Научная статья на тему 'Интеграция как направление вывода из кризиса молочной отрасли региона'

Интеграция как направление вывода из кризиса молочной отрасли региона Текст научной статьи по специальности «Животноводство и молочное дело»

CC BY
101
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по животноводству и молочному делу, автор научной работы — Куздавлетова А. Б.

Анализируется эффективность производства молока в Самарской области. Выявлены и оценены доминирующие факторы, влияющие на себестоимость молочной продукции. Обосновывается необходимость выработки новых подходов и методов формирования системы агропромышленной интеграции в молочном подкомплексе региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по животноводству и молочному делу , автор научной работы — Куздавлетова А. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Integration as a way of getting the regional dairy industry out of the crisis

Milk production efficiency in Samara region is analyzed. Dominant factors influencing the production costs of dairy products are established and evaluated. The demand for developing new approaches and methods of developing the system of agroindustrial integration in the dairy subcomplex of the region is substantiated.

Текст научной работы на тему «Интеграция как направление вывода из кризиса молочной отрасли региона»

Интеграция как направление вывода из кризиса молочной отрасли региона

А.Б. Куздавлетова, ст. преподаватель, Самарская ГСХА

Молочный подкомплекс является важной составной частью агропромышленного комплекса Самарской области. Анализ факторов, влияющих на динамику производства молока, показал, что развитие предприятий во все большей мере стал определяться рыночными условиями. Успешно ведут и увеличивают производство конкурентоспособные товаропроизводители, достигающие высоких качественных показателей, у остальных производство сокращается или прекращается полностью.

Рентабельно производство лишь при высокой продуктивности животных. Полученные методом статистических группировок данные таблицы свидетельствуют о том, что при имевшихся в 2006 г. условиях (технологиях, структуре поголовья стада его породного состава, ценах на промышленные средства производства и молочную продукцию) безубыточность для сельскохозяйственных организаций области обеспечивал годовой уровень продуктивности коров свыше 3000 кг молока на 1 корову. При надое на корову за год в сель-хозорганизациях области до 2 тыс. кг производство молока из-за высокой себестоимости было убыточным (убыток — 32,5%), при надое

2—3 тыс. кг убытки составили 1,8%, и только в более крупных предприятиях (поголовье коров в среднем на одно предприятие составило максимальный уровень — 367 голов) при надоях свыше 3 тыс. и более высоких ценах реализации молока высокого качества рентабельность составила + 14,2%.

Нами был проведен корреляционно-регрессионный анализ влияния различных показателей на полную себестоимость 1 ц молока.

После логического отбора факторов в математическую модель были включены следующие признаки: Х1 — затраты труда на производство 1 ц молока, чел. -час.; Х2 — уровень молочной специализации, %; Х3 — среднегодовая молочная продуктивность одной коровы, ц; Х4 — концентрация поголовья коров на 100 га сельскохозяйственных угодий, гол.

Взаимосвязь между полной себестоимостью 1 ц молока и факторами, включенными в модель, была выражена следующим уравнением множественной регрессии:

Yх = 15,7 + 29,724Х1 - 1,706Х2 -- 12,758Х3 - 3,056Х4.

Коэффициент множественной корреляции R = 0,86 является статистически достоверным. Следовательно, связь между выходом валовой

Влияние молочной продуктивности коров в сельхозорганизациях Самарской области на эффективность производства и реализации молока, 2006 г.

Наименование Группы хозяйств по среднегодовому удою молока на корову, кг Всего и в

показателей до 1500 от 1501— 2000 от 20012500 от 25013000 свыше 3000 среднем

Количество хозяйств, ед. 16 28 28 44 91 207

Удельный вес хозяйств в общем количестве, % 7,8 13,7 13,2 21,0 44,3 100,0

Среднегодовое поголовье коров в среднем на одно хозяйство, голов 105 124 131 191 367 230

Производство молока, всего, тыс. т 2,2 5,8 10,0 29,2 111,5 158,8

в среднем на одно хозяйство, т 135 209 359 663 1226 767

Уд. вес в общем производстве, % 1,4 3,7 6,3 18,4 70,2 100,0

Затраты на производство, всего, млн. руб. 20,9 48,0 45,8 133,3 673,8 921,9

Производственная себестоимость 1 кг молока, руб. 9,50 8,28 4,58 4,56 6,04 6,18

Объем реализации, тыс. т 1,7 4,6 7,1 23,4 86,8 123,6

Себестоимость реализованной продукции, всего, млн. руб. 15,9 37,6 38,3 126,9 577,3 796,0

Полная себестоимость 1 кг молока, руб. 9,35 8,17 5,39 5,42 6,65 6,44

Цена реализации 1 кг, руб. 5,88 5,67 5,03 5,41 7,60 6,94

Выручка от реализации. всего, млн. руб. 10,0 26,1 35,7 126,6 659,4 857,8

Прибыль (+), убыток (-), млн. руб. -5,9 -11,5 -2,6 -0,3 82,1 61,8

Уровень рентабельности (+), убыточности (-), % -37,1 -30,6 -6,8 -0,2 14,2 7,8

продукции животноводства в расчете на 100 га сельскохозяйственных угодий и всеми факторами, включенными в модель, высокая. Так как коэффициент детерминации равен 0,71, колеблемость выхода валовой продукции животноводства на 71% объясняется влиянием выбранных нами факторных признаков.

Коэффициенты чистой регрессии значимы по 1-критерию Стьюдента.

Полученные коэффициенты чистой регрессии при каждом факторе показывают, что полная себестоимость 1 ц молока увеличивается в среднем на 29,7 руб. при увеличении затрат на производство на 1 чел.-час.; при повышении молочной специализации хозяйства на 1% полная себестоимость 1 ц молока в среднем снижается на 1,7 руб.; при увеличении продуктивности коров на 1 ц показатель снижается в среднем на 12,8 руб.; при увеличении концентрации молочного стада на 100 га сельскохозяйственных угодий на 1 голову показатель снижается в среднем на 3,1 руб. при фиксированном (среднем) уровне других признаков, включенных в модель. Все параметры уравнения и коэффициенты статистически значимы.

Таким образом, резервами снижения полной себестоимости молока являются: рост продуктивности коров, снижение затрат труда в расчете на 1 ц молока и установление рационального размера поголовья молочного стада.

Серьезной проблемой перед сельскохозяйственными товаропроизводителями являются трудности со сбытом произведенной продукции. В России долгое время мыслили определениями вроде «вспахать побольше, засеять побольше, а там — поглядим», главное было произвести, а не продать. Производя без учета потребностей в произведенном продовольствии при общем падении производства и массированном импорте, производители вполне закономерно столкнулись сегодня с этой проблемой.

Сельскохозяйственные организации реализуют молоко в основном предприятиям переработки, а также на рынок и общественное питание (включая продажу и выдачу в счет оплаты труда). Однако средняя цена закупки молока перерабатывающими предприятиями ниже (в разрезе муниципальных районов на 15—30%), чем средняя цена реализации молока по всем каналам сбыта. Наибольшая цена реализации молока наблюдается на рынках. Поэтому производителям молока выгоднее было бы реализовывать продукцию на рынке, что они и делают в районах, где есть рынок сбыта (наличие городского населения), но в большинстве районов этот рынок ограничен, а другие каналы реализации отсутствуют. Таким образом, хозяйства вынуждены продавать молоко, которое является скоропортящимся продуктом, по низким невыгодным ценам перерабаты-

вающим предприятиям. Причем практически нет гарантий, что завод рассчитается с поставщиком продукции в установленный срок.

Продолжающийся с начала реформ спад сельскохозяйственного производства и изменение структуры реализации молочной продукции самым непосредственным образом сказались на состоянии дел в перерабатывающей промышленности области. Уровень обеспеченности сырьем молокоперерабатывающих предприятий за последние 15 лет уменьшился на 57,5%.

Неэквивалентный обмен между производителями и переработчиками молока сужает внутренний рынок сельских товаропроизводителей, уменьшает их покупательскую способность, ухудшает материально-техническую базу, снижает объем производства и реализации молока. Складываются невыгодные условия реализации молока, поэтому в области наблюдается сокращение поголовья коров основного стада, снижение их продуктивности, соответственно, сокращение объемов производства молока.

Несмотря на сложившуюся ситуацию в производственном секторе, потребление молочных продуктов населением области растет за счет ввоза и импорта продукции.

Современный этап развития экономических взаимоотношений между структурными звеньями молочнопродуктового подкомплекса характеризуется отсутствием их общей заинтересованности в результатах производства, а также нарушением межотраслевого эквивалентного обмена. Наиболее четко сложившаяся ситуация наблюдается в увеличении диспропорций в оплате труда в сторону сферы переработки и установлении низких закупочных цен. Дисбаланс подкомплекса в целом виден из анализа издержек и прибыли на стадиях переработки и реализации молочных продуктов. Анализ многолетних данных по предприятиям Самарской области показал, что сельскохозяйственные организации имеют наибольший удельный вес в общих затратах производства конечного продукта - 60,6%, затраты перерабатывающих предприятий составляют 31,6%, торговли - 7,8%. В распределении прибыли переработка занимает лидирующее положение -50%, сельские производители получают 38,9% и торговля - 11,1%. Это подтверждает неравноправность условий развития технологически взаимосвязанных отраслей, углубление противоречий между ними.

Единственным выходом из сложившейся ситуации является объединение усилий предприятий всей технологической цепочки, начиная от сельскохозяйственных товаропроизводителей, заканчивая сферой переработки и реализации. Такое объединение для совместной деятельности позволит производителям молока получать прибыль и осуществлять расширенное воспроизвод-

ство, а переработчикам сырья — расширять ассортимент продукции, эффективнее использовать имеющиеся производственные мощности. Подобное сотрудничество получило широкое распространение за рубежом, существуют отдельные примеры и в нашей стране.

Область или район будут заинтересованы в производстве тех или иных сельскохозяйственных продуктов, если их производство обеспечит лучшую занятость трудовых ресурсов, достойный материально-культурный уровень жизни занятых в производстве работников, достаточный резерв накоплений для осуществления расширенного воспроизводства [1].

В молочном подкомплексе АПК региона необходимо развитие интегрированных формирований как горизонтального, так и вертикального типа. Одним из наиболее эффективных видов подобных структур являются крупные агрохолдинги. Агрохолдингам под силу обеспечение продовольственной независимости региона, снабжение населения продовольственными товарами по приемлемым ценам, а также достижение международных стандартов качества жизни на основе конкурентоспособной экономики.

Исследование зарубежного и отечественного опыта позволило выделить следующие основные моменты для устойчивого развития конкурентоспособного производства в интегрированных молочных формированиях: добровольное объединение с примерно равными правами и экономической возможностью развития каждого участника; участники интеграции представлены перерабатывающим предприятием, сельскохозяйственными

организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, хозяйствами населения, службой сбыта, расчетно-консультационным центром, потребительским кредитным кооперативом; ведущее (головное) предприятие — крупный молокозавод, обеспечивающий за счет доходности сектора переработки и торговли процесс расширенного воспроизводства всего объединения; преобразование сельскохозяйственных организаций в акционерное общество (АО) или общество ограниченной ответственности (ООО), что облегчает процесс концентрации акций у предприятия-инвестора и приближает интегрированную структуру к классической форме холдинга; распределение и закрепление функциональных обязанностей за каждым участником интегрированного объединения, комплексность и системность работы (процесс наращивания конкурентных преимуществ происходит по цепочке: «издержки — цена — качество — инновации — скорость реагирования на запросы потребителей»), взаимовыгодные экономические отношения [2].

Совершенствование организационно-экономических отношений участников холдинговых структур включает последовательность проведения мероприятий, начиная с формирования сырьевой базы, заканчивая процессом реализации продукции.

1. Дацюк, П. Инновационно-интеграционные процессы развития АПК Рязанской области / П. Дацюк, С. Полянский // АПК: экономика, управление. 2007. № 7. С. 8.

2. Климова, Н.В. Производство конкурентоспособной молочной продукции в интегрируемых организациях // Пищевая промышленность. 2004. № 10. С. 7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.