Методологические основания педагогики
УДК 37.01
ББК 434(2) + 4214
СИСТЕМНО-СИНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ГУМАННО ОРИЕНТИРОВАННОГО НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
И.О. Котлярова, Г.Н. Сериков ЮУрГУ
SYSTEMATIC AND SYNERGETIC CONCEPTION OF HUMAN EDUCATION
I.O. Kotlyarova, G.N. Serikov SUSU
Положения системно-синергетического подхода проинтерпретированы относительно идей гуманизма в образовании. Сформулированы положения системно-синергетической концепции гуманно ориентированного научнообразовательного процесса.
Ключевые слова: системно-синергетическая концепция, гуманно
ориентированный научно-образовательный процесс, антропосинергизм.
Statements of systematic and synergetic approach have been interpreted in relation to humanism idea for education. Statements of systematic and synergetic conception for human education have been formulated.
Keywords: systematic and synergetic conception, human education, anthroposi-nergism.
Гуманистическая имеет свою историю.
идея в образовании Зародившись в недрах
гуманистической психологии [4, 6, 16 и др.], она нашла свое воплощение в практике образования. В науке существуют различные трактовки гуманно ориентированного образования [1, 2, 3, 5, 6, 7 и др.]. На наш взгляд, важно сконцентрироваться не на описании преимуществ каких-то его аспектов, а на целостном отражении понятия гуманно ориентированного научно-образовательного процесса [9]. В интегративном виде авторская позиция относительно гуманно ориентированного научнообразовательного процесса состоит в следующем. Во-первых, целесообразно воспользоваться постулатами системно-синергетичес-кого подхода [8, 10, 11, 13, 14, 15 и др.] применительно к отражению гуманно ориентированного научно-образовательного процесса. На этой методологической основе имеет смысл разработать соответствующую концепцию. Во-вторых, назначение гуманно ориентированного научно-образовательного процесса видится в том, чтобы в его условиях
максимально реализовывать позитивные (соответствующие целевым установкам) результаты. Негативные же последствия достижения позитивных результатов следует сводить к минимуму. В-третьих, гуманно ориентированный научно-образовательный процесс целесообразно осуществлять с учетом сущностных свойств (как природоопределенных, так и развившихся) всех субъектов научно-образо-вательного взаимодействия (студентов, профессорско-преподавательского состава, научных работников). При этом, естественно, важно направлять их проявления в социально приемлемое русло. В-четвертых, гуманно ориентированный научно-образовательный процесс является социальной средой, благоприятной для проявления субъектами образования своих задатков и способностей самоуправления. Другими словами, научнообразовательный процесс является гуманно ориентированным, если каждый его участник чувствует себя субъектом собственной деятельности и взаимодействия с партнерами. Наконец, в-пятых, гуманно ориентированный
научно-образовательный процесс сориентирован на целесообразное сотрудничество и взаимопомощь участников образования. При этом целесообразность состоит не только в том, чтобы стремиться к достижению каких-то перспектив в образовании и науке. Она заключается и в необходимости учета объективных Законов, существующих в Природе и в Обществе.
В теоретическом плане проблема гуманизации образования напрямую связана с трактовками гуманистической идеи. В своей ведущей сути гуманистическая идея базируется на признании приоритета личного (индивидуального). В то же время, признание приоритета личного в образовании не есть тождество его (личного) абсолютизации. В научнообразовательном процессе, который представляет собой человеко-системную общность [9, 12 и др.], взаимодействуют различные участники (студенты, представители профессорско-преподавательского состава, научные сотрудники, учебно-вспомогательный персонал), личное которых может находиться в противоречии друг с другом. Следовательно, приоритет личного в научно-образовательном процессе как признак гуманистической идеи в образовании целесообразно истолковывать как целесообразность ориентации на особенности сформировавшегося личного при определении условий его деятельности и взаимодействия с партнерами. В трактовке гуманистической идеи имеет смысл опираться на системно-синергетический постулат, касающийся сосуществования в единстве личного и межличного, как одного из признаков образования. Более того, личное и межличное в научно-образовательном процессе могут проявляться в разных соотношениях. Целесообразность того или иного соотношения с позиции системно-синергетического подхода к реализации гуманистической идеи в образовании определяется, на наш взгляд, направленностью на сохранение уникальности личного в осуществлении отношений с межличным. Через соотношения в проявлениях личного и межличного обнаруживаются свойства антропосинергизма [8, 12 и др.], участников научно-образовательного процесса. Антропоси-нергизм предполагает какую-то форму их сотрудничества. Это вполне соответствует признакам научно-образовательного процесса, которые включают: осуществление научнопедагогической деятельности представителями профессорско-преподавательского состава
вуза, высокую методологическую культуру профессорско-преподавательских кадров; педагогическое партнерство в реализации единого методического замысла; интеграцию педагогически сопровождаемой научной и образовательной деятельностей студентов; паритетные начала учебно-научно-педагогичес-кого взаимодействия профессорско-преподавательских кадров и студентов [9].
Существуют разнообразные предельные случаи антропосинергизма, однако наиболее характерные его признаки находятся «между предельными случаями». Это предположение можно обосновать тем, что экстремальные условия взаимоотношений партнеров по образованию вряд ли могут существовать долговременно. Скорее всего, они каким-то образом нормализуются. Сам факт нормализации экстремальных условий осуществления взаимоотношений между участниками научнообразовательного процесса обусловливается свойствами развившегося личного и не реализовавшихся природоопределенных особенностей каждого из них. Это явление можно проинтерпретировать как следствие закона равновесного состояния.
Его суть состоит в том, что любая система, реагируя на некие внешние возмущения, отклоняется от (или выходит из) равновесного состояния. Однако ее внутренняя энергия сориентирована на то, чтобы вновь занять его (равновесное состояние). Выведение системы соотношения личного и межличного во взаимоотношениях участников образования из равновесного (установившегося) состояния продиктовано необходимостью развития
свойств личного. Длительное пребывание системы в неравновесном состоянии приводит к накоплению внутрисистемной энергии, обусловливающей переход этого состояния в равновесное с изменившимися свойствами. Намеренные изменения в соотношениях личного и межличного, длительно внедряемые кем-то в практику функционирования образовательных систем, приводят к изменениям свойств равновесного состояния. В этом проявляется общесистемный закон развития. Гуманизм в образовании предполагает необходимость рассчитывать внутренние резервы здоровья (физического, психического, нравственного) в плане достаточности для преодоления появившихся неудобств, вызванных возмущениями установившегося равновесного состояния во взаимоотношениях партнеров.
Методологические основания педагогики
Если соотнести свойства гуманизма с признаками научно-образовательного процесса, то можно заметить следующее. Прежде всего, научно-образовательный процесс предстает специфической «средой обитания» для всех участников образования. В нем осуществляется деятельность субъектов, совершается их взаимодействие с партнерами. Взаимоотношения же субъектов научно-образова-тельного процесса (соотношение личного и межличного) обусловливают качество его функционирования и результатов. Тогда правомерен (гипотетический) вывод о том, что гуманно ориентированные участники научнообразовательного процесса, являющиеся субъектами созидания условий для его реализации, направят свою деятельность и взаимодействие с партнерами на создание предпосылок гуманизации образования.
Определенной предпосылкой гуманистической ориентированности развивающегося личного каждого участника образования является учет природосообразности. Речь идет о том, что каждый участник научнообразовательного процесса наделен природоопределенными задатками всех своих свойств. В том числе можно говорить и о задатках (склонностях) к гуманизму. При этом различные задатки имеют, вероятно, разные потенциалы, которые скрыты порой даже от самого их обладателя. Поэтому гуманно ориентированное образование настраивается не только (в чем-то не столько) на обязательность следования каким-то традиционным канонам участия в образовании, но и на поддержку усилий тех или иных участников образования в социально приемлемой самореализации своих сущностных свойств. Это означает, что гуманно ориентированный научно-образовательный процесс своей внешней составляющей (образовательное пространство) сориентирован на всемерное содействие самореализации его участников их сущностных свойств в социально приемлемых проявлениях (в образовании, профессиональной, научной деятельности). Поэтому создаваемые условия гуманно ориентированного образовательного пространства объективно способствуют самореализации человека. А это весьма важно с позиции природосообразности. Если условия образования не противоречат природной определенности участников образования, то можно говорить о реализуемости коэволюции человеческой цивилизации в соот-
ветствии с природоопределенными предпосылками. В этом случае, человек своим участием в научно-образовательном процессе не вмешивается в законы развития Природы и Общества, а стремится добиться общественно и лично приемлемых их (законов) реализации. Он не преобразует себя и других людей, а создает условия для развития социально приемлемых проявлений личного в отношениях с собой и с окружением.
Следуя логике системно-синергетичес-кого подхода к образованию, гуманистическая направленность условий образовательного пространства, проявляющаяся на постоянной основе, приводит, в конце концов, к зарождению и становлению гуманизма как особого свойства личного. Созревая, гуманизм личного начинает самопроявляться в отношениях человека (участника образования) с окружением (в первую очередь, - в образовательных системах с его участием). Другими словами, гуманизм личного на стадии зрелости переходит в режим саморегуляции.
Гуманистическая направленность научнообразовательного процесса предполагает минимизацию энергозатрат участников функционирования образовательных систем. Действительно, проявляя заботу об условиях деятельности участников образования и их взаимодействия с партнерами, можно добиваться сохранения их здоровья. Не обремененные излишними энергозатратами, участники на-учно-образовательного процесса могут полностью сосредоточиваться на самореализации своих потенциалов в рамках функционирования образовательных систем, что способствует уменьшению негативного отношения к условиям своего труда и возникновению позитивного отношения к ним.
Предпосылкой в становлении гуманистической направленности научно-образователь-ного процесса являются научные разработки гуманистической идеи. Их апробацию и внедрение в педагогическую практику осуществляют, прежде всего, гуманно ориентированные кадры. Субъекты внедрения в практику научно-образовательного процесса соответствующих вариантов реализации гуманистической идеи сами должны быть не только лично гуманно ориентированными (гуманно самоак-туализированными), но и достаточно образованными в аспекте гуманизма. Кроме того, весьма желателен и личный опыт созидания условий для развития гуманного личного дру-
гих участников образования. При всех перечисленных условиях (управленческого и (или) педагогического) сопровождения научнообразовательного процесса создаются необходимые предпосылки для зарождения его гуманистической направленности. Постоянное соблюдение указанных условий весьма существенно повышает вероятность развития таких соотношений между гуманным личным и межличным, которые приводят к гуманистической ориентации участников образования. Другими словами, появляются реальные шансы развития гуманистической направленности антропосинергизма участников образования до стадии зрелости.
На стадии зрелости гуманистическая направленность антропосинергизма участников научно-образовательного процесса приобретает свойства самовоспроизводства. Благодаря этому создаются предпосылки зарождения других антропосинергетических систем, может быть, и выходящих за пределы образования. Таким образом, гуманистическая направленность образования может стать своеобразным «генератором» человеколюбия, взаимного сострадания, признания целесообразности коэволюции с природой и др. Развиваясь в личном участников образования, гуманизм распространяется на все аспекты их отношений с собой и с окружением. Тем самым, создаются предпосылки бережного отношения к себе, к другим людям, к природным ресурсам, к продуктам человеческой деятельности.
Осуществление гуманистической направленности в практике образования может происходить различными путями. Наша позиция состоит в том, что, опираясь на постулаты системно-синергетического подхода к образованию, первоначально имеет смысл теоретически определиться с отличительными признаками гуманно ориентированного научнообразовательного процесса.
Сущность первого положения состоит в следующем. Если сущностные свойства людей не подавлять, а способствовать их проявлениям (в частности, в образовании) с социально ценным содержанием, то правомерно ожидать его (содержания) интериоризации. Тогда соответствующие проявления сущностных свойств людей будут обусловливаться личными ценностями, имеющими социальное признание. Подавление же каких-то сущностных свойств человека составляет угрозу его самореализации как неповторимой индивидуальности. Гуманно ориентированный научно-
образовательный процесс сориентирован на сохранение самоценности студента, на создание условий его самореализации. Этому призван способствовать профессорско-преподавательский состав университета. Гуманность научно-образовательного процесса ориентирует также на сохранение сущностных свойств и индивидуальности преподавателя (научного работника).
Второе положение, лежащее в основе гуманно ориентированного научно-образовательного процесса, имеет следующий смысл. Проектирование соответствующего процесса осуществляется по двум основаниям: а) социальный заказ, выраженный в нормативных документах, в том числе - в государственном образовательном стандарте; б) реальное состояние образованности, которым обладает контингент студентов на начальной стадии университетского образования. Исходя из этих двух оснований, строятся целевые установки научно-образовательного процесса.
Паритетность субъектов взаимодействия в научно-образовательном процессе (третье положение) следует понимать следующим образом. Во-первых, признается равенство прав у всех участников научно-образовательного процесса осуществлении самореализации своих сущностных свойств в социально приемлемых проявлениях. Во-вторых, паритетность характеризуется равнодоступностью коммуникативно-информационных средств осуществления деятельности по самореализации своих сущностных свойств (образовательной, педагогической, научной). В-третьих, паритетность взаимодействия означает предоставление одними участниками возможности пользоваться равными с ними правами другим участникам научнообразовательного процесса. В-четвертых, признаком гуманно ориентированного научно-образовательного процесса является сотрудничество, основанное на уважении к другим людям, признании их равных прав, на взаимокомпромиссах как внутреннего согласия каждого партнера на сотрудничество, на взаимоприемлемое™ проявлений каждым партнером его сущностных свойств.
Четвертое положение гуманного образования состоит в системности процессуальных реализаций, составляющих научно-образовательный процесс. Согласно ему научнообразовательный процесс заранее проектируется на основе системно-синергетического подхода. Соответствующие процессуальные
Методологические основания педагогики
реализации, допускаемые в качестве возможных, проектируются в форме искусственных образовательных систем. Гуманизм проявляется в том, что каждый участник научнообразовательного процесса может рассчитывать на индивидуально ориентированную искусственную образовательную систему предстоящих процессуальных реализаций.
Совокупность концептуальных положений гармонизируется с вышеназванными признаками научно-образовательного процесса. Разработанные концептуальные положения гуманного образования могут служить основаниями созидания научных представлений о гуманно ориентированном научно-образова-тельном процессе как проектируемой системной конструкции гуманно-ориентированных человеко-системных отношений. Они же составляют ориентировочную основу для практической реализации научно-образователь-ного процесса.
Литература
1. Амонашвкли, Ш.А. Размышления о гуманной педагогике / Ш.А. Амонашвили. — М.: Издат. дом Ш. Амонашвили, 1995.
496 с.
2. Ананьев, Б.Г. О человеке как объекте и субъекте воспитания / Б.Г. Ананьев. - М.: Просвещение, 1980. - 36 с.
3. Бондаревская, Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования / Е.В. Бондаренко // Педагогика. -№4. - 1997. - С. 11-17.
4. Братусь, Б.С. Опыт обоснования гуманитарной психологии /Б.С. Братусь //Вопросы психологии. - 1990. - №6. - С. 9-17.
5. Газман, О.С. Гуманизм и свобода: Введение в гуманистическую педагогику / под ред. О.С. Газман, И.А. Костенчука // Гу-
манизация воспитания в современных условиях. -М.: УФЦИнноватор, 1995. — С. 3—13.
6. Зимняя, И.А. Педагогическая психология /НА. Зимняя. -М.: Логос, 1999. - 384 с.
7. Калмыкова, З.И. Педагогика гуманизма/ З.И. Калмыкова. - М.: Знание, 1990. -79 с. — (Новое в жизни, науке, технике. Педагогика и психология; №6).
8. Князева, Е.Н. Антропный принцип в синергетике /Е.Н. Князева, С.П. Курдюмов // Вопросы философии. - 1997. - № 3. -С. 62-79.
9. Котлярова, И.О. Признаки научно-образовательного процесса / И. О. Котлярова, Г.Н. Сериков // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование, здравоохранение, физическая культура». - Вып. 15. - № 13 (113) 2008. -С. 122-126.
Ю.Пригожин, ИР. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой / общ. ред. В.И. Аршинова и др. - М.: Прогресс, 1986. -431 с.
П.Рузавин, Г. И. Синергетика и системный подход / Г.И Рузавин // Философские науки. - 1985. - № 5. - С. 48-55.
12. Сериков, Г.Н. Образование и развитие человека / Г.Н. Сериков. - М: Мнемози-на, 2002. - 416 с.
13. Синергетика и образование / отв.ред. B.C. Егоров. - М.: Гнозис, 1997. - 360 с.
14. Таланчук, Н.М. Воспитание — синергетическая система ориентированного человековедения /Н.М. Таланчук. - Казань: Дом печати, 1998. -135 с.
15.Хакен, Г. Синергетика: Иерархия неустойчивостей в самоорганизующихся системах и устройствах: пер. с англ. / Г. Хакен -М.: Мир, 1985. - 419 с.
16.Холличер, В. Личность и гуманизм / В. Холличер. - М.: Прогресс, 1981. - 174 с.
Поступила в редакцию 13 февраля 2009 г.