Корнеева Наталья Юрьевна,
кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой подготовки педагогов профессионального обучения и предметных методик,
Профессионально-педагогический институт, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. &mail: [email protected]
Korneeva Natalya Yurievna,
Candidate of Sciences (Education), Academic
Title of Associate Professor,
Head, Department of Training Teachers of
Vocational Training and Subject Methods,
Vocational Training Institute,
South-Ural State Humanitarian Pedagogical
University,
Chelyabinsk, Russia.
E-mail: [email protected]
m
x" s ca о
о
о
О
УДК 372.4 ББК 74.100.54
С.С. Коровин, В.Г. Макаренко
СИСТЕМНЫЕ ОСНОВАНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
В статье представлены результаты анализа содержания Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в части образовательной области «Физическое развитие». Признавая, в целом, прогрессивную культурологическую роль стандарта (ФГОС) как отражения социального запроса на качество образования дошкольников, авторы обозначают существующие в стандарте, по их мнению, противоречия и рассматривают перспективные (на их взгляд) приоритетные направления разработки методологического и научно-методического обоснования и обеспечения процессов использования ценностного потенциала физической культуры в становлении культурологических характеристик дошкольника.
Ключевые слова: Федеральный государственный образовательный стандарт, дошкольники, физическое развитие, физкультурное образование.
S.S. Korovin, V.G. Makarenko
SYSTEM BASES OF SPORTS EDUCATION OF PRESCHOOL CHILDREN
Results of the analysis of contents of the Federal state educational standard of preschool education regarding the educational area "Physical development" are presented. Recognizing, in general, progressive culturological role of the standard (FGOS) as reflections of social request for quality of education of preschool children, the authors designate the contradictions existing in the standard, in their opinion, and consider the priority directions of development of methodological and scientific and methodical justification and ensuring processes of use of valuable potential of physical culture perspective (in their opinion) in formation of culturological characteristics of the preschool child.
Key words: Federal state educational standard, preschool children, physical development, sports education.
Одним из основополагающих и тивное) является производство и вос-«предпосылочных» факторов обеспе- производство «человеческого фактора», чения благополучия социума (сколько которые необходимо должны начинать-настоящее, столько, особенно, перспек- ся в дошкольном возрасте с обеспечения
дошкольного образования содержанием деятельности по обучению, воспитанию и развитию телесно-душевно-духовных потенциалов детей в отношении формирования «потребной» социуму личности с одновременным соблюдением прав и свобод дошкольника.
В означенном контексте разработано и содержание Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования [14], анализ содержания которого позволяет выделить основные положения, имеющие прямое отношение к созданию методологических оснований дошкольного образования вообще и физкультурного образования дошкольников в частности, создающих предпосылки к изучению и дальнейшей реорганизации содержания образовательных программ деятельности дошкольных образовательных организаций и оптимизации на этой основе системы дошкольного образования.
В этой связи следует выделить следующие основные положения ФГОС, которые в свою очередь являются основанием для выявления сущностных проблем в сфере дошкольного образования и одного из его основных компонентов -образовательной области - Физическое развитие (по ФГОС).
1. Состав и содержание задач, отражающих сущностные направления стандарта в отношении формирования личности:
• охранная деятельность по укреплению психического и физического компонентов индивидуального здоровья детей;
• создание благоприятных условий для реализации содержания дошкольного образования на основе учета индивидуальных и возрастных особенностей детей, их склонностей;
• построение образовательных процессов и содержания деятельности в связи с развитием способностей и творческого потенциала дошкольника как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
• обеспечение целостности образовательного процесса на основе единства обучения и воспитания, придание ему более культурологической направленности
в отношении формирования духовно-нравственных и социокультурных ценностных ориентаций;
• становление общей культуры личности детей: ценностей здорового образа жизни, развития социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;
• создание образовательной среды, имеющей социокультурный характер, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей.
2. Целевые ориентиры, показанные в ФГОС и отражающие сущностные характеристики личности дошкольника «на выходе»:
• инициативный и самостоятельный в игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др., владеющий основными культурными способами деятельности, характерными для этого возраста;
• положительно относящийся к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладающий чувством собственного достоинства; активно взаимодействующий со сверстниками и взрослыми;
• субъект с развитым воображением, которое проявляется в соответствующих возрасту видах деятельности (прежде всего в игре и в различных формах и видах игры);
• подготовленный в отношении состояния двигательных способностей (крупная и мелкая моторика, двигательная активность и подвижность, выносливость, обученность основным и жизнеобеспечивающим двигательным действиям, способность к управлению двигательными действиями);
• подготовленный к проявлению волевых усилий, следующий нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, соблюдающими правила безопасного поведения и личной гигиены;
• любознательный, что проявляется в активности познавательной деятель-
ш о
X .0
о ¡£
3
о
4
к ^
X
го ей о
со ГО
Ю О
0 X
!б
1
к
X
го ей о
X
о
о ф
-О
X
ф
н
о ^
о
ш
х" ^
ш
о ^
о ъи
С) С)
ности, интересующийся причинно-следственными связями явлений и происходящих событий и процессов, пытающийся самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей, склонный наблюдать, экспериментировать, способный к принятию решений на основе текущего состояния образованности.
3. Выделение в содержании ФГОС одной из приоритетных областей дошкольного образования - Физического развития (по ФГОС - направления), предусматривающего приобретение опыта в различных видах деятельности детей и, в частности, двигательной (владение упражнениями, направленными на воспитание координации и гибкости; способствующих формированиюопорно-двигательного аппарата, развитию равновесия, крупной и мелкой моторики рук, а также правильному выполнению ходьбы, бега, прыжков, поворотов в обе стороны); формирование представлений о видах спорта, освоение подвижных игр с правилами; становление целенаправленности в двигательной деятельности; становление и развитие ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни, овладение его элементарными нормами и правилами.
Анализ представленного содержательного материала ФГОС в целом и в связи с существующей и, главное, перспективной практикой реализации содержания образовательной области Физическое развитие (редакция ФГОС) позволяет констатировать в целом существенную культурологическую составляющую ФГОС, что, безусловно, является прогрессивным проявлением и отражением существующего социального запроса на качество образования дошкольников; регламентирующим основанием для реконструкции содержания всех образовательных направлений дошкольного образования.
К этому «подвигает» также и одна из особенностей раннего постнатального периода онтогенеза - критический период развития ребенка, когда недостаток или «неорганизованность» средовых воздействий (читай влияние факторов
социализации, образования) существенно негативно сказывается на становлении и формировании социальных и двигательных функций детей [1].
Тем не менее следует также (в этой связи) обозначить и явные противоречия, нуждающиеся, во-первых, в обозначении и, во-вторых, в теоретико-методологическом обосновании, между:
• некорректным терминологическим обозначением образовательного направления «Физическое развитие» и недостаточной отраженностью в наименовании этого образовательного направления всего ценностного потенциала физической культуры в реализации задач ФГОС и целевых ориентиров, перечне тех личностных, функциональных и двигательных способностей дошкольника, которые должны быть получены после освоения содержания как именно этого образовательного направления (Физическое развитие), так и целостной образовательной программы дошкольного образования;
• особой значимостью ценностей физической культуры в комплексном и наиболее комфортном (в соответствии с психофизиологическими особенностями детей дошкольного возраста) становлении и развитии телесно-душевно-духовных кондиций (потенций) детей и недостаточной разработанностью и представленностью в современной научной и учебно-методической литературе понятийно-категориального аппарата явлений, процессов и проявлений дошкольного образования (в том числе и Физического развития по ФГОС) в соответствии с принятыми в современной теории и методике физической культуры в части направленного использования ценностей физической культуры в практике деятельности дошкольных образовательных организаций в достижении определяющих задач и целевых ориентиров ФГОС.
Обозначенные противоречия обуславливают необходимость разработки методологического и научно-методического обоснования и обеспечения процессов использования ценностного потенциала физической культуры в становлении культурологических харак-
теристик личности дошкольника в следующих приоритетных (на наш взгляд) направлениях:
1. Теоретическая разработка и определение основного понятийно-категориального аппарата, теоретических, методических и дидактических оснований теории и методики физической культуры дошкольника как относительно самостоятельной отрасли научно-педагогического познания, регламентирующей использование ценностей физической культуры в теории и практике деятельности дошкольных образовательных организаций. Полагаем, что образовательное направление Физическое развитие (по ФГОС) следует рассматривать как явление и процесс с наименованием «Физкультурное образование», обеспечивающее направленное использование физической культуры (благо это возможно) [2; 11] в становлении основных характеристик базовой культуры личности (нравственной, эстетической, трудовой, гражданской, интеллектуальной и, естественно, физической [7] и определения как вида физической культуры общества и компонента Физкультурного образования обучающихся, определяющего процесс комплексной трансляции ценностей физической культуры в личность для гармоничного (в соответствии с возрастными особенностями) преобразования Тела и Духа. Объект этого образовательного направления - регламентация и взаимодействие различных образовательных направлений ФГОС дошкольников в производстве личности дошкольника, а предмет - формирование личности и ее физической культуры. При этом цель образовательного направления Физкультурное образование - способствовать формированию физической культуры личности дошкольника. Именно такое представление об основном понятийно-категориальном аппарате Физкультурного образования есть основа для разработки программно-содержательного обеспечения этого направления образовательной деятельности дошкольных образовательных организаций.
2. Определение и характеристика методологических оснований реализации
Физкультурного образования дошкольников на различных уровнях методологии: философском (представленном законами диалектики и направляющем процесс познания и деятельности человека в определенное (исследователем) русло, в реалии и потребности общества и человеческой деятельности); общенаучном (главное - системный подход как одна из форм методологического знания, связанного с исследованием, проектированием и конструированием объектов как систем [3; 4; 10]; частнонаучном (деятельностностный, культурологический, аксиологический, антропологический, личностно ориентированный подходы, определяющие методические направления образовательной практики) и технологическом (является, по сути, и преимущественно методическим, и отражает совокупность частных методик и технологий исследования, обеспечивающих получение достоверных данных об объекте (предмете) изучения и определяющих организацию и содержание деятельности) [2; 5; 6; 12; 13].
Безусловным требованием при этом является интеграция различных уровней методологии Физкультурного образования дошкольника, отражающих положения научного исследования этой образовательной области ФГОС и способов (подходов) реализации ее содержания.
3. Установление методических оснований взаимосвязи и взаимопроникновения образовательной области Физкультурное образование с иными образовательными областями образования дошкольника (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое) в части определения «участия» физической культуры и ее ценностей в формировании целостной структуры личности (базовой культуры личности). В этой связи роль физической культуры в реализации процессов формирования личности трудно переоценить в силу особых естественно-биологических предпосылок восприятия ценностей иных видов культуры, сопряженных с физической (нравственной, эстетической, гражданской, трудовой, интеллектуальной).
ш о
X -О
о ¡£
3
о
4
к ^
X
го ей о
со ГО
Ю О
0 X
!б
1
к
X
го ей о
X
о
о ф
.а
X
ф
I-
о ^
о
4. Разработка и обоснование (как на теоретическом, так и эмпирическом уровнях) структуры (состав и строение) и содержания (характеристики и признаки сформированности) специфического и интегративного личностного состояния есть физическая культура личности (ФКЛ) дошкольника, становление и развитие которой - цель и основной результат реализации образовательной области Физкультурное образование (в интерпретации ФГОС - Физическое развитие). В этой связи в обобщенном виде структуру ФКЛ можно представить двигательным, познавательным, мотивацион-ным (аксиологическим) и физкультурно-деятельностным
• компонентами, отражающими в целом оптимальное соотношение (для младших, средних и старших дошкольников) в становлении и развитии телесно-душевно-духовних составляющих личность дошкольника и его включенность в процесс освоения физической культуры [9].
5. Разработка и обоснование программно-содержательного обеспечения процесса Физкультурного образования, совокупности педагогических условий реализации структурных компонентов физической культуры дошкольника во взаимосвязи с другими образовательными областями на основе определения и апробации групп ценностей физической культуры, использование которых будет обеспечивать формирование сколько сущностных характеристик физической культуры дошкольника, столько и определяющих характеристик базовой культуры детей дошкольного возраста.
6. Систематизация дидактического обеспечения процесса физкультурного образования детей дошкольного возрас-
та в части изначально их определения и, основное, обозначения особенностей использования всей совокупности принятых в «классических» представлениях теории и методики физической культуры [8] принципов, средств, методов и организационных форм освоения ценностей физической культуры в достижении столь масштабных социально (равно как и личностно) значимых результатов образования дошкольников с «привлечением» к этому физической культуры.
7. Обоснование научно-методического обеспечения консолидированного педагогического взаимодействия субъектов образования дошкольников (в том числе и физкультурного образования) в части:
• комплексного контроля (методика и содержание), отражающего его медико-биологическую и психолого-педагогическую формы как в рамках деятельности дошкольной образовательной организации (ДОО), так и в семье; диагностики и оценки готовности (компетентности) педагогического коллектива ДОО в обеспечении физкультурного образования дошкольников;
• мониторинга результатов физкультурного образования и физического развития детей;
• семейного физкультурного образования в отношении разработки и внедрения системы восполнения теоретического и методического аспектов физической культуры родителей (законных представителей);
• разработка методических рекомендаций по формированию тематики домашних заданий и содержанию самостоятельных занятий детей физическими упражнениями.
Библиографический список
1. Безруких, М.М. Возрастная физиология [Текст] / М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фар-бер. - М.: Академия, 2002. - 416 с.
2. Беликов, В.А. Методологические основы решения проблемы организации деятельности учащихся [Текст]: монография / В.А. Беликов, Н.Г. Кривощанова. - Магнитогорск: МаГУ, 2004. - 121 с.
3. Блауберг, И.В. Проблема целостности и системный подход [Текст] / И.В. Блауберг. - М.: Эди-ториал УРСС, 1997. - 448 с.
4. Всемирная энциклопедия: Философия [Текст] / главн. ред. и сост. А.А. Грицанов. - М.: АСТ, Мн.: Харвест, Современный литератор, 2001. - 1312 с.
5. Дуранов, М.Е. Профессионально-педагогическая деятельность и исследовательский подход к ней [Текст] / М.Е. Буранов. - Челябинск: ЧГАКИ, 2002. - 276 с.
6. Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования [Текст] / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов. - М.: Академия, 2001. - 208 с.
7. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь [Текст] / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспи-ров. - М.: Академия, 2000. - 176 с.
8. Коровин, С.С. Введение в теорию и дидактические основания физической культуры [Текст] / С.С. Коровин. - Оренбург: ОГПУ, 2006. - 132 с.
9. Коровин, С.С. Теория и методика формирования физической культуры личности [Текст] / С.С. Коровин. - Оренбург: ОГПУ, 2005. - 72 с.
10. Лешкевич, Т.Г. Философия науки [Текст] / Т.Г. Лешкевич. - М.: ИНФРА - М, 2006. - 272 с.
11. Макаренко, В.Г. Теория и практика педагогического управления физкультурным образованием детей в дошкольном учреждении [Текст]: учебное пособие / В.Г. Макаренко. - Челябинск, 2012. - 260 с.
12. Рындак, В.Г. Методологические основы образования [Текст] / В.Г. Рындак. - Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 2000. - 192 с.
13. Сластенин, В.А. Психология и педагогика [Текст] / В.А. Сластенин, В.П. Каширин. - М.: Академия, 2001. - 480 с.
14. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. №1155.
References
1. Bezrukikh M.M., Sonkin V.D., Farber D.A. Age physiology. M.:Akademiya, 2002. P. 416. [in Russian].
2. Belikov V.A., Krivoshchanova N.G. Methodological bases of solution of the problem of the organization of activity of pupils. Magnitogorsk: MaGU, 2004. P. 121. [in Russian].
3. Blauberg I.V. Problem of integrity and system approach. M.: Editorial of URSS, 1997. P. 448. [in Russian].
4. World encyclopedia: Philosophy. Ed. A.A. Gritsanov: M.: AST, Mn.: Harvest, Sovremennyi literator, 2001. P. 1312. [in Russian].
5. Duranov M.E. Professional and pedagogical activity and research approach to it. Chelyabinsk.: ChGAKI, 2002. P. 276. [in Russian].
6. Zagvyazinsky V.I., Atakhanov R. Methodology and methods of psychology and pedagogical research. M.: Akademia, 2001. P. 208. [in Russian].
7. Kodzhaspirova G.M., Kodzhaspirov A.Yu. Pedagogical dictionary. M.: Akademia, 2000. P. 176. [in Russian].
8. Korovin S.S. Introduction to the theory and didactic bases of physical culture. Orenburg: OGPU, 2006. P. 132. [in Russian].
9. Korovin S.S. Theory and technique of formation of physical culture of the personality. Orenburg: OGPU, 2005. P. 72. [in Russian].
10. Leshkevich T.G. Philosophy ofscience. M.: INFRA- M, 2006. P. 272. [in Russian].
11. Makarenko V. G. The theory and practice of pedagogical management of sports education of children in preschool institution: manual. Chelyabinsk, 2012. P. 260. [in Russian].
12. Ryndak V.G. Methodological bases of education. Orenburg: Izd-vo OGAU, 2000. P. 192. [in Russian].
13. Slastenin V.A., Kashirin V.P. Psychology and pedagogy. M.: Akademia, 2001. P. 480. [in Russian].
14. Federal state educational standard of preschool education. Approved by the order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of 17 October 2013, № 1155. [in Russian].
Сведения об авторах: Коровин Сергей Семенович,
доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры теории и методики спортивных дисциплин, адаптивной физической культуры и медико-биологических основ физического воспитания, Оренбургский государственный педагогический университет, г. Оренбург, Российская Федерация. &mail: [email protected]
Information about the authors: Korovin Sergey Semenovich,
Doctor of Sciences (Education),
Academic Title of Professor,
Professor, Department of the Theory
and Technique of Sports Disciplines, Adaptive
Physical Culture and Medicobiological
Bases of Physical Training,
Orenburg State Pedagogical University,
Orenburg, Russia
E-mail: [email protected]
ca о
S X .0
о
3
о
4 к s
X
го ca о
to
го
О
0 к s
X
го
CÜ
о
X
о
о ф
-О
X
ф
I-
о
S р
Макаренко Виктор Григорьевич,
доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры теории и методики физической культуры и спорта, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. &mail: [email protected]
Makarenko Victor Grigoryevich,
Doctor of Sciences (Education), Academic Title
of Associate Professor,
Professor, Department of the Theory and
Technique of Physical Culture and Sport, South
Ural State Humanitarian Pedagogical University,
Chelyabinsk, Russia.
E-mail: [email protected]
УДК 371.373 ББК 74.580:24.214
Т.Н. Крисковец
РАЗБИТИЕ ВНУТРИОРГАНИЗАЦИОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МЕНЕДЖМЕНТА Б РАМКАХ ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ УЧИТЕЛЬСКОГО РОСТА
В статье рассматриваются особенности развития внутриорганизационного образовательного менеджмента в рамках формирования национальной системы учительского роста. Дается характеристика национальных систем профессионального роста педагогов стран-лидеров мирового образования. Автор показывает специфику реализации стратегии развития профессиональной карьеры в образовательной организации, приводит характеристику ее составляющих. Раскрываются этапы реализации индивидуальной траектории профессионального карьерного развития.
Ключевые слова: профессиональная карьера, многоуровневость, образовательный менеджмент, стратегия карьерного развития, индивидуальная траектория, программа непрерывного действия.
T.N. Kriskovets
DEVELOPMENT OF INTERNAL ORGANIZATIONAL EDUCATIONAL MANAGEMENT IN THE FRAMEWORK OF THE NATIONAL SYSTEM OF TEACHING GROWTH
The article presents the development of intra-organizational educational management within the limits of formation of national system of teacher's professional growth. The characteristic of national systems of teachers' professional growth of the countries leading in the sphere of the world education is given. The author shows the specifics of the implementation of the strategy for the development of a professional career in an educational organization, determines the characteristics of its components. The stages of realization of an individual trajectory of professional career development are revealed.
Key words: professional career; multilevel, educational management, career development strategy, :x individual trajectory, long life educational program.
о
Ü. Проблема формирования националь- вета по вопросам совершенствования си-
^ ной системы учительского роста, выде- стемы общего образования от 23.12.2015,
н ленная на заседании Государственного со- поставила образовательные организации