ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 1 Часть 3
СИСТЕМНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ КАК ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ БИЗНЕС СТРУКТУР НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ТРАДИЦИОННО АГРАРНЫХ РЕГИОНОВ РОССИИ
ГРИГОРЬЕВА О.П.,
старший преподаватель кафедры статистики и эконометрики, кандидат экономических наук,
Ставропольский государственный аграрный университет,
e-mail: [email protected];
ГЕРАСИМОВ А.Н.,
доктор экономических наук, доцент кафедры статистики и эконометрики, Ставропольский государственный аграрный университет, e-mail: [email protected];
СКРЕБЦОВА Т.В.,
кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры финансового менеджмента и банковского дела,
Ставропольский государственный аграрный университет, e-mail: [email protected]
В статье авторами идентифицированы факторы, влияющие на результаты предпринимательской деятельности в молочном производстве и дана количественная оценка уровня их воздействия. Разработана методика прогнозирования эффективности производства и реализации молока с учетом ценовой ситуации на локальном рынке, позволяющая оперативно принимать управленческие решения и снижать предпринимательские риски. Доказана необходимость и обоснованы пути создания интегрированных формирований в молочном подкомплексе.
Ключевые слова: сельскохозяйственное производство; эффективность; интеграция; интегрированные формирования; прогнозирование.
SYSTEM INTEGRATION AS A FORM OF INTERACTION BETWEEN THE BUSINESS STRUCTURES AT THE PRESENT STAGE OF TRADITIONAL AGRICULTURAL REGIONS DEVELOPMENT OF RUSSIA
GRIGORIEVA O.P.,
Lecturer at theDepartment of Economics and Statistics, Ph.D, Stavropol State Agrarian University, e-mail: [email protected];
GERASIMOV A.N.,
Associate Professor at the Department of Statistics and Econometrics, doctor of Sciences,
Stavropol State Agrarian University, e-mail: [email protected];
SKREBTSOVA T.V.,
Lecturer at the Department of Financial management and banking, PhD,
Stavropol State Agrarian University, e-mail: [email protected]
In the article the authors identified factors that influence the results of business activities in the dairy industry, and a quantitative assessment of their im-pact. The technique of predicting the effectiveness of the
© О.П. Григорьева, А.Н. Герасимов, Т.В. Скребцова, 2013
production and sale of milk in view of the price situation on the local market, allowing operational management decisions and reduce business risks. The necessity and justified way of creating integrated units in the dairy subcomplex.
Keywords: agricultural production; efficiency; integration; integrated form; and forecasting.
JEL classification: Q13, Q14, Q18.
Проблемы развития предпринимательства на локальных рынках молока и молочной продукции в России свидетельствуют о недостаточной эффективности осуществляемых в отрасли преобразований, которые сопровождаются спадом крупнотоварного производства молока, нарушением паритетных предпринимательских взаимоотношений между технологическими связанными предприятиями, разрушением сырьевых зон и низким уровнем использования мощностей перерабатывающих предприятий, увеличением потерь молока при одновременном снижении качества продукции и ее конкурентоспособности (Григорьева, 2009. С. 124).
При совершенствовании предпринимательских связей важно определить центральное звено во всей цепи производства готового продукта (Углицких 2013. С. 418). По нашему мнению - это стадия переработки, являющаяся связующим звеном между производителями молока и потребителями молочных продуктов. Именно перерабатывающие предприятия, учитывая возможности сырьевой зоны, должны осуществлять координацию действий по повышению качества молока в хозяйствах, определять объемы его производства (Григорьева, 2012. С. 64). С другой стороны, на перерабатывающие предприятия ложится функция предоставления населению качественных молочных продуктов в необходимом объеме и ассортименте. При этом перерабатывающие предприятия в своей ассортиментной политике обязаны исходить из того, что современная экономика является, прежде всего, «экономикой потребителя» (Григорьева, 2013. С. 32). Таким образом, для обеспечения устойчивого развития предпринимательства в молочном подкомплексе необходимо изучение причин кризиса в отрасли и определение путей выхода из сложившейся ситуации.
Предпосылки развития предпринимательских связей между перерабатывающей промышленностью и производителями молока складывались в течение продолжительного времени. Сформировавшаяся структура предпринимательских связей не позволяет повышать конкурентоспособность молочной продукции и снижает инвестиционную привлекательность отрасли. В конечном итоге это сдерживает реализацию следующих положений поступательного развития предпринимательства в молочном подкомплексе, являющихся, на наш взгляд, наиболее важными предпосылками его интеграции: обеспечение продовольственной безопасности региона и страны (Герасимов, 2012. С. 27); поддержка конкурентоспособности молочной продукции; использование инновационных технологий в кормопроизводстве, переработке и хранении молочной продукции (Герасимов, 2012b. С. 44); устранение различий уровней и темпов развития сельхозтоваропроизводителей и перерабатывающей промышленности (Глотова, 2012. С. 200); полное использование природных ресурсов региона (Громов, 2010. С. 126), развитие племенного скотоводства и генетического потенциала молочного стада; необходимость в оптимизации загрузки производственных мощностей перерабатывающих предприятий.
Процессы интеграции сельского хозяйства с перерабатывающей промышленностью предполагают совершенствование взаимосвязей между ними и образование новых организационных форм предпринимательской деятельности. Объективная закономерность интеграции предпринимателей этих двух отраслей обуславливается рядом факторов: экономией средств в результате снижения потерь сырья при транспортировке; улучшения использования трудовых ресурсов; обеспечением наибольшего контроля за качеством сырья и готовой молочной продукции; возможностью совершенствования сбытовой политики; концентрацией капитала, а значит и большими возможностями для инвестирования в производство и др.
Комплексное развитие предпринимательства в молочном подкомплексе возможно лишь при учете следующих объективных факторов, определяющих его специфику:
S скоропортящийся характер молока накладывает жесткие ограничения на сроки переработки и вынуждает производителей иметь специальное оборудование для хранения и транспортировки сырья и готовой продукции;
S сезонный характер поступления сырья, с одной стороны, и необходимость равномерного снабжения населения молочными продуктами, с другой стороны, вынуждает хранить в замороженном, или частично переработанном виде значительные их объемы, а также обостряет проблему равномерной загрузки производственных мощностей;
S ввоз сырья и молочной продукции ставит производителей в условия жесткой конкуренции не только на региональном уровне, но и на федеральном и международном, диктует повышенные требования к качеству и цене продукции, а также к формированию и поддержанию брендов продукции и предприятия.
Основные, полученные в ходе наших исследований, результаты деятельности предпринимателей молочной промышленности Ставропольского края свидетельствуют о том, что последние 6 лет характеризовались постепенным выходом из кризиса и относительной стабилизацией отрасли. Установилась положительная тенденция роста производства всех основных видов молочной продукции в предпринимательском секторе. Так производство цельномолочной продукции за исследуемый период увеличилось на 80,1%; нежирной молочной продукции и масла - на 7,7 и 11,7% соответственно; сыра - в два с половиной, сухого молока - в три с половиной раза.
Однако в течение года мощности заводов по производству молочной продукции используются только на 40-70%, что объясняется и выраженной сезонностью производства молока, и устаревшим морально и физически оборудова-
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 1 Часть 3
ТЕИІА ЕСОМОМІСУБ ^ 2013 ^ Том 11 № 1 Часть 3
нием, и отсутствием целенаправленной маркетинговой стратегии как неотъемлемого фактора развития предпринимательства. В такой ситуации, для того, чтобы «выжить» в зимний период, перерабатывающие предприятия вынуждены летом производить на «закладку» некоторые виды продукции: масло, молоко сухое, и др., чтобы использовать их в производственном процессе и реализации зимой.
В структуре производства молочной продукции доля сыров не превышает 5% в общем объеме; нежирной молочной продукции производится не более 3%; производство мороженного характеризуется ярко выраженной сезонностью и не превышает 14%; а масла производится в пределах 2-6%. Наибольший удельный вес (55,1%) приходится на производство цельномолочной продукции как не требующей длительной специализированной обработки. Сравнение фактической структуры производства молочной продукции с нормативными структурными показателями свидетельствует об их непротиворечивости в целом. Хотя, на наш взгляд, учитывая передовой опыт, следует существенно расширить ассортимент, исходя, прежде всего, из требований рынка.
Анализ потребления молока и молочных продуктов в Ставропольском крае показал, что за исследуемый период, как и в целом по России, потребление не достигло научно обоснованной нормы, установленной Минздравом РФ в 392 кг на душу населения в год в пересчете на молоко. В среднем каждый житель края недополучает около 204 килограммов молока и молочных продуктов в год. Это говорит о широких возможностях расширения рынка молочных продуктов.
Наиболее показательно уровень развития предпринимательства в молочном подкомплексе характеризуется рентабельностью реализации продукции, низкий уровень которой приводит к финансовой неустойчивости и зависимости предпринимательских структур от кредиторов, конъюнктуры рынка, партнеров, поставщиков сырья, материалов, энергоносителей и пр. (Григорьева, 2012. С. 58). Следствием этого является снижение предпринимательского интереса к данному сектору аграрной экономики, что никоим образом не отвечает потребностям общества.
Число факторов, влияющих на результаты предпринимательской деятельности велико, однако их значимость, как во времени, так и в пространстве, существенно различается. В связи с необходимостью оценки влияния каждого из них на результативность молочного производства нами обоснована целесообразность применения метода канонических корреляций (Гладилин, 2011. С. 186). В качестве результирующих признаков, исходя из проведенного в диссертации анализа, определены: у1 - рентабельность производства молока, %; у2 - себестоимость производства 1 ц. молока, руб.; у,, - валовое производство молока, тонн; а факторных: х1 - надой молока на 1 корову, кг.; х2 - жирность молока, %; х3 - наличие кормов на 1 корову, центнеров кормовых единиц (ц.к.е.); х4 - наличие кормов на 1 ц. молока, ц.к.е.; х5 - посевная площадь под кормовыми, тыс.га.
В результате построены следующие канонические переменные для стандартизированных исходных показателей х . и у .:
1 у 1
с коэффициентом корреляции 0,862.
Эти соотношения позволяют нам установить экономическую зависимость между показателями и выявить основные резервы увеличения эффективности предпринимательской деятельности в отрасли в исследуемый период: повышение результативности молочного стада и кормовой базы и стабилизация затрат на производство молока. При этом наибольшее влияние на результативность хозяйственной деятельности (валовое производство молока и его рентабельность) оказывает продуктивность животных.
Функционирование предпринимательских структур в постоянно изменяющейся среде обуславливает необходимость текущего и стратегического прогнозирования и планирования. Нами предложена методика прогнозирования важнейших показателей, характеризующих предпринимательство в молочном подкомплексе Ставропольского края, представленная двумя этапами. На первом этапе нами получены прогнозы производственно-хозяйственной деятельности, и выявлено, что посевные площади под кормовыми культурами, будут сокращаться, а средние и валовые надои имеют тенденцию к росту. Это обусловлено намечающимися позитивными изменениями в качестве пастбищ, заготовке кормов, структуре рационов животных и составе молочного стада.
На втором этапе, исходя из результатов канонического анализа, для определения рентабельности производства молока предлагается использовать зависимость (1), учитывающую влияние не только ценовых факторов, но и продуктивность животных в сочетании с конъюнктурой рынка:
где Ц - цена реализации 1 т. молока, руб.; З - затраты на одну корову, руб.; П - продуктивность одной коровы, тонн; К - коэффициент товарности молока.
На основе этой зависимости в работе предложено использование матрицы прогнозных значений рентабельности производства молока, позволяющее оперативно принимать управленческие решения и снижать предпринимательские риски с учетом продуктивности коров и ценовой ситуации на рынке. Эта методики применима для различных значений показателей (Ц, П, КТ и З). В табл. 1 представлен расчет прогноза рентабельности предпринимательского сектора АПК в Ставропольском крае.
В предлагаемой матрице вертикальная шкала отражает изменение затрат на содержание одной коровы, горизонтальная - изменение продуктивности коров. В ячейках матрицы - уровень рентабельности производства молока
и = 0, 937х1 - 0,129х3 V = 0, 597у + 0, 211у2 + 0, 774у3
(1),
при различных сочетаниях затрат на содержание и продуктивности коров, с учетом сложившейся цены реализации. Верхняя часть матрицы представляет пределы эффективного производства молока.
Повышение экономической эффективности предпринимательства в молочном подкомплексе может и должно быть достигнуто через усиление интеграционных связей. Опыт агроинтеграции свидетельствует о многообразии ее организационных форм. На практике это объединение осуществляется по отраслевому, территориальному или территориально-отраслевому принципу.
Таблица 1
Матрица прогнозных значений рентабельности производства молока в предпринимательском секторе АПК
затраты на 1 корову,руб. продуктивность коров, кг в год
2303 2313 2446 2677 2735 2689 3635 4155 4429
10000 50,6 51,3 60,0 75,1 78,9 75,9 87,7 94,1 100,5
10500 43,4 44,1 52,4 66,8 70,3 67,5 78,8 84,8 91,0
11000 36,9 37,6 45,5 59,2 62,6 59,9 70,7 76,4 82,3
11500 31,0 31,6 39,1 52,3 55,5 53,0 63,3 68,8 74,3
12000 25,5 26,1 33,3 45,9 49,0 46,6 56,5 61,7 67,1
12500 20,5 21,1 28,0 40,1 43,1 40,7 50,2 55,3 60,4
13000 15,8 16,4 23,1 34,7 37,6 35,3 44,4 49,3 54,2
13500 11,6 12,1 18,5 29,7 32,5 30,3 39,1 43,8 48,5
14000 7,6 8,1 14,3 25,1 27,8 25,6 34,1 38,6 43,2
14500 3,9 4,4 10,4 20,8 23,3 21,3 29,5 33,9 38,3
15000 0,4 0,9 6,7 16,8 19,2 17,3 25,2 29,4 33,7
15500 -2,8 -2,4 3,2 13,0 15,4 13,5 21,1 25,2 29,4
16000 -5,9 -5,4 0,0 9,5 11,8 9,9 17,3 21,3 25,3
16500 -8,7 -8,3 -3,0 6,1 8,4 6,6 13,8 17,6 21,5
Исследование предпринимательства и опыта развития интеграции в Ставропольском крае и других регионах страны позволили определить, что совершенствование организационных структур и системы управления производством должно быть направлено на создание интегрированных формирований по производству и переработке молока на базе существующих сырьевых зон перерабатывающих предприятий. Наиболее целесообразным для развития предпринимательства представляется создание соответствующего агрокомбината, который может быть организован в рамках успешно функционирующего перерабатывающего предприятия, объединяя молочно-товарные фермы, сельхозтовапроизводителей, обслуживающие и торговые организации. В связи с этим нами предложен проект агрокомбината вертикального типа построения (рис. 1).
ВНЕШНЯЯ СРЕДА
Управляющий совет агрокомбината
Информационно-аналитический центр
научно- финансовый производственный отдел управления маркетинговый
технический отдел отдел отдел качеством отдел
II II II
Потребители молочной продукции
Рис. 1. Схема предпринимательских связей в предлагаемом агрокомбинате
ТЕНА ЕСОИОМІСУБ ^ 2013 ^ Том 11 № 1 Часть 3
ТЕИІА ЕСОМОМІСУБ ^ 2013 ^ Том 11 № 1 Часть 3
Перерабатывающие предприятия в рамках агрокомбината имеют ключевое значение и должны стимулировать договорные отношения по следующим направлениям:
♦ инвестирование СХП и КФХ с целью повышения их доли в общем объеме закупаемого молочного сырья;
♦ закупка молока соответствующего качества по гарантированным ценам и в гарантированных объемах;
♦ обеспечение личных подворий и фермеров молодняком скота, кормами на основе установленного порядка их выделения; при этом возможно предоставление кормов в качестве товарного кредита;
♦ передача сельскохозяйственными предприятиями незанятых животноводческих помещений в аренду населению и фермерам для организации расширенного производства молока;
♦ ветеринарное и зоотехническое обслуживание личных подворий и фермерских хозяйств;
♦ проведение совместной с торговыми организациями маркетинговой политики основанной на потребностях населения;
♦ повышение профессионального уровня мелкотоварных производителей.
Развитие каждого из этих направлений повлечет за собой рост инвестиционной привлекательности молочного животноводства и предпринимательской активности в отрасли.
Основываясь на данных о становлении и развитии агроформирований в Волгоградской (ЗАО «РусАгроПроект»), Омской (ОАО Агрохолдинг «Омский») и Орловской (ОАО «Агрофирма Мценская», ОАО «Орловский агрокомбинат», Агрофирма «Двуречье») областях, Краснодарского края (ОАО «Кубарус-Молоко») мы использовали метод аналогий для количественного обоснования формирования в молочном подкомплексе Ставропольского края агрокомбината с учетом региональных особенностей. Это позволило нам создать модельное агроформирование и рассчитать прогнозируемые результаты предпринимательской деятельности каждого из участников агропромышленного объединения по производству молочной продукции (табл. 2). Как показывает опыт общая сумма инвестиционных затрат подобного проекта составляет на начальном этапе около 50 млн руб. при расчетном сроке окупаемости проекта 5-6 лет.
Таблица 2
Сравнительная характеристика прогнозируемых показателей экономической эффективности предпринимательской деятельности до и после процесса интеграции
Показатель Модельное агроформирование Предлагаемый агрокомбинат
До интеграции После интеграции До интеграции После интеграции
Валовой надой, тонн 3515,4 13626,9 9314,5 41264,3
Рентабельность реализации молока, % 2,8 9,8 3,02 10,5
Принято молока на переработку, тонн 35281,2 50482,9 42651,2 61028,4
В т.ч. пригодного к сквашиванию, % от всего принятого 33,7 43,2 32,1 41,2
Рентабельность реализации молочной продукции, % 12,9 22,6 2,9 5,2
При этом необходимо иметь в виду, что агрокомбинат должен обязательно представлять собой единую систему, позволяющую достичь эмерджентного экономического эффекта.
Сравнительный анализ прогнозируемой эффективности предпринимательской деятельности при условии создания на территории края интегрированных агроформирований и без таковых показал, что средний надой за счет изменения качественных показателей молочного стада вырастет более на треть. Это обусловит рост валового производства молока на 12%, снижение себестоимости молока на 0,9% и значительный рост рентабельности предпринимательской деятельности. Поэтому формирование интеграционных структур по вертикальному типу -один из перспективнейших путей повышения эффективности агропромышленного предпринимательства и конкурентоспособности продукции.
Эффективное функционирование и развитие предпринимательских структур в молочном подкомплексе региона должно базироваться на следующих положениях: совершенствование кормовой базы путем повышения качества пастбищ и применения прогрессивных технологий при заготовке кормов; увеличение продуктивности коров, предполагающее изменение породного состава молочного стада; наращивание объемов, снижение себестоимости и повышение рентабельности производства путем реорганизации предпринимательских связей и создания интегрированных формирований.
Повышение экономической эффективности предпринимательской деятельности в молочном подкомплексе региона может быть достигнуто при согласованности целей и действий всех звеньев единой технологической цепочки по производству и реализации молочной продукции, совершенствовании организационно-экономических форм. Создание предпринимательских агроформирований будет способствовать изменению структуры производства молочного сырья в пользу крупных производителей, повышению его количественных и качественных показателей.
Необходимо образование предпринимательской структуры, объединяющей в себе, на основе успешно функционирующего перерабатывающего предприятия, производителей молока и субъектов системы сбыта готовой продукции. Ее характерной особенностью является размещение на существующей материально-технической базе
предприятий и привязка к локальной сырьевой зоне. Это будет содействовать повышению рентабельности предпринимательской деятельности всех составляющих молочного подкомплекса.
Приоритетными направлениями развития предпринимательства в молочнопродуктовом подкомплексе являются: восстановление промышленного молочного скотоводства, повышение генетического потенциала молочной продуктивности коров, улучшение племенной работы, оптимизация кормовой базы, как приоритетных факторов, определяющих рост продуктивности скота, повышение качества производимого молока и молочной продукции и эффективности развития отрасли, что, в конечном итоге, приведет к повышению инвестиционной привлекательности.
ЛИТЕРАТУРА
Герасимов А.Н., Громов Е.И. (2012). Регионально-отраслевые аспекты вступления России в ВТО. Экономика и предпринимательство, № 4, С. 26-31.
Герасимов А.Н., Громов Е.И., Мурдугов А.В., Шаталова О.И. (2012). Совершенствование механизма эффективного функционирования региональных агроэкономических систем, М.: Колос; Ставрополь: Сервисшкола, 172 с.
Гладилин А.В., Герасимов А.Н., Громов Е.И. (2011). Эконометрика, Ростов-на-Дону: Феникс, 304 с.
Глотова И.И., Томилина Е.П., Углицких О.Н. (2012). Совершенствование способов привлечения заемных ресурсов сельскохозяйственными организациями. Экономика и предпринимательство, № 5, с. 198-203.
Григорьева О.П., ТомилинаЕ.П. (2013). Адаптация региональной экономической политики к нормам и правилам ВТО. Экономика и предпринимательство, Т. 7, № 1, С. 30-34.
Григорьева О.П. (2012). Проблемы устойчивого развития сельских территорий. Вестник АПК Ставрополья, Т. 5, № 1, С. 64-67.
Григорьева О.П. (2009). Развитие интеграционных процессов в молочном подкомплексе АПК. Вестник СевероКавказского Государственного Технического Университета. Серия «Экономика», № 1, с. 124-129.
Григорьева О.П. (2012). Экономико-статистическая оценка уровня жизни населения макрорегионов Российской Федерации. Экономика и предпринимательство, № 4, с. 57-60.
Громов Е.И. (2010). Системные аспекты социоэколого-экономической оценки аграрно ориентированных территорий. Вестник университета, № 20, с. 124-128.
Углицких О.Н., Глотова И.И., Томилина Е.П. (2013). Роль межрегиональных предпринимательских связей в обеспечении молочной продукцией продовольственного рынка российской федерации. Экономика и предпринимательство, № 4, с. 418-422.
REFERENCES
Gerasimov A., Gromov E. (2012). Regional-sectoral aspects of Russia's accession to the WTO. Economics and Business, № 4, p. 26-31. (In Russian).
Gerasimov A., Gromov E., Murdugov A., Shatalova O. (2012). Improving the performance of regional agro-economic systems, Moscow: Kolos, Stavropol Servisshkola, 172 p. (In Russian).
Gladilin A., Gerasimov A., Gromov E. (2011). Econometrics, Rostov-on-Don: Phoenix, 304 p. (In Russian).
Glotova I., Tomilina E., Uglitskikh O. (2012). Improved methods of leverage resources by agricultural organizations. Economics and Business, № 5, p. 198-203. (In Russian).
Grigorieva O., Tomilina E. (2013). Adaptation of regional economic policies to WTO rules and disciplines. Economics and Business, Vol 7, № 1, p. 30-34. (In Russian).
Grigorieva O. (2012). Problems of sustainable development of rural areas. Bulletin AIC Stavropol, T. 5, № 1, p. 64-67. (In Russian).
Grigorieva O. (2009) The development of integration processes in the dairy subcomplex. Bulletin of the North Caucasus State Technical University. Series "Economy», № 1, p. 124-129. (In Russian).
Grigorieva O. (2012). Economic-statistical evaluation of the standard of living macro-regions of the Russian Federation. Economics and Business, № 4, p. 57-60. (In Russian).
Gromov E. (2010). System aspects socio ecological oriented economic evaluation of agricultural areas. Bulletin of the University, № 20, p. 124-128. (In Russian).
Uglitskikh O., Glotova I., Tomilina E. (2013). The role of inter-business relations in providing dairy products of the food market of the Russian Federation. Economics and Business, № 4, p. 418-422. (In Russian).
ТЕИІА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 1 Часть 3