А. Е. Марон, Л. Ю. Монахова
(Санкт-Петербург)
СИСТЕМНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДИВЕРСИФИКАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ ВЗРОСЛЫХ
В статье раскрыты предпосылки становления теории диверсификации, ее базовые основы, факторы возникновения и развития применительно кусловиям образования взрослых
Сегодня решение актуальных проблем развития человеческих и кадровых ресурсов в значительной степени обеспечивается системой образования взрослых, реализацией заложенных в ней идей.
Б. Г. Ананьевым и его последователями получен важный вывод о готовности взрослого человека к эффективному обучению, что является основой реализации широких возможностей интеллектуального развития личности посредством активизации способности воспринимать информацию, активно ее перерабатывать для решения различных практических задач [6].
Реализация общих принципов обучения взрослой личности при их известной универсальности имеет свои особенности в работе с различными категориями населения - уволенными в запас военнослужащими, специалистами различного профиля, руководителями, безработными, мигрантами, инвалидами и т.д., а также при реализации учебного процесса в той или иной организационной форме (внутрифирменное обучение, ресурсный центр, вуз, система профтехобразования и
др.].
Очевидно, что сегодня, особенно при разработке проблем образования взрослых, недостаточно использовать результаты только андрагогических исследований, важно опираться на известные социологические, психофизиологические и праксиологические положения и законы.
В качестве важнейшей характеристики образования взрослых выступает диверсификация, которая понимается как комплексная характеристика учебного процесса, в который заложен учет профессиональных и личностных особенностей обучаемых и андрагогов, а также образовательной среды, что способствует изменению основных параметров обучения (учебных целей, критериев качества,
содержательного компонента, организационных форм, методов] и обеспечивает его гибкость.
Развитие теории диверсификации опирается на фундаментальные исследования Института педагогического образования и образования взрослых Российской академии образования.
В Институте продуктивно развиваются исследования в области образования взрослых. Проведен анализ и выделены системы, комплексно реализующиеся в социально-профессиональной практике переподготовки кадров: адаптивные, опережающие, открытые, информационные, внутрифирменные.
Получены следующие научные результаты в области исследования андрагогических проблем образования взрослых:
- обоснованы роль и функции андрагоги-ки как новой области профессионально-педагогического знания и социальной практики, как теория, методология и технология обучения различных категорий взрослых (результаты исследований одобрены Бюро отделения профессионального образования РАО];
- разработаны модели внутрифирменного и опережающего образования взрослых, их содержательно-технологические, информационные и управленческие аспекты;
- создан и внедрен в практику вечернего образования РФ комплект сопровождения обучения молодежи и взрослых - программы, методики, сборники задач, опорные конспекты (опубликовано массовым тиражом в издательствах «Дрофа», «Просвещение»];
- обоснована система андрагогического сопровождения информатизации образования взрослых в рамках исследования Института информатизации образования РАО;
- определены ведущие тенденции развития современных систем открытого образования различных категорий взрослых. Их реа-
ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ № 1 (34] 2013
21
В экономике
В политике
В лингвистике
В философии
Стратегия эволюции, заключающаяся в расширении многообразия видов объектов и предметов жизнедеятельности и их разностороннем развитии
Рис. Базовые основания диверсификации.
лизация связана с фундаментальными принципами, выдвинутыми ЮНЕСКО: «образование для всех», «образование без границ» [6].
Новые направления научных исследований ФГНУ ИПООВ РАО связываются с разработкой теоретических основ развития диверсифицированных систем образования взрослых. Последипломное педагогическое образование традиционно рассматривается в контексте непрерывного образования и реализует компенсаторные, адаптивные и развивающие функции. В современных условиях глобализации всех сфер деятельности человека возникает необходимость расширения теоретических разработок, ориентированных на неотсроченное практическое использование.
Образование взрослых, система повышения квалификации, подготовка и переподготовка кадров при научно обоснованной организации способны обеспечить в неотсрочен-ной перспективе эффективное применение знаний и умений людей для улучшения технологий, экономических результатов, жизни общества в целом, а также совершенствование знаний, навыков и талантов самого человека. Таким образом, образование взрослых призвано способствовать решению стратегически важных задач, которые стоят перед обществом.
Актуальность проблемы диверсификации содержания и технологий образования взрослых обусловлена современными преобразованиями в социально-экономической сфере общества, диктующими необходимость научного поиска диверсифицированных моделей подготовки и повышения квалификации с
учетом тенденций рыночной экономики, и потребностями практики образования взрослых.
Диверсификация - термин, как и многие другие в русском языке, заимствованный, пришедший из латинского, где diversus означает «разный», а facere переводится как «делать». В новолатинском diversificatio - это изменение, разнообразие. Это слово перенесено в педагогическую теорию и практику из экономической и политической научных дисциплин. Его этимология развивалась, вкратце, следующим образом. Диверсификация как лексическая единица науки оформилась благодаря американскому экономисту М. Горту (1962 г.] и получила дальнейшее развитие в предметных областях экономика и политика благодаря японским исследователям под руководством Е. Есинары (1979 г.]. К настоящему времени можно считать устоявшимся понимание этого термина в обозначенных дисциплинах. Так, в сфере экономики диверсификация трактуется как расширение сферы деятельности путем формирования качественно новых ее видов; как товарная стратегия, согласно которой расширяется число разновидностей типов производимых продуктов; как получение дополнительной прибыли и завоевание новых рынков путем развития не связанных между собой видов производств; как путь минимизации рисков за счет предполагающего расширение сферы деятельности на новые территории инвестирования денежных средств в различные ценные бумаги.
Таблица 1
Системное представление диверсификации в образовании взрослых
Сущностные представления диверсификации образования взрослых Одновременное включение в образовательную программу не рассматриваемых ранее предметных областей, увеличение ассортимента предлагаемых образовательных технологий и услуг, производимых в рамках одного учебного заведения, а также расширение профессионального круга потребителей и сетевого образовательного пространства.
Признаки диверсификации Расширение деятельности за счет внедряемых инноваций как реакция на изменяющиеся внешние условия, не имеющие аналога в предыдущем опыте.
Научные основы диверсификации Педагогика, андрагогика, психология, социология, культурология.
Стратегии диверсификации Праксиология, квалитология, информология, семиотика, инжиниринг, социальная психология.
Профессиональные результаты диверсификации Новое личностное и социально ожидаемое качество.
В области политики диверсификация предполагает множественность стилей политической деятельности, сочетание различных подходов к решению одной проблемы.
Диверсификацию как понятие обобщающего характера можно трактовать как стратегию эволюции, заключающуюся в расширении многообразия видов объектов и предметов жизнедеятельности и их разностороннем развитии (см. рис.].
В контексте нашего исследования интересным представляется трактовка диверсификации в лингвистике как разнообразия лексического состава в речи, выступающего в роли показателя культуры языка. Русскоязычными синонимами этого слова выступают понятия «разнообразие» и «изменение». Именно эта семантика и положена нами в понимание описываемого термина в области педагогического знания.
В области образования термин «диверсификация» стал употребляться с конца 60-х -начала 70-х годов XX века в Западной Европе, когда возникла необходимость в структурном реформировании образовательных систем, и подразумевал разнообразие, разностороннее развитие, расширение видов предоставляемых услуг, освоение новых видов деятельности, не существовавших ранее.
Диверсификация как категория андраго-гики рассматривается в качестве методологического базиса, определяющего основу непрерывного профессионального образования различных категорий взрослых в современ-
ных социально-экономических условиях, формирующего новую образовательную систему.
Обращение к феномену диверсификации в условиях непрерывного образования взрослых вызвано следующими обстоятельствами:
- активизацией личности в сфере образования, что обусловило развитие конкуренции на рынке труда;
- возрастанием потребностей населения в повышении качества профессиональной подготовки;
- усилением практикоориентированности содержания образования, развитием междис-ципдлинарности, что способствует мобильности специалиста в условиях усложняющихся требований рынка труда;
- расширением спектров деятельности образовательных организаций, возможностями использования значительного многообразия образовательных программ, особенно краткосрочного обучения, не требующих государственного лицензирования;
- широким развитием гуманитарного знания и социально-культурных технологий, часто опережающих достижения теории образования взрослых;
- привлечением к процессу обучения взрослых преподавателей сферы производства, имеющих значительный профессиональный опыт и высокую квалификацию, требующих развития общепедагогического кругозора.
ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ № 1 (34) 2013
23
Фундаментальные научные основы диверсификации образования составляют: педагогика, психология, социология и культурология.
В качестве стратегий диверсификации последипломного педагогического образования мы выделяем освоение содержания на теоретическом и практическом уровнях по следующим научным направлениям:
- праксиология, изучающая эффективную, рациональную организацию деятельности человека, способы реализации личностных и социальных ценностей в реальной жизни;
- квалитология, исследующая сущность, содержание, природу качеств различных объектов, в том числе и качества человека;
- информология, рассматривающая процессы и законы передачи, распределения, обработки и преобразования информации;
- семиотика, исследующая свойства знаков и знаковых систем в обществе и природе;
- инжиниринг - наука о разработке моделей и регламентов практического внедрения инновационных продуктов;
- социальная психология, изучающая поведение человека, обусловленное его социальной принадлежностью.
Системное представление диверсификации в образовании взрослых представлено в таблице, с. 23.
Укажем на основные эффекты диверсификации:
1. Открытость достижений разных наук.
2. Преодоление профессиональной деформации специалистов.
3. Расширение номенклатуры специальностей.
4. Учет региональных особенностей.
5. Изменение механизмов формирования финансовых средств.
6. Интеграция сфер формального, инфор-мального и неформального образования взрослых.
Литература
1. Субетто А. И. Россия и человечество на «перевале» истории в преддверии третьего тысячелетия. - СПб.: ПАНИ, 1999. - 827 с.
2. Практическая андрагогика. Книга 2. Опережающее образование взрослых : моногр. / под ред. В. И. Подобеда, А. Е. Марона. -Изд. 2-е, доп. - СПб.: ИОВ РАО, 2009. - 404 с.
3. Практическая андрагогика. Книга 3. Модульная образовательная программа повышения квалификации руководителей образовательных учреждений / под ред. С. А. Лисицына, А. Е. Марона. - СПб.: ЛОИРО ; ИОВ РАО, 2010. - 230 с.
4. Практическая андрагогика. Книга 4. Информатизация образования взрослых : моногр. / А. Е. Марон, Л. Ю. Монахова,
B. И. Соколов и др. ; под ред. А. Е. Марона и Л. Ю. Монаховой. -СПб.: УРАО ИОВ, 2011. - 350 с.
5. Практическая андрагогика. Книга 5. Открытое образование взрослых : моногр. / А. Е. Марон, Л. Ю. Монахова и др. ; под ред. А. Е. Марона. - СПб.: УРАО ИОВ, 2012. - 402 с.
6. Подобед В. И. Образование взрослых в свете идей целостного развития человека // Человек и образование. - 2009. - №3. -
C. 17-24.
--------^-----------