСТ, 2002.
9. Шустер Д. Эпицентр. Парадоксы глобального кризиса. СПб: ГУ ВШЭ. 2010.