8. Пархомчук М.А. и Дорошенко Д.И. Теоретические аспекты сущности и содержания производительности труда // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2008. - № 6. - С. 43.
9. Синк Д.С. Управление производительностью: планирование, измерение и оценка, контроль и повышение: Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1989. - С. 29.
Статью рекомендовал к опубликованию д.э.н., профессор М.М. Скорев.
Гриненко Светлана Викторовна - Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южный федеральный университет»; e-mail: [email protected]; 347900, г. Таганрог, пер. Тургеневский, 34а, кв. 5; тел.: 88634371742, 89286133460; кафедра инноватики и экономического проектирования; зав. кафедрой; д.э.н.; профессор.
Едалова Елена Сергеевна - e-mail: [email protected]; 347900, г. Таганрог, ул. Пушкинская, 44; тел.: 88634371742, 89043470453; кафедра инноватики и экономического проектирования; старший лаборант; соискатель.
Grinenko Svetlana Viktorovna - Federal State-Owned Autonomous Educational Establishment of Higher Vocational Education «Southern Federal University»; e-mail: [email protected]; 34a-5, Turgenevskiy, Taganrog, 347900, Russia; phones: +78634371742, +79286133460; the department of innovation and economic design; head of department; dr. of econ. sc.; professor.
Edalova Elena Sergeevna - e-mail: [email protected]; 44, Pushkinskaya, Taganrog, 347900, Russia; phones: +78634371742, +79043470453; the department of innovation and economic design; starschy laboratory; applicant.
УДК 33.338
Л.Н. Дейнека, А.Н. Проклин
РЫНОЧНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА РЕГИОНОВ КАК ОБЩЕЕ УСЛОВИЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Одной из важнейших проблем современной России является создание условий для развития и многопланового функционирования предпринимательства и одной из главных задач - развитие адекватной рыночной инфраструктуры, поскольку результативность деятельности хозяйствующих субъектов во многом зависит от обеспечения благоприятных условий их функционирования. Основной причиной разнонаправленности действий отдельных субъектов рыночной инфраструктуры и неэффективности управления в сфере инфраструктурного обеспечения предпринимательства является не совсем определенная роль региональных органов власти в этом процессе.
Предпринимательство; государственное регулирование; инфраструктурное обеспечение; принятие решений; региональная политика.
L.N. Deineka, A.N. Proklin
MARKET INFRASTRUCTURE OF REGIONS AS GENERAL CONDITION OF FUNCTIONING OF ENTREPRENEURSHIP
One of the major problems of modern Russia is to create conditions for the development and operation of a multifaceted business and one of the main objectives - the development of an adequate market infrastructure, as the impact of economic entities largely depends on ensuring favorable conditions for their functioning. The main reason for multi-directional actions of individual actors of the market infrastructure and inefficient management in the field of infrastructure software business is not exactly defined the role of regional authorities in the process.
Entrepreneurship; state regulation; infrastructure support; decision-making; regional policy.
В контексте развития предпринимательства особую значимость имеет создание субъектов рыночной инфраструктуры, ориентированных на посреднические услуги. Малый бизнес заинтересован в развитии системы внебиржевого посредничества, которая позволяет решить проблему налаживания коммерческих связей между отдельными хозяйствующими субъектами.
Процесс развития рыночной инфраструктуры, помимо отраслевой специфики, должен осуществляться с учетом территориального распределения субъектов малого бизнеса. Малое предпринимательство тяготеет к крупным городам как центрам социально-экономической активности проживающего населения. При этом сельские населенные пункты испытывают явный дефицит малых фирм, несмотря на наличие платежеспособного спроса на их товары и услуги.
Таким образом, выявленный потенциал малого предпринимательства предопределяет необходимость развития адекватной рыночной инфраструктуры: результативность деятельности столь значительного числа хозяйствующих субъектов во многом зависит от обеспечения благоприятных общих условий их функционирования. При этом шаблонные схемы для всей совокупности предпринимательских единиц не принесут желаемого результата. Необходимо учитывать отраслевую специфику регионального малого бизнеса, распределение предприятий в территориальном разрезе.
Существующую совокупность субъектов рыночной инфраструктуры можно разделить:
♦ на государственные субъекты - формируются на основе участия государства, которое может быть выражено в различных формах (полное финансирование, субсидирование, участие в капитале). Примером является функционирование системы фондов поддержки малого предпринимательства, учрежденных структурами местных администраций и финансирующихся из соответствующих бюджетов.
♦ саморазвивающиеся субъекты - представлены коммерческими организациями, которые на определенном этапе своей деятельности специализируют свои услуги для предприятий малого предпринимательства. Определяющим фактором выступает маркетинговая стратегия хозяйствующего субъекта, которая предусматривает использование новой формы предоставления услуг, поиск новой рыночной ниши. Так, кредитные организации предоставляют потребительский кредит, в котором не заинтересованы крупные предприятия (что иллюстрирует способ освоения нового рынка сбыта кредитных услуг), а также формируют портфель ипотечного кредитования (предлагая новую форму услуг).
В зависимости от функционального назначения услуг для субъектов предпринимательской деятельности, к числу основных подразделений инфраструктуры относятся (рис. 1):
♦ финансовая инфраструктура;
♦ коммуникационная;
♦ посредническая.
Очевидно, что бессистемность создания новых субъектов рыночной инфраструктуры и разрозненность функционирования уже созданных негативно влияют на общее развитие предпринимательского сектора региона. Значимость каждого субъекта рыночной инфраструктуры для стимулирования развития малого бизнеса определяется не столько его индивидуальной активностью по предоставлению услуг, сколько способностью к оптимальной интеграции в общую систему инфраструктурного обеспечения предпринимательской деятельности. Так, политика региональных администраций на проведение инвестиционных конкурсов в угледо-
бывающих районах преследует цель стимулирования населения к занятию предпринимательской деятельностью. Однако начинающий предприниматель, получивший кредитные средства, не способен начать собственное дело в силу отсутствия других необходимых ресурсов (в том числе информации о рынке, предпринимательских навыков). Следовательно, для развития малого предпринимательства в регионе необходимо формирование комплексного инфраструктурного обеспечения. Отдельный субъект рыночной инфраструктуры найдет спрос на свои услуги в составе совокупности субъектов, с учетом специфики предпринимательского сектора территории.
Рис. 1. Основные подразделения инфраструктуры
Переход к рыночной экономике, по существу, исключает государство из прямого управления экономическими процессами. Рыночный механизм в состоянии самостоятельно создавать соответствующую темпам его развития инфраструктуру, которая, в свою очередь, оказывает влияние на эффективность процесса общественного воспроизводства. Однако в условиях переходной экономики, когда в задачи государственных органов входит стимулирование развития предпринимательского сектора, некоторое вмешательство в механизмы рыночного саморегулирования может быть оправдано.
К факторам, определяющим необходимость такого вмешательства, по нашему мнению, можно отнести:
♦ существенную роль отдельных субъектов инфраструктуры в процессе реализации государственной политики по поддержке малого предпринимательства;
♦ значимость определенного вида деятельности в масштабах региона;
♦ некоммерческий характер деятельности.
При этом посредством создания государством субъектов рыночной инфраструктуры обеспечивается необходимая обратная связь, поскольку информация о потребностях предпринимателей в конкретных видах услуг и основных проблемах малого бизнеса служит основой для корректировки политики по поддержке малого предпринимательства.
При рассмотрении процесса формирования рыночной инфраструктуры в регионах Российской Федерации обращает на себя внимание тот факт, что пик активности по созданию разнообразных организационных структур пришелся на 1995-1996 гг. и проходил стихийно и бессистемно. Вплоть до 1995 г. региональные органы власти практически не обращались к проблемам малого бизнеса и практикой того периода являлось выделение незначительных сумм конкретным предприятиям.
С введением в действие Федерального закона «О государственной поддержке субъектов малого предпринимательства» государство активно декларировало необходимость формирования рыночной инфраструктуры, при этом не обеспечивая постоянную и эффективную деятельность созданных организаций как на федеральном, так и на региональном уровне. По-прежнему требуют решения вопросы стимулирования заинтересованности финансово-кредитных, консалтинговых и иных организаций во взаимодействии с субъектами малого бизнеса. До последнего времени не отработана система взаимоотношений государственных органов, отвечающих за проведение единой политики по поддержке малого предпринимательства, с субъектами рыночной инфраструктуры, участвующими в процессе оказания услуг малым предприятиям и индивидуальным предпринимателям региона.
Иерархическое построение государственных субъектов рыночной инфраструктуры предполагает соподчинение организационных структур муниципальных уровней и их концентрацию на региональном уровне. Без увязки с нижестоящим уровнем региональная рыночная инфраструктура рискует потерять эффективность управления.
Проблема взаимодействия субъектов рыночной инфраструктуры и предпринимателей усугубляется и тем, что вплоть до настоящего времени в отдельных муниципальных образованиях не определены структурные подразделения местных администраций, ответственные за содействие развитию малого бизнеса, не говоря об отсутствии специальных программ поддержки малого предпринимательства. Это значительно усложняет осуществление единой региональной политики развития рыночной инфраструктуры. Различия в постановке целевых ориентиров и функционировании механизмов управления на муниципальном уровне предопределяют необходимость исполнения региональными органами власти четкой координационной деятельности в процессе создания субъектов рыночной инфраструктуры. Только в этом случае возможно соблюдение единой государственной политики по развитию рыночной инфраструктуры, позволяющей активно поощрять инициативность на муниципальном уровне.
Отдельные аспекты формирования рыночной инфраструктуры ежегодно отражаются в качестве составного раздела региональных программ государственной поддержки малого бизнеса. Однако в системе разработки, содержания и реализации подобных разделов остается целый ряд нерешенных вопросов, среди которых следует выделить следующие:
♦ не соблюдается принцип преемственности мероприятий по инфраструктурному обеспечению малого предпринимательства по отношению к содержанию предыдущих программ: отсутствует процесс проведения комплексной экспертизы реализации мероприятий, включаемых в раздел программы, с выделением проблем, тенденций, направлений развития;
♦ региональные программы предусматривают определенный перечень субъектов рыночной инфраструктуры, ориентированных на ресурсную поддержку малого предпринимательства, однако механизм координации их деятельности в реализации программных мероприятий не предусмотрен;
♦ существует очевидное противоречие между декларируемой политикой безвозвратных расходов на развитие предпринимательства и ориентацией создаваемых субъектов рыночной инфраструктуры на достижение коммерческого эффекта от их деятельности.
Таким образом, основной причиной разнонаправленности действий отдельных субъектов рыночной инфраструктуры и неэффективности управления в сфере инфраструктурного обеспечения малого бизнеса, по нашему мнению, является так и не определенная до настоящего времени роль региональных органов государственной власти в этом процессе.
Разработка предложений и мероприятий по расширению услуг рыночной инфраструктуры для малого предпринимательства на региональном уровне может проводиться в рамках специальной программы на основе экспертных оценок, исходя из потребности и анализа функционирующих малых предприятий.
В сложившихся условиях концепция развития рыночной инфраструктуры должна определяться сочетанием имеющихся возможностей и желаемых результатов. В связи с этим она должна базироваться на формулировке четких целей преобразований в сфере инфраструктурного обеспечения бизнеса на заданную перспективу и определении существующих ресурсов, которые могут быть задействованы благодаря созданию соответствующих условий и мер регулирования.
По мнению автора, разработку программы развития региональной рыночной инфраструктуры в контексте необходимости поддержки малого предпринимательства целесообразно осуществлять в следующей последовательности:
♦ сбор исходных данных по региону, необходимых для проведения системного анализа;
♦ проведение анализа, обоснование вариантов возможных оптимальных направлений развития субъектов рыночной инфраструктуры в регионе;
♦ выбор основного варианта;
♦ разработка конкретных мероприятий по формированию рыночной инфраструктуры, определенных по срокам, основным исполнителям, объектам и источникам финансирования, а также с предоставлением другой необходимой информации;
♦ согласование мероприятий с заинтересованными сторонами;
♦ формирование конечного варианта программы, предусматривающее свод результатов.
Последовательность представлена также на рис. 2.
данных по региону Выбор основного
конечного варианта
Рис. 2. Последовательность разработки программы развития региональной рыночной инфраструктуры
Корректировка действий региональных администраций должна осуществляться на основе мониторинга функционирования уже созданных объектов рыночной инфраструктуры. Непрерывное исследование фактических изменений в этой сфере позволит, с одной стороны, повысить эффективность деятельности сдельных субъектов за счет расширения возможности распространения достоверных и систематизированных данных, необходимых потенциальным потребителям услуг. С другой стороны, всесторонний мониторинг деятельности субъектов рыночной инфраструктуры выступит основой составления прогнозов состояния инфраструктурного обеспечения предпринимательской деятельности в регионе.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Пчелинцев О.С., Минченко М.М. Региональная инфраструктура как условие экономического роста // Проблемы прогнозирования. - 2004. - № 6. - С. 3-15.
2. Агафонов В.А. Инвестиционная стратегия региона и "точки роста" // Экономическая наука современной России. - 2008. - № 2. - С. 66-76.
3. Ranis, G., Stewart, F. & Ramirez, A. Economic Growth and Human Development // World Development. - 2000. - № 28 (2). - Р. 197-219.
4. Сердюкова Ю.С., Валиева О.В., Суслов Д.В., Старков А.В. Инновационная система в регионах России // Регион: экономика и социология. - 2011. - № 1. - С. 179-197.
5. Зубаревич Н.А. Российский бизнес в регионах // Неприкосновенный запас. - 2006. - № 4/5. - С. 95-105.
6. Проклин А.Н., Карьков А.В. Системный анализ региональной политики поддержки предпринимательства как основы для развития рыночной инфраструктуры территории // Известия ЮФУ. Технические науки. - 2012. - № 8 (133). - С. 133-138.
Статью рекомендовала к опубликованию д.э.н., профессор И.Н. Олейникова.
Дейнека Любовь Николаевна - Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южный федеральный университет»; e-mail: [email protected]; 347928, г. Таганрог, пер. Некрасовский, 44; тел.: 88634371742; кафедра инженерной экономики; к.э.н.; доцент.
Проклин Александр Николаевич - e-mail: [email protected]; кафедра инженерной экономики; к.э.н.; профессор.
Deineka Lubov Nikolaevna - Federal State-Owned Autonomous Educational Establishment of Higher Vocational Education “Southern Federal University”; e-mail: [email protected]; 44, Nekrasovskiy, Taganrog, 347928, Russia; phone: +78634371742; the department of engineering economic; cand. of econ. sc.; associate professor.
Proklin Alexsander Nikolaevich - e-mail: [email protected]; the department of engineering economic; cand. of econ. sc.; professor.
ББК 74.263.2 Р
Н.Б. Ельчанинова
АНАЛИЗ ОПЫТА ВНЕДРЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПОРТАЛА ЮФУ
Применение информационно-коммуникационных технологий в образовании является одним из актуальных направлений развития современного информационного общества. В данной статье проведен анализ внедрения образовательного портала Южного федерального университета - Цифрового кампуса, в основу которого положен принцип организации социальных сетей. Рассмотрены основные возможности Цифрового кампуса, этапы