Методологические основания педагогики
УДК 371.39 ББК 4481.22
СИСТЕМНО-СИНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ГУМАННО ОРИЕНТИРОВАННОГО ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
И.О. Котлярова, С.Г. Сериков*
Южно-Уральский государственный университет,
*Уральский государственный университет физической культуры
SYSTEM AND SYNERGETIC CONCEPT OF HUMANISM-BASED ADDITIONAL EDUCATION
I. Kotlyarova, S. Serikov*
South Ural State University, *Urai State University of Physical Education
Проинтерпретированы и содержательно раскрыты положения системносинергетической концепции гуманного образования применительно к системе дополнительного образования; выявлены принципы дополнительного образования.
Ключевые слова: системно-синергетическая концепция, гуманное дополнительное образование, сущностные свойства человека, готовность к самореализации сущностных свойств, паритетность, системность процессуальных реализаций.
The cases of system and synergetic concept of humanism-based education are interpreted and their content is revealed. The cases are described in terms of additional education. The principles of additional education are revealed.
Keywords: system and synergetic concept, humanism-based additional education, essential qualities of a person, readiness for essential qualities self actualization, equality, system of procedural implementations.
Исследование проблемы следует начинать с обоснования методологических позиций. Авторское мировоззрение соответствует сис-темно-синергетической концепции гуманно ориентированного образования, основные положения которой разработаны Г.Н. Сериковым и С.Г. Сериковым. Концепция выражает определенное видение проблемы, в соответствии с позициями ее авторов, прежде всего, в области методологии ее исследования. Основные позиции авторов просматриваются в качественных определениях дополнительного образования.
Идеальным образом сферы непрерывного дополнительного образования служит сис-темно-синергетическая концепция гуманного образования [15, 16], суть которой может быть кратко выражена следующими тезисами: целесообразна гуманистическая направленность
дополнительного образования; иерархически приоритетное место в системе непрерывного дополнительного образования принадлежит сущностным свойствам участников образования; гуманное дополнительное образование направлено на развитие готовности его участников к самореализации своих сущностных свойств в социально приемлемых проявлениях; участники гуманного дополнительного образования взаимодействуют на паритетной основе; процессуальные реализации гуманно ориентированного дополнительного образования системны.
Раскрывая гуманистическую направленность непрерывного дополнительного образования, мы опираемся на трактовку гуманизма, согласно которой единство личного и межличностного предстает одним из признаков образования [15]. Единство личного и
Методологические основания педагогики
межличного понимается при этом в разных аспектах дополнительного образования по-разному.
Социальный заказ дополнительному образованию формулируется таким образом, что в нем не предполагается противоречий между интересами личности, организации, общества и государства [2-4, 17]. При этом дополнительное образование является такой подсистемой образования, для которой характерно удовлетворение личных образовательных потребностей людей, их потребностей в самореализации. Итак, гуманная постановка целей дополнительного образования состоит в том, что, во-первых, приоритетными в нем являются цели каждого участника дополнительного образования. Во-вторых, постановка целей является гуманной относительно окружающих, не противоречит интересам общества и государства.
Гуманистическая направленность находит свое выражение в характерном для образования в целом, и дополнительного образования в частности, явлении антропосинергизма [16]. Поскольку антропосинергизм и гуманизм предполагают дополнительное образование человека, человеческой группы и человеческого общества, гуманистическую направленность дополнительного образования мы рассмотрим через призму антропосинергизма.
Антропосинергизм по-разному трактуется учеными. Е.Н. Князева и С.П. Курдюмов раскрывают конструктивную (синергетическую) роль человека в коэволюции систем [7]. По мнению Г.Н. Серикова, в широком смысле антропосинергизм предполагает коэволюцию разных субъектов [16], что позволяет каждому достигать более высоких целей в образовании. Синергетическая интерпретация дополнительного образования находит выражение в некоторых тезисах, в совокупности дающих представление о том, что явление антропосинергизма, свойственное сложным системам, приобретает свою специфику в образовании благодаря проявлениям уникальных свойств субъектов дополнительного образования. Наряду с этим на дополнительное образование также влияют свойства, характерные для взрослых, получающих образование [1, 5, 9, 17 и др.].
Первый тезис, связанный с учетом явления антропосинергизма в дополнительном образовании, состоит в приоритете личных целей в дополнительном образовании и их непротиворечивости целевым установкам
организации, общества и государства. В Законе РФ «Об образовании» указывается, что дополнительное образование реализуется в интересах всех этих субъектов. Это является нормативным требованием к дополнительному образованию, в котором содержится мысль об отсутствии непримиримых противоречий между образовательными потребностями человека, общества, государства. Однако именно дополнительное образование позволяет выдвинуть образовательные потребности отдельного человека на первый план. Это обусловлено тем, что из всего многообразия образовательных программ в данной подсистеме человек имеет право выбора, который основывается, в первую очередь, на его личных интересах и потребностях. Это отличает цели системы дополнительного образования от целей основного базового и профессионального образования.
Будучи связанными с потребностями человека, цели дополнительного образования могут быть иерархически выстроены в соответствии с иерархией ценностей. Нельзя не согласиться с мыслью А. Маслоу о том, что потребность в самореализации (самоактуализации - в некоторых переводах) является высшей потребностью человека [10]. Нельзя также отрицать и тот факт, что дополнительное образование предоставляет максимальные возможности для самореализации человека (в социально приемлемых границах). Это не отрицает и того, что в дополнительном образовании могут быть удовлетворены и иные потребности человека (физиологические, в безопасности, в признании, в определении своих социальных ролей).
Образование как сфера, в которой происходит в значительной мере распредмечивание культурных ценностей, предназначено, прежде всего, для удовлетворения познавательных, образовательных потребностей людей. Как сфера возможной самореализации человека дополнительное образование позволяет удовлетворять созидательные потребности людей. Удовлетворение одних потребностей приводит к появлению более высоких потребностей у человека. В этом смысле можно выдвинуть тезис о направленности дополнительного образования на удовлетворение и развитие личных потребностей человека в познании, образовании, самореализации.
В то же время, признавая истинность закона гетерохронности развития человека [14], а также трактуя образование как вид разви-
тия [16], можно сформулировать тезис о том, что цели, задачи, содержание, методы, формы дополнительного образования, темпы, интенсивность его осуществления находят выражение в индивидуальных траекториях образования субъектов, обусловленных их потребностями, личными целями развития, человеческими потенциалами.
Это подводит к выводу о том, что иерархически приоритетное место в системе непрерывного дополнительного образование принадлежит сущностным свойствам участников образования.
Гуманное дополнительное образование базируется на приоритете человека, сосуществующего с другими людьми, с представителями природы в общем жизненном пространстве (окружении). При этом приоритет человека трактуется не как его привилегия, а как естественная принадлежность к окружению [16]. Сущностные свойства любого человека природоопределены по происхождению и социально обусловлены по содержанию, по формам выражения. Будучи заданными задатками, сущностные свойства человека так или иначе развиваются в процессе его жизнедеятельности. Социальная среда является «носителем» того или иного содержательного наполнения врожденных задатков. Приобретение человеком личного опыта происходит при соотнесении природоопределенного с лично испытанным отношением к каким-то представителям среды. В связи с этим приоритет сущностных свойств человека в непрерывном гуманном дополнительном образовании означает целесообразность укрепления их жизнеспособности.
Укреплению жизнеспособности свойств способствуют условия, в основе создания которых лежит принцип доступности образования, ориентирующий на переход человека из зоны актуального развития в зону ближайшего развития. Подобный переход возможен лишь при определенных усилиях со стороны субъекта дополнительного образования. Для того чтобы эти усилия предпринимались, и необходимо создавать указанные условия. Дополнительное образование является специфической подсистемой образования, в которой человек самостоятельно выбирает содержание, а порой и формы и методы образования. В этих условиях резко возрастает субъектная роль образующегося человека, многообразнее проявляется его самореализация, выше доля самоуправления образованием, что само по себе
составляет условие для укрепления сущностных свойств человека. Таким образом, дополнительное образование создает условия для самоорганизации сущностных свойств человека и позитивно воздействует на укрепление внутренних движущих сил их развития.
Если в условиях базового образования нередки противоречия между личным и меж-личным, то в дополнительном образовании, в котором цели образующегося человека являются приоритетными, если они не входят в противоречие с социальными нормативами и ориентирами, подобные противоречия не столь часты, и если проявляются, то в более мягкой форме. Взаимодействие с партнерами, базирующееся на сочетании личного и межлично-го, признается ведущим направлением реализации приоритета сущностных свойств человека в гуманном непрерывном дополнительном образовании. При этом отношения между партнерами в дополнительном образовании предстают как взаимосвязанные формы совместного существования (сосуществования). На этом пути возможен компромисс между природоопределенным и социально обусловленным аспектами жизнедеятельности людей.
Дополнительное образование способствует удовлетворению образовательных потребностей человека, общества и государства [3, 4]. Достижение соответствующих целей становится возможным за счет многообразия содержания образования. Содержание дополнительного образования является прерогативой выбора самой личности или лиц, отражающих ее интересы. Выбор содержания образования направлен на удовлетворение образовательных, познавательных, профессиональных и непрофессиональных потребностей и интересов человека, на оказание помощи личности в исполнении ею различных социальных ролей.
Это позволяет не только развивать задатки человека, но и включать его в активную деятельность по самореализации. Создание условий для самореализации в единстве, как правило, с позитивной мотивацией людей на получение дополнительного образования, ростом их образованности в сфере их личных или профессиональных интересов, с преобладающим самоуправлением самореализацией способствует развитию готовности к ней людей.
Как в любой организованной системе образования, в системе дополнительного образования содержатся ориентиры, которые ставят определенные ограничения в самореализации людей. А именно, имеет место требование са-
Методологические основания педагогики
мореализации в социально приемлемых проявлениях. Итак, гуманное дополнительное образование направлено на развитие готовности его участников к самореализации своих сущностных свойств в социально приемлемых проявлениях.
В основе дополнительного образования лежит взаимодействие между субъектами или группами субъектов, получающих образование и способствующих этому процессу. Взаимодействие в дополнительном образовании имеет специфику, которой не обладает основное, базовое образование. Она состоит в относительно свободном выборе образовательного учреждения, партнеров, методов и форм взаимодействия с ними. Деятельность и взаимодействие в дополнительном образовании гораздо в меньшей степени регламентированы и по содержанию, и по временным границам ее осуществления, и по формам и методам реализации.
Отличительным признаком гуманного образования правомерно назвать паритетность взаимоотношений участников дополнительного образования в их взаимодействии друг с другом. Паритетность следует понимать как равенство прав каждого из участников образования в реализации своих компетенций, в пользовании образовательными средствами и предлагаемыми средствами социальной поддержки образования. С учетом уровня образованности людей, возрастных особенностей в онтогенезе, возрастных социальных экспекта-ций и требований, признак паритетности во взаимоотношениях участников образования трактуется по-разному, наполняясь конкретным содержанием [8].
Ориентировочную основу дополнительного образования составляют модели, разработанные на системных принципах. Они находят выражение в описаниях систем, технологий, методик, учебно-методических комплексов или в каких-либо иных формах. Проект фрагментов образования называют процессуальной реализацией. Любая процессуальная реализация гуманно ориентированного дополнительного образования характеризуется системностью. Определяется это ее свойство, во-первых, наличием оснований ее проектирования (социальный заказ, потребности в получении образования, цели и задачи, имеющие место противоречия между требуемым и имеющимся уровнем профессиональной или иной компетентности и проч.), которые придают ей целостность. Во-вторых, в соответствии с этими
основаниями разрабатывается морфоструктура процессуальной реализации (выявляется полный состав элементов, компонентов, а также связи между ними). В-третьих, определяются характерные для той или иной процессуальной реализации функции. В-четвертых, описывается ее развитие, а также выявляются и указываются его движущие силы. В-пятых, абстрагируются системные отличительные свойства процессуальной реализации.
Таким образом, гуманное непрерывное образование характеризуется системностью соответствующих процессуальных реализаций. Иными словами, процессуальная реализация, допускаемая в качестве возможной в гуманном образовании, представляется в форме искусственной образовательной системы, ведущим основанием которой являются выявленные проявления сущностных свойств участников образования. При этом проявляющийся в процессе созидания образовательных систем антропосинергизм участников образования обусловливает синергетические свойства созидаемых образовательных систем. Это означает, что антропосинергизм участников образования является ведущим основанием выстраивания субъект-субъектных взаимоотношений между ними (с учетом проявляемых различий и единства в личном и межличном), а также субъект-объектных отношений кого-то из участников образования с какими-то предметами и средствами осуществления непрерывного образования.
На практике, согласно системно-синерге-тической концепции образования, системные процессуальные реализации непрерывного дополнительного образования характеризуются синергетическими признаками неустойчивости, неравновесности, нелинейности, неопределенности и необратимости во времени.
В соответствии с положениями системносинергетической концепции гуманного дополнительного образования нами сформулированы принципы его реализации. Они не противоречат положениям указанной концепции, а также согласуются с известными в педагогике и анд-рагогике принципами непрерывного образования и образования взрослых [5,6, 11-13 и др.].
Принципы сформулированы таким образом, что каждый из них выражает гуманную направленность непрерывного дополнительного образования. Это принципы: приоритета личных целей в дополнительном образовании и их непротиворечивости целевым установ-
кам общества и государства; направленности на удовлетворение и развитие личных потребностей человека в познании, образовании, самореализации; обеспечения самореализации; элективности содержания дополнительного образования; соответствия содержания, форм и методов дополнительного образования возрастным и индивидуальным особенностям человека, их вариативности и приоритета сущностных свойств субъектов дополнительного образования в их отборе; направленности на непрерывность дополнительного образования; связности дополнительного образования с другими подсистемами образования.
Литература
1. Вербицкий, A.A. Психолого-педагогиче-ские основы образования взрослых: современные модели обучения / A.A. Вербицкий // Новые знания, 2002. -№ 7. - С. 13-17.
2. Елизарова, Е.Н. Концептуальные основы формирования законодательства в сфере образования взрослых в странах СНГ // Законодательство в сфере образования взрослых: проблемы и перспективы развития / Е.Н. Елизарова. - СПб., 2002. - С. 30-34.
3. Закон РФ «Об образовании». - М.: МП «Новая школа», 1996. - 60 с.
4. Законодательство Российской Федерации об образовании. Базовые федеральные законы. - М.: Образование в документах, 2001. -104 с.
5. Змеев, С.И. Основы андрагогики: учеб. пособие для студентов, аспирантов и преподавателей / С.И. Змеев. - М.: Флинта: Наука, 1999. -152 с.
6. Ильин, Г.Л. Философия образования: идея непрерывности / Г.Л. Ильин. - М.: Вузовская книга, 2002. — 223 с.
7. Князева, Е.Н. Конструктивная роль человека в процессах коэволюции / Е.Н. Князева, С.П. Курдюмов. - http://spkurdyumov.narod.ru/ StartlN.htm
8. Котлярова, И.О. Инновационные системы повышения квалификации: моногр. / И.О. Котлярова. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2008. - 320 с.
9. Левитан, К.М. Педагогическая деонтология / КМ. Левитан. - Екатеринбург: Деловая книга, 1999. - 271 с.
10. Маслоу, А. Самоактуализация / А. Мас-лоу //Психология личности. - М.: Педагогика, 1982. - 238 с.
11. Онушкин, ВТ. Непрерывное образование — приоритетное направление науки / В.Г. Онушкин, Ю.Н. Кулюткин // Сое. педагогика. - 1989. -Mo 2. - С. 88-102.
12. Осипов, В.Г. Социально-философский анализ современной концепции непрерывного образования / В.Г. Осипов; отв. ред. А.М. Эк-молян. - Ереван: АН Армянской ССР, 1989. -216 с.
13. Перегудов, Ф.И. Непрерывное образование: Проблемы и перспективы / Ф.И. Перегудов. -М.: Знание, 1991. — 61 с.
14. Психология возрастных кризисов: хрестоматия / сост. КВ. Селъченок. - Минск: Харвест, 2000. - 560 с.
15. Сериков, Г.Н. Образование и развитие человека / Г.Н. Сериков. — М.: Мнемозина, 2002.-416 с.
16. Сериков, Г.Н. Здоровьесбережение в гуманном образовании: моногр. / Г.Н. Сериков, С.Г. Сериков. - Екатеринбург; Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 1999. - 242 с.
17. Социализация взрослых: учеб. пособие / Л.А. Башарина, Л.В. Бродянская, С.Г. Верш-ловский и др. - СПб.: СпецЛит, 2002. - 269 с.
Поступила в редакцию 8 февраля 2010 г.