9. Хлебникова А.И., Катаева Т.М. Когнитивная модель системы управления оптовой торговлей промышленными товарами на уровне транзитной компании // Известия ЮФУ. Технические науки. - 2011. - № 11 (124). - С. 213-218.
Статью рекомендовал к опубликованию д.э.н., профессор Д.В. Стаханов.
Подопригора Марина Геннадиевна - Технологический институт федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южный федеральный университет» в г. Таганроге; e-mail: [email protected]; 347928, г. Таганрог, пер. Некрасовский, 44, ГСП 17А; тел.: 88634371704, 89085184841; кафедра менеджмента; доцент.
Хлебникова Анна Игоревна - e-mail: [email protected], тел.: 88634371704,
89185564742; кафедра менеджмента; старший преподаватель.
Podoprigora Marina Gennadievna - Taganrog Institute of Technology - Federal State-Owned Autonomy Educational Establishment of Higher Vocational Education «Southern Federal University»; e-mail: [email protected], GSP 17A, 44, Nekrasovskiy, Taganrog, 347928, Russia; phone: +78634371704, +79085184841; the department of management; associate professor.
Khlebnikova Anna Igorevna - e-mail: [email protected]; phones: +78634371704, +79185564742; the department of management; senior lecturer.
УДК 33.338
А.Н. Проклин, А.В. Карьков
СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА КАК ОСНОВЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЫНОЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ТЕРРИТОРИИ
Дан анализ имеющихся административных барьеров развития предпринимательства и возможностей для их преодоления. Результаты исследования могут быть использованы в работе региональных органов поддержки предпринимательства и институтов, осуществляющих консалтинговую поддержку бизнеса. Проанализированы и выявлены особенности развития предпринимательства в России, связанные с активным участием государства в процессе модернизации, и соответственно сложившимися стереотипами национального менталитета, когда даже традиционно «предпринимательские» экономические цели предпочитают решать не методами предпринимательства, а методами государственного регулирования. На основе системного анализа проведено исследование влияния развития предпринимательской деятельности на рыночную инфраструктуру территории.
Предпринимательство; государственное регулирование; переходная экономика; территория хозяйствования; инновации; рыночная инфраструктура; принятие решений; региональная политика.
A.N. Proklin, A.V. Karkov
THE SYSTEM ANALYSIS OF REGIONAL POLICY OF SUPPORT OF BUSINESS AS BASES FOR DEVELOPMENT OF MARKET INFRASTRUCTURE OF THE TERRITORY
The article goal is to analyze existing administrative barriers of business development and possibilities to overcome them. The results of research can be used in the activity of regional institutes of business support and in the activity of the consulting organizations. It was analysed and revealed features of development of business in Russia In this article, which connected with active participation of government in the course of modernization, and respectively developed stereotypes of
national mentality when even traditionally "Business" economic targets prefer to solve not business methods, but methods of state regulation. On the basis of the system analysis was carried out research of influence of development of business activity on market infrastructure of the territory.
Business; government control; transition economy; managing territory; innovation; market infrastructure; decision-making; regional policy.
Одной из важнейших экономических проблем современной России является проблема неравномерности территориального развития, что является причиной различной эффективности предпринимательской деятельности в разных городах и регионах, а также территорий с общей системой хозяйствования. Поэтому необходимо найти такую систему для развития предпринимательской деятельности, которая стимулировала бы власти для создания условий развития предпринимательства и внедрения инноваций.
В настоящее время сложилась парадоксальная ситуация - на «административные барьеры» жалуются постоянно, но ни четкого определения этого понятия, ни классификации административных барьеров в законодательстве РФ нет, нет и действенных программ борьбы с административными барьерами в деятельности федеральных и региональных органов власти. В то же время некоторые научные исследования содержат определение административного барьера, которое можно было бы ввести в законодательство. Так, в исследовании административных барьеров, проведенном Ресурсным центром малого предпринимательства, под административными барьерами понимаются препятствия, возникающие при организации и осуществлении предпринимательской деятельности у субъектов малого предпринимательства, создаваемые отдельными должностными лицами органов исполнительной власти. Преодоление административных барьеров является одной из задач федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства [1].
Настоящая статья представляет собой системный анализ основных видов административных барьеров и разработку рекомендаций по их преодолению.
Проблема исследования отраслевых и региональных аспектов развития предпринимательства и преодоления административных барьеров детально изучена и представлена в трудах многих отечественных ученых: И.И. Дюмулена, М.М. Максимовой, Н.П. Шмелева, Ю.В. Шишкова и других. Отечественные ученые расширили круг вопросов, влияющих на развитие регионального предпринимательства, придали им комплексный характер.
Однако разработка научно-теоретических и практических основ становления и развития организационно-экономического механизма функционирования предпринимательства объективно требует дальнейших углубленных научных исследований, направленных на изучение региональных аспектов экономической интеграции. Существующие в настоящее время в России формы и методы регулирования предпринимательской деятельности не соответствуют международным стандартам. Не позволяет оптимально развиваться региональным предпринимательским структурам их дискриминация на мировом рынке. Более детальной разработки требуют вопросы защиты и поддержки предпринимателей в условиях либерализации внутреннего рынка, чему и посвящена настоящая статья.
Малый бизнес с присущей ему гибкостью и маневренностью, высокой приспособляемостью к изменениям внешней среды ускоряет экономический рост, выступает катализатором научно-технического прогресса, формирует конкурентную среду, обеспечивает быстрое насыщение платежеспособного спроса, улучшает социальный климат. В то же время в условиях российских реформ продолжает сохраняться значительное количество административных барьеров на пути отечественных предпринимателей, что делает актуальной борьбу с ними и проблему их преодоления.
Основные административные препятствия предпринимательской деятельности можно классифицировать следующим образом:
1. Несовершенство налоговой системы.
2. Отсутствие адекватной нормативно-правовой базы.
3. Высокая коррупция административных органов, осуществляющих контроль над предпринимательством.
4. Высокая степень контроля над бизнесом, которая приводит к трате значительных ресурсов на разбирательства с контролирующими органами.
Опишем каждый из данных барьеров отдельно.
К основным проблемам налоговой системы относятся не столько высокие ставки налогов, сколько сложность льготных систем обложения, необходимость написания обширной и сложной отчетности, сокращение числа предпринимателей, к которым применяется вмененный налог.
Следствием запутанной и сложной нормативно-правовой базы являются проблемы при регистрации и сертификации предприятий. Разрастание административных барьеров именно при регистрации, лицензировании, сертификации, разрешительной практике в настоящее время является важным фактором, мешающим развитию малого предпринимательства. Значительная часть субъектов хозяйственной деятельности этого сектора экономики не приступает к работе или сворачивает ее вскоре после старта [2].
Подзаконные акты, которые создаются на местном уровне, зачастую содержат скрытые, завуалированные барьеры для деятельности предпринимателя, который хочет «поступать по закону». Похвальное желание не может быть реализовано, так как в этом случае необходимо не только большую часть сил и времени, но и значительные финансовые средства использовать на преодоление барьеров, похожих на айсберги и по величине «подводной части» и по внезапности появления.
Многочисленные, часто меняющиеся законы, нормативные акты и инструкции, регламентирующие деятельность малого предпринимательства, отсутствие возможности оперативного ознакомления с ними и разъяснения их сути - все это зачастую приводит к противостоянию между представителями малого бизнеса и проверяющими, согласующими и контролирующими органами. Это, в свою очередь, ведет к серьезным правонарушениям в сфере налогообложения и, как следствие, к денежным начетам. Часто это оборачивается для предпринимателя серьезными финансовыми затруднениями вплоть до закрытия бизнеса. По финансовым причинам предприниматели зачастую не имеют доступа к современным базам данных по различным аспектам предпринимательской деятельности. Зачастую фискальные органы не выполняют своих прямых функций по разъяснению правильности уплаты налогов, так как материально заинтересованы в штрафах, налагаемых на предпринимателя [4].
Общеизвестно, что в предпринимательство идут люди, уровень инициативности которых превышает средний. В непростых условиях российской экономики начатое дело может выжить, только если для его сохранения и развития бизнесмен будет использовать все имеющиеся возможности, постоянно повышая уровень своих знаний, расширяя круг контактов, используя новые формы и методы реализации своих деловых идей. Многочисленность административных барьеров, неоднозначные или неэффективные пути их легального преодоления провоцируют предпринимателя на поиск обходных путей. Предпринимателю порой проще/предпочтительнее «договориться» с администратором, чем пойти легальным путем решения возникшей проблемы, будь то результаты проверки, регистрация предприятия, предоставление аренды или что-либо еще [2].
Таким образом, появляются предпринимательские структуры, имеющие особые связи с властью, пользующиеся льготными условиями использования ресурсов: административных, информационных, материальных, финансовых. В то же время значительное количество предпринимателей, особенно среди начинающих свой бизнес, оказываются отстраненными не только от ресурсов, но и от ясного, прозрачного понимания развития экономической ситуации.
Число организаций, органов и контор, которые могут прийти к предпринимателю с проверкой, а также частоту контрольно-проверочных мероприятий, ими осуществляемых, трудно отнести к целесообразным, если полагать целью «создание климата наибольшего благоприятствования развитию малого предпринимательства». Неподготовленный предприниматель оказывается совершенно незащищенным перед лицом желающих его проверить и неспособным грамотно противостоять контролерам вновь, вновь и вновь. Кроме того, предприниматель вынужден заполнять огромное количество бланков либо тратить ресурсы на найм бухгалтеров, юристов и прочих лиц, которые могли бы это делать вместо него.
Сложившиеся в среде предпринимателей способы преодоления можно разделить на легальные и нелегальные. Очевидно, что развитие предпринимательства, создание благоприятного бизнес-климата зависят не только от органов власти, но и от того, какую стратегию выбирают предприниматели по взаимодействию с властями. Согласно имеющимся исследованиям [5], в целом по России доминируют два подхода по преодолению административных барьеров - это либо плата взяток, либо избегание контактов с властями. На втором месте стоит такой путь, как поиск партнера со связями в верхах или обращение к знакомому чиновнику.
Для того, чтобы преодолеть криминальное разрешение проблем бизнеса, необходимо решать проблему комплексно в соответствии с предложенной классификацией административных барьеров [4].
Так, в части нормативно-правового регулирования необходимо на региональном уровне:
♦ выполнить профессиональный анализ наиболее часто употребляемых нормативно-правовых актов на предмет выявления заложенных в них административных барьеров для субъектов малого предпринимательства;
♦ провести анализ судебной/арбитражной практики разрешения споров между субъектами предпринимательства и органами контроля/надзора для совершенствования механизмов правоприменительной практики с целью уменьшения числа существующих административных барьеров и предотвращения возникновения новых.
В части преодоления ненужных проверок необходимо на региональном уровне:
♦ составить исчерпывающий перечень организаций, имеющих полномочия к осуществлению контрольных функций и осуществляющих плановые и другие виды проверок; инициировать процесс сокращения числа контролирующих органов и разграничения их функций для исключения дублирования полномочий и действий;
♦ предпринять усилия для унификации форм документов, заполняемых при проверках.
В части борьбы с коррупцией необходимо:
♦ бороться за прозрачность бюджетов и введение открытой процедуры проведения тендеров, средствами электронного государства;
♦ добиваться регулярной отчетности властных структур о принятых решениях и гласности обсуждения хода их реализации;
♦ совершенствовать системы организации тендеров и конкурсов на закупку товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд;
♦ совершенствовать системы декларирования финансовых доходов.
Таким образом, российская экономическая система препятствует развитию
предпринимательства. Среди основных барьеров, наиболее часто упоминаемых, -административные барьеры, налоговое бремя и коррупция. Административные барьеры касаются целого ряда существенных процедур, затрагивающих интересы предпринимателей. Как следствие, сектор малого предпринимательства развивается чрезвычайно медленно и остается очень небольшим. Именно поэтому необходимость устранения административных барьеров постоянно подчеркивается как представителями малого бизнеса, так и самых разных национальных и международных организаций. В число главных причин административных барьеров входят сложное законодательство, которому непросто следовать, противоречия между федеральными и региональными властями, слишком большое числом властных органов, чрезмерное количество проверок.
Административные барьеры не только являются препятствием развитию предпринимательства, они создают предпосылки для ухода предпринимателей в «теневую» экономику.
Возможность преодолеть административные барьеры на пути развития малого предпринимательства появится в том случае, если удастся обеспечить:
♦ равные возможности хозяйствования на товарных рынках, включая правовую регламентацию вопросов порядка и процедуры предоставления лицензий, а также государственной помощи в виде субсидий, льгот, гарантий или иных преимуществ для отдельных хозяйствующих субъектов;
♦ повсеместное использование конкурсных принципов размещения государственного и муниципального заказов;
♦ устранение региональной обособленности товарных рынков и расширение товарообмена путем ликвидации созданных барьеров для входа на рынок новых хозяйствующих субъектов и развитие системы, не допускающей принятия антирыночных административных решений;
♦ усиление контроля за принятием решений исполнительными органами власти по реализации актов своих законодательных органов.
В аспекте борьбы с коррупцией и упрощения нормативно-правового регулирования особые надежды следует возлагать на развитие электронного государства, сетевых средств отчетности и контроля, систем электронного консалтинга и бухгалтерского учета.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Исследование административных барьеров (2000г., сентябрь). - М.: Тасис, 2000. - 45 с.
2. Маликов Р. О преодолении административных барьеров в развитии российского предпринимательства // Общество и экономика. - 2003. - № 3. - С. 102-118.
3. Олейник А.О. О природе и причинах административной ренты: особенности ведения бизнеса в российском регионе // Вопросы экономики. - 2010. - № 5. - С. 58-80.
4. Скиба А.Н. Государство, наука и бизнес - препятствия и особенности формирования // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. - 2009. - № 21. - С. 74-81.
5. http://www.dvinainform.ru/news/2005/08/31/31836.shtml.
Статью рекомендовала к опубликованию д.э.н., профессор И.Н. Олейникова.
Проклин Александр Николаевич - Технологический институт федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южный федеральный университет» в г. Таганроге; e-mail: [email protected]; 347928, г. Таганрог, пер. Некрасовский, 44, ГСП 17А; тел.: 88634371704; профессор.
Карьков Антон Владимирович - Академия Международный независимый экологополитологический университет; e-mail: [email protected]; 127299, г. Москва, ул. Космонавта Волкова, 20; тел.: 84952314445; аспирант.
Proklin Alexander Nikolaevich - Taganrog Institute of Technology - Federal State-Owned Autonomy Educational Establishment of Higher Vocational Education «Southern Federal University»; e-mail: [email protected]; GSP 17A, 44, Nekrasovskiy, Taganrog, 347928, Russia; phone: +78634371704; professor.
Karkov Anton Vladimirovich - International Independent University of Ivironmental and Political Sciences; E-mail: [email protected]; 20, Kosmonavta Volkova street, Moscow, 127299, Russia; phone: +74952314445; postgraduate student.
УДК 339.138
Х.В. Сударкина
МАРКЕТИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ВУЗА: ОСОБЕННОСТИ, ВОЗМОЖНОСТИ, ПЕРСПЕКТИВЫ
В новых для России социально-экономических условиях образовательные учреждения вынуждены быть активными субъектами рынка, самостоятельно формирующими предложение, оказывающими и продающими свои образовательные услуги. Заинтересованность вузов в поиске возможностей повышения конкурентоспособности образовательных услуг не вызывает сомнений. В данной работе автор определяет некоторые особенности образовательных услуг как предмета маркетинговой деятельности образовательного учреждения, конкретизирует потенциал маркетинга в сфере высшего профессионального образования.
Образовательная услуга; маркетинг; конкурентоспособность; продвижение.
Kh.V. Sudarkina
MARKETING OF EDUCATIONAL SERVICES OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION: FEATURES, POSSIBILITIES, PROSPECTS
In new social and economic conditions to Russia educational institutions are compelled to be the active subjects of the market who are independently forming the offer, rendering and selling the educational services. Interest of higher education institutions in search of possibilities of increase of competitiveness of educational services doesn't cause doubts. In this work the author defines some features of educational services as subject of marketing activity of educational institution, concretizes marketing potential in the higher education sphere.
Educational service; marketing; competitiveness; promotion.
Если компания может обойтись без маркетинга, то рынок обойдётся без компании
А. Дуварова
Стратегия и тактика реформирования, которую Россия реализует последние годы в сфере высшего профессионального образования, во многом сопряжена с его коммерциализацией. Если еще несколько десятилетий назад образование и бизнес рассматривались как сферы антагонистичные, и проникновение маркетинговых механизмов, инструментария в систему высшего профессионального образования не представлялось возможным, то в настоящем можно наблюдать становление рыночных отношений в сфере производства и оказания образовательных услуг (ОУ). Довольно активно сегодня растет число негосударственных образовательных учреждений, наделенных относительной автономией и правом на произ-