Научная статья на тему 'Системное соотношение мезои микрологистики в организации функционирования метрополитена'

Системное соотношение мезои микрологистики в организации функционирования метрополитена Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
157
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИСТИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ / МЕЗОЛОГИСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / МИКРОЛОГИСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / МЕТРОПОЛИТЕН / ПАССАЖИРОПОТОК / LOGISTIOC MANADGEMENT / MEZOLOGISTIC SYSTEM / MICRO LOGISTIC SYSTEM / UNDERGROUND RAILWAY SYSTEMS / PASSENGER FLOW

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Павлов М. Ю.

Изложены особенности использования логистических технологий в деятельности метрополитена. Определена специфика метрополитена как объекта логистического менеджмента и выделен комплекс научных и практических задач, решаемых с использованием логистики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Павлов М. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELATIONSHIP OF MESO AND MICROLOGISTICS IN UNDERGROUND RAILWAY SYSTEM

The author researches logistics technologies in the underground railway systems. He identifies the specificity of the underground as an object of logistics management and isolated a set of scientific and practical problems solved with the use of logistics.

Текст научной работы на тему «Системное соотношение мезои микрологистики в организации функционирования метрополитена»

УДК 656.03

М.Ю. Павлов СИСТЕМНОЕ СООТНОШЕНИЕ МЕЗО- И МИКРОЛОГИСТИКИ В ОРГАНИЗАЦИИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МЕТРОПОЛИТЕНА

Изложены особенности использования логистических технологий в деятельности метрополитена. Определена специфика метрополитена как объекта логистического менеджмента и выделен комплекс научных и практических задач, решаемых с использованием логистики.

Логистический менеджмент, мезологистическая система, микрологи-стическая система, метрополитен, пассажиропоток.

M.Yu. Pavlov RELATIONSHIP OF MESO - AND MICROLOGISTICS IN UNDERGROUND RAILWAY SYSTEM

The author researches logistics technologies in the underground railway systems. He identifies the specificity of the underground as an object of logistics management and isolated a set of scientific and practical problems solved with the use of logistics.

Logistioc manadgement, mezologistic system, micro logistic system, underground railway systems, passenger flow.

Логистика как управленческая функция, применяемая на метрополитене, призвана обосновывать совокупность проектных решений, технических средств, методов анализа, планирования и организации, которые охватывают во взаимосвязи экономические, социальные, технические вопросы и отражают главные принципы деятельности метрополитена: пассажирский, эксплуатационный, строительный, городской, технико-экономический. Последние в обобщенном виде можно сформулировать следующим образом [1]:

- пассажирский: наиболее полное удовлетворение потребностей пассажиров на основе создания удобной системы массовых, скоростных, регулярных и безопасных перевозок при благоприятных санитарно-гигиенических условиях и архитектурной среде, отвечающей функциональным, социальным и эстетическим требованиям;

- эксплуатационный: обеспечение четкой, удобной, безопасной эксплуатации метрополитена с оптимальными затратами на основе создания долговечных и надежных сооруже-

ний, автоматизированных устройств контроля движения и подвижного состава, современных производственных и ремонтных подразделений, служебных и бытовых помещений для обслуживающего персонала;

- строительный: обеспечение высокого качества и наименьшей трудоемкости строительства метрополитена на основе создания индустриальных тоннельных конструкций и монтажных узлов, удобных и безопасных систем механизации и автоматизации основных и вспомогательных производственных процессов, современных производственных баз и бытовых помещений для метростроителей;

- городской: обеспечение нормальных условий жизни города в период строительства и эксплуатации метрополитена на основе рационального выбора мест прокладки линий и способов проведения работ с учетом сложившейся архитектуры города, планов его реконструкции и развития, требований охраны окружающей среды;

- технико-экономический: обеспечение высокого технического уровня строительства и эксплуатации метрополитена при наименьших трудовых, материальных, финансовых затратах на основе использования передового опыта, внедрения новейших достижений науки и техники.

Среди перечисленных главным является пассажирский принцип, в то же время каждый принцип должен рассматриваться во взаимодействии с другими, поскольку все они, в конечном счете, направлены на то, чтобы обеспечить высокий уровень транспортного обслуживания населения. Отработка этих принципов в наибольшей степени достигнута в тех мегаполисах, где метрополитен имеет длительный эксплуатационный срок, по примеру Санкт-Петербурга.

Метрополитен как крупнейшая транспортная система Санкт-Петербурга и сложнейшее инженерно-техническое сооружение городского хозяйства на протяжении нескольких последних лет функционирует на фоне действия сложных динамических факторов переменной экономической среды, а его развитие тормозится недостаточным финансированием дальнейшего строительства. В существующих (особенно в период экономического кризиса) условиях становится особенно необходимым изыскивать пути рационализации использования материальных и финансовых ресурсов, в первую очередь, за счет применения адекватных сложности проблемы методов управления, основанных на принципах логистики.

К основным методологическим принципам, применяемым в логистическом менеджменте, относятся следующие [2]:

- принцип системности, суть которого состоит в том, что все элементы логистической системы рассматриваются в их взаимосвязи и взаимодействии, направленном на достижение общей цели управления;

- принцип тотальных затрат - учет всей совокупности издержек управления материальными и связанными с ними информационными и финансовыми потоками;

- принцип глобальной оптимизации, предполагающий согласование локальных целей функционирования элементов системы для достижения глобального оптимума;

- принцип логистической координации и интеграции, который подразумевает достижение согласованного, интегрального участия элементов в управлении потоками при реализации целевой функции;

- принцип разработки необходимого комплекса подсистем: технической, экономической, организационной, правовой, кадровой, экологической и других, обеспечивающих процесс логистического менеджмента;

- принцип моделирования и информационно-компьютерной поддержки, означающий широкое использование различных моделей: экономико-математических, графических, имитационных и других при анализе, синтезе, оптимизации объектов и процессов в логистических системах;

- принцип всеобщего управления качеством - обеспечение надежности функционирования и высокого качества работы каждого элемента логистической системы для обеспечения общего качества товаров и услуг, поставляемых конечным потребителям;

- принцип гуманизации всех функций и технологических решений в логистических системах, что означает соответствие экологическим требованиям по охране окружающей среды, эргономическим, социальным, этическим требованиям работы персонала и т.п.;

- принцип устойчивости и адаптивности: логистическая система должна устойчиво работать при допустимых отклонениях параметров и факторов внешней среды и приспосабливаться к новым условиям, меняя программу функционирования, критерии оптимизации, при значительных изменениях этих параметров.

Специфика логистической системы метрополитена состоит в том, что в данном случае объектом приложения логистики является пассажирский поток. Каждый отдельный пассажир как элемент пассажиропотока самостоятельно принимает решение по выбору вида транспорта, маршрута, мест пересадки с учетом действующих тарифов, интервалов движения, затрат времени, причем учитывается не только собственно время движения, но и время подхода от места отправления к остановочному пункту, время ожидания транспортного средства, время подхода от остановочного пункта к месту назначения. Как следствие, структура логистической системы метрополитена естественным образом расширяется в своих масштабах объединением взаимосвязанных подсистем, обеспечивающих дотранспортное, транспортное и послетранспортное обслуживание. Первая подсистема осуществляет организацию подхода пассажиров к станциям метрополитена и посадочным платформам, отвечает за удобство их расположения, комфорт и безопасность при ожидании поезда. Вторая подсистема - транспортное обслуживание - обеспечивает доставку пассажира до остановочного пункта назначения с предоставлением необходимого уровня комфорта. Третья подсистема -послетранспортное обслуживание - имеет целью обеспечить удобство подхода пассажиров к местам назначения или остановочным пунктам пересадки на другой вид транспорта [3].

Применение мезологистического подхода к организации функционирования метрополитена обеспечивает принятие крупномасштабных решений: подготовка проектирования, строительства и эксплуатации на основе разработки его генеральной схемы и этапизации строительства в увязке с генеральным планом и комплексной схемой развития всех видов общественного транспорта города, обоснование размещения селитебных территорий города с учетом существующей и перспективной транспортных сетей, учет складывающихся пассажиропотоков и их прогнозирование. Эти вопросы решаются органами местного управления с учетом демографических факторов, ресурсов, расселения, производства, культурно-бытовой сферы. В дальнейшем мезологистический подход получает свое развитие в микрологистиче-ском подходе. К вопросам микрологистики относятся прогнозирование и планирование объемов транспортных услуг и затрат с учетом пассажиропотоков, благоустройство транспортных коммуникаций, функционирование автоматизированной системы диспетчерского управления и контроля работы единиц подвижного состава на линиях.

На мезоуровне использование инструментария логистики определяет общие правила проектирования и эксплуатации метрополитена и позволяет обосновать тип метрополитена (подземный, наземный или надземный), заложение линий (мелкое или глубокое), систему организации движения поездов, расстояние между станциями, компоновку станционных и пересадочных узлов, т.е. обязательные требования, предъявляемые ко всему комплексу метрополитена. Решение этих проблем осуществляется на основе общеметодологических принципов логистики.

С позиций логистических принципов суммарного сокращения затрат времени и глобальной оптимизации должны анализироваться и пути следования пассажиров к станциям метрополитена. Здесь основное внимание, особенно при сравнительно больших расстояниях между станциями, должно уделяться вопросам организации удобных путей подхода и подъезда к ним.

Важнейшими элементами логистической системы метрополитена являются станционные и пересадочные комплексы. Они служат узловыми пунктами метрополитена, где осу-

ществляются прием, посадка, высадка, пересадка и эвакуация пассажиров на поверхность. В соответствии с принципом глобальной оптимизации и системным подходом, рациональная архитектурно-планировочная компоновка узловых пунктов определяет степень совершенства метрополитена. При архитектурно-планировочной компоновке станционных и пересадочных узлов должны обеспечиваться необходимое количество и достаточная пропускная способность удобных входов, выходов, путей следования, контрольно-пропускных и подъемно-транспортных устройств, оптимальное распределение пассажиропотоков и минимальные затраты времени на перемещение пассажиров.

Однако при всем этом основным объектом логистического подхода к организации работы метрополитена остаются потребности в перевозках, характеризуемые пассажиропотоками. Именно пассажиропотоки, в конечном счете, определяют общие и технические принципы проектирования и эксплуатации метрополитена. На основании параметров пассажиропотоков рассчитываются потребность и степень использования технических средств, определяется необходимая численность эксплуатационного персонала и устанавливается порядок действия работников метрополитена, связанных с движением поездов. Пассажиропотоки являются основой для составления графика движения поездов, который концентрирует в себе решение комплекса задач по организации движения и перевозки пассажиров и устанавливает необходимые размеры движения, время отправления и прибытия поездов на станции, скорости движения поездов по перегонам и участку, некоторые другие параметры. Как внеулич-ный транспорт, метрополитен обладает потенциальной возможностью обеспечивать массовые, скоростные, регулярные и безопасные пассажирские перевозки. Эти свойства определяют преимущества метрополитена в сравнении с другими видами городского общественного транспорта. Сами эти преимущества тем значительнее, чем правильнее определены параметры провозной способности, частоты и скорости движения.

Использование описанного инструментария логистики в организации функционирования метрополитена, по нашим оценкам, может обеспечить решение комплекса научных и практических задач, важнейшими из которых являются:

- изучение пассажиропотоков методом учета пассажиров, их прогнозирование с использованием экономико-математических и имитационных моделей и разработка системы мер по их полной, своевременной и безопасной доставке на станции назначения;

- развитие пропускных и провозных способностей линий метрополитенов, внедрение новейших приемов организации работы диспетчерских участков станций и рациональных методов организации путевых и ремонтных работ;

- разработка теории, системы контроля и совершенствования эксплуатации подвижного состава и устройств электроснабжения;

- организация работы станций и пересадочных узлов с учетом передового отечественного и зарубежного опыта, приемов рассредоточения пассажиропотоков между станциями путем передачи части пассажиров наиболее загруженных станций на менее загруженные и координации работы всех видов городского пассажирского транспорта;

- оптимальная и безопасная организация движения и перевозок пассажиров;

- повышение экономической эффективности метрополитена, рост доходов от перевозки пассажиров.

ЛИТЕРАТУРА

1. Васюков П.А. Мы строим метро: история, настоящее, будущее / П.А. Васюков, Е.Д. Редниченко. М.: Московский рабочий, 1983. 319 с.

2. Сергеев В.И. Логистика в бизнесе / В.И. Сергеев. М.: ИНФРА-М, 2001. 608 с.

3. Плотников М.В. Логистический подход к пассажирским перевозкам / М.В. Плотников // Актуальные проблемы экономики и транспорта: сб. науч. тр. Саратов: СГТУ, 2001. С. 94-95.

Павлов Михаил Юрьевич -

аспирант кафедры «Коммерция и логистика» Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов

Pavlov Mikhail Yuryevich -

Posta-graduate Student of the Department of «Commerce and Logistics» of Saint-Petersburg State University of Economics and Finance

Статья поступила в редакцию 21.10.09, принята к опубликованию 27.01.10

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.