institutions", Actual problems ofphysical and special training of the security forces, No. 4, pp. 57-60.
7. Chernov, D.V. and Hudajnazarova, D.R. (2017), "Use of mobile applications to improve the efficiency of the independent physical training of contract servicemen, armed forces", Actual problems of physical and special training of the security forces, No.2, pp. 72-77.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 03.07.2018
УДК 37.013
СИСТЕМНО-СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В МОДЕЛИРОВАНИИ ПРОЦЕССА СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТСКО-ВЗРОСЛЫХ СООБЩЕСТВ
Светлана Александровна Тращенкова, кандидат педагогических наук, педагог-психолог, Частное общеобразовательное учреждение средняя образовательная школа «Промо -М», Москва (ЧОУ СОШ «Промо - М», Москва)
Аннотация
В статье рассматривается системно-синергетический подход как основание моделирования процесса становления и развития детско-взрослых сообществ, который обеспечит рост потенциала самоорганизации, и саморазвитие всех субъектов данных сообществ.
Ключевые слова: синергетика, парадигма, системно-синергетический подход, саморазвитие, самоорганизация, детско-взрослое сообщество, междисциплинарные исследования.
SYSTEM-SYNERGETIC APPROACH IN MODELING THE PROCESS OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF CHILDREN AND ADULTS
COMMUNITIES
Svetlana Aleksandrovna Trashchenkova, the candidate of pedagogical sciences, teacher-psychologist, Private educational institution secondary educational school «Promo-М», Moscow
Annotation
The article considers the systemic-synergetic approach as the basis for modeling the process of formation and development of children's adult communities, which will ensure the growth of the potential of self-organization, and the self-development of all subjects of these communities.
Keywords: synergetic, paradigm, system-synergetic approach, self-development, self-organization, children-adult community, interdisciplinary research.
ВВЕДЕНИЕ
В национальной доктрине образования до 2025 года указывается на то, что воспитание в России должно исходить из потребности в разработке путей и средств самоопределения и проектирования общности вокруг самоопределяющейся личности. В качестве стратегической задачи современного образования определяется конструирование воспитательных систем таким образом, чтобы была сформирована нравственная, интеллектуальная, гражданская личность, способная действовать активно в постоянно меняющихся условиях.
В контексте нашего исследования определим сущность понятия детско-взрослое сообщество, под которым мы будем понимать группу субъектов (детей, родителей и педагогов, руководителей, специалистов, представителей общественности др.), призванную решать задачи образовательной организации и самих членов объединения, независимо от того создана ли эта группа самопроизвольно или целенаправленно.
Моделирование процесса становления и развития детско-взрослых сообществ (далее - ДВС) рассматривается нами не только как практический объективный критерий изучения истинности знаний, но и как одно из средств отображения явлений и процессов реального мира, которое в единстве с другими методами познания, выступает как процесс его углубления.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
В качестве теоретических предпосылок моделирования детско-взрослых сообществ, чаще всего отечественными и зарубежными учеными рассматриваются различные парадигмы образования. Сущность понятия «парадигма» определяется исследователями по-разному. В концепции Т. Куна парадигма рассматривается как «признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают модель постановки проблем и их решения научному обществу» [5, с. 11].
В логике теории синергетики парадигма - это состояние устойчивого текущего равновесия. По мере накопления информации происходит переосмысление теории, меняются методологические предпосылки и стиль мышления. Вследствие изменения ведущих представлений происходит становление новой картины мира, а старая парадигма частично или полностью замещается новой. В связи с этим, развитие науки можно определить как процесс самоорганизации, который осуществляется через бифуркации, последовательность все более усложняющихся состояний - парадигм.
В исследованиях ученых Ю.В. Громыко и В.В. Давыдова, отмечается, что целью образования является формирование практики общественно-регионального развития, по мнению этих ученых, существует только один тип содержания образования - «это деятель-ностное и мыследеятельностное содержание образования, состоящее из техник и способов мышления и деятельности» [1, с. 53].
В контексте проводимого нами исследования важно разделение парадигмального поля на две парадигмы - личностную и познавательную. В этой связи представляется, что одно из наиболее ёмких определений личностной парадигмы было дано В.В. Сериковым, согласно которому «развитие личности обучаемого в контексте личностной парадигмы образования рассматривается как цель педагогического процесса и ориентирует образование на неповторимость, уникальность, самобытность личности обучаемого» [6]. В познавательной парадигме определение целей, содержания, форм и методов обучения осуществляется как исследовательский процесс и ориентация обучения на личность определяется на основе формирования познавательной мотивации, познавательных способностей, а также опыта познавательно-репродуктивной и творческой деятельности, присвоения ценностей и норм сообщества.
Полипарадигмальным основанием проектирования и исследования образования в современных условиях может быть рассмотрена синергетика, основу которой составляет коммуникативная организация процесса. Основное понятие синергетики определяется как диалог, сотрудничество, совместное действие. В настоящее время нет общепринятого, строгого определения синергетики, в контексте общефилософских представлений синергетика определяется как наука о «становящемся бытии», его механизмах и самом становлении [3].
Рассмотрение проблемы организации самоопределения в учебной деятельности также связано с синергетическим подходом в образовании. Существенной особенностью самоорганизации в процессе образования как в своих работах отмечают С.П. Курдюмов и В. Н. Князева можно считать самообразование, овладение методиками расширения своих знаний. Обучение, с точки зрения авторов, — это «нелинейная ситуация открытого диалога, прямой обратной связи, при этом сущность синергетического подхода к обучению, по их мнению, - это образование как открытие себя в сотрудничестве с другими людьми и с самим собой» [2]. В связи с этим можно сделать вывод, что с синергетикой связана новая парадигма отличительной характеристикой которой является развитие субъектного потенциала организации - парадигма самоорганизации, основной идеей которой становится теория процесса формирования личностных структур сознания субъектов образовательного процесса как механизма и источника педагогического самоорганизуемого творчества. Обобщая все выше сказанное, можно утверждать, что идеи синергетики возможно применить при решении проблем ДВС. Сама синергетика, определяя новую парадигму,
раскрывает законы становления и развития ДВС в контексте гуманизации современного образования, что позволяет назвать новой парадигмой парадигму самообразования.
Как показал анализ исследований концептуального обоснования содержания, целей, технологий и ценностей образования детей и взрослых, что его основу составляют разные взгляды на сущность и социокультурный смысл образования. И, наконец, определяя задачу формирования целостного человека, Г.Б. Корнетов отмечал, что необходимо «таким образом организовать образовательное пространство, чтобы в нем сочетались подходы, ориентированные на различные педагогические парадигмы» [4, с. 61].
В нашем исследовании рассматривается парадигма «самоорганизации», которая в синергетике описывает неустойчивые, незамкнутые, нелинейные системы и представляет собой новое направление междисциплинарных исследований процессов развития и самоорганизации, протекающих в открытых системах, что характерно для ДВС.
Изучение исследований, определяющих сущность синергетического подхода и описывающих опыт его применения при проектировании образовательных систем, свидетельствует о том, что в образовании идеи синергетики используются при построении кооперативных отношений между субъектами образования и других сфер, формированием их способности к самоопределению и самоорганизации, что и отличает взаимодействие субъектов ДВС.
Для нашего исследования большое значение имеют направления в педагогике, основанные на синергетических технологиях («педагогика саморазвития» О.С. Анисимова, «авторизированная педагогика» Н.Н. Халаджана и др.), что позволяет констатировать о значимости парадигмы самоорганизации при решении проблем ДВС. В тоже время изучение результатов исследований, которые раскрывают технологические, предметно-содержательные и ценностно-целевые аспекты реализации синергетического подхода в различных образовательных системах, свидетельствует о недостаточной изученности возможностей использования синергетического подхода при моделировании процесса становления и развития ДВС.
Введение синергетики в данный процесс возможно через синергетичность процессов становления личности и сообществ, что значимо для нашего диссертационного исследования, в частности, то, что применение синергетического подхода позволяет раскрыть характер стимулирующего образования, обосновать открытый характер диалога с другими людьми.
ВЫВОДЫ
Таким образом, изучение результатов исследований, которые раскрывают технологические, предметно-содержательные и ценностно-целевые аспекты реализации синерге-тического подхода в различных образовательных системах, свидетельствует о недостаточной изученности возможностей использования синергетического подхода при моделировании процесса становления и развития ДВС. Однако все вышесказанное позволяет нам констатировать, что использование системно-синергетического подхода в моделировании процесса становления и развития ДВС может обеспечить рост потенциала самоорганизации и саморазвитие всех субъектов данных сообществ.
ЛИТЕРАТУРА
1. Громыко Ю.В. Образование как средство формирования и выращивания практики общественно-регионального развития / Ю.В. Громыко, В.В Давыдов // Вопросы методологии. - 1992. -№ 1-2. - С. 68-84.
2. Князева, Е.Н. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем : монография / Е.Н. Князева, С.П. Курдюмов. - М. : Наука, 1994. - 229 с.- ISBN 5-02-006975-2.
3. Концепция самоорганизации в исторической ретроспективе : сборник статей / Рос. АН, Ин-т истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова ; отв. ред. А.А. Печенкин. - М. : Наука, 1994. - 236 - ISBN 5-02-008147-7.
4. Корнетов, Г.Б. Педагогика в поиске базовых моделей образовательного процесса / Г.Б. Корнетов // Школьные технологии. - 1999. - № 1-2. - С. 61-69.
5. Кун, Т. Структура научных революций / Т. Кун. - М. : Прогресс, 1977. - 300 с.
6. Сериков, В.В. Образование и личность: Теория и практика проектирования педагогических систем / В.В. Сериков. - М. : Логос, 1999. - 271 с. - ISBN 5-88439-018-1.
REFERENCES
1. Gromyko, Yu.V. and Davydov, V.V., (1994), "Education as a means of forming and cultivating the practice of social and regional development", Questions of methodology, No 1-2, pp.68-84.
2. Knyazeva, E.N. and Kurdyumov, S.P., (1994), Laws of evolution and self-organization of complex systems: monograph, Science, Moscow, ISBN 5-02-006975-2.
3. Ed. Vavilov S.I. (1994), The concept of self-organization in historical retrospect: collection of articles, Science, Moscow, ISBN 5-02-008147-7.
4. Kornetov, G.B. (1999), "Pedagogy in the search for basic models of the educational process", School technology, No 1-2, pp.61-69.
5. Kun, T. (1977), The Structure of scientific revolutions, Progress, Moscow.
6. Serikov, V.V. (1999), Education and personality: The theory and practice of designing pedagogical systems, Logos, Moscow, ISBN 5-88439-018-1.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 25.07.2018
УДК 796.884
АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА ОПЕРАТИВНОЙ
КОРРЕКЦИИ ТЕХНИКИ ВЫПОЛНЕНИЯ РЫВКА ШТАНГИ - ОПЫТ
РАЗРАБОТКИ
Александр Николаевич Фураев, кандидат педагогических наук, профессор, Московская государственная академия физической культуры (МГАФК), Малаховка
Аннотация
Для оценки техники выполнения спортивного упражнения широко используются различные технические средства. Большие возможности в этом направлении открываются с использованием современных средств вычислительной техники. Она позволяет не только регистрировать с помощью датчиков различные биомеханические характеристики и сохранять их. Компьютер даёт возможность автоматизировать процесс выделения информативных показателей, что позволяет провести оперативную оценку полученных данных, выявить допущенные ошибки и предложить рекомендации по их устранению. На примере тяжелоатлетического упражнения рывок штанги обсуждаются некоторые аспекты, связанные с практической реализацией такой автоматизированной информационной системы для оперативного контроля и коррекции техники выполнения спортивного упражнения.
Ключевые слова: рывок штанги, биомеханические показатели, техника спортивных упражнений, оперативная коррекция ошибок, автоматизированная информационная система.
AUTOMATED INFORMATION SYSTEM OF EXPEDITIOUS CORRECTION OF TECHNIQUE OF PERFORMANCE OF BAR-BELL SNATCH - EXPERIENCE OF
DEVELOPMENT
Alexander Nikolaevich Furayev, the candidate of pedagogical sciences, professor, Moscow State Academy of Physical Culture, Malakhovka
Annotation
For assessment of the technique of performance of sports exercise the various technical means are widely used. Great opportunities in this direction open with use of the modern computer aids. It allows not only to register the various biomechanical characteristics with the help of sensors and to keep them. The computer gives the chance to automate process of allocation of informative indicators that allows carrying out the operational assessment of the obtained data, to reveal the made mistakes and to offer recommendations about their elimination. On the example of heavy athletics exercise - the bar-bell snatch, some aspects