Научная статья на тему 'Системная модель формирования устойчивых конкурентных преимуществ туристических направлений'

Системная модель формирования устойчивых конкурентных преимуществ туристических направлений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
93
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТУРИСТСКИЙ ПРОДУКТ / РЕСУРСЫ / ТУРИСТСКИЙ БРЕНД / TOURISM PRODUCT / RESOURCES / TOURISM BRAND

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Узденова Фарида Муратовна, Гебенева Оксана Джамболатовна, Бабченко Анна Петровна

Данная статья посвящена проблемам комплексной оценки туристских ресурсов Северного Кавказа. Проанализированы методики и критерии оценки отдельных видов туристских ресурсов, определяющих туристско-рекреационный потенциал территории. Дана оценка туристских ресурсов. Предложена Модель комплексной оценки туристских ресурсов региона, основанная на кадастре туристских ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Узденова Фарида Муратовна, Гебенева Оксана Джамболатовна, Бабченко Анна Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A system model of a sustainable competitive advantage of tourist destinations

The paper deals with the problems of the North Caucasus tourist resources complex estimation. The methods and estimation criteria for the specific types of tourist resources, which determine the tourist-recreational potential of the region, are analyzed. The tourist resources of region are evaluated. The model of the region tourist resources complex estimation is offered. It is based on the cadastre of tourist resources.

Текст научной работы на тему «Системная модель формирования устойчивых конкурентных преимуществ туристических направлений»

> <

X

■X.

о

LU

т s

о X

с со

132

туристические направления, преследующие конкурентное преимущество, должны сделать затраты на приобретение базовых ресурсов, на которых оно основано (рис. 4).

Широкое

Туристское направление,

сосредоточенное на рекреационных услугах

Ограниченное

Новое туристское направление

приобретение, что гарантировало бы существование этого туристического направления, при этом преследуя стратегию повышения уникальности ресурсов, а не материальной выгоды. Поэтому решающую роль в данном случае играет определение четкого ценностного предложения через конкурентное позиционирование среди целевых клиентов и конкурирующих туристических направлений.

Комплексное туристское направление

направление, сосредоточенное на специфических ресурсах

Ограниченное

Рисунок 4 - Виды туристического продукта в зависимости от назначения

Это привело нас к выводу, что рынок ресурсов должен быть таким, чтобы туристы приносили больше аннуитетов, чем затраты на их

Широкое

Примечания:

1. BarneyJ.(2011), Firm resources and sustained competitive advantage // Journal of management, vol. 17 (1), pp. 99-120.

2. PeterafMA (2013),The cornerstones of competitive advantage: a resource-based view //Strategic

management journal, vol. 14 (3), pp. 83-102. 3. Pride R. (2012), Brand wales: natural revival // Destination branding, creating the unique destination proposition, butterworth-heinemann, Oxford, pp. 31-38.

A SYSTEM MODEL OF A SUSTAINABLE COMPETITIVE ADVANTAGE OF TOURIST DESTINATIONS Uzdenova Farida Muratovna, Senior Lecturer, Gebeneva Oksana Dgambolatovna, Senior Lecturer,

Chair of Theoretical bases of physical culture and tourism of Karachay-Cherkessia State University named after U. D. Aiiev, Karachaevsk

Babchenko Anna Petrovna, PhD of Pedagogical sciences, Professor, Federal State Autonomous North-Caucasus Federal University (branch), Pyatigorsk

The paper deals with the problems of the North Caucasus tourist resources complex estimation. The methods and estimation criteria for the specific types of tourist resources, which determine the tourist-recreational potential of the region, are analyzed. The tourist resources of region are evaluated. The model of the region tourist resources complex estimation is offered, it is based on the cadastre of tourist resources. Keywords: tourism product; resources; tourism brand.

СИСТЕМНАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ УСТОЙЧИВЫХ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ТУРИСТИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ

Данная статья посвящена проблемам комплексной оценки туристских ресурсов Северного Кавказа. Проанализированы методики и критерии оценки отдельных видов туристских ресурсов, определяющих туристско-рекреацион-ный потенциал территории. Дана оценка туристских ресурсов. Предложена Модель комплексной оценки туристских ресурсов региона, основанная на кадастре туристских ресурсов.

Ключевые слова: туристский продукт; ресурсы; туристский бренд.

УД К 551.510,42 ВАК РФ 08.00.05

© Узденова Ф.М., 2016 ФГебенева О.Д., 2016 Ф Бабченко А.П., 2016

Туристический продукт (ТП) представляет собой комплексную систему предложений, состоящую из ресурсов (общих и специфи-

ческих) и туристических услуг, представленных на данной территории. Именно это является признаками уникальности и своеобразия по сравнению с конкурирующими направлениями, а также основной ценностью предложения в логике территориальной конкуренции. На рынке, представляющем туристский профиль на основе комплексного ресурсного потенциала конкретной локальной системы, функционирует стратегическое управление, направленное на развитие всего туристского направления, а не индивидуального туризма, управляемого различными организациями (туроператоры, предприятия, и т.д.). В перспективе интеграции местного туризма становится все более важным роль директивного учреждения, обеспечивающего процессы координации деятельности и управления отдельных заинтересованных сторон туристского сектора. Последнее с особым видением территории, при отсутствии скоординированного и согласованного поведения на уровне локальной системы, действительно необходимо в определении стратегии развития туристических направлений и его реализации.

Одним из вопросов, рассмотренных в нашей работе, является процесс управления одного из основных источников маркетинга туристического направления - территориального бренда, который является фундаментальным рычагом стратегического вектора, направленного на потребителей в целях предложения пункта назначения, а также определения заинтересованными сторонами места области туризма. Структура бренда, его назначение, местная система заинтересованных сторон способствуют определению познавательной платформы, обеспечивающей передачу самобытности и своеобразия конкретных ТП. Брендирование туристического направления действительно позволяет разрабатывать назначение территории под углом двух точек зрения: от познавательной точки зрения, так как бренд является идеальным инструментом для подключения целевой системы с когнитивным восприятием туристов, что позволяет конкурентно позиционировать места назначения; и с точки зрения стратегического поведения, она структурирована как стратегия брендинга, позволяющая провести анализ территориальных ресурсов и системно определить намерения и действия экономических субъектов в данной области. Другими словами, бренд служит в качестве основного источника реляционного ТП, как это происходит во многих других товарах / услугах, для которых знак является вспомогательным ресурсом для достижения конкурентного преимущества. Теоретической основой идеи, представленной в данной работе, можно считать теорию ресурсов [1,4] и пространственный анализ бренда различных направлений туризма [2, 3, 5].

Таким образом, задачи представленной работы заключаются в следующем:

- проанализировать роль ресурсов в контексте "спецификации" на территории - археологические и пейзаж - экологические ресурсы (т.е. культурные ресурсы в широком смысле) - в определении стратегии развития туристического назначения;

- определить ключевые маркетинговые стратегии, направленные на развитие назначения туристской территории и достижение конкурентного преимущества в устойчивой территориальной перспективе;

- определить концептуальную модель для анализа территориального бренда, по основным составляющим элементам бренда: места назначения туризма и основные детерминанты стоимости туристского бренда в восприятии туристов в году;

УЗДЕНОВА Фарида Муратовна, старший преподава тель

ГЕБЕНЕВА Оксана Джамболатовна, старший преподава тель, кафедра Теоретических основ физической культуры и туризма, Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева, Карачаевск

БАБЧЕНКО Анна Петровна,

кандидат педагогических наук, доцент, Институт сервиса, туризма и дизайна (филиал) СКФУ, Пятигорск

* *

> <

X

■х. о и!

Т

о

X

о

со

134

- проверить предложенную модель территориального бренда для конкретных местных условий Северного Кавказа (СК).

Как показано на рисунке 1, регион СК обладает средневысоким конкурентным потенциалом, который определяется, с одной стороны, наличием большого разнообразия ресурсов, с другой стороны, отсутствием общих ресурсов, в частности туристской инфраструктуры и транспорта, а диапазон туристских услуг неквалифицирован.

Рисунок 1 - Ресурсы направления СК

Наши исследования показали, что коэффициент использования существующих средств в данном случае не превышает 15% от общего объема. Также трудности туроператора в развитии туристского направления СК главным образом обусловлены неквалифицированными услугами туристического транспорта, информационными услугами и услугами развлечений, отсутствие которых делает его менее привлекательным для молодых людей. Эти трудности связаны также с отсутствием туристкой культуры и социально-экономического статуса региона. В прошлом система, основанная на политических институтах данного региона, а также местные жители не работали в сфере туристского кластера. Наши исследова-

ния показали, что развитие туристского направления в данном регионе происходит медленно и только посредством творческого диалога местных заинтересованных сторон.

Как упоминалось ранее, туристическим направлением является территория, характеризуемая отличительными,уникальными, определенными ресурсами. Тем не менее, туристическое направление может быть организовано вокруг ядра, представленного в виде рекреационных объектов. В этих случаях, существование и распределение общих ресурсов может выполнять второстепенную роль. В случае присутствия на территории общих ресурсов туристского направления можно отличить их в зависимости от назначения в интеграции между ними и рекреационными услугами (развлечений, отдыха и так далее).

На территории специфических ресурсов (рис. 1) помещаются соответственно рекреационные объекты общего туристического направления. Туристическое направление, которое имеет широкую доступность специфических ресурсов и рекреационных услуг, квалифицировано (в правом верхнем квадранте рисунка 1), которое определяет возможность создания туристского направления высокого уровня. Природу отношений, которые складываются в системе локальных заинтересованных сторон туристического направления невозможно понять, если мы не выделим три различных уровня, которые характеризуют данное направление.

Как показано на рисунке 2, ядро туристского направления связано с концепцией основной услуги. Основная услуга - это опыт в исследовании и использовании клиентами туристского направления и именно это является главной причиной для поездки. Поиск клиентов необходимо осуществлять в зависимости от характера поездки: пляжный туризм, культурный, спортивный, социальный, развлекательный. В этом случае, при поиске клиентов в туристическом центре, мы должны рассмотреть более сложный вопрос интеграции и исследования сочетания достопримечательностей и ресурсов, для того чтобы предложить сложный и комплексный характер всего туристского направления.

Рисунок 2 - Продукт туристского направления

Как показано на рисунке 2, туристское направление можно рассмотреть в различных областях: 1 - культура; 2 - пейзаж и природа; 3

- события (спорт, музыка, развлечения и т.д.). 4

- творчество.

В частности, последний сектор представляет различные режимы использования культуры, природы и событий через творческие аспекты мультимедийных технологий. А культура и природный ландшафт вместе представляют специфические ресурсы, которые помогут оправдать надежды и повысить качество обслуживания клиентов.

Вокруг основной услуги должны располагаться два типа дополнительных услуг: услуги дополнительные и вспомогательные - дифференцированные услуги. Первые - необходимы для удовлетворения основных запросов туристов; другими словами, они облегчают доступ

и использование основного обеспечения клиентов: т.е. размещение, информационные услуги, транспорт и так далее. Вторые услуги должны иметь реальные отличительные особенности по сравнению с услугами конкурентов. Они способны обеспечить реализацию уникальных потребностей клиентов (примерами являются финансовые услуги, специализированные магазины, местные ремесла и так далее), тем самым оказывая влияние на степень дифференциации туристского направления. Возможность обеспечения комплексного туристского направления, которая отличается самобытностью, возможность организовать и предложить клиентам пакет, который интегрирует широкий спектр конкретных ресурсов, может дать положительные результаты в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

Примечания:

1. Barney, J. (2011), Firm resources and sustained competitive advantage // Journal of management, vol. 17(1), pp. 99-120.

2. Hankinson, G. (2004), Relational network brands: towards a conceptual model of place brands // Journal of vacation marketing, vol. 10, (2), pp. 109121.

3. Kaplanidou, K.V, (2013), Destination branding: concept and measurement //Working paper Michigan state university - Michigan state university, department of park, recreation and tourism resources, august, pp. 342-367.

INNOVATION DEVELOPMENT IN INTEGRA TION UNION (BY THE EXAMPLE OF EU)

Shpolyanskaya Anna Artemovna, Post-graduate student, Russian peoples friendship University, Moscow E-mail: a. a. rogozhniko va@gmaii. com

The actual matter is creation of Innovation Union in the strategy of the future development of EU. The article is devoted to examination of formation common innovation policy in frame of integration union by the example of EU. The author examined the tasks of innovation development in EU, mechanism to approach aims and tasks of innovation development of the country - EU member (by the example of Germany) with the all-european, and ways to value efficiency of strategy's fulfillment. The author makes a conclusion about prospects to collaborate in innovation development in EEU integration based on experience of EU.

Keywords: integration; innovation; strategy; European Union; Germany; experience; Eurasian Economic Union.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.